Научная статья на тему 'Политические возможности и риски открытия Зангезурского коридора, его роль в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе'

Политические возможности и риски открытия Зангезурского коридора, его роль в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
армяно-азербайджанский конфликт / Зангезурский коридор / связанность / международные транспортные коридоры / Южный Кавказ / региональная безопасность / Armenian-Azerbaijani conflict / Zangezur corridor / connectivity / international transport corridors / South Caucasus / regional security

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каримов Шовгин Ильхам Оглы

В настоящей статье оценивается потенциал использования Зангезурского коридора, связывающего основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой (НАР) в рамках проектов международных транспортных коридоров «Запад – Восток». Выделяются ключевые риски реализации данного проекта в условиях отсутствия мирного договора между Арменией и Азербайджаном и незавершенности процесса делимитации границ. Анализируются позиции иных сторон, заинтересованных в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе, – Турции, Ирана, России. Констатируется, что основной проблемой реализации Зангезурского коридора выступает отсутствие доверия между Азербайджаном и Арменией, а также риски того, что контроль над трафиком по маршруту может быть использован для искажения сложившегося баланса сил в регионе. Решение этих проблем предлагается осуществить за счет создания платформы для конструктивного диалога заинтересованных сторон по общим вопросам армяно-азербайджанских отношений, включая проблему Зангезурского коридора. Также адекватным решением видится создание альтернативного маршрута через Иран, если Армения не будет готова к договоренностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Opportunities and Risks of Opening the Zangezur Corridor, Its Role in Increasing Transport Connectivity in the South Caucasus

This article assesses the potential of using the Zangezur corridor linking the main territory of Azerbaijan with the Nakhchivan Autonomous Republic (NAR) within the framework of the West-East international transport corridor projects. The key risks of implementing this project in the absence of a peace treaty between Armenia and Azerbaijan and the incompleteness of the border delimitation process are highlighted. The positions of other parties interested in increasing transport connectivity in the South Caucasus – Turkey, Iran and Russia – are analyzed. It is stated that the main problem in the implementation of the Zangezur corridor is the lack of trust between Azerbaijan and Armenia, as well as the risk that Azerbaijan’s control over traffic along the route could be used to distort the existing balance of power in the region. The solution to these problems is proposed through the creation of a platform for constructive dialogue between Armenia, Azerbaijan and stakeholders on general issues of Armenian-Azerbaijani relations, including the corridor issue. The creation of an alternative route through Iran is also seen as an adequate solution in case Armenia is not ready for agreements.

Текст научной работы на тему «Политические возможности и риски открытия Зангезурского коридора, его роль в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе»

Научная статья УДК 327.82

https://doi.org/10.24158/pep.2024.4.6

Политические возможности и риски открытия Зангезурского коридора, его роль в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе

Шовгин Ильхам оглы Каримов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8770-0944

Аннотация. В настоящей статье оценивается потенциал использования Зангезурского коридора, связывающего основную территорию Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой (НАР) в рамках проектов международных транспортных коридоров «Запад - Восток». Выделяются ключевые риски реализации данного проекта в условиях отсутствия мирного договора между Арменией и Азербайджаном и незавершенности процесса делимитации границ. Анализируются позиции иных сторон, заинтересованных в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе, - Турции, Ирана, России. Констатируется, что основной проблемой реализации Зангезурского коридора выступает отсутствие доверия между Азербайджаном и Арменией, а также риски того, что контроль над трафиком по маршруту может быть использован для искажения сложившегося баланса сил в регионе. Решение этих проблем предлагается осуществить за счет создания платформы для конструктивного диалога заинтересованных сторон по общим вопросам армяно-азербайджанских отношений, включая проблему Зангезурского коридора. Также адекватным решением видится создание альтернативного маршрута через Иран, если Армения не будет готова к договоренностям.

Ключевые слова: армяно-азербайджанский конфликт, Зангезурский коридор, связанность, международные транспортные коридоры, Южный Кавказ, региональная безопасность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Каримов Ш.И. Политические возможности и риски открытия Зангезурского коридора, его роль в повышении транспортной связанности на Южном Кавказе // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 4. С. 41-46. https://doi.org/10.24158/pep.2024.4.6.

Original article

Political Opportunities and Risks of Opening the Zangezur Corridor, Its Role in Increasing Transport Connectivity in the South Caucasus

Shovgin I. ogly Karimov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8770-0944

Abstract. This article assesses the potential of using the Zangezur corridor linking the main territory of Azerbaijan with the Nakhchivan Autonomous Republic (NAR) within the framework of the West-East international transport corridor projects. The key risks of implementing this project in the absence of a peace treaty between Armenia and Azerbaijan and the incompleteness of the border delimitation process are highlighted. The positions of other parties interested in increasing transport connectivity in the South Caucasus - Turkey, Iran and Russia -are analyzed. It is stated that the main problem in the implementation of the Zangezur corridor is the lack of trust between Azerbaijan and Armenia, as well as the risk that Azerbaijan's control over traffic along the route could be used to distort the existing balance of power in the region. The solution to these problems is proposed through the creation of a platform for constructive dialogue between Armenia, Azerbaijan and stakeholders on general issues of Armenian-Azerbaijani relations, including the corridor issue. The creation of an alternative route through Iran is also seen as an adequate solution in case Armenia is not ready for agreements.

Keywords: Armenian-Azerbaijani conflict, Zangezur corridor, connectivity, international transport corridors, South Caucasus, regional security

Funding: Independent work.

For citation: Karimov, Sh.I. (2024) Political Opportunities and Risks of Opening the Zangezur Corridor, Its Role in Increasing Transport Connectivity in the South Caucasus. Society: Politics, Economics, Law. (4), 41-46. Available from: doi:10.24158/pep.2024.4.6 (In Russian).

Введение. Исследование региональных процессов в области безопасности на Южном Кавказе традиционно для российской политической науки. Сегодня, ввиду серьезных трансформаций в регионе в связи с восстановлением территориальной целостности Азербайджана, усиле-

© Каримов Ш.И., 2024

нием регионального влияния Турции, постепенным дрейфом политического курса Армении в сторону сотрудничества с Евросоюзом (ЕС) в области безопасности и другими процессами, актуализируется научный интерес к осмыслению указанных трансформаций. В частности, возникают новые возможности в области повышения транспортной связанности региона, включая потенциальное открытие Зангезурского коридора. Экономические перспективы этого маршрута пока не могут быть реализованы в силу сложностей армяно-азербайджанских отношений, серьезного кризиса доверия в отношениях Баку и Еревана. Поиск адекватных решений этой проблемы представляется актуальной исследовательской задачей.

Новизна исследования определяется спецификой анализируемых политических процессов, которые еще не получили должного освещения в российской литературе. В частности, на основе рассмотрения этих процессов: а) определяется экономический потенциал Зангезурского коридора; б) выявляются основные проблемы, связанные с его открытием; в) оцениваются возможные варианты решения этих проблем и снижения рисков, а именно - преодоление кризиса доверия между Арменией и Азербайджаном, силовое преодоление ситуации, а также заморозка проекта и проведение международного транспортного коридора (МТК) по альтернативному маршруту (через Иран).

Степень научной разработанности отдельных аспектов исследуемой проблематики довольно высока. Так, транспортно-логистические проекты на Южном Кавказе были предметом рассмотрения таких исследователей, как М.О. Тураева1, А.А. Маркаров (Маркаров, Давтян, 2022), Е.М. Кожокин2, А. Пылин (Пылин, 2018) и др. Отдельные аспекты влияния геополитической динамики (включая развитие конфликта по поводу Нагорного Карабаха) на торгово-экономические и транспортные маршруты рассматривались в трудах таких ученых, как С.С. Жильцов (Жильцов, Тулинов, 2023), Г.П. Григорян (Григорян, 2017), А.С. Буторов (Буторов и др., 2023) и др. Исследованию рисков и возможностей Зангезурского коридора посвящали свои работы И.Г. Агаев (Агаев, 2023), И. Нуриева (Нуриева, 2022) и ряд других авторов. Тем не менее актуальные тенденции (2023-2024 гг.) пока не получили должного освещения в литературе.

Основная часть. В условиях интенсификации международной торговли и стремления снизить издержки, связанные с транспортно-логистическими рисками различные государства, чьи территории в силу географического положения между центрами производства товаров и рынками сбыта обладают высоким транзитным потенциалом, стремятся извлечь максимальные выгоды от участия в проектах международных транспортных коридоров (Пылин, 2018).

Южный Кавказ или Закавказье - один из наиболее перспективных регионов для организации трафика товаров по линиям «Восток - Запад» и «Север - Юг» - сегодня претерпевает серьезные политические трансформации, вызванные восстановлением территориальной целостности Азербайджана после ликвидации непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в сентябре 2023 г. В таких условиях, по мнению экспертов, в перспективе возможно установление прочного мира между Арменией и Азербайджаном, что снизит существовавшие несколько десятилетий военно-политические риски для транзита товаров из Китая в Европу, а также по другим направлениям3.

Несмотря на то, что на территории стран Южного Кавказа в конце XX - начале XXI вв. предпринимаются попытки реализации сразу нескольких проектов международных транспортных коридоров, именно «широтные» маршруты обладают наиболее высоким экономическим потенциалом, связывая один из центров мирового производства товаров - Азиатско-Тихоокеанский регион - с крупнейшим рынком сбыта - Европой. Ключевым проектом здесь является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или «Средний коридор». Сотрудник американского аналитического центра RANE, занимающегося анализом политических рисков в различных регионах мира, М. Орр указывает, что экономическое значение «Среднего коридора» для транзитных государств настолько велико, что именно перспектива участия в данном проекте «определяет региональные стратегии геополитического балансирования»4.

Зангезурский коридор, который является предметом настоящего исследования, призван соединить «основную» часть Азербайджана с эксклавом - Нахичеванской Автономной Республикой (НАР) через Сюникскую область Армении, тем самым обеспечив прямую сухопутную связь

1 Тураева М.О. Транспортная инфраструктура стран Центральной Азии в условиях современной регионализации : доклад. М., 2014. 62 с.

2 Евгений Кожокин: «Россия заинтересована в стабильном Южном Кавказе» [Электронный ресурс] // 1 news. URL: https://1 news.az/news/20070405074358794-Evgenii-Kozhokin-Rossiya-zainteresovana-v-stabNnoiTi-YUzhnom-Kavkaze (дата обращения: 20.03.2024).

3 Петров А. Мир на Южном Кавказе: что ждет Россию в Азербайджане? [Электронный ресурс] // РМСД. 2024. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mir-na-yuzhnom-kavkaze-chto-zhdet-rossiyu-v-azerbaydzhane/ (дата обращения: 20.02.2024).

4 Средний коридор - важнейший маршрут, определяющий региональные геополитические стратегии [Электронный ресурс] // Turkic World. URL: https://turkic.world/ru/artides/kazakhstan/190639 (дата обращения: 20.02.2024).

между двумя территориями. В свою очередь НАР граничит с Турцией, поэтому мультимодальная транспортная система по Сюникской области, по сути, станет частью «Среднего коридора», повысив связанность территорий в Закавказье.

Несмотря на то, что основные экономические и геополитические выгоды от реализации проекта получит Азербайджан, для Армении здесь тоже имеются преимущества. Как указывал министр экономики В. Керобян, открытие сообщения с Азербайджаном (в том числе по Зангезур-скому коридору) приведет к росту внутреннего валового продукта (ВВП) на 30 % в течение двух-трех лет1. Бюджет Армении может значительно увеличиться за счет транзитных сборов. Также коридор может быть использован для перевозки грузов многими другими государствами, включая Россию, Иран, Турцию, страны Центральной Азии, Китай и т.д. Именно через реализацию данного проекта Армения могла бы преодолеть свое изолированное положение в регионе и стать важной частью «Среднего коридора».

Несмотря на экономические выгоды, которые Зангезурский коридор может принести как Азербайджану, так и Армении, реализация данного проекта тормозится довольно серьезными военно-политическими рисками. Нивелирование их тесно увязано с общей динамикой армяно-азербайджанских отношений в современную эпоху.

Уже вторая карабахская война в 2020 г. и тем более военная операция Азербайджана на территории НКР в 2023 г. создали новую динамику на Южном Кавказе, которая ставит как Армению, так и Азербайджан перед выбором нового вектора региональной политики. Официальный Баку, восстановив территориальную целостность страны, призвал к реализации новых проектов на Южном Кавказе, ожидая от Армении конструктивного сотрудничества и прямого участия в таких проектах (в основном, сосредоточенных на реконструкции инфраструктуры и обеспечении безопасности в новых условиях). Президент И. Алиев неоднократно прямо указывал, что тормозом на пути к реализации таких проектов выступает закрытость армяно-азербайджанской границы, поскольку региональное развитие не может происходить без внутренней и внешней связанности региона.

Как следствие, после военной операции в сентябре 2023 г. и прекращения существования непризнанной НКР президент И. Алиев усилил давление на Армению, призвав ее выполнить обязательства, зафиксированные еще по итогам второй карабахской войны 2020 г. в части открытия Зангезурского коридора. Однако армянские власти заняли осторожную, выжидательную позицию, прямо не высказываясь против данного проекта, но фокусируясь на других вопросах. Так, правительство Н. Пашиняна в большей степени озабочено смягчением критики со стороны оппозиции и переориентацией своего внешнеполитического курса - о чем свидетельствуют заявления о «заморозке» участия в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и усилении сотрудничества с Францией и другими странами Евросоюза2. Более того, армянская дипломатия прилагает усилия для убеждения своих партнеров в том, что противником прочного мира в регионе выступает именно Азербайджан, который якобы имеет намерение решить проблему коридора путем военного вторжения на суверенную территорию Армении.

Фактически разногласия по Зангезурскому коридору возникают в связи с вопросом возможного дисбаланса сил в регионе, поскольку контроль над трафиком по армянской территории, по сути, будет находиться вне полного контроля правительства государства. Международные договоренности здесь противоречивы, и каждая сторона трактует их в зависимости от своих интересов и опасений.

Так, в соглашении, подписанном после второй карабахской войны 2020 г., Армения взяла на себя обязательство «гарантировать безопасность транспортного сообщения между западными регионами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой в целях организации беспрепятственного движения людей, транспортных средств и грузов в обоих направле-ниях»3. Предполагалось также, что «новые транспортные проекты» на этом маршруте могут быть реализованы в будущем «по согласованию сторон».

Именно в трактовке «беспрепятственного движения» расходятся армянская и азербайджанская стороны. И. Алиев и его правительство настаивают, что в данной норме речь идет о Зангезур-ском коридоре - проекте, который имеет вполне четкие характеристики, являясь частью крупного транспортно-логистического маршрута «Средний коридор».

1 Гусейнов В. Зангезурский коридор - краеугольный камень регионального сотрудничества на Южном Кавказе [Электронный ресурс] // Валдай. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/zangezurskiy-koridor/ (дата обращения: 24.02.2024).

2 Пашинян заявил о заморозке участия Армении в ОДКБ [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6532111 (дата обращения: 24.02.2024).

3 Заявление Путина, Алиева и Пашиняна о прекращении войны в Карабахе [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/11/2020/5fa9c09c9a79471813bed754?from=copy (дата обращения: 24.02.2024).

Армянские власти же справедливо опасаются, что суверенная власть над территорией, по которой будет проходить маршрут в НАР, будет утрачена или размыта, чем воспользуется азербайджанская сторона (которая неоднократно называла Сюникскую область «историческими землями азербайджанцев»), а также ее влиятельный союзник - Турция, чьи амбиции в регионе постоянно возрастают1.

Как следствие, армянские власти крайне осторожно относятся к проекту Зангезурского коридора. В октябре 2021 г. секретарь Совета безопасности Армении А. Григорян заявлял: «Не может быть никакого "суверенного коридора" на территории Армении. Армянские дороги ... могут быть открыты. Но они будут находиться под контролем суверенного армянского государства»2. В этих условиях дефицит доверия может воспрепятствовать реализации договоренностей, поскольку очевидно, что идеальный для армянских властей вариант (с полным контролем над коридором) вряд ли мог быть воплощен в 2021 г. и тем более - в текущих условиях после решения «карабахского вопроса».

Так, Н. Пашинян в декабре 2023 г. иронично заявлял, что готов выплатить финансовое вознаграждение «любому, кто найдет в тексте соглашения слова "Зангезурский коридор"»3. Он настаивает, что спорная норма указывает лишь на обязанность армянских властей обеспечить свободный и безопасный проход в Нахичевань. По мнению премьер-министра, его функцию выполняли созданные Арменией пограничные переходы.

Возобновление внимания Азербайджана к Зангезурскому коридору уже после восстановления территориальной целостности, на наш взгляд, вызвано тремя основными мотивами.

Во-первых, он признает изменение геополитического ландшафта после второй карабахской войны и действует исходя из этого. Проблема НКР долгое время решалась при участии региональных и глобальных игроков - ЕС, США, России, Ирана, однако Азербайджан намерен усилить свое собственное влияние на Южный Кавказ, определяя архитектуру региональной безопасности (при активной поддержке Турции).

Во-вторых, Азербайджан стремится реализовать проект Зангезурского коридора и в целом выстроить новый формат отношений с Арменией в момент, когда внимание России и других международных игроков переключено на Украину, Ближний Восток и другие регионы геополитической напряженности. В этих условиях Баку стремится использовать полученное «окно возможностей» для инициативной политики.

В-третьих, лично президент Азербайджана И. Алиев рассматривает Зангезурский коридор как один из основных проектов, вносящих вклад в реализацию более широкой политики регионализма. Иными словами, повышение транспортной связанности рассматривается азербайджанскими властями в контексте усиления региональной безопасности и укрепления доверия между тремя странами региона. Подобные цели могут быть реализованы только в рамках работы над совместными проектами - тем более, что Зангезурский коридор позволил бы Еревану получать экономические выгоды от транзита товаров.

Путь Армении к перестройке своей региональной политики в послевоенных условиях крайне непрост. Фактически в стране существует серьезная оппозиция внешнеполитическому курсу на сближение с Азербайджаном, который рассматривается как противник. В таких условиях Н. Пашинян стеснен в действиях относительно переговоров по Зангезурскому коридору, поскольку любые соглашения с Баку в этой сфере могут быть рассмотрены оппозицией в рамках нарратива о «капитуляции» и предательстве национальных интересов.

Помимо внутренних причин, есть и внешние факторы, влияющие на отсутствие прогресса в вопросах реализации Зангезурского коридора. Самый главный вопрос, на который обращают внимание армянские власти - это проблема взаимного недоверия в отношениях между Арменией и Азербайджаном4. Данная проблема укоренилась благодаря тому, что этот вопрос фактически игнорировался в ходе посреднического процесса по нагорнокарабахскому конфликту, в котором участвовала Минская группа и иностранные государства-посредники на протяжении трех десятилетий, тогда как представители Армении и Азербайджана редко вели прямой и открытый диалог. В итоге механизм построения доверия между двумя странами так и не был создан.

1 De Waal T. In the South Caucasus, Can New Trade Routes Help Overcome a Geography of Conflict? [Электронный ресурс] // Carnegie Endowment. URL: https://carnegieeurope.eu/2021/11/08/in-south-caucasus-can-new-trade-routes-help-overcome-history-of-conflict-pub-85729 (дата обращения: 20.03.2024).

2 Никакого «Зангезурского коридора» не будет - секретарь Совбеза Армении о коммуникациях [Электронный ресурс] // Sputnik Armenia. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20210517/Nikakogo-Zangezurskogo-kori-dora-ne-budet--sekretar-Sovbeza-Armenii-o-kommunikatsiyakh-27583215.html (дата обращения: 20.03.2024).

3 Avetisyan A. Azerbaijan Revives Demand for Corridor through Armenia [Электронный ресурс] // Eurasianet. URL: https://eurasianet.org/azerbaijan-revives-demand-for-corridor-through-armenia (дата обращения: 24.02.2024).

4 Pashinyan Cites 'Mutual Distrust' as Reason for Delay of Yerevan-Baku 'Peace Deal' [Электронный ресурс] // Asbarez. URL: https://asbarez.com/pashinyan-cites-mutual-distrust-as-reason-for-delay-of-yerevan-baku-peace-deal/ (дата обращения: 25.02.2024).

Ситуация осложняется серьезной активностью Турции в продвижении проекта Зангезурского коридора. Это тоже вызывает озабоченность армянской стороны, учитывая роль официальной Анкары в укреплении военной мощи Азербайджана. И.Г. Агаев указывает, что реализация «коридора» на территории Армении рассматривается как частичная потеря суверенитета и передача контроля над территорией в руки государств, являющихся естественными противниками Армении (Агаев, 2023). Контроль Баку над транспортными маршрутами в стране теоретически может привести к закрытию связи с Ираном (на южной границе), что практически полностью ее изолирует.

Еще одна внешняя причина настороженности Армении - сложившееся во время правления Н. Пашиняна недоверие в российско-армянских отношениях (Погосян, 2023). Согласно договоренностям 2020 г.1, безопасность прохода между западным Азербайджаном и НАР должны были гарантировать пограничные войска Федеральной службы безопасности России. Официальный Баку указывает, что этого вполне достаточно для того, чтобы ни одна из сторон не могла использовать транспортный маршрут в ущерб другой. Однако армянские власти в последние месяцы не считают, что Россия способна обеспечить учет национальных интересов Армении при реализации Зангезурского коридора2.

При этом, несмотря на указанные внутренние и внешние факторы, значительная часть армянской политической элиты осознает важность участия Армении в любых транспортно-логистиче-ских проектах, которые могут быть ей экономически выгодными. Неслучайно Н. Пашинян, выступая на международном форуме «Шелковый путь» в октябре 2023 г. представил проект «Перекресток мира», в рамках которого Армения будет соединена с Черным, Каспийским и Средиземным морями через своих соседей, что, разумеется, потребует формирования транспортных маршрутов3.

Примечательно, что в попытке убедить Армению реализовать выгодный для нее проект Зангезурского коридора власти Азербайджана предпринимают разные стратегии. С одной стороны, это традиционное давление, доходящее до угроз применения военной силы для реализации проекта. С другой - в последние месяцы распространяются сообщения помощника президента Азербайджана Х. Гаджиева о том, что маршрут через Армению «утратил свою привлекательность для Баку»4, и вместо этого он может быть реализован через Иран. Действительно, с экономической и логистической точки зрения перенаправление маршрута через Иран позволяет избежать сложных договоренностей с Арменией и необходимости вырабатывать механизмы их исполнения (что довольно непросто в условиях низкого уровня доверия между странами).

А. Оверчук, вице-премьер Российской Федерации, участвовавший в армяно-азербайджанских переговорах по вопросу разблокировки коммуникаций и открытия границ, отметил, что все перспективы у этого проекта имеются: Армения, по сути, «выводится из игры» с широтными МТК, но снижает риски утраты суверенитета5. Действительно, Азербайджан и Иран фактически уже приступили к строительству автомобильной дороги, которая пройдет по южному берегу реки Араз в обход Армении, а также подписали меморандум по строительству железной дороги по территории Ирана. Технически Зангезурский коридор и альтернативный «иранский маршрут» отличаются незначительно: армянский насчитывает 42 км, а иранский - 506.

Заключение. Несмотря на совпадение долгосрочных целей Армении и Азербайджана в области региональной безопасности и извлечении преимуществ из географического положения региона на пересечении крупных торговых путей, их разные взгляды на перспективу создания Зангезурского коридора как часть ТМТМ препятствуют прогрессу на пути к окончательному мирному урегулированию конфликта и открытию границ. Эти продолжающиеся разногласия не способствуют восстановлению доверия и, по сути, продлевают «послевоенную неопределенность».

Решение проблемы Зангезурского коридора видится в плоскости более широких усилий по укреплению доверия. Для этих целей перспективным вариантом видится создание общей платформы, дискуссионной площадки с представителями различных органов государственной власти Армении и Азербайджана и дипломатами заинтересованных сторон (Россия, Турция, Иран, возможно - Евросоюз и Китай). В данном формате необходима комплексная проработка рисков и опасений Армении, поиск баланса сил, который будет возможным в случае реализации проекта Зангезурского коридора.

1 Война будет приостановлена: Пашинян сообщил о трудном для него решении [Электронный ресурс]. Sputnik Armenia. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20201110/Voyna-budet-priostanovlena-Pashinyan-soobschil-o-trudnom-dlya-nego-reshenii-25248960.html (дата обращения: 20.03.2024).

2 Безопасность Армении пошла по миру [Электронный ресурс] // Коммерсант. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/6508715 (дата обращения: 25.02.2024).

3 Кривошеев К. Перекресток или тупик: станут ли Армения и Азербайджан экономическими партнерами [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/499385-perekrestok-ili-tupik-stanut-li-ariTie-nia-i-azerbajdzan-ekonomiceskimi-partnerami (дата обращения: 25.02.2024).

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

Если подобные инструменты не приведут к результату, Азербайджан может повысить региональную связанность уже за счет взаимодействия с Ираном в области строительства альтернативных маршрутов (железной и автомобильной дорог), тем самым исключив Армению из участия в «Среднем коридоре», но отказавшись от рычагов давления на Ереван. Выгоды от такого сотрудничества и его риски могут стать предметом дальнейших научных исследований.

Список источников:

Агаев И.Г. Интересы региональных и мировых держав в открытии Зангезурского коридора // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2023. С. 13-18.

Буторов А.С., Дегтерев Д.А., Савичева Е.М. Региональная безопасность на Южном Кавказе: новая база данных РУДН по международным отношениям // Постсоветские исследования. 2023. Т. 6, № 4. С. 388-400.

Григорян Г.П. Россия и Южный Кавказ: возможности и ограничения регионального сотрудничества // Время больших перемен: политика и политики. М., 2017. С. 103-104.

Жильцов С.С., Тулинов Б.М. Геополитическая трансформация Каспийского региона: итоги и направления развития // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67, № 2. С. 130-138. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-2-130-138.

Маркаров А.А., Давтян В.С. Транспортная геополитика на Южном Кавказе в условиях вызовов разблокирования коммуникаций // Геоэкономика энергетики. 2022. Т. 20, № 4. С. 56-73. https://doi.org/10.48137/26870703_2022_20_4_56.

Нуриева И. Азербайджано-турецкая солидарность и историко-политическое значение Шушинской декларации // Теория и практика современной науки. 2022. № 11 (89). С. 105-108.

Погосян Г.А. Армяно-российские отношения: точка бифуркации в контексте евразийской интеграции // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2023. С. 449-453.

Пылин А. Международные транспортные коридоры на Южном Кавказе и их транзитный потенциал // Геоэкономика энергетики. Спецвыпуск. 2018. № 4. С. 121-137.

References:

Agaev, I. G. Interesy regional'nykh i mirovykh derzhav v otkrytii Zangezurskogo koridora [Interests of regional and world powers in the opening of the Zangezur corridor]. In: Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost, sotrudnichestvo. Moscow, рр. 13-18. (In Russian) Butorov, A. S., Degterev, D. A. & Savicheva, E. M. (2023) Regional Security in the South Caucasus: New RUDN Database on International Relations. Postsovetskie issledovaniya. 6 (4), 388-400. (In Russian)

Grigoryan, G. P. (2017) Rossiya i Yuzhnyi Kavkaz: vozmozhnosti i ogranicheniya regional'nogo sotrudnichestva [Russia and the South Caucasus: opportunities and limitations of regional cooperation]. In: Vremya bol'shikh peremen: politika i politiki. Moscow, рр. 103-104. (In Russian)

Markarov, A. A. & Davtyan, V. S. (2022) Transport Geopolitics in the South Caucasus under the Challenges of Unblocking Communications. Geoekonomika energetiki. 20 (4), 56-73. Available from: doi:10.48137/26870703_2022_20_4_56. (In Russian).

Nuriyeva, I. (2022) Azerbaijani-Turk^ Solidarity and the Historical and Political Significance of the Shusha Declaration. Te-oriya i praktika sovremennoi nauki. (11 (89)), 105-108. (In Russian).

Pogosyan, G. A. (2023) Armyano-rossiiskie otnosheniya: tochka bifurkatsii v kontekste evraziiskoi integratsii [Armenian-Russian relations: a point of bifurcation in the context of Eurasian integration]. In: Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Moscow, рр. 449-453. (In Russian).

Pylin, A. (2018) Mezhdunarodnye transportnye koridory na Yuzhnom Kavkaze i ikh tranzitnyi potentsial [International transport corridors in the South Caucasus and their transit potential]. Geoekonomika energetiki. Spetsvypusk. (4), 121-137. (In Russian).

Zhiltsov, S. S. & Tulinov, B. M. (2023) Geopolitical Transformation of the Caspian Region: Directions and Development Outcomes. World Economy and International Relations. 67 (2), 130-138. Available from: doi:10.20542/0131-2227-2023-67-2-130-138. (In Russian).

Информация об авторе Ш.И. Каримов - главный специалист отдела сопровождения деятельности иностранных обучающихся и преподавателей управления по работе с иностранными обучающимися и преподавателями Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Sh.I. Karimov - Chief Specialist at the Department of Foreign Students and Teachers Activities, Department for Work with Foreign Students and Teachers of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.02.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.03.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 16.04.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.