Политические, социальные и национальные требования Яна Гуса..
УДК 930.1 (091) ; 94(437)
Нигметзянов Тахир Исламович
кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет
ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЯНА ГУСА: ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ А.С. САЗОНОВОЙ
В статье исследуется вклад ученого-медиевиста, преподавателя Костромского государственного педагогического института Антонины Сергеевны Сазоновой в развитие отечественной гуситологии. Прослеживается развитие отечественного славяноведения после революции 1917 года до начала 1950-х годов. Указывается, что после окончания Второй мировой войны и формирования социалистической системы стран Восточной Европы ситуация для отечественного славяноведения меняется в благоприятную сторону, создается Институт славяноведения АН СССР. В это время появляется несколько диссертаций по гуситологии. Одной из первых была диссертация А. С. Сазоновой, посвященная учению чешского религиозного реформатора Яна Гуса. Автор рассматривает воззрения Гуса, направленные на борьбу с католической реакцией, социальным и национальным угнетением, с классовых и патриотических позиций.
Методологической основой исследования Сазоновой стали работы К. Маркса и Ф. Энгельса, что является характерной чертой той эпохи. Отдав должное марксизму, она переходит к детальному анализу источников. А. С. Сазонова приходит к выводу, что учение Гуса стало исходным моментом для формирования таборитской программы, а также оказало большое влияние на последующую немецкую реформацию.
Ключевые слова: славяноведение, гуситология, медиевистика, историография, Ян Гус, католическая церковь, Дж. Виклиф, Ф. Палацкий, табориты, реформация.
Антонина Сергеевна Сазонова (19212003) родилась в городе Михайлов-ское Рязанской области в семье рабочего. В 1940 году она поступила на исторический факультет Московского государственного педагогического института. Однако Великая Отечественная война прервала ее обучение, и на два года (1942-1944 годы) она возвратилась в свой родной город, став учителем истории в средней школе. В 1944 году она возвращается в институт и в 1947 году заканчивает его с отличием. Как способный студент она была принята в аспирантуру по специализации «История средних веков». На выбор ее последующей научной деятельности повлияли прежде всего новые приоритеты в исторической науке - обращение к славяноведению.
Отечественная гуситология после 1917 года переживала тяжелые времена. В послереволюционные годы одна из лучших школ славяноведения была утрачена, многие ее представители оказались в тяжёлых жизненных условиях по причине голода и безработицы. Новые кадры, в том числе гусито-логов, не готовились. Кратковременное существование Института славяноведения (1931-1933 годы) в Ленинграде не изменило общей ситуации. Многие сотрудники оказались репрессированными по сфабрикованному ОГПУ-НКВД «Делу славистов».
Возрождение славяноведения начинается с конца 1930-х годов, когда создаются центры славистики при Институте истории АН СССР, на историческом факультете МГУ В период войны медиевисты не обращались к специальному рассмотрению вопросов, касающихся истории стран Восточной Европы, гуситское движение в исследованиях этого времени оценивалось как патриотическое (Н.С. Державин, Н.П. Грацианский и др.) [2, с. 6780; 3, с. 36-37].
После окончания Второй мировой войны и формирования социалистической системы в Восточной Европе ситуация стала меняться для славистов в лучшую сторону. Возникла потребность в координации исследований отечественных славистов и историков стран так называемой народной демократии. В 1947 году создается Институт славяноведения АН СССР. Была подготовлена коллективная монография «История Чехии», главу о гуситском движении в ней написали Г.Э. Санчук и Б.М. Ру-коль [4]. Появляются исторические источники по истории гуситского движения в хрестоматиях, налаживаются связи с чехословацкими коллегами. Таким образом, создаются необходимые условия для глубокого изучения общих и частных проблем истории гуситского движения. Появляется несколько диссертаций по гуситологии. Одной из первых была диссертация А. С. Сазоновой, посвященная учению чешского религиозного реформатора Яна Гуса (1408-1415) [5]. В дальнейшем в «Ученых записках Института славяноведения» Академии наук СССР выходит ее статья «Социально-политические и национальные требования в учении Яна Гуса» [6, с. 240-281].
Автор рассматривает учение Яна Гуса с классовых и патриотических позиций - как явление, направленное на борьбу с католической реакцией, социальным и национальным угнетением [6, с. 241]. Методологической основой ее исследования стали работы К. Маркса и Ф. Энгельса, что является характерной чертой той эпохи. Отдав должное марксизму, она переходит к детальному анализу источников.
Сазонова указывает на письма Яна Гуса как ценный источник информации, так как они дают возможность проследить этапы жизненного пути религиозного реформатора, его взаимоотношения
© Нигметзянов Т.И., 2018
Вестник КГУ^ № 1. 2018
257
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
с представителями различных слоев чешского общества и эволюцию его взглядов.
Кроме собственных сочинений Гуса автор привлекает сообщения его современников и последующих хронистов. В этом ряду отмечается особая ценность книги Петра Младеновиц, анонимной хроники Пражского университета (1348— 1413 годы), чешской летописи.
В своих исследованиях А.С. Сазонова анализирует историографию гуситского движения, руководствуясь классовым принципом. Наиболее интересным является анализ чешской гуситоло-гии - работ Ф. Палацкого, Вд. Нееджлы, Й. Маце-ка, Ф. Граус, М. Маховец и др.
Сами выступления Яна Гуса представляются как логическое следствие обострения социальных и национальных проблем, сложной ситуации в деревне и городе.
Выступление Гуса против католического духовенства связывалось с борьбой против церковных феодалов. А.С. Сазонова сравнивает его требования со взглядами английского реформатора Дж. Виклифа. Обличение эксплуататорской сущности католического духовенства, по мнению исследователя, составляет важнейшую сторону деятельности Яна Гуса. Это обеспечило вовлечение в лагерь бюргерской оппозиции широких народных масс.
По утверждению А.С. Сазоновой, обличительные проповеди Гуса ускорили нарастание национального движения в Чехии XV в. Оценивая требования Гуса, А.С. Сазонова указывает, он был выразителем интересов чехов, сторонником государственного суверенитета.
В завершение работы А.С. Сазонова приходит к выводу, что учение Яна Гуса стало исходным моментом для формирования таборитской программы, а также оказало большое влияние на последующую немецкую реформацию.
Работа А.С. Сазоновой стала этапной в становлении современной гуситологии. Материалы ее исследований привлекаются современными медиевистами и историографами [1; 7].
После успешной защиты диссертации в августе 1951 года А.С. Сазонова была направлена на преподавательскую должность в Костромской государственный педагогический институт, где до 1983 года преподавала историю древнего мира и историю средних веков для студентов историко-филологического и историко-педагогического факультетов. Здесь она состоялась как педагог, который сочетал профессиональное преподавание
истории с требовательностью. Она подготовила не одну тысячу учителей истории, некоторые из которых стали кандидатами и докторами исторических наук. А.С. Сазонова внесла заметный вклад в становление и развитие исторического образования в Костромской области.
Библиографический список
1. Бучанов И.И. Гуситское движение: отечественная историография: дис. ... канд. ист. наук. -М., 2010. - 231 с.
2. Грацианский Н. П. Новое наступление немецких захватчиков на славянские земли с XIII по XV вв. // Вековая борьба южных и западных славян против германской агрессии. - М., 1944. - С. 67-80.
3. Державин Н.С. Вековая борьба славян с немецкими захватчиками. - М., 1943. - С. 36-37.
4. История Чехии / под ред. В.И. Пичета. -[Б. м.]: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1947. - 255 с.
5. Сазонова Л.С. Социально-политические и национальные требования в учении Яна Гуса: дис. ... канд. ист. наук. - М., 1951. - 167 с.
6. Сазонова А.С. Социально-политические и национальные требования в учении Яна Гуса // Ученые записки Института славяноведения. - М.: Академии наук СССР, 1958. - Т. 16. - С. 240-287.
7. Пашинин А.П. Шляхта в гуситском революционном движении: дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2006. - 203 с.
References
1. Buchanov I.I. Gusitskoe dvizhenie: otechestvennaya istoriografiya: dis. . kand. ist. nauk. - M., 2010. - 231 s.
2. Gracianskij N.P. Novoe nastuplenie nemeckih zahvatchikov na slavyanskie zemli s XIII po XV vv. // Vekovaya bor'ba yuzhnyh i zapadnyh slavyan protiv germanskoj agressii. - M., 1944. - S. 67-80.
3. Derzhavin N.S. Vekovaya bor'ba slavyan s nemeckimi zahvatchikami. - M., 1943. - S. 36-37.
4. Istoriya CHekhii / pod red. V.I. Picheta. -[B. m.]: Gos. izd-vo polit. lit-ry, 1947. - 255 s.
5. Sazonova L.S. Social'no-politicheskie i nacional'nye trebovaniya v uchenii YAna Gusa: dis. ... kand. ist. nauk. - M., 1951. - 167 s.
6. Sazonova A.S. Social'no-politicheskie i nacional'nye trebovaniya v uchenii YAna Gusa // Uchenye zapiski Instituta slavyanovedeniya. - M.: Akademii nauk SSSR, 1958. - T. 16. - S. 240-287.
7. Pashinin A.P. SHlyahta v gusitskom revolyucionnom dvizhenii: dis. ... kand. ist. nauk. -Saratov, 2006. - 203 s.
Вестник КГУ ^ № 1. 2018
258