МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ XXI ВЕКА
Нгуен Суан Кыонг
Институт китайских исследований, журнал "Китайские исследования", ул. Лиеу Зяй, 1, район Бадинь, Ханой, Вьетнам.
Анализируя процесс политических реформ в КНР, автор отмечает, что в течение первых 20 лет реформ и открытости Китая экономический рост не сопровождался развитием общества. Политические реформы не поспевали за экономическими, несовершенство политической системы сдерживало экономические реформы и развитие. В силу этого XVI съезд КПК поднял политику до уровня «политической культуры» по аналогии с «материальной культурой» и «духовной культурой». В первое 20-летие XXI в. с целью завершить всестороннее построение общества «малого достатка» Китай должен создать «совершенную систему социалистической рыночной экономики», построить «гармоничное социалистическое общество». Для достижения этих целей политические реформы в Китае должны обеспечить «совершенствование социалистической демократии» и «социалистического правового государства».
В первые годы XXI в. реформы принесли ряд значимых достижений: политическую стабильность, мирную смену поколений власти, существенное повышение уровня политической демократии. Пройден первый этап формирования правового социалистического государства, возросли способность и уровень руководства со стороны правящей партии, усилилось партийное строительство. Но и в начале второго десятилетия XXI в. осуществление законодательства, демократии сталкивается со многими вызовами, особенно с активизацией национализма в начале века. Вместе с тем «китайская мечта» мобилизует грандиозные силы единства, чтобы Китай смог: а) углубить реформы и увеличить открытость; б) решить все свои общественно-политические проблемы; в) повысить руководящую и властную мощь КПК.
Процесс осуществления «китайской мечты» также означает стремление к вершинам экономики, политики, военного дела, технологий в мире, овладение ими, отражает процесс становления новой великой державы, которая придёт на смену США. Политические реформы с целью осуществления «китайской мечты» связаны с мирным развитием, внесением вклада в развитие и прогресс человечества, совместным со всеми соседними странами успешным развитием. Иначе Китай повторит историю краха и упадка цивилизаций и великих держав.
Ключевые слова: Китай, политические реформы, уровень демократии, правовое социалистическое государство, Коммунистическая партия Китая, «народ-хозяин», верховенство права, «три представительства», права человека, защита частной собственности.
В последние два десятилетия XX века в
Китае произошли огромные изменения.
Китай избежал социально-экономического кризиса конца 70-х г. XX в. Строительство правового социалистического государства в Китае на рубеже XXI в. было связано с курсом политических реформ. С переходом в XXI в. Китай борется за всестороннее построение к 2020 г. общества «малого достатка» («сяокан»). В 2001 г. Китай вступил в ВТО, что ускорило процессы всестороннего включения в мировую экономику и усиление интеграции региональной экономики. Эта новая обстановка потребовала от Китая политического обновления. Коммунистическая партия Китая оказалась перед необходимостью выработать новый курс, теорию и программу развития Китая. С 2000-го г. получила развитие идеология «трёх представительств», которая была официально принята XVI съездом КПК в 2002 г. Ранее XV съезд Коммунистической партии Китая выдвинул положение о строительстве социалистического правового государства, развитии политической демократии и права. Это курс обозначил параметры экономического и политического развития страны в последние годы XX и в начале XXI в.
Однако в работе по реформированию политической системы Китая встречаются трудные проблемы, прежде всего, в части регулирования отношений между правящей партией и государством, другими партиями и политическими организациями, в отношениях между законодательными и судебно-исполнительными органами, органами юстиции социалистической правовой системы. В течение первых 20 лет реформ и открытости Китая экономический рост не сопровождался развитием общества, политические реформы не поспевали за экономическими, несовершенство политической системы сдерживало экономические реформы и развитие. В силу этого XVI съезд КПК поднял политику до уровня «политической культуры» по аналогии с «материальной культурой» и «духовной культурой». В первое двадцатилетие XXI в. с целью завершить «всестороннее построение общества «малого достатка» Китай должен создать «совершенную систему социалистической рыночной экономики», построить «гармоничное социалистическое общество». Для достижения этих целей политические реформы в Китае в первые двадцать лет XXI в. должны обеспечить «совершенствования социалистической демократии» и «социалистического правового государства».
Политика Китая в начале XXI в.
XVI съезд Коммунистической партии Китая в 2002 г. постановил «продолжать активно и размеренно проводить политические реформы, расширять социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, строить социалистическое правовое государство». В его решениях подчеркнуто, что «для развития социалистической демократии самым
основным является настойчивое обеспечение органического единства между партийным руководством, правом народа на управление страной на основе права» [6]. Съезд выдвинул следующий курс: «Настойчиво совершенствовать институт Собрания народных представителей, обеспечивать осуществление им и его Постоянным комитетом функций согласно закону, гарантировать, чтобы законотворчество и надзор за реализацией законов лучше выражали волю народа» [23]. XVI съезд КПК определил, что «развитие социалистической политической демократии, строительство социалистической политической культуры является важной задачей всестороннего строительства общества малого достатка» [21].
Процесс законодательного строительства
Курс «управления страной на основе верховенства государственного права и строительства социалистического правового государства» был выдвинут XV съездом Коммунистической партии Китая в 1997 г. В 1999 г. данное положение было внесено в Конституцию КНР. Это стало важной вехой правового строительства и укрепления социалистической демократии в Китае. И с того момента законодательная работа:
- непрерывно стимулировалась в плане её демократизации;
- превращалась в систему основных законов;
- усиливала административную реформу с целью строительства легитимной власти;
- велась планово и по ключевым направлениям популяризация законов.
Понятие социалистической законности в настоящий момент находится в процессе непрерывного углубления, гражданское сознание и представления о законности повышаются, дух законности продолжает развиваться. На XV съезде понятие «социалистическое правовое государство» было изменено на «государство социалистической законности». Эта смена свидетельствовала о важном изменении в концепции руководства Китаем. По сути, Оно позволяет утверждать, что в Китае не только решили усилить строительство правового строя, но, что более важно, начался переход от «авторитарного управления» (персонализированного в личностях вождей) к управлению страной на основе закона. Это ясно показывает, что Коммунистическая партия Китая непрестанно углубляет процесс управления страной, что является творческой находкой в деле построения социализма с китайской спецификой.
XVI съезд КПК (ноябрь 2002 г.) пошёл дальше в осознании этих понятий, постулировав, что «руководящей силой построения социалистической демократии является Коммунистическая партия Китая, основным базисом -народ-хозяин, основным путём - «верховенство государственного права». Он постановил, что «основным для развития социалистической демократии является укрепление органического
единства между правящей партией, народом-хозяином и правовым управлением (верховенством государственного права), продолжение активных и взвешенных преобразований, расширение социалистической демократии, укрепление социалистической законности, строительство государства социалистической законности с твёрдой предпосылкой 4 основных принципов» [9]. Съезд утвердил курс на органичное единство между «правящей партией», «народом-хозяином» и «верховенством государственного права».
К 2004 г. Китай осуществил изменение Конституции на основе поправок к её редакции 1999 г. В Конституцию было внесено важное идеологическое положение о «трёх представительствах», о проблеме уважения и защиты прав человека, проблеме защиты права частной собственности. Это стало безусловно историческим шагом вперёд в развитии законности в Китае. 15 октября 2007 г. открылся XVII съезд КПК. В докладе Политбюро XVII съезду была подчёркнута необходимость:
- крепить органическое единство между правящей партией, народом-хозяином и «верховенством государственного права»;
- укреплять и совершенствовать институт Собрания народных представителей;
- развивать режим политических консультаций и многопартийного сотрудничества под руководством Коммунистической партии,
- непрерывно стимулировать, совершенствовать и развивать социалистический строй в Китае [10].
Первое десятилетие XXI в. явилось периодом, когда Китай углубленно стимулировал всестороннее осуществление стратегии «верховенства государственного права», совершенствовал теорию построения социалистического правового государства. Благодаря правильным мерам политика построения социалистического правового государства в Китае в настоящее время постоянно расширяется и углубляется.
Развитие социалистической демократии
С вступлением в XXI в. модель политической демократии социализма сложилась в формулу «правящая партия - народ-хозяин - управление страной на правовой основе», опирающуюся на четыре института - «собрания народных депутатов, многопартийное сотрудничество под руководством Коммунистической партии и политических консультаций, национальные автономии и массовое самоуправление на местах». В марте 2004 г. второе заседание Всекитайского собрания народных представителей X созыва утвердило исправленную и дополненную Конституцию, внеся в неё положение о том, что «государство уважает и гарантирует права человека». XVI съезд КПК выдвинул положение о «внутрипартийной демократии как миссии партии» [11].
В октябре 2005 г. в Китае была опубликована «Белая книга о формировании политической
демократии». В ней ясно указывалось, что «китайская демократия является народной демократией под руководством Коммунистической партии Китая, при которой широкие народные массы являются хозяином, осуществляя народно-демократическую диктатуру, следуя принципу демократического централизма» [22]. В «Белой книге» также заявлялось, что «Коммунистическая партия возглавляет демократическую власть: решительно держит её в руках в интересах народа, опираясь на народ и гарантируя народу право быть хозяином, укрепляет и совершенствует народно-демократическую диктатуру, режим демократического централизма, использует внутрипартийную демократию для распространения и развития народной демократии» [1].
Китай придерживается установки на демократизацию работы правительства. Демократическое правительство - это правительство, служащее народу, несущее ответственность перед народом, поощряющее и гарантирующее народу право хозяина. Китай непрерывно строит и совершенствует государственную систему и механизмы работы юстиции, укрепляет строительство демократической юстиции, максимально гарантирует законные права граждан и юридических лиц посредством справедливого правосудия, обеспечивает общественную беспристрастность и справедливость [2]. XVII съезд КПК акцентировал намерение партии «решительно следовать путём политического развития социализма с китайской спецификой, упорно добиваться органического единства между руководящей партией, народом-хозяином и управлением страной на основе права» [16].
Представления о политических реформах
в Китае в первом десятилетии XXI в.
Анализируя политические реформы в Китае в первом десятилетии XXI в., мы можем отметить, что, с одной стороны, за прошедшие 10 лет Китай осуществил несколько важных прорывов и добился достойных внимания успехов: сохранил политическую стабильность; осуществил смену поколений руководителей; кардинально повысил уровень политической демократии. В эти годы были сделаны первые шаги по совершенствованию социалистического правового государства, повышению способности к управлению и уровня партийного руководства обществом. С другой стороны, ряд глубинных проблем и трудностей в политике ещё не полностью преодолён, некоторые отрицательные явления политической жизни всё ещё относительно серьёзны, по-прежнему есть потенциальная угроза политической стабильности. Вместе с тем, в новой ситуации реформирование государственных институтов и политическое развитие Китая сталкиваются со многими новыми испытаниями.
Руководители Китая осознают потребность ускорения политических реформ в Китае. 6 ян-
варя 2010 г. в интервью премьер-министр Вэнь Цзябао обозначил четыре направления политических реформ в Китае, на которых будут концентрироваться усилия:
- во-первых, необходимо строить социалистическую демократию, гарантировать избирательное право, право граждан быть информированными, участвовать в общественных делах и контролировать их;
- во-вторых, нужно совершенствовать социалистическую законность, управлять страной на основе закона, строить правовое государство;
- в-третьих, обеспечить социальное равенство и справедливость;
- в-четвёртых, осуществлять свободное и всесторонне развитие человека [15].
20 августа 2010 г. Вэнь Цзябао, инспектируя компетентные органы, заявил: «Необходимо не только реформировать экономическую систему, но также реформировать политическую систему, в отсутствии гарантий политических реформ успехи экономических преобразований могут быть потеряны, задача модернизации также не сможет быть выполнена» [16].
Политические реформы в Китае после XVIII съезда Коммунистической партии
Китай, превратившись за 35 лет проведения реформ и политики открытости в великую державу в экономическом отношении, сегодня ставит задачу стать сверхдержавой. Великое возрождение Китая, основанное на «китайской мечте», стремлении превратить его в политическую, военную, экономическую, культурную сверхдержаву, привело сегодня к тому, что он стал стратегическим конкурентом США и продвигается к замене Америки в управлении миром. В этом процессе поиски модели, пути, методов развития имеют ключевое значение.
Китай в настоящее время, особенно после мирового финансового кризиса, стоит перед многими вызовами, требующих поиска новых методов развития. Каким образом осуществлять политические реформы, как изменится роль государства после того, как обретёт мощь и станет играть решающую роль рынок? В непосредственной связи с политическими реформами проявились общественные, экологические проблемы, угроза терроризма. Если Китай не осуществит политические преобразования, то с трудом сможет воплотить «китайскую мечту».
Во втором десятилетии XXI в. КПК как правящая партия стоит перед многими вызовами: необходимостью выработки теоретической системы руководства отношениями между партией и народными массами, государством и обществом, совершенствованием собственной способности к осуществлению властных полномочий, руководству страной, развитием гражданского общества, выработкой новых идеологических концепций по вопросам нации, демократии.
В прошедшие годы в Китае властные функции на всех уровнях изменились: власть стала не «всеохватной», «механической», «авторитарной», а «управленческой» и «правовой». В предстоящие годы власть как «сервисный механизм» будет усиливаться. Правовая система за последние годы была значительно укреплена. Выросло правовое сознание. Китай рассматривал ускорение административной реформы, строительство служащей народу власти в качестве ключевого звена в процессе реформирования своей политической системы. XVIII съезд КПК выступил за усиление открытости, стандартизацию отправления властных полномочий.
В первом десятилетии XXI в. система управления обновилась, её правовые основы в основном сложились, властные функции изменились в направлении конституционности. Принимаемые государством решения стали носить более научный, демократичный и правовой характер. Роль и функции правительства определены как «экономическое регулирование, рыночный контроль, общественное управление и общественное обслуживание». Стимулировалось изменение властных функций, повышались силы и уровень властного обслуживания, осуществлялся переход от «власти всемогущества» к «ограниченной власти», от «управляющего правительства» к «правительственному служению». Органы управления реформировались в направлении их разделения на директивные, исполнительные и контрольные.
XVIII съезд КПК выдвинул восемь направлений политических реформ [13]:
- стимулирование реформы политической системы;
- укрепление органического единства между правящей партией, народом-хозяином, управлением страной по закону;
- развитие более широкой и полной народной демократии;
- законодательная гарантия проведения демократических выборов, принятие демократических решений, методов управления и контроля;
- обращение большего внимания развитию законности в государственном и общественном управлении;
- защита единства, строгого уважения авторитета государственной законности;
- гарантии общественного равенства и справедливости;
- законодательные гарантии возможности более широкого пользования людьми своими свободами и правами.
XVIII съезд КПК провёл передачу власти от четвёртого к пятому поколению руководителей в лице его ядра - Генерального секретаря, Председателя Си Цзиньпина и премьер-министра Ли Кэцяна. Пятое поколение руководителей в настоящее время осуществляет шаги по всестороннему реформированию общества. Китай реализует постановления 3 Пленума ЦК КПК XVIII созыва, особенно об образовании Центрального
комитета по всестороннему реформированию Государственного совета национальной безопасности, что стало новым шагом в общественно-политическом реформировании Китая.
Одним из критериев хода политических реформ в Китае до и после XVIII съезда КПК стала борьба с коррупцией. Касаясь этой задачи в начале XXI в., бывший премьер Вэнь Цзябао сказал: «В мирное время коррупция является наибольшей угрозой для правящей партии, а основная причина коррупции состоит в том, что власти погрязли в ней и не контролируют ситуацию» [17]. Сразу же после вступления на свой пост Си Цзиньпин продолжил усиливать антикоррупционную борьбу, имея в виду «ударять и по тиграм, и по мухам». Однако в этом деле Си Цзиньпина столкнулся с многочисленными трудностями, затронув интересы многих общественных групп, прежде всего армии.
В международном положении во втором десятилетии XXI в. произошло множество трудно предсказуемых изменений, волна «цветных революций» охватила мир. США изменили центр тяжести в стратегическом балансе в Азии. В изменившейся обстановке возникли новые задачи в сотрудничестве между Россией и Китаем. Обострились конфликты вокруг островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и т.д. Все эти события воздействуют на Китай, ведут к изменениям, корректировкам связей между внутренней и внешней политикой Китая.
Директор Института Дальнего Востока академик РАН М.Л. Титаренко считает, что Китай претерпит в предстоящий период кардинальные изменения. Социальная прослойка, которая получила образование и знания в развитых странах, прежде всего на Западе (фракция «морских черепах»), вернувшись в страну, вскоре займёт ведущее место в государственных органах и аппарате власти. Именно они составят основные силы в партии и во всех государственных органах, обладая новыми знаниями, новыми культурными и цивилизационными ценностями, которые они получили в процессе образования и подготовки за рубежом. Они вдохнут новую жизненную струю в политическую и общественную жизнь в Китае [25].
По мнению исследователя Ченгли, в Китае сохранится автократический режим, но он будет корректироваться [3]. Этот режим не консервативен, напротив, он отличается гибкостью, способен непрерывно адаптироваться к новым условиям и проводить законодательные, административные, общественно-политические реформы, что позволяет ему на практике укрепляться. Эту особенность политической системы Китая Эндрю Натан назвал «регулируемой автократией» [4].
Политическое реформирование в направлении построения правового и социал-демократического государства в Китае также позволяет увидеть некий застой, имевший место в последние годы. Хотя КПК выдвинула множество
установок по построению социалистического правового государства и выстраиванию социалистической демократии, на практике их развёртывание сопровождалось немалыми проблемами и сомнениями. Демократия и законность вряд ли покажут выдающиеся достижения, и демократическим Китай станет не ранее 2020 года [8]. Подъём национализма весьма возможен, и он станет серьёзным испытанием для Китая.
В начале XXI в. национализм мощно проявил себя через общественную идеологию, движение за повышение национальных ценностей и духа Китая, особенно через движение за развитие национальной науки. «Сетевой» национализм - особенность, совершенно отличная от предшествующего периода. К тому же быстрый экономический рост позволил голосу национализма звучать всё громче, требовать особого места в мировой системе, жизненного пространства, стратегических конкурентных преимуществ и т.д., продвигаясь к цели «управления миром».
В последние годы Китай выдвинул несколько экономических проектов, имеющих китайскую «специфику»: «Экономической зоны Шёлкового пути» включая все страны Центральной Азии, «Морского Шёлкового пути XXI в.», Стратегия великой морской державы и т.д. 29 декабря 2012 г., сразу после избрания Генеральным секретарём Коммунистической партии Китая, Си Цзиньпин вместе с другими членами Политбюро посетил выставку «Путь возрождения». Он подчеркнул, что осуществление Великого национального китайского возрождения является самой большой мечтой китайского народа. 17 марта 2013 г., сразу после избрания Председателем КНР, Си Цзиньпин призвал изо всех сил бороться за осуществление «китайской мечты». Для осуществления этой мечты Китай должен идти «китайским путём», «высоко нести китайский дух», «концентрировать китайскую мощь», осуществить Великое национальное китайское возрождение [18].
«Китайская мечта», ориентированная на «великое китайское возрождение», «национальное возрождение», требует для своей реализации сосредоточения всех сил, чтобы страна развивалась более мощно, достигла отметки «100». Речь идёт о том, чтобы «всесторонне сформировать общество малого достатка к столетию КПК», успешно построить «мощное, демократическое, цивилизованное, гармоничное социалистическое модернизированное государство, когда КНР достигнет своего столетия» [20].
Процесс осуществления «китайской мечты» также означает стремление к вершинам современной экономики, политики, военного дела, технологий, овладению ими, отражая процесс становления новой великой державы взамен Америки. «Великое китайское возрождение», вероятно, мобилизует дух патриотизма, раскроет огромные источники сил внутри Китая. Тем не менее, подъём Китая, возможно, при-
ведёт в определённых сферах к великодержавному национализму, не будет оставаться мирным развитием, а покажет проявления эгоизма, давления на соседние страны. Примерами такого рода являются декларирование абсурдной «пунктирной линии из девяти отрезков» в Южно-Китайском море, совсем недавняя (в мае 2014 г.) установка в водах Вьетнама буровой платформы Хайан Шию-981, проведённая вопреки законам и мировому общественному
мнению. Китай ставит свои интересы выше всех стран.
Представляется, что политические реформы с целью осуществить «китайскую мечту» должны быть связаны с мирным развитием, вносить вклад в развитие и прогресс всего человечества, совместное со всеми соседними странами успешное развитие, иначе Китай обречён повторить историю краха и упадка многих цивилизаций и великих держав в прошлом.
Список литературы
1. Белая книга "Строительство политической демократии в Китае" (http://politics.people.com.cn/ GB/1027/3783369.html)
2. Белая книга демократии (http://politics.people.com.cn/GB/1027/3783369.html)
3. Cheng Li. China in the Year 2020: Three Policies Scenarios. Asia Policy, Number 4, July 2007, http://www. brookings.edu/~/media/research/files/articles/2007/7/09china/09china.pdf
4. Do Tien Sâm (chù biên): Cai cach the che chinh tri ôTrung Quoc (1978-2003), Nxb Khxh, Viêt Nam, Hà Nôi, nam 2003. (До Тиен Шам (ответственный редактор): Реформы политической системы в Китае (19782003). Ханой, издательство общественных наук, 2003)
5. Доклад XVI съезда Коммунистической партии Китая. http://russian.cpc.people.com.cn/5774860.html
6. Kenneth G. Lieberthal, Cheng Li. China's Political Development - Chinese and American Perspectives, Brookings Institution Press, 2014. (Кеннет Г. Либертхол, Ченг Ли: Политическое развитие Китая - Китайские и Американские перспективы, Брукинг Инститъюшн Пресс, 2014).
7. Larry Diamond (xem Du Kha Blnh, 30 nam phat trien chinh tri Trung Quoc, P. 232).
8. Материалы XVI съезда Коммунистической партии Китая (http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/ 64569/65444/4429125.html)
9. Материалы XVII съезда Коммунистической партии Китая. http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/ 106155/106156/6430009.html
10. Материалы XVI съезда Коммунистической партии Китая. http://russian.china.org.cn/russian/45825.htm
11. Материалы XVII съезда Коммунистической партии Китая. http://www.intelros.ru/2007/10/22/itogovye_ materialy_vsekitajjskogo_szda_kpk.html
12. Материалы XVIII съезда Коммунистической партии Китая (http://news.xinhuanet.com/18cpcnc/2012-11/17/c_113711665.htm)
13. Материалы XVIII съезда Коммунистической партии Китая (http://news.china.com.cn/politics/2012-11/20/ content_27165856.htm)
14. http://news.qq.com/aZ20100602/000285.htm
15. ( ) http://news.xinhuanet.com/politics/2010-09/19/c_12586056.htm
16. http://news.xinhuanet.com/politics/2013-03/17/c_115055434.htm
17. Nguyen Huy Quy, Nguyen Gia Phu. Lich stf Trung Quoc, Nxb Giao duc,Viêt Nam, Hà Nôi, 2001; 2012. (Нгуен Хюи Кюи, Нгуен Зя Фу. История Китая. Ханой, издательство Образование, 2001; 2012)
18. Nguyen Xuân Cuông (2013): Tu tuông chù nghia dân tôc cùa Tôn Trung Son, Tap chi Nghiên ctfu Trung Quoc, ISSN-08683670, Viêt Nam, so 7- nam 2013. Нгуен Суан Кыонг (2013). Националистическая идеология Тон Чунг Шона // Китайские исследования, Ханой, № 7, 2013)
19. http://news.xinhuanet.com/newscenter/2005-01/16/ content_2467734.htm
20. http://politics.people.com.cn/GB/1027/3783369.html
21. Сборник документов XVI съезда Коммунистической партии Китая. Пекин, издательство "Народ"
22. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии, перевод До Минь Као, Издательство Политехнический словарь, Вьетнам, Ханой, 2012 г.
23. ШФИШ^ЖМйШ 2010 ^.tfS^fôft.db*. 2010. (Шанхайская академия общественных наук. Центр исследования политики современного Китая-ре-дакция / «Процесс развития политической реформы в Китае-2010 год», Изд-во «Текущие события», Пекин, 2010.)
24. 2008o (Хэ Цзэнкэ: Реформа политической системы в Китае, Центральное изд-во редактирования и перевода, Пекин, 2008.)
25. Ш^^ШШ^т^ИШ^ЖМйШ 2013 ^.tfSÜfótt.dbM, 20130 (Шанхайская академия общественных наук Институт политики и государственного управления: «Процесс развития политической реформы в Китае-2013 год»], Изд-во «Текущие события», Пекин 2013.)
Об авторе
Нгуен Суан Кыонг - доктор наук, заместитель директора Института китайских исследований, заместитель главного редактора журнала "Китайские исследования", ул. Лиеу Зяй, 1, район Бадинь, Ханой, Вьетнам. Е-mail: Nguyen Cuong <cuongnx7@yahoo.com.
CHINA'S POLITICAL REFORMS IN THE EARLY 21st CENTURY
Nguyen Xuan ^ong
The Institute of Chinese Studies, Vietnam Academy of Social Sciences (VASS), The "Chinese Studies" magazine, 1 Lieu Giai St., Ba Dinh district, Hanoi, Vietnam
Abstract: Analyzing process of political reforms in the People's Republic of China, the author notes that within the first 20 years of reforms and openness of China economic growth wasn't followed by development of society, political reforms didn't keep up for economic, imperfection of political system constrained economic reforms and development. Owing to this fact the XVI congress of a CPC lifted policy to the level of "political culture" by analogy with "material culture" and "spiritual culture". In the first 20 anniversary of the XXI century with the purpose to finish "comprehensive creation of society "of small prosperity" China has to create "perfect system of socialist market economy", construct "harmonious socialist society". For achievement of these purposes political reforms in China have to provide "improvement of socialist democracy" and "the socialist constitutional state".
In the first years of the XXI century they brought a number of significant achievements: political stability, peaceful alternation of generations of the power, essential increase of level of political democracy. The first stage of formation of the constitutional socialist state is passed, ability and level of the management from ruling party increased; party construction amplified. But also at the beginning of the second decade of the XXI century implementation of the legislation, democracy faces many calls, especially intensification of nationalism at the beginning of the century.
The Chinese dream will mobilize grandiose powers of unity that China deepened reforms and openness, solved all the political problems, helped a CPC to increase the leading and imperious power. Implementation process of "The Chinese dream" also means aspiration to tops of economy, policy, military science, technologies in the world, to a taking them, reflecting process of formation of the new great power which will succeed the USA.
Political reforms with the purpose to achieve "The Chinese dream" have to be connected with peaceful development, make a contribution to development and progress of mankind, successful development, joint with all neighboring countries, and differently China will repeat history of crash and decline of civilizations and great powers.
Key words: China, political reforms, XXI century, level of democracy, legal socialist state, Communist Party of China, "people the Master," rule of law, "Three Representatives", human rights, protection of private property.
References
1. Belaya kniga. Stroitelstvo politicheskoi demokratii v Kitaye.[White paper "Building political democracy in China"]. Available at: http://politics.people.com.cn/GB/1027/3783369.html
2. Belaya kniga demokratii [White paper of democracy]. Available at: http://politics.people.com.cn/ GB/1027/3783369.html
3. Cheng Li. China in the Year 2020: Three Policies Scenarios. Asia Policy, Number 4, July 2007. http://www. brookings.edu/~/media/research/files/articles/2007/7/09china/09china.pdf
4. Do Tien Sam (chu bién): Cái cách the che chính tri ó Trung Quoc (1978-2003), Nxb Khxh, Viet Nam, Ha Noi, nám 2003.
5. Doklad XVI siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Report of the Communist Party of China]. http://russian. cpc.people.com.cn/5774860.html
6. Kenneth G. Lieberthal, Cheng Li. China's Political Development - Chinese and American Perspectives, Brookings Institution Press, 2014.
7. Larry Diamond xem Du Kha Blnh, 30 nam phat trien chinh tri Trung Quoc.
8. Materialy XVI siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVI Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64569/65444/4429125.html
9. Materialy XVII siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVII Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/106155/106156/6430009.html)
10. Materialy XVI siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVI Congress of the Communist Party of China]/ Available at: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64569/65444/4429125.html
11. Materialy XVII siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVII Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/106155/106156/6430009.html)
12. Materialy XVIII siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVII Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://news.xinhuanet.com/18cpcnc/2012-11/17/c_113711665.htm
13. Materialy XVIII siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Materials of the XVII Congress of the Communist Party of China]. Available at: http://news.china.com.cn/politics/2012-11/20/content_27165856.htm
14. http://news.qq.com/a/20100602/000285.htm
15. ( ) http://www.newcenturynews.com/Article/ china/201009/20100906205509.html
16. http://news.xinhuanet.com/politics/2010-09/19/c_12586056.htm
17. Nguyen Huy Quy, Nguyen Gia Phu. Lich stf Trung Quoc, Nxb Giao duc,Viêt Nam, Hà Nôi, 2001; 2012.
18. Nguyen Xuân Cuông (2013): Tu tuông chù nghia dân tôc cùa Tôn Trung Son, Tap chi Nghiên ctfu Trung Quoc, ISSN-08683670, Viêt Nam, so 7- nam 2013.
19. http://news.xinhuanet.com/newscenter/2005-01/16/ content_2467734.htm
20. http://politics.people.com.cn/GB/1027/3783369.html
21. Sbornik dokumentov XVI siezda Kommunisticheskoi partii Kitaya [Collection of documents XVI Congress of the Communist Party of China] Pekin, izdatelstvo Narod, p.31-32 [Beijing, publishing "The People', p. 31-32.]
22. Titarenko M.L. Geopolitical importance of the Far East. Russia, China and other Asian countries, translates of Do Minh Cao, Publisher Polytechnic Dictionary, Vietnam, Hanoi, 2012.
23. Titarenko M.L. Geopolitical importance of the Far East. Russia, China and other Asian countries, M.,IFES RAS, 2009.
24. 2010 20100
25. 2008о
About the author
Nguyen Xuan ^ong - Deputy director at The Institute of Chinese Studies, Vietnam Academy of Social Sciences
(VASS), deputy chief editor of "Chinese Studies" magazine, 1 Lieu Giai St., Ba Dinh district, Hanoi, Vietnam.
E-mail: Nguyen Cuong <cuongnx7@yahoo.com.