Научная статья на тему 'Политические PR-технологии в информационных войнах'

Политические PR-технологии в информационных войнах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2495
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / PR-TECHNOLOGIES / INFORMATION WARFARE / MASS MEDIA / THE INTERNET / INFORMATION / INFLUENCE / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бутусов Александр Вадимович

Рассмотрена специфика использования политических PR-технологии как основы ведения информационно-психологических войн. Дано развернутое определение понятий «информационная война» и «политические PR-технологии». Изучено историческое происхождение термина «информационная война», исследованы причины информационных войн. Установлено, что Интернет как средство массовой информации расширяет свою целевую аудиторию и постепенно вытесняет телевидение. Определены особенности восприятия информации целевой аудиторией под воздействием различных манипуляционных технологий в ходе информационных конфликтов. Рассмотрены политические PR-технологии с опорой на функционирующие средства массовой информации. Проанализированы следующие условия ведения информационной войны: полная свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры во всех ее формах, доступность получения и передачи информации в любом виде. Продемонстрированы методы ведения информационной войны с использованием средств массовой информации на примере грузино-осетинского конфликта. Сделан вывод о необходимости PR-сопровождения военных конфликтов и легитимности информационной войны в контексте политического противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PR-TECHNOLOGIES IN INFORMATION WARFARE

The specifics of political PR-technologies use as a basis for conducting information-psychological warfare are considered. The extensive definition of the notions “information warfare” and “political PR-technologies” is given. The historic origin of the term “information warfare”, the reasons for information warfare are studied. It is established, that the Internet as a means of mass information widens the targeted audience and displaces television. The peculiarities of information perceiving by the targeted audience under the influence of different manipulation technologies and in the course of information conflicts are considered. The political PR-technologies basing on the functioning mass media are studied. The following conditions of conducting information warfare are analyzed: absolute freedom of mass media, the lack of censor in all its forms, accessibility of getting and transmitting information in any variety. The methods of information warfare conducting are demonstrated with the use of mass media basing on the example of Georgian-Ossetian conflict. It is concluded that the PR-accompaniment of the military conflicts and validity of information war in the context of political confrontation are necessary.

Текст научной работы на тему «Политические PR-технологии в информационных войнах»

УДК 659.441.8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ PR-ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ

© Александр Вадимович БУТУСОВ

магистрант по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: boo2zz75384@mail.ru

Рассмотрена специфика использования политических PR-технологии как основы ведения информационно-психологических войн. Дано развернутое определение понятий «информационная война» и «политические PR-технологии». Изучено историческое происхождение термина «информационная война», исследованы причины информационных войн. Установлено, что Интернет как средство массовой информации расширяет свою целевую аудиторию и постепенно вытесняет телевидение. Определены особенности восприятия информации целевой аудиторией под воздействием различных ма-нипуляционных технологий в ходе информационных конфликтов. Рассмотрены политические PR-технологии с опорой на функционирующие средства массовой информации. Проанализированы следующие условия ведения информационной войны: полная свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры во всех ее формах, доступность получения и передачи информации в любом виде. Продемонстрированы методы ведения информационной войны с использованием средств массовой информации на примере грузино-осетинского конфликта. Сделан вывод о необходимости PR-сопро-вождения военных конфликтов и легитимности информационной войны в контексте политического противоборства.

Ключевые слова: PR-технологии; информационные войны; средства массовой информации; Интернет; информация; воздействие; манипулирование

В век становления информационного общества актуальность использования средств массовой информации (СМИ) как канала коммуникации сложно переоценить. Благодаря постоянно растущей аудитории у СМИ резко вырос объем информации, которую государства перестали контролировать. А это значит, что информация превратилась в один из важнейших ресурсов. Впервые термин «информация» стал ассоциироваться с оружием. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», - крылатая фраза Н. Ротшильда, жившего в XIX веке, сейчас актуальна как никогда. Но важна стала не столько сама информация, а способы и методы ее применения. Среди них особенно эффективными в контексте воздействия на общество являются политические PR-технологии.

Повышенный интерес к PR-технологиям в сфере политики связан с несколькими процессами. Во-первых, глобальный контроль деятельности государств в различных сферах со стороны международных организаций. Теперь агрессия в любом виде не одобряется мировым сообществом. Отсюда появилась необходимость в поисках новых источников силы и влияния. Во-вторых, постоянное развитие теорий коммуникаций и влияния на

массовое сознание актуализировали данную область научного знания [1].

Сегодня именно PR-технологии с опорой на функционирующие СМИ превратились в новую ветвь власти, от которой зависят происходящие в мире геополитические и экономические процессы глобального и локального характера. Именно поэтому проблема ведения информационных войн является столь актуальной и востребованной на современном этапе развития политики, экономики и социума.

Сам термин «информационная война» стал активно упоминаться в СМИ после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г., когда новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же данный термин впервые был употреблен в директиве министра обороны США № 3600 от 21 декабря 1992 г. [2].

Под информационной войной понимается процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня путем воздействия на гражданское население, власти и (или) вооруженные силы противостоя-

2017. Т. 3, вып. 4 (12)

щей стороны посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов и противодействия таким воздействиям на собственную сторону [3].

Несмотря на относительную новизну термина, явление информационных войн не является новым. На протяжении всей истории человечества как во время войн, так и в мирные дни использовались различные модели коммуникативного воздействия с разнообразным арсеналом средств. Еще в V веке до нашей эры во время греко-персидских войн царь Ксеркс распространял слухи о бесчисленности своего воинства, чтобы запугать греков. А Сунь Цзы в своем трактате «Искусство войны» писал, что война - есть путь обмана, предполагая, что победа в войне находится не на поле боя, но вне него.

За последние полстолетия человечество совершило серьезный скачок в области информационных технологий. Информационные носители стали более доступными и компактными, соответственно вырос и уровень информированности общества. Это отразилось в качественном развитии таких каналов коммуникаций, как радио и телевидения, а с конца 80-х гг. XX века - глобальной сети Интернет. Интернет дал невиданный ранее доступ к огромным массивам информации. Благодаря анонимности и мультиме-дийности он постепенно становится важнейшим источником информации. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что телевидение (СМИ старшего поколения) сохраняет ведущие позиции. Но Интернет (СМИ молодого поколения) с каждым годом становится все популярнее. И смена поколений окончательно отодвинет телевидение на второй план.

В современном мире созданы идеальные условия для ведения информационной войны: полная свобода СМИ, отсутствие цензуры во всех ее формах, доступность получения и передачи информации в любом виде. Таким образом, особенно действенным методом ведения информационных войн становятся РЯ-технологии.

Под PR-технологиями следует понимать комплекс организационных мер и приемов использования СМИ, обусловленных текущим уровнем развития науки и направлен-

ных на аудиторию для воздействия на нее в нужном для организаций направлении [4].

Информационная война может опираться на методы планирования кампании, разработанные в рамках PR, поскольку для PR-кампании характерно не просто внимание к аудитории, но и внимание к косвенным методам воздействия [5].

Информационная война зачастую выглядит как масштабная PR-кампания и строится по аналогичной схеме. Например, Ф. Джеф-кинс предлагает модель PR-кампании, которая включает шесть этапов:

- анализ ситуации;

- определение целей;

- определение публики;

- отбор каналов массовой коммуникации и методов работы с ними;

- планирование бюджета;

- анализ результатов.

Данные этапы PR-кампании характерны и для ведения информационной войны. Основным отличием является масштабность и значимость [6].

Политические PR-технологии строятся не на логических доводах и фактах, а на эмоциональном впечатлении. Главной особенностью использования PR-технологий в информационных войнах становится тот факт, что мы не присутствуем при конкретных событиях, не видим их своими глазами, поэтому вынуждены руководствоваться только материалами, поданными СМИ. Из СМИ мы узнаем не только о самом событии, но и получаем сразу его оценку. И, конечно, проецируем ее на себя. Оценка, качественно и своевременно поданная нам, становится нашей оценкой [7].

Ярким примером служит вооруженный конфликт между Южной Осетией и Грузией в 2008 г. Основная особенность этого противостояния состоит в том, что если непосредственные боевые действия велись между российскими и грузинскими войсками, то в ходе информационной войны Россия столкнулась с США и Европой. На западном телевидении, в частности на CNN и BBC, представляли конфликт не иначе как вторжение агрессивной России в маленькую Грузию. Фото- и видеорепортажи западных СМИ демонстрировали разрушения, которым якобы подверглась Грузия, которые сопровождались заголовками об агрессии России. А вот

лишь некоторые заголовки печатных изданий Великобритании и США: «Россия не извлечет выгоды из агрессии» (The Times), «Россия - это по-прежнему голодная империя» (The Wall Street Journal).

Таким образом, западное общество стало объектом использования PR-технологий. Под влиянием СМИ им была навязана точка зрения, что Россия в этом конфликте является агрессором. Этот пример показывает, что, несмотря на введение строгих этических стандартов в PR-практику, государства и СМИ готовы переступить нормы морали с целью обличения врага [8].

PR-сопровождение политических процессов, войн и военных конфликтов стало настоятельным требованием нашей информационной эпохи. Результаты PR-кампаний показывают, какое влияние было оказано на мировое общественное мнение, состояние общественного сознания внутри каждой стороны - участницы конфликта.

Можно сделать вывод, что в современном мире информационная война стала вполне законным способом политического противостояния. Причем война ведется как между отдельными политическими личностями, так и между государствами. Несмотря на то, что значительная часть общества осознает процесс целенаправленного информационного воздействия на противника и допускает возможность использования мани-пуляционных технологий, оно все равно поддается воздействию со стороны средств массовой информации. В конечном итоге в информационной войне побеждает тот, кто более оперативно и качественно преподносит нужную ему информацию целевой аудитории, а не тот, кто просто говорит правду.

Список литературы

1. Михайленко Т.А. Особенности информационной войны в современном мире на примере Грузино-южноосетинского конфликта в августе 2008 года. М.: Фак. гос. управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009.

2. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002.

3. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта // Информационные технологии и безопасность: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. 2005. № 8. С. 73-80.

4. Калмыков А.А., Денисова М.А. Методическая экспертиза PR-технологий. M.: Инфра-М, 2010.

5. Макарова Ю.О. Особенности осуществления информационных войн в Интернете // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 5. С. 72-78.

6. Гаврилов Г.А. Информационная война и паб-лик рилейшнз // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 243-245.

7. Дзахова Л.Х., Остапенко С.П. Современные политические PR-технологии в России: опыт, тенденции и проблемы развития // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2013. № 2. С. 19-22.

8. Почепцов Г.Г. Информационные войны: Основы военно-коммуникативных исследований. М.: Рефл-бук, 1998.

References

1. Mikhaylenko T.A. Osobennosti informatsionnoy voyny v sovremennom mire na primere Gruzino-yuzhnoosetinskogo konflikta v avguste 2008 goda [Pecularities of Information Wars in the Modern World Based on Example of Georgian-Ossetian Conflict in August 2008]. Moscow, Faculty of Public Administration of Lomonosov Moscow State University, 2009. (In Russian).

2. Knyazev A.A. Entsiklopedicheskiy slovar' SMI [Encyclopaedical Dictionary of Mass Media]. Bishkek, Kyrgyz Russian Slavic University Publ., 2002. (In Russian).

3. Manoylo A.V. Informatsionno-psikhologiches-kaya voyna: faktory, opredelyayushchie format sovremennogo vooruzhennogo konflikta [Information and Psychological War: Factors that Make Format of the Modern Weaponed Conflict]. Materialy 5 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Informatsionnye tekhnologii i bezopasnost'» [Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference "Information Technologies and Security"]. 2005, no. 8, pp. 73-80. (In Russian).

4. Kalmykov A.A., Denisova M.A. Metodi-cheskaya ekspertiza PR-tekhnologiy [Methodical Expert Report of PR-technologies]. Moscow, Infra-M Publ., 2010. (In Russian).

5. Makarova Y.O. Osobennosti osushchestvleniya informatsionnykh voyn v Internete [Internet massmedia warfare peculiarities]. Vestnik Za-baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta -Transbaikal State University Journal, 2014, no. 5, pp. 72-78. (In Russian).

6. Gavrilov G.A. Informatsionnaya voyna i pablik rileyshnz [Information war and public relations]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2012, no. 6, pp. 243-245. (In Russian).

2017. Т. 3, вып. 4 (12)

7. Dzakhova L.K., Ostapenko S.P. Sovremennye politicheskie PR-tekhnologii v Rossii: opyt, ten-dentsii i problemy razvitiya [Modern political pr-technologies in Russia: experience, trends and problems of development]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Khetagurova - Vestnik of North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. Social Sciences, 2013, no. 2, pp. 19-22. (In Russian).

8. Pocheptsov G.G. Informatsionnye voyny: Os-novy voenno-kommunikativnykh issledovaniy [Information Wars: Basic of Military and Com-

munication Investigations]. Moscow, Refl-buk Publ., 1998. (In Russian).

Поступила в редакцию 12.09.2017 г. Отрецензирована 16.10.2017 г. Принята в печать 08.11.2017 г.

Received 12 September 2017 Reviewed 16 October 2017 Accepted for press 8 November 2017

UDC 659.441.8

POLITICAL PR-TECHNOLOGIES IN INFORMATION WARFARE Aleksander Vadimovich BUTUSOV

Master's Degree Student on Training Direction "Advertising and Public Relations" Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: boo2zz75384@mail.ru

The specifics of political PR-technologies use as a basis for conducting information-psychological warfare are considered. The extensive definition of the notions "information warfare" and "political PR-technologies" is given. The historic origin of the term "information warfare", the reasons for information warfare are studied. It is established, that the Internet as a means of mass information widens the targeted audience and displaces television. The peculiarities of information perceiving by the targeted audience under the influence of different manipulation technologies and in the course of information conflicts are considered. The political PR-technologies basing on the functioning mass media are studied. The following conditions of conducting information warfare are analyzed: absolute freedom of mass media, the lack of censor in all its forms, accessibility of getting and transmitting information in any variety. The methods of information warfare conducting are demonstrated with the use of mass media basing on the example of Georgian-Ossetian conflict. It is concluded that the PR-accompaniment of the military conflicts and validity of information war in the context of political confrontation are necessary.

Keywords: PR-technologies; information warfare; mass media; the Internet; information; influence; manipulation

Для цитирования: Бутусов А.В. Политические PR-технологии в информационных войнах // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 4 (12). С. 86-89.

For citation: Butusov A.V. Politicheskie PR-tekhnologii v infoimatsionnykh voynakh [Political PR-technologies in information warfare]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 86-89. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.