Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДПИСАНИЯ ОХРИДСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДПИСАНИЯ ОХРИДСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ / АЛБАНСКИЕ ГРУППИРОВКИ / ПЕРЕГОВОРЫ / THE OHRID AGREEMENT / ETHNIC AND POLITICAL CONFLICT / NORTHERN MACEDONIA / ALBANIAN GROUPINGS / NEGOTIATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Спасов Александр Андреевич

В статье рассматриваются отдельные пункты Охридского соглашения и то, как они повлияли на современную политическую обстановку в Республике Северная Македония. Некоторые положения Охридского соглашения, как показало время, привели к дестабилизации государства, а не к урегулированию конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL IMPLICATIONS OF THE SIGNING OF THE OHRID AGREEMENT FOR THE REPUBLIC OF NORTH MACEDONIA

The article examines individual points of the Ohrid agreement and how they affected to the current political situation in the Republic of North Macedonia. Some of the provisions of the Ohrid agreement, as time has shown, led to the destabilization of the state, but not to the settlement of the conflict.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОДПИСАНИЯ ОХРИДСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ»

УДК 323.2

DOI 10.34823/SGZ.2021.1.51541

А.А. СПАСОВ аспирант кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Политические последствия подписания Охридского соглашения для Республики Северная Македония

В статье рассматриваются отдельные пункты Охридского соглашения и то, как они повлияли на современную политическую обстановку в Республике Северная Македония. Некоторые положения Охридского соглашения, как показало время, привели к дестабилизации государства, а не к урегулированию конфликта.

Ключевые слова: Охридское соглашение, этнополитический конфликт, Северная Македония, албанские группировки, переговоры.

A. A. SPASOV Postgraduate student of the Department of Russian politics, Faculty of Political Science Lomonosov Moscow State University

Political implications of the signing of the Ohrid agreement for the Republic of North Macedonia

The article examines individual points of the Ohrid agreement and how they affected to the current political situation in the Republic of North Macedonia. Some of the provisions of the Ohrid agreement, as time has shown, led to the destabilization of the state, but not to the settlement of the conflict.

Keywords: the Ohrid agreement, ethnic and political conflict, Northern Macedonia, Albanian groupings, negotiations.

* Спасов Александр Андреевич, e-mail: [email protected]

Одним из ключевых шагов, направленных на разрешение этнополитического конфликта, является переговорный процесс между противоборствующими сторонами. Переговоры предполагают изложение интересов каждой из сторон конфликта, нахождение компромисса и фиксирование общих целей и задач для заключения мира. В результате достигнутых договоренностей между сторонами конфликта принимается взаимоприемлемое решение, которое, в свою очередь, фиксируется в виде юридических документов1. Однако достигнутые договоренности впоследствии не всегда приводят к тому, на что рассчитывали стороны либо одна из сторон конфликта. Поэтому только спустя несколько лет с момента подписания мирного соглашения можно оценить его значимость, учитывая положение конфликтующих сторон в настоящее время.

Так, юридический документ (Охридское соглашение), заключенный между албанцами и македонцами в Северной Македонии в 2001 г. сегодня выглядит неоднозначным решением в урегулировании конфликта. Прошло достаточно времени с момента подписания Охридского соглашения в Республике Северная Македония, поэтому спустя годы можно оценить эффективность достигнутых договоренностей между албанцами и македонцами.

Итак, Охридское соглашение было подписано 13 августа 2001 г. Процесс согласования документа, равно как и процесс ведения переговоров проходили с участием консультантов из США. В ходе переговоров албанцы навязывали свои требования, в условиях значительного перевеса и подготовленности военизированных группировок, которые вели боевые действия на северных территориях страны под руководством Али Ахмети. Джафери А. (лидер Демократической партии албанцев) говорил о процессе переговоров так: «У нас был общий план. Мы знали до деталей, чего мы хотим достичь. Знали, в чём нас может поддержать

международное сообщество. Знали, каковы стратегические

1

позиции македонской стороны» .

1 Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М., 2011. 123 с.

1 Цит. по: Третьякова М.Ч. Как в Македонии закончился военный конфликт в 2001 г. Охридский договор // Славянский мир в третьем тысячелетии, 2015, № 10, с. 146-156.

На этапе переговоров консультанты из США подчеркивали албанскую сторону и давали свои рекомендации по тому, как нужно вести диалог с правительством Северной Македонии. К примеру, одним из советников США на переговорах между конфликтующими сторонами был Пол Вил-кинсон, который вывел определенную стратегию переговоров в документе «Структура переговоров»1. Согласно документу, албанская сторона не должна была идти на какие-либо уступки в переговорах с правительством страны и при этом навязывать исключительно свои требования.

Стоит отметить, что до подписания Охридского соглашения албанской стороной был подготовлен документ «Декларация албанских лидеров Македонии» (22 мая 2001 г.), в котором были сформулированы требования к македонскому правительству. Большая часть документа посвящалась изменению Конституции страны, в которой должно было быть прописано положение об албанском языке, делающее его официальным на всей территории страны.

Из-за постоянных столкновений с албанскими группировками на севере страны и давления США на правительство Северной Македонии Борис Трайковский (президент Северной Македонии до 2004 г.) согласился с выдвинутыми требованиями, изложенными в документе «Декларация албанских лидеров Македонии». К слову, Евросоюз совместно с США пообещали ввести войска НАТО и наблюдателей ОБСЕ в страну лишь после согласия правительства Северной Македонии сесть за стол переговоров с албанскими сепаратистами для согласования пунктов Охридского соглашения.

После проведения переговоров и принятия «Декларации албанских лидеров Македонии» македонской стороной 13 августа 2001 г. было подписано Охридское соглашение, которое фиксировало несколько ключевых пунктов, сформированных албанскими лидерами.

1. Статус албанцев повышался из меньшинства в «конституционную общину».

2. Албанский язык выводился в качестве служебного наряду с македонским. Подобное введение распространялось на местные уровни власти, где проживало не менее 20% албанского населения.

1 Там же.

3. Был закреплен принцип «пропорционального представительства» албанского меньшинства на всех уровнях власти.

4. Количество полицейских формировалось исходя из этнической пропорциональности в стране.

5. Национальные символы албанцев теперь использовались в публичных учреждениях в тех территориальных единицах, где проживало преимущественно албанское население.

6. Предоставлялось право «вето» меньшинству в государственных органах власти в вопросах, затрагивающих

1

этнические права .

При детальном рассмотрении Охридского соглашения видны некоторые противоречия. К примеру, в соглашении гарантируется «мирное и гармоническое развитие гражданского общества с одновременным учетом этнической идентичности и интересов всех македонских граждан». Но при этом в документе нет четких положений о совместном развитии страны. Вместо этого идет строгое разграничение на албанский и македонский этносы. Центральное место в соглашении занимает не индивид, а прежде всего «общность» и язык, что отразилось в приобретении статуса «конституционной общины» и в праве использования албанского языка, как служебного, на территориях где проживает более 20% албанцев. То есть Охридское соглашение в своей основе содержит цель разграничения двух этносов, а не идею сплоченности и примирения албанцев и македонцев.

Более того, после подписания Охридского соглашения македонцев стал заботить тот факт, что албанцы в Северной Македонии акцентируют свою культурную и этническую связь с Албанией. К примеру, албанский государственный флаг теперь можно встретить в Северной Македонии, Албании и Косово, что может предполагать открытые территориальные претензии1. Соответственно, один из пунктов Охридского соглашения, который затрагивал использование национальной символики, повлиял на сепаратистские настроения албанцев, которые демонстративно подчеркивали свою связь с другим государством, вывешивая флаг Албании на муниципальных зданиях.

1 Рамковен (Охридски) договор. Ско^е, 13 август 2001, с. 11.

1 Николовска Н. Македонската транзиция во дефект - од унитарна кон бинационална држава. Ско^е, 2001, с. 33.

Стоит сказать, что положение Охридского соглашения, которое затрагивает правоохранительные органы, наиболее остро повлияло на развитие конфликта в открытой форме. По данному положению предусматривалось до 2003 г. обучение 1 тыс. правоохранительных служащих из албанской общности. Однако трудно утверждать, что данное решение было целесообразным, поскольку 1 тыс. полицейских не внушали чувство безопасности на севере страны, где албанские группировки были вооружены пистолетами, автоматами, противотанковыми гранатами, снайперскими винтовками и минами. Поэтому после подписания Охридского соглашения на северных территориях сразу же развернулись полномасштабные боевые действия, которые периодически возобновлялись вплоть до вступления Северной Македонии в НАТО в 2020 г. К примеру, в 2015 г. в Куманово в ходе боев погибло 14 боевиков и 8 полицейских1.

Помимо положения о полиции в Охридском соглашении, реализация которого отчасти повлияла на столкновение албанских группировок с неподготовленными правительственными силами на севере страны, к дестабилизации государства привели нефункционирующие институты власти, порядок работы которых частично был прописан в Рамочном договоре. К примеру, закрепление принципа «пропорционального представительства» и право «вето» для меньшинства в государственных органах не привели к стабилизации парламентского института, где албанские и македонские партии так и не смогли прийти к диалогу о совместном развитии страны. В 2016 г. это вылилось в парламентский кризис, вызванный противоречиями между Н. Груевским (премьер-министр до 2016 г.) и лидером албанской оппозиции Зораном Заевым, который в результате досрочных выборов занял пост премьер-министра. К 2017 г. также был избран новый спикер парламента - Тала-та Джафери, по происхождению этнический албанец. Ответные действия со стороны македонцев последовали незамедлительно, что привело к стычке в парламенте между активис-

1 НАТО обеспокоилась вспышкой насилия в Македонии // Lenta.ru, 10.05.2015. URL: https://lenta.ru/news/2015/05/10/kumanovo/ (Дата обращения: 06.06.2020).

тами движения «За единую Македонию» и представителями албанских партий1.

В июле 2020 г. на парламентских выборах победила партия Социал-демократического союза Македонии во главе с З. Заевым, набрав 36,3% голосов2. Эта партия намерена продолжать путь европейской интеграции, однако против этого могут выступить македонцы и партия ВМРО-ДПМНЕ, которые, отстаивая интересы македонского населения, не спешат встать на путь сближения со странами Запада. Стоит сказать, что подобные разногласия между парламентскими партиями и этносами могут вновь перейти в демонстрации и погромы, как это было в 2015 и 2016 гг.3.

Таким образом, сложившаяся политическая обстановка в стране показывает, что Охридское соглашение оказалось абсолютно нежизнеспособным и не смогло разрешить конфликт. Более того, положение Охридского соглашения, которое предполагало обучение тысячи албанских полицейских на севере страны, скорее, способствовало возникновению открытых боевых действий, а не урегулированию конфликта. Также сильным ударом для страны стал парламентский кризис 2016 г., что привело к уличным демонстрациям и смене премьер-министра. Отсюда следует, что заложенный принцип «пропорционального представительства» и право «вето» для меньшинства в этнических вопросах никак не помогли стабилизации парламентского института. Албанцы и македонцы так и не пришли к общему видению развития страны.

Сегодня Северная Македония представляет собой унитарное государство, но при этом албанцы и македонцы живут совершенно разобщенно, что привело к протестам и погромам в Скопье в 2015 г., к открытым боевым столкновениям на севере страны и к потасовкам в парламенте. Ведя речь об Охридском соглашении и будущем страны, Светозар Шкарич

1 Погром в парламенте Македонии: пострадали около 100 человек // Вести, 28.04.2017. URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/714884/ (Дата обращения: 13.07.2020).

2 Выступающая за евроинтеграцию правящая партия Северной Македонии взяла большинство на выборах в парламент // Новая Газета, 16.07.2020. URL: https://novayagazeta.ru/news/2020/07/16/163058-vystupayuschaya-za-evrointegratsiyu-pravyaschaya-partiya-severnoy-makedonii-vzyala-bolshinstvo-na-vyborah-v-parlament (Дата обращения: 02.08.2020).

3 Ситуация в Македонии чревата хаосом и гражданской войной // РИА Новости, 18.04.2016. URL: https://ria.ru/20160418/1414208735.html (Дата обращения: 18.08.2020).

македонский правовед, удачно отметил: «Практически невозможно построить мультиэтническое государство в унитарной форме без опасности ее федерализации или «раздробления» на этнической основе»1. Поэтому заложенные принципы Охридского соглашения, которое было подписано сторонами конфликта под давлением США, привели к постепенной дестабилизации государства, которое неспособно сегодня разрешить самостоятельно внутренние проблемы.

1 Поповски В. Охридскиот договор // Република Македонка 60 години по АСНОМ. Скоп|е, 2001. 159 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.