УКД 329.36
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-62-67
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
POLITICAL PARTIES AND RELIGIONS IN THE MODERN WORLD: INSTITUTIONAL ASPECTS OF INTERACTION
В. Л. Матвиенко, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, г. Елец
V. Matvienko, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets
Систематизировано изучение взаимодействия политических партий и религии в процессе их институцио-нализации. Сформулирована актуальность исследования. Изучены теоретические и практические факторы институционализации двух взаимодействующих участников — политических партий и религии. Данное авторское решение позволило более четко и аргументированно определить место и роль политических партий и религии в мировом политическом процессе. Рассмотрены тенденции, связанные с различными аспектами партогенеза. Особое внимание уделено детальному анализу роли институционального взаимодействия политических партий и религии в социально-экономических и политических изменениях современности. Прослежена связь между религией и партийной идеологией, приведены конкретные примеры из реальной политической практики. Раскрываются различные уровни взаимного влияния религии и политических партий в институциональном процессе. Представлен сравнительный анализ отдельный аспектов и тенденций этого процесса в различных регионах мира. Сделан вывод о необходимости более глубокого и детального исследования обозначенной проблематики в современной России
Ключевые слова: политические партии; религия; партогенез; политический процесс; институционализация; политическое пространство; секуляризм; национализм; партийная структура; религиозные конфессии
In the article the author makes an attempt to classify and investigate the interaction of political parties and religion in the course of institutionalization. The relevance and significance of the issue is formulated. The article is aimed at examining theoretical and practical factors of institutionalization of two interrelated factors - political parties and religion. This decision has enabled to define the place and role of political parties and religion in the modern political process in a well-argued manner. The tendencies connected with different aspects of political party genesis are regarded. Special attention is paid to the detailed analysis of the role of institutional interaction of political parties and religion as part of social, economical and political current changes. The interaction between religion and political ideology is also observed. Specific cases from real political practice are given as an example. The author distinguishes various levels of reciprocal influence of religion and political parties in the institutional process. The article presents the comparative study of some aspects and tendencies of this process in particular regions of the world. To sum it up, the author makes a conclusion about the necessity of more thorough and detailed investigation of the issue under consideration in Russia today
Key words: political parties; religion; political party genesis; political process; institutionalization; political space; secularism; nationalism; party structure; religious confession
© В. А. Матвиенко, 2017
62
Политическое развитие наиболее благополучных государств современности с их богатым опытом демократизации наглядно демонстрирует, что политические партии способны трансформироваться под воздействием различных системных факторов, воспринимать инновации в политической и экономической сферах, своевременно включаться в ход политического процесса, оставаясь при этом важнейшим политическими институтом.
Пристальный интерес политических партий к религии обусловлен причинами объективного характера, в первую очередь, огромным влиянием на массовое сознание. Выработанная религией схема манипулирования массовым сознанием взятая на вооружение политическими партиями, начала использоваться ещё на ранних стадиях партогенеза и продолжает быть актуальной и в наши дни [10].
В дальнейшем, по мере развития государства и общества, на первый план выдвигаются более практические причины, сближающие политические партии и религии в процессе их институционализации. В первую очередь, это действия целой совокупности социумных явлений и отношений — политических, правовых, государственных, нравственных, стратификационных, экономических, — проявляющихся в многоаспектном дистанцировании, ухудшении условий жизни различных слоев населения, межэтнических и межнациональных конфликтах и других подобных явлениях [2].
Важно, что религия, кроме всего указанного, наряду с политическими партиями и общественными движениями и организациями в открытой или скрытой форме часто выступает носителем различных идей. Религия, также как и политические партии, и общественные организации, а иногда совместно с ними, в большей или меньшей степени оказывает разноплановое влияние на внешнюю и внутреннюю политику современных государств, аргументирует и декларирует различные цели, стратегии, идеологии, имеет разные уровни включенности в политическую жизнь общества.
Вместе с тем процесс институциона-лизации политических партии и религии нельзя рассматривать только в связи с общностью их мировоззренческих оснований. Не менее значимым является тот факт, что в процессе своего становления политические партии продолжают привлекать религию как основу для объединения интересов различных слоев населения. Политические партии активно апеллируют религиозностью и религией, акцентируют внимание на недовольстве населения существующим порядком вещей. Все ранее обозначенное позволяет рассматривать процесс институцио-нализации политических партий и религии в едином исследовательском контексте.
Следует отметить, что степень «контактности» политических партий и религии в современном политическом пространстве напрямую зависит от степени секуляризо-ванности государств. Так, в большинстве из них религия имеет определенную значимость, оказывая опосредованное влияние на многие сферы, в том числе и на политические процессы.
Современные политические партии вызывают закономерный интерес. Существует множество научных дискурсов, раскрывающих сущность различных аспектов партогенеза [9]. Следует заметить, что в разные периоды своей институционализа-ции в отдельных странах отношение к политическим партиям было диаметрально противоположным — от позитивного до резко негативного. Такая ярко проявляющаяся нестабильность в отношении к политическим партиям отчасти вызвана постоянным использованием ими «черных» пиар-технологий в ходе избирательных кампаний, грязными скандалами внутри самых партий, политической продажностью и т.п. фактами [6].
В этом контексте в общественных и политических кругах, среди представителей культуры и искусства зазвучали призывы к поиску новой национальной идеи и возможному формированию новой идеологии [7]. Параллельно с этим в политической науке вновь возник интерес к понятию «ин-ституционализация политических партий».
В наше время детальный анализ всей совокупности социально-экономических и политических изменений современности позволяет отметить особую роль в них религии. Многие современные политические партии строят свою деятельность на идеологии, основанной на вере (в либеральные ценности, превосходстве одной нации над другой, «светлое будущее» и т.п.) [4]. В основу деятельности большинства политических партий положена вера, что, в свою очередь, и выступает связующим звеном с религией.
В этих условиях существует необходимость классификации политических партий, исходя из религиозных идей, на которые они ориентируются в процессе своей институционализации:
— экспрессивные, использующие идею создания некой своеобразной мистической реальности как средство преодоления несовершенства современного мира;
— утопические, выступающие за создание идеальной социальной системы, основанной на идеях всеобщего равенства и справедливости, активно привлекающих для этого воззрения первых буддистов, ранних христиан, мусульман, ориентированных на отказ от личного счастья, в пользу общественного;
— религиозно-политические, нацеленные на изменение социального пространства, методами, применяемыми в сложных обществах, но успешно действующими только в демократических политических системах.
Отчасти место и роль религии в ходе институционализации политических партий можно выявить через следующие конкретные формы:
— прямое и косвенное воздействие религиозного сознания на формулирование программных положений политических партий на начальной стадии институциона-лизации;
— включение отдельных особенностей религии и организации церковной структуры, способов осуществления межконфессиональных отношений во внутрипартийной борьбе и межпартийном противостоянии;
— актуализация роли религиозных организаций, общностей, групп и движений в политической жизни государств.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет констатировать несколько концептуально важных для дальнейшего исследования данной научной проблематики промежуточных результатов.
1. В настоящий момент в таких странах, как Китай, Корея, Япония несмотря на серьезные ограничительные меры со стороны государства, в условиях кризиса первая по времени возникновения мировая религия — буддизм — используется политическими партиями и движениями, находящимися на разных стадиях институционального процесса, в качестве идеологии. Определенный исследовательский интерес представляет ряд политических партий и движений («Белый Лотос», «Нитирэна»), чей политический опыт использован японскими деятелями в прошлом и в определенной степени играет не последнюю роль и в наши дни. Их специфика состоит в том, что они в высшей степени эклектичны, имеют упрощенный культ, догматику. Партия Комэй-то входит в число шести наиболее крупных партий современной Японии.
2. Политические партии, активно использующие в процессе своей институ-ционализации идеи второй по времени возникновения мировой религии — христианства, первоначально сложились в основном в странах Западной Европы, где они и сформировались в реальную политическую силу. В современном западном мире осуществляют свою деятельность целый ряд таких политических партий и движений. В большинстве западноевропейских современных государств существуют и активно действуют христианско - демократические партии, выступающие за ведение политики с учетом христианских ценностей, такие, как Австрийская народная партия (Австрия), Христианско-демократиче-ская и фламандская партия (Бельгия), Христианско-демократическая народная партия (Венгрия), Народная партия (Испания ), Христианский союз (Нидерланды) , Христианско-демократический союз
и Христианско-социалистический союз (Германия) [5].
3. Политические партии, опирающиеся в процессе своей институционализации на идеи третьей по времени возникновения мировой религии — ислама, возникли позднее, чем все ранее перечисленные. На процесс их институционализации оказали влияние интенсификация всесторонних отношений с Западной Европой, а позднее с США, борьба за колонии, возникновение в исламском мире капиталистических отношений и т.п. Политические партии, в различной степени опирающиеся на ислам, тиражирующие его взгляды в своих программный документах, ставящих схожие цели и задачи, учитывающие религиозные каноны в своей деятельности или отвергающие всё сказанное, на наш взгляд, целесообразно разделить на две большие группы.
Первая группа представлена политическими партиями, интегрировавшими в процесс своей институционализации ислам во всем богатстве его мировоззренческих ориентиров. К числу наиболее известных исследователи относят: «Братья мусульмане» в Египте, «Саает» и «Адлет ве калкима» в Турции, «Хизб ут-Тахрид» в Иордании, «Тигры освобождения Тамил-Илама» на Шри-Ланке, «Нация ислама» в России и мн. др. [1].
Вторая группа включает политические партии, реализующие ценностные ориентации, направленные на противодействие исламизации и мультикультурализ-му. В настоящее время в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Болгарии, Австрии, Дании, Венгрии, Норвегии и других европейских странах подобные партии получили распространение. Мало того, данные политические партии представлены в парламентах таких государств, как Австрия, Голландия, Бельгия, Франция, Швеция, Дания и некоторых восточноевропейских государствах. Эти политические силы не только переживают новый этап своей институционализации, но и являются активными участниками политического процесса.
4. В отдельных государствах, с более сложной конфессиональной структурой, таких как США, Россия и некоторых других сложились более сложные алгоритмы институционализации политических партий на основе религии либо с использованием отдельный её элементов [8].
Так, например, Республиканская партия США более активно взаимодействует с религией, часто выступая с позиции протестантского фундаментализма. В программных документах Демократической партии религиозные идеи звучат намного меньше. Следует также отметить, что в последние несколько лет в США наблюдается некоторый спад религиозности. Однако мы не можем говорить об исключении религии из общественной и политической жизни страны, а скорее, наоборот, — констатировать факт настороженности среди политических сил и населения страны, тесным сближением религии с партийной и государственной политикой.
Институциональное взаимодействие политических партий и религии в современной России имеет общие с мировой практикой и отличные от неё черты и характеристики [3]. Детальный анализ отдельных аспектов институционального взаимодействия политических партий и религии в современной России должен быть предпринят в рамках другого, более обширного исследования.
Таким образом, подводя итог рассмотрению институциональных аспектов взаимодействия политических партий и религии как неотъемлемой составляющей современного политического процесса, можно констатировать, что данный вопрос является ключевым в контексте внешней и внутренней политики подавляющего большинства современный государств. Особым исследовательским потенциалом на сегодняшний день обладают сложившиеся схемы и механизмы взаимодействия мировых религий и политических партий в ходе институционализации. Они имеют неоспоримое теоретическое и практическое значение для гармонизации политической жизни в современныгх государствах. В перспективе
должны быть предприняты попытки более детального научного анализа и выработки возможных вариантов институционального
Список литературы_
взаимодействия политических партий и религии, более четко очерчены границы этого процесса.
1. Дианина С. Ю. Философско-культурологические аспекты взаимодействия коренных обществ стран Северной Европы с иммигрантами в контексте процесса исламизации / / Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 32-37.
2. Зимина Н. В. Актуальные вопросы регистрации политических партий и их региональных отделений // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2015. № 1 (116). С. 74-79.
3. Лаврентьев С. Н. Политические партии и постсекулярный синдром в современной России / / Власть. 2013. № 12. С. 12-16.
4. Махова А. В. Праворадикальная идеология в Восточной и Западной Европе в начале XXI века: опыт сравнительного анализа // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 2. С. 117-127.
5. Немецкий О. Б. Европейские крайне-правые на фоне миграционной лавины / / Вопросы национализма. 2015. № 3 (23). С. 38-45.
6. Скиперских А. В. «Бунтующий человек» в правовом дискурсе: новая попытка оправдания / / Право и политика. 2015. № 3. С. 385-393.
7. Слобожникова В. С. Политические партии современной России о роли и значении религиозного фактора // Вестник Саратовской государственной академии. 2016. № 1 (108). С. 219-225.
8. Старков О. А. Политическая практика французского народного фронта как фактора роста влияния ультраправых партий Западной Европы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3 (42). С. 129-132.
9. Толочко А. В. Инновационные механизмы социального-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества в современной России // PolitBook. 2012. № 2. С. 110-120.
10. Тюрин Е. А., Савинова Е. Н. Современные проявления шотландского «национализма» в условиях политической борьбы за государственный суверенитет Шотландии / / Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 152-160.
References_
1. Dianina S. Yu. Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kultura (Society: Philosophy, History, Culture), 2016, no. 5, pp. 32-37.
2. Zimina N. V. Vest. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 1 (116), pp. 74-79.
3. Lavrentev S. N. Vlast (Power), 2013, no. 12, pp. 12-16.
4. Makhova A. V. Vestnik SPbGU (Bulletin of the St. Petersburg State University), ser. 6, 2013, vyp. 2, pp. 117-127.
5. Nemetsky O. B. Voprosy natsionalizma (Questions of nationalism), 2015, no. 3 (23), pp. 38-45.
6. Skiperskih A. V. Pravo ipolitika (Law and Politics), 2015, no. 3, pp. 385-393.
7. Slobozhnikova V. S. VestnikSaratovskoygosudarstvennoy akademii (Bulletin of Saratov State Academy), 2016, no. 1 (108),pp. 219-225.
8. Starkov O. A. VestnikSaratovskogogosudarstvennogosotsialno-ekonomicheskogo universiteta (Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University), 2012, no. 3 (42), pp. 129-132.
9. Tolochko A. V. PolitBook (PolitBook), 2012, no. 2, pp. 110-120.
10. Tyurin E. A., Savinova E. N. Srednerusskiy vestnik obshhestvennyh nauk (Middle Russian Bulletin of Social Sciences), 2015, vol. 10, no. 6, pp. 152-160.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Матвиенко Валентина Анатольевна, канд. полит. наук, доцент кафедры «Туризм и гостиничное дело», Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, г. Елец, Россия. Область научных интересов: теоретические основы политического управления; взаимодействие государства с экономической, социальной, духовной подсистемами общества, современные механизмы артикуляции и агрегирования политических интересов [email protected]
Valentina Matvienko, candidate of political sciences, associate professor, Tourism and Hotel Business department, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets, Russia. Sphere of scientific interests: theoretical background of political management; interaction between state and economical, social and spiritual sub-systems of society, modern mechanisms of articulation and aggregation of political interests
Образец цитирования_
Матвиенко В. А. Политические партии и религии в современном мире: институциональные аспекты взаимодействия // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 4. С. 62—67. DOI: 10.21209/22279245-2017-23-4-62-67.
Matvienko V. Political parties and religions in the modern world: institutional aspects of interaction // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 62-67. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-462-67.
Дата поступления статьи: 02.03.2017 г. Дата опубликования статьи: 28.04.2017 г.