УДК 352/354:004
ПРЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИHФОРМAЦИОHHОГО ОEECПEЧEHИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
© Р. И. Хабибуллин
Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50-лет. Октября, 34.
Тел./факс: +7 (347) 252 55 69.
E-mail: stalin55e@yandex. ru
В период проведения административной реформы и внедрения информационных технологий в Российской Федерации уровень развития информационной сферы органов власти выступает основным фактором повышения эффективности принимаемых административнополитических решений, важснейшим условием гармонизации социально-политических отношений государства и общества. По мнению автора, существует острая необходимость в комплексном научном анализе и взвешенной оценке современного состояния политики информационного обеспечения в контексте муниципального управления и определения путей совершенствования механизмов и форм ее реализации.
Ключевые слова информационная деятельность органов местного самоуправления, муниципальные информационные ресурсы, информационные услуги, информационные технологии, управленческая информация.
В настоящее время в период происходящих инновационных процессов в системе государственного и муниципального управления существенным образом меняется характер информационного взаимодействия государства и общества. Это требует рационального использования информационных ресурсов, организации оптимальной информационной инфраструктуры, полноценного функционирования информационных систем на всех уровнях государственного управления в целях повышения качества управленческой деятельности, принимаемых административно-политических решений, усиления информационной открытости власти. Такой подход связан с необходимостью эффективной реализации политики информационного обеспечения в муниципальном управлении, повышением уровня информационной культуры муниципальных служащих, совершенствованием механизмов информационного взаимодействия власти и общества на пути развития электронной демократии как новой формы общественных отношений в период формирования информационного общества в России. Он позволяет обеспечивать доступность государственных услуг за счет использования информатизации, активно использовать инновационные подходы, связанные с совершенствованием государственного менеджмента. С учетом сказанного задачи информационного обеспечения органов власти должны рассматриваться как составная часть политической стратегии и решаться в числе первоочередных в ходе реформы государственного и муниципального управления и развития системы муниципальной службы Российской Федерации [1].
Значимость процесса информатизации административной сферы в современной России подчеркивается в официальных выступлениях первых лиц страны. В послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. Президент Д. А. Медведев заявил, что одной из приоритетных задач технологической модернизации является развитие стратегических и информационных технологий, развитие
доступности государственных услуг через электронные каналы связи, особо было подчеркнуто значение электронного правительства для решения проблем коррупции и предоставления более удобных и качественных услуг обществу [2].
К сожалению, информационное обеспечение в муниципальном управлении связано с рядом нерешенных проблем:
а) политико-правовых (нормативное закрепление порядка формирования информационных ресурсов, конкретизация процедур информационного обмена с различными субъектами информационных отношений и др.). Нынешнее состояние информационных отношений в муниципальном управлении свидетельствует о деформациях прозрачности информации, ее противоречивости, неполноте, неоперативности, что снижает уровень легитимности власти, ограничивает возможности получения гражданами своевременной и достоверной информации о текущей политико-управленческой деятельности;
б) экономических (создание современных организационно-технических условий обеспечения нормального функционирования органов муниципальной власти);
в) социально-политических (в частности, определением информационного статуса органов муниципального управления по всей вертикали властных отношений).
Отмеченные обстоятельства актуализируют необходимость комплексного научного анализа и взвешенных оценок современного состояния политики информационного обеспечения в муниципальном управлении и определения путей совершенствования механизмов и форм ее реализации. Целью информатизации муниципального управления является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной социально-экономической системой. Без эффективного применения информационных технологий никогда не решить поставленной Президентом РФ в своем Послании Федерально-
206
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
му Собранию задачи по экономической модернизации нашей страны.
Сегодня информационно -коммуникационные технологии (ИКТ) создают иные условия работы, меняют политические процессы и технологии, что способствует развитию информационного общества. Вектор изменений затрагивает интересы и настроения людей, формируется общество разнообразия, которое создает огромное количество информации [3]. В современных условиях чрезмерно централизованные структуры государственного и муниципального управления оказываются не в состоянии эффективно реагировать на стремительные изменения окружающего мира, отсюда возрастают потребности в большей гибкости и мобильности системы политико-административного управления.
Из анализа зарубежной практики в контексте исследуемой проблемы было выявлено, что в последние годы в политической практике таких стран, как Германия, Франция, США, преобладает понятие «электронное управление», которое становится основополагающим, вытесняя привычное «электронное правительство». Оно отражает изменения, которыми характеризуются и отношения гражданского общества, и органов публичной власти в новых условиях сетевого общества, и отношения внутри организационной структуры государства. В общем и целом движение идет в направлении более широкого понимания возможностей ИКТ. Если в центре концепции «электронного правительства» лежат понятия открытость информации и предоставление публичных электронных услуг, то новое понимание включает в себя такие принципы, как сотрудничество, участие и координация, что выражается в переходе от концепции электронного правительства к концепции электронного управления [4].
Проблематика, связанная с особенностями реформирования государственных институтов в условиях информационного общества, не является новой для политической науки. Изучение проблем влияния информационно-коммуникационных технологий на политическую и управленческую сферы имеет богатые традиции в рамках концепций информационного общества. Среди авторов, занимающихся этими вопросами, следует назвать Д. Белла [5], М. Кастельса [6], Э. Тоффлера [7] и др. Анализ работ позволил отметить, что значительно переоценивается роль ИКТ как инструмента преобразования традиционных общественных институтов и процессов. Авторы теорий информационного общества безоговорочно принимают позицию успешности ИКТ проектов как в коммерческом секторе, так и в государственном, не принимая во внимание ряд особенностей последнего.
Истоком построения информационного общества в Российской Федерации послужило мероприятие 2000 года, когда лидеры Большой восьмерки подписали Окинавскую хартию, согласно которой, в каждой стране должна быть разработана
собственная стратегия построения информационного общества. После этого возник проект «Электронная Россия (2002-2010)», который должен был способствовать более эффективной работе правительства, создать принципиально иную систему отношений граждан с государством, расширить доступный объем информации о деятельности государства, внедрить систему электронного документооборота. Но на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что данный проект по большей части так и не претворен в жизнь [8]. Можно констатировать увеличивающийся за последнее время разрыв между тем значением, которое придает высшее руководство страны задачам формирования в Российской Федерации электронного правительства, и достигнутыми практическими результатами. Проблемой, препятствующей росту производительности федеральных органов исполнительной власти, является ошибочное предположение инициаторов административной реформы о служебной роли новых ИКТ. В рамках ФЦП «Электронная Россия» и отдельных ведомственных направлений информатизации осуществлялся преимущественно инфраструктурный подход в реформировании, что выражается в элементарном наполнении ведомств современной техникой и программным обеспечением. Сложившаяся ситуация во многом является следствием невыполнения сроков, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. По некоторым поручениям и решениям задержка в принятии соответствующих нормативных актов превышает один год.
Генераторами информационных ресурсов, выполняющих функции хранения и распространения информации, являются органы государственного и муниципального управления, формирующие различного рода управленческие документы. Государственная политика в области формирования информационных ресурсов, на взгляд автора, должна предусматривать их рациональную интеграцию, что позволит существенно повысить эффективность функционирования властных структур за счет использования всей накопленной информации.
Политика информатизации административной сферы в современной России осуществляется в рамках ограниченного понимания возможностей ИКТ. Исследование показало, что данная политика еще не предполагает развитие сетевых способностей государства, которые могут расширить демократическую практику. Цели и практика внедрения электронного правительства показали, что на сегодняшний день в России пока создается сервисная модель публичных органов власти, направленная на предоставление государственных услуг в электронном виде [9].
Информация, общество и государство выступают субстанциями, образующими единый порядок -социально-политическую реальность. В этих усло-
виях информационное обеспечение в управлении призвано способствовать реализации принципов оперативности, доступности, полноты, достоверности получаемой гражданами социально-политической информации, систематичности «обратной связи» между населением и органами государственной власти. Основной задачей органов местного самоуправления в информационной политике города является создание благоприятных условий для развития этой информационной среды и в конечном итоге повышения качества жизни и эффективности работы горожан. Результатом реализации такой политики должны стать:
- эффект информационной открытости власти;
- повышение уровня ее легитимности;
- преодоление бюрократических барьеров;
- формирование адекватных демократическим ценностям общества форм взаимодействия граждан и власти.
Для развития и укрепления информационной инфраструктуры муниципального сектора необходимо в полной мере использовать возможности информационной среды для повышения прозрачности и эффективности своей деятельности, а разви -тие муниципального электронного управления должно осуществляться посредством внедрения специальных программ управления принятием решений по отдельным местным вопросам экономи -ки, политики, культуры или социального обслужи -вания населения.
Проведенный анализ различных концепций дает основание сделать вывод о том, что технологический детерминизм в процессе трансформации политических институтов под влиянием ИКТ не является определяющим для развития и совершенствования политической системы общества. В процессе развития теории информационного общества
взгляды на роль и место ИКТ в вопросе влияния на политическую практику значительно эволюционировали, пройдя путь от крайне идеалистических с доминированием позиций, что общественно-
политические модели коммуникации возможно модернизировать, используя современные ИКТ, до крайне пессимистичных, указывающих на абсолютную элементарность новых ИКТ в сравнении с предыдущими технологиями в вопросах политического реформирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ноздрина Т. В. Политико-правовые механизмы регулирования деятельности государственной службы в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. №1. С. 102-106.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская Федерация. 2009. 12 ноября.
3. Шабров О. Ф. Социальное разнообразие как фактор эффективной политики в современном мире // Тез. докл. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, факторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. М.: Российская ассоциация политической науки, 2009. С. 462-464.
4. Сморгунов Л. В. Политические сети, информационные
технологии и публичное управление: переход от
концепции «e-government» к «e-governance» // Тез. докл. «Интернет и современное общество»: Труды VIII
Всероссийской объединенной конференции. СПб., 2005. С. 161-165.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Гу ВШЭ, 2000. 302 с.
7. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004. 784 с.
8. Кулик А. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. М.: РОССПЭН, 2008. C. 44.
9. Саак А., Пахомов Е., Тюшняков В. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. 2008. №2. С. 64-77.
Поступила в редакцию 24.12.2010 г.