Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236). Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 62-68.
РЕЛИГИЯ
И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВОСТОКА
/
О
Д. Т. Абидов
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НЕЗАВИСИМОГО УЗБЕКИСТАНА
В СФЕРЕ РЕЛИГИИ
Статья посвящена политическим ориентациям руководства и народа Республики Узбекистан в сфере религии. В первые годы независимости Узбекистана в начале 90-х гг. ХХ в. это была особо трудная задача. Продемонстрирована решающая роль в данном вопросе Президента страны И. А. Каримова. Показано, что правильные взаимоотношения государственной власти и религии играют ключевую роль для стабильного развития общества.
Ключевые слова: религия, политика, ислам, государство, исламские теологи, независимый Узбекистан, газета «Правда Востока», газета «Народное слово», религиозные праздники, толерантность, уважение к религии.
Религия - специфическая, глубоко своеобразная сфера духовного бытия людей. Государственная политика в области религии может заглушать религиозные чувства людей (как это было во времена советского атеизма), или предоставлять им свободу проявления. Однако отменить или ликвидировать эти чувства никакая политика не в состоянии. Более того, любое насилие в этой области может вызвать весьма острую обратную реакцию. Сотрудник ООН Абдель Фатах Амар считает, что при взаимодействии государства и религии нельзя впадать в две крайности: во-первых, поставить государство на службу религии, позволить религии поглотить государство; во-вторых, насильно подавлять государственным аппаратом религию1.
Руководству Узбекистана и его государственному аппарату хорошо известен такой статус религии и, конкретно, ислама в Узбекистане. Поэтому политические цели и решения, направленные на их достижение, продуманы и последовательны.
Так, в самом начале своего вступления на должность главы независимого Узбекистана Ислам Каримов обратил особое внимание на правильную трактовку религиозной ситуации и в целом религиозного вопроса в политике государства. Это было особенно актуально в свете отделения Узбекистана от СССР, в котором активно пропагандировался атеизм. В своем выступлении на десятой сессии Верховного Совета республики в июле 1992 г. он выделил восемь направлений социального прогресса и обновления Узбекистана. Вторым из них был религиозный вопрос. Президент сказал: «Определяя политику нашего самостоятельного государства, конечно, мы должны иметь в виду исламскую религию. Религия наложила неизгладимую печать на образ жизни народа, наши нравственные ценности, на само мышление людей»2. В своем приветствии участникам международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации» Президент страны следу-
ющим образом озвучил позицию государства по отношению к исламу: «Мы высоко ценим нашу священную религию и исламскую культуру как неотъемлемую часть мировой цивилизации, истории развития всего человеческого, как основной фактор и критерий духовного очищения, укрепления в сознании людей таких вечных ценностей, как стремление к мирной и спокойной жизни, толерантность в межнациональных и межрелигиозных отношениях, чувства взаимного уважения и согласия»3.
Как считает российский исследователь А. А. Нуруллаев, «политика и религия могут оказать друг на друга взаимное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на религию, формируя законные рамки для её функционирования, регулируя правовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь, развитие политического процесса определяется как соотношением политических сил, характером политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обусловлены доминирующими в обществе религиозными учениями»4. Как мы видим, детерминированность религии и политики многомерная, отказ в учете какого-либо из факторов данной детерминации может привести к нежелательным, если не к катастрофическим последствиям.
В Узбекистане был критически воспринят тезис профессора Гарвардского университета Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций в конце ХХ - начале ХХ1 в., вызвавший широкий отклик во всем мире. Так, российский исследователь Н. Корзин пишет: «Может ли идти речь о столкновении именно цивил-дизационного масштаба и глубины?»5 Вместо этого Президент Узбекистана И. А. Каримов подписал иранскую международную программу «Диалог цивилизаций».
Важной политической и экономической мерой являются государственные документы о сохранении и поддержке религиозных памятников и центров. Одним из таких документов стало Постановление Президента Узбекистана Ислама Каримова о поддержке комплекса Хаз-рати Имом в Ташкенте, согласно которому ему было выделено безвозмездно 50 млн сумов6.
Обращаясь к газетам республики, можно отметить, что они, разумеется, не могут обой-
ти вниманием столь важный вопрос, как верная интерпретация лидером государства места и роли религиозного фактора в политических процессах в республике. Журналист Раим Фар-хади опубликовал статью «Вершины духовности и культуры», написанную в виде размышления-отклика на доклад Ислама Каримова на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва в январе 2000 г. В материале говорится, что для восстановления места нашей священной религии в духовной жизни народа нужны «скоординированные, направленные усилия, взаимодействие всех структур и организаций, занимающихся духовно-нравственным воспитанием, культурным строительством»7. Автор справедливо считает, что не должно быть больших и малых ведомств, учреждений, которые были бы в стороне от такой государственной политики.
О восстановлении памяти и имен известных миру теологов Имама аль-Бухари, Абу Мансура аль-Матуриди, Ахмада Яссави, Бахоуддина Накшбанди, как направлении политики властей Узбекистана, говорит в своей развернутой научно-популярной статье «Национальная идея: возвращение исторической памяти»8 Дилором Алимова.
Известные специалисты в области национальных духовных ценностей З. Мунавваров и К. Юлдашев пишут в своем газетном отчете следующее: «Международный фонд имени Имама аль-Бухари приступил к проведению в областях больших просветительских мероприятий. Началась серия научно-практических конференций под названием «Годы независимости: возвращение народу национально-религиозных ценностей»9. Научные обсуждения состоялись во многих городах республики, было сделано много докладов и сообщений. К сожалению, вопросам взаимоотношения между политикой и исламом целенаправленно не было посвящено ни одной статьи в семи сборниках, в которых были опубликованы статьи и тезисы. Частично данный вопрос был затронут в выступлении начальника управления среднего специального профессионально-технического образования Андижанского областного хокимията Мухиддина Назарова. Автор пишет: «Превращение [национальных и религиозных ценностей. - Д. А.] в ведущую силу экономических, политических и социальных преобразований, несомненно, во многом связано с честностью и преданностью своему долгу субъектов данной деятельности»10. Как мы
видим, знающие люди высоко оценивают как роль религии в политических процессах, так и роль политики в религиозных делах.
Вера каждого человека в святость религиозных идеалов, в их место и роль в его жизни
- это его личное дело. Поэтому журналисты ведущих газет республики правильно делают, что не анализируют и не комментируют личное мнение Президента Узбекистана Ислама Каримова с данной точки зрения. Однако анализ места и роли религиозного фактора в разработке политических ориентиров нового государства в свете разъяснения лидера государства важен и нужен. Но мы не встретили за последние несколько лет в ведущих газетах республики сколь-нибудь серьезных публикаций по данному вопросу, поэтому вынуждены ограничиться вышеприведенными номерами.
В отличие от республиканских газет Узбекистана СМИ других стран активно обсуждают проблемы политического ислама. Так, Максим Брусиловский пишет в справочно-информационном портале «Религия и СМИ»: «Ислам, конечно же, далеко не столь кроток и миролюбив, как это порой пытаются представить некоторые его толкователи, но и изображать его в виде глобального монстра - крайне ошибочно. В первую очередь, потому что «политический ислам», который и вызывает основные нарекания, соприкасается с собственно религиозной сферой лишь по касательной и при ближайшем рассмотрении за дымовой завесой исламской риторики обычно преследует узколокальные цели»11. Достаточно ценная мысль. Не учитывать ее в повседневной политической практике государств с преобладающим мусульманским населением было бы ошибочно.
Перейдем к следующему аспекту проблемы
- к общеметодологическим основам и положениям произведений Ислама Каримова по поводу политических ориентиров в сфере религии и их интерпретации в главной прессе республики. В работе «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», характеризуя политическое и государственное устройство обновленного общества, Ислам Каримов отметил, что в данном вопросе «приоритет должен отдаваться принципам нравственности и гуманизма, уважения традиций, обычаев, верований...»12 Совершенно четко была обозначена общеметодологическая политическая линия государства в области религии в речи на заседании Бухарского областного Кенгаша депутатов в марте 1994 г.: «Религия и верующие занимают
важное место в общественной жизни. Наша политика в этом ясна и определенна. Ислам - это священная вера наших предков. Благодаря ему наш народ сохранял в веках самого себя, свою духовность, богатое культурное наследие»13. Как мы видим, ислам как образ жизни закономерно соприкасается со всеми сферами жизнедеятельности общества и правильная линия государства здесь очень важна.
Целостная политическая программа по данному вопросу изложена в известной книге Ислама Каримова «Узбекистан на пороге XXI в.: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Он пишет здесь, что во взаимоотношениях с религией государство Узбекистан, «являясь светским, придерживается следующих принципов:
- уважительное отношение к религиозным чувствам верующих;
- признание религиозных убеждений частным делом граждан или их объединений;
- гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их;
- необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в целях духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей;
- признание недопустимости использования религии в деструктивных целях»14. Положения данной программы показывают, что Ислам Каримов обозначил основные составляющие политического компонента во взаимоотношениях светского государства с религией.
Как раскрываются данные вопросы в ведущих газетах республики? Обратимся к конкретной практике нашей печати. В интервью корреспонденту информационного агентства «Жахон» Мардону Ёкубову член Исламского Верховного Совета США Хадия Мирахмади сказала следующее: «На меня произвело большое впечатление то, как ваш народ искренне предан исламу, глубоко трактует эту религию и бережет её как зеницу ока»15. Такие признания следует считать находкой журналиста, который смог вызвать собеседницу на нужный ему тон. Они характеризуют религиозную ситуацию в Узбекистане глазами представителей зарубежных стран, что повышает достоверность газетной информации.
В сентябре 2000 г. в Ташкенте прошла большая международная конференция, орга-
низованная ЮНЕСКО и посвященная теме «Мировые религии на пути к культуре мира». Корреспондент УзА Г. Саъдуллаев опубликовал отчет о мероприятии. В нем говорится: «Узбекистан не зря был выбран для проведения мероприятия. Ведь на этой земле жили выдающиеся деятели, имена которых с уважением произносятся в исламском мире. Следует особо отметить, что в Узбекистане прочно утвердилась свобода религии и вероисповеда-ния»16. Сам факт организации и проведения в Узбекистане подобных конференций международного и республиканского характера следует признать важным политическим ориентиром, который избрали государственные органы республики в сфере отношений с религией.
Газета «Узбекистон овози» за последние годы практически не освещала данный вопрос с рассматриваемой нами точки зрения, поэтому мы не можем привести публикации из неё.
Обратимся к главным русскоязычным газетам - «Народному слову» и «Правде Востока». Хорошо проанализировал нелегкий вопрос о комплексной программе политических ориентиров страны профессор Рустам Жумаев, опубликовавший статью «Общественные науки сегодня». Приведем отрывок из неё: «Формирование системы социальных интересов и их реализация, особенно в политической сфере, требуют от государства разработки системы баланса интересов. Их аккумуляция и реализация становятся стратегической задачей не только политических партий, неправительственных организаций, органов самоуправления граждан, но и всего государства и обще-ства»17. И хотя автор не говорит здесь непосредственно о политической удельной религии в данной системе, само собой понятно, что система баланса интересов неизбежно включает в себя данную составляющую.
В одном из своих номеров «Народное слово» упоминает такую особенность политических ориентиров государства, как согласие на открытие новых религиозных организаций. Журналист Пулат Данияров опубликовал отчет о заседании Комитета Олий Мажлиса (парламента страны) по вопросам науки, образования, культуры и спорта. На заседании был рассмотрен ход соблюдения Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» в Наманганской области.
В отчете говорится: «За минувший период в областное управление юстиции поступило 185 заявлений от инициаторов создания религиоз-
ных организаций с просьбой о регистрации их уставов, 176 из них на основании действующих правил и порядков выданы свидетельства
о разрешении деятельности»18. По данному конкретному факту видна лояльность государственной политики в вопросах регистрации религиозных организаций.
Несколько публикаций на данную тему дала «Правда Востока». Следует остановиться на одной из них. Это интервью журналиста Мавлонжона Юлдашева с великим муфтием суфийского ордена Накшбанди-Хаккани, основателем Исламского Верховного совета США, шейхом Мавлоно Мухаммадом Хаккани. На вопрос Юлдашева: «Как вы оцениваете современную исламскую политику нашего государства?» шейх ответил: «Я рад видеть, что это намного более свободная страна в области ислама даже по сравнению с моей страной - Турцией. Свобода везде и во всем. Никто не спрашивает, почему ты читаешь молитву, носишь бороду и тюрбан и учишь Коран, следуешь тарикату»19. Мнение авторитетного богослова заметно повысило значимость правильной реализации политических целей Узбекистана в сфере религии.
Перейдем к характеристике основных политических ориентиров Республики Узбекистан в области религии. В обобщенной форме данная мысль была высказана Президентом Исламом Каримовым в книге «Узбекистан на пороге XXI в.: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» в следующей форме: «Мы за то, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию»20.
Само понятие «политические ориентиры» включает в себя широкий круг вопросов, поэтому журналистам есть здесь над чем думать и о чем писать. Рассмотрим, как они реализуют данные свои возможности на практике.
В печати республики было немало статей на тему о том, что два основных религиозных праздника мусульман - Руза хайит и Курбан хайит - были объявлены праздничными днями. Главный редактор «Правды Востока» Бах-тиёр Хасанов отмечает, что «по датам - это были одни из первых Указов Президента республики, подписанными еще до объявления независимости»21. Данная публикация позволяет нам применить сравнительный подход и заключить, что новая, в корне отличающаяся от советской, политика Узбекистана в области
религии начала осуществляться еще в период существования СССР.
Важной особенностью политики государства по отношению к исламу явилось основание фондов имени известных теологов. Одним из них стал Международный фонд Имама аль-Бухари. Журналист Рахимбек Хакимов провел интервью с председателем фонда профессором Зохидилло Мунавваровым. В интервью говорится о том, что осенью 2000 г. «был обнародован Указ нашего Президента об организации и поддержке Международного фонда Имама аль-Бухари, и так как основной задачей этого фонда является сбор, изучение и пропаганда богатого духовного наследия великого мухад-диса, исследование литературных источников, рукописей его сподвижников, трудов по истории, касающихся развития культуры его и других эпох, то, естественно, одним из первых шагов деятельности фонда стала издательская работа, выпуск книг, периодики»22. Выпуск оригинальной и комментаторской литературы по исламу играет огромную роль в подъеме религиозного образования и в духовном просвещении народа Узбекистана.
Это видно и по тому, что на фонд Имама аль-Бухари была возложена задача по организации национального центра по сбору и сохранению рукописного наследия народов Узбекистана. Об этом пишет корреспондент «Халк сузи» («Народное слово») Абдурасул Сатта-ров: «Центр начал свою работу в «Дни Имама аль-Бухари», проведенные в этом году в июле. В центре уже собрано более тысячи редких рукописей, многие из них введены в компью-тер»23.
Как мы упоминали выше, кроме Президента Ислама Каримова активную работу по разработке государственной политики ведет и Олий Мажлис. Одним из его очередных шагов на этом направлении стало принятое им решение о возвращении в Узбекистан архивных документов, включая рукописи религиозных книг, которые были в разное время вывезены органами Советской власти из Узбекистана. Интервью об этом с депутатом Олий Мажлиса З. Мунавваровым опубликовал парламентский корреспондент «Халк сузи» Исмат Худоёров24.
Одновременно с этим власти принимают меры для предотвращения контрабандного вывоза за границу ценного наследия, важной частью которого являются рукописные книги религиозного содержания. Корреспондент УзА Р. Камолов опубликовал заметку о попытке од-
ного из жителей Ферганской области провести через таможню в Таджикистан 43 экземпляра уникальных рукописей - религиозных, научных и художественных книг25.
Само решение печатного органа государственной власти о регулярной публикации материалов на темы религии уже есть проявление официальной политики в данной сфере. Как известно, в советское время религиозная тема фактически находилась под запретом. В независимом Узбекистане положение совершенно изменилось, материалы стали выходить регулярно. Только в одном номере «Правды Востока» было напечатано три материала, а точнее
- под рубрикой «Религия» вышла вся третья полоса номера26.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
С начала своей деятельности на посту главы государства Ислам Каримов смог дать правильную оценку роли политических ориентиров новой страны во взаимоотношениях с религией.
Однако в основных газетах Узбекистана последних лет материалов на данную тему явно недостаточно. Журналисты не освещают в должной мере основные направления такой политики, слабо анализируют данные актуальные вопросы дня.
Что касается разъяснения в печати того, из чего конкретно состоят политические ориентиры в сфере религии, их тематическая структура, то такой перечень в рассмотренных нами газетах присутствует.
Следовательно, главная задача учредителей и руководителей газет республики на сегодняшний день состоит в том, чтобы поднять сам уровень мышления наших журналистов, добиться понимания ими принципиальной сущности религии и её места в выработке внутренней и внешней государственной политики, научить их мыслить более глубокими категориями, не утопать в повседневной редакционной текучке.
Не зря авторы книги «Политическая социология» пишут: «Государственная политика в отношении религии и церкви очень разная в различных странах и условиях... Случается, что государство, оставаясь светским, оказывает помощь церкви и религиозной деятельности и даже опирается на соответствующие институты. Такой характер отношений может быть полезен и для самого государства, так как религия, оказывая благотворное нравственно-
воспитательное воздействие на людей, способствует тем самым формированию законопослушных граждан, верных сынов и дочерей своей Родины»27.
Нашим журналистам следует быть более бдительными и обращать необходимое внимание на подобные проблемы.
Материалы на столь важную тему, как мировоззренческие и правовые мерки взаимоотношений между государством и религией в нашей стране республиканские газеты печатают явно недостаточно. Единственным оправданием журналистам в этом вопросе может послужить то, что освещать эти вопросы нелегко.
Однако это не снимает газетной периодики Узбекистана ответственность за просвещение масс в данном аспекте. События 1999-2011 гг. показали, сколь животрепещущи для народа нашей страны религиозные проблемы. И насущная задача дня заключается в том, что, наряду с освещением религиозного терроризма, необходимо еще раз вернуться к теме мировоззренческих основ религии и регулярно разъяснять их широким массам читателей.
В мировых СМИ, в тех случаях, когда журналисты сами не могут справиться со сложной темой, существует практика обращения к политологам и другим специалистам. Однако. как показал анализ, газетные редакции Узбекистана нечасто используют этот метод. Видимо, настало время отказаться от прежних стереотипов и более активно осваивать международный опыт.
Документальность является важной методологической основой и политологии, и журналистики. В жизни мы встречаемся с интересными людьми, знаем много примеров того, как религия помогла тем или иным людям, совершившим ошибки, выработать в себе новое мировоззрение и встать на правильный путь. К сожалению, сам процесс духовного совершенствования личности, которому газетам иногда не мешало бы придать публично-просветительский характер, используется нашими изданиями крайне редко.
Важным местом в системе государственной политики в сфере религии являются концептуальные проблемы взаимоотношения между структурами государственной власти и религиозными организациями. Анализ данного направления в деятельности главных государственных газет показал, что, как ни странно, ощутимой со стороны массовой аудитории журналистской работы здесь не ведется. Ре-
дакционная политика ведущих газет здесь или выражена достаточно слабо или вовсе отсутствует. Это неприглядно, но факт. Подобная недоработка отрицательно сказывается на общей эффективности деятельности ведущей газетной периодики Узбекистана.
В будущем следует учитывать тот факт, что в начале XXI в. начинают развиваться новые формы коммуникации, что находит непосредственное отражение в освещении религиозного фактора. Российский исследователь Н. Г. Ши-лина трактует этот вопрос следующим образом: «Медиасистеме требуется переход к более актуальной коммуникационной парадигме (СМК): на смену односторонней информационной модели приходит модель двусторонней равноправной.»28
Примечания
1 См.: www.Glasnet.ru/itotky/Freedom соПег17.0.
2 Каримов, И. А. Путь к независимости : проблемы и планы // Узбекистан : национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. Ташкент : Узбекистан, 1996. С. 12.
3 Каримов, И. А. Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа - критерий и цель всей нашей деятельности. Т. 15. Ташкент : Узбекистан, 2007. С. 171.
4 Нуруллаев, А. А. О соотношении политики и религии // Вестн. Рос. ун-та Дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 63.
5 Козин, Н. Вызов или ответ ислама? // Свобод. мысль. 2007. № 1. С. 22.
6 Халк сузи. 2006. 11 июля.
7 Нар. слово. 2000. 3 февр.
8 Нар. слово. 2000. 14 апр.
9 Халк сузи. 2001. 10 авг.
10 Назаров, М. Национально-религиозные ценности - основа реформ // Годы независимости : возвращение народу национально-религиозных ценностей. Ч. IV (Андижан). Ташкент : Имам аль-Бухари, 2001. С. 26.
11 Брусиловский, М. Исламофобия как политическая ересь. иКЬ : www.Religare.ru. 2005. 22 авг.
12 Каримов, И. А. Узбекистан : свой путь обновления и прогресса // Узбекистан : национальная независимость, экономика, политика, идеология. С. 45.
13 Каримов, И. А. Экономические реформы : ответственный этап // Наша цель : свободная и
процветающая Родина. Т. 2. Ташкент : Узбекистан, 1996. С. 196-197.
14 Каримов, И. А. Узбекистан на пороге XXI века : угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса // По пути безопасности и стабильного развития. Т. 6. Ташкент : Узбекистан, 1998. С. 54.
15 Халк сузи. 2000. 13 янв.
16 Халк сузи. 2000. 15 сент.
17 Нар. слово. 2000. 25 февр.
18 Нар. слово. 2000. 20 окт.
19 Правда Востока. 2001. 1 июня.
20 Каримов, И. А. Узбекистан на пороге XXI века. С. 55.
21 Правда Востока. 2001. 6 марта.
22 Нар. слово. 2001. 10 апр.
23 Халк сузи. 2000. 24 окт.
24 Халк сузи. 2001.11 апр.
25 См.: Правда Востока. 2001. 22 авг.
26 Правда Востока. 2001. 1 июня.
27 Политическая социология / под. ред. Ж. Т. Тощенко. М., 2002. С. 93.
28 Шилина, М. Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции теории СМК // Вестн. Моск. ун-та. 2010. № 1. С. 18.