ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ ЛИВИИ СО СТРАНАМИ МАГРИБА В 1970-1980-Е ГОДЫ
Л.А. Мельникова, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11308
Аннотация. Эпоха Каддафи является одним из важнейших периодов развития Ливии. В силу приверженности ливийского лидера идеалам панарабизма, этот период характеризовался активной внешнеполитической деятельностью, направленную на межарабскую интеграцию. Проекты, инициатором которых выступал Муаммар Каддафи, не были осуществлены в полном объеме. Несмотря на это идеи реализации арабского единства находили поддержку у широких народных масс в разных странах Ближнего Востока.
В силу безуспешного продвижения юнионистской политики в Египте, Судане и странах Машика, в 1970-1980-е гг. Каддафи поочередно обращался уже к лидерам стран Арабского Магриба с предложениями по интеграции. Действительно, с некоторыми странами были подписаны соглашения, но они не вступили в период практической реализации не только в силу различия во внешнеполитических приоритетах арабских стран, но и принципиальных различий в экономических системах. В заключении делается вывод, что поддержка М. Каддафи различных радикальных движений и организаций в мире, в том числе и на Арабском Востоке, привела к серьезной изоляции Ливии на международной арене.
Ключевые слова: Ливия, История Ливии, Муаммар Каддафи, панарабизм, юнионизм, история арабских стран, международные отношения
Период ливийской истории после свержения монархии связан исключительно с именем Муаммара Каддафи. Заполучив власть в результате переворота в 1969 г., Каддафи начал разрабатывать особенную доктрину государственного развития -«Третью мировую теорию», собранную позднее в оформленные тезисы в знаменитой «Зеленой книге».
Изначально главным направлением ливийского руководства во внешнеполитической программе было объединение арабского мира под антиимпериалистическими, панарабистскими лозунгами. Для достижения единства, по мнению Каддафи, прежде всего необходимо было установить единство внутри каждой потенциально партнерской стране, после чего можно заниматься всеобъемлющим объединением. До тех пор, пока единство внутри стран отсутствует, арабским странам следует сотрудничать в основных сферах общественной жизни.
Потерпев неудачу в юнионисткой политике по отношению к Египту в первые го-
ды после прихода к власти, Муаммар Кад-ддафи сконцентрировал свое внимание на магрибских странах. Учитывая постепенное ухудшение связей Садата и Каддафи после октябрьской войны 1973 года, казалось логичным, если не обязательным, найти новых партнеров в регионе и предложить им идею объединения, которую он все еще считал основной в своей внешней политике.
В январе 1974 г. Муаммар Каддафи и президент Туниса Хабиб Бургиба объявили на тунисском острове Джерба об объединении двух стран и создании Арабской Исламской Республики, подписав Джерб-скую декларацию. Предварительно оговаривалось, что будет составлена единая конституция, создана единая армия и общая структура власти, а Хабиб Бургиба должен был стать президентом новой республики. Для утверждения всех решений необходимо было провести всеобщие референдумы. Согласие Бургибы на тот союз связано с экономической выгодой от более тесных связей с Ливией, так как около
30 000 тунисских рабочих в Ливии приносили значительный вклад в тунисскую экономику. В 1973 г. был заключен ряд соглашений о торговле, таможенных пошлинах, инвестициях, правилах для трудящихся-эмигрантов, социальном обеспечении и создании первой совместной судоходной компании. 1 сентября 1973 г. Тунис был единственной страной, приветствовавшей годовщину ливийской революции 1969 г.
Однако, стоило учитывать разную мотивацию тунисского и ливийского лидеров в данном вопросе: Хабиб Бургиба планировал с помощью образования новой республики сделать Тунис центром магриб-ского союза, который потенциально мог быть создан в будущем, а Каддафи, по всей видимости, пытался вести подрывную деятельность в Тунисе для свержения режима Бургибы. Правительство Туниса опасалось за возможную потерю суверенитета после вступления в республику, вследствие чего уже в 1974 г. Тунис стал замедлять процесс создания союза и подписания надлежащих соглашений. В 1976 г. Ливию обвинили в финансировании тунисской оппозиции, а ливийское руководство в знак протеста выслало из страны тысячи рабочих и служащих [1, с. 91].
Стоит также учитывать возникшие территориальные споры между двумя странами по поводу раздела нефтеносного континентального шельфа. Ливийское руководство считало, что при решении конфликта необходимо учитывать географические факторы, а именно то, что шельф примыкает к Северной Африке и продолжает ее материковую часть к северу, а потому при разделе шельфа стоит обратить внимание на направление этого продолжения к северу от крайней точки сухопутной границы между Тунисом и Ливией. В то же время Тунис полагал, что стоит учитывать другие немаловажные факторы, такие как: острова Керкенна, прилегающие к восточному побережью Туниса, возвышения, высыхающие во времена отливов, направление продолжения сухопутной ливийско-тунисской границы, которая естественным образом разграничивает сферы
влияния на территории шельфа Туниса с запада на восток, а Ливии - с юго-запада на северо-восток [2, с. 59]. Попытка урегулирования данного вопроса произошла лишь в 1977 г. Тунис и Джамахирия подписали соглашение о рассмотрении Международным Судом ООН спора о разделе шельфа, решение которого было вынесено лишь в 1982 г.
Каддафи активно продолжал попытки утверждения своего лидерства в магриб-ском регионе. Поиск союзников не ограничился Тунисом. Каддафи также старался наладить отношения с Марокко и Алжиром. Ливия и Марокко разорвали дипломатические отношения в 1971-1972 годах из-за предполагаемой ливийской поддержки повстанцев, которые планировали свергнуть короля Хасана. На некоторое время отношения улучшились после октябрьской войны, но снова ухудшились в 1975 г. из-за критики со стороны Муаммара Каддафи роли Марокко в конфликте с Западной Сахарой [3, с. 56].
Целесообразно упомянуть, что в 1975 г. был заключен Мадридский договор, по которому предусматривался переход управления территорией Западной Сахарой с 20 ноября к временной администрации с представителями Марокко, Испании, Мавритании, а с 28 февраля, после полного ухода испанцев, к временной администрации лишь с представителями Марокко и Мавритании. Еще в мае 1973 г. был создан Фронт Полисарио, военно-политическая организация, выступавшая за освобождение Западной Сахары, которая вела боевые действия как против Марокко, так и Мавритании, требуя предоставления полной независимости. Фронт Полисарио получал финансовую и военную помощь из Алжира [4, с. 68].
В 1975 г. Каддафи и алжирский президент Бумедьен провели переговоры в Алжире, в местечке Хасси-Мессауде, и пришли к согласию о слиянии двух стран. Алжир стал главным региональным союзником Ливии, так алжирское руководство повлияло на завершение ливийско-египетской войны 1977 г., выступив посредником. В свою очередь, Ливия поддержала Алжир в его конфронтации с Ма-
рокко из-за Западной Сахары, предоставляя военную помощь Фронту Полисарио. Впрочем, и в данном вопросе появились разногласия. Алжирское руководство поддерживало идею создания независимого сахарского государства, а Муаммар Каддафи считал, что это новое государственное образование не пойдет на пользу концепции об арабском единстве [5, с. 5].
Весной 1978 г. Каддафи выступил в Алжире, предлагая Тунису и АНДР объединиться, после чего последовали те же разногласия. В 1980 г. Каддафи финансировал вооруженное нападение в тунисском городе Гафсе. Отряд тунисское оппозиции попытался захватить город Гафс с целью превращения его в центр оппозиции против Бургибы. В течение первых двух дней восстание было подавлено национальной гвардией. Происшествие крайне негативно повлияло на тунисско-ливийские отношения.
Одним из неожиданных поворотов во внешней политике Ливии стало заключение в 1984 г. марокканского договора в Рабате, который заключался в создании Арабо-африканской Федерации, как первого шага к объединению Арабского Маг-риба, а дальнейшем и всей арабской нации. К договору могло присоединиться любое арабское или африканское государство. Вероятно, марокканский договор был подписан в ответ на заключенный в 1983 г. союз Алжира, Туниса и Мавритании. В ливийско-марокканском договоре оговаривалось также и создание руководящего совета, постоянного секретариата и первых четырех специальных комитетов [6, с. 314].
Однако, с самого начала была очевидна несовместимость этих стран. Внешняя политика Ливии долго время была направлена против Марокко, и за счет этого союза Каддафи прежде всего хотел расширить свое влияние в Марокко, привлечь рабочую силу в Ливию. Хассан II в свою очередь стремился переманить Ливию на свою сторону в западносахарском конфликте, получить экономические выгоды и снизить общественную напряженность перед выборами, нейтрализовав оппозицию, пользующуюся поддержкой Ливии.
Несмотря на заключение договора и масштабность предстоящих изменений, отношения между Марокко и Ливией не развивались, а вследствие визита премьера Израиля в 1986 г. в Марокко проект Ара-бо-африканской Федерации был аннулирован.
Во второй половине 1980-х гг. Ливийское руководство снова начинает сближение с Алжиром. После обсуждения об объединении двух стран и формирования специальных комиссий по данному вопросу, летом 1987 г. лидеры подготовили Хартию единства, которой предусматривалось образование федерации с единой общей столицей, единым общим гимном, денежной единицей, законодательством и армией. Как и прежде, к союзу могла присоединиться любая страна.
В результате всех неудавшихся попыток объединения стран Арабского Магри-ба в силу различий в государственном устройстве, уровнях развития стран, Муаммар Каддафи меняет приоритеты в ливийской внешней политике, всерьез занявшись созданием Союза Арабского Магриба. Во многом этому способствовал приход к власти в Тунисе нового президента Зина аль-Бадина Бен Али, который стремился урегулировать отношения с Ливией.
Зимой 1988 г. лидеры Алжира, Ливии, Туниса встретились в Тунисе и обговорили улучшение отношений, и подписали несколько соглашений по экономическому сотрудничеству, в результате которых ливийско-тунисская граница была открыта, тысячи тунисских рабочих отправились на работу в Ливию. Одно из соглашений провозглашало создание общемагрибинской комиссии в составе пяти стран, контролировавшей подготовку и реализацию совместных экономических планов. Летом 1988 г. комиссия впервые организовала совещание в Алжире и провозгласила создание пяти специальных комитетов для скорейшей кооперации в сферах образования, финансов, экономики и региональной безопасности [7, с. 23].
В августе 1988 г. президент Туниса Бен Али и Муаммар Каддафи подписали несколько договоров о сотрудничестве и приняли решение о создании специального
комитета, занимающегося способами оживления и ускорения процесса объединения.
17 февраля 1989 г. руководители пяти стран Магриба встретились в Марракеше и заключили договор о создании Союза Арабского Магриба, который включал Алжир, Марокко, Мавританию, Тунис, Ливию. По договору необходимо было создать Совет глав государств, проводить встречи каждые шесть месяцев для создания общего рынка, который трансформирует региональные экономические возможности. Союз Арабского Магриба создавался по образцу Европейского Союза с целью экономического взаимодействия, без уничтожения существующих границ или подрыва национальных суверенитетов. Главным образом, учитывалась взаимодополняемость экономики - избыток сельскохозяйственной продукции в Марокко, запасы углеводородов в Алжире, человеческие ресурсы в Тунисе.
Ливия - единственная страна, которая могла принять огромное количество рабочей силы, по этой причине ливийское руководство сняло барьеры с соседними странами, увеличив торговлю и позволив ливийцам ездить в Тунис за товарами, которые они не смогли бы найти дома. Кроме того, Ливия являлась крупным партнером в арабском банке «Магриб» по инвестициям и торговле, участвовала во многих сельскохозяйственных, транспортных, коммуникационных, промышленных и нефтехимических проектах [6, с. 318].
Договором 1989 г. детально была оговорена иерархия руководящих органов Союза Арабского Магриба. Высшим органом являлся Президентский совет, в который входили глав государств-участников, представительство осуществлялось по очереди лидерами стран каждые шесть месяцев. По итогам каждого срока председа-тельствования созывались плановые сессии Президентского совета. Для организации сессий утверждался Совет министров иностранных дел. В задачи Президентского совета входила распланировка задач для специальных комитетов. Совет обладал Генеральным секретариатом, состоящим из представителей от всех входящих в со-
став союза стран, и Консультативным советом, состоящим из 10 представителей от каждой страны. Более того, для юридического консультирования и комментирования оговариваемых проектов учреждался Судебный орган, в который входили два судьи от каждой страны. Договор также предусматривал, что агрессия против одного из государств-членов рассматривается как агрессия против всех [1, с. 102].
Тем не менее, на встрече в Марракеше все равно были выявлены разногласия. Муаммар Каддафи выступал за незамедлительное объединение, более того с потенциальным расширением членства, предлагая включить в Союз Арабского Магриба Судан, Чад, Мали и Нигер. Алжирский и марокканский лидеры выступали за поэтапное создание сообщества.
Немногие верили в успешность создаваемого союза, ведь различия в устройстве стран, недопонимания, территориальные притязания не могли позволить этим государствам продуктивно сотрудничать, однако, процесс налаживания региональной обстановки начался. Дипломатические отношения Туниса и Ливии, Марокко и Алжира были восстановлены. Муаммар Каддафи пошел на встречу тунисскому руководству и предложи компромиссный план создания ливийско-тунисской компании по использованию шельфа. Заинтересованность в интеграции проявил даже Египет, стремившийся вернуться в союз арабских стран после кэмпдэвидской изоляции.
Муаммар Каддафи весной 1989 г. объявил о проекте создания Арабского союза и общего рынка. Также, обсуждался план создания арабского берегового союза совместно с ЙАР, НДРЙ, Оманом, Джибути и Сомали.
Осенью 1989 г. была созвана первая сессия Союза Арабского Магриба под председательством короля Марокко Хаса-на II, в ходе которой официально был принят устав совета, сгруппированы специальные комитеты. В тот же год в Тунисе состоялась международная конференция «САМ-ЕЭС: перспективы 1992 г.», на которой обсуждались проблемы эмиграции, дефицита торгового баланса стран Арабского Магриба [1, с. 92].
В июле 1989 г. алжирское руководство перация стран на многосторонней основе утвердило закон о создании алжиро- выгоднее и реальнее, Каддафи выдвинул ливийского банка для вложения денег в идею создания Союза Арабского Магриба, совместные проекты, а также Алжир и Ли- который некоторое время способствовал вия заключили ряд договоров о коопера- улучшению отношений между странами и ции в сфере тяжелой промышленности, их экономического состояния, однако несоздании совместных компаний, взаимо- долго, так как Муаммар Каддафи на про-помощи в медицинской сфере. тяжении всего периода своего нахождения
С середины 1989 г. началась эксплуата- у власти был сторонником революцион-ция шельфа между Ливией и Тунисом, ных движений в целях установления един-10% от доходов было решено вкладывать в ства в арабских странах, финансово под-совместные экономические проекты. держивал оппозиционные руководителям
Таким образом, главным направлением других стран группировки, занимался под-внешней политики Ливии в Магрибе в рывной деятельностью по отношению к 1970-1980-е гг. была проблема слияния другим правительствам и вмешивался в столь разных стран с целью достижения государственные внутренние процессы, улучшения финансово-экономического что привело к изолированному состоянию положения в регионе и нормализации от- Ливии в системе отношений с арабскими ношений между собой. Осознав, что коо- странами Магриба.
Библиографический список
1. Вотякова А. В. Юнионистские тенденции во внешней политике Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии: 1970-1990-е гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.15 / А. В. Вотякова - М., 2006. -181 с.
2. Никандрова А. В., Хрисанфова М. С. Анализ правоприменительной практики при разрешении спора о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией / А. В. Никандрова, М. С. Хрисанфова // Океанский менеджмент. - 2018. - № 2 (3). - С. 5860.
3. Подгорнова Н. П. Проблема Западной Сахары. Миф и реальность / Н. П. Подгорнова - М.: Институт Ближнего Востока, 2013. - 236 с.
4. Висенс Е. Западная Сахара: преданная независимость // Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Демократической Республики. -М.: REGNUM, 2007. - 117 с.
5. Сенусси А. Борьба народа Западной Сахары против испанского колониализма / А. Сенусси // ВОСТОК (ORIENS). - 2008. - №6. - 8 с.
6. Simons Geoff. Libya: The Struggle for Survival / Geoff Simons - Macmillan Press, 1994. -451 p.
7. Ковтунов А. Г. Проблемы интеграции стран Магриба (80-е - середина 90-х годов) / А. Г. Ковтунов - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998. - 201 с.
LIBYA'S POLITICAL CONTACTS WITH THE MAGHREB COUNTRIES IN 1970-1980
L.A. Melnikova, student St. Petersburg state university (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The era of Gaddafi is one of the most important periods of the Libya's development. Due to the commitment of the Libyan leader to the ideals of pan-Arabism, this period was characterized by active foreign policy aimed at Arab integration. The projects initiated by Muammar Gaddafi were not fully implemented. Despite this fact, the ideas of realizing Arab unity were supported by the broad masses in different countries of the Middle East.
Due to the unsuccessful promotion of unionist policies in Egypt, Sudan and the Mashrek Countries, in the 1970-1980 Gaddafi turned to the leaders of the Arab Maghreb countries with proposals for integration. Indeed, agreements were signed with some countries, but they did not enter into a period of practical implementation, not only because of differences in the foreign policy priorities of Arab countries, but also fundamental differences in economic systems. It is concluded that the support of M. Gaddafi of various radical movements and organizations in the world, including in the Arab East, has led to serious isolation of Libya in the world.
Keywords: Libya, History of Libya, Muammar Gaddafi, pan-Arabism, unionism, history of Arab countries, international relations.