Научная статья на тему 'Политические интернет-коммуникации: место и роль в общественно-политическом дискурсе'

Политические интернет-коммуникации: место и роль в общественно-политическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
596
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATIONS / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC DEMOCRACY / POLITICAL PROCESSES / DEBUREAUCRATIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чекунова М. А.

В статье рассматривается роль интренет-коммуникаций в общественно-политическом дискурсе. Анализируется практическое применение электронных ресурсов в государственном управлении и участие в этом процессе социальных сетей, как одного из важных медиа-ресурсов сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INTERNET COMMUNICATIONS: THE PLACE AND A ROLE IN A SOCIAL AND POLITICAL DISCOURSE

The article considersthe role of internet-communications in a social and political discourse. It analyzespractical application of electronic resources in public administration and participation in this process of social networks as one of important media resources of today.

Текст научной работы на тему «Политические интернет-коммуникации: место и роль в общественно-политическом дискурсе»

УДК 581.1 ЧЕКУНОВА М.А.

доктор филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета, Российский университет дружбы народов (РУДН) E-mail: I.hovanskaja@уапdex.ru

UDC 581.1

CHEKUNOVA M.A.

Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Mass Communications, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (RUDNJ E-mail: I.hovanskaja@yandex.ru

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

POLITICAL INTERNET COMMUNICATIONS: THE PLACE AND A ROLE IN A SOCIAL AND POLITICAL DISCOURSE

В статье рассматривается роль интренет-колшуникаций в общественно-политическом дискурсе. Анализируется практическое применение электронных ресурсов в государственном управлении и участие в этом процессе социальных сетей, как одного из важных медиа-ресурсов сегодняшнего дня.

Ключевые слова: интернет-коммуникации, электронное правительство, электронная демократия, политические процессы, дебюрократизация.

The article considersthe role of internet-communications in a social and political discourse. It analyzespractical application of electronic resources in public administration and participation in this process of social networks as one of important media resources of today.

Keywords: Internet communications, electronic government, electronic democracy, political processes, debureaucratization.

Политические интернет-коммуникации: место

и роль в общественно-политическом дискурсе

Множество работ посвящено концепциям электронного (или цифрового) правительства, электронной демократии и электронного управления (e-government, e-democracy, e-governcmce). Использование государством информационных технологий (Norris, Kraemer, 1996; Osborne, Gaebler, 1992) [18], а впоследствии и сетевых априори стало рассматриваться как благо, так как естественным образом способствовало улучшению качества государственного управления [20] и информатизации общества (Jeong, 2007) [13], что в конечном счете приведет не только в большим изменениям в коммуникационных процессах, но и в культуре организации государственных институтов - дебюрократизация, доступ и обмен информацией на горизонтальных и вертикальных уровнях власти (Fountain, 2002) [11].

Высокие темпы глобализации, ставшие результатом информатизации общества, изменили фокус изучения электронного правительства - если раньше для него была характерна ориентация на гражданина (citizen-centric, Ntulo, Otike) в предоставлении услуг, то сейчас эта концепция стала значительно шире. Расширение предметного поля было связано с двумя факторами: во-первых, осознанием необходимости изучения влияния Интернет-коммуникации на весь спектр управленческих отношений, норм, поведения, что впоследствии стало рассматриваться в рамках более широкого понятия электронного управления (e-governance), во-вторых.

увеличением числа участников взаимодействия и самих принципов такого взаимодействия в рамках электронного правительства. Всемирный банком и многими исследователями (Ndou, 2004; Riley, 2001; Seifert, Bonham. 2003) выделяется пять базовых вида отношений [17] в рамках электронного правительства [22]: между государством и гражданами (G2C), между государством и бизнесом (G2B), между государством и занятым населением (G2E). между государством и государством(-ами) (G2G), между гражданами и государствами (C2G).

Электронное правительствоисследуется не столько с точки зрения его функционирования в теории, сколько оценивается его действие в реальных условиях современных демократий. Например, А. Чадвик (Chadwick, 2006) считает, что запросы граждан зачастую находятся в отрыве от структур принятия управленческих решений, таким образом, электронное правительство представляет собой ни больше ни меньше, чем обычную однонаправленную коммуникацию, в которой государство информирует граждан об услугах и способствует их реализации, но без всякой обратной связи [7]. Кроме того, основными задачами для электронных правительств стран должно стать обеспечение инфраструктуры, повсеместного и совместимого технического оснащения (Shanna. Gupta, 2003), а также унификация правовых норм [23] и принципов транспарентности, открытого доступа к информации (Ndou, 2004).

Неоднозначны позиции исследователей относительно соотношения понятий электронного правительства и электронной демократии. С одной стороны, электрон-

© Чекунова М.А. © Chekunova М.А.

ное правительство может стать основой для принятия политических решений, способствующих становлению электронной демократии при условии успешного следования принципам транспарентности и подотчетности (Chadwick, 2003; Budd, Harris, 2009, позиции ЮНЕСКО и Всемирного Банка) [8]. С другой стороны исследования, посвященные критическому восприятиюэлектрон-ного правительства и электронной демократии, исходят из предпосылки, что данные концепции необходимо исследовать по отдельности, так как одно, как правило, не является следствием другого (Fisher, 2012; McCullagh, 2003; Johnson. 2006) [10]. Происходит переосмысление сосуществования электронной демократии и электронного правительство в виде комплементарной модели, имплементация которой естественным образом способствует и, улучшению качества государственного управления. и развитию демократических институтов. В этом смысле государству выгодней развивать электронное правительство (административный уровень взаимодействия), нежели развивать механизмы вовлечения граждан в процессы принятия решений (на уровне демократических институтов) [14].

Проблема определения интернет-коммуникации

До того, как Интернет стал каналом массовой коммуникации, в научной среде появлялись работы, посвященные коммуникации между индивидами, опосредованной электронно-вычислительной машиной, иными словами, компьютером (например, опосредованный компьютером дискурс (Baron, 1984), интернет-коммуникация в режиме реального времени (Murray, 1985) [16]. Позднее особое внимание уделялось влиянию электронному дискурсу при наличии доступа ко всемирной путине (AbuSa'aleek, 2015) [4] и интернет-лингвистике (Herring, 2001). Спустя 10 лет после появления при Министерстве Обороны СШ А внутренней локальной сети APRAnet, которую использовали в основном военный контингент и службы разведки страны, Интернет сначала в виде интегриру ющей локальной сети LAN вышел за рамки секретного проекта и стал глобальным средством коммуникации. Стоит отметить, что он стал именно средством коммуникации, постольку посколькуИнтернет, исходя из его свойств (в частности, отсутствие периодичности), не может быть причислен к средствам массовой информации (СМИ), но относится к средствам массовой коммуникации (СМК), распространяющему массовую информации (то есть, такую, которая предназначена в различных форматах для неограниченного круга лиц)

Однако стоит перейти на уровень коммуникации, задача предоставить всеохватывающее, общее, универсальное определение сети Интернет (и как следствие, Интернет-коммуникации) не представляется простой задачей, так как было бы опрометчивым свести исследуемый нами вид коммуникации к такому, что опосредуется компьютером и сетью Интернет. Одна из основных причин заключается в неспособности однозначно сформулировать свойства аудитории (участни-

ков коммуникации). Например, с позиции антагонизма «государство-граждане» мы имеем дело с коммуникационным процессом между государственными институтами и электоратом, представляющим рассеянную массу людей, при этом в таких субъект-объектных отношениях, информационными потоками управляет именно государство. Аудитория может быть анонимна или неанонимна, состоять из разного количества реципиентов информации, а попадание в эту аудиторию может быть случайным (или хаотичным, например, при распределении пользователей по серверам, групповым чатам и так далее). Передаваемое сообщение не обязательно может быть оформлено в виде текста - интернет, вобравший в себя свойства и телефонии, и корреспонденции, и телевидения, и радио, характеризуется многообразием форм сообщений - текст, (видео-)изображение, голосовой набор, символы. Сеть Интернет легла в основу новых форм социального взаимодействия, что оказало влияние на изменение характера передаваемого сообщения. Ярким примером такой трансформации могут служить социальные сети, позволившие кодировать сообщение не только ранее доступными способами, например, в виде текста, изображения, аудио- и видеоматериалов, но и в форме бинарного кода, выражающего одобрение или неодобрение («like» и «dislike»).

Таким образом, имеем, что для каждого случая характерная «своя» Интернет-коммуникация. Однако даже если мы сведем наше определение к «коммуникации посредством Интернета между индивидами (в различном количественном отношении)», то рискуем не учитывать такие новые актуальные явления как бот-сервисы (общение с виртуальным собеседником, роботом), которые в последнее время стали активно использоваться в рамках того же электронного правительства.

Принимая во внимание вышеизложенное, дадим характеристик изучаемому нами предмету. Интернет-коммуникацию, таким образом, можно определить как опосредованный компьютерными технологиями и наличием доступа к сети Интернет процесс создания, передачи, получения, а также обмена информационного сообщения (или сообщений) между его участниками. В свою очередь политическая интернет-коммуникация имеет то же основание, но акцентирует свое внимание на наличии в таком виде коммуникации воздействия и взаимодействия по поводу властно-управленческих отношений в обществе.

Особенности влияния интернет-коммуникации на общественный и политический дискурсы

Интернет как канал коммуникации стал основой многих политических процессов: изменение принципов функционирования политических институтов (транспарентность, подотчетность, децентрализация, деконцен-трация управления), форм взаимодействия государства и граждан (электронное правительство), мобилизация политического участия (вовлечение в процесс принятия управленческих решений), создание политических пар-

тий нового толка (например, партии1 за отмену цензуры и свободный обмен данными в сети Интернет), модификация нормативно-правового регулирования в различных областях общественной деятельности (изменение правил игры).

Интернет-коммуникация в отличие от других ее видов предполагает одновременно и воздействие, и взаимодействие ее участников. В этом смысле она целенаправленно конструирует вокруг себя политическую реальность, формирует политический ДйСкурС и активно вовлекает объекты коммуникации к участию в политическом процессе.

Интернет-коммуникация предлагает обмен информацией в любое время при наличии доступа в сеть, поэтому он обладает высокой степенью актуализации данных, что способствует процессу формирования дискурса политического и общественного в целом. Интернет-коммуникация постоянно развивается с точки зрения появления новых сетевых технологий передачи данных и форматов сообщений, что в свою очередь влияет на политическое пространство. В то же время, несмотря на все свойства Интернета быть главным средством массовой коммуникации, он неразрывно связан с политической реальностью (политическим режимом в конкретно взятой стране), что предполагает выстраивание определенных правил его использования. В отношении предоставления доступа в сеть Интернет главным субъектом остается государство, распределяющее информационные потоки, контролирующее на уровне нормативно-правового регулирования доступ к тем или иным ресурсам. В этом смысле интернет-коммуникация тесно переплетена с политическим контекстом: например, в авторитарном режиме никогда не сможет функционировать идея «сетевой организации», в рамках которой любой участник такой организации имеет возможности любого другого политического субъекта [2]. Именно поэтому изначально мы предполагаем неравномерные отношения между субъектами и объектами власти в политической интернет-коммуникации, потому что даже в демократических режимах «в силу не менее объективно существующей неравномерности доступа к источникам информации ошибочно отрицать реальную возможность концентрации у правления информационными потоками в руках достаточно узкого круга лиц, ставящих перед собой задачу направленного воздействия <...> в политических целях» [1].

Интернет - обоюдно необходимый для управляющих и управляемых канал коммуникации в рамках политического процесса. С одной стороны, мы имеем электорат, который выдвигает политической системе те или иные требования, социальные запросы. С другой стороны, управляющие также заинтересованы в получении информации об управляемых (настроения, запросы, оценка уровня поддержки). Особенно остро эта проблема стоит в авторитарных режимах, где уровень закрытости системы достаточно высок и ввиду отсут-

ствия агрегации и артикуляции интересов, что приводит к недостаточному уровню информированности автократа о настроения в обществе (данные идеи нашли свое отражение к концепции «дилеммы диктатора»). Кроме того, следование государством политики открытости и подотчетности ведет к укреплению легитимности и доверия к существующей власти.

Для Интернет-коммуникации характерной чертой является глобальность. Несмотря на сохраняющуюся проблему цифрового неравенства, количество интернет-пользователей по всему миру неуклонно растет. Например, в России, где интернет становился массовым значительно позже чем в стране его изобретения. Аудитория сети интернет за последнее десятилетие возросла в количественном и изменилась в качественном плане настолько сильно, что. например, сравнивая 2000 и 2015 годы, доля интернет-пользователей от населения составляла 2,1% и 70,5% соответственно, а динамика роста пользователей составила 3 227,3 %, по данным 1Щеп1е1\¥ог1с181а152.В этом смысле, как отметил Кастеллс, «центральное положение, занимаемое Интернетом во многих областях общественной, экономической и политической деятельности, равнозначно по своему значению маргинальное™ всех тех, кто не имеет доступа к Интернету» [6].

Примечателен также разрыв между запросами анонимной аудитории («на входе» политической системы) и политическими решениями («на выходе»). Аудитория в сети интернет - это в первую очередь совокупность анонимных участников политической интернет-коммуникации [24]. Это множество рассредоточенных в пространстве индивидов, отличается повышенной гетерогенностью, ввиду того, что эта общность является открытой системой, вхождение в нее случайно, ситуативно, и отсюда следует неустойчивость аудитории, она всегда будет разной, непостоянной и зависимой от той или иной доли вероятности [23]. Несмотря на то, что в сети интернет за счет возможности плюрализма мнений и анонимности стираются границы социальных различий, в реальности информационное общество гарантирует исчезновение этих только в интернет пространстве. Однако в рамках политической системы на этапе обратной связи (когда государство реагирует тем или иным образом на полученные запросы), принятие любого политического решения исходит уже не из анонимной совокупности людей, а из конкретных социально-экономических оснований в этом обществе [21].

Как воспринимается интернет в общественно-политическом дискурсе? Отношение государства в сети Интернет может быть проанализировано на основании нормативно-правовых документов, принимаемых политических решений, публичных заявлений и так далее. Как отмечают в своей статье П. Колозариди и А. Шубенкова (Колозариди, Шубенкова, 2016) [3],в политическом дискурсе сосуществует и одновременно кон-

1 «Пиратские партии» или «партии пиратов» в Германии.

России. Швеции и др.

2 InternetWorldStats. Russia. internetworldstats.com/euro/ru.htm

URL: http://www.

струируется представление о роли Интернета в двух аспектах: как о благе и об угрозе. В первом случае подобная репрезентация проявлялась в период имплемен-тации государственных социальных и неструктурных программ, во втором случае речь идет о введении цензуры и ограничений в сети Интернет. Однако два непохожих друг на друга официальных дискурса могут проявлять себя одновременно без взаимоисключения [19]. Авторы выделяют три основных этапа формирования роли государства в интернет-коммуникации: первый приходится на 90-ые годы, когда Интернет не воспринимался государством как инструмент государственного регулирования; второй этап приходится на начало нулевых и конец 2010 годов, в рамках которого в условиях риторики информационного общества интернет активно используется государством для предоставления услуг в рамках социальной политики; и наконец, для третьего этапа, отражающего положение дел последних пяти лет, характерно изменение роли государства в отношении реализации информационной политики, что было вызвано осознанием интернет-коммуникации не самоценным явлением, а проводником и благ, и угроз (что привело к активному вмешательству государства в регулирование информационного поля для обеспечения безопасности) [15].

Проблемы изучения интернет-коммуникации

Исследование интернет-коммуникации в рамках политической науки сталкивается с множеством вызовов. Во-первых, интернет-коммуникация как минимум двухсоставная компонента. Если коммуникацию в общем понимании можно определить как информационное взаимодействие между индивидами, то добавление к понятию такого предиката как «интернет» расширяет диапазон свойств исследуемого предмета. Это происходит по причине того, что интернет-коммуникация разбивается на две составляющие: с одной-стороны имеем индивида и вычислительную машину, иными словами, техническое средство (сотрШсгтеШа^сопшшшсаиоп - коммуникация, в рамках которой важным является процесс кодирования и декодирования информации), с другой стороны - коммуникативная составляющая, предполагающая взаимодействие между индивидами посредством Интернет-соединения, при котором каждый из участников может быть и субъектом, и объектом коммуникации (то есть, быть одновременно и потребителем информации и инициатором информационного потока).

Во-вторых, постоянная изменчивость сетевых технологий приводит к постоянному расширению категориального аппарата Интернет-коммуникации. Это связано не только с бесконечными спорами о всеохватывающем определении самого понятия «Интернет» [12].

В-третьих, проблематика интернет-коммуникации контекстуальна (с точки зрения конструктивизма, имеет место быть влияние контекста на предмет исследо-

вания). Несмотря на то, что эпоха информационного общества была провозглашена теоретиками еще в прошлом веке (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Арон и др.), развитие и состояние интернет-коммуникации неоднородны и напрямую зависят от принятия политических решений, в той или иной стране. Речь идет не только о технологической стороне вопроса, но и о нормативно-правовом регулировании государством Интернет сферы.

В-четвертых, Интернет-коммуникация предполагает широкий спектр проблем для политологического анализа, в чем и заключается ее многогранность и смежность проблематики. Например, с точки зрения властно-управленческих отношений актуальна проблема неравномерного распределения информационных потоков, доступности информации, направленности субъект-объектных отношений, анонимности аудитории [2].

В-пятых, стоит отметить проблему вторичности информации и информационный разрыва. Даже при условии отсутствия цензуры и наличия неограниченного количества источников информации, информация в рамках интернет-коммуникации в большинстве случаев является либо интерпретацией (сам участник не является свидетелем события), либо ограниченным отражением политической реальности (например, он-лайн трансляция политических событий показывает лишь ту часть общей картины, которая попала в объектив камеры)

Выводы

1. Интернет-коммуникация в рамках политического процесса есть некий популярное (широкоиспользуе-мое) понятие («buzzword»), но в которое в то же время вкладывается достаточно многое, но при этом это ничего конструктивного ровным счетом не значит, так как присутствует большая зависимость от политической реальности (политических решений в отдельно взятой стране).

2. В этом смысле при дальнейших исследованиях в рамках политической науки интернет-коммуникации необходимо учитывать гомогенность выборки (критериями формирования которой могут выступать политические режимы, социально-экономическое развитие, уровень цифрового неравенства и т.д.) при проведении количественных методов исследования, а также учитывать контекст при сравнительном анализе гетерогенной выборки стран.

3. Интернет-коммуникация как предмет исследования в политической науке постоянно сталкивается с проблемой лакун, или белых пятен (puzzles) ввиду постоянно развивающихся сетевых технологий и возникающих новых способов использовать эти технологии в политических процессах. В этом смысле представляется невозможным создание единого исследовательского инструмента для анализа интернет-коммуникации в политике.

Библиографический список

1. Грачев M.H. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 7-8 стр.

2. Песков Д.Н. Интернет в мировой политике: формы и вызовы // Современные международные отношения и мировая политика/ Отв. ред. А.В. Торкунов; МГИМО(У) МИД России. М.: Просвещение, 2004. С. 222-246.

3. Шубенкова А. Ю., Котозариди П.В. Интернет как предмет социальной политики в официальном дискурсе России: благо или угроза? // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 39-54.

4. AbuSa'aleekAtefOdeh. Internet Linguistics: A Linguistic Analysis of Electronic Discourse as a New Variety of Language. Interna tionalJoumalolEnglishLinguistics; Vol. 5, No. 1; 2015.

5. Budd L. and Harris L. Introduction: Managing governance or governance management. Is it all in a digital day's work? In L. Budd and L. Harris (eds.), E-Govemance: Managing or Governing? New York: Routledge.2009. Pp. 1-25.

6. Castells Manuel. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. OxfordUniversityPress. 2001

7. Chadwick A. Internet Politics: States, Citizens, and New Communication Technologies. Oxford, UK et al.: Oxford University Press. 2006.

8. ChadwickAndrew. E-Govemment and E-Democracy: A Case For Convergence? Paper for presentation to the panel: Public Policy in the E-Govemment Era (II)

9. CrystalDa\'id. Language and The Internet. //Cambridge University Press. 2001. 256 p.

10. Fisher Eran. «Е-Governance and E-Democracy: Questioning Technology-Centered Categories.» Oxford Handbooks. Oxford University Press. 2012.

11. Fountain Jane. Information, Institutions and Governance: Advancing a Basic Social Science Research Program for Digital Government. National Center for Digital Government. Pp. 9. 2003.

12. Getrude Ntulo, Japhet Otike Government: its role, importance and challenges. School of Information Sciences. MoiUniversity

13. Jeong Chun Hai. Fundamental of Development Administration. Selangor: Scholar Press. 2007.

14. Johnson J. A. The illiberal culture of e-democracy. Journal of E-Govemment 3: 2006. Pp. 85-112.

15. McCullagh K. E-democracy: Potential for political revolution? International Journal of Law and Infonnation Technology 11: 2003. p. 149-161.

16. Murray Denise E. «Composition as conversation: The computer terminal as medium of communication.» 1985.

17. Ndott К E-government for developing countries: opportunities and challenges". The Electronic Journal on Infonnation Systems in Developing Countries; Volume 18, No. 1. 2004.

18. Nonis D.F., & Kraemer K.L. Mainframe and PC computing in American local governments: Myths and realities. Public Administration Review, 56 (6). 1996.

19. Odell&D. Goswami (eds.), Writing in Nonacademic Settings, 203-27. New York: Guilford. 1985.

20. Osborne D and Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is transforming the Public Sector; Addison-Wesley. 1992.

21. RileyB.T. "Electronic Governance and Electronic Democracy: Living and Working": Connected World, Volume. 2. 2001.

22. Seifert W & Bonham G. The Transfonnative Potential of E-Govemment in Transitional Democracies. PublicManagement. Issue №2. 2003.

23. ShatTiia S & Gupta J Building Blocks of an E-govemment-A Framework. Journal of Electronic Commercein Organizations, Volume 1 No. 4. 2003.

24. Susan C. Herring. Computer-Mediated Discourse. The Handbook of discourse analysis / edited by Deborah Schiffrin, Deborah Tannen, and Heidi Hamilton. 2001. Pp.612-634.

References

1. GrachevM. N. Political communication: theoretical concepts, models, development vectors. Moscow: Prometheus, 2004. 7-8 p.

2. Peskov D.N. Internet's Peskov in world politics: forms and calls //Modem international relations and world policy / Ed. A. V. Torkunov; MGIMO (U) MFA of Russia. Moscow: Education, 2004. Pp. 222-246.

3. Shubenkova A. Yu., Kolozaridi P. К Internet as a subject of social policy in an official discourse of Russia: benefit or threat?// Journal of researches of social policy. 2016. Vol. 14. No. 1. Pp. 39-54.

4. AbuSa'aleekAtefOdeh. Internet Linguistics: A Linguistic Analysis of Electronic Discourse as a New Variety of Language. Interna tionalJoumalofEnglishLinguistics; Vol. 5, No. 1; 2015.

5. BuddL. and Harris L. Introduction: Managing governance or governance management. Is it all in a digital day's work? InL. Budd and L. Harris (eds.), E-Govemance: Managing or Governing? New York: Routledge.2009. Pp. 1-25.

6. Castells Manuel. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. OxfordUniversityPress. 2001

7. ChadwickA. Internet Politics: States, Citizens, and New Communication Technologies. Oxford, UK et al.: Oxford University Press. 2006.

8. Chadwick Andrew. E-Govemment and E-Democracy: A Case For Convergence? Paper for presentation to the panel: Public Policy in the E-Govemment Era (II)

9. CrystalDrn'id. Language and The Internet. //Cambridge University Press. 2001. 256 p.

10. Fisher Eran. «Е-Govemance and E-Democracy: Questioning Technology-Centered Categories,» Oxford Handbooks. Oxford University Press. 2012.

11. Fountain Jane. Infonnation, Institutions and Governance: Advancing a Basic Social Science Research Program for Digital Government. National Center for Digital Government. Pp. 9. 2003.

12. Getrude Ntulo, Japhet Otike Government: its role, importance and challenges. School of Infonnation Sciences. MoiUniversity

13. Jeong Chun Hai. Fundamental of Development Administration. Selangor: Scholar Press. 2007.

14. Johnson J. A. The illiberal culture of e-democracy. Journal of E-Govemment 3: 2006. Pp. 85-112.

15. McCullagh K. E-democracy: Potential for political revolution? International Journal of Law and Information Technology 11: 2003. p. 149-161.

16. Murray Deiiise E. «Composition as conversation: The computer terminal as medium of communication.» 1985.

17. Ndou V. E-government for developing countries: opportunities and challenges". Hie Electronic Journal on Information Systems in Developing Countries; Volume 18, No. 1. 2004.

18. Notris D.F., & Kraemer K.L. Mainframe and PC computing in American local governments: Myths and realities. Public Administration Review, 56 (6). 1996.

19. Odell&D. Goswami (eds.), Writing in Nonacademic Settings, 203-27. New York: Guilford. 1985.

20. Osborne D and Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is transforming the Public Sector; Addison-Wesley. 1992.

21. RileyB.T. "Electronic Governance and Electronic Democracy: Living and Working": Connected World, Volume. 2. 2001.

22. Seifert W & Bonham G. The Transformative Potential of E-Govemment in Transitional Democracies. PublicManagement. Issue №2. 2003.

23. ShatTiia S & Gupta J Building Blocks of an E-govemment-A Framework. Journal of Electronic Commercein Organizations, Volume 1 No. 4. 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Susan C. Herring. Computer-Mediated Discourse. The Handbook of discourse analysis / edited by Deborah Schiffrin, Deborah Tannen, and Heidi Hamilton. 2001. Pp.612-634.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.