ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СИРИИ
К.О.Просюкова
В данной статье рассматриваются процессы развития образования в Сирии. Анализируя систему образования в Сирии, мы имеем уникальную возможность проследить тенденции развития системы от наследия в области просвещения, полученного в период вхождения Сирии в состав Османской Империи, и традиций французской школы, которые с незначительными изменениями были введены в период французского мандата, к методикам советской школы, внедренным за годы сотрудничества с Советским Союзом, и самобытному пути развития современной системы образования Сирии. Ключевые слова: система образования, социально-экономические предпосылки, структура образовательных учреждений, исторический аспект, Сирия, Османская империя, французский мандат, советская школа.
Political and social and economic preconditions of development of the education system in Syria. The article describes the process of development of educational system in Syria. Through the analysis of the educational system in Syria we get a unique opportunity to study the trends of system development from the heritage of educational traditions in Syria as a part of the Ottoman Empire and traditions of the French educational system which were implemented on the territory of Syria in a period of the French mandate, towards the methods of Soviet educational system, adopted over the years of close collaboration with the Soviet Union, and the distinctive way of development of the Syrian educational system.
Key words: educational system, social-economic preconditions, structure of educational system, historical aspect, Syria, the Ottoman Empire, French mandate, Soviet educational system.
Тенденции, как показатель развития и совершенствования любой системы, складываются под влиянием многих факторов. Одним из наиболее показательных факторов являются традиции в развитии системы. Развитие человека и общества - единый процесс. Поэтому развитие системы образования, как основной индикатор развития человека, неминуемо происходит вслед за развитием социума. Исследуя систему образования в Сирии, мы сочли необходимым изучить политические и социально-экономические предпосылки к формированию современных тенденций. В историческом аспекте мы можем выделить несколько основных этапов: период вхождения Сирии в состав Османской Империи, период французского мандата, период независимой Сирии с социалистическим курсом развития, и период становления нового постсоциалистического государства, через который проходит современная Сирия в данный момент [12].
Османский период - пожалуй, самый продолжительный период в истории страны. В состав Османской Империи Сирия входила в течении почти четырех веков, с начала 16 века и вплоть до начала Первой мировой войны. Управление фактически осуществлялось из
Стамбула, хотя территории современной Сирии (вместе с Ливаном и Палестиной) входили в 4 провинции (пашалыка), во главе которых находился свой правитель (паша) [2: 52]. Турецкое влияние мгновенно проникло во все сферы, в том числе и сферу образования. Преподавание в образовательных учреждениях велось на турецком языке, что свидетельствует о том, что в учебных заведениях Османской Империи предпочтение отдавалось преподавателям турецкого происхождения [2: 54]. Структура самих учреждений изначально была достаточно примитивной. В основном обучение велось в богословских и миссионерских школах. Светские частные и государственные школы стали появляться лишь в XIX веке. В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб). Школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже - в доме или лавке. Содержание обучения, прежде всего соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Основную часть учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян [6: 16].
Второй (высший) уровень образования преподавали платные учителя или же обучение, проводимое в специальных учебных заведениях. Занятия чаще всего проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов) [12].
Программа должна была содействовать формированию благородного мусульманина, и предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились, прежде всего, религиозные дисциплины (толкование Корана, интерпретация преданий о жизни пророка Мухаммада, мусульманское право, богословие). Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями Аристотелева толка [2: 51]. Второй уровень образования можно было получить в создаваемых при мечетях просветительских кружках - фикхах и каламах. В них изучали шариат (мусульманское право) и теологию. Заметным событием в развитии просвещения явились дома мудрости. В домах мудрости собирались и дискутировали крупные ученые [12]. Получившим образование высшего уровня присваивалась ученая степень - ияз. Порой выпускники имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей [10].
Особой формой в структуре образовательных учреждений были медресе. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более жестким. В Османской империи сложилась иерархия медресе: столичные, которые открывали путь к административной карьере, и провинциальные, выпускники которых в лучшем случае могли стать мелкими чиновниками. В первых медресе преподавали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование [11].
Порой некоторые крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками и лекционными залами. Именно такие учебные
заведения стали первыми школами университетского типа, и в значительной мере оказались прообразами средневековых университетов Европы [12]. В средние века в восточных высших школах обучались европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями.
К концу XVIII - началу XIX века широкое распространение получили государственные школы. Сеть профессионального образования была представлена двумя педагогическими, юридической и медицинской школами [12].
Османский период был достаточно драматичным в истории Сирии, как самостоятельного государства, однако, нельзя не отметить его важность в формировании истоков системы просвещения. Имея в основе исламские традиции, османская школа сумела пойти дальше в развитии структуры образовательных учреждений. Именно в период Османской Империи высшее образование не только сформировалось, как отдельная, профилированная область в системе образования, но высшей школе также удалось стать прообразом западноевропейских университетов, успешно функционирующих по сей день [12].
В последней четверти XIX в. в обмен на предоставление займов Османской империи французские компании получили многочисленные концессии в Сирии. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. В 1890-е годы в Халебе (Алеппо), Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи [3: 28]. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже XVIII-XX вв. Толчком для дальнейшего подъема движения послужило восстание, которое поднял в Аравии при поддержке англичан шериф Мекки Хусейн ибн Али, надеявшийся таким образом создать независимое арабское королевство [12]. Когда же арабская армия во главе с его сыном Фейсалом ибн Хусейном в октябре 1918 года вступила в Дамаск, она была встречена как освободительница. Город был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии. На ответственные посты были назначены выходцы из Сирии, получившие опыт административной работы в Османской империи и Египте [12]. Всеобщий сирийский конгресс в Дамаске, созванный в июле 1919, принял резолюцию, призывавшую к провозглашению полной независимости Сирии, созданию конституционной монархии во главе с Фейсалом и обеспечению правовой защиты меньшинствам. В то время как сирийские националисты выступали за автономию, представители Великобритании и Франции приступили к обсуждению вопроса о будущем государственном устройстве Сирии. Договоренности между ними нашли воплощение в решениях конференции в Сан-Ремо в апреле 1920, в соответствии с которыми правительство Фейсала в Дамаске распускалось, Франция получала мандат Лиги Наций на управление Сирией и Ливаном, а Великобритания - на управление Палестиной и Трансиорданией. Таким образом, в 1920г. Сирия была официально провозглашена французской колонией и оставалась таковой до 1946г [4: 45].
Период колониальной Сирии был не самым продолжительным в истории страны, но, несомненно, стал одним из самых значимых. С приходом к власти французских правителей, пересмотру были подвергнуты все сферы деятельности [4: 47]. Не все изменения были восприняты народом Сирии, что способствовало вспышкам национального гнева. Так, условия мандата открывали сирийский рынок для свободного доступа на него всех стран-членов Лиги Наций. Это обстоятельство стало губительным для некоторых областей сирийской промышленности. Особенно пострадала сирийская ткацкая промышленность -одна из основных промышленных сфер в Сирии. Отчасти это привело к ряду народных восстаний по всей стране [10]. И в 1925 году французская администрация была вынуждена созвать Учредительное собрание. Следующей уступкой со стороны французской администрации стало принятие проекта конституции Сирии, который подразумевал контроль Франции над страной, но предусматривал наличие выборного президента и однопалатного парламента [11]. В 1935г. власти одобрили новый закон о труде, который устанавливал перечень профессий, которым разрешалось объединяться в профсоюзы. Уже в 1936г. профсоюзы Дамаска объединились в единый тред-юнион, а спустя еще два года все профсоюзы Сирии образовали Всеобщую федерацию рабочих профсоюзов. С развитием профсоюзов и органов, регулирующих промышленную отрасль страны, возросла необходимость в появлении профильных учебных заведений [4: 37]. Таким образом, французский мандат в истории педагогики Сирии связан, в первую очередь, с появлением учреждений среднего профессионального образования. Профессионально-техническое образование в Сирии формировалось исключительно в связи с конкретными экономическими потребностями страны. В этот период более четкие очертания приобретает система профессионально-технических училищ - появляются первые промышленные, торговые и сельскохозяйственные учебные заведения [4: 40].
С приходом к власти французской администрации в Сирии официально появилось высшее образование. Первый университет - Дамасский Университет появился в 1923г. Дамасский Университет (Сирийский Университет - название, которое использовалось вплоть до основания Университета Халеба в 1958г.) образовался путем слияния двух школ -медицинской сирийской школы, образованной в 1903г. и ставшей впоследствии медицинским факультетом Дамасского Университета, и юридической сирийской школы, основанной в 1913г., и ставшей юридическим факультетом Дамасского Университета. [6: 17]
Начало 40 х г. XX в.для Сирии были обозначены не только началом Второй мировой войны, но и многочисленными забастовками, которые всё чаще вспыхивали по всей стране. Главной оппозиционной силой, противостоявшей Франции, стал Национальный блок Сирии, победивший в парламентских выборах 1936г, а затем повторно в 1943г. К 1945 году Сирия номинально стала независимым государством, однако, официально Сирия была провозглашена независимой лишь 17 апреля 1946 года, когда французские и британские войска окончательно были выведены из страны. Таким образом, период французского
мандата в Сирии, который продлился 26 лет, подошел к концу [12]. Достаточно неоднозначным он стал с точки зрения политического и экономического развития страны. Однако, без сомнения, социальные изменения, затронувшие Сирию в этот период, оказали положительное воздействие, в частности, на систему образования [5: 88]. Именно в первую половину ХХ века образовательная система Сирии приобретает структуру, которая стала основой для дальнейшего развития системы [ 1: 67].
Получив независимость в 1946 году, Сирия первой из арабских стран встала на путь национализации экономики. Роль государственного сектора становилась все более важной. Однако, Сирия, не имея возможности самостоятельно развиваться в течение нескольких веков, столкнулась с новой проблемой - проблемой самоопределения, как государства. В первые годы после событий 1946 года независимая Сирия оказалась перед выбором дальнейшего курса в развитии страны [8: 169].
В 1947 году сразу после получения независимости Сирией под руководством Мишеля Афляка была создана партия арабского социалистического возрождения. Просуществовав 7 лет, партия объединилась с Арабской социалистической партией, она получила свое нынешнее название - партия Баас. Главной идеей активисты партии считали возрождение всего арабского народа, провозглашая принципы свободы и арабского социализма. Таким образом, именно партия Баас с идеей арабского социализма смогла предложить обществу концепцию нового государства, ориентированного на единство всего арабского народа [8: 170]. На международной арене Сирия много внимания уделяет сближению с социалистическими государствами, в первую очередь, конечно, с СССР. Советский Союз оказал неоценимую помощь в создании и расширении ключевых отраслей экономики, а также в развитии сирийского общества. В независимой Сирийской Арабской Республике народному просвещению и подготовке национальных кадров стало уделяться больше внимания. Также правительство Сирийской Арабской Республики приняло меры с целью облегчить получение образования, в независимой Сирии обучение во всех типах учебных заведений стало доступным для всех слоев населения [8: 170].
Таким образом, очевидно, что образование в Сирии, как система начального, среднего и высшего звена, представляет собой результат слияния традиций классической арабской школы, основой которой служила система просвещения в учебных заведениях религиозного, в основном исламского, толка, а также образовательных стандартов страны-колонизатора Франции, сыгравшей важную роль в социально-экономическом развитии Сирии в XX веке. На современном этапе общей тенденцией развития образования, как в развивающихся странах, так и в странах третьего мира, является заимствование традиций западной школы. И существующая система образования в большинстве арабских государств является результатом объединения принципов арабской консервативной школы с традициями западноевропейской школы ХХ-ХХ1 вв.
Литература:
1. Бестужева С.И. Развитие системы народного образования в Сирии // Некоторые проблемы истории стран Ближнего и Среднего Востока и Африки. М. 1987. С.64-71.
2. Богданов А. Искусство арабского мира: традиции и современность // Азия и Африка сегодня. 1987. №6. С.51 -54.
3. Вавилов А. Полвека дружбы и плодотворного сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1995. №1. С.28-29.
4. Гудожник И.Г. Роль иностранных учебных заведений в развитии системы образования Сирии и Ливана в XVIII начале XX века// Страны Азии в 80-х годах: политика, экономика, идеология. М. 1990. С.36-49.
5. Кондаков С.И. Сирийские впечатления // Народное образование. 1971. №4. С.87-89.
6. Пелевин Л. Система образования в Сирийской Арабской Республике. М. 1974. С. 15-17.
7. Пир-Будагова Э. Итоги внутри- и внешнеполитического развития Сирии к концу 80-х гг. // Специальный бюллетень №2 (273) Института Востоковедения АН СССР. М. 1991. С.26-38.
8. Пятый съезд Сирийской коммунистической партии. М.: Политиздат. 1982. С. 169-170,
9. Серебренников В.М. Народное образование в Сирийской Арабской Республике // Иркутский
педагогический институт иностранных языков. Ученые записки кафедры педагогики и психологии.
Иркутск. 1970, с.92-119.
10. Сурийа аль-йаума (Сирия сегодня): Справочник. Дамаск,1982.51. ат-Та"лим аль-"али фи
Сурийа (Высшее образование в Сирии): Буклет. Дамаск. 1982.52. ат-Та"лим фи Сурийа (Образование
в Сирии). Газета "Ас-Са-ура". Дамаск. 8.09.81.
11. Хилан, Ризкалла. Ас-сакафа-ва-т-танмийа аль-иктисадийа фи Сурийя ва-ль-бульдан аль-
мухаллифа (Культура и экономическое развитие Сирии и других развивающихся стран). Дамаск. 1981. 12. Modern Syria. From Ottoman Rule to Pivotal Role in the Middle East. Portland. 1999