ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ И КОНТРРЕФОРМАЦИИ
ФРОЛОВА Елизавета Александровна,
доктор юридических наук,
профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru
Краткая аннотация: В статье рассматриваются политические и правовые идеи представителей Реформации и Контрреформации; анализируются взгляды на соотношение церкви и государства в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. Показана деятельность И. Лойолы, представлена идеология иезуитов.
Abstract: The article deals with the political and legal ideas of representatives of the Reformation and Counter-Reformation; analyzes the views on the relation of church and state in the teachings of Martin Luther, Jean Calvin, Zwingli, William. It's shown activities from Loyola, the Jesuits represented an ideology.
Ключевые слова: Политические и правовые учения, Реформация, протестантизм, католическая церковь, Контрреформация, М. Лютер, Ж. Кальвин, И. Лойола.
Keywords: Political and legal doctrines of the Reformation, Protestantism, the Catholic Church, the Counter-Reformation, Luther, Calvin, Loyola.
Позднее средневековое папство показало, что абсолютная власть развращает абсолютно. Появляются антипапские настроения. К XVI веку церковь обладает огромными богатствами, но она больше не имеет нравственных качеств. Джон Уиклиф доказал, что критика злоупотреблений духовенства может вылиться в критику учения церкви. В это время возрастает интерес к классическому прошлому. В южной Европе этот интерес основывается на изучении греческих и римских источниках, на севере - это был христианский гуманизм под эгидой Эразма Роттердамского. Гуманисты критиковали жизнь папы и духовенства, невежество средневекового богословия и состояние церкви. С наступлением Реформации ученики Эразма Роттердамского разделились во мнениях[1].
Основоположником Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546 гг.) -профессор богословия в Виттенбергском уни-верситете[2]. В 1517 г. Лютер написал 95 тезисов против продажи индульгенций и выслал по экземпляру тезисов своему епископу и принцу Альберту; еще один экземпляр тезисов попал в руки к издателю, который опубликовал их на немецком языке. Лютер стал известен в Германии. Несмотря на то, что содержание тезисов было консервативным, они среди других при-
чин способствовали возникновению волнений в Германии. Позднее, обсуждая вопросы о природе власти, Лютер высказал одобрение учениям Уиклифа и Гуса, за что в 1520 г. был отлучен папой от церкви, но сжег папскую буллу. Вскоре Лютер был вызван на имперский сейм в Вормс, где, по преданию, на призыв императора Карла V отречься от своих взглядов, произнес известные слова «На том стою и не могу иначе». Лютер перевел библию на немецкий язык, что имело не только религиозное, но и общекультурное значение (способствовало формированию немецкого языка). В 1520 г. он написал несколько сочинений, в которых изложил программу реформ. Он выступил против католицизма, отстаивая при этом христианскую свободу, которая, по его мнению, заключается в избавлении верующего от религиозных законов, от обрядов и от необходимости каких-либо дел во спасение. Христианин спасается, утверждал Лютер, не исполнением законов, а только лишь своей верой. Требование дел и исполнения закона для вечного спасения изобретено духовенством для того, чтобы подчинить человека внешней дисциплине и постоянно держать его в своей власти. Кроме того, отпущение грехов, обещанное людям как дар за веру в Христа, настаивал Лютер, в руках духовенства обрати-
лось в торговлю и в орудие тирании.
Утвердившиеся порядки установления законов и властей, а также предания церкви Лютер заменил личным отношением каждого человека к Богу. «По какому праву полагает нам папа законы? (...) Я говорю: ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеет права уставить хотя единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия; что делается иначе, делается в тираническом духе», - писал Лютер.
Эти положения лютеранства отразились и на отношениях церкви к государству. Лютер, призвав всех верующих к участию в церковном управлении, упразднил церковную иерархию и духовенство. В воззвании «К христианскому дворянству немецкой нации» он призывал правителей реформировать церковь. Коль скоро церковь сама не в состоянии это сделать, правители должны взять обязанность церковного реформирования на себя.
Кроме того, Лютер отвергал взгляд католицизма на духовенство как на отдельную, самостоятельную касту священников. Духовенство и монахи, по мнению Лютера, не имеют какого-либо особого статуса, они, наряду с другими сословиями, выполняют свои функции. «Различие духовного и светского чина не существует, ибо все христиане поистине духовного чина, (...) все мы образуем одно тело, но каждый имеет в нем свое призвание, чтобы тем служить другим», - замечал Лютер в своем послании немецкому дворянству.
Это положение Лютер подтверждает в своем другом сочинении «О вавилонском пленении церкви» (1520 г.), сокращая семь таинств католической церкви до двух: «Всякий, кто сознает себя христианином, да будет уверен, (...) что все мы имеем одинаковую власть в слове Божьем и в совершении таинств. ». Церковь, по учению Лютера, должна превратиться в демократическую общину, где все будут иметь равные права, независимо от чина, звания, власти. Однако положение церкви ограничивалось поучением и нравственной дисциплиной; вмешательство церкви в светские дела признавалось незаконным. Церковь не должна заниматься мирскими делами, обладать богатствами, отменять светские законы и т. д. Если, по
учению Лютера, за церковью не признавались эти права, то полномочия светской власти, наоборот, распространялись на все сферы жизни. «Светская власть имеет в руках меч и лозу, чтобы наказывать злых и защищать добрых. Она должна свою обязанность исполнять свободно по всему телу христианства, не смотря ни на кого, будь он папа, епископ, священник, инок, монахиня или кто бы то ни был», - отмечал реформатор.
Светская власть, по утверждению Лютера, выражает интересы всех членов общества, а церковь становится подчиненным государству только лишь органом этого государства в делах веры.
В первые годы реформ у Лютера было много сторонников, однако со временем, когда его взгляды конкретизировались, реформатор обособляется. Наиболее значительными были его разногласия с Эразмом Роттердамским и Цвингли.
Первоначально Эразм Роттердамский одобрительно относился к высказываниям Лютера против злоупотреблений церкви, однако он не разделял тех волнений, которые последовали после реформ. В 1524 г. Эразм опубликовал свой трактат «О свободе воли», в котором критиковал учение Лютера.
Лютер в 1525 г. ответил ему работой под названием «О рабстве воли», в которой выступил сторонником теории Августина о всецелой зависимости человека от благодати Божьей и предопределении, настаивая, что у человека нет свободной воли.
Вначале немецкие и швейцарские реформаторы выступали с единых позиций, однако позднее возникли существенные разногласия в доктринах: Лютер и Цвингли начали письменно выступать друг против друга. Встреча обеих сторон в 1529 г. в Марбурге не привела к сближению сторон, и протестантизм остался разделенным на лютеранство и реформаторство. Вместе с тем, война католиков и лютеран завершилась в Германии Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеране были уравнены в правах с католиками.
Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) был основателем швейцарского протестантизма. Он пришел к протестантским взглядам в то же са-
мое время, что и Лютер, независимо от последнего. Цвингли, в отличие от Лютера, обучался у последователей Фомы Аквинского; на него сильное воздействие оказал гуманизм Эразма Роттердамского.
Цвингли считал, что ни одна доктрина не должна противоречить разуму; Лютер отводил разуму в богословии значительно меньшую роль.
В 1522 г. Цвингли выпустил в свет первое свое сочинение «Ясность и несомненность Слова Божьего», в котором он обосновывал протестантский принцип высшего авторитета Писания. Вскоре его идеи распространились по всей Швейцарии. К 1525 г. Реформация в Цюрихе была в основном закончена. К этому времени сформировался альянс евангельских кантонов, но католические кантоны, увидев в этом угрозу для себя, создали собственный союз. В 1529 г. началась война, в ходе которой Цвингли был убит в битве при Каппеле.
Цвингли умер рано, на поле сражения, и не успел создать целостное реформаторское учение. Эту задачу решил Кальвин, поэтому реформаторский протестантизм известен под именем Кальвина, а не Цвингли. Однако, несмотря на то, что построение системы было осуществлено Кальвином и имя Цвингли было почти забыто, тем не менее, именно им были заложены первые основы швейцарского протестантизма.
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - поклонник Эразма Роттердамского, богослов, реформатор Женевской церкви[3]. Он выступал за духовную независимость Женевской церкви и введение жесткой дисциплины. Правила, которые он стремился установить, были для средневекового общества традиционны, однако Кальвин решил распространить установления (включая ношение определенной одежды и запрет на танцы) на все женевское общество, включая правящее сословие.
Кальвин преобразил Женеву, позднее его идеи распространились во Франции (гугеноты), Нидерландах, Шотландии и Англии (пуритане). Для учения Кальвина были характерны следующие черты: признание Священного Писания, особое значение доктрины предопределения, отрицание необходимости помощи ду-
ховенства в спасении людей, упрощение церковных обрядов. Кальвин был одним из самых плодовитых писателей своего времени. Несмотря на многочисленные обязанности в Женеве, он был важным представителем международной сети реформаторских церквей.
Перу Кальвина принадлежат многие полемические трактаты. Некоторые его работы были направлены против анабаптистов, ряд сочинений - против лютеран, основная же критика предназначалась католицизму.
Во время своего пребывания в Женеве Кальвин регулярно проповедовал. С 1549 г. его проповеди записывались и некоторые из них были опубликованы в XVI веке, но большая их часть осталась в рукописной форме в Женевской библиотеке. В начале XIX века рукописи решили продать на вес, и большая часть их была утеряна.
Наиболее значительным сочинением Кальвина явилась работа «Наставление в христианской вере» (часто называемой «Институты»), выдержавшая четыре издания при жизни автора; в 1599 г. ее тираж в пять раз превысил первое издание (1536 г.). Наряду с латинскими переводами были сделаны и французские, предложенные самим Кальвином[3].
О самом Кальвине в истории не было высказано доброго мнения как о добросердечном человеке. Кальвина осуждали за крайнюю нетерпимость, обвиняли за казнь еретика Сер-вета, за то, что он стал «диктатором Женевы». Однако отмечалось, что он уже с юношеских лет он обладал живым умом, редкой начитанностью, самостоятельностью суждений, способностью быстро усваивать материал и отличался обширной памятью. Изучение им римского права приучило его к ясности и точности выражений и развило логику мышления.
Кальвин считал свое учение единственно верным пониманием христианства. Убежденный в собственной правоте, он во всех своих противниках видел орудие сатаны и использовал при их характеристике эпитеты: «нечестивые собаки», «шипящие змеи», «дикие звери» и т. д. Столь страстный полемический тон и несдержанность в сочинениях были вполне в духе времени. Лютеру также была характерна резкость тона, однако Кальвин, в отличие от Люте-
ра, не писал для народных масс, он не обладал красноречием Лютера; работы Кальвина, отличавшиеся логичностью и обоснованностью, не были достоянием широкой публики и распространялись в среде лишь образованных людей. «Слог Кальвина ясен, изящен, остроумен, отличается разнообразием форм и тона» - эти качества признаются даже его противниками, причем как за латинским, так и за французским изданием «Наставлений в христианской вере». Кроме этого, Кальвину принадлежат другие заслуги. Подобно немецкому переводу Библии Лютера, французский перевод «Наставлений» представляет первый образец французской прозы (до этого сочинения писались на латинском языке).
Кальвин по своим воззрениям радикальнее Лютера. Он вступает в резкий антагонизм с католической церковью и признает только один безусловный авторитет - Священное Писание. Отцы церкви имеют значение лишь в той мере, в какой их взгляды соответствуют прямому смыслу Писания.
Истинная церковь, по учению Кальвина, состоит только из избранных, но поскольку нельзя с уверенностью сказать, кто именно будет избран, то, следовательно, к ней должны принадлежать все люди. Церковь должна заботиться о спасении своих членов; она имеет не только право, но и обязанность следить за людьми в общественной и в частной сферах и строго наказывать непокорных (важнейшим средством наказания должно служить церковное отлучение).
Церковная власть, согласно его теории, принадлежит самой церкви, то есть всем членам, из которых она состоит. Каждая община сама организует свое церковное управление, сама охраняет свою веру. Это был теоретический подход, высказанный на страницах работ ученого; на практике же, когда он реализовывал свои идеи в Женеве, демократический элемент в устройстве церкви сменился аристократическими симпатиями реформатора.
Кальвин расходился с Лютером и в определении роли светской власти. Лютер подчинял церковь государству. Кальвин настаивал на разделении церкви и государства. Он считал и церковь, и государство одинаково значимыми
институтами для блага людей, однако в его теории все же преобладал теократический элемент. Государство, независимо от своей формы, установлено Богом, поэтому оно должно содействовать распространению слова Божьего и поддерживать деятельность церкви в этом направлении. Правительство должно употреблять врученный ему Богом меч для защиты угнетенных, для наказания порочных, для поддержания общественного порядка, но оно не имеет никакой власти над совестью людей и не может присваивать себе авторитета в делах веры.
Политическое устройство, которое не удовлетворяет этим требованиям, по мнению Кальвина, достойно осуждению. Аристократические симпатии автора влияют и на выбор той формы правления, которую он считает наиболее обеспечивающей благо народа. Это - аристократическая республика. Вместе с тем, независимо от формы правления, Кальвин своим учением предписывает полное повиновение властям. Единственное исключение допускается в том случае, когда требования светской власти противоречат Священному Писанию. Только в этом случае народ имеет право, согласно взглядам Кальвина, оказать сопротивление правительству.
Светская власть, по его учению, подчиняется суду церкви. Добрый император стоит внутри церкви, а не над церковью. Из этого требования вытекало распространение церковных начал и на гражданскую жизнь. Нравственная дисциплина, которая, по Кальвину, прививается населению церковью, поддерживается принудительными средствами. Церковь осуждала еретиков, светский правитель предавал их сожжению.
Там, где кальвинизм сделался господствующей формой идеологии, светская и церковная власти по существу не различались. Если у лютеран слияние церкви и государства произошло в силу соединения обеих властей в лице князя, то в кальвинизме светская и церковная власти были в одной и той же общине верующих. Результатом этого явилось установление крайнего деспотизма во имя свободы.
В протестантизме таким образом имелось противоречие: провозглашая личные убе-
ждения человека выше внешних авторитетов и признавая свободу критики, он, тем не менее, стремился построить собственную религиозную (догматическую) систему и сделаться официально принятым церковным законом. Однако уничтожив церковную иерархию, протестантизм вынужден был отказаться от внутренней согласованной системы. Каждый толковал Священное Писание по-своему. Если Лютер и Кальвин толковали Евангелие в противоположность официальным догматам церкви, то такое право должно принадлежать каждому христианину вне всяких авторитетов.
Разномыслие в толковании Священного Писания привело к разделению учения и выделению сект в протестантизме. В разных направлениях протестантизма отразились черты самого учения; различают Лютеранскую церковь, Реформаторскую (кальвинистскую), Англиканскую и ряд сект (анабаптисты и др.). У лютеран возобладало начало светской власти, поэтому им принадлежит заслуга развития понятия закона; у кальвинистов - духовное начало и связанное с ним понятие свободы. Англиканскую церковь отличает властное начало. До «Славной революции» (1688 г.) основным ее положением было безусловное повиновение установленным властям. Позднее, англиканская церковь, сообразно с духом народа и традициями общества, превратилась в аристократическое учреждение (этому способствовало сохранение в ней епископства).
В отличие от Англиканской церкви, лютеране, уничтожив церковную иерархию, развивали не столько свободу, сколько закон. Таким образом, церковь подчинялась светской власти, которая обрела монархическую форму правления.
Из разных направлений протестантизма наибольшее значение имеют лютеране и кальвинисты (Англиканская церковь сохраняет местный характер, а по своим предписаниям примыкает к кальвинистам). В них воплотились основные идеи протестантизма; в историко-пра-вовую мысль лютеране вошли как представители закона, кальвинисты в качестве поборников свободы. Основная задача этого времени заключалась в освобождении людей от нравственного и умственного гнета католической
церкви. Этому великому делу служила Реформация и смогла во многом осуществить поставленную задачу.
Реформация способствовала развитию права и политики. С возникновением протестантизма начала свободы и нравственного закона выступили на первый план и послужили формированию новых политических и правовых учений.
Реформация в Германии породила массовые движения крестьянства и плебса городов, требовавших отмены сословного неравенства, феодальной иерархии, повинностей и возврата к раннехристианскому равенству в церковной и общественной жизни. В 1524 г. в Германии началось восстание крестьянства против церкви и светских феодалов, ярким вождем которого был Томас Мюнцер (ок. 14901525 гг.). Мюнцер поддержал движение ана-баптистов[4], протестуя против имущественного неравенства и разделяя идеи уравнительного коммунизма (в будущем обществе не будет богатых - все люди будут одинаково бедны). Мюнцер выступил с собственной политической программой; в «Пражском воззвании» он призывал к социальной революции и установлению народной власти.
В это время Лютер, испугавшись размеров крестьянского восстания, грозившего разрушить весь общественный строй, перешел на сторону князей и издал брошюру «Против кровопийц и мятежников-крестьян» с призывом к отмщению. Князья и не нуждались в подобных напоминаниях и поощрениях к действию. Слабо вооруженные толпы крестьян не могли долго противостоять соединенным силам противника; они потерпели поражение, Т. Мюнцер был взят в плен и казнен. Восстание 1525 г. было подавлено, положение крестьян еще более ухудшилось.
Лютер, как многие страстные натуры, переходил из одной крайности к другой. Потеряв веру в народ, он стал относиться к нему с презрением и советовал правителям держать его в строгом повиновении и не делать никаких уступок в пользу народа.
Очевидно, доверие народа к недавнему вождю Реформации и своему кумиру сменилось ненавистью. После восстания Лютер не решался показываться в отдельных местностях, опа-
саясь мести народа. Дальнейшие этапы церковной реформы были связаны уже не столько с деятельностью реформатора, сколько с усилием властей, в большей мере определявшимися скорее соображениями политического характера.
Политическая идеология Контрреформации
Протестантизм приняли ряд германских княжеств, скандинавские государства; в результате Реформации от католической церкви отпали несколько миллионов человек. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; католическая церковь развернула Контрреформацию.
С XVI века католицизм склонялся к упадку, однако успехи Реформации пробудили его энергию с новой силой: усилились преследования еретиков, учрежден Индекс запрещенных книг, был введен запрет на чтение Священного Писания мирянам. Наступила реакция, католицизм возродился, сохраняя в европейском мире все еще высокое положение.
Тридентский собор - вселенский собор католической церкви, длившийся 18 лет и проходивший в три этапа (1545-1547 гг., 15511552 г., 1562-1563 г.), закрепил догматы католицизма, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру, провел дисциплинарные реформы в церкви. Решения Тридент-ского собора стали программой Контрреформации и доминировали в католической церкви на протяжении почти 400 лет. Влияние Три-дентского собора прекратилось только после II Ватиканского собора (1962-1965 гг.)[5].
Одним из главных средств борьбы католической церкви с протестантизмом стало «Общество Иисуса», основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой (Иньиго Ло-пес) (ок. 1490-1556 гг.)[6]. Он родился в благородной семье, жившей к югу от Пиренеев. Избрал для себя карьеру военного, однако во время осады в 1521 г. ему повредило ногу. На протяжении значительного периода времени он мог только лежать. В это время он начал читать о жизни Иисуса и жития святых. Это привело его к обращению, и он решил стать солдатом Христа. Лойола пережил глубокий духовный опыт, написал наброски сочинения «Духовные
упражнения». После посещения Рима и Иерусалима он возвратился для учебы в Испанию, затем отправился в Париж. В 1534 г. Игнатий основал «Общество Иисуса». Со своими шестью спутниками он дал обет бедности и безбрачия; они отправились в Рим и предложили свои услуги папе. Их поддержали несколько влиятельных людей в Риме. В 1539 г. «боевая дружина» («боевой отряд воинствующей церкви») Лойолы стремилась побудить папу дать согласие на учреждение их товарищества. Несмотря на то, что папа Павел III был вообще против духовных орденов, он в 1540 г. подписал буллу, которой учреждалось «Общество Иисуса» или «орден иезуитов».
У иезуитов было три основные цели:
Во-первых, реформировать церковь изнутри;
Во-вторых, бороться с ересью (с протестантизмом);
В-третьих, проповедовать Священное Писание языческому миру[7].
Орден иезуитов внес в католицизм строгую внутреннюю дисциплину и начало безусловного подчинения властям. Кроме этого, иезуитам были характерны всяческие хитрости, уловки, интриги, изворотливости, искажения нравственности. Отстаивая в теории нормы и принципы, на практике они уклонялись от них каждый раз, когда им это было выгодно[8].
Для успешной борьбы с протестантизмом необходимо было обновить учение средневековой церкви. На основе взглядов иезуитов возникла обширная литература, среди них были крупные деятели: кардинал Роберто Белармин, главный боец против Реформации, отстаивавший средневековые теории папской власти в сочинении «О спорных вопросах христианской веры»; Франсиско Суарес - испанский теолог и философ, представитель поздней схоластики; его трактат «О законах и о Боге законодателе» явился образцом иезуитского учения о праве и законе. Эту идеологию разделяли известный испанский католический богослов Луис Молина и Хуан Мариана - испанский историк, писатель ордена иезуитов, в 1603 г. издавший книгу «О царе и царском воспитании»[9], миссионер Франциск Ксаверин (Франсуа Ксавье).
Лойола написал «Духовные упражне-
ния» - пособие для тех, кто руководит духовным ростом других людей. «Духовные упражнения» включают в себя 18 «Правил для размышления совместно с церковью». Они объясняют, каким образом иезуит полностью подчиняется католической церкви.
Основные правила Устава ордена иезуитов следующие: обет послушания, отказ от собственной воли, безусловное повиновение начальникам ордена (например, без промедления отправляться туда, куда прикажет папа для спасения души). «Для того чтобы быть уверенным в своей ортодоксальности (правоверии), мы должны, если (...) церковь объявляет черным то, что кажется белым, считать это черным».
Особенностью иезуитов явилось их участие в мирской жизни. Кроме лиц, составляющих собственно орден, в распоряжении иезуитов были так называемые «привлеченные» или «светские иезуиты». Эти лица многочисленны, не имеют внешней связи с орденом и занимают самые разные положения в обществе: чиновники, военные, адвокаты, профессора, медики, дипломаты, юристы, великосветские дамы, придворные, газетные репортеры, модистки, нищие, полицейские, художники, торговцы, актрисы, литераторы. В большинстве случаев «светские иезуиты» каким-либо образом были зависимы от ордена, который не был связан с этими лицами обязательствами и всегда мог при необходимости отречься от них, в то время как польза от этих лиц была очень велика.
Иезуиты влияли на правителей и сановников, преследуя цель - распространение и укрепление католицизма. В «Тайных наставлениях для руководства в «Обществе Иисуса»» содержатся отдельные разделы: «Как нужно поступать, чтобы привлечь к себе задушевное доверие государя и наставников?» «Что следует
Библиография:
внушать проповедникам и духовникам государей и важных лиц?» «О том, как привязать к Обществу богатых вдов?» Иезуиты воздействовали на умы с помощью образования и просвещения, для чего создавались многочисленные школы, формирующие знания под контролем ордена.
Практическая допустимость любых средств для достижения целей ордена, строжайшая дисциплина, слепое повиновение своему начальнику формировали своеобразную идеологию (иезуитская мораль) двойных стандартов^]. Любой, самый неблаговидный поступок, можно одобрить и истолковать как благо с точки зрения видения генерала ордена и интересов католицизма. Разделяя по существу практику политических интриг и коварств - «макиавеллизм» - иезуиты внешне осудили труды Макиавелли и внесли его произведения в «Индекс запрещенных книг».
Иезуиты имели огромное влияние. Однако их участия в убийствах монархов и сановников вызывали справедливые негодования, Орден был запрещен папой в 1773 г., но был вновь восстановлен в 1814 г.
В 1556 г. в ордене насчитывалось 1000 его членов, к началу 90-х годов XX века - уже более 30 тысяч иезуитов. Иезуитам принадлежали тысячи престижных учебных заведений, в которых обучалось не менее 800 000 учащихся. Конституция ордена хранилась в тайне, ее полный текст опубликован только в 1967 г. Орден иезуитов официально действует в 112 государствах.
Заслуга иезуитов заключается в восстановлении дисциплины в католическом духовенстве, однако их деятельность часто имела столь беспринципный характер, что приносила в жертву нравственность практическим целям. Орден иезуитов - это сочетание макиавеллизма с теократией средних веков.
1. Характеристику Реформации см.: Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1 / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб., 2006. С.290-373.
2. Оценку жизни, деятельности Лютера как реформатора Германии см.: Порозовская Б.Д. Лютер Мартин. Его жизнь и реформаторская деятельность // В кн.: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995. С.60-157.
3. Характеристику Кальвина как деятеля реформации см.: Порозовская Б.Д. Лютер Мартин. Его жизнь и реформаторская деятельность // В кн.: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995.С.170-249.
4. Оценку значения «Наставлений в христианской вере» для Реформации см.: Порозовская Б.Д. Лютер Мартин. Его
жизнь и реформаторская деятельность // В кн.: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995. С.180-186.
5. Анабаптисты (перекрещенцы) - участники радикального реформационного движения XVI века в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Они требовали вторичного крещения в сознательном возрасте тех лиц, кто твердо решил стать христианином; осуждали богатство, призывали ввести общность имущества, отрицали церковную иерархию. Под влиянием Т. Мюнцера их учение получило революционный и коммунистический характер. Анабаптисты принимали участие в Крестьянской войне 1524-1526 гг., образовали Мюнстерскую коммуну 1534-1535 гг., были разгромлены.
6. Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. СПб., 1997. С.220-223.
7. Оценки личности и деятельности И. Лойолы см., например: Быков А.А. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность // В кн.: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995. С.327-377.
8. Тайные наставления для руководства в Обществе Иисуса. М., 1996.
9. Оценки иезуитов см.: Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1 / Подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. СПб., 2006. 87-95. С.342—373.
10. Книга была посвящена Филиппу III (1578-1621 гг.) - королю Испании и Португалии из династии Габсбургов. Он отличался удивительным безволием.
11. Двойственность морали официально закрепляется принципами ордена. Так, например, 16 раздел «Тайных наставлений для руководства в Обществе Иисуса» «О презрении к богатству» гласит: «Чтобы избавиться от упрека в излишней любви к богатствам, полезно будет не принимать мелких подаяний за обыкновенные требы (...); (...) резко обращаться с вдовами, истощившими свое состояние пожертвованиями для нас; так же точно должно поступать и с теми из наших членов, которые уже сделали отреченье в нашу пользу».