УДК 321.019.5 Усова Юлия Викторовна
кандидат политических наук, доцент Владикавказского института управления
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Usova Yulia Viktorovna
PhD in Politic Science, Assistant Professor of the Vladikavkaz Institute of Management
POLITICAL ELITES OF THE MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF POLITICAL PARTIES’ POSITIONING
Аннотация:
В данной статье автор рассматривает политические элиты современной России в контексте позиционирования политических партий и общественно-политических движений. Проведенный анализ свидетельствует о том, что иная модель, складывающаяся в современной России, идет на смену старым партийным системам. В российскую политическую элиту стремятся войти новые представители, чьи интересы представляют вновь создаваемые партии.
Ключевые слова:
позиционирование современной политической элиты, политические партии, общественнополитические движения, плюралистическая политическая система.
Summary:
The article considers political elites of the modern Russia from the perspective of positioning of the political parties and the socio-political movements. The undertaken research shows that there comes a new model of the party system that replaces an old one. New representatives strive to become a part of the Russian political elite, and their interests are represented by the newly established parties.
Keywords:
positioning of modern political elite, political parties, political movements, pluralistic political system.
Одна из главных функций любой партии в плюралистической политической системе - это участие в рекрутировании политической элиты, в формировании органов законодательной и исполнительной власти. Поддержка партий дает кандидату дополнительный организационный ресурс на выборах любого уровня, однако в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера.
Позиционирование в совокупности современных политических институтов решает важные задачи [1, с. 163]. За всю историю постсоветского периода Президент Российской Федерации ни разу не позиционировался как партийный кандидат. В ходе избирательных кампаний по выборам главы государства 1996, 2000 и 2004 гг. будущего президента поддерживали широкие коалиции, в которые входили как различные массовые общественные объединения, так и верхушечные группы влияния. Политические партии неизменно принимали участие в этих коалициях, но отнюдь не играли в них решающей роли. По сравнению с советским периодом, когда единственной доминирующей партией была КПСС, политические партии постсоветской России так и не стали важнейшим каналом рекрутирования политической элиты. В современной России люди по-прежнему попадают на высокие государственные должности в основном с административных позиций и через кланово-корпоративные каналы.
Правительство России, согласно Конституции страны и сложившейся практике, формируется президентом. Только в зависимости от его решения некоторые представители политических партий, включая «партию власти», могут быть назначены министрами или руководителями других правительственных ведомств. Партийные лидеры не разрабатывали политический курс правительства, ключевые направления которого всегда формулировались в президентских структурах. Кооптация же видных представителей «партии власти» в кабинеты министров осуществлялась либо по профессиональному принципу, либо преследовала имиджевые цели.
Консолидация современной властной элиты сопровождалась усилением централизатор-ских начал в управлении страной, выразившихся в строительстве «властной вертикали». Этот процесс начался вытеснением из активной политической жизни независимых от государства политических игроков, к числу которых в любой демократической системе принадлежат и партии. Все это создавало принципиально новые условия для позиционирования «партии власти». С одной стороны, при осуществлении федеральной исполнительной властью централизатор-ской политики, она выполняла функции «группы поддержки». С другой - задача создания «властной вертикали» не исчерпывалась только государственными институтами. Вертикаль «партии власти» решала весьма важные для нового политического режима задачи: стать ин-
струментом консолидации элит, ограничить власть и влияние региональных лидеров. Правящим элитам уже требовалась политическая организация со всеми признаками партии -не только с отстроенными центральными органами и парламентской фракцией, но и разветвленной организационной структурой на местах.
В 2002 г. на базе объединения нескольких пропрезидентских парламентских фракций в Госдуме («Единства», ОВР, группы «Регионы России») и их региональных структур во главе с «Единством» была сформирована новая партия «Единая Россия». Позиционирование «партии власти» в решающей степени было предопределено становлением системы «управляемой демократии», отличительным признаком которой являлось сохранение многопартийных выборов при одновременном фактическом свертывании конкурентности во всех сферах политики. В 2011 г. были внесены поправки в закон «О политических партиях». После вступления его в силу началось постепенное формирование новой партийной системы, основанной на конкуренции стимулируемого участия. Основная причина появления новых партий - переход протестной активности в иной легитимный системный формат. Вчерашние представители оппозиции сегодня готовы создавать партии, способные позиционировать себя в качестве представителей реальных интересов и идеологических пристрастий избирателей. Немало оргкомитетов новых партий позиционируют себя в качестве представителей интересов среднего класса - жителей крупных городов, предпринимателей, активных пользователей средств массовой коммуникации. Ряд будущих партий заявляет об универсальности своей программы или действует по принципу контрпозиционирования [2].
Модернизация политической системы страны стала ответом властных элит на запрос значительной части общества. Лидеры неформальных объединений могут формализовать свои структуры в виде партий, тем самым создается возможность политического участия в современном политическом процессе. Правящая элита получает дополнительные инструменты для воздействия на партийную систему. «Единая Россия», как партия власти, имеет достаточно ресурсов и влияния, чтобы сохранить свой электорат, не взирая на повышающуюся активность малых партий, которые могут претендовать на голоса системной оппозиции, таким образом, система в перспективе может стать по-настоящему конкурентной.
Избирательная кампания 2012 г., завершившаяся инаугурацией президента Владимира Путина, стала значимым этапом для политической истории страны. Политическая элита внесла значительные изменения в законодательство о выборах и партиях, тем самым был дан ответ на системный запрос общества, связанный с либерализацией политической системы. Таким образом, уже в самом ближайшем будущем качество и уровень политической конкуренции могут значительно вырасти.
Краткий анализ современной внесистемной оппозиции в России явно показывает, что она не способна прийти к власти самостоятельно ни при каких условиях. Возможная же иностранная поддержка (например, из США) любой из структур не принесла бы реальной пользы, не привела бы ни к каким результатам. Вряд ли это нужно западным элитам, особенно в условиях экономического кризиса. Поэтому со всей очевидностью встает вопрос о пересмотре всей существующей системы поддержки российских оппозиционных, неправительственных и правозащитных организаций.
В условиях перехода к новому формату лидерства и коррекции политического позиционирования актуализировалась проблема поддержания ведущих позиций партии власти в сфере политических технологий, прежде всего на региональных выборах. «Единая Россия» ухудшила свой результат на муниципальных выборах и сократила представительство в некоторых региональных законодательных собраниях. Как нам представляется, это связано с активизацией оппозиционных выступлений и появлением на политической арене новых партий.
Введение прямых выборов руководителей регионов актуализирует проблему электоральной мобилизации, особенно в крупных городах. Лидеры «Единой России» согласны с тем, что в условиях обострения политической конкуренции партийный аппарат и структура управления партией и должны стать более эффективными, компактными и мобильными. В случае успешной «перезагрузки» партия власти во главе с Д. Медведевым сможет претендовать на качественно новое позиционирование в конкурентной политической системе.
В мае 2011 г. было объявлено о создании Общероссийского народного фронта - коалиции общественных организаций, в рамках которой беспартийные кандидаты смогут по списку «Единой России» пройти на выборы 2011 г. в Государственную думу.
В июне 2012 г. в Москве прошел учредительный съезд, в ходе которого ОНФ был переименован в общероссийское общественное движение «Народный фронт за Россию», лидером которого был избран В. Путин. В июне 2013 г. на учредительном съезде «Общероссийского
народного фронта» был решен вопрос о процедуре вступления в ОНФ, куда смогут попасть только отдельные граждане, а не как было раньше - целые организации.
В.В. Путин после прихода на третий срок ставит перед собой цель - перезаключение нового пакта о лояльности с элитами. Элементом перезаключения такого пакта как раз станет вступление в индивидуальном порядке в Народный фронт. Каждый представитель элиты будет самостоятельно принимать решение. В период президентских выборов 2012 г. ОНФ втягивал в орбиту диалога с властью различные политические силы и общественные слои, включая критиков системы. Теперь его роль будет более масштабной. Отныне востребован новый коммуникативный формат для взаимодействия власти с обществом и политическим классом. Народный Фронт в том виде, как он себя позиционирует сейчас, - это прообраз некой альтернативной политической системы. Фронт позиционируется как протокоалиция развития, как надпартийное общественное движение, механизм прямого взаимодействия народа и власти, который должен постоянно пополняться, в том числе путем включения новых партий и организаций. Механизм работы включает в себя максимально детальную межпартийную коммуникацию, диалог с бизнесом, диалог во властной элите и, еще шире, национальный диалог [3].
Народный фронт должен решить две основные задачи: создание широкой общенародной поддержки президенту Путину и обновление элит. Значительная часть региональных и часть федеральной элиты не являются пропутинскими. Это можно отследить даже на примере реализации указов президента, когда мы видим, что прямые указания не исполняются. Через Народный фронт президент стремится обновить элиту, «впрыснуть новую, свежую, живую, молодую кровь в прогнивший механизм государственного управления» [4].
Опираясь на Общероссийский Народный фронт, президент стремится позиционировать себя уже в новом качестве - как национальный лидер, который намерен дать ответ на вызов Развития - главный долгосрочный вызов, стоящий перед Россией. ОНФ рассматривается как площадка для коммуникации между главой государства и различными профессиональными, социальными и прочими группами, и как площадка для обнародования заявлений, которая позволяет апеллировать к более широкой аудитории, нежели электорат «Единой России».
«Единая Россия» была и остается политической и технологической основой ОНФ, главной структурой, входящей в его состав. «Правоконсервативная» коррекция политического позиционирования партии власти позволит стабилизировать консолидированную текущую поддержку электоратом правящей элиты за счет конструктивного взаимодействия на обеих сторонах от «центра». При этом ОНФ может выражать интересы умеренно левого избирателя. «Единая Россия», используя имидж социально-консервативной партии, является умеренно правоцентристской политической силой в публичном позиционировании и проводимой политике. В статусе партии, которая выражает интересы всех слоев общества, она может позиционироваться в публичном пространстве как правоконсервативная политическая сила. Это повлечет за собой неизбежную жесткую борьбу с парламентскими популистами и большую ответственность партии за принимаемые правительством решения. ОНФ, как институт межпартийного диалога и Президент В. Путин могут при этом занимать более умеренную позицию, учитывающую интересы отдельных социальных и политических групп, непосредственно не связанных с партией власти [5].
Огромную роль играют изменения модели поведения и ориентации представителей современной политической элиты. Произошли важные перемены: появилась система стимулов и ограничений, направленная на масштабную национализацию российской элиты. Новые инициативы дают стимул для дальнейшей профессионализации политического класса. Политики, парламентарии, чиновники должны сосредотачиваться на своей профильной деятельности - политическом и государственном управлении, думской работе. Любое занятие другими видами деятельности (в большинстве случаев речь идет о бизнесе), создает стимулы для свертывания таких видов действий, а тезис по национализации включает меры по ликвидации тех обязывающих связей, отношений и зависимостей, которые могут возникать у членов российского политического класса за рубежом, когда речь идет о счетах и собственности за пределами России.
В последнее время наметились серьезные изменения и в региональных элитах. Происходит переворот в кавказской политике (судя по арестам отдельных представителей властной элиты Дагестана), который, скорее всего, будет продолжен после сочинской Олимпиады. Могут появиться новые лица на федеральном уровне, которые как раз будут привлечены из регионов, потому что ОНФ и позиционируется как специальный вертикальный канал социальной мобильности.
Таким образом, на современном этапе кардинальным образом изменился характер позиционирования партийной элиты в российском политическом пространстве. Создание Общероссийского Народного фронта свидетельствует о том, что иная модель, складывающаяся в современной России, идет на смену старым партийным системам. В российскую политическую элиту стремятся войти новые люди, чьи интересы представляют вновь создаваемые партии.
Главный вопрос заключается в том, сумеют ли они принять участие в реальном политическом
процессе путем создания блоков и коалиций, и какая эволюция ждет политическую элиту в связи с ростом социальной активности партий вне парламента.
Ссылки:
1. Усова Ю.В. Технологии позиционирования современной российской политической элиты // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7.
2. Орлов Д. «Единая Россия» и партийная система: новые вызовы и новое лидерство // Аналитический доклад. URL: http://www.conspirolog.org/news_view.php?id=483916 (дата обращения: 25.11.2013).
3. Леонтьев М. Зачем Народный Фронт? URL: http://www.odnako.org/blogs/show_26049/ (дата обращения: 25.11.2013).
4. Зачем нужен объединенный народный фронт? URL: http://voprosik.net/zachem-nuzhen-obedinennyj-narodnyj-front/ (дата обращения: 25.11.2013).
5. Орлов Д. Указ. соч.