Светлана КОЛОБОВА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (гендерные и образовательные факторы развития)
В современном мире уровень демократизации общества напрямую связан с количественным представительством женщин в органах законодательной власти. В России эти показатели не соответствуют реальным потребностям общества, что говорит о низком уровне развития политической культуры.
In the modern society the level of democratization of society is directly connected to the quantitative representation of women in the legislative branch of power. In Russia these activities do not answer real demands of society; it symbolizes the low political culture level.
Ключевые слова:
политический процесс, уровень демократизации, уровень развития политической культуры, гендерное равноправие, безопасность и стабильность российского государства; political process, women’s role in policy, democratization level, political culture development level, gender equality, safety and stability of Russian state.
В современном мире гендерные и образовательные обстоятельства приобретают особую роль применительно к политической власти, обеспечивая во многом правильное функционирование последней в демократическом обществе. Они настойчиво взывают к своевременному появлению нового человеческого ресурса, более качественному развитию ведущих когнитивных систем, эффективной социализации личности, настоящему равноправию полов, которое предполагает разумное увеличение влияния женщин в политической системе многих государств. В России женщины-политики продолжают занимать весьма скромное место, тогда как уровень демократизации общества напрямую связан именно с этим показателем.
В парламентах демократических стран женщины не случайно играют серьёзную политическую роль, составляют от 30 до 45% всех законодателей. В России процент женщин-депутатов Государственной Думы ничтожен, тенденция роста не является очевидной, несмотря на то что женщины чаще по сравнению с мужчинами используют своё активное избирательное право (право избирать) и численно превалируют над мужским населением страны.
Представительская диспропорция мужчин и женщин на разных уровнях государственного управления подчёркивает несовершенство политической системы, отрицательно сказываясь на её качественных характеристиках и усугубляя до сих пор не разрешенную проблему равенства полов.
Гендерная теория и соответствующая политическая практика способствуют всеобщему осознанию важности проблемы с максимальным акцентом на полоролевом равноправии. В этой связи вполне закономерно увеличение внимания исследователей к изменяющейся роли женщины в обществе и семье1.
Женщины аполитичны — таково заключение многих исследований, основанных на изучении факторов сравнительной эмпирической политологии2. В политическом сознании и поведении асим-
1 Апарина А. Почему нет женских имён в избирательных списках? // Независимая газета, 1999, 16 ноября; Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность, 1996, № 6; Брайсон В. Политическая теория феминизма. — М.: Идея-Пресс, 2001, 304 стр.
2 Грайфенхаген М. Власть и мораль: о значении ценностей для политики, ориентированной на будущее // Политическая культура и власть в западных демократиях и в России: проблемно-тематический сборник. — М., 1997, стр. 19.
КОЛОБОВА
Светлана Анатольевна — к.полит.н, доцент кафедры регионоведения факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского
метрия по принципу пола более чем очевидна. Об этом свидетельствуют президентские кампании федерального масштаба, в ходе которых за президентское кресло боролись исключительно мужчины. Исследователи оправдывают этот факт особенностями политической культуры, влияющей на электоральный выбор, а также тем, что методы общения власти с оппозицией слишком жестки для женщин1. В таких условиях паритет просто невозможен. Хотя в 2004 г. в списке зарегистрированных кандидатов оказалась женщина — И.М.Хакамада, к которой подходят эпитеты «железная» или «стальная» леди и которая способна на равных с мужчинами вести борьбу за власть.
Степень поддержки женских партий устойчиво коррелируется с уровнем активности избирателей на выборах и поддержкой «партии власти». Чем выше явка на выборы, тем выше уровень поддержки проправительственной партии и тем ниже процентные показатели объединений, действующих в интересах женщин. Сказывается ряд факторов, но первым из них можно назвать административный ресурс. Постепенно избирательные кампании стали сопровождаться мобилизацией всевозможных институциональных, медийных, бюджетных, регуляторных, юридических средств со стороны «партии власти», поэтому адекватного отражения народного волеизъявления в электоральной статистике нет. Но необходимо учитывать как традиционную патриархально-патерналистскую модель голосования, неспособность женщин бескомпромиссно бороться за электорат (дилемма Гейнца), так и отсутствие весомого женского представительства в законодательных органах власти.
Следует особо подчеркнуть, что политическая сфера ещё не стала полем деятельности равноправных политических акторов, а женская дискриминация в обществе до сих пор существует. При выборе руководящих органов гендерная дифференциация широко распространена. Приоритет всегда остаётся на стороне мужчин. Таким образом, политико-культурные обстоятельства и распространение гендерных стереотипов в политическом сознании и поведении несомненно
1 Беляев В.А., Акмалова Л.Ш., Сизова Г.Т. Формы участия женщин в политике // Становление многопартийности в России: региональный аспект (тезисы докладов и сообщений). — Казань, 2000, стр. 44.
имеют место. Сложившееся положение чётко обусловлено имитационным характером созданной демократии, которая не дает возможности функционировать гражданскому обществу и не позволяет реализовать в полной мере все присущие ему права, размывая саму идею достижения гендерного равенства сейчас и в обозримом будущем.
Ликвидация авторитарных пережитков в форме кооптирования власти, замена нелегитимных способов осуществления властных полномочий на социально приемлемые, дальнейшая демократизация общественных отношений вполне способны привести к постепенному изменению негативных тенденций. Одновременно возможны нивелирование влияния искажённых образов женщин, ликвидация половых и гендерных диспропорций в общественном сознании и политическом поведении.
Напрашивается вывод о неслучайности того факта, что женщины не могут занять достойное место в политике. Выборы представляют завуалированное электоральное удержание власти и, как выразился один из независимых экспертов по избирательному законодательству, обеспечивают игру с заведомо предсказанным результатом краплёными картами2. При таком раскладе все надежды на закономерное равенство полов в политике выглядят неопределённо. Для того чтобы гендерное равноправие в политике стало реальным, необходимо обеспечить внедрение в электоральную практику такого избирательного стандарта, как реальная политическая конкуренция, без которой все остальные требования теряют смысл. Если исполнительная власть имеет исключительное право решать, кого допускать к выборам представительной власти, то о какой суверенной демократии и реальном разделении властей может идти речь?
Так называемое «развитие электорального права» привело в условиях глобализации к исключению широких слоёв населения из реального избирательного процесса, способствуя формированию касты бюрократов, исключительно обладающих возможностями реализовывать свои неотчуждаемые права личности.
Демократический принцип организации власти основывается на обеспечении равного представительства интересов все-
1 www.vibory.ru
го населения во властных структурах. Достижение такой цели невозможно без модернизации всего выборного процесса с участием различных слоев населения, независимо от пола, вероисповедания, национальности или социального статуса. Выборы в России произошли в соответствии с новым избирательным законом, согласно которому места в высшем законодательном собрании России распределяют только между победившими политическими партиями. Это должно способствовать построению оптимистичных прогнозов для женских партий, чтобы женщины стали не только объектом политики, но и активными, влиятельными участниками политического процесса и государственного управления. В этой связи необходимо:
• решительно потеснить мужчин в структурах власти, объединив усилия разрозненных женских организаций;
• не размывать женский электорат, стремясь к простому численному увеличению женщин в рядах не женских партий (практика функционирования татарстанского парламента показывает, что это неэффективно, т. к. эти партии отстаивают свои внутрипартийные интересы и игнорируют решение «женских» проблем), а добиваться квотирования представленности женских организаций в структурах власти;
• требовать возвращения к минимальному избирательному порогу, поскольку он позволяет разрозненным оппозиционным силам преодолеть его.
Гендерное равноправие необходимо культивировать особенно тщательно в административных центрах государства. За него нужно бороться на всех уровнях: законодательном, информационном, политико-культурном, идеологическом. Только активные, слаженные, координированные действия различных общественных организаций могут привести к решению важнейших задач, стоящих перед российским обществом, с учётом фактора равноправия полов.
Очень важно скорейшее осознание ценностей, интересов и целей новой России всеми субъектами безопасности, поскольку
сейчас идёт процесс выработки новой парадигмы безопасности человечества. В этих условиях следование парадигме устойчивого развития объективно необходимо для России. Целая совокупность факторов мирового развития создаёт предпосылки к тому, чтобы гендерные и образовательные обстоятельства выступали доминантой политического процесса. В связи с этим социально интегрирующая роль образования обусловлена не только модернизацией в экономике, но затрагивает все другие сферы жизнедеятельности общества. Значение его постоянно растёт, что обусловлено ростом влияния человеческого капитала в условиях взаимозависимости государств мира.
Применительно к образованию крайне важны:
• достижение способности людей к творчеству в освоении новых для них условий;
• обеспечение условий для эффективного этноконфессионального взаимодействия и настоящей демократизации общества при должном решении проблем политического и социального выбора;
• демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
• эффективное развитие реальной экономики в новых условиях;
• глубокие структурные изменения в сфере занятости населения при постоянном росте потребности в повышении профессиональной квалификации и переподготовке людей, занятых в ключевых сферах народного хозяйства;
• обеспечение созидательной мобильности и появления того нового человеческого капитала, без которого невозможен прогресс.
Анализ гендерных и образовательных обстоятельств в рамках российского политического процесса свидетельствует о том, что изменения необходимы любому обществу демократической модели, а России, пребывающей в собственном перспективном тренде, в особенности.