УДК 323.2
DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-2-386- 397
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ
POLITICAL STABILITY OF BELGOROD REGION AS THE MAIN FACTOR OF ESTABLISHMENT OF NEW INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT IN THE REGION
Л.С. Половнева L.S. Polovneva
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia
LPolovneva@bsu .edu.ru
Аннотация
В данной статье анализируется политическая стабильность Белгородской области как основной фактор становления институтов развития в регионе. Автор рассматривает политическую стабильность как устойчивое состояние региона, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и основные качественные параметры. В статье сделан вывод о том, что политическая стабильность региона проявляется в способности правительства Белгородской области при помощи имеющихся в его распоряжении материальных ресурсов, политической системы контролировать и регулировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, определять курс по отношению к федеральному центру и другим субъектам федерации. Решение большей части социально-экономических задач в Белгородской области связано с активным участием институтов развития, поскольку качество и адекватность институциональной среды определяют направления, формы, условия и возможность модернизационных социально-экономических процессов. В статье рассмотрены признаки и виды институтов развития. Проанализированы цели, задачи и основные направления деятельности следующих институтов развития в Белгородской области: АО «Корпорация «Развитие», Инновационный центр «Бирюч», промышленный парк «Северный».
Abstract
This article analyses political stability of Belgorod region as the main factor of establishment of new institutions of development in the region. The author describes the political stability as the steady state of the region allowing it to function and develop effectively in the environment of inner and outer impact but still preserving its structure and the main qualitative parameters. The article concludes that political stability of the region appears in the ability of the local authority to control and regulate the inner social and political situation by means of the present political system and material resources which it has in its disposition and to determine its course towards the federal centre and other regions of the federation. The solution of the most social and political tasks in Belgorod region is connected with the active participation of the institutes of development because the quality and adequacy of the institutional environment define the directions, forms, conditions and possibility of different social and political processes of modernization. The article tells about the features and kinds of institutions of development. The author analyses the aims, goals and main directions of activity of such institutions of development of Belgorod region as Joint-Stock Company «Corporation «Development», Innovative Centre «Biryuch», industrial park «Severniy».
Ключевые слова: политическая стабильность, регион, региональные институты развития, стратегия социально-экономического развития, приоритеты развития региона, политический режим, корпорации инновационного развития, социальные фонды.
Key words: political stability, region, regional institutions of development, strategy of social and economic development, priorities of regional development, political regime, corporation of innovative development, social funds.
Категория политической стабильности занимает важное место в современной политической науке. Особый интерес представляет вопрос о том, каким образом политическая стабильность отдельного региона влияет на его социально-экономические процессы, в том числе, на развитие региональных институтов развития. В последние годы федеральные и региональные органы государственной власти в целях реализации политики по модернизации региональной экономики и внедрению инноваций организуют мероприятия по формированию эффективной системы институтов развития. Основным фактором становления региональных институтов развития является политическая стабильность субъектов РФ. В энциклопедии по политологии политическая стабильность рассматривается как система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на неё функции [Политология, 1993, с. 281]. Политическая стабильность субъектов РФ подразумевает устойчивое состояние региона, позволяющее ему развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя свою структуру и важнейшие качественные параметры.
Целью работы является анализ политической стабильности субъекта РФ, на примере Белгородской области, как основного фактора становления региональных институтов развития.
При подготовке статьи использованы научные исследования, посвященные проблемам политической стабильности и региональным институтам развития.
Проблему политической стабильности рассматривали в своих трудах С.М. Комаров, С.Д. Савин, С.И. Бойко, В.Н. Ксенофонтов, С.В. Иванова, А.С. Семченков, И.А. Белоусова и др. С.М. Комаров рассматривает проблему политической стабильности в системе факторов обеспечения национальной безопасности. В данной работе представлен комплексный подход к анализу и оценке политической стабильности на региональном уровне [Комаров, 2000].
В работе С.Д. Савина рассматриваются субъективные и объективные факторы политической стабильности. К объективным факторам автор относит устойчивость политических институтов, эффективность системы разделения властей и политическую культуру, поддерживающую режим. К субъективным факторам относит эффективность и легитимность власти в обществе [Савин, 2003].
С.И. Бойко в своей работе отмечает, что основными субъектами механизма обеспечения политической стабильности являются государство и его структуры. Именно государство через свои органы и структуры, путем налаживания конструктивного диалога и взаимодействия с институтами гражданского общества, выступает главным актором политической стабильности. Проблема стабильности собственно государства становится определяющей при решении проблем, влияющих на политическую стабильность в стране [Бойко. 2006].
В.Н. Ксенофонтов в своей статье делает вывод о том, что политическая стабильность в Российской Федерации зависит от отношений между федеральными и региональными структурами власти, харизматической личности политического лидера и его легитимности власти, учета политической элитой интересов социальных групп населения, законодательного оформления системы народного контроля за деятельностью властей и адекватного представительства интересов социальных групп в органах власти, наличие сформулированной конечной цели, придающей смысл «общему делу» и составляющей основу государственной идеологии, эффективного взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества и бизнесом [Ксенофонтов, 2006].
С.В. Иванова в своей статье рассматривает проблему взаимного влияния политической стабильности и электорального поведения. Категория политической стабильности рассматривается в контексте системного подхода. На основе данных эмпирических исследований анализируется влияние представлений о стабильности на электоральное поведение россиян [Иванова, 2008].
А.С. Семченков предлагает свое определение понятия «поддержание политической стабильности общества», которое он рассматривает как систему мер и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, направленных на обеспечение территориальной целостности и защиту суверенитета на уровне регионов и в масштабе всей страны от внешних, внутренних и трансграничных угроз, обеспечение легитимности власти, сохранение внутреннего гражданского, межнационального и межконфессионального мира [Семченков, 2012].
М.А. Белоусова применяет качественные и количественные подходы к измерению стабильности и анализирует в своей статье проблемы и перспективы рейтингов и индексов как инструментов измерения политической стабильности [Белоусова, 2015].
В ходе подготовки статьи также были проанализированы работы, посвященные институтам развития. О.С. Грозова в своей работе представляет классификацию институтов развития. Автор делает вывод о том, что институты развития представляют основной инструмент регулирования инновационных процессов в экономике и социально-экономической политики государства [Грозова, 2012].
А.И. Татаркин и С.Н. Котлярова в своей статье рассматривают особенности развития и территориальное размещение региональных институтов развития. Авторы применяют методический подход к оценке уровня развития региональных институтов, учитывающий системность и активность деятельности территорий в создании и развитии региональных институтов. В результате оценки уровня развития региональных институтов были выявлены регионы, активно использующие различные институты развития на своих территориях, и регионы, в которых институты развития отсутствуют. А.И. Татаркин и С.Н. Котлярова предлагают следующие показатели оценки эффективности региональных институтов развития: интенсивность внедрения инноваций в производстве и обществе, результативные показатели динамики экономического развития. В работе определены основные проблемы формирования институтов развития и институциональной среды в регионах РФ [Татаркин, Котлярова, 2013].
Е.М. Бухвальд анализирует роль институтов развития как главных инструментов федеральной политики регионального развития. Автор рассматривает ключевые предпосылки, которые позволили бы повысить эффективность институтов развития в обеспечении устойчивого развития субъектов РФ [Бухвальд, 2014].
При написании статьи использовались следующие методы исследования: аналитический, системный, исторический, сравнительный, а также методы анализа социально-экономических и политических процессов, структурно-функциональный анализ и эмпирические методы исследования (анализ материалов средств массовой информации и метод экспертных оценок).
Политическая стабильность региона проявляется в способности правительства Белгородской области контролировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, регулировать её и определять свои приоритеты по отношению к федеральному центру и другим субъектам федерации.
В Белгородской области проведены мероприятия по разработке стратегии регионального социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы. В 2010 году была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г.» [Постановление правительства Белгородской области, 2010]. Главной целью стратегии регионального социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы являлось улучшение качества жизни
населения области. Основными приоритетами развития региона являлись экономическая успешность, безопасность жизни и духовное благополучие жителей Белгородчины.
Рассмотрим статистические данные, позволяющие оценить социально-политическую стабильность региона. В Белгородской области сохраняется стабильная демографическая ситуация. На 1 января 1990 года численность населения Белгородской области составляла 1 387,5 тыс. человек, а на 1 января 2018 года - 1 549,9 тыс. человек [Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, 2018]. Таким образом, численность населения нашего региона за период с 1990 года по 2018 год увеличилась на 162,4 тыс. человек. В 1990 году Белгородская область по численности населения занимала 39 место среди регионов РФ, а в 2016 году - 29 место [Отчет губернатора Белгородской области Евгения Савченко, 2017].
В Белгородской области сохраняется положительная тенденция роста рождаемости. Эта тенденция связана с мерами социальной поддержки молодых семей, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях. В 2000 году на Белгородчине родилось 12 101 ребёнок, а в 2016 году в области родилось 17 247 детей [Статистический ежегодник. Белгородская область, 2017]. Улучшение социально-демографических показателей Белгородской области связано с увеличением рождения вторых и последующих детей в семье и дает обществу стабилизацию численности населения и возможность дальнейшего его развития. В 1990 году в Белгородской области детская смертность составляла на 1 тыс. родившихся 14,7, а в 2016 году - 6 и снизилась в 2,5 раза [Отчет губернатора Белгородской области Евгения Савченко о результатах деятельности правительства области в 2016 году, 2017]. В 1990 году численность студентов, обучающихся в ВУЗах Белгородской области, составляла 18,7 тыс. человек, а в 2016 году - свыше 50 тыс. человек, увеличилась в 3 раза.
Повышаются показатели уровня и качества жизни населения. Основным показателем является размер заработной платы. В 2011 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Белгородской области составила 1 7667,6 рублей, а в 2017 году - 29 455,5 рублей [Статистический ежегодник. Белгородская область, 2017]. В 1990 годы Белгородская область по среднедушевому денежному доходу населения в месяц занимала 47 место среди регионов РФ, а в 2016 году 21 место. В период с 2006 года по 2016 год по среднему размеру пенсий Белгородская область вышла с 16 места в ЦФО на 7 место.
Социальную динамику развития региона характеризует величина прожиточного минимума. Белгородская область в 1990 годы по данному показателю занимала 24 место, а в 2016 году - 2. По сокращению численности населения, находящегося за чертой бедности, Белгородская область в 1990 годы занимала 18-20 место, а в 2016 году - 2 место, то есть фактически населения, находящегося за чертой бедности, в Белгородской области меньше всего относительно всех регионов Российской Федерации. В 2017 году в Белгородской области было создано 12 648 рабочих мест [Отчет Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2017 году, 2018]. По сокращению уровня безработицы Белгородская область в 1990 годы занимала 23 место, а в 2016 году - 7. В 2017 году уровень безработицы составлял 0,68%.
В 2017 году из областного бюджета были выделены средства на образование 26,2 млрд. рублей, социальную политику - 15,7 млрд. рублей, здравоохранение - 5,9 млрд. рублей, культуру - 3,9 млрд. рублей, ЖКХ - 3,3 млрд. рублей, экономику - 31,3 млрд. рублей и на государственные вопросы - 4,4 млрд. рублей [Отчет Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2017 году, 2018]. Проанализировав статьи расходов, можно сделать вывод о том, что они имеют социальную направленность.
По итогам рейтинга качества жизни населения в российских регионах, проведённого агентством «РИА Рейтинг», Белгородская область в 2017 году занимала 6 место в РФ.
Стабильность политического режима в регионе включает следующие параметры: утверждение гражданского порядка, сохранение системы управления и легитимности, обеспечение эффективности управления. Она может означать определенный характер политических процессов, степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер
уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутый баланс политических сил. При этом критериями политической стабильности региона могут быть: срок нахождения губернатора у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах. Политический курс Е.С. Савченко поддерживает значительная часть населения Белгородской области и на выборах он получает большой процент голосов. Так в 1995 г. на выборах главы администрации Белгородской области Е.С. Савченко уже в первом туре набрал 55,54% голосов избирателей, а его соперник М.И. Бесхмельницын - 32,19% [Выборы главы администрации Белгородской области, 1995]. На выборах в 1999 году разрыв еще увеличился: Е.С. Савченко набрал 53,46%, а его соперники М.И. Бесхмельницын - 19,71% и В.В. Жириновский - 17,72% [Выборы главы администрации Белгородской области, 1999]. На выборах губернатора Белгородской области, которые состоялись 14 октября 2012 г., за Е.С. Савченко проголосовало 77, 64 % избирателей [Избирательная комиссия Белгородской области, 2012]. На выборах губернатора Белгородской области, которые состоялись 10 сентября 2017 года, кандидат от партии «Единая Россия» Е.С. Савченко также одержал победу, набрав 69,29% голосов избирателей, кандидат от КПРФ С.Г. Панов - 15,95%, кандидат от ЛДПР К.А. Климашевский - 8,14% и кандидат от Партии ветеранов России Э.Е. Чаусов -6,62% голосов избирателей [Здесенко Е.Ю., Лот Т., 2017].
В своей деятельности Е.С. Савченко опирается на «Единую Россию», представленную в Белгородской областной думе большинством депутатов. На выборах депутатов Белгородской областной думы, которые состоялись 13 сентября 2015 года, представители Белгородского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» набрали большинство голосов (62,36 %) [Избирательная комиссия Белгородской области, 2015]. Данная партия имеет большие финансовые возможности. В октябре 2010 года на выборах в Белгородскую областную Думу избирательный фонд Единой России составлял 19 млн. 750 тыс.рублей, Справедливой России - 6 млн.рублей, ЛДПР - 2 млн. 500 тыс. рублей. Избирательный фонд у непарламентской партии «Патриоты России» был незначительным и составлял 134 тыс. рублей [Избирательная комиссия Белгородской области, 2010].
Решение большей части социально-экономических задач в Белгородской области связано с участием институтов развития, так как качество и адекватность институциональной среды определяют направления, формы, условия и возможность модернизацион-ных социально-экономических процессов. Создание эффективной системы институтов развития в Белгородской области является важнейшей задачей региональных органов государственной власти.
Существуют различные определения термина «институты развития». О.С. Грозова считает, что институты развития являются общественными механизмами воздействия на социально-экономические процессы с целью модернизации экономики и стимулирования инновационной активности экономических субъектов [Грозова, 2012].
А.И. Татаркин и С.Н. Котлярова в своей статье отмечают, что институты развития -это структуры, которые аккумулируют финансовые средства и направляют их на реализацию важных социальных и инфраструктурных проектов, внедрение инноваций, развитие перспективных отраслей экономики [Татаркин, Котлярова, 2013]. Институты развития выполняют выравнивающую и стимулирующую роль в политике региона, позволяя отстающим территориям постепенно сокращать разрыв с более развитыми регионами.
Основными признаками институтов развития являются: специфическая нормативная база, наличие стратегических целей, снижение уровня конъюнктурности, частно-государственное партнерство, направленность на долгосрочное развитие экономики аграрного сектора и региона в целом.
Институты развития предназначены для модернизации экономики, перехода на инновационный путь развития, ухода от зависимости от экспорта сырья. Институты развития должны участвовать в развитии социальной и экономической инфраструктуры и в устранении региональных дисбалансов.
При рассмотрении классификации институтов развития О.С. Грозова выделяет в составе институтов развития неформальные и формальные институты. Формальные институты подразделяет на финансовые и нефинансовые. К финансовым институтам относит: институт поддержки рисковых инвестиций, институт финансовой и материально-технической инфраструктуры, институт экономического стимулирования и поддержки инновационной деятельности. К нефинансовым институтам относит следующие: институт правового регулирования экономических процессов, институт интеллектуальной собственности и информационной безопасности, институт информационной поддержки инновационной деятельности и институт фундаментального и профессионального образования. Формальные институты развития, по мнению автора, выполняют стимулирующие и регулирующие функции. В России существуют или находятся в стадии формирования следующие формальные институты: банки развития, экспортные и страховые агентства, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, инвестиционные и финансовые корпорации, технопарки, специальные экономические зоны, научные и образовательные учреждения и центры, научные фонды и другие [Грозова, 2012].
Институты развития представляют собой важнейший инструмент реализации социально-экономической политики в регионе. А.И. Татаркин, С.Н. Котлярова выделяют следующие виды институтов развития: 1) инфраструктурные институты развития, которые концентрируются на привлечении разных форм финансирования в проекты технопарков, и промышленных парков; 2) финансовые институты развития, через которые может быть получено дополнительное финансирование; 3) корпорации инновационного развития, нацеленные на поддержку промышленности по различным направлениям, посредством поддержки малого бизнеса, развития кластеров и стимулирования инноваций; 4) специализированные социальные фонды, софинансирующие программы повышения квалификации кадров, переобучения. [Татаркин, Котлярова, 2013, с. 10].
В Белгородской области система институтов развития представлена региональными отделениями федеральных институтов, собственно региональными и муниципальными институтами.
Региональные ипотечные фонды, действующие по партнерским соглашениям с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, являются одним из самых распространенных типов институтов развития регионального уровня. Они размещают средства агентства среди частных клиентов-приобретателей жилья и банков, кредитующих по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В Центральном федеральном округе в общем объеме выданных ипотечных кредитов лидирующие позиции занимает Белгородская область.
Региональные венчурные фонды как институты развития действуют в качестве местных операторов АО «Российская венчурная компания». Венчурные фонды осуществляют инвестиции в предприятия или ценные бумаги для получения высокой прибыли. Они являются источником финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней стадии развития. В 2013 году в России действовало 22 региональных венчурных фонда инвестиций, созданных в 2006-2013 гг. Министерством экономического развития РФ и администрациями регионов, общим объемом 8,9 млрд. руб. В Центральном федеральном округе было создано пять фондов, общим объемом 2044 млн. руб [АО «Российская венчурная компания»а]. 2 октября 2017 года была принята стратегия АО «РВК» на 2017-2030 годы, в которой были определены долгосрочные ориентиры, задачи и инструменты, обеспечивающие достижения уставной цели компании как государственного института развития венчурного рынка [АО «Российская венчурная компания»^.
В условиях недостаточности частных инвестиций в региональные инновационные проекты важное значение имеют собственно региональные институты развития. К собственно региональным институтам развития относятся фонды поддержки малого и среднего бизнеса. Белгородский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства был создан в 2003 году. Основными целями фонда являются: участие в реализации мероприя-
тий по поддержке предпринимательства на основе финансирования соответствующих программ; содействие устойчивому социально-экономическому развитию области; обеспечение равного доступа субъектам предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру, к кредитным и иным финансовым ресурсам.
В субъектах РФ одним из самых значимых институтов развития являются региональные корпорации развития. Корпорации развития являются операторами приоритетных инвестиционных проектов и решают важные задачи.
В 2011 году в Белгородской области было создано АО «Корпорация «Развитие». Основными задачами его деятельности являются: привлечение стратегических инвесторов, в том числе иностранных, в приоритетные и курируемые направления экономики региона; оценка и отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на территории Белгородской области; разработка концепций и отраслевых программ для привлечения инвестиций в приоритетные направления экономики региона; комплексное сопровождение проектов; улучшение инвестиционного климата; продвижение инвестиционного потенциала Белгородской области [АО «Корпорация «Развитие», 2018].
Основными приоритетными направлениями деятельности АО «Корпорация Развитие» являются: осуществление функций по привлечению инвестиций; эффективное взаимодействие с муниципалитетами в рамках привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов; концентрация деятельности по привлечению инвестиций в конкурентоспособные секторы АПК, развитие приоритетных отраслей экономики региона; диверсификация существующего бизнеса в регионе в целях создания импортозамещающих производств; целенаправленная политика по привлечению международных и федеральных инвесторов и сопровождение проектов; четко выстроенное взаимодействие с региональными органами власти в ходе привлечения инвестиций в регион и при сопровождении проектов; активная информационная политика, максимальная открытость в своей деятельности; получение коммерческих доходов в рамках оказания платных услуг инвесторам.
Перед корпорацией правительством Белгородской области поставлена задача комплексного и равномерного, преимущественно аграрного развития территории региона. Также задачей корпорации является вывод на качественно новый уровень развития тех отраслей и предприятий, в которых создаются новые высокопроизводительные рабочие места, используются инновационные технологии, ведется модернизация производства.
Для АО «Корпорация «Развитие» являются приоритетными проекты, направленные на развитие реального сектора экономики. Корпорация «Развитие» активно участвует в диверсификации существующих производств, освоении новых и перспективных для Белгородской области рыночных ниш, развитии новых технологических и технических компетенций, производстве продукции с высокой добавленной стоимостью.
В 2013 году АО «Корпорация «Развитие» завершило реализацию трех проектов общим объемом инвестиций 562 млн. рублей. Главным проектом корпорации стало формирование в Белгородской области инвестиционно-привлекательных площадок. АО «Корпорация «Развитие» выступало в качестве «посевного» инвестора при реализации инвестиционных проектов тепличной отрасли. В 2017 году АО «Корпорация «Развитие» реализовала 13 проектов общим объёмом инвестиций - 35,92 млрд. рублей. В 2017 году корпорацией было создано 197 высокопроизводительных рабочих мест. Объём фактически освоенных инвестиций в рамках заключенных соглашений в 2017 году составил 4,86 млрд. рублей [АО «Корпорация «Развитие», 2018].
Региональные инновационные бизнес-инкубаторы предназначены для реализации инновационных проектов. В Белгородской области было создано ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр». Основной целью деятельности данного центра является содействие устойчивому экономическому развитию Белгородской области путем создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, развития малого и среднего предпринимательства, выхода инновационной
продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещения на внутреннем рынке [ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», 2018].
В целях создания условий для развития малых производственных компаний в регионе был реализован проект правительства Белгородской области и Министерства экономического развития РФ по созданию промышленного парка «Северный». Промышленный парк - это управляемый единым оператором комплекс объектов недвижимости и инфраструктуры, который позволяет компактно размещать малые производства и предоставлять условия для их эффективной работы. В 2017 году в Белгородском районе был сформирован первый промышленный парк «Северный», в котором более 30 резидентов и более двух тысяч работающих. В стадии формирования - промышленный парк «Волоконовский», также было принято решение о создании промышленного парка «Котёл» в Старооскольском городском округе и промышленных парков «Фабрика» и «Южный» на территории Белгородского района.
В 2013 году в Белгородской области был создан Инновационный центр «Бирюч» за счет инвестиций группы компаний «Эфко», являющейся крупнейшим российским производителем растительных масел, майонеза и иных продуктов питания, известных под брендами Слобода и Altero. Инновационный центр «Бирюч» является результатом равноправного партнерства акционеров ГК «Эфко» и коллектива ученых, способных к реализации проектов на основе собственных разработок технологий, приборов, методов, имеющих конкурентные преимущества и перспективу коммерциализации [Инновационный центр «Бирюч»]. Изначально фокус исследований Центра был сосредоточен на электронном приборостроении, сенсорной робототехнике, рентгеновской томографии, олеохимии и пищевой технологии. В ходе развития диапазон тем и направлений непрерывно расширялся, и в настоящее время Инновационный центр работает также в области биотехнологии, генной инженерии, геномики и клеточных технологий, создает уникальные летательные аппараты и системы безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными сферами деятельности институтов развития в Белгородской области являются: развитие малого и среднего бизнеса, поддержка отдельных секторов экономики, в том числе сельского хозяйства, содействие региональному развитию, стимулирование инноваций, развитие инфраструктуры. Необходимо также отметить, что существует ряд недостатков и проблем, связанных с отсутствием статуса данных институтов, закрепленного нормативными правовыми актами.
Устойчивое развитие региональных институтов закономерно обуславливает улучшение основных социально-экономических показателей территории. Для оценки деятельности институтов развития можно использовать следующие показатели: индекс промышленного производства, объём валового регионального продукта и динамики инвестиций. По данным показателям Белгородская область была отнесена к группе регионов-лидеров.
В январе 2018 года индекс промышленного производства в Белгородской области по сравнению с январем 2017 года составил 104,9%. В 2004 году в Белгородской области объём валового регионального продукта составлял 114 409,3 млн. рублей, а в 2016 году -730 562,0 млн. рублей и увеличился за 2004-2016 годы на 616 152,7 млн. рублей [Статистический ежегодник. Белгородская область, 2017]. Белгородская область в 1990 годы по объёму валового регионального продукта занимала 36 место, а в 2016 году - 17. Общий объём валовой продукции, произведённой в Белгородской области в 2016 году сельскохозяйственными предприятиями, составил 142 351,9 млн. рублей [Отчет губернатора Белгородской области Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2016 году, 2017]. В 2016 году по объёму производства сельскохозяйственной продукции Белгородская область заняла второе место в стране после Краснодарского края. А производство валовой сельскохозяйственной продукции на душу населения в Белгородской области в 2016 году практически в 4 раза превышало показатели как по ЦФО, так и в целом по России. Располагая чуть более 1% населения страны и примерно таким же количеством пашни (около 1,1%), Белгородская область производит 4,3% от общероссийского объема
продукции сельского хозяйства. В целом же вклад сельхозпредприятий области в общероссийское индустриальное производство сельхозпродукции составляет более 9%. Общая сумма инвестиций с 2005 по 2016 годы в АПК региона составила свыше 9 873,8 млн. рублей [Статистический ежегодник. Белгородская область, 2017].
Объём валового регионального продукта на душу населения является важнейшим экономическим показателем. В 2004 году в Белгородской области валовой региональный продукт на душу населения составлял 75 629,4 тыс. рублей, а в 2016 году - 470 874,3 рублей [Статистический ежегодник. Белгородская область, 2017]. В пересчёте на душу населения валовой региональный продукт увеличился почти на 400 тысяч рублей.
Оборот малых предприятий - важный показатель, демонстрирующий развитие малого бизнеса. Белгородская область в 1990 годы занимала 49 место, а в 2016 году - 19. По обороту розничной торговли на душу населения Белгородская область в 1990 годы занимала 40 место, а в 2016 году - 27 [Отчет губернатора Белгородской области Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2016 году, 2017].
Эффективность институтов развития в нашей стране чаще всего определяется личностными качествами губернатора и его команды. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко постоянно улучшает свои позиции в интегрированном рейтинге эффективности губернаторов по версии Фонда развития гражданского общества: с начала 2014 года он продвинулся с шестой на вторую позицию. Национальное рейтинговое агентство ставит Белгородскую область в число регионов с высокой инвестиционной привлекательностью. Правительство Белгородской области выстраило благоприятный инвестиционный климат, в основе которого - доверие, транспарентность и максимальная вовлечённость органов власти в реализацию инвестиционных проектов любого формата, а также разделение рисков с инвесторами за счёт предоставления гарантий, поручительства. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» относит Белгородскую область к числу субъектов со средним потенциалом и минимальным риском для инвестирования. По данным масштабного аналитического исследования МСП Банка, условия ведения бизнеса на Белгородчине также являются одними из лучших в стране.
Таким образом, можно сделать такой вывод: деятельность институтов развития в Белгородской области направлена не на извлечение прибыли, а на выполнение конкретных задач развития региональной экономики, к которым относятся: развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инновационной деятельности, развитие инфраструктуры и т.д. Для становления и эффективной реализации институтов развития в Белгородской области создан достаточно высокий уровень политической стабильности в регионе.
Список литературы References
1. АО «Корпорация «Развитие» Инвестиционный портал Белгородской области. [Официальный сайт]. Информация о корпорации. Отчет о деятельности АО «Корпорация «Развитие» по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в 2017 году. URL: http://www.belgorodinvest.com/ru/about_corporation/ (дата обращения: 30.01.2018).
AO «Korporaciya «Razvitie» Investicionnyj portal Belgorodskoj oblasti. [Oficial'nyj sajt]. Infor-maciya o korporacii. Otchet o deyatel'nosti AO «Korporaciya «Razvitie» po privlecheniyu investicij i rabote s investorami v 2017 godu. URL: http://www.belgorodinvest.com/ru/about_corporation/ (data obrashcheniya: 30.01.2018). (in Russian)
2. АО «Российская венчурная компания» [Официальный сайт]. О компании. Документы. Годовой отчет за 2016 год. URL: http://www.rvc.ru/about/docs/annual_reports/109384/ (дата обращения: 30.01.2018).
AO «Rossijskaya venchurnaya kompaniya» [Oficial'nyj sajt]. O kompanii. Dokumenty. Godovoj otchet za 2016 god. URL: http://www.rvc.ru/about/docs/annual_reports/109384/ (data obrashcheniya: 30.01.2018). (in Russian)
3. АО «Российская венчурная компания» [Официальный сайт]. О компании. Документы. Стратегия развития АО «РВК» на 2017 - 2030 годы. URL: http://www.rvc.ru/about/docs/strategy_and_direction7113914/ (дата обращения: 30.01.2018).
AO «Rossijskaya venchurnaya kompaniya» [Oficial'nyj sajt]. O kompanii. Dokumenty. Strategiya razvitiya AO «RVK» na 2017-2030 gody. URL: http://www.rvc.ru/about/docs/ strategy_and_direction/113914/ (data obrashcheniya: 30.01.2018). (in Russian)
4. Белоусова И.А. 2015. Проблемы и перспективы рейтингования политической стабильности. Вестник РУДН. Сер. Политология. 3: 35 -46.
Belousova I.A. 2015. Problemy i perspektivy rejtingovaniya politicheskoj stabil'nosti. Vestnik RUDN. Ser. Politologiya. 3: 35 - 46. (in Russian)
5. Бойко С.И. 2006. Механизмы обеспечения политической стабильности: международный и национальные аспекты. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 21.
Bojko S.I. 2006. Mekhanizmy obespecheniya politicheskoj stabil'nosti: mezhdunarodnyj i nacional'nye aspekty. Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 21. (in Russian)
6. Бухвальд Е.М. 2014. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России. Теория и практика общественного развития. (б): 108-114.
Buhval'd E.M. 2014. Instituty razvitiya i novye prioritety regional'noj politiki v Rossii. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 6: 108 - 114. (in Russian)
7. Выборы главы администрации Белгородской области. 1995 год. Общие итоги выборов [Электронный ресурс]. URL: http://belgorod.izbirkom.ru/way/933700/sx/art/933696/cp/1/br
933692.html (дата обращения: 10.03.2018).
Vybory glavy administracii Belgorodskoj oblasti. 1995 god. Obshchie itogi vyborov [EHlek-tronnyj resurs]. URL: http://belgorod.izbirkom.ru/way/933700/sx/art/933696/cp/1/br/933692.html (data obrashcheniya: 10.03.2018). (in Russian)
8. Выборы главы администрации Белгородской области. 1999 год. Общие итоги выборов. [Электронный ресурс]. URL: http://belgorod.izbirkom.ru/way/933703/sx/art/933711/cp/1/br/
933693.html (дата обращения: 10.03.2018).
Vybory glavy administracii Belgorodskoj oblasti. 1999 god. Obshchie itogi vyborov. [EHlek-tronnyj resurs]. URL: http://belgorod.izbirkom.ru/way/933703/sx/art/933711/cp/1/br/933693.html (data obrashcheniya: 10.03.2018). (in Russian)
9. Грозова О.С. 2012. К вопросу о классификации институтов развития и институциональных рисков инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 4: 200 -210.
Grozova O.S. 2012. K voprosu o klassifikacii institutov razvitiya i institucional'nyh riskov inno-vacionnoj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 4: 200 - 210. (in Russian)
10. Здесенко Е.Ю., Лот Т., 2017. Мир Белогорье [Официальный сайт]. Выборы в Белгородской области - 2017: предварительные итоги голосования. URL: http://mirbelogorya.ru/content-video/25191 -vybory-v-belgorodskoj -oblasti-2017-predvaritelnye-itogi-golosovaniya.html (дата обращения: 10.03.2018).
Zdesenko E.YU., Lot T., 2017. Mir Belogor'e [Oficial'nyj sajt]. Vybory v Belgorodskoj oblasti -2017: predvaritel'nye itogi golosovaniya. URL: http://mirbelogorya.ru/content-video/25191-vybory-v-belgorodskoj-oblasti-2017-predvaritelnye-itogi-golosovaniya.html (data obrashcheniya: 10.03.2018). (in Russian)
11. Иванова С.В. 2008. Политическая стабильность как фактор электорального поведения. Вестн. С.-Петерб. ун-та. 12(3): 230 - 234.
Ivanova S.V. 2008. Politicheskaya stabil'nost' kak faktor ehlektoral'nogo povedeniya. Vestn. S.-Peterb. un-ta. 12(3): 230 - 234. (in Russian)
12. Избирательная комиссия Белгородской области [Официальный сайт]. Архив выборов и референдумов. Сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва. 2010. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/WAY/2BCC0FAE-273E-4A1B-9213-BD213C4612CB.html (дата обращения: 09.03.2018).
Izbiratel'naya komissiya Belgorodskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. Arhiv vyborov i referendumov. Svedeniya o postuplenii i raskhodovanii sredstv izbiratel'nyh fondov izbiratel'nyh ob"edinenij, vydvinuvshih zaregistrirovannye spiski kandidatov v deputaty Belgorodskoj oblastnoj Dumy pyatogo so-
zyva. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/WAY/2BCC0FAE-273E-4A1B-9213-
BD213C4612CB.html (data obrashcheniya: 09.03.2018). (in Russian)
13. Избирательная комиссия Белгородской области [Официальный сайт]. Архив выборов и референдумов. Региональные выборы. Выборы губернатора Белгородской области в 2012 году. Сводная таблица Избирательной комиссии Белгородской области о результатах выборов губернатора Белгородской области. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/etc/svodnaya_tablitsa.pdf (дата обращения: 09.03.2018).
Izbiratel'naya komissiya Belgorodskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. Arhiv vyborov i referendumov. Regional'nye vybory. Vybory gubernatora Belgorodskoj oblasti v 2012 godu. Svodnaya tablica Izbi-ratel'noj komissii Belgorodskoj oblasti o rezul'tatah vyborov gubernatora Belgorodskoj oblasti. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/etc/svodnaya_tablitsa.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2018). (in Russian)
14. Избирательная комиссия Белгородской области [Официальный сайт]. Архив выборов и референдумов. Региональные выборы. Выборы депутатов областной думы. Итоги голосования. 2015. URL: http://www.belgorod.vybory.izbirkom.ru/region/region/belgorod?action=show&root=1&tvd =2312000456225&vrn=2312000456221®ion=31&global=&sub_region=31&prver=0&pronetvd=0&v ibid=2312000456225&type=379 (дата обращения: 10.03.2018).
Izbiratel'naya komissiya Belgorodskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. Arhiv vyborov i referendumov. Regional'nye vybory. Vybory deputatov oblastnoj dumy. Itogi golosovaniya. URL: http://www.belgorod.vybory.izbirkom.ru/region/region/belgorod?action=show&root=1&tvd=231200045 6225&vm=2312000456221®ion=31&global=&sub_region=31&prver=0&pronetvd=0&vibid=23120004 56225&type=379 (data obrashcheniya: 10.03.2018). (in Russian)
15. Избирательная комиссия Белгородской области [Официальный сайт]. Избирательная комиссия Белгородской области зарегистрировала избранного 10 сентября 2017 года губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/special/ news.php?ELEMENT_ID=8255 (дата обращения: 10.03.2018).
Izbiratel'naya komissiya Belgorodskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. Izbiratel'naya komissiya Belgorodskoj oblasti zaregistrirovala izbrannogo 10 sentyabrya 2017 goda Gubernatora Belgorodskoj oblasti E.S. Savchenko. URL: http://www.belgorod.izbirkom.ru/special/news.php?ELEMENT_ID=8255 (data obrashcheniya: 10.03.2018). (in Russian)
16. Инновационный центр «Бирюч» [Официальный сайт]. URL: http://biruch.ru/ (дата обращения: 01.04.2018).
Innovacionnyj centr «Biryuch» [Oficial'nyj sajt]. URL: http://biruch.ru/ (data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)
17.Комаров С.М. 2000. Методология и механизм формирования политической стабильности России в системе факторов обеспечения национальной безопасности. Автореф. дис. ...д. по-лит.н. М., 42.
Komarov S.M. 2000. Metodologiya i mekhanizm formirovaniya politicheskoj stabil'nosti Rossii v sisteme faktorov obespecheniya nacional'noj bezopasnosti. Avtoref. dis. ...d. polit.n. M., 42. (in Russian)
18. Ксенофонтов В.Н. 2006. Детерминанты политической стабильности российского общества: содержание и специфика. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. Серия: История, философия, социология. 101: 85 - 89.
Ksenofontov V.N. 2006. Determinanty politicheskoj stabil'nosti rossijskogo obshchestva: soderzhanie i specifika. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. Seriya: Istoriya, filosofiya, sociologiya. 101: 85 - 89. (in Russian)
19. ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» [Официальный сайт]. Информация о центре. URL: http://www.brric31.ru/about/ (дата обращения: 01.02.2018).
OGBU «Belgorodskij regional'nyj resursnyj innovacionnyj centr» [Oficial'nyj sajt]. Informaciya o centre. URL: http://www.brric31.ru/about/ (data obrashcheniya: 01.02.2018).
20. Отчет губернатора Белгородской области Евгения Савченко о результатах деятельности правительства области в 2016 году. URL: https://belregion.ru/press/news/?ID=18918 (дата обращения: 01.04.2018).
Otchet gubernatora Belgorodskoj oblasti Evgeniya Savchenko o rezul'tatah deyatel'nosti pravi-tel'stva oblasti v 2016 godu. URL: https://belregion.ru/press/news/?ID=18918 (data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)
21. Отчет Евгения Савченко о результатах деятельности Правительства области в 2017 году. URL: https://savchenko.ru/article/3669.html (дата обращения: 01.04.2018).
Otchet Evgeniya Savchenko o rezul'tatah deyatel'nosti Pravitel'stva oblasti v 2017 godu. URL: https://savchenko.ru/article/3669.html (data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)
22. Политология: Энциклопедический словарь: Под ред. Ю.И. Аверьянова. М., Из-во моск. коммерч. ун-та, 1993, 431.
Politologiya: EHnciklopedicheskij slovar': Pod red. YU.I. Aver'yanova. M., Iz-vo mosk. kom-merch. un-ta, 1993, 431. (in Russian)
23.Постановление правительства Белгородской области от 25.01.2010 № 27-пп «О стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. URL: http://zpp.bgunb.ru/resource/25012010.pdf (дата обращения: 01.04.2018).
Postanovlenie pravitel'stva Belgorodskoj oblasti ot 25.01.2010 № 27-pp «O strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Belgorodskoj oblasti na period do 2025 g. URL: http://zpp.bgunb.ru/resource/25012010.pdf (data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)
24. Савин С.Д. 2003. Политическая стабильность в изменяющемся обществе. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 29.
Savin S.D. 2003. Politicheskaya stabil'nost' v izmenyayushchemsya obshchestve. Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. SPb., 29. (in Russian)
25. Семченков А.С. 2012. Противодействие современным угрозам политической стабильности в системе обеспечения национальной безопасности России. Автореф. дис. .д-ра полит. наук. М., 50.
Semchenkov A.S. 2012. Protivodejstvie sovremennym ugrozam politicheskoj stabil'nosti v sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossii. Avtoref. dis. ...d-ra polit. nauk. M., 50. (in Russian)
26. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2017: Стат. сб. Под. ред. О.С. Тарановой. Белгород, Белгородстат, 524.
Statisticheskij ezhegodnik. Belgorodskaja oblast'. 2017: Stat. sb. Pod. red. O.S. Taranovoj. Belgorod, Belgorodstat, 524.
27. Татаркин А.И., Котлярова С.Н. 2013. Региональные институты развития как факторы экономического роста. Экономика региона. 3: С. 9 - 18.
Tatarkin A.I., Kotlyarova S.N. 2013. Regional'nye instituty razvitiya kak faktory ehkonomich-eskogo rosta. EHkonomika regiona. 3: 9 - 18. (in Russian)
28. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Официальный сайт]. Официальная статистика. Численность населения Белгородской области. URL: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics/population/ (дата обращения: 01.04.2018).
Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Belgorodskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. Oficial'naya statistika. CHislennost' naseleniya Belgorodskoj oblasti. URL: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics/population/ (data obrashcheniya: 01.04.2018). (in Russian)