ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАНДИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ в IX - начале XII в. (до 1118 г.)
ЕС. Носова
Изучение проблем взаимодействия религии и политики все чаще привлекает внимание исследователей на современном этапе развития исторической науки. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия наметились новые подходы в изучении генезиса политических структур в контексте трансформации религиозных представлений. В частности, значительный интерес представляет процесс социально-политического развития исландского общества от момента заселения до утверждения общеисландских институтов власти в период христианизации.
На основе сохранившихся источников, в отечественной и зарубежной историографии на протяжении долгого времени ведется исследование процесса взаимодействия политической и религиозной сфер в общественно-политической жизни общества Скандинавских стран. Основы научного изучения данного процесса были заложены во второй половине XIX века немецкими, датскими, шведскими и норвежским учеными [1]. Между тем многие аспекты раннесредневековой истории Исландии представлены весьма односторонне. Хорошо изучены причины начала колонизации острова [2], принципы функционирования политических институтов власти [3], но при этом не получили должного освещения причины возникновения института годи и его влияния на функционирование политического механиз-
ма [4]. Проблема политической идеологии в исландском обществе также практически не затрагивалась. Если говорить о религиозной сфере жизни общества, то здесь большое количество работ посвящено древнегерманс-кой мифологии [5]. Имеется ряд работ, в которых исследуются причины сохранения языческих традиций в Исландии после принятии христианства [6]. Однако до сих пор остается малоизученной проблематика мирного сосуществования двух религий: язычества и христианства с 1Х-Х веков [7], и вовсе не изучена тема миссионерской деятельности Торвальда Код-ранссона и Стефнира Торгильссона, которые значительно повлияли на процесс распространения христианства в Исландии.
Использование комплексного анализа разновременных и разнотипных источников позволяет проследить основные закономерности генезиса политической структуры и выявить основные причины трансформации религиозных представлений с различными этапами развития исландского общества.
Процесс христианизации Исландии был теснейшим образом связан с особенностями общественного и политического развития Исландии. В период колонизации острова и вплоть до создания Альтинга в Х веке сложившиеся институты власти во многом отвечали потребностям аристократической верхушки общества. Это во многом объясняет факт появ-
1 / 2007
Преподаватель XXI
ВЕК
ления и развития в исландском обществе института годи.
Термин go5i происходит от слова go5 [8], которое дословно переводится как божество. По мнению О лафа Олсена [9], данный термин произошел от обязанностей ранних вождей как священников и хранителей местных храмов. Йон Йоханнсон и Олафур Ларссон [10], изучая лексику раннего Средневековья, сходятся во мнении относительно семантического значения термина и соответственно происхождения института «годи». По их мнению, положение годи определялось их правом распоряжений в местах религиозного культа и ведущей ролью в священных жертвоприношениях. Немецкий ученый Фридрих Бо-ден [11], напротив, выдвигал предположение, что исландские годи приобретали свою власть благодаря благородству происхождения и большому количеству сторонников.
В историографии ХХ века преобладает точка зрения о том, что «годи был прежде всего главой определенной группы людей, который пользовался их доверием и выполнял по их поручению как религиозные, так и административные функции. Такой двоякий характер обязанностей годи вытекал из обязанности родового вождя, у которого эти две функции были не разделены» [12]. Подтверждение тому можно найти в исландских сагах. Например, в саге о «Людях с Песчаного берега» рассказывается, что То-рольв Бородач после того, как приплыл в Исландию, велел возвести капище. «Все люди должны были платить налог на капище и сопровождать годи во всех поездках... А годи должен был содержать капище, чтобы оно не пришло в упадок, и устраивать в нем жерт-
венные пиры...» [13]. Дж. Байок [14] также обращает внимание на то, что не только на религиозной, но и на светской основе начинают выстраиваться отношения между годи и бондами. Так, «Книга о взятии земли» повествует о том, что в период заселения Исландии достаточно много первопоселенцев были не только жрецами, но и выполняли судебно-административ-ные функции.
Судебно-административные функции годи заключались в созыве тинга. Тинги играли ключевую роль в регулировании общественных отношений. На тингах рассматривались споры относительно имущества, кровной мести, совершались брачные сделки и устанавливались цены на товары. Стоит также отметить законодательную функцию тингов, так как именно на тингах подготавливались предложения относительно совершенствования закона или подготовки нового. Помимо этого, в обязанности годи входило участие в Альтинге (тинг всей страны). На Альтинге принимались законы и производился суд по всем делам, которые не могли быть решены на местных тингах. Тридцать шесть годи составляли законодательный и судебный совет- «логретту», которая собиралась одновременно с Альтингом. Логретта выбирала «законоговорителя». Его обязанностью было знать и помнить законы и возвещать их со Скалы Закона.
Таким образом, к концу Х века в руках годи концентрируется политическая и религиозная власть, это во многом способствует усилению социальной дифференциации внутри исландского общества. Важно отметить, что переселение в другие страны, разрушение прежней замкнутости, разложение общинно-родового строя неиз-
ПреподавательШ_
ВЕК
1 / 2007
бежно вело к подрыву старой родовой идеологии, поэтому в источниках все чаще упоминаются люди, которые не верят в богов и полагаются только на «собственную силу», или люди смешанной веры. Например, исландский хевдинг Хельги Тощий был весьма религиозен. «Он верил в Христа, но о даровании попутного ветра и мужества возносил молитву Тору» [15]. Также исландцы очень часто прибегали к ка-техуменическому обряду - «неполное крещение», который позволял «общаться и с христианами, и с язычниками, а веру они себе выбирали ту, какая им больше нравится» [16]. Данный обряд исландцам был нужен в связи с необходимостью ведения различных дел с христианским миром. Христиане присягали на Евангелии. Присяга была необходимым элементом при заключении самых разнообразных сделок. Нелепо было бы требовать присяги от тех, кто с христианством не имел ничего общего.
Надо отметить, что перед исландцами не стоял жесткий выбор в отношении религии - язычество или христианство. Это было связано непосредственно с особенностями мифологических представлений викингов, которые пронизаны ощущением скорой гибели языческих богов, и с миссионерской деятельностью.
Миссионерская деятельность в Исландии отличалась особым миролюбием, так как миссионерами преимущественно были люди, которые в недавнем прошлом сами были воинами и искателями приключений, а затем под воздействием обстоятельств приняли христианство. Миссионеры проповедовали христианство, ими же самими адаптированное под местную специфику. Особенно интересна трактовка
ими образа Христа. Из бога, который своими страданиями искупил грехи человечества в традиционном изложении, Христос в устах скандинавских миссионеров приобретает черты бога-победителя, богоборца который если и страдает, то только для того, чтобы затем воскреснуть и всех победить. Христос могуч и безжалостен к своим врагам. Он же покровительствует своим последователям. Самое важное то, что и сами миссионеры-скандинавы верили в подобную роль Христа, поэтому, во-первых, были понятны, а во-вторых, убедительны и готовы вступить в смертельную схватку как за саму веру, так и за оскорбление любых ее атрибутов. Также миссионерами учитывался и тот факт, что принятие христианства не должно означать, что определенный исторический опыт, связанный с язычеством, должен быть отброшен как никогда не существовавший. Поэтому, чтобы вырвать народ из цепких объятий язычества, надо было показать ему, что язычество ложно и низменно по сравнению с христианством, и в то же время убедить народ в том, что христианство якобы совершенствовало и возвышало позитивные ценности, содержавшиеся в язычестве. Подобный подход предусматривал признание известного опыта, накопленного язычеством, и отчасти его содержательной стороны.
Поэтому не случаен тот факт, что Торгейр Годи в своей знаменитой речи на Альтинге мотивировал необходимость принятия христианства только политическими мотивами: «Мне думается, что дела наши запутаются безнадежно, если у нас не будет одних законов для всех. Если закон не будет един, то и мира не будет, а этого допускать нельзя» [17]. Следует отметить, что
1 / 2007
Преподаватель XXI
ВЕК
язычники, которых на Альтинге было большинство, приняли окончательное решение Торгейра о том, что им надо креститься, достаточно спокойно. И произошло это, потому что крещение назрело, оно давало неоспоримую выгоду как в жизни на острове (отсутствие кровной мести, закон, запрещающий бросать детей, и т.д.), так и во внешнеполитических связях с другими странами, что, в свою очередь, могло принести существенную прибыль. Крещение было воспринято основной массой язычников как необходимая данность, как проявление лояльности к их же законам, которые они сами и придумали. На начальном этапе, сразу после крещения, христианская религия в Исландии рассматривалась большинством населения лишь как видоизмененные традиционные верования. И только значительно позже религия приобрела черты истинной веры.
В заключение необходимо отметить, что мирное принятие христианства в Исландии явилось историческим феноменом, объединившим в себе весь комплекс политических, соци-|42 альных и религиозных решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Maurer K. Die Bekehrung des Norwegischen Stammes zum Christentume. - München, 1855-56; Стрингольм А.М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. -М., 1861. - Ч. 1-2.
2. Sawyer P.B. The Age of the Vikings. -London, 1962; Sigurdsson, Gisli. Gaelic Influence in Iceland. Studia Islandica. -Reykjavik, 1988, vol. 13; Гуревич А.Я. Колонизация Исландии // Ученые записки Калининского педагогического университета. Т. 35. - Калинин, 1963. -С. 212-245.
3. Byock J.L. Medieval Iceland: society, sagas and power. Berkley, 1988; Hastrup K.
Culture and history in medieval Iceland. -Oxford, 1985; Miller W.I. Bloodtaking and peacemaking feud, low, society in saga Iceland. - Chicago, London, 1992.
4. Jon Johanesson. The history of the old Icelandic commonwealth. Manitoba University. Icelandic studies. Vol. 2. -Winnipeg, 1974.
5. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. - М., 1967; Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. - М., 1968.
6. Vesteinsson, Orri. The Christianization of Iceland, priests, power, and social change 1000-1300. - Oxford, 2000.
7. Adalsteinsson J. Hn. Under the Cloack -The Acceptanse of cristianity in Iceland with particular reference of the religions attitudes prevailing at the time. -Uppsala, 1978.
8. Vries Jan de. Altnordisches etymologisches. Wortebureh. 3rd ldn. Leiden, 1977. Р. 181.
9. Olaf Olsen Herg. Hov og kirke: Historiskc og arkeologiske uikingetidsstudier Copenhagen: Gad, 1966.
10. Johannesson Jon. Islands historie i mel-lomalderen. - Oslo, 1969. - Р. 46, 49; Larusson Olafur. Lov og Ting Islands for-fatning og lover i fritatstiden. trans.K Helle. - Oslo, 1960. - Р. 8-12; см также Foote P. аnd Wilson D.M. The viking Acheievement. - London, 1970. -P. 132-133.
11. Boden F. Цитата по: Byock J. L. Governmental order in Medieval Iceland // Viator 17. - Berkley, 1979. - P. 19.
12. Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. - М., 1957. - С. 100.
13. Сага о Людях с Песчаного берега // Исландские саги под ред. А.В. Цим-мерлинга. - М., 2000. - Т. 1, 4: 26.
14. Byock, Gesse L. 1988. - P. 19-34.
15. Landnamabok. Ljosprenten handrita // Jakob Benediktsson ritadi inngang. -Reykjavik, 1974., Bls S. 218. H. 184, P. 277-275.
16. Сага об Эгиле // Исландские саги / Под ред. О.А. Смирницкой. - СПб., 1999. - Т. 1, 50:114.
17. Kristni Saga / Islendinga sogur. -Reykjavik, 1999. - P. 270-271.
Преподаватель^_
ВЕК
1 / 2007