ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
УДК 94(595):35.08
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-39-42
ЖУК Артур Александрович,
Кубанский государственный университет,
Краснодар, Россия Mr.Artur Zhuk@mail.ru
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕРИТОКРАТИЯ В СИНГАПУРЕ
В статье исследуется режим политической меритократии в Сингапуре, сформированный Ли Куан Ю. Сравниваются различные подходы формирования концепций Запада и Востока в социальной сфере. Анализируется подход к формированию кадровой политики правительства Ли Куан Ю в сфере государственного управления. Изучается механизм формирования современного подбора и воспитания государственных служащих в Сингапуре. Описываются основные институты формирования чиновников, развитие этих институтов и их функционал в разное время. Затрагиваются некоторые аспекты передачи опыта Сингапура в сфере кадровой политики на примере Китая и России. В статье приведены статистические данные эффективности меритократии в Сингапуре, в частности упоминается уровень заработной платы чиновников и место Сингапура в рейтингах международных финансовых организаций. Основной вывод статьи заключается в доказательстве эффективности системы подобного рода и возможности реализации ее на практике в России.
Ключевые слова: Сингапур, меритократия, социальное устройство, кадровая политика, комиссия по вопросам государственной службы, PSC, AS, HAIR, институт менторства, колледж гражданской службы (CSC), Российско-Сингапурская комиссия высокого уровня.
ZHUK Artur,
Kuban State University, Krasnodar, Russia Mr.Artur Zhuk@mail.ru
POLITICAL MERITOCRACY IN SINGAPORE
The article explores the political regime of meritocracy in Singapore which was formed by Lee Kuan Yew. It compares different approaches of the concept of East and West in the social sphere. It analyses the approach to the formation of the personnel policy of the government of Lee Kuan Yew in public administration. The article studies the mechanism of formation of modern selection and training of civil servants in Singapore. It describes the basic institutions of formation of officials, the development of these institutions and their functionality at different times. It touches on some aspects of the transfer of experience of Singapore in the personnel policy in the case of China and Russia. The article describes the efficiency of meritocracy in Singapore, in particular, referred to the level of salaries of officials and place of Singapore in the rankings of international financial institutions. The main conclusion of the article is to prove the effectiveness of this system, and the ability to implement it in practice in Russia.
Keywords: Singapore, meritocracy, social structure, personnel policy, the Commission on Public Service, PSC, AS, HAIR, mentoring Institute, Civil Service College (CSC), the Russian-Singapore high-level commission.
С развитием западной цивилизации в мировой общественности сложилось мнение об универсальности западных ценностей и необходимости расширения ареала этих идей. Так, в концепции США 1993 г. говорится о «расширении демократии» (enlarging democracy). Ее откровенно прагматическая направленность состояла в увеличении влияния США в НАТО и ЕС за счет укрепления новых демократических государств Восточной Европы. А для самих американских элит она была неотъемлемо связана с идеологическим компонентом - расширением влияния тех ценностей и политико-культурных принципов, на которых основана американская демократия [1].
Восточный подход к формированию идей развития общества отличается от западного в том, что в нем отсутствуют оценочные категории «хорошо» или «плохо». Страны Азии рассматривают ту или иную концепцию исходя из ее эффективности в целях не навязывания другим государствам своей воли, а в целях улучшения жизни общества и его прогресса.
В Сингапуре действует режим политической меритократии, введенный Ли Куан Ю. Он говорил о политических лидерах: «Сингапур - это меритократия. И у этих людей есть причина занимать высшую ступень, благодаря их собственным заслугам. Они много работали и много сделали. Если все 300 человек погибнут в авиакатастрофе, Сингапур распадется» [2].
В понимании современной науки, основная идея политической меритократии заключается в том, что каждый человек должен иметь равные возможности получить образование и принять участие в политической деятельности, но не каждый проявит равную способность подходить к принятию политических решений со всей ответственностью [3].
В 1951 г. в Сингапуре была создана комиссия по вопросам государственной службы (PSC - Public Service Commission). Изначально комиссия создавалась для консультирования британского правительства в Сингапуре по вопросам, связанным с гражданской службой найма, назначения и продвижения по службе. В 1963 г. функции этого органа расширились, теперь PSC контролировала и регулировала назначение на постоянные посты государственных служащих [4]. Стоит заметить, что большинство людей, входивших в состав комиссии, ранее не находились на государственной службе. Этот подход к формированию состава комиссии сделал ее в значительной степени независимой от политической и административной властей.
Постепенно система отбора кадров в государственные учреждения бюрократизировалась, что затормаживало работу правительственных органов. Однако в 1994 г. Ли Куан Ю реформировал деятельность комиссии по вопросам государственной службы. Эта реформа за-
- 39 -
Исторические и археологические науки
Historical and Archaeological Science
ключалась в том, что комиссия передавала свои функции министерствам. Также в рамках этой реформы были созданы специальные комитеты по персоналу. С этого времени PSC занималась назначениями в административную службу (AS - Administrative Service) [4].
В 2002 г. была запущена специальная программа партнерского управления (The Management Associates Programme). Программа способствовала привлечению выдающихся молодых людей к государственной службе. Это было достигнуто благодаря высоким стипендиям этим людям.
На сегодняшний день комиссия по вопросам государственной службы исполняет следующие функции: 1) назначение подготовленных для этого кадров на высшие государственные посты; 2) решение мелких конфликтных ситуаций, связанных с назначениями на посты; 3) дисциплинарный контроль госслужащих; 4) контроль комитетов по персоналу; 5) управление программой партнерского управления.
В основе системы отбора кандидатов на работу в госсекторе Сингапура лежит модель компетенций HAIR (Helicopter view, Analysis, Imagination, Reality). В концепции HAIR описывается, как должен мыслить и действовать государственный служащий: в частности, обладать умением смотреть на вещи «с высоты птичьего полета», под разными углами и при необходимости фокусироваться на деталях, глубоко и рационально анализировать ситуацию и применять воображение и творчество для генерации новых подходов к решению, но при этом не забывать о реальности и интегрировать видение и креативность с конкретными действиями [5].
Кроме PSC в Сингапуре существовали и другие институты, призванные формировать кадровый состав правительства. К таким институтам относится Колледж гражданской службы (CSC - Civil Service College). Этот колледж был основан в 1971 г., и главной его задачей стало сращивание инновационных успешных бизнес-идей с развитием и реформированием государства. Позднее колледж гражданской службы стал официальным советом при отделе государственной службы и канцелярии премьер-министра. Это положение было закреплено в законе о колледже гражданской службы (The Civil Service College Act), принятом в октябре 2001 г. [6].
Еще одним важным инструментом для создания эффективной политической власти в Сингапуре послужил институт менторства. Показательным в этом смысле является поступок самого Ли Куан Ю, занявшего должность министра-наставника в 2004 г. В колледже гражданской службы также практикуются специальные менторские программы, которые позволяют управленцам совершенствовать свои навыки в наставнической деятельности, улучшить их взаимодействие со своими подчиненными и развивать их [7].
Престиж государственной службы Ли Куан Ю удалось создать за счет высокой заработной платы. Это было достигнуто выравниванием оплаты за службу чиновников с заработной платой менеджеров крупных фирм. Такая политика не только снижала социальное напряжение в обществе, но и содействовала борьбе с коррупцией. Например, заработная плата работника офиса на сегодняшний день составляет в среднем 5 тыс. долл. На государственном посту с такими же функциональными обязанностями заработная плата составляет в минимальном значении тоже 5 тыс. долл. [8].
Успехи Сингапура постепенно завоевывают популярность, и некоторые страны стремятся повторить то, что удалось Ли Куан Ю. С 1990-х гг. Сингапур активно сотрудничает с Китаем в области формирования новых политических лидеров. С 1992 г. тренинги по управленческой экономике и государственному управлению прошло свыше 12 тыс. китайских чиновников разных уровней власти. Эти тренинги проходили в технологическом университете Нэньян [3].
Сингапур сотрудничает со многими странами в образовательной сфере, связанной с подготовкой к государственной службе. Так, в сентябре 2014 г. делегация Минобрнауки России приняла участие в работе V заседания Межправительственной российско-сингапурской комиссии высокого уровня в Сингапуре. На этой встрече был представлен проект соглашения о взаимном признании образования и квалификаций, а также проект межведомственного соглашения о сотрудничестве в области высшего образования. Многие российские вузы тесно сотрудничают с Сингапуром - это Дальневосточный федеральный университет, МИФИ, Университет Инно-полиса (г. Казань), Новосибирский государственный университет. Псковский и Тверской госуниверситеты также готовы участвовать в подготовке высококонкурентных кадров для совместных региональных проектов [10].
Политическая меритократия Сингапура привела эту страну на лидирующие позиции в экономике и социальном развитии. Сингапур демонстрировал беспрецедентный экономический рост с 1965 г., входя в двадцатку ведущих стран по доходам на душу населения. На 2009 г. ВВП государства достиг почти 240 млрд долл., что составляет более 50 тыс. долл. на душу населения (4-е место в мире) [5].
В 2007 г. Всемирный банк в своем исследовании поместил Сингапур в ведущие 10% стран по эффективности государственного управления, политической стабильности, контролю
- 40 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________
над коррупцией и верховенству закона. В 2014 г., по данным Всемирного банка, Сингапур занял первое место по легкости ведения бизнеса [9].
Все это стало возможно лишь благодаря правильным политическим решениям, направленным на формирование новой политической элиты государства в условиях во многом критичных и сложных.
Таким образом, история развития Сингапура возвращается к важности кадровой политики в государственных структурах. Будучи самой маленькой страной в Юго-Восточной Азии, Сингапур казался просто созданным для того, чтобы стать государством, зависимым от более мощных соседей. Однако Ли Куан Ю думал иначе: недостаток ресурсов и неидеальное внешнее окружение должны были компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине, изобретательности, а также упорным трудом [11].
В мтране реализована действенная система подбора и обучения чиновников на различных уровнях, которая имеет перспективы применения не только на территории Сингапура, но и в других странах, в том числе и в России. Подобная система способна сгладить противоречия в обществе, способствовать укреплению социальных связей и доверия между правящий элитой и простыми гражданами, позволяет снизить уровень коррупции, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему экономическому и социальному процветанию общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Schonberg K. Traditions and Interests: American Belief Systems, American Policy, and the Bosnian War // World Affairs. - 1999. - Summer. - С. 11.
2. Lee Kuan Yew. The Best Man for the Job based on Merit. 28 April 1971 // URL: http://www.youtube.com/watch?v=HUiC3n1 ujuw (Дата обращения 17.09.2015).
3. Bell D.A. & Li C. eds. The East Asian Challenge for Democracy: political meritocracy in comparative perspec-tive.Cambridge University Press, 2013. С. 3.
4. Public Service Commission // URL: http://www.psc.gov.sg/about-the-psc/history (дата обращения 15.09.2015).
5. Talent Equity Institute. Сингапур: государство как успешная корпорация // URL: http://www.wardhowell.com/teinstitute/tei_exclusive_2/singapur_gosudarstvo_kak_uspeshnaya_korporaciya/ (Дата обращения: 11.09.2015).
6. The Civil Service College Act // URL: https://www.cscollege.gov.sg/About%20Us/Pages/Our-History.aspx (дата обращения: 09.09.2015).
7. Group Facilitation Methods. // URL:
https://www.cscollege.gov.sg/programmes/pages/display%20programme.aspx?pid=2611 (дата обращения: 12.09.2015).
8. Kelly Services. 2015 salary guide // URL: www.kellyservices.com.sg/uploadedFiles/Singapore_-_Kelly_Services/New_Smart_Content/Business_Resource_Center/Workforce_Trends/2015%20Singapore%20Salary% 20Guide.pdf (дата обращения: 19.09.2015).
9. Рейтинг экономик. Doing Business // URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 10.10.2015).
10. Россия и Сингапур рассмотрели перспективы сотрудничества в области образования // URL: http://минобрнауки.рф/новости/4430 (дата обращения: 07.10.2015).
11. Пальтов С. Независимому Сингапуру - 40 лет // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 8. - С. 28.
REFERENCES
1. Schonberg K. Traditions and Interests: American Belief Systems, American Policy, and the Bosnian War. World Affairs. 1999. Summer. p. 11.
2. Lee Kuan Yew. The Best Man for the Job based on Merit. 28 April 1971, Available at: http://www.youtube.com/watch?v=HUiC3n1ujuw (accessed 17 September 2015).
3. Bell D.A. & Li C. eds. The East Asian Challenge for Democracy: political meritocracy in comparative perspective. Cambridge University Press. 2013. p. 3.
4. Public Service Commission. Available at: http://www.psc.gov.sg/about-the-psc/history (accessed 15 September 2015).
5. Talent Equity Institute. Singapur: gosudarstvo kak uspeshnaya korporatsiya (Singapore: government as a successful corporation). Available at:
http://www.wardhowell.com/teinstitute/tei_exclusive_2/singapur_gosudarstvo_kak_uspeshnaya_korporaciya/ (accessed 11 September 2015).
6. The Civil Service College Act. Available at: https://www.cscollege.gov.sg/About%20Us/Pages/Our-History.aspx (accessed 9 September 2015).
7. Group Facilitation Methods. Avaible at:
https://www.cscollege.gov.sg/programmes/pages/display%20programme.aspx?pid=2611 (accessed 12 September 2015).
8. Kelly Services. 2015 salary guide. Avaible at: www.kellyservices.com.sg/uploadedFiles/Singapore_-_Kelly_Services/New_Smart_Content/Business_Resource_Center/Workforce_Trends/2015%20Singapore%20Salary% 20Guide.pdf (accessed 19 September 2015).
- 41 -
Исторические и археологические науки
Historical and Archaeological Science
9. Reyting ekonomik (Rating economies) Doing Business Avaible at: http://russian.doingbusiness.org/rankings (accessed 10 October 2015).
10. Rossiya i Singapur rassmotreli perspektivy sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya (Russia and Singapore discussed the prospects of cooperation in educational sphere) Avaible at: http://MMHo6pHayKM^/HOBOcm/4430 (accessed 7 October 2015).
11. Pal'tov S. Singapore's independence 40 years [Nezavisimomu Singapuru 40 let]. Aziya i Afrika segodnya. 2005. no. 8.
p. 28. (in Russ).
Информация об авторе
Жук Артур Александрович, аспирант кафедры Новой, Новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия Mr.Artur_Zhuk@mail.ru
Получена: 27.10.2015
Для цитирования статьи: Жук А. А., Политическая меритократия в Сингапуре. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-
Information about the author
Zhuk Artur A., Postgraduate student, Department of Modern, Contemporary History and International Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia Mr.Artur_Zhuk@mail.ru
Received: 27.10.2015
For article citation: Zhuk A. A., Political meri-
tocracy in Singapore [Politicheskaya meritokrati-ya v Singapure]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:
- 42 -