Омирзакова Д.Д.
Старший преподаватель, магистр политологии. Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати.
Иманбекова Г.М.
Старший преподаватель. Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати.
Политическая культура молодежи Казахстана - особенности формирования
Вводная часть: Стабильность политической системы любого государства и развитие демократии напрямую зависят от политической культуры. Политическая культура - это совокупность исторически сложившихся и усвоенных народом, социальной группой или индивидом норм политического сознания и поведения.
Формирование молодежной политики в Казахстане является важным направлением государственной деятельности. В этом контексте принимаются меры для поддержки и развития молодежи, обеспечения ее участия в общественной и политической жизни, а также создания условий для полноценного развития личности молодых граждан. Важные аспекты формирования молодежной политики в Казахстане включают в себя следующие аспекты:
1. Образование и наука:
• Развитие системы образования, в том числе высшего, с акцентом на подготовку квалифицированных специалистов.
• Поддержка и содействие молодежным научным исследованиям, инновационным проектам.
2. Трудоустройство и предпринимательство:
• Создание рабочих мест и стимулирование занятости среди молодежи.
• Поддержка предпринимательства, в том числе молодежных стар-тапов.
3. Спорт и здоровье:
• Развитие спортивной инфраструктуры и программ по массовому физкультурно-спортивному движению.
• Пропаганда здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек.
4. Культура и творчество:
• Поддержка и развитие молодежных инициатив в сфере культуры и искусства.
• Создание условий для творческого самовыражения молодежи.
5. Социальная политика:
• Обеспечение социальной защиты молодых людей, включая программы поддержки семей с детьми.
• Борьба с социальным неравенством и создание условий для социальной мобильности молодежи.
6. Политическая активность и общественное участие:
• Содействие участию молодежи в политической жизни, включая участие в выборах и работе общественных организаций.
• Обеспечение доступа молодежи к информации и образованию в области гражданского общества.
7. Международное сотрудничество:
• Участие в международных молодежных программах и обменах для расширения культурного опыта и повышения международного взаимодействия.
Формирование молодежной политики требует согласованных усилий государства, общественных организаций, образовательных институтов и предпринимательского сектора. Ключевым элементом является внимание к потребностям и инициативам молодежи, а также создание благоприятных условий для их самореализации и участия в формировании будущего общества.
Методология исследования: Политические ценности, традиции, менталитет граждан Казахстана характеризуются своеобразными цивили-зационными особенностями. Обращаясь к истории казахского народа, можно сказать, что как продолжение и преемник кочевых цивилизаций сформировался менталитет, политические ценности, традиции, характерные для кочевых цивилизаций и сегодня занимают место в сознании народа. В то же время истощение советской политической культуры оказывает определенное влияние на политическое сознание и поведение современного населения. Демократические и либеральные ценности также оказывают наибольшее влияние на политическую культуру и ценности народа Казахстана, который после обретения независимости встал на путь демократического развития. В результате в настоящее время в
обществе наблюдается борьба двух политических культур - авторитарной и демократической. В этом контексте возникает закономерный вопрос, каким будет будущее демократической политической культуры в Казахстане. Она определяется преодолением факторов воспроизводства авторитарной и патриархальной политической культуры, и необходимо создать возможность ее разрушения [1]. Формирование демократической политической культуры в Казахстане является важным стабилизирующим фактором общества. Стабильность политической системы государства и развитие демократии напрямую зависят от политической культуры народа. Ученые Г. Алмонд и С. Верба эмпирически изучавшие политическую культуру граждан, исследуют ее в определении уровня политической культуры граждан, разделив на 3 составляющие:
1. Политическое познание, каждый человек, не зная своих политических прав и политической системы государства, системы управления, может полноценно вмешиваться в политическую жизнь общества. Эти показатели можно разделить на следующие части: а) уровень внимания к политическим условиям (исследования ученых показывают, что развитые страны имеют более высокий показатель внимания к политическим условиям); б) быть в курсе политических новостей и иметь личное мнение, например: уметь идентифицировать лидера в политических партиях и понимать суть их программы; чем выше уровень политической культуры, тем ближе соотношение между уровнем осведомленности о политических новостях и наличием личного мнения; в) уровень квалификации в области политики [2].
2. Вот такие показатели, которые имеют значение: а) оценка действий власти (в развитых странах большая часть населения верит в то, что правительство стремится улучшить жизнь граждан, а небольшая часть придерживается другой точки зрения); б) быть в курсе политических новостей и иметь личное мнение, например: уметь идентифицировать лидера в политических партиях и понимать суть их программы; чем выше уровень политической культуры, тем ближе соотношение между уровнем осведомленности о политических новостях и наличием личного мнения; в) уровень квалификации в области политики.
3. Здесь будут иметь значение следующие показатели: а) оценка деятельности власти (в развитых странах большая часть населения верит в то, что правительство стремится улучшить жизнь граждан, а небольшая часть придерживается другой точки зрения); б) частота обсуждения и обсуждения политических вопросов с друзьями, родителями, знакомыми и знаниями и т. д наличие свободы для; в) форма политической коммуни-
кации, то есть насколько безопасно люди чувствуют себя при свободной поддержке тех или иных политических партий или политических сил; г) чувство национальной гордости за политическую систему государства, его достижения в различных направлениях, его место на мировой арене, его экономическую систему, духовные и религиозные ценности, его вклад в науку и искусство.
4. Уровень участия в политической жизни общества. К ним относятся следующие показатели: а) уровень политической активности индивида;
б) форма участия людей в наиболее эффективной политической жизни;
в) участие в государственной политике или органах местного самоуправления (исследования показывают, что в большинстве случаев избирается второй, а не первый); г) решения, принятые элитой или руководством, т.е. через политические партии, неправительственные организации, суды, доверие к методу воздействия через юридические лица и выбор метода воздействия [3]. Основываясь на 3 приведенных выше ориентациях, важно определить политическую культуру, ценности и ориентиры, принципы и принципы молодежи, которые играют большую роль в устойчивом динамичном развитии государства, являются движущей силой общества. Ведь на примере политических ситуаций, как показывает мировой опыт (Кыргызстан, страны Восточной Европы), политические нестабильности и революции во многих государствах происходят в основном со стороны молодежи. То есть самая активная и двигательная группа в обществе-это молодежь. В соответствии с этим был проведен опрос молодежи со всех регионов Республики Казахстан. Основной целью исследования является выявление политической сознательности, гражданской активности граждан государства на примере молодежи в формировании гражданской культуры в Казахстане. Проложить путь к политической стабильности общества через устойчивые политические ориентации и гражданскую активность молодежи и чувство патриотизма к нации. В любом обществе постоянное внимание граждан к политическим условиям и тенденциям, происходящим в государстве, постоянное наблюдение за ним и самооценка - это одно из проявлений гражданской культуры. Классики политической культуры г. Алмонд и С. Верба, инициатива гражданской культуры берет свое начало в интересе граждан к политике [4]. Соответственно, для определения политической грамотности и отношения молодежи в Казахстане необходимо было определить, насколько молодежь интересуется политикой, происходящими политическими ситуациями.
Результаты исследования: В ходе исследовательской работы, было
установлено, что для динамического развития и стабильности политической системы какого-либо общества либо государства, характерны высокие и четкие политические ориентиры и принципы, взгляды и позиции, модели поведения граждан этого общества. Как показывает опыт развитых демократических западных стран, модель гражданской культуры проявляется в том, что граждане участвуют и наблюдают, оценивают и вносят свой вклад в политические процессы, происходящие в этом обществе. Вместе с тем, развитие принципов «дохода» в политической системе с соблюдением баланса в обществе является единственной основой политической стабильности общества.
С учетом стремления молодежи к справедливости, равноправию и устойчивому развитию, дальнейшая работа по созданию условий для реализации их потенциала не только укрепит политическую культуру, но и способствует формированию более открытого, динамичного и ответственного общества в целом.
Исходя из приведенных выше выводов, для повышения демократической гражданской культуры и активности молодежи в государстве необходимо основываться на следующих принципах. 1) высокий показатель субъективного доверия к эффективности своего участия; 2) высокий показатель чувства гражданской ответственности, т. е. понимания важности активного гражданского участия каждого гражданина, личности для повышения динамичного развития государства; 3) высокий показатель доверия граждан друг к другу, к органам государственного и местного управления; 4) высокий уровень доверия граждан к общественным интересам; высокий показатель членства в организациях, связанных с деятельностью организации. В целях повышения политической культуры молодежи в Казахстане будут выработаны следующие рекомендации:
• развивать и повышать политические ориентации и ценности граждан, политические знания и модели поведения, которые являются фактором стабильности казахстанского общества [4]. При этом государством должны быть разработаны и представлены государственные программы, повышающие политическое образование, активность в информационном пространстве;
• разработка и ежегодный мониторинг критериев оценки уровня политической культуры и правовых знаний граждан;
• в целях формирования и повышения политико-правовой грамотности и образования молодежи в высших учебных заведениях, технических учебных заведениях, введение в качестве обязательного предмета в местах
среднего образования дисциплин «политология», «основы права» в целом;
• создание и представление общественности молодежных интеллектуальных, ток - шоу программ на государственных телевизионных каналах в формировании активной гражданской позиции молодежи;
Заключение
Нужно отметить, что политическая культура молодежи играет ключевую роль в формировании стабильного и развитого общества. Активное участие молодежи в политической жизни является неотъемлемым элементом демократического процесса и обеспечивает смену поколений с новыми идеями, энергией и видением будущего.
Наблюдаемый уровень политической активности молодежи, их гражданская ответственность и участие в общественной жизни свидетельствуют о высокой политической культуре этого сегмента общества. Однако, для эффективной интеграции молодежи в политический процесс необходимо продолжать работу по образованию, информированию и вовлечению. Это включает в себя создание доступных платформ для обмена мнениями, поддержку молодежных инициатив, а также развитие механизмов для принятия их предложений и участия в принятии решений.
Значительное внимание должно уделяться разработке образовательных программ, направленных на формирование критического мышления, понимания основных политических процессов и развития лидерских качеств у молодежи. Кроме того, важно поддерживать молодежные инициативы в области социального предпринимательства, технологических инноваций и других сферах, способствующих общественному развитию.
Список литературы:
1. Кадыржанов Р.К. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы: Институт философии и политологии МНиВО РК, 1999. С. 62.
2. A1mond G. and УегЬа S. The Qvic Си1Шге: ро1Шса1 Attitudes and Бешосгасу in Fire Nations. - Princeton, 1963. 374 p.
3. Шайдулин Т.Т. Состояние и тенденции развития политической культуры студенческой молодежи в современном обществе. - Уфа, 2010. С. 152.
4. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти нации // Антология мировой политической мысли: в 5 т. - М.: Мысль, 1997. Т. 2. С. 602.
5. Шаукенова З.К. Идейно-ценностные и политические аспекты послания Президента Республики Казахстан. - Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. 205 с.
Bibliography
1. Kadyгzhanov R.K. СошоМаНоп of the ро1Шса1 зу^еш of Kazakhstan: probkms and prospects. - А1ша1у: Institute of РЫЬзорЬу and Ро1Шса1 Science of the Ministry of Education and Science of the Repub1ic of Kazakhstan, 1999. P. 62.
2. Almond G. and Verba S. The Qvic Сикиге: ро1Шса1 Attitudes and Бешосгасу in Five Nations. - Princeton, 1963. 374 р.
3. Shaidu1in T.T. The state and tTends in the deve1opment of ро1Шса1 сикиге among student уоиШ in шodeгn society. - Ufa, 2010. P. 152.
4. Almond G. Qvi1 cu1tuгe. Po1itica1 attitudes and deшocгacies of five nations // Antho1ogy of worid po1itica1 thought: in 5 vo1urnes -M.: Mys1, 1997. Vo1. 2. P. 602.
5. Shaukenova Z.K. Ideo1ogica1, va1ue and po1itica1 aspects of the message of the P^sident of the Repub1ic of Kazakhstan. - Alшaty: IFPR KN MES RK, 2013. 205 р.