УДК 321.02:324
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ТЕРМИН, ПОНЯТИЕ, ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются различные интерпретации терминов и понятий «конкуренция», «политическая конкуренция». Рассматривая конкуренцию и конфликт как особые формы социального взаимодействия, авторы видят в политической конкуренции соперничество в сфере политики за обладание властью, когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий.
Ключевые слова: политическая конкуренция, политический конфликт, конкуренция, соперничество, социальное взаимодействие. e-mail: rylkinaalla@rambler.ru
Термин «политическая конкуренция» достаточно часто используется при описании политической действительности. Причем термин уже вышел из стадии применения его в метафорическом качестве. Он «претендует» на то, чтобы утвердиться в политологическом лексиконе наряду с другими устоявшимися терминами. Имеются не только статьи, несущие его уже в своем названии1, но и диссертационные работы, где он обозначает объект диссертационного исследования2. Однако в полной мере этот термин пока еще не закрепился в научной терминологии. Так его нет, ни в общих, ни в специальных политических энциклопедиях и словарях. Там речь идет о конкуренции вообще или конкуренции в сферах экономики и биосферы3.
В значительной мере это связано с ситуацией в отношении «политической конкуренции» на понятийном уровне. Пока еще политическая наука не определилась с содержанием понятия «политическая конкуренция», то есть с тем, что представляет собой «политическая конкуренция» как феномен, как онтологическая данность. Чаще всего понятие «политическая конкуренция» (конкуренция в политике) вводится в научный дискурс тем или иным автором без предварительного разъяснения его смыслового значения. Там, где этого сделать нельзя, а именно в диссертационных исследованиях, посвященных политической конкуренции, определения понятия «политическая конкуренция» отличаются расплывчатостью, предельной общностью. Так Д.И. Кошель пишет о том, что политическая конкуренция - это сложная система социальных институтов, формальных и неформальных установлений, этносоциальных и культурных традиций; часть социального порядка, продукт человеческой деятельности, она не сводится к борьбе на выборах, а пронизывает всю политическую жизнь4. И.Л. Кинзерская утверждает, что «политическая конкуренция есть система публичных сдержек и противовесов, определяющая устойчивый характер развития политической системы и устанавливающая легитимные формы взаимодействия по-
1 См.: Вишневский Б. Л. Политическая конкуренция в России: хроника снижения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. №2; Шилов В.Н. Политическая конкуренция и модернизация в
современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 4(25) и др.
2 См.: Кошель Д.И. Политическая конкуренция в современной России: аспекты политикоправовой регуляции. Дисс. ... канд. пол. наук. Ростов-на-Дону, 2005; Кинзерская И.Л. Влияние электоральных институтов и практик на развитие политической конкуренции в России. Автореф. ... канд. пол. наук. Санкт-Петербург, 2009.
3 См.: Иорданский Н.Н. Конкуренция // Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 51; Васильев А.Н. Конкуренция в экономике // Большая российская энциклопедия. Т.15. М., 2010. С. 51-52; Макаров В.Л. Конкуренция экономическая // Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.1. М.,
1999. С. 547.
4 Кошель Д.И. Указ. соч. С. 14.
А.П. РЫЛКИНА
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail: Shilov@bsu.edu.ru
литических акторов в борьбе за власть. Она осуществляется в конкретноисторических условиях, в рамках определенных институтов. Участники политической конкуренции всегда обладают неравными экономическими, политическими, организационными и информационными ресурсами»5.
Подобные определения носят характер дополнений, когда предполагается, что в научном обороте уже существует определенное устоявшееся, пусть интуитивное видение того, что являет собой конкуренция. В этих определениях, на наш взгляд нет «смыслового ядра», выражающего суть политической конкуренции. Это обязывает к рассмотрению термина и понятия «конкуренция», которые являются родовыми по отношению к термину и понятию «политическая конкуренция» как видовым.
Термин «конкуренция», долгое время существовал в обыденной речи, и только с эпохи Просвещения» начинает использоваться в науке. Историческими предпосылками введения понятия «конкуренция» в научный оборот явилась ситуация ликвидации наследственных, сословных привилегий и утверждение в ряде стран принципов демократии и рыночной экономики6.
В настоящее время термин «конкуренция» широко используется при научном анализе многих сфер социальной и природной реальности. Кроме с трудом обозримого массива работ посвященных экономической конкуренции7, имеются работы посвященные конкуренции в правовой сфере8, в области образования9, в системе здравоохранения10, пишется о конкуренции социальных институтов11, конкуренции идей12. Имеют место исследования, где выявляется специфика конкуренции в животном мире13, проводятся исследования конкуренции в неживой природе 14.
Этимологический анализ термина «конкуренция» показывает, что он произошел от бытовавшего в средневековом латинском языке слова «сопсштеПла», что буквально означало совместный бег, соревнование, столкновение15. В этот плане можно проследить этимологическую близость термину «конкуренция» термина «конкурс», происшедшего от латинского «concursus», означавшего также совместный бег, соревнование, столкновение16.
Близкими по смысловому содержанию являются термины «конфликт», «соперничество», «состязание»17. Часто они используются через запятую, что подразумевает, что они обозначают одни и те же или близкие понятия, соответственно, области реальности. Если говорить об этимологической основе термина «конфликт», то
5 Кинзерская И.Л. Указ. соч. С. 9.
6 См.: Кашпур В.В. Понятие «конкуренция» в исследованиях системы образования: методологические основания применения // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 298. С. 242.
7 Краткий обзор состояния анализа феномена экономической конкуренции см.: Данилов И. А., Волкова Е. В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование //Вестник Челябинского государственного университета. 2010.
№ 2 (183).
8 См.: Дергачева И.В. К понятию конкуренции правовых норм // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2009. № 1.
9 См.: Кашпур В.В. Указ. соч.
10 См.: ЛунП ва Т. В., Белик Е. А. Анализ видов конкуренции в системе здравоохранения //
Вест- ник Алтайского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 1.
11 См.: Либман А.М. Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация// Общественные науки и современность. 2006. № 6.
12 Евдокимов В. А. Конкуренция идей в политической коммуникации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.
13 См.: Мильн А. Определение понятия «конкуренция» у животных // Русский орнитологический журнал. 2005. Том 14. Экспресс-выпуск 276.
14 См.: Глявин М.Ю., Запевалов В.Е., Куфтин А.Н. Конкуренция мод в нестанционарных режимах мощных гиротронов // Известия высших учебных заведений. Радиофизика. 1998. № 6 и др.
15 См.: Иорданский Н.Н. Указ. соч. С. 51.
16 См.: Чуковская Е.Э. Конкурс // Большая российская энциклопедия. Т.15. М., 2010. С. 52.
17 См.: Данилов Р.С. Состязательность как форма социального бытия. Автореф. дисс... канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 8.
она схожа с подобной основой термина «конкуренция»: от латинского «сопШс^» -столкновение.
Подобная смысловая и этимологическая близость вышеприведенных терминов затрудняет определение специфики именно конкуренции как определенного вида соперничества, состязательности, агональной деятельности18. Принципиальное значение имеет определение соотношение между конкуренцией и конфликтом как формами соперничества, видами агональной деятельности.
Ряд авторов под конкуренцией понимают нечто более широкое, нежели конфликт. Так говоря о политическом конфликте, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев определяют его как «разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия»19. Подобная точка зрения по отношению к политическому конфликту представлена и в Википедии20.
Более распространена противоположная позиция. Так Б.С.Волков и Н.В. Волкова рассматривают конкуренцию как «один из видов социального конфликта (особый вид борьбы), целью которого является получение прибыли, доступа к дефицитным благам и другой выгоды»21. А.В. Дмитриев пишет о конкуренции как виде конфликта «в котором противоборствующие стороны применяют только санкционированные морально-правовыми нормами и господствующими институтами власти формы борьбы»22.
Нам же более импонирует позиция тех авторов, которые рассматривают конкуренцию и конфликт как самостоятельные формы социального взаимодействия, которые могут лишь частично пересекаться. Эта позиция обоснована в первой половине прошлого века известным американским социологом Робертом Парком. Он писал, что «из четырех основных типов взаимодействия - конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции - конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта... Социальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкурен-цию...23 конфликт - состязание, в котором контакт является необходимым условием. Конкуренция, явная и бесконтрольная, как у растений, и как великая жизнь-борьба человека со всем человеческим родом и живой природой в целом, бессознательна. Конфликт же всегда осознан... И конкуренция, и конфликт являются формами борьбы. Конкуренция при этом непрерывна и безлична, а конфликт - носит временный и личностный характер. Итак, в общем, можно сказать, что конкуренция становится осознанной и личностной в конфликте. По ходу дела конкуренты превращаются в соперников и врагов»24.
Разделяют вышеприведенную точку зрения на конкуренцию как самостоятельную форму социального взаимодействия и другие, уже современные авторы. В словаре терминов хрестоматии по конфликтологии, составленной Н.И. Легионовым отмечается: «Конкуренция - это борьба между субъектами или группами, которые не
18 См.: Летунова О.В. Конкуренция как тип агональной деятельности (социально-философский анализ). Автореф. ... канд. философ. наук. Красноярск, 2006.
19 Пугачев В.П., Соловьев. А. И. Введение в политологию. М., 1997. С. 367.
20 См.: Конфликт / Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
21 Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2005. С. 361.
22 См.: Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2003. С. 307.
23 Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. /Пер. ... Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. Ч.1. М., 2002. С.392-394. См. также: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //polbu.ra/bankovskaya_sociology
24 Парк Р. Конфликт // Теоретическая социология. С.400 - 402.
обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели»25.
В.В. Радаев, пишет о конкуренции следующее: «конкуренция может быть определена не столько как столкновение, чреватое конфликтами, сколько как постоянное соотнесение деловых стратегий. В ходе такого соотнесения конкурентная ситуация относительно редко приводит к лобовым ударам, последствия которых разрушительны для обеих сторон»26.
«Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта, - отмечает Г.В. Пушкарева. - При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (предложить более качественный или более дешевый товар, убедить избирателей, что предлагаемая им политическая программа соответствует их интересам и т.д.). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие агрессивные попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект, навязать свою волю, изменить поведение соперника, отстранить его от неделимого объекта, а может быть, и вообще социально-статусно или даже физически устранить его. Конкуренция - это соперничество двух социальных субъектов или более за что-то находящееся вне этих субъектов (чаще всего соперничество за признание кем-то третьим): конкуренция претендентов на определенную должность, политических партий на власть в государстве и т.д. Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, конкурс при приеме в вуз, участие в творческом соревновании пианистов и т.д.). Даже если соперник известен, то главное, на что направлены действия в условиях конкуренции - добиться признания третьим своих усилий, возможностей, т.е. добиться предпочтения. Иными словами конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба, спортивная игра и др.), а демонстрацию перед третьими своих возможностей»27.
На наш взгляд более перспективна именно узкая трактовка конкуренции как особой формы состязательного социального взаимодействия. В этом случае конкуренция понимается как борьба за один и тот же объект (ресурс), когда соперники не находятся в состоянии контакта друг с другом, когда некто третий определяет результаты их соперничества. Но это идеальная теоретическая модель конкуренции, которая далеко не всегда имеет место в реальной социальной практике. Во взаимодействии одних и тех же субъектов мы можем обнаружить как конкуренцию, так и сотрудничество и конфликт. Здесь нужно согласиться с Р.Парком, что «только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами»28.
Политическая конкуренция как особый вид конкуренции также может трактоваться (и трактуется) в широком и узком смысле слова. В широком - под конкуренцией понимается любое соперничество в сфере политики, в том числе и конфликтное, когда политический конфликт видится как форма конкурентного взаимодействия. Узкий смысл трактовки термина «политическая конкуренция» подразумевает, что она есть или вид политического конфликта, или социальное взаимодействие отличное от политического конфликта. Именно последняя трактовка политической конкуренции нам импонирует более всего.
Опираясь на определения понятия конкуренции как особой формы социального взаимодействия, можно определить понятие «политическая конкуренция» как соперничество в сфере политики за обладание властью, когда сопер-
25 Конфликтология: Хрестоматия / Составитель Н.И. Легионов. М.- Воронеж, 2003. С. 295.
26 Радаев В.В. Что такое конкуренция? //Экономическая социология. Электронный журнал. Том 4. № 2. Март 2003. С. 20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ecsoc.msses.ru
27 Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2005. С. 197-198.
28 Парк Р. Конкуренция // Теоретическая социология... С. 393.
ники не находятся в состоянии контакта друг с другом, а результаты соперничества определяет некто третий.
При исследовании феномена политической конкуренции необходимо опираться на разработки в исследованиях экономической конкуренции, ибо появление термина и понятия «политическая конкуренция» в отечественной науке и было обусловлено изменениями в нашей стране за последние два десятилетия в сфере экономики, в экономической науке, а также сближением по ряду характеристик политики и экономики.
В советский период речь о политической конкуренции не шла. Сама конкуренция понималась как некое отрицательное явление присущее капиталистическому обществу, где господствует слепая игра рыночных сил. Капиталистической конкуренции противопоставлялось социалистическое соревнование. Реабилитация принципов рыночного хозяйства, предпочтение его плановому, централизованному управлению экономикой привели и к реабилитации конкуренции в сфере экономики. В настоящее время конкуренция в экономике видится как неотъемлемое условие экономического развития и общественного прогресса в целом.
Кроме общей реабилитации конкуренции как формы социального взаимодействия на основе идеологической и теоретической реабилитации экономической конкуренции использованию термина «конкуренция» в политическом лексиконе послужили и существенные сдвиги в политической практике и политической теории.
Исследователи отмечают устойчивую связь демократии и рынка29. Говорится и о маркетизации политической жизни в современной России30. В эпоху постмодерна теряют роль «большие повествования», претендующие на единственно верную истину, на то, чтобы указывать единственно правильный путь общественного развития. Уходит в прошлое и миф о некой единой общенародной воле. В целом монизм во всех сферах общества сменятся плюрализмом. В условиях идеологического и политического плюрализма общество видится не как единый народ, идущий по единственно верному, безальтернативному пути, и, отсюда, не имеющий возможности выбора, а как совокупность индивидов, выбирающих на политическом рынке специфические товары - политические проекты, кандидатов, стили руководства, политические партии. Отсюда и возникает соперничество производителей политических товаров и услуг, которое описывается и анализируется посредством понятия (концепта, теоретической модели) конкуренции.
Как отмечалось выше, рыночная, основанная на экономической конкуренции, форма хозяйствования находит свой коррелят в сфере политики в виде демократии. В условиях демократии потребителем «политической продукции» является народ (население страны). Народ делегирует, дает власть тем или иным индивидам или группам лиц. Поэтому борьба за власть здесь проявляется как соперничество различных субъектов за внимание, «благосклонность» населения. Электорат за свои голоса «покупает» «политико-управленческие услуги».
В условиях авторитарных (тоталитарных) режимов носителем власти является не народ, а отдельный индивид или узкая группа лиц и те, кто стремится к власти, ищут именно их внимание и расположение. Стремящиеся к власти продают свои услуги, самих себя за долю властных ресурсов, делегируемых им верховными носителями власти. Таким образом, можно говорить о демократической и авторитарной политической конкуренциях. В реальных политических режимах (часто гибридных) мы можем найти различное сочетание и первой и второй.
На современном электоральном рынке субъекты (акторы) могут быть задействованы как в политической, так и экономической конкуренции. Например, поли-
29 См.: Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 2000.
30 См.: Недяк И.Л. Маркетинговый подход к исследованию политических процессов. Автореф... докт. пол. наук. М., 2011. С. 22.
тические партии в отношениях с электоратом выступают как субъекты политической конкуренции, в отношениях же со спонсорами они, борясь за финансовые потоки, выступают субъектами экономической конкуренции.
Существенная маркетизация политики и позволяет использовать при анализе политики не только понятие конкуренции, но еще ряд и имеющихся теоретических и методологических положений, разработанных в экономической теории применительно к экономической конкуренции. Разумеется, при этом надо помнить о специфике политической конкуренции, связанной с особенностями политической сферы, ее отличиями от сферы экономической.
Прежде всего, нужно отметить, что механизм экономической конкуренции основан на презумпции правоты потребителя, который выбирает на его взгляд лучшее, наиболее подходящее ему. Как отмечают исследователи, «проявляется суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если он объективно не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Например, фильмы-победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми»31. Потребитель может предпочесть низкопробный детектив классической литературе, здоровую натуральную пищу избыточно калорийным и канцерогенным продуктам. Спросом пользуются и товары, обладающие разрушительным действием по отношению к организму человека, например, наркотики. В силу этого ряду товаров закрыт легальный доступ на потребительский рынок.
То же самое касается и политической конкуренции. Имеет место миф о компетентности населения как покупателя «политического продукта»32. Без этого мифа невозможен глобальный демократический миф о народе как верховном носителе власти. Однако история дает массу примеров некомпетентного выбора населением того или иного «политического товара». Это дает основания для ограничения свободы политического рынка: закрывается доступ на него ряду «политических товаров». Так в России запрещена деятельность партий, созданных по национальному или религиозному принципу, хотя они бы имели существенную поддержку у определенных групп населения, говоря рыночным языком, были бы «куплены»33.
В настоящее время наряду с ростом объемов рекламы на экономическом рынке растет значение рекламы и на политическом рынке. И часто население становится жертвой этой рекламы, покупая на политическом рынке далеко не лучший «политический товар».
Актуальной для экономической теории была и остается проблема соотношения позитивных и негативных (созидательных и деструктивных) последствий конкуренции. Наличие тех и других признаются всеми. Но оценка их соотношения различна. Так для науки советского периода было характерна абсолютизация отрицательных последствий: считалось, что в ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий, рост безработицы. Левые политические силы (коммунисты, социалисты) обвиняли и обвиняют конкуренцию также и в том, что она ведет к моральной деградации общества, к разобщенности людей, борьбе всех против всех, представляя собой модификацию прежних войн и грабежей34. И.В. Сталин о конкуренции писал так: «принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других... конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утвердить свое господство»35.
31 Соседов Г .А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 82. №2. С. 21.
32 См. Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Полис. 2009. № 1. С. 102.
33 О деятельности партий как производителей политического товара см.: Недяк И.Л. Указ. соч.
С. 33-35
34 См. Соседов Г.А. Указ. соч. С. 16.
35 Цит. по: Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности россий-
Негативные последствия конкуренции несомненны. Это не только банкротство предприятий, что, в конце концов, не всегда плохо (рынок очищается от неэффективных агентов), но и в ряде случаев повышение издержек производства, замедление обновления производства и др. Исходя из главного критерия - общественного блага - в ряде случаев необходимо со стороны общества (государства) сдерживать экономическую конкуренцию36. Сами агенты рынка исходят из стремления к максимизации собственной выгоды и редко соотносят реализацию своих интересов с интересами социального целого.
Вышесказанное справедливо и по отношению к политической конкуренции. В современном «маркетинговом подходе .политические субъекты трактуются как целе- и/или ценностнорациональные индивиды/коалиции индивидов, склонные к оппортунизму и гедонизму, стремящиеся к максимизации своей индивидуально понимаемой выгоды и не ставящие во главу угла заботу об общественном благе»37. Исходя уже из этого, можно предположить, что политическая конкуренции имеет не только позитивную направленность. В ряде случаев ее деструктивные последствия явно превышают последствия созидательные: об этом свидетельствует опыт России конца 80-х - начала 90-х гг. прошлого века. Иногда ситуация в обществе делает необходимым сдерживание политической конкуренции или даже перехода к ее антиподу - политической монополии.
г» ° *-»
В экономической теории создано несколько типологий конкуренции, которые расположены в диапазоне «совершенная конкуренция - монополия (отсутствие конкуренции). Совершенная (чистая) конкуренция существует главным образом лишь в виде теоретической модели. Она предполагает, что производителей много, они производят однородный стандартизированный продукт и имеют неограниченный доступ на никем не контролируемый рынок38. Разумеется, все эти условия лишь частично находят свое проявление в реальной экономической жизни. Нет в реальности и чистой политической конкуренции. Как отмечает В.В. Радаев, «постулаты модели совершенной конкуренции в реальной хозяйственной (и политической — В.Ш.) жизни не существуют. Условия совершенной (чистой) конкуренции являются крайней точкой оси, на другом полюсе которой находится абсолютная монополия, предполагающая наличие одного продавца»39.
Различного рода отклонения от чистой (совершенной) конкуренции и чистой монополии дают возможность выделять иные типы конкуренции, уже находящие свою реализацию в реальной действительности. Обратимся к типологии, воспроизводимой в настоящее время в отечественных учебниках по экономической теории, когда типы конкуренции определяют основные модели рынка40. Эту типологию мы модифицирует под «политический рынок».
Особым видом организации рынка является монопсония, когда существует один покупатель ресурсов, товаров. Применительно к политике можно говорить о монопсонии в авторитарных режимах, когда одна личность, как носитель верховной власти, отбирает из многих претендентов на участие во властных полномочий, «покупает» их политико-управленческие услуги. Эту политическую монопсонию можно рассматривать и как авторитарную политическую конкуренцию, о которой было сказано выше.
Политическая конкуренция, как и всякая другая, может быть различной по масштабу, выступать на разных уровнях - общегосударственном, региональном, местном, внутриорганизационном (внутрипартийном) и т.п.
ского образования //Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 37.
36 См. Данилов И. A., Волкова Е. В. Указ. соч. С. 126.
37 Недяк И.Л. Указ. соч. С.4
38 О совершенной конкуренции см.: Кашпур В.В. Указ. соч. С. 43.
39 Радаев В.В. Указ. соч. С. 17.
40 Нанример, см.: Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. М., 2000. С. 98; Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник, М., 2008. С. 137.
Таблица 1
Типы политической конкуренции
Характерные черты Совершенная (чистая) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число политических акторов Очень большое число Много Несколько Один
Типы продукта Стандартизиро- ванный Дифференцированный (особая политическая программа, предложение особого стиля руководства и др.) Дифференциро -ванный Уникальный (нет заменителей)
Контроль за направлением деятельности в политической сфере Нет Ограниченный Ограниченный взаимной зависимостью Значитель- ный
Условия вступления в политическую сферу Беспрепятствен- ное Сравнительно легкое Наличие существенных препятствий Блокировано
Примеры Нет. Политические акторы всегда предлагают нестандартную продукцию. Обязателен контроль в различной степени над характером их деятельности Деятельность кандидатов в депутаты, партий на выборах в условиях незначительного контроля за их деятельностью, основанного на либеральном законодательстве. При этом отсутствуют ограничения (по численности партий, по обязательному предоставлению большого количества подписей в их поддержку, внесения избирательного залога и др.) Ситуация в современной Украине, в России в 90-е гг. прошлого века Деятельность кандидатов в депутаты, партий на выборах при наличии существенных ограничений по численности партий (нужно большое количество членов партий), требования значительного числа подписей в поддержку партии и др. Ситуация в современной России Однопартийная система. Ситуация в СССР
Конкуренция в сфере экономики в целом воспринимается как нечто положительное и поэтому имеет место институционализация конкуренции, она введена в рамки закона, регулируется также устоявшимися традициями и обычаями. Законодательство многих стран содержит правовые нормы, охраняющие конкуренцию в сфере экономики41. Подобная институционализация имеет место и по отношению к политической конкуренции. При отсутствии специального закона о защите политической конкуренции законодательство в части партийного строительства, электорального процесса, функционирования СМИ и др., так или иначе, защищает политическую конкуренцию.
Участники рынка, исходя из своих интересов, выдвигают определенные варианты организации конкуренции, контроля над нею42. Нечто подобное имеет место и
41 В России также имеется Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html7
42 См.: Радаев В.В. Указ. соч. С. 20-23.
в сфере политики. Политические акторы также исходят из своих интересов, но стремятся определить условия входа на «политический рынок» и взаимодействия на нем, аппелируя обычно к общественному благу. Идет определенная идеологическая борьба как борьба за легитимацию того или иного варианта политической конкуренции или даже политической монополии. Участники политической конкуренции внимательно следят за действиями друг друга, осуществляют своеобразный мониторинг, корректируют свою политическую стратегию и тактику в зависимости от действий конкурентов. При нарастании тесноты взаимодействия имеет место согласование действий политических акторов и выработка конкурентами общих «правил игры» в отношениях с контрагентами и во взаимоотношениях между собой. Эти правила позволяют ими не выйти за рамки мирного взаимодействия и не сползти в насильственный конфликт. Согласованный порядок становится условием сохранения конкурентной среды в политической сфере. Вырабатываются также санкции за нарушение правил честной конкуренции.
Имеет место соперничество концепций контроля в сфере политической конкуренции, как «совокупности значений и смыслов, определенного мировоззрения, позволяющего агентам объяснять происходящее и интерпретировать действия других»43. Исходя из определенного мировоззрения, определенной политической культуры можно также и обосновать необходимость ликвидации политической конкуренции, что неоднократно имело место в истории.
Политическая конкуренция проявляет себя чаще всего как символическая борьба. Она происходит не только как демонстрация политических акторами (политическим партиями, организациями, властными группировками т.п.) перед неким третьим (населением, электоратом, народом) реальных достижений в осуществлении властных полномочий, но и как борьба их интерпретаций; также идет борьба политических проектов, обещаний, лозунгов и т.п. В ходе этой политической конкуренции политические акторы находят на политическом рынке свою нишу, своего покупателя, потребителя производимой ими продукции.
Нарастание и упорядочивание политической конкуренции - это перспективная тенденция политической жизни России, что, несомненно, будет повышать статус и термина, и понятия «политическая конкуренция».
POLITICAL COMPETITION: THE TERM, THE CONCEPT, THE ACTIVITY FORM
In article various interpretations of terms and concepts «competition», «political competition» are analyzed. Considering the competition and the conflict as special forms of social interaction, authors see in a political competition rivalry in sphere of a policy for possession the power when contenders are not in contact condition with each other, and results of rivalry somebody defines the third.
Key words: political competition, political conflict, competition, rivalry, social interaction.
V.N. SHILOV A.H. RYLKINA
Belgorod National Research University
e-mail: Shilov@bsu.edu.ru e-mail: rylkinaalla@rambler.ru
43 Радаев В.В. Указ. соч. С. 21.