Научная статья на тему 'Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа'

Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
709
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЛОГОСФЕРА / МЕССЕНДЖЕРЫ / ФОРУМЫ / ВИДЕОХОСТИНГ / ТОНАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ / ДИНАМИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / СМ-ИНДЕКС / POLITICAL COMMUNICATION / INTERNET COMMUNICATION / SOCIAL MEDIA / SOCIAL NETWORKS / BLOGOSPHERE / FORUMS / VIDEO HOSTING / SM INDEX / TONALITY OF INFORMATION MESSAGES / DYNAMICS OF INFORMATION FLOWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савина Екатерина Владимировна

Анализируется эффективность политической коммуникации российских парламентских политических партий с гражданами в социальных медиа. В рамках исследования на основе проведения киберметрического анализа была определена специфика формирования партийных информационных потоков в блогосфере (LiveJournal, Zen.Yandex.ru и Nesekretno-net.ru), видеохостинге Youtube и социальных сетях («VK», «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter»). Политическим партиям были предложены рекомендации по оптимизации политико коммуникативной работы в социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL COMMUNICATION BETWEEN PARTIES AND CITIZENS IN SOCIAL MEDIA

The article analyzes the effectiveness of political communication between Russian parliamentary political parties and citizens in social media based on cybermetric analysis using the Medialogia automated system for monitoring and analyzing media and social media. The study determined the specifics of the formation of party information flows in the blogosphere (LiveJournal, Zen.Yandex.ru and Nesekretno-net.ru), Youtube video hosting and social networks (“VK”, “Odnoklassniki”, “Facebook” and “Twitter”). Based on the findings, political parties were offered recommendations for optimizing political and communicative work in social media.

Текст научной работы на тему «Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа»

УДК 329.8:004.738.5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПАРТИЙ С ГРАЖДАНАМИ

В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Е.В. Савина

Анализируется эффективность политической коммуникации российских парламентских политических партий с гражданами в социальных медиа. В рамках исследования на основе проведения киберметрического анализа была определена специфика формирования партийных информационных потоков в блогосфере (LiveJournal, Zen.Yandex.ru и Nesekretno-net.ru), видеохостинге Youtube и социальных сетях («VK», «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter»). Политическим партиям были предложены рекомендации по оптимизации политико-коммуникативной работы в социальных медиа.

Ключевые слова: политическая коммуникация, интернет-коммуникация, социальные медиа, социальные сети, блогосфера, мессенджеры, форумы, видеохостинг, тональность информационных сообщений, динамика информационных потоков, СМ-индекс.

На сегодняшний день информационно-телекоммуникационная сеть Интернет приобретает огромное значение как канал осуществления политической коммуникации партий с гражданами. Благодаря ему расширяются коммуникационные возможности субъектов политического процесса в части усиления информационного противоборства между политическими партиями в электоральный период. В процессе политической коммуникации в Интернете большое влияние играют социальные медиа, то есть площадки и каналы для обмена контентом и общения между пользователями в режиме онлайн [1, С. 112]. Они включают в себя социальные сети, бло-госферу, мессенджеры, форумы и другие площадки, служащие для передачи общественности информационных сообщений с помощью технологических приемов и средств [2, С. 27].

Социальные медиа дают возможность любому индивиду стать автором контента политического характера и расширяют возможности интернет-пользователей, позволяя гражданам играть активную роль в осуществлении политической коммуникации с партиями посредством обеспечения взаимного диалога. Использование партиями социальных сетей способно «бросить вызов» монополии СМИ в сфере организации политико-коммуникативного взаимодействия с партиями и «оживить» гражданскую демократию [3, С. 93].

Анализируя актуальные результаты эмпирических исследований, сопряженные с охватом российских граждан современными каналами интернет-коммуникации, нельзя не отметить высокую численность аудитории, активно использующей социальные медиа. Подтверждением данного тезиса являются результаты социально-политических исследований: согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за 10 лет

доверие социальным медиа выросло в 3 - 4 раза, а в настоящее время колеблется вокруг 20 % населения [4].

В целях оценки эффективности политической коммуникации парламентских политических партий с населением в июне-декабре 2019 года автором был проведен киберметрический анализ на основе использования автоматической системы мониторинга и анализа социальных медиа «Ме-диалогия». Эмпирическим объектом исследования являются 900 млн акка-унтов социальных сетей и социальных медиа:

- социальные сети («VK», «Facebook», «Одноклассники», «Instagram»);

- микроблоги («Twitter»);

- блоги («LiveJournal»);

- мессенджеры («Telegram», «Viber», «WhatsApp»);

- видеохостинги («YouTube» и «TikTok»);

- интернет-СМИ («Lenta.ru», «Meduza», «РБК», «Коммерсант.ш», «Vc.ru», «DarkNet»).

Исследование было проведено с учетом таких факторов как использование полной базы данных, анализ автоматической разметки тональности, тегирования, отсева информационного шума, оперативность получения информации и выявления СМ-Индекса (качественного показателя оценки эффективности информационных сообщений с целью определения охвата аудитории информацией о деятельности политических партий, а также ее веса в социальных сетях) [5].

Итак, по результатам киберметрического анализа автором была сгенерирована таблица, демонстрирующая такие показатели как количество и тональность информационных сообщений о деятельности парламентских политических партий, а также их СМ-Индекс (табл. 1).

Таблица 1

Количество, тональность и СМ-Индекс сообщений в социальных медиа о парламентских политических партиях

Тональность сообщений

Наименование политической партии Количество сообщений е м >4 н в = Н Негативные СМ-Индекс

и со о tí

«Единая Россия» 2 803 156 51 160 636 418 32 874 017

КПРФ 3 029 901 25 126 559 321 35 717 844

ЛДПР 735 262 14 760 175 394 12 195 395

«Справедливая Россия» 298 501 5 762 96 287 6 756 304

Согласно данным табл. 1 заметно, что в июне-декабре 2019 года в социальных медиа преобладали сообщения о деятельности КПРФ (3 млн.) и «Единой России» (2,8 млн.), преимущественно имеющие негативную тональность («Единая Россия» - 636 тыс., КПРФ - 559 тыс.). По показателю СМ-Индекса в данный период времени лидировала политическая партия КПРФ с результатом 35 717 844.

В целях сравнительного анализа изменений в количестве сообщений о партийной деятельности автором была выявлена динамика информационных потоков о деятельности парламентских политических партий в социальных медиа.

Рис. 1. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии «Единая Россия»

в социальных медиа

Рис. 2. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии КПРФ в социальных медиа

Рис. 3. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии ЛДПР в социальных медиа

Рис. 4. Динамика информационных потоков о деятельности политической партии «Справедливая Россия»

в социальных медиа

Итак, нельзя не отметить, что указанные диаграммы показывают тенденцию активизации партийной политической коммуникации в период избирательной кампании с пиком информационной активности в сентябре 2019 года (месяц единого дня голосования), а также ее «затишья» в период между выборами.

Если обратиться к анализу блогов как канала политической интернет-коммуникации, то можно отметить, что они позволяют организовать взаимный диалог между представителями от политической партии и гражданами «без посредников» [6. С. 140]. Родоначальником блогов является студент Дж. Холл, который впервые в 1994 году завел «личный дневник» на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет [7]. Дефиниция «блог» заимствована из английского языка и представляет собой сокращение от «web log», что переводится как «сетевой дневник» [8. С. 84]. Фактически блог является отдельной страницей или сайтом с открытым или ограниченным доступом. Указанный вид интернет-ресурсов отличается публичным характером и предполагает вовлечение сторонних

читателей, имеющих возможность вступить в процесс коммуникации с автором посредством комментариев (обеспечение «обратной связи»).

По результатам киберметрического анализа были определены количество и тональность сообщений о деятельности парламентских политических партий в популярных российских блогах (табл. 2): «LiveJoumal» (аудитория - 1,27 млн человек), «Zen.Yandex.ru» (аудитория - 1,06 млн человек), «Nesekretno-net.ru» (аудитория - 174 тыс. человек).

Таблица 2

Анализ количества и тональности сообщений о деятельности российских парламентских политических партий

в блогосфере

Наименование политической партии Ыуе^игпа! ifandex.ru iretno-net.ru

Количество сообщений Характер сообщений Количество сообщений Характер сообщений Количество сообщений Характер сообщений

Позитивный Негативный Позитивный Негативный Позитивный Негативный

«Единая Россия» 12 802 339 3 106 1 275 15 358 117 1 44

КПРФ 28 547 152 4 541 1 606 10 319 218 0 49

ЛДПР 4 040 36 1071 501 6 128 50 0 21

«Справедливая Россия» 3 167 49 986 398 4 140 25 0 7

Табл. 2 демонстрирует, что на интернет-площадках популярных бло-гов наблюдается относительно небольшое количество сообщений о партийной деятельности, преимущественно имеющих негативную тональность. В этой связи можно предположить, что представители от парламентских политических партий не в полной мере используют данный канал политической коммуникации, отдавая предпочтение социальным сетям.

Анализируя социальные медиа как канал политической коммуникации, нельзя не отметить популярность сервиса для просмотра видео в режиме онлайн (видеохостинга) «^оиТиЬе» (число посетителей - более 1,8 миллиарда человек в месяц). В настоящее время все парламентские политические партии имеют YouTube-каналы, что демонстрирует табл. 3.

Таблица 3

Активность парламентских политических партий в видеохостинге

УоыТыЪв

Наименование политической партии Наименование канала Дата регистрации Количество подписчиков, тыс. Общее количество просмотров, тыс.

Единая Россия «Единая страна» 19 февраля 2014 года 3,84 9 008,6

КПРФ «КПРФ ТВ» 6 октября 2007 года 101 44 040,5

ЛДПР «ЛДПР-ТВ» 31 января 2015 года 73,6 22 548,5

«Справедливая Россия» «Официальный канал партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» 27 августа 2016 года 3,8 1 325,6

Проанализировав данную таблицу, можно отметить, что в видеохостинге «YouTube» наиболее активна политическая партия КПРФ. На канал указанной партии подписана 101 тыс. человек (общее количество просмотров - 44 040,5 тыс.). На втором месте располагается ЛДПР (количество подписчиков - 73,6 тыс. человек, общее количество просмотров - 22 548,5 тыс. человек). Канал «Единой России» на «YouTube» занимает третье место (количество подписчиков - 3,84 тыс. человек, общее количество просмотров - 9 008,6 тыс.).

Однако данные табл. 3 показывают, что, несмотря на популярность «Youtube», российские парламентские политические партии используют возможности данного интернет-сервиса не в полной мере, что подтверждается относительно небольшим количеством подписчиков и просмотров партийных каналов по сравнению с общим охватом видеохостинга.

Обращаясь к анализу социальных сетей, следует отметить, что их функциональное предназначение направлено, прежде всего, на информирование и мобилизацию интернет-пользователей с целью объединения в сообщества и группы по социальным интересам, в том числе по критерию поддержки или недоверия конкретным политическим партиям [9. С. 9394]. Преимуществами указанного канала политической коммуникации являются широта охвата аудитории, скорость распространения информации, осуществление непосредственного взаимодействия с представителями от политических партий путем диалога, возможность обсуждения общественно-политических проблем, а также распространение сообщений о предсто-

ящих и прошедших партийных мероприятия. Таким образом, сеть Интернет формирует онлайн-сообщества, объединенные общими социальными интересами и горизонтальными коммуникационными связями, позволяющими пользователям преодолевать барьеры политической субординации и иерархии [10, С. 95].

Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, 45 % россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, 62 % - хотя бы раз в неделю [11]. Данные «Левада-Центра», показывают, что наиболее популярными социальными сетями в России являются «VK» (42 %), «Одноклассники» (33 %), «YouTube» (30 %) и «Instagram» (23 %). При этом «YouTube», «Instagram» и «VK» в настоящее время являются наиболее быстрорастущими сетями. Аудитория «Facebook» в России насчитывает приблизительно 9 % населения, Twitter - 4 % [12].

По результатам проведения киберметрического анализа автором было выявлено количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях в июне-декабре 2019 года (табл. 4).

Таблица 4

Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях

Количество упоминаний в социальных

сетях, тыс.

Наименование политической партии «VK» «Одноклассники» «Facebook» «Twitter» Другие Общее количество, тыс.

«Единая Россия» 901,1 1 342,7 412,7 343,3 275,4 3 275,2

КПРФ 1 162,3 1 207,0 402,0 318,8 433,0 3 523,1

ЛДПР 407,5 319,7 105,0 55,8 152,1 1 040,1

«Справедливая Россия» 126,4 81,5 37,1 13,0 40,6 298,6

Общее количество упомина- 2 597,3 2 950,9 956,8 730,9 901,1 8 137,0

ний

Табл. 4 показывает, что наибольшее количество упоминаний о парламентских политических партиях наблюдается в социальных сетях «Одноклассники» (общее количество упоминаний - 2 950,9 тыс.) и «УК» (2 597,3 тыс.). Чаще всего в социальных сетях встречаются сообщения о деятельности КПРФ (3 523,1 тыс.) и «Единой России» (3 275,2 тыс.). Указанные партии наиболее популярны в социальной сети «Одноклассники» («Единая Россия» - 1 342,7 тыс. упоминаний, КПРФ - 1 207,0 тыс. упоминаний). На третьем месте располагается ЛДПР с общим количеством упоминаний 1 040,1 тыс. (преимущественно, в «УК» - 407,5 тыс. упоминаний). И, наконец, наименее популярной партией является «Справедливая Россия» с общим количеством упоминаний 298,6 тыс. (преимущественно, в «УК» - 126,4 тыс. упоминаний).

Таким образом, использование социальных медиа демонстрирует новую модель коммуникации парламентских политических партий с гражданами, обладающую универсальной характеристикой в сфере возможности получения «обратной связи». Киберметрический анализ социальных медиа позволил автору выявить тенденцию преобладания негативной тональности сообщений о партийной деятельности, а также возрастания активности в период избирательной кампании.

Итак, по результатам проведенного анализа автором были предложены следующие рекомендации для политических партий с целью повышения эффективности политической коммуникации с гражданами:

- генерирование открытого, прозрачного, качественного и универсального контента в различных форматах (видео, интерактивы, опросы, чаты);

- размещение на страницах, сообществах и группах в социальных сетях подробных отчетов о партийной деятельности;

- продвижение постов о партийной деятельности в социальных медиа посредством привлечения специалистов в сфере БММ, 1Т и интернет-маркетологов;

- проведение мониторинга изменений уровней активности целевой аудитории и влияния на нее контента о деятельности партий в социальных сетях (путем анализа количества и тональности информационных сообщений).

Список литературы

1. Сулейманова Ш.С. Перспективы развития социальных медиа // Коммуникология. 2015. Т.3. № 5. С. 111-125.

2. Динамика пользования Интернетом. Опрос проведен Левада-Центром. 21-27 ноября 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/12/05/dinamika-polzovaniya-internetom/ (дата обращения: 19.12.2019).

3. Фомин О.Н., Акаев Д.В. Политический блог: опыт социологического анализа [Электронный ресурс]. URL: https: // cyber-leninka.ru /article/n / politicheskiy-blog-opyt-sotsiologicheskogo-analiza (дата обращения: 09.02.2020).

4. Российский медиа-ландшафт 2019. Исследование ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/08/01/21088/ (дата обращения: 26.01.2020).

5. Технологии. СМ-Индекс - новый KPI для SMM и PR. Автоматизированная система мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени. «Медиалогия» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlg.ru/about/technologies/#kpi (дата обращения: 20.01.2020).

6. Кондратенко Е.Н., Давтян М.Г., Перова М.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на профессиональную деятельность российских политиков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 3 (82). С. 138-142.

7. Хецелиус В.Е. Социальные сети как инструмент политической коммуникации // Наука без границ. 2019. № 5 (33). С. 93-103.

8. Ганский П.Н. Блогосфера и социальные сети как элементы современного политического процесса // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 83-89.

9. Фомин О.Н., Акаев Д.В. Указ соч.

10. Развитие гражданского общества в регионах России: монография / И. А. Батанина, А. А. Лаврикова, О. Е. Шумилова [и др. ]; под общ. ред. И.А. Батаниной.Тула: Изд-во ТулГУ. 2019. 253 с.

11. Ганский П.Н. Указ соч.

12. Динамика пользования Интернетом. Опрос проведен Левада-Центра. 21-27 ноября 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/12/05/dinamika-polzovaniya-internetom/ (дата обращения: 19.12.2019).

Савина Екатерина Владимировна, аспирант, katenka—[email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

POLITICAL COMMUNICATION BETWEEN PARTIES AND CITIZENS

IN SOCIAL MEDIA

E. V. Savina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the effectiveness of political communication between Russian parliamentary political parties and citizens in social media based on cybermetric analysis using the Medialogia automated system for monitoring and analyzing media and social media. The

study determined the specifics of the formation of party information flows in the blogosphere (LiveJournal, Zen.Yandex.ru and Nesekretno-net.ru), Youtube video hosting and social networks ("VK", "Odnoklassniki", "Facebook" and "Twitter"). Based on the findings, political parties were offered recommendations for optimizing political and communicative work in social media.

Key words: political communication, Internet communication, social media, social networks, blogosphere, forums, video hosting, SM index, tonality of information messages, dynamics of information flows.

Savina Ekaterina Vladimirovna, postgraduate, katenka—[email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 323.272

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А. Д. Токмаков

Выявлены факторы, влияющие на действия участников «цветных революций» на постсоветском пространстве. Дана характеристика основных акторов данных процессов. Выделены этапы «цветных революций» на постсоветском пространстве. Исходя из анализа кейсов, составлена и описана модель данных процессов. На основе модели дается характеристика «цветных революций» как формы политического процесса.

Ключевые слова: политический процесс, «цветные революции», внешние силы, политический режим, протестные социальные группы, бизнес-структуры, радикальное меньшинство.

За последние два десятилетия в разных странах произошли политические процессы, определяемые как «цветные революции». Существуют разные мнения, являются ли они революциями или государственными переворотами. Для того чтобы корректно дать определение этим процессам, необходимо выявить их характерные особенности. Одним из возможных способов является использование такого метода как моделирование. Создание моделей процессов повсеместно используется в политической науке. В качестве примера можно привести различные модели американского социолога и политолога Т. Скочпол [2, С. 127]. Также можно привести модель профессора социологии калифорнийского университета Джо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.