Научная статья на тему 'Политическая идентичность: концептуализация понятия'

Политическая идентичность: концептуализация понятия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5831
876
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Янакова Валерия Роландовна

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. МЕЖДУ ТЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ НАСКОЛЬКО СЛОЖНЫ И МНОГООБРАЗНЫ, ЧТО ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ В НИХ СЛОЖНО РАЗОБРАТЬСЯ. В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПРОИСХОДИТ УТРАТА ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГРОЗИТ РОСТУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАССИВНОСТИ И МАССОВОГО ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОВОЛЬСТВА, ЧТО НЕГАТИВНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО СУБЪЕКТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА. ЭТО ОБОСНОВЫВАЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ. ТАКЖЕ В ЭТОЙ СВЯЗИ ВАЖНО РАССМОТРЕТЬ ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СРАВНЕНИИ С ИНЫМИ ВИДАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ. ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ЦЕЛЬ СТАТЬИ ОПРЕДЕЛИТЬ СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ РАССМОТРЕНЫ ПОНЯТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ПРОВЕДЕНЫ СРАВНЕНИЯ МЕЖДУ УКАЗАННЫМИ ПОНЯТИЯМИ. С ПОЗИЦИИ АНАЛИЗА РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВЫДЕЛЕНЫ ПРИЗНАКИ И РАССМОТРЕНА СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. ВЫДЕЛЕНЫ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. НАУЧНАЯ НОВИЗНА СТАТЬИ ВЫРАЖАЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОЛИ И МЕСТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ АНАЛОГИЧНЫХ ПОНЯТИЙ. В СТАТЬЕ ДАНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, НАЦИОНАЛЬНОЙ, ЭТНИЧЕСКОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. КРОМЕ ТОГО, ЧЕТКО ВЫДЕЛЕНЫ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДАННЫМИ ПОНЯТИЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛИЛО АВТОРУ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНО РАССМОТРЕТЬ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИЗНАКИ И ИНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В СТАТЬЕ ПРИМЕНЕН МЕТОД ИНТЕРПРЕТАЦИОННОГО АНАЛИЗА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО БЫЛО ПРОВЕДЕНО ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ЗАПАДНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ, СИСТЕМНЫЙ МЕТОД И МЕТОД АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ТАК ОТЕЧЕСТВЕННЫХ, ТАК И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИХ АВТОРОВ: Ш. А. АЛИБЕГИЛОВ, Э. БАЛИБАР, З. БАУМАН, М. В. ЗАКОВОРОТНАЯ, В. В. КОЧЕТКОВ В. В, Т. А. КОРНИЕНКО, В. А. ТИШКОВ, И. Н. ТИМОФЕЕВ, Э ТОФФЛЕР, С. ХАНТИНГТОН, Э. ХОБСБАУМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL IDENTITY: CONCEPTUALIZATION OF THE CONCEPT

In the modern world, a person is a part of political relations. Meanwhile, political events are so complex and diverse that it is difficult for a common person to understand it. A person loses his political identity in the conditions of political instability. The crisis of political identity threatens to increase political passivity and mass discontent, which negatively affects the activities of the government. In this regard, it is important to consider approaches to the concept of political identity in comparison with other types of collective identity national, ethnic, state. The object of the study is the general concept of identity. The subject of the study is the concept of political identity. The purpose of the article is to define the essence, content and structure of the concept of political identity. The concepts of national, ethnic, state identity are considered to achieve the goal. Comparisons are made between these concepts. From the perspective of the analysis of Russian and foreign literature highlighted the signs and the structure of the concept of political identity. The internal and external functions of political identity are singled out. The scientific novelty of the article is expressed in the definition of the role and place of political identity in a system of similar concepts. The article gives definitions of political, national, ethnic, state identity. In addition, the distinctions between these concepts are clearly distinguished, which allowed the author to examine in more detail the elements, signs and other components of the notion of political activity. The article applied the method of interpretational analysis, which was conducted identifying the position of Western and Russian authors in relation to the political identity, as well as comparative, systemic method, method of analysis and synthesis. Scientific publications of Russian and foreign researchers such as Sh. A. Alibegilov, E. Balibar, Z. Bauman, M. V. Zakavorotnaya, V. V. Kochetkov V. V., T.Kornienko, V. A. Tishkov, I. N. Timofeev, E Toffler, S. Huntington, E. Hobsbaum were used.

Текст научной работы на тему «Политическая идентичность: концептуализация понятия»

2. ПОЛИТОЛОГИЯ

2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

Янакова Валерия Роландовна, аспирант кафедры социологии международных отношений

Место учебы: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Аннотация: в современном мире человек является участником политических отношений. Между тем, политические события насколько сложны и многообразны, что простому человеку в них сложно разобраться. В условиях политической нестабильности происходит утрата человеком политической идентичности. Кризис политической идентичности грозит росту политической пассивности и массового проявления недовольства, что негативно сказывается на деятельности основного субъекта политической системы - государства. Это обосновывает актуальность представляемой проблематики. Также в этой связи важно рассмотреть понятие политической идентично-сти в сравнении с иными видами коллективной идентичности - национальной, этнической, государственной.

Объектом исследования является общее понятие идентичности. Предмет исследования - понятие политической идентичности. Цель статьи - определить сущность, содержание и структуру понятия политической идентичности.

Для достижения цели рассмотрены понятия национальной, этнической, государственной идентичности. Проведены сравнения между указанными понятиями. С позиции анализа российской и зарубежной литературы выделены признаки и рассмотрена структура понятия политической идентичности. Выделены внутренние и внешние функции политической идентичности.

Научная новизна статьи выражается в определении роли и места политической идентичности в системе аналогичных понятий. В статье даны определения политической, национальной, этнической, государственной идентичности. Кроме того, четко выделены различия между данными понятиями, что позволило автору более детально рассмотреть элементы, признаки и иные составляющие понятия политической деятельности.

В статье применен метод интерпретационного анализа, с помощью которого было проведено выявление позиций западных и отечественных авторов по отношению к политической идентичности, а также использованы сравнительный, системный метод и метод анализа и синтеза.

При написании статьи были использованы научные публикации так отечественных, так и зарубежных исследователей. Можно выделить следующих авторов: Ш. А. Алибегилов, Э. Балибар, З. Бауман, М. В. Заковоротная, В. В. Кочетков В. В, Т. А. Корниенко, В. А. Тишков, И. Н. Тимофеев, Э Тоффлер, С. Хантингтон, Э. Хобсбаум.

Ключевые слова: идентичность, политическая идентичность, нация, национальное государство, национальная идентичность, этнос, этническая идентичность, государство, государственная идентичность, коллективная идентичность.

POLITICAL IDENTITY: CONCEPTUALIZATION OF THE CONCEPT

Yanakova Valeriya R., post-graduate student of the Department of Sociology of International Relations Study place: FSBEI of the «Moscow state university named after M. V. Lomonosov»

Abstract: in the modern world, a person is a part of political relations. Meanwhile, political events are so complex and diverse that it is difficult for a common person to understand it. A person loses his political identity in the conditions of political instability. The crisis of political identity threatens to increase political passivity and mass discontent, which negatively affects the activities of the government. In this regard, it is important to consider approaches to the concept of political identity in comparison with other types of collective identity - national, ethnic, state.

The object of the study is the general concept of identity. The subject of the study is the concept of political identity. The purpose of the article is to define the essence, content and structure of the concept of political identity.

The concepts of national, ethnic, state identity are considered to achieve the goal. Comparisons are made between these concepts. From the perspective of the analysis of Russian and foreign literature highlighted the signs and the structure of the concept of political identity. The internal and external functions of political identity are singled out.

The scientific novelty of the article is expressed in the definition of the role and place of political identity in a system of similar concepts. The article gives definitions of political, national, ethnic, state identity. In addition, the distinctions between these concepts are clearly distinguished, which allowed the author to examine in more detail the elements, signs and other components of the notion of political activity.

The article applied the method of interpretational analysis, which was conducted identifying the position of Western and Russian authors in relation to the political identity, as well as comparative, systemic method, method of analysis and synthesis.

Scientific publications of Russian and foreign researchers such as Sh. A. Alibegilov, E. Balibar, Z. Bauman, M. V. Zakavor-otnaya, V. V. Kochetkov V. V., T.Kornienko, V. A. Tishkov, I. N. Timofeev, E Toffler, S. Huntington, E. Hobsbaum were used.

Keywords: identity, political identity, nation, national state, national identity, ethnicity, ethnic identity, state, state identity, collective identity.

С ростом численности национальных государств и кризиса идентичности современных стран исследование сущности политической идентичности приобретает чрезвычайную актуальность. Кризис идентичности в мире, несомненно, связан с процессом глобализации и принимает еще большие масштабы в связи с преобразованиями политической системы и разнообразием действий политических акторов в попытках установить новую политическую идентичность.

По мнению ряда исследователей, важность политической идентичности возросла из-за прогресса в области печати и инноваций, развития связей между нацией и культурой, а также появления языкового разнообразия, т.е. когда в рамках одного государства проживает несколько народов, носителей разных языков.

Несмотря на возросшую актуальность понятия идентичности как категории политической науки, в современной литературе так и не было сформировано четкого и единогласного определения термина политической идентичности. Однако понятным остается одно -она является важнейшим инструментом регулирования сознания и поведения различных людей, сообществ, классов и элит, находящихся у власти. Чтобы подробней остановится на изучении политической идентичности, нужна концептуализация этого понятия.

Слово «идентичность» происходит от латинского «idem», что означает «тот же самый» [26]. В широком смысле, идентичность - это совокупность того, как человек определяет свое место в обществе, а так же ценностей и поведенческих моделей, которые формируются за счет соотнесения себя с теми культурными ориентирами и ролевыми функциями, что являются значимыми для общества, с отношениями и различными социальными институтами, что и создает социальную идентичность [19].

Существует такие понятия как политическая, национальная, этническая и государственная идентичность. Между вышеупомянутыми определениями не прочерчены четкие различия, что делает сложным определение признаков рассматриваемого нами понятия политической идентичности. Для того, чтобы понять различия между данными понятиями, необходимо по очереди разобрать их.

Для начала рассмотрим понятие «национальная идентичность». Для того, чтобы определиться с таким сложным понятием, прежде всего, следует понять, что такое нация и как эта категория влияет на становление и развитие государственной национальной политики.

Различные школы социально-политической мысли по-разному трактуют понятие нация. Но большинство из них сходятся во мнении, что нации формируются при определяющей роли государства, то есть нация проявляет себя через двуединство государства и гражданского общества.

В. А. Тишков считает, что нация - согражданство, социальное общество граждан, составляющих госу-дарство[29].

Э. Балибар пишет: «Нация - общество, объединённое по политическому признаку и сложившееся вокруг государственной политической системы» [4].

По мнению Э. Хейвуда: «Нация - общность людей, осознающая себя как естественно сложившееся политическое сообщество, что чаще всего находит выражение в стремлении к обретению - или сохранению -государственности, а также в присущем этой нации гражданском самосознании» [35].

Э. Геллнер: «Нация - политическое образование, т.е. общество, объединенное по политическому признаку и сложившееся вокруг государственной политической системы» [8].

Как видно из этих определений, нация является исключительно политическим организмом. Основоположником данной теории о нации считается французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо [23]. Он писал о том, что нация выступает синонимом понятия государство и нация главным образом понимается как народ, имеющий конституцию. Исходя из этого, можно сказать, что национальная идентичность - это чувство принадлежности к тому или иному государству.

Когда говорят о нации, мы имеет в виду определенную большую социальную общность людей, выделяемую по языковому, культурному, историческому или религиозному признаку. Иными словами, нация - это группа людей, представляющий собой определенную сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики и т.д.

Таким образом, учитывая то, что идентичность - это чувство принадлежности индивидуума, к какой - либо группе людей по определенному признаку или качеству, которыми он обладает, то можно сказать, что основным стержневым понятием национальной идентичности является принадлежность к нации через чувство национальной гордости, через национальное самосознание.

Тишков В. А. справедливо дает следующее определение национальной идентичности: «национальная идентичность - общеразделяемое представление граждан о своей стране, ее народе и чувство принадлежности к ним» [29]. Исходя из вышесказанного, можно определить понятие национальной идентичности как осознание принадлежности индивидуума к определенной сплоченной группе людей, характеризующейся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики и т. д.

Выделяют два основных типа, которые характеризуют национальную идентичность - общность и отличительность. Кочетков В. В. так характеризует данные термины: «Общность является отражением внутренней оценки национальной идентичности, она определяет уровень однородности нации (ее формирование происходит за счет мифов и представлений об истории своей страны, ее территории, языке и религии). Отличительность определяет схожесть или различия одной нации от других, являющихся членами международного сообщества» [11].

Национальную идентичность следует отличать от государственной.

В литературе государственная идентичность - это неизменные, привязанные к определенной роли осмысления и ожидания по поводу себя, в основе которых лежат теории, коллективно разделяемые участниками в отношении себя и остальных, и образующие структуру общественного порядка [43].

Различаются два основных типа государственной идентичности - это коллективная и эгоистическая. Коллективная идентичность подразумевает солидарность, взаимовыручку и сотрудничество. Решения принимаются на основе компромисса. Такой тип идентичности - результат развития международных отношений. На ранних этапах развития международных отношений преобладала эгоистическая идентичность, когда государства не брали в расчет других и действо-

вали на основе своих эгоистических национальных интересов, но постепенно по мере развития международных связей и увеличения числа международных организаций и развития права стала все больше и больше преобладать коллективная идентичность и сейчас она является преобладающей.

Идентичность государства имеет интерсубъективную природу, то есть идентичность государства зависит не только от представления о себе, но и еще от мнения других государств. Рассмотрение идентичности государства требует трех уровней анализа - международного (или системного) уровня, уровня государства и уровня индивида. Развивая эту мысль О. Генри [9], можно сказать, что мерило государственной идентичности образовано иерархией всех возможностей, открытых перед государством; большой вариативностью осознанных возможностей, а особенно теми из них, которые были реализованы.

Следовательно, имея в виду национальную идентичность, следует, прежде всего, говорить о совокупности представлений о принадлежности человека к большой группе людей, объединенных по историческому, религиозному, языковому или культурному признакам. В этом плане национальная идентичность шире государственной идентичности, поскольку принадлежность к определенному государству, как правило, укладывается с представлениями о принадлежности человеку определенному государству через институт гражданства. Государственная идентичность формируется через представление о государствах, как субъектах международного права. Этническая идентичность в своей основе делает различие между людьми по более широкому набору отличительных признаков. Нации - более позднее общественное формирование, возникшее позже государства, следовательно, является более объемным по характеру объединяющих людей признаков.

Между тем, национальную идентичность не нужно путать с этнической. Этническая идентичность - ощущение себя членом определенной этнической группы и чувство лояльности к ней. Она никак не взаимосвязана с государственными институтами, которые формируют национальную идентичность. Этническая и национальная идентификации параллельны. Индивид входит как в состав этноса, так и в состав нации. Этнос воспроизводится через трансляцию этничности как образа жизни, связанного с рождением, семьей и т.д. Основными структурными элементами нации являются не единый язык и культура, а степень их разнообразия. Так происходит потому, что ключевым формирующим элементом нации является этнос [17]. Механизм воспроизводства нации - это взаимодействие индивида с институтами государства, формирующих нацию через наличие общих национальных интересов [36].

Итак, мы определили общность и различия понятий национальной, государственной, этнической идентичности. Все многообразие видов идентичности - национальной, государственной, этнической - дает нам разное представление о принадлежности человека определенному государству через институт гражданства и участия в политических событиях, нации посредством языковых, исторических, религиозных, культурных и иных отличительных признаков, этносу посредством этнического самоопределения. Человек может быть гражданином определенного государства, принадлежать к определенной нации или этносу. В разных ситуациях человек по-разному соотносит себя с государством, нацией или этносом.

Между тем, понятие политическая идентичность нужно рассматривать ближе к понятию государственной идентичности, поскольку политические события общества связано с деятельностью основному субъекта политической системы - государства. Однако в рамках национальных государств, большая часть которых сосредоточена в странах ЕС, было бы не лишним сравнить политическую идентичность с национальной.

В наше время «понятие политической идентичности может быть раскрыто через три составляющие.

В рамках первой составляющей политическая идентичность определяется как совокупность политических принципов, служащих нормативным основанием ответа на вопрос «Кто мы?», то есть осознания себя гражданами государства.

В рамках второй - как совокупность представлений, задающих уникальную сущность конкретного государства через его соотнесение с актуальными другими в логике оппозиции «Мы-Они», а также - через маркирование границ государства (главным образом, символических).

В рамках третьей - как совокупность представлений о прошлом политического сообщества, об исторических событиях, значимых для граждан государства, и осознания ими своей' политической' общности» [30].

Таким образом, можно сказать, что формирование политической идентичности обусловлено историческим контекстом, культурой, политическими традициями, образованием и другими факторами.

В своих трудах Ю. Качанов обращает внимание, что политическая идентичность субъекта может быть установлена только тогда, когда остальные субъекты политических взаимоотношений определяют его за счет тех же значений идентичности, которые он приписывает себе сам [13].

Политическая идентичность обладает тремя основными свойствами, постоянно присутствующими в сознании большинства граждан страны: общий опыт государственности, общая ответственность за будущее государства, набор общих ценностей для данного социума.

В рамках государства политическая идентичность создает и поддерживает внутреннюю целостность общества и государства.

Первым свойством политической идентичности считается присутствие у социума совместного опыта государственности, в состав которого входит оценка одинакового для общества прошлого, которое обладает устойчивым набором восприятия ценностей ключевых исторических событий общества.

Второе свойство политической идентичности - определённый' состав общих ценностей, которые разделяются основной массой граждан, не являясь составной частью, которая при неизменной внешней среде стремится к изменениям. Стоит сказать, что в данный набор обычно входят только те из общественных установок, которые являются наиболее важными.

Третье свойство политической идентичности - общая ответственность за будущее страны является наиболее устойчивым из всех свойств, так как подобная ответственность не может быть изменена, она либо есть, либо нет (ее отсутствие автоматически означает и отсутствие политической идентичности).

Можно сделать вывод, что политическая идентичность - это стабильное явление. Политическую идентичность можно рассматривать с позиции прошлого опыта развития государственности, настоящего набора политических ценностей и представлений о будущем государства. Иными словами, мы имеем три временные

рамки существования политической идентичности.

Политическую идентичность можно оценивать субъективно. С этих позиций политическая идентичность может быть позитивной - например, это чувство гордости за свою страну или негативной - вызывать чувство стыда и гнева. Как указано в литературе, «важнейшими показателями при оценке состояния политической' идентичности являются устойчивость ее моделей'и степень распространения негативной' модели. Негативная политическая идентичность должна рассматриваться не только как этап социализации, но и может представлять собой' серьезную политическую проблему» [23]. «Поэтому политики или государство всегда будут прибегать к патриотической риторике, отдавать предпочтения патриотической версии истории, в которой главная роль уделяется позитивному образу страны, а не чему-то, за что нужно извиняться» [15].

Политическая идентичность также определяет, на каком языке мы говорим, каким законам следуем и какие государственные праздники отмечаем. Политическая идентичность также включает в себя географическую и культурную организацию.

Политическая идентичность играет все более ощутимую роль в качестве фактора мобилизации и ориентации. Существует мнение, что политическая идентичность - это своеобразная приверженность к отечеству. Это говорит о том, что люди не живут по принуждению или только по экономическим или каким-либо другим преимуществам в рамках определённого государства, но и потому, что они принадлежат народу, имеющему одинаковые или схожие черты. Особенным свойством политической идентичности является ее коллективный характер и та группа людей, с которой связывает себя индивид, представление о своей группе и «мы-образ».

Политологическое исследование относит политическую идентичность к формам коллективной идентичности, поскольку она не соотносима с индивидуальным опытом, но служит его условием и предпосылкой. Коллективная идентичность организует систему представлений, мифов, символов в единую картину, в рамках которой возможна интерпретация отдельных фактов [1].

Существуют три основные потребности которые политическая идентичность должна удовлетворить: принадлежность к сообществу, позитивной самооценке и безопасности. И. Н. Тимофеев исследуя политическую идентичность, говорит, о том, что она состоит из трех базовых элементов.

В-первых, политическая идентичность определяется как совокупность нормативных представлений, на основании которых граждане оценивают государство как политическое сообщество и которые служат ему основанием осознания гражданами страны своей общности.

Во-вторых, политическую идентичность рассматривают как совокупность представлений, определяющих уникальность государства через его соотнесение с актуальными другими, и через определение своей роли и места в мире.

В-третьих, политическая идентичность рассматривается и как структурированная и логичная интерпретация исторического прошлого страны [30]. «Политическая идентичность призвана интегрировать сообщество на основе самотождественности у народа, поскольку представляет собой совокупность фундаментальных базисных принципов, служащих основой единства политического сообщества» [12].

Основными элементами, которые нужны для форми-

рования политической идентичности, считаются экономическая устойчивость, международное признание, законы, определенность территориальных границ, конституция, политические институты, политический суверенитет, равенство политических прав. Исторически политическая идентичность формируется в процессе политической самоидентификации граждан с национальным политическим сообществом и формируется в национальном государстве. Политическую идентичность можно считать сформированной, тогда, когда «человек может войти в политическую жизнь общества и государства и не только рефлексировать по поводу своей реакции на конкретные политические институты и события, но и учитывать при этом нужды, потребности, требования социальной группы, законов, организации, государства и даже всего мирового сообщества» [10].

С одной стороны, политическая идентичность предстает как «неизменный образ в массовом сознании людей, который является базовым элементом геополитических и внешнеполитических ориентиров государства» [27]. С другой, политическая идентичность - «отождествление субъектом политического процесса себя с определённой политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений» [20].

Существуют подходы, которые пытаются определить политическую идентичность через категории менталь-ности и менталитета, также принимают во внимание культурные факторы, которые определяют формирование политической идентичности.

Политическая идентичность пытается отразить динамику состояния общественных настроений. «Настрой граждан, их готовность участвовать в национальном развитии, независимо от того, где они проживают, во многом определяет социальный климат и будущее страны» [19].

Политическая идентичность формируется в процессе того, как общество приходит к пониманию своих интересов относительно государства. Основу политической идентичности составляет чувство принадлежности к единой нации и признание государства своим. У граждан национального государства в процессе социализации возникает понимание общего для всех прошлого, единства исторической судьбы, они участвуют в деятельности общих социальных, политических институтов, которые воплощают общность их истории и культуры. Политическая идентичность основывается на чувстве общности с нацией (политическим сообществом) и эмоциональной приверженности этой общности, в том числе в оценках значимости, которые конструируют политическую нацию. Преемственность в формировании политической идентичности обеспечивает система образования и другие институты социализации. В демократических государствах политическое воспитание молодежи рассматривается как основной инструмент подержания и воспроизводства политической идентичности. Пока люди стремятся сохранить свою особость и быть солидарными со своими согражданами, придерживаются схожих ценностей, они остаются членами одной нации. «Отсутствие общественного консенсуса вокруг трактовки таких событий свидетельствует о преобладании критических или протестных форм гражданской самоидентификации и может предвещать системные трансформации политического режима» [19].

В противном случае начинается кризис политической идентичности. Подобные кризисы приводят к расколу

государства, исключению этнических групп из государства, социально-политической нестабильности. «Если индивидуумы, которые в физическом и юридическом смысле являются членами данной политической системы т.е. гражданами, не ощущают своей принадлежности к данной системе в психологическом смысле т.е. когда поддержка не находит выражение в Мы-ощущении, в идентификации с национальной общностью, возможности упорядоченного изменения системы невелики» [37].

Можно выделить следующие структурные составляющие политической идентичности: представление о территории (в том числе и образ Родины), политическую историю, общие ценности и нормы, традиции (празднование памятных дат, спортивные мероприятия и т. д.) коллективная историческая память, знание о национальных политических и иных институтах, знание о политическом режиме.

Источником политической идентичности также можно назвать уровень общественного доверия, складывающейся в процессе функционирования государственных структур на основе общих целей и ценностных ориентиров.

Осознание принадлежности к сообществу предполагает наличие представлений об идентифицирующих признаках, принципах, ценностей, норм и законов, о государстве и характере взаимоотношений между государством и гражданином. В эти представления также входит образ государства, занимающий ту или иную территорию, а также народы, населяющие то или иное государство, государственный язык, традиции, символы.

В научной литературе принято выделять внешние и внутренние функции политической идентичности. Внешние функции помогают узаконить политические и экономические институты, а также очертить территориальное пространство государства. Внутренние позволяют самоопределиться в окружающем мире, служат основанием социализации. Одной из важнейших функций политической идентичности исследователи называют мобилизацию. «Она усиливается в моменты кризиса государства, появления признаков угрозы распада государства, когда появляется внешняя угроза или, когда государство стало объектом агрессии» [32]. Отсутствие политической идентичности или ее ослабление усиливает кризисы и уменьшает устойчивость государства.

Итак, подытоживая вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы:

1. Политическая идентичность рассматривается как сложное общественное, социально-культурное и политико-культурное образование, использующее опыт прошлого, формирующего политические ценности в настоящий период и определяющие векторы развития государства в будущем. Политическая идентичность является развитой формой коллективной идентичности, ближе к государственной идентичности, чем к этнической или национальной идентичности. В основе всех видов идентичности лежит групповая сплоченность, направленность на формирование больших коллективов людей, объединенных по признакам социально-экономическим, культурным, языковым, религиозным и политическим.

2. В отличие от национальной и этнической идентичности, политическая идентичность связана с оценкой индивида всего многообразия деятельности основного субъекта политической системы - государства, а не только нации или этноса. В узком понимании политическая идентичность проявляется в активной (или

наоборот пассивной) деятельности человека в политической жизни страны, в широком понимании политическая идентичность проявляется посредством оценки человеком своей политической жизни государства с учетом прошлого исторического опыта, настоящего состояния политической жизни страны и представлений о будущем государства. Государственная идентичность является не синонимом, но важным составляющим политической идентичности.

3. В рамках национальных государств политическая идентичность дополняется новой гранью - национальной идентичностью, поскольку чувство принадлежности к национальному государству сливает воедино государства и нацию. Однако, поскольку в современном мире понятия государства и нации не совпадают, то следует говорить лишь о взаимопроникновении понятий политической и этнической идентичности.

4. Политическая идентичность определяется тремя составляющими:

- когнитивный - знание о принадлежности к конкретной социальной общности;

- ценностный - наличие положительного или отрицательного мнения к факту принадлежности;

- эмоциональный - принятие или не принятие принадлежности к политическому сообществу.

5. По своему содержанию политическая идентичность может выражаться в определении сопричастности индивида к политической партии или политической оппозиции, иной группе интересов или лоббировании. В любом случае индивид участвует активно или пассивно в политической жизни государства, тем самым, отождествляет себя субъектом политических отношений. Тем самым, политическую идентичность можно определить, как сложное социально-психологическое явление, проявляющееся в сопричастности человека к политической деятельности государства посредством оценки политической системы государства, как с учетом исторического опыта, так и с учетом современного политического состояния на основе чувств, эмоций, переживаний, ценностей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,7%.

Список литературы:

1. Алибегилов Ш. А. 2016 Концептуализация понятия политической идентичности в контексте формирования цивилизационной идентичности России // Власть. № 11.

2. Алмонд Г. Верба С. 1992 Гражданская культура и стабильность демократии// Полис. №4

3. Ачкасов В. А. 2014 Этнополитология. М.: Издательство Юрайт.

4. Балибар Э. Раса, нация, Класс. 2004 Двухсмыслен-ные идентичности. М.: Logos altera.

5. Бауман З. 2002 «Индивидуализированное общество». М.

6. Бек У. 2001 Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М.

7. Волков В. А. 2011 В поисках свободы: очерки истории политической философии. СПб: Изд-во СЗАГС.

8. Геллнер Э. 1991 Нации и национализм. М.: Прогресс.

9. Генри. О. 2009 Дороги, которые мы выбираем. Рассказы. М.: Азбука - классика.

10. Заковоротная М. В. 1998 Идентичность человека социально - философские аспекты. - Ростов-н/Д.: Изд-во Северо кавказского науч. Центра высш. шк.

11. Кочетков В. В 2010 Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой полити-ке.//Вестник международных отношений и мировой политике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Корниенко Т. А. 2009 Теоретические аспекты исследования политической идентичности. Вестник Волгоградского университета №2.

13. Кочанов Ю. Л. 1994 Опыт о поле политики. М.: Институт экспериментальной социологии.

14. Луманн Н. 2001 Власть. М.: Праксис.

15. Маколи М. 2011 Историческая память и общество сограждан. М.

16. Миллер А. И. 2008 Тема нации в российской политике полседних лет// Два презедентских срока В. В. Путина: Динамика перемен. М.

17. Медведев Н. П. 2016 Этнополитология: актуальные проблемы: - М.: Изд-во журнала Вопросы политологии.

18. Пантин В. И. 2008 «Политическая и цивилизацион-ная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации» С.2 (11Р1_: http://www.civisbook.ru/files/File/Pantin_2008_) Дата обращения 26.07.2016

19. Политическая идентичность и политика идентичности: Т.1: Идентичность как категория политической науки: словарь терменов и понятий. 2012 Отв. Ред. Семененко И.С. М.: РОССПЭН.

20. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа 2001/ Под. ред. Е. Ю.Мелешкиной. - М.:Весь Мир.

21. Попова О. В. 2011 Развитие теории политической идентичности в отечественной и зарубежной политической науке // Идентичность как предмет политического анализа: сб. ст. по итогам всерос. науч.-теор. конф. (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). М.: ИМЭМО РАН.

22. Попова О. В. 2009 Особенности политической идентичности в России и странах Европы. М.:Полис. №1.

23. Руссо Ж. Ж. 1998 Об общественном договоре. Трактаты/ Пер. с фр. - М.: КАНОН - -пресс.

24. Саетгараев А. Д. 2010 Политическая идентичность в России. М.: Политология и культура № 21.

25. Сафран У. 2011 Национальная идентичность во Франции, Германии и США: современные споры // Политическая наука. 2011 № 1.

26. Семененко И. С. 2009 Идентичность в предметном поле политической науки.// Идентичность как предмет

политического анализа. Сборник статей. Ред. Семене-ко И. С. М.:«ИМЭМО».

27. Соловей В. Д. 20030 государственной стратегии формирования национальной идентичности в России // Мировая экономика и международные отношения. №6.

28. Тишков В. А. 2001 Этнология и политика. М.

29. Тишков В. А. 2008 Что есть Россия и российский народ // Наследие и будущие России. М.

30. Тимофеев И. Н. 2008 «Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции». МГИМО-Университет».

31. Тоффлер Э. 2004 «Третья волна» / пер. с англ. М.: АСТ.

32. Фарукшин М. Х., Зазнаев О. И. 2009 Политическая идентичность в контексте политической культуры. Казань: Центр инновационных технологий.

33. Хантингтон С. 2009 Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.

34. Хабермас Ю. 1995 Гражданство и национальная идентичность. М.: Academia.

35. Хейвуд Э. 2005 Политология. - М.:ЮНИТИ-ДАНА.

36. Цыганков П. А Цыганков А. П. 2002 Социология международных отношений. М

37. Шаран П. 1992 Сравнительная политология. Ч II. М.

38. Ядов В. А. 1998 Социология в России.- М.: Изд-во ИС РАН.

39. Хобсбаум Э. 1998 Нации и национализм после 1970 года. СПБ.

40. Smith A. D. 1991 National identity& Ethnonationalism is comparative perspective. Reno: University of Nevada Press

41. Katzenstein, P. J.1996 ed. The Culture of National Security: Norms and Identity in World Politics, New York, Columbia University Press.

42. Wendt A. 1994 Collective identity formation and the international state, American Political Science Review.

43. Wendt A.1999 Social Theory of International Politics. Cambridge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.