Научная статья на тему 'Политическая элита в эпоху трансформаций'

Политическая элита в эпоху трансформаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая элита / трансформация элит / каналы рекрутирования / власть / управление. / political elite / transformation of elites / channels of recruitment / power / manage- ment.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Титова Людмила Григорьевна, Титова Ольга Николаевна

В статье рассматривается связь перспективного развития с формированием элиты «нового типа», совмещающей властные и управленческие функции, ориентированной на общественные интересы. Для их реализации она опирается на профессиональный государственный аппарат и консолидацию с гражданским обществом. Политическая элита определяется как совокупность политических субъектов, сосредоточивающих в своих руках ресурсы для выполнения властно-управленческих функций в интересах всего общества. Охарактеризована российская политическая элита как «агенты социальных процессов» трансформирующегося общества, рассмотрены этапы ее становления в период с 90-х гг. по настоящее время. Подчеркивается, что в массовом сознании россиян остается ориентация на «охраняющую» элиту, преобладают консервативные настроения, что ограничивает возможности рекрутирования в элиту новых сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political elite in the era of transformation

The article deals with the relationship of long-term development with the formation of the elite «new type», combining power and management functions, focused on public interests. To implement them, it relies on a professional state apparatus and consolidation with civil society. Political elite is defined as a set of political actors that concentrate resources in their hands to perform power and management functions in the interests of the whole society. The Russian political elite is characterized as «agents of social processes» of the transforming society, the stages of its formation in the period from the 90s to the present time are considered. It is emphasized that in the mass consciousness of the Russians there is a focus on the «guarding» elite, conservative sentiments prevail, which limits the possibility of recruiting new forces into the elite.

Текст научной работы на тему «Политическая элита в эпоху трансформаций»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10335

УДК 328.18

Л. Г. Титова https://orcid.org/0000 0003 4168 7753 О. Н. Титова https://orcid.org/0000-0001-8493-9362

Политическая элита в эпоху трансформаций

Аннотация. В статье рассматривается связь перспективного развития с формированием элиты «нового типа», совмещающей властные и управленческие функции, ориентированной на общественные интересы. Для их реализации она опирается на профессиональный государственный аппарат и консолидацию с гражданским обществом. Политическая элита определяется как совокупность политических субъектов, сосредоточивающих в своих руках ресурсы для выполнения властно-управленческих функций в интересах всего общества. Охарактеризована российская политическая элита как «агенты социальных процессов» трансформирующегося общества, рассмотрены этапы ее становления в период с 90-х гг. по настоящее время. Подчеркивается, что в массовом сознании россиян остается ориентация на «охраняющую» элиту, преобладают консервативные настроения, что ограничивает возможности рекрутирования в элиту новых сил.

Ключевые слова: политическая элита, трансформация элит, каналы рекрутирования, власть, управление.

L. G. Titova, O. N. Titova

Political elite in the era of transformation

Abstract. The article deals with the relationship of long-term development with the formation of the elite «new type», combining power and management functions, focused on public interests. To implement them, it relies on a professional state apparatus and consolidation with civil society. Political elite is defined as a set of political actors that concentrate resources in their hands to perform power and management functions in the interests of the whole society. The Russian political elite is characterized as «agents of social processes» of the transforming society, the stages of its formation in the period from the 90s to the present time are considered. It is emphasized that in the mass consciousness of the Russians there is a focus on the «guarding» elite, conservative sentiments prevail, which limits the possibility of recruiting new forces into the elite.

Keywords: political elite, transformation of elites, channels of recruitment, power, management.

Необходимость достижения социального равновесия и благоденствия в условиях обострения политической напряженности и экономического кризиса вновь возвращает общество к необ-

ходимости исследования роли и значения российской политической элиты, направления и результата ее формирования и трансформации, требований, предъявляемых к ней в современном

© Титова Л. Г., Титова О. Н., 2019

16

Л. Г. Титова, О. Н. Титова

российском обществе, результативности принимаемых решений, меры социально-политической ответственности за свои действия.

Мировая история убеждает, что динамика формирования и функционирования элит определяется условиями существования и развития общества, историко-культурными факторами, внешними и внутренними влияниями. В современном мире существенными факторами становятся взаимодействие элиты и массы, возможность участия масс в политике с целью контроля и корректировки действий властных субъектов.

Следует подчеркнуть, что низкая результативность деятельности российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время - его первостепенная значимость для преобразования страны при весьма слабой политической активности граждан делают проблему исследования политической элиты особенно актуальной для российского общества. Определить роль и значение российской элиты в эпоху перемен -важная задача, так как именно с ней связаны сложные процессы социальных преобразований.

Три важных фактора влияют на выявление роли и значения «агентов социальных процессов» [4, с. 71]: преобладание властных функций над управленческими, сохранение тоталитарных (в лучшем случае - авторитарных) способов управления как утративших исторический смысл, но сохраняющих значение в массовом сознании и инерционность массы, которая склонна ориентироваться на властвующую элиту как на хранителя и защитника [4, с. 90-91]. Лидер в таком случае выступает знако-

вой фигурой - олицетворением охранительной и защищающей власти.

Культ рациональности, который обозначился в классической науке [2, с. 18], определил отношение к элите как к субъекту власти, способному управлять миром, преобразовывая его. Рациональность современных обществ предполагает принятие решений в открытых системах, обменивающихся информацией с окружающей средой, неравновесных, нелинейного развития, что предполагает технологичный тип управления коллективного субъекта. Спрос на сочетание власти, технологического и коллективного управления уже существует в российском обществе у определенной части населения, прежде всего - представителей бизнес-структур, однако в целом в массовом сознании преобладают классические представления об элите, целиком и полностью берущей на себя властные и управленческие функции.

Наметившиеся в 2000-х гг. идеологические расхождения либерально и консервативно настроенных групп российского общества привели к утрате либералами ведущих позиций и закреплению у власти консервативного направления, заодно утвердив и позиции верхнего руководства. Сложилось противоречие между необходимостью смены власти и управления в соответствии с потребностями новых отношений и сохраняющейся тенденцией к несменяемости власти в верхних эшелонах. Перестановки в Правительстве и Администрации президента остаются лишь сменой фигур, в то время как стиль и общая направленность действий команд, находящихся у власти, сохраняются. Большая активность региональных элит, тем не менее, тоже не свидетельствует об их управленческих способностях, что нередко заставляет их

Политическая элита в эпоху трансформаций

17

включать силовой или административный ресурс при возникновении спорных вопросов регионального управления. Имеет значение и территориальное расположение регионов: чем ближе к Москве, тем в большую зависимость попадают местные легислатуры от московского влияния, о чем свидетельствует, например, опыт Ярославской области, административный корпус которой формируется «по совету», прямому указанию из Москвы или заполняется московскими кандидатами на должности. Это существенно ограничивает самостоятельность региональных элит при возрастании власти центральной элиты.

Предполагается, что, сосредоточивая в своих руках всю полноту власти, правящая элита будет нести и всю полноту ответственности за судьбы нации. Это требует от элиты не только организационных способностей, но и государственного мышления. По сути, современная элита в России несет тяжелейший исторический груз, который и сбросить нельзя - тогда общество снова понесется по волнам беспредела, как это было в 1990-е гг., и нести в одиночку тягостно - отсюда работа мощного манипулятивного механизма, убеждения в состоятельности и эффективности правящего класса.

Решение задачи формирования элиты, способной, оставаясь властвующей, выполнять функции управления с четко означенными целями, ресурсами и пониманием перспектив в условиях кризисов и санкций, умеющей создать такую программу развития, которая привлекла бы к ней массы, которая, наконец, пользовалась бы реальным доверием масс, остается делом, в нашей реальности почти утопическим, но тем не менее важнейшим для судеб людей и будущего страны. Конкретизацией этой

задачи является формирование региональной элиты, территориально ориентированной и компетентной в пределах своей территории. Не случаен в данном случае интерес современных исследователей элит к механизмам формирования и развития региональных элит, каналам их рекрутирования, пополнения новыми кадрами.

Отметим, что отечественная элито-логия активно развивалась на рубеже последнего десятилетия XX в. за счет не только теоретических, но и экспериментальных исследований, в частности были разработаны методики изучения как общенациональной элиты, так и политического руководства субъектов Российской Федерации, представленные в работах П. Л. Карабущенко, В. П. Мохо-ва, А. Д. Плотникова, А. С. Панарина, В. Г. Ледяева, А. И. Соловьева, Е. Б. Шестопал. О. А. Коряковцевой, Л. И. Никовской, В. Н. Якимца.

Сформировались группы исследователей региональных элит в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону (О. В. Гаман-Голутвина, О. В. Попова, Н. Ю. Лапина, А. Е. Чирикова, А. В. Понеделков), предметом их анализа являются вопросы эффективности деятельности региональных элит, их базовые карьерные стратегии, карьера в исполнительной и законодательной властях, факторы карьерного роста, социально-демографические характеристики, конфликты в областных центрах [5, с. 193-206].

Примечательно, что исследование современных элит строится на богатом теоретическом материале с использованием всего методологического арсенала современных гуманитарных наук. Тем не менее многие проблемы остаются открытыми для исследования, в частно-

18

Л. Г. Титова, О. Н. Титова

сти, проблемы конфликтов в среде административных элит, паритетных отношений с группами гражданского общества, функционирования каналов рекрутирования элит, формирования молодого кадрового резерва. Разработка этой тематики тем важнее, что в ней кроется потенциал российских трансформаций. Новая философия элиты предполагает определение смысла ее существования в обществах, где власть становится инструментом преобразования, соответственно, элите придется научиться пользоваться этим инструментом не в узкокорпоративных интересах, а на благо всего общества. Именно через действующую элиту власть может избавиться от родового проклятия «самости» - самодостижения, самосохранения, саморазвития. Условием является элита новой культуры, совмещающая профессионализм и морально-нравственные принципы, опирающаяся на рационально организованный государственный аппарат и консолидированная с гражданским обществом [6, с. 156-157].

К исследованию политических элит, таким образом, необходимо подходить комплексно, сочетая философско-теоретические и прикладные аспекты, преодолевая ограниченность только ценностного или только структурно-функционального подходов (элита -только качественный или только управляющий слой). Значительные возможности в изучении формирования и функционирования политических элит сосредоточены в институциональном подходе, который позволяет определить характер и результативность деятельности политической элиты с точки зрения эффективности политических институтов, используемых ею для осуществле-

ния политического влияния и принятия политических решений.

Разработка концепции современной политической элиты в России требует введения в научный оборот таких понятий, как «трансформация элит», «поэтапность развития», «каналы рекрутирования», для обозначения логики процесса перехода субъектов политического управления в новое качество.

Трансформация элит представляет разновидность эволюционного процесса, заключающуюся в смене внутренних состояний элиты внутри одного исторического типа. Поэтапность развития -прохождение элитой определенных точек, перерывов постепенности, когда возникает необходимость определиться по отношению к прошлому, настоящему и будущему при формировании нового качества, которое привносится обучением и переобучением «старых» элит и вливанием новых сил. Пути продвижения новобранцев в систему политической иерархии и являются каналами рекрутирования.

Формирование российских политических элит прошло четыре этапа, критерием определения которых стала тенденция российской элиты к рационализации деятельности: I этап -1985-1991 гг.; II этап - 1991-1999 гг.; III этап - 2000-2004 гг.; IV этап - с 2005 г. по настоящее время

В приведенной ниже таблице (табл. 1) показаны адекватные данному этапу механизмы формирования и каналы рекрутирования политических элит.

Следует отметить, что в трансформации российской политической элиты не последнюю роль сыграло разочарование населения в результатах ее деятельности. Реакция населения на действия элиты в переходные эпохи отражает стремление получить все «здесь» и

Политическая элита в эпоху трансформаций

19

сейчас» [3, с. 77], что чаще всего становится причиной недовольства ее действиями и недоверия к ней. Это не ис-

ключает и беспомощности элиты перед лицом новых требований и вызовов эпохи.

Таблица 1

Механизмы создания политической элиты в России на различных этапах ее исторического развития

Этапы формирования российской политической элиты

Механизмы формирования

Каналы рекрутирования

I этап 1985-1991

- стихийный (неупорядоченный) характер рекрутирования в элиту;

- влияние на процесс рекрутирования борьбы за власть;

- политический плюрализм;

- отбор через свободные выборы;

- оппозиция партийно-советской номенклатуры;

- «номенклатурная приватизация»;

- класс управляющих политиков превратился в класс собственников

- основной канал рекрутинга -гильдийский (назначенческий), переход к антрепренерскому (электоральный);

- общественно-политические движения;

- бывшая партийно-советская номенклатура (представители высшего и среднего звена руководства);

- личная преданность руководству;

- пополнение элиты «по должности» и по личным связям;

- принадлежность к либеральным кругам_

II этап 1991-1999

- влияние на процессы рекрутирования в политическую элиту теневых групп, появившихся олигархов посредством лоббирования их интересов;

- механизмы назначения и выборов в регионах;

- неупорядоченное представление частных интересов;

- попытки самоорганизации, формирование «команд» с целью объединения усилий для социально-политического управления, баланс разных политических сил, структурирование элит по корпоративному принципу;

- дистанцирование местных элит от Центра, формирование региональных элит;

- плюралистичность, включающая разнообразные формы организации элитных групп с преобладанием таких форм, как клиентелы и политико-финансовые группы;

- политическое просвещение населения (особенно молодежи);

- дифференциация регионов по партийным предпочтениям_

- основной канал рекрутинга - антрепренерский (электоральный);

- сохранение каналов рекрутирования предыдущего периода;

- образование «коридора возможностей» для представителей среднего и малого бизнеса, представителей олигархии, этнических групп, молодых реформаторов;

- пополнение элиты выходцами из провинции, управленцами и интеллигенцией

20

Л. Г. Титова, О. Н. Титова

Этапы формирования российской политической элиты Механизмы формирования Каналы рекрутирования

III этап 2000-2004 - механизм выстраивания вертикали власти; - стремление Центра взять под контроль региональные элиты: назначение губернаторов, создание института полномочных представителей, силовиков и «назначенцев»; - бюрократизация элиты, усиление ограничений проникновения «чужих» в элиту; - механизм обновления элиты; - дифференциация регионов по партийным предпочтениям - основной канал рекрутинга - антрепренерский (сохранение электорального и появление назначенче-ского каналов); - представители интересов бизнеса и бюрократии; - пополнение элиты представителями неформальных групп влияния; - электоральное пополнение в элиту; - молодежные общественно-политические движения; - региональные Молодежные Правительства и Парламенты

IV этап с 2005 г. по настоящее время - механизм институционализации политической элиты; - укрепление властной вертикали, рост административного ресурса; - формализация электорального процесса; - осуществление персональных перестановок внутри элитного корпуса; - пассивность законодательных собраний, общественной палаты, усиление влияния коррупционных групп; - усиление влияния лобби крупного бизнеса в законодательных собраниях; - сокращение роли в элите представителей гражданского общества, вытеснение бизнесом представителей из других социальных страт (учителей, врачей, военных); - бюрократизация молодежного пополнения элит; - региональные механизмы формирования кадрового резерва политической элиты; - влияние политтехнологов на электорат и имидж представителей политической элиты; - сформированная нормативно-правовая база, нацеленная на формирование кадрового резерва политической элиты - основной канал рекрутинга - ан-трепренерско-гильдийный (ослабление электорального и усиление назначенческого); - чиновничий аппарат региональных администраций; - лидеры и члены партии «Единая Россия»; - крупные экономические акторы; - скрытые каналы рекрутирования; - молодежные общественно-политические движения; - региональные Молодежные Правительства и Парламенты

Политическая элита в эпоху трансформаций

21

В распоряжении политической элиты находятся различные ресурсы: экономические, военные, информационные, административные, организационные, интеллектуальные, которыми ей предстоит научиться пользоваться в полной мере. Особо выделяется кадровый ресурс, который характеризует субъектов политической власти с точки зрения их ориентированности на общественные задачи, а также - поколенче-ский ресурс как фактор обновления элит.

Относительная самостоятельность регионов инициировала формирование элиты регионального типа, отличительной особенностью которой является необходимость выполнять административно-хозяйственный функции на местах, следовательно, реализовывать в той или иной степени потребности населения. Критерием формирования и функционирования региональной элиты становятся такие показатели, которые определяются эффективностью выполнения административно-хозяйственных функций, повышением качества жизни населения региона, связью с центральной властью (поддержкой в соответствии со степенью трансляции центральной политики в регионе). Необходимо учитывать двойственный характер зависимости региональной элиты - от центральной власти и от потребности в укреплении и развитии региона. В связи с этим определились два основных канала рекрутирования в региональную элиту - электоральный и назначенческий. Специфика местной элиты - в удаленности от влияния Центра и зависимости от распределения сил в местных легислатурах.

Анализ региональных механизмов формирования и каналов рекрутирования политической элиты позволяет

утверждать, что общественно значимыми механизмами для субъекта РФ являются эффективная государственная молодежная политика в регионе; сформированная нормативно-правовая база, нацеленная на формирование кадрового резерва политической элиты; система определения кадровых ресурсов политической элиты и их подготовка; организация практической деятельности молодежи в рамках Стратегии развития региона.

На уровне субъекта РФ основной канал рекрутирования носит антрепренер-ско-гильдийный характер, что присуще рекрутингу политической элиты России в целом. Его особенностью является ослабление электорального канала рекрутирования и укрепление назначенче-ского канала.

В процессе формирования политических элит в России особое место занимает проблема поиска и подготовки, создания кадрового потенциала политической элиты для осуществления эффективного политического управления, который способен решать задачи демократизации страны. Типичным для субъекта Российской Федерации каналом рекрутирования представителей молодого поколения можно считать молодежные общественно-политические институты.

Развитие человеческого ресурса как кадрового потенциала российской политической элиты должно являться неотъемлемой частью государственной политики в целом и молодежной политики, поскольку кадры действительно «решают все». Повышению профессиональной компетентности представителей политической элиты способствует система поиска кадрового потенциала и его развития посредством политического образования и гражданского воспи-

22

Л. Г. Титова, О. Н. Титова

тания. Повышение общей культуры и профессионализма политической элиты определяет необходимость не только ротации кадров, но и внутренней перестройки системы подготовки, обновления ее содержания. Обучение будущей элиты можно считать модернизацион-ным проектом российского общества [1, с. 40]. Значимую роль в формировании кадрового резерва играют молодежные объединения, организации, политические институты.

В заключение следует подчеркнуть, что становление элиты нового типа -вопрос времени, однако чем дальше отодвигается от нас появление новых сил в политике, тем с большей вероятностью в российском обществе будут вызревать чувства неудовлетворенности, пессимизма и разочарования, которые сопровождаются конфликтами между властью и обществом. Гражданское прозрение нации может стать толчком для новой трансформации элиты, следующим этапом ее развития.

Библиографический список

1. Андреев, А. Л. Образование в российском социуме: модернизационный проект // Грани российского образования. - М. : Центр социологических исследований, 2015. - 644 с.

2. Буренко, В. И., Меркулов, В. В., Пеньковский, Д. Д., Раков, Л. Е. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества. - М. : Национальный институт бизнеса, 2003. - 453 с.

3. Делокаров, К. Х. Глобализация как проблема современной цивилизации / Стратегия устойчивого развития в контексте политических процессов XXI столетия : коллективная монография / под ред. А. И. Костина. - М. : Изд-во Московского университета, 2018. - 320 с.

4. Жаворонков, А. В. К проблеме образов политиков в массовом сознании (опыт измерения за 1999-2016 гг.) // Социологическая наука и социальная практика. - 2018. - № 2(22). - С. 70-93.

5. Попова, О. В. Современная российская региональная политико -административная элита глазами экспертов // Элитология России: современное состояние и перспективы развития : материалы первого всероссийского элитоло-гического конгресса с международным участием, 7-8 октября 2013 г., Ростов-на-Дону ; ред.-изд. гр. : В. В. Рудой (руков.) и др. Том 1. - Ростов н/Д. : Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013. - 928 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Самсонова, Т. Н. Консолидация современного российского общества как фактор его устойчивого развития // Стратегия устойчивого развития в контексте политических процессов XXI столетия : коллективная монография / под ред. А. И. Костина. - М. : Изд-во Московского университета, 2018. - 320 с.

References

1. Andreev, A. L. Obrazovanie v rossijskom sociume: modernizacionnyj proekt // Grani rossijskogo obrazovaniya. - M. : Centr sociologicheskih issledovanij, 2015. -644 s.

2. Burenko, V I., Merkulov, V. V., Pen'kovskij, D. D., Rakov, L. E. Vlast' i predprin-imatel'stvo v kontekste politicheskoj kul'tury rossijskogo obshchestva. - M. : Nacion-al'nyj institut biznesa, 2003. - 453 s.

Политическая элита в эпоху трансформаций

23

3. Delokarov, K. H. Globalizaciya kak problema sovremennoj civilizacii / Strategiya ustojchivogo razvitiya v kontekste politicheskih processov XXI stoletiya : kollektivnaya monografiya / pod red. A. I. Kostina. - M. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018. - 320 s.

4. Zhavoronkov, A. V K probleme obrazov politikov v massovom soznanii (opyt izmereniya za 1999-2016 gg.) // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. -2018. - № 2(22). - S. 70-93.

5. Popova, O. V. Sovremennaya rossijskaya regional'naya politiko-administrativnaya ehlita glazami ehkspertov // Ehlitologiya Rossii: sovremennoe sos-toyanie i perspektivy razvitiya: materialy pervogo vserossijskogo ehlitologicheskogo kongressa s mezhdunarodnym uchastiem, 7-8 oktyabrya 2013 g., Rostov-na-Donu 4 ; Red.-izd.gr.: V. V. Rudoj (rukov.) i dr. Tom 1. - Rostov n/D. : Izd-vo YURIF RANHIGS, 2013. - 928 s.

6. Samsonova, T. N. Konsolidaciya sovremennogo rossijskogo obshchestva kak faktor ego ustojchivogo razvitiya / Strategiya ustojchivogo razvitiya v kontekste politicheskih processov XXI stoletiya: Kollektivnaya monografiya / Pod red. A. I. Kostina. - M. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2018. - 320 s.

24

fl. r. Tumoea, O. H. Tumoea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.