Научная статья на тему 'Политическая элита Тамбовской области как суггестор региональной идентичности'

Политическая элита Тамбовской области как суггестор региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
347
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ELITE / REGIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулаков С. В.

В данной статье рассматриваются основные средства региональной идентичности, которые используются региональной политической элитой Тамбовской области. Большое внимание уделяется стратегии регионального брендинга данного субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кулаков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political elite of the Tambov region as a suggestor of the regional identity

The article considers basic means of the regional identity used by the regional political elite of the Tambov region. Great attention is paid to the strategy of the regional branding of this subject of RF.

Текст научной работы на тему «Политическая элита Тамбовской области как суггестор региональной идентичности»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУГГЕСТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ1

КУЛАКОВ Сергей Вячеславович

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия,

научный сотрудник Центра исследования политических трансформаций, e-mail: culackow.serzh@yandex.ru

В данной статье рассматриваются основные средства региональной идентичности, которые используются региональной политической элитой Тамбовской области. Большое внимание уделяется стратегии регионального брендинга данного субъекта РФ.

Ключевые слова: элита, региональная идентичность.

Постановка научной проблемы

В последние годы в научном мире активизировались исследования региональной идентичности. Сферами интересов ученых являются многие проявления феномена - начиная от самосознания жителей территории и заканчивая геральдической символикой. В данной статье мы попытаемся проанализировать основные средства, используемые властной элитой Тамбовской области в политике идентичности, выявить основные ее направления и стратегии.

Ситуация относительной региональной идентичности Тамбовской области к ноябрю 2014 г.

Любая форма идентичности основывается на некоторой традиции, а если же их нет, то политические акторы стремятся создать и ввести их в общественный оборот. Деятельность суг-гесторов идентичности направлена на создание общезначимых идеологем и приемов в политической повестке дня региона [1: 168-170]. Продолжительность и эффект идеологем зависит от

1 Статья написана в рамках проекта «Власть партии versus «партия власти»? Сравнительное исследование кадровой политики, механизмов, каналов и «лифтов» элитного рекрутинга, управленческих кадров послевоенного СССР (1946-1991 гг.) и постсоветской России (1991-2016 гг.)», поддержанного РГНФ. Грант № 14-33-01017 (руководитель - Д.Г. Сельцер).

выбранной стратегии политического поведения и проекции лингвистических единиц в социум региона через СМИ. Наиболее часто в данной сфере региональными политическими элитами используются приемы «символического менеджмента». Для изучения указанной проблематики в Тамбовской области был проведен контент-анализ ряда официальных документов, выступлений официальных лиц, сообщений с новостных лент региональных информационных ресурсов.

Одним из наиболее важных источников получения информации является ежегодное Послание к депутатам Тамбовской областной думы главы администрации Тамбовской области О.И. Бетина. Для анализа последних тенденций политики идентичности были взяты последние 5 документов (2009-2013 гг.). По большей части, эти документы носят характер ежегодной отчетности о проделанной работе в социально-экономической сфере. Но тем не менее в них можно выделить «средства региональной идентичности», «символы», благодаря которым формируется идентичность жителей Тамбовской области. Одной из магистральных линий всех исследованных документов стало то, что губернатор позиционирует свой регион как занимающий одни из самых высоких позиций по стране в сфере инвестиционной привлекательности [2]. О.И. Бетин многократно отмечает работу региональных программ поддержки предприятий из бюджета субъекта. В частности, в посланиях депутатам местной думы он отмечает случаи, когда власти Тамбовской области напрямую приходят на помощь предприятиям, испытывающим финансовые трудности (например: «В самых критических случаях были приняты решения по прямому вхождению администрации области в собственность и капиталы предприятий. Это было сделано в отношении Новотомниковского конезавода...») [3]. Во всех проанализированных посланиях к корпусу Тамбовской областной думы выделяется присутствие в риторике губернатора вербальной лексики, ссылающейся на приводимые практические примеры, которые показывают экономический успех региона. То есть, О.И. Бетин позиционирует субъект как территорию успеха.

Определенно присутствует стремление высшего руководства области сформировать некую коллективную самоиденти-

фикацию жителей территории, основанную на символе успешно развивающейся Тамбовщины. Широкая представленность соответствующего информационного потока в медиаполе влияет на уровень электоральной поддержки областных властей и соответственно на ситуативную политическую идентичность, сужает социальную базу протестных настроений [4].

Риторика и средства региональной идентичности,

применяемые властной элитой Тамбовской области

Ключевой темой в риторике региональных политических деятелей (областного и районного масштаба) является развитие сельского хозяйства. В частности, во всех губернаторских посланиях присутствуют отчеты о новых введенных в строй предприятиях АПК, росте показателей сбора урожая, производства животноводческого комплекса и т.п. С 2010-2011 гг. в политическом дискурсе тамбовской элиты превалирует тема формирования в области центра продовольственной безопасности России. Так, в последние годы в политическом дискурсе присутствует агропромышленный бренд «Зеленая долина», что органично укладывается в концепцию создания в регионе центра как российской, так и мировой продовольственной безопасности. В позиционировании «Зеленой долины» активнейшее участие принимают представители высшей политико-административной и экономической элиты области. Более того, функционирует ряд сайтов, порталов в сети Интернет, освещающих работу проектов АПК в Тамбовской области [5]. «Зеленая долина» фигурирует в выступлениях и других местных политиков. Начальник Управления сельского хозяйства Тамбовской области А. В. Аксенов отмечает: «Такой системы мелиорации, как в «Зеленой долине», нет нигде в нашем регионе. Но нам бы хотелось широко распространить этот опыт...» [6]. Чиновник здесь также ведет речь о проекте как о «визитной карточке» региона.

Другой группой символических средств формирования идентичности выступает апелляция к выдающимся личностям, которые были рождены либо жили на территории современной Тамбовской области (например: «...мы живем на земле, которая

родила А.М. Герасимова и М.Н. Мордасову, что мы принадлежим к нации С.В. Рахманинова и И.А. Шатрова...») [7].

В качестве еще одного символа Тамбовской области региональной элитой позиционируется г. Мичуринск как единственный в стране наукоград аграрного направления. Одним из ключевых акторов локального уровня в продвижении «бренда» Мичуринска-наукограда выступал его глава - В.Н. Макаров. В его риторике, статьях и выступлениях большое внимание уделяется разработке экологически чистых продуктов, а также лидирующим позициям в области по созданию рабочих мест, главным образом в сельскохозяйственной отрасли [2]. Несмотря на то, что работа ведется по ряду направлений, ключевым является именно агропромышленное. Стоит выделить цепочку символических средств идентичности: «Зеленая долина» как символ продовольственной безопасности в рамках Тамбовщи-ны; Тамбовская область - символ продовольственной безопасности России.

На основе вышесказанного можно говорить о том, что тамбовские региональные политики используют скрытые вербальные формы коммуникации. Говоря о преимуществах Тамбовской области, ее социально-экономических успехах, деятелях культуры, искусства, делается лингвистический посыл, направленный на повышение чувства собственной значимости у населения субъекта - основы феномена идентичности.

На основе проведенного анализа информационно-политических посылов представителей тамбовской властной элиты, их можно определить как брендинг территории. Руководство региона, по всей видимости, стремится создать образ благополучной жизни и динамичного развития субъекта и «продавать» его как вовне, так и внутри. Основные цели здесь могут заключаться в следующем: во-первых, создание инвестиционно привлекательного климата; во-вторых, легитимация и повышение электоральной поддержки местной элиты; в-третьих, учитывая дотационный характер нашего региона, для тамбовских властей важна легитимация в глазах центральной власти через демонстрацию как высоких электоральных показателей, так и эффективного регионального брендинга.

Активность в сфере территориального брендинга Тамбовской области в последнее время резко увеличилась. В частности, политическая элита Тамбовской области, в лице областной администрации, сотрудничает с консалтинговой фирмой «Дарс Консалтинг» по ряду направлений. Среди них: «Брендинг в области культуры и искусства», «Координация работ по подготовке информационных материалов для проекта «Международный брендинг Тамбовской области», «Развитие инвестиционного потенциала Тамбовской области», «Брендинг Тамбовской области как туристического направления», «Брендинг в области образования, науки, опыт сотрудничества с научными кругами в России и в мире, практика проведения научных мероприятий, конференций в Тамбовской области» и др. [8].

Современная политическая элита Тамбовской области очевидно не стремится формировать региональную идентичность через противопоставление Центру или подчеркивание отличий субъекта и его жителей, а использует «мягкую» тактику регионального брендинга в качестве политики идентичности.

Выводы

1. Территориальный брендинг Тамбовской области занимает важное место в риторике региональной элиты.

2. Основой брендинговой стратегии является формирование образа региона как «территории успеха».

3. Основной задачей политической элиты области является создание привлекательного инвестиционного климата.

4. В последние годы возросла общая направленность на конструирование образа области.

5. Региональная политическая элита в реализуемой политике идентичности подчеркивает единство области и России, выделяя общее, характерное для всей страны и не подчеркивая особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туровский Р.Ф. Кризис российской региональной элиты // Властные элиты современной России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. С. 167-187.

2. Дирекция по реализации Программы развития города Мичуринска как наукограда Российской Федерации. URL: http://naukograd-michu-rinsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8&Itemid=101

3. Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru/betin/events/duma/ 2010.html

4. Капицын В. Смыслы политической идентификации // Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://rospolitics.ru/229-smysly-politicheskoy-identifikacii.html

5. Тамбовщина как центр продовольственной безопасности, где социальная политика является приоритетом // Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru/press/news/archive/article-1304067706.html

6. Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru/press/news/view/ article-1371451471.html

7. Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru/betin/events/duma/ 20125.html

8. Администрация Тамбовской области и российское подразделение британской консалтинговой компании «Дарс Консалтинг», специализирующейся на вопросах прикладного маркетинга, провели двухдневный семинар с участием органов исполнительной власти, организаций и предприятий Тамбовской области // Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru/site/mms/files/11_Dars.pdf

POLITICAL ELITE OF THE TAMBOV REGION AS A SUGGESTOR OF THE REGIONAL IDENTITY

Kulakov Sergey Vyacheslavovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Research Scientist of the Centre for Political Transformation Studies, e-mail: culackow.serzh@yandex.ru

The article considers basic means of the regional identity used by the regional political elite of the Tambov region. Great attention is paid to the strategy of the regional branding of this subject of RF.

Key words: elite, regional identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.