П.И. Чернецов
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Решающее значение в процессе профессионального самоопределения, трудового становления молодежи, воспитания у нее трудолюбия принадлежит политехническому образованию, приобретаемому в период школьного обучения. Реализация социально-экономических реформ и связанных с ней изменений производственных отношений вызывает необходимость пересмотра концептуальных положений трудовой политехнической подготовки учащихся. Это связано с объективной необходимостью пересмотра подходов к трудовой и нравственной подготовке молодежи, воспитанию у нее трудолюбия. Политехническое образование является объективной основой воспитания трудолюбия, неотъемлемой частью современного образования школьников, необходимым образовательным минимумом для их взрослой жизни. Все основные, жизненные проблемы человека могут быть обеспечены его трудолюбием и политехнической образованностью, сочетающей в себе глубокие политехнические знания с высокой нравственностью и духовностью. Образование, получаемое на широкой политехнической базе, дает возможность учащимся овладеть знаниями основ материального производства, комплексом научных законов, действующих в объектах техники и технологических процессах, ориентироваться в основных отраслях современной индустрии и их взаимосвязях. Наряду с этим политехнизация значительно сокращает различия между общеобразовательными и специальными (профессиональными) знаниями учащихся, способствует профессионально-трудовой «гибкости» и «устойчивости» выпускников школы, овладению ими на основе многостороннего политехнического подхода смежными или новыми специальностями, обогащаегх трудовую деятельность людей интеллектуальным содержанием.
Обращение к истокам политехнизма, его возникновению и развитию, свидетельствует, что, начина* с периода своего зарождения и до настоящего времени, он был и остается неотделимым от производительного труда и профессиональной деятельности людей. Положение же о том, что трудолюбие человека формируется и проявляется в деятельности и через деятельность является краеугольным камнем в решении этой проблемы. Отсюда можно сделать вывод о том, что политехнизм является одним из основ воспитания трудолюбия.
Важнейшая роль в системе воспитания трудолюбия принадлежит политехническим знаниям и умениям. Трудолюбие свойственно личности, располагающей достаточным запасом таких знаний и умений. Формировать политехнические знания и умения у школьников призвано трудовое обучение и производительный труд, тесно связанные с основами наук. Однако обращение к педагогическому опыту школ показывает, что трудовая подготовка учащихся не базируется на научно-теоретических знаниях, приобретаемых при изучении основ наук и не выполняет систематизирующего назначения в системе воспитания трудолюбия. В содержании трудового обучения не отражается современное производство в целостном виде, а политехнические знания учащихся представляют зачастую конгломерат ничем не связанных между собой, разобщенных сведений, которые школьники не умеют применять на практике.
Сложившееся положение свидетельствует о необходимости принципиально нового подхода к практике организации политехнического образования, к определению направлений его дальнейшего совершенствования.
На современном этапе одновременно существует несколько подходов к политехническому образованию школьников. Среди них следует указать.
Дисциплинарный, или разнопредметный подход, рассматривающий в различных школьных дисциплинах отдельные политехнические проблемы, которые ближе к той или иной области знаний.
Межпредметный подход, предусматривающий узкую межпредметную связь родственных дисциплин при рассмотрении перекрестных политехнических проблем. Межпредметный подход - один из руководящих принципов политехнического образования. Школьное и внешкольное обучение в этой области ведется в рамках отдельных отграниченных друг от друга дисциплин, в результате чего создается искаженное и неполное представление о сложной системе взаимодействий и взаимовлияний политехнических знаний.
Объективной предпосылкой межпредметного подхода является интеграция научного знания. Усиление взаимосвязи общественных, естественных и технических наук представляет собой одну из магистральных тенденций развития современного научного знания вообще и политехнического образования в частности. Политехническое образование, в основе которого лежит усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, не может происходить в рамках только отдельного учебного предмета.
Политехническое образование за счет интегрированного характера своего содержания способствует преодолению разобщенности учебных предметов.
Своеобразие участия каждого предмета в решении задач политехнического образования очевидно. Однако роль и значение каждого из них полностью еще не раскрыто. Одни педагоги не выделяют какого-либо ведущего предмета в политехническом образовании, признавая их равное значение, которое они определяют через участие в формировании ведущей идеи и разных аспектов политехнизма. Другие, и их большинство, при условии меж-предметносги выделяют ведущую роль учебных дисциплин естественно-математического цикла.
В условиях школьного образования такой подход получает свое отражение в системе межпредметных связей, которые рассматриваются в дидактике как один из принципов и как условие, позволяющее вычленять наиболее ценные для формирования мировоззрения учащихся обобщенные компоненты образования. Актуальность межпредметных связей в политехническом образовании обусловлена его задачами, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания.
Взаимодействие различных областей знания в политехническом образовании может быть обеспечено системой организационных форм межпредметного характера. Межпредметные уроки, комплексные экскурсии, лекции, семинары по политехнической проблематике позволяют рассмотреть философские, социально-экономические, технические, нравственно-эстетические и другие аспекты политехнизма.
Междисциплинарность применительно к политехническому образованию употребляется в широком смысле. Она распространяется на процесс не только обучения, но и воспитания. Все это содействует вычленению главного содержания политехнического образования (познавательного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов), его распределению в отдельных учебных предметах.
Однако эти программные требования не удается реализовать в должной мере в условиях классно-урочной формы организации учебной деятельности учащихся. Для воспитания подлинно трудолюбивых людей назрела необходимость усилить связь школьных предметов с реальной жизнью. Реализация реформы общеобразовательной и профессиональной школы связана не только с усилением политехнического образования и увеличением удельного веса прикладных знаний в структуре учебных предметов, но и с улучшением организации самостоятельной деятельности школьников в реальных учебных и трудовых ситуациях. Это позволит обогатить жизненный опыт учащихся личным участием в использовании политехнических знаний. В естественных условиях легче создать обучающие ситуации, в которых бы развивались не только навыки и умения, но и нравственные качества ученика. Тем самым взаимное дополнение знаний и деятельности в естественной среде обеспечивает единство и взаимосвязь теоретических и практических подходов в политехническом образовании учащихся. Это прямо соотносится и с задачами общего образования. Таким образом, воспитание трудолюбия у учащихся на основе межпредметного подхода к их политехническому образованию предполагает:
• единство целей, задач и принципов политехнического образования;
• конкретизацию цели политехнического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление не1 а-тивного отношения к груду и формирование ответственного отношения к нему, раскрытие политехнического содержания дидактических принципов воспитания, обоснование -лл специфических особенностей для политехнического образования;
• раскрытие сложной структуры ответственного отношения к труду как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к трудовой деятельности.
• характеристику отношения к труду как составного элемента мировоззрения личности.
Естественно-научный подход, предполагающий изучение политехнических проблем поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете по различным направлениям.
По мнению некоторых ученых (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина Н.М.Мамедов и др.), всестороннее развитие личности есть процесс вхождения ее в мир отношений в обществе, процесс освоения культуры, которая опосредует эти отношения. Отношение к труду является универсальной формой связи и взаимной зависимости личности и общества. Ответственное отношение к труду должно формироваться как устойчивая черта характеристики личности, основанная на разумном и глубоком понимании роли труда в жизни человека, его ценности. Для человека, воспринимающего труд как ценность, он становится потребностью. Система потребностей составляет ядро личности.
Потребность в труде присуща человеку органически, ибо труд создал человека. Активность в труде включает все проявления активности и чисто биологическую активность темперамента, и социальную активность. Потребность в труде включена в структуру как биологических, и связанных с ними материальных потребностей, которые удовлетворяются в труде и через труд, так и идеальных (духовных, культурных) потребностей познания мира, смысла жизни, назначения существования. В этом социальном контексте важнейшими условиями формирования ответственного отношения к труду, трудолюбия человека являются обеспечение взаимосвязей содержания политехнического образования и основных направлений воспитания, активизация разнообразной трудовой деятельности учащихся, мобилизация всего педагогического коллектива на решение задач политехнического образования.
Основными принципами такого подхода к политехническому образованию учащихся с целью воспитания у них трудолюбия могут быть следующие.
Единство познания. Переживания действия. Этот принцип отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к труду. Формирование ответственного отношения к труду, трудолюбия в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство усвоения научных знаний о взаимодействии человека, общества и социальной среды с чувственным восприятием результатов труда. Для воспитания трудолюбия как общественно ценного качества личности человека необходимо не только воздействовать на сознание, чувства волю учащихся, но и организовывать накопление ими определенного социально значимого личного опыта действия и поведения. Совершенно очевидно, что для этого требуются педагогически организованные визы ученической деятельности, моделирующие в трудовых ситуациях определенное отношение к труду.
Принцип прогностичности на практике в первую очередь предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей - думай о себе, помни о Родине. Принцип прогностичности ориентирует учащихся на ознакомление с вариантами перспективного состояния рынка труда, в котором им предстоит жить, со взглядами людей, которые своим трудом насыщают этот рынок. Чтобы усилить доказательность реальности прогнозов тех или иных изменений на рынке труда в ближайшее и перспективное время, необходимо не только знакомить учащихся теоретически с конечными выводами науки, но и вовлекать в доступные дня школьников способы научного исследования, связанные с местом конкретного проживания.
Взаимосвязь глобального, национального и местного уровней политехнических проблем, реализация этого принципа усиливает связь школы с жизнью, способствует развитию у детей широкого комплексного взгляда на проблемы взаимодействия с социальной средой и трудовой деятельностью.
Овладение политехническими знаниями неотделимо от понимания самих политехнических проблем, которые создают кризисные ситуации во взаимодействии человека и социальной среды. Отбор учебного материала в таком сочетании направлен на открытие диалектики политехнических проблем, которые зарождаются в местных условиях, вырастают до масштабов страны и в конечном счете могут приобретать всеобщий характер. Важно
подвести учащихся к выводу о том, что возникновение многих трудовых проблем зависит от практического поведения самого человека. Знание этих проблем выступает своего рода мотивацией к соблюдению определенных правил в личном поведении. Все это содействует развитию потребности политехнически грамотного поведения в повседневной жизни.
Интегративно-гуманитарный подход (авторы Л.В.Тарасов, Н.В.Кочубей, Т.А.Пушкарева, Д.Г.Разумовский) предполагает осознание единства природы и человека и роли труда при этом. Основная цель нового образования - это дать учащемуся некий набор знаний, сформировать комплекс разнообразных умений. Научить его вести себя в различных жизненных ситуациях, что должно обеспечить развитие личности, а это есть ни что иное как развивающее обучение, политехнизация, интеграция, демократизация, гуманизация образования, ориентация на новые идеи в содержании. Сам термин «развитие» достаточно объемный и многозначный, но в более узком понимании развитие учащихся идет в процессе приобретения знаний. Поэтому в определенном смысле важны не приобретенные знания и умения, а сам процесс обучения, во время которого совершается развитие личности ребенка. Политехнизация образования разрушает стереотип человека-завоевателя с позицией постороннего наблюдателя и дает возможность перехода к позиции непосредственного участника трудовой деятельности. Интеграция образования должна формировать представление о целостном развивающемся мире, с внутренним единением естественно-научной, гуманитарной ветвей образования.
Новые идеи в содержании образования подразумевают, по мнению Л.В.Тарасова и Д.Г.Разумовского, идею вероятностных закономерностей самоорганизующихся открытых систем (синэнергетика), а также идею компьютеризации обучения. Слово «синэнергетика» в переводе с греческого означает совокупное действие, содействие, сотрудничество. Введен в науку недавно немецким ученым Г.Хакеном. Он назвал новую дисциплину синэнер-гетикой не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому что для нахождения общих принципов управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин. По выражению «отца синэнергетики», важно не только исследование кооперативного действия многих элементов, но и сотрудничество ученых, работающих в различных областях научного знания.
Синэнергетика как новое научное направление представляет интерес с философской точки зрения. Это объясняется прежде всего тем, что синэнергетика позволяет дать адекватное современному научному познанию философии описание и толкование концепциям развития, которые отрабатываются частными науками. Происходит это благодаря выделению общей проблемы - проблемы самоорганизации, которую изучают частные науки. Таким образом, в данном случае происходит не просто интеграция или объединение идей и методов конкретных наук, а выявление общей концепции, которая лежит в основе форм самоорганизации. В педагогике идеи синэнергетики дают возможность объединить содержание образования, формы и методы обучения и способы отношений между субъектами.
Интегративно-гуманитарный подход в политехническом образовании подразумевает одновременно интеграцию и гуманитаризацию процесса обучения. Этот подход в обучении, по мнению многих авторов, предполагает
такое построение содержания и методов обучения, чтобы были реализованы следующие принципы:
Принцип личного восприятия - это затрагивает лично меня так или иначе проходит через меня, поэтому я не могу остаться к этому безразличт ным. Здесь я уже не сторонний наблюдатель, а заинтересованный участник. Возможны два варианта - это затрагивает меня в действительности, реально. Это затрагивает меня в моем воображении. Я представляю себя в некой воображаемой ситуации.
Принцип сопричастности - этого достигли люди, значит, это доступно и мне. Я человек, поэтому мне не могут быть безразличны достижения других людей. Ведь в конечном счете, это мои достижения, я могу быть таким же и добиться таких же достижений. В принципе я тоже мог бы этого достичь. Поэтому мне интересно, как этого достигли другие.
Принцип глобального восприятия - это нужно знать всем, а значит, и мне. Это выходит за рамки привычных представлений, поражает неожиданностью и значительностью выводов, широтой обобщений. Очевидно, это надо знать каждому человеку независимо от того, чем он занимается в жизни. Я не хуже других, я тоже должен знать это.
Принцип ориентации на консенсус - я признаю за другими право иметь другую точку зрения, я полагаю, что разные точки зрения могут сосуществовать, ведь они могут отражать разные стороны действительности, соответствовать разным моделям. Значит, я внутренне настроен не на конфронтацию, не на противоборство, а на поиск согласия, то есть консенсус.
Принцип личной ответственности - я несу ответственность за последствия своей деятельности. Моя польза, мой труд не должен оборачиваться вредом для других. Я должен всегда помнить, что в мире я не один. Более того, я должен думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Сегодняшняя выгода сомнительная, если она грозит ущербом в будущем.
Ценностный подход. В связи с кризисом геополитической ситуации, духовным и экономическим императивом в нашем обществе, необходимостью переоценки ценностей, изменения их иерархической системы, утверждения приоритета общечеловеческого в общественном сознании, образование должно содержать не только узкоспециальную подготовку, но и формировать одухотворенную личность, воспитывать гражданские качества, трудолюбие, готовить его жить в быстро меняющемся мире, учить принимать эффективные решения.
В этом социальном аспекте, по мнению А.В.Кирьяковой, особо значимыми являются проблемы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей общества, в себе самом, в своих возможностях, в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы. Понятие « ориентация» употребляется в ряде наук и связано с определением местонахождения или выбором направления движения.
Ориентация в прямом смысле - это умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной общественной и другой деятельности в определенную сторону. Педагогический смысл термина, по мнению А.В.Кирьяковой, происходит от многозначного его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, обозначающих процесс и результат.
Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний и умений в определенной области, подразумевает то, что приобретенный человеком уровень знаний и освоенные им способы познания действительности являются лишь своеобразным базисом, фундаментом построения поиска, развития углубления имеющихся представлений и умений. Ориентация в этом смысле предполагает наличие эмоционального состояния мысли действия. Оно противопоставлено робости, сомнениям и положительно окрашивает деятельность и формируемое качество.
Ориентация как процесс - это проектирование действия от замысла до результата. Точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении с планами и жизненными целями. Ориентация - необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности, особенно трудовой. Ориентация школьников на ценности органично вплетена в ткань педагогического процесса. Следовательно, имеет все присущие ему черты и закономерности, но тем не менее ей присущи специфические функции, обеспечивающие формирование ценностного отношения школьников к трудовой деятельности и построение на этой основе жизненных перспектив.
Для педагогики, на наш взгляд, продуктивен динамический подход, позволяющий изучать поведение и деятельность человека в развитии. С этой точки зрения можно предположить, что процесс ориентации - сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развивающийся по спирали. Это процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения. Первая фаза этого процесса представляет собой присвоение личностью ценностей. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ори-ентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Вторая фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредотачивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процессе развития трудолюбия вплетается самосознание, процесс воспитания трудолюбия приобретает качественно новые характеристики, происходит стабилизация воспитуемого качества. Третья фаза - прогноз, проектирование, что обеспечивает развитие данного качества. На этой стадии развития процесса воспитания трудолюбия происходит согласование, систематизация основных свойств трудолюбия как интегративного качества.
Теоретической основой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования. Важно отметить, что на всех этапах развития воспитуемого качества все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы этого процесса и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив его воспитания.
Наполняемость фаз процесса воспитания данного качества зависит от множества факторов, от диапазона ценностного познания, от способности к прогнозированию, глубины самооценки, рефлексии. Причем наиболее осязаемыми являются возрастные проявления (возрастные возможности) школьника.
На всех уровнях развития процесса воспитания трудолюбия функционируют одни и те же механизмы этого развития: поиск - оценка - выбор -проекция. Определяя концептуальную сущность термина, мы подчеркиваем
как психологическую его основу, так и педагогическую их сущность, а следовательно, и реальную возможность воздействовать на развитие этих механизмов в специально организуемых ситуациях жизнедеятельности школьника. В данном случае педагог может целенаправленно способствовать развитию механизма поиска, оценки, выбора, проекции в педагогически целесообразно организуемых ситуациях. При помощи изучения действия механизмов процесса воспитания мы вскрываем потенциальные возможности обеспечения оптимальных условий их функционирования. Находим способ взаимодействия педагога и школьника в процессе воспитания данного качества.
Важно подчеркнуть, что трудолюбие относится к числу таких качеств личности, значение которых особенно велико как для самого человека, так и для всего общества. Истоки формирования данного качества следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре. В особенностях классового и социально-группового сознания той среды, в которой формируется человек как социальная индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность человека. На это указывают социологи. В частности, это подчеркивает профессор В.АЛдов.
Таковы общие подходы и принципы воспитания трудолюбия как ин-тегративного качества личности на основе политехнического образования. Рассмотренные подходы не являются новыми для дидактики. Такие подходы можно рассматривать к экономической, правовой и любой другой стороне образования школьников. В частности, Е.В.Гривко рассматривает такой подход к решению проблемы формирования эколого-гуманистического Образа Мира (см. Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистичесакого Образа Мира // Материалы всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 1997). Мы же рассматриваем указанные подходы к политехническому образованию школьников как основу воспитания у них трудолюбия, полагая что такие подходы обусловливают эффективность решения данной проблемы.