Научная статья на тему 'Полисубьектное образование и интерактивная Педагогика: компетентность педагога'

Полисубьектное образование и интерактивная Педагогика: компетентность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER'S HUMANISTIC POTENTIAL / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИСУБЬЕКТНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ / INTERPERSONAL INTERACTION / POLYSUBJECTIVE INTERACTION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Автор рассматривает значимость активного взаимодействия в педагогической деятельности, компетентность педагогов в его организации, представления родителей о желаемых профессиональных качествах учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines active interaction significance in pedagogic activity, pedagogues' competency in organizing it, parents' representations on wishful teacher's professional qualities.

Текст научной работы на тему «Полисубьектное образование и интерактивная Педагогика: компетентность педагога»

младших курсах. То есть, в начало процесса освоения основ педагогики поставить конкретное и образное знание. Этому поможет обращение к работам А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и других выдающихся педагогов-прак-тиков. Немаловажно и то, что их тексты обладают мощной педагогической энергетикой, которая стимулирует собственное мышление и деятельность учителя, укрепляет педагогический оптимизм, убеждённость в смысле и ценности педагогического труда.

Возможности наращивания эмпирической основы педагогического образования, привития интереса студентов к детям, к их развитию и личностному становлению видятся в возрождении общественно-педагогической работы и деятельности студенческих педотрядов, волонтёрского движения студентов и преподавателей. Вовлечению студентов в различные виды совместной с детьми деятельности также помогут освоение идей и опыта социального проектирования; организация разнообразных дел в составе детско-юношеских общностей по таким направлениям, как экологический туризм, актуальный театр, образовательные экспедиции и другим.

Облик школы во многом определяется педагогическим образованием. Школе развития, творчества, человеческих отношений, в которых главное - ценностное отношение к ребёнку и педагогу, - необходима полноценная, постоянно совершенствующаяся психолого-педагогическая подготовка будущих учителей.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1981.

2. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 году // Вопросы образования. -

2009. - № 3.

3. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.

4. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. -№ 5.

5. Соколова И.И. Социально-профессиональный портрет учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - №2.

6. ТряпицынаА.П. Современный учитель: информация к размышлению // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 1.

7. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Пед. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988.

8. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогичес-кие проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Психолого-педагогический поиск: Научно-метод. журнал Рязанского государственного университета им С.А. Есенина. -

2010. - № 14.

9. Шадриков В.Д. Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса // Качество образования. -2010. - № 7-8.

УДК 378

Синягина Наталья Юрьевна

доктор психологических наук, профессор Центр исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании и социально-педагогической поддержки

детей и молодежи, г. Москва [email protected]

ПОЛИСУБЬЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА: КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Автор рассматривает значимость активного взаимодействия в педагогической деятельности, компетентность педагогов в его организации, представления родителей о желаемых профессиональных качествах учителя.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, полисубьектная модель взаимодействия, гуманистический потенциал учителя.

Интерактивные технологии содержат Интеракция, процесс активного взаимодей-

значительные возможности эмоцио- ствия и взаимовлияния людей. Относительно пе-

нально-личностного воздействия на дагогики понятно, что это процесс многосторон-

формирование личности, ее коммуникативных него межличностного взаимодействия педагогов

умений и навыков, ценностных отношений. и учащихся в учебно-воспитательном процессе,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Синягина Н.Ю., 2012

их воздействие друг на друга, что соответствует термину интеракции (англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга).

Межличностное взаимодействие в образовательном процессе можно понимать по-разному. Признание ведущей роли педагога представляет учебно-дисциплинарную модель взаимодействия, основанную на доминировании учителя, ориентированную на подавление инициативы ребенка, развитие исполнительности, а не креативности. Выделение в качестве основного действующего лица школьника характеризует субьек-тно-центрированную модель взаимодействия, ориентированную на конкретные достижения конкретной личности, порой в ущерб иных, значимых образовательных процессов. Определение в качестве равных субъектов педагогов и учащиеся - субьект-субьектная модель взаимодействия, наиболее широко рекомендованная практикам российскими психологами, ориентированная на субьектность ребенка, реализующая принцип сотрудничества, сотворчества учеников и учителя. Однако здесь в стороне остается влияние других значимых для личности субьектов, а также родительское влияние.

Понимая под межличностным взаимодействием взаимное влияние, оказываемое множеством окружающих его субъектов в процессе совместной деятельности и общения, мы разрабатываем полисубьектную модель взаимодействия, которая позволяет снять противоречия, существующие в первых трех моделях. Кроме того, полисубьект-ная модель взаимодействия в личностно-ориентированном образовании позволяет преодолеть противоречия между необходимостью школьника овладевать знаниями, умениями, навыками, в конечном счете общественно-историческим опытом, и, с другой стороны - собственными интересами ребенка, его желаниями, потребностями, эмоциональным состоянием, за счет включения в процесс развития ребенка его родителей, дедушек и бабушек, а также других значимых лиц.

Важная роль в таком полисубьектном развитии принадлежит каждому звену.

Особо значима здесь роль педагога. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявление качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам, мы отнесли способность к рефлексии, эмпатию, гибкость, общительность, способность

к сотрудничеству Именно эти качества, на наш взгляд, стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют взаимопониманию и сопереживанию. В то же время, эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия. Такие качества и характеристики хорошо исследованы в российской психологической науке (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.А. Сластенин и др.).

Нами установлен и описан ряд профессионально значимых психологических характеристик личности учителя, не выступавших ранее предметом психологического исследования. Это:

- степень включенности в развивающее педагогическое пространство,

- направленность на успех ребенка,

- склонность замечать в людях доброе, хорошее,

- способность реализовывать полисубьектные отношения,

- конгруэнтность личностного и профессионального в педагогической деятельности.

Соотношение выделенных характеристик с опытом работы, возрастом, жизненными установками, оценкой собственной успешности и удовлетворенности позволили определить

4 уровня психолого-педагогической компетентности учителя. Переход от уровня к уровню не обладает четкой временной границей, а связан с изменением личностной позиции педагога в профессиональной деятельности, возрастанием индивидуальной составляющей в ее структуре и, соответственно, созданием предпосылок к достижению профессионального акме.

При этом, важным показателем уровня пси-холого-педагогической компетентности является установка учителя на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и в общекультурном и в личностном плане. Наивысший уровень компетентности отличается высоким показателем самоорганизации педагога. В целом, чем выше уровень психолого-педагоги-ческой компетентности педагога, тем адекватнее цели и выше удовлетворенность субъектов от взаимодействия с ним, выше уровень позитивной оценки качества решаемых педагогических задач.

Приведу цифры, показывающие, что учитель с годами школьной жизни, хотя и продолжает яв-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

ляться значимой для школьников фигурой, теряет свою главенствующую роль влиятельного другого, и на эту роль выдвигаются другие значимые для школьников субъекты межличностного взаимодействия (друзья, подруги, одноклассники, тренер и др.): если второклассники ставят учителя на 1 место, уже третьеклассники - на 3, а девятиклассники на 6.

Педагоги достаточно критично оценивают эту ситуацию: «Считаю, что работаю не в полную силу, удовлетворительно, вижу много проблем, над которыми надо работать» - 48,6%. Среди основных трудностей более трети опрошенных педагогов (34,2%) назвали трудности во взаимоотношениях с учениками, собственную «нетерпимость к другим мнениям» - 14,2%, «нежелание уступать, идти на компромисс» - 7,1% и др.

Примечательно, что большинство опрошенных нами учителей основные трудности видят в себе, в недостаточных собственных знаниях, умениях, навыках практической деятельности, в недостаточном понимании ситуации и неумении найти быстрое и правильное ее решение.

Вместе с тем, этот же опрос показал, что педагог в плане влияния на ребенка, в полтора раза опережает родителей.

Современная ситуации такова, что родители вправе выбирать учителя для своего ребенка и выдвигать ряд определенных требований к его личности.

Мы предположили, что эти требования в существенной мере зависят, прежде всего, от возраста, семейного положения и уровня образования, родителей. С помощью специально разработанной методики был проведен опрос родителей трех возрастных групп: 20-30 лет; 31-40 лет и 41-50 лет (в последнюю группу вошли и прародители, бабушки и дедушки, активно занимающиеся воспитанием внуков).

Оказалось, что родители первой возрастной группы отдают предпочтение (отметило 39% опрошенных) наличию у учителя профессиональных качеств и хотели бы видеть учителя, в первую очередь, опытным, эрудированным, любящим свою профессию. Среди личностных качеств эти родители выделяют «любовь к детям», «терпимость», «склонность замечать в людях хорошее и доброе» (28%) и др.

Родители второй возрастной группы (3140 лет) отдали предпочтение учителю, отличающемуся творчеством в работе, любовью к про-

фессии, использованием в своей педагогической деятельности нового, передового (68%). В этой группе родителей несколько еще более слабая тенденция видеть учителя добрым, общительным, любящим детей (21%).

Зрелые родители и прародители, вошедшие в третью возрастную группу, убеждены, что учитель должен обладать педагогическим мастерством (62%) и быть требовательным к детям (58,4%). Не получили ни одного выбора у этой возрастной группы такие качества как «творчество» и «самостоятельность в работе». Приоритет в выборе личностных качеств отдается «любви к детям», «доброте», «терпимости», «общительности» и составляет 70%.

Родители всех возрастных категорий, независимо от пола и профессии, отдают предпочтение по возрасту относительно молодым учителям -20-30 летним - 56,6%, 31-40 лет - 43,4% и не хотели бы для своего ребенка учителя старше 40 лет.

Общая тенденция наблюдается в требованиях родителей к образованию предпочитаемого учителя: предпочтение высшему образованию отдали больше половины опрошенных родителей (55%), 45% родителей высказали мнение о том, что важно не столько образование, сколько «педагогическое чутье», «интуиция».

Выявилась общая за все годы исследования тенденция (1996-2006), что требования к личности предпочитаемого учителя строятся по принципу комп-лиментарности: родители хотели бы восполнить отсутствие у них каких-то личностных или профессиональных качеств наличием их у учителя.

85% родителей выразили безразличное отношение к семейному положению предпочитаемого учителя. Однако 15% уверены, что более демократичны и успешны, а значит и более желаемы для их ребенка, учителя, состоящие в браке и имеющие детей.

Таким образом, восприятие, понимание и оценка себя как педагога, а также комплекс требований родителей к личности желаемого учителя, определяют сущностную характеристику личности современного учителя.

Чтобы решать задачи воспитания и образования с позиций современных требований, включающих владение информационными технологиями, интерактивными средствами, другими новейшими методами, мало одного желания, необходимо постоянное обновление опыта и умений в этом направлении, что приобретается в системе

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

саморазвития и повышения квалификации. Эти два пути 62,8% педагогов1 и руководителей образовательных учреждений назвали залогом построения успешной профессиональной карьеры.

Успешность деятельности любого профессионала зависит как от степени его профессиональной подготовки и переподготовки, так и от сфор-мированности системы собственных взглядов, смыслов, позиций, наличия профессиональноличностной «Я-концепции». Оказалось, что определить ближайшие и конечные цели педагогического труда затрудняется более 60% российских педагогов и почти 45% руководителей образовательных учреждений, в отсутствии собственной «Я-концепции» призналась почти половина опрошенных.

Что движет педагогом и руководителем образовательного учреждения в осознании необходимости повышения квалификации:

- «желание приобрести полезные связи и знакомства» - 57,2%;

- «желание работать и зарабатывать деньги» -56,0%;

- «желание соответствовать установкам значимых (близких людей) - 32,6% и др.

Что выступает сдерживающим фактором:

- «отсутствие времени» - 66,4%;

- «состояние собственного здоровья» - 43,8%;

- «отдаленность от педагогических центров, способных качественно организовать процесс повышения квалификации» - 32,2%.

Осознаваемые мотивы повышения квалификации:

- желание занять определенную ступень своего профессионального развития (возможность профессионально вырасти) - 32,6%;

- возможность пополнить свою педагогическую копилку - 28,0%;

- возможность побывать в Москве - 22,8%;

- возможность пообщаться с коллегами -18,6%;

- возможность быть оцененными как профессионалы и получить социальное одобрение -12,0% и др.

Современная ситуация требует, чтобы главным принципом любого педагога стало «образование через всю жизнь!» и тот кто понимает это всегда будет у дел.

Примечание

1 Здесь и далее по тексту данные опроса более 700 педагогов и руководителей образовательных учреждений, проведенного на базе АПК и ППРО под руководством Н.Ю. Синягиной.

УДК 378

Тимонин Андрей Иванович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

a. timonin@mail. т

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

В статье профессиональное воспитание рассматривается как сложный вид социального воспитания, отражающий в своем содержании общественное явление, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с ней функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

Ключевые слова: высшая школа, профессиональное образование, профессиональное воспитание, социальное воспитание, ресурсный подход.

Анализ методологических и теоретических подходов к исследованию социо-. культурных процессов в образовании дает основание считать, что высшей школе отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста страны и формировании демократического социально ориентированного общества в условиях, когда один из государственных национальных проектов направлен на поиск новых форм, средств, способов модернизации высшей школы в контексте Болонского процесса.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что система профессионального образования, имеющая цель - «формирование специалиста», в последнее время складывалась в условиях быстро меняющихся социально-экономических сред, когда изменения структуры экономики и занятости, динамичная конъюнктура рынка труда требуют повышения социально-профессиональной мобильности специалиста и тем самым делают востребованным ряд таких профессионально-важных личностных качеств, как самостоятельность, твор-

© Тимонин А.И., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.