Pichugina Galina Antonovna, Kaybaliev Alexander Gennadievich ORGANIZATION OF POLYMODAL TRAINING ...
pedagogical sciences
УДК 371.854
ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© 2019
Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Кайбалиев Александр Геннадьевич, студент Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (410026, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вопрос организации процесса обучения на основе учета индивидуальных качеств, в том числе и психологических факторов обучающегося с целью развития его личности, является достаточно актуальным в настоящее время. В связи с этим возникла необходимость в реорганизации системы российского образования. Наиболее эффективным методом выступает полимодальное обучение, учитывающее каналы восприятия информационного материала и позволяющее не только повлиять на развитие личностных особенностей ученика, но и на активизацию учебной деятельности, и как следствие на эффективность обучения, посредством повышения познавательной активности у обучающихся. В статье представлены методические подходы к организации полимодального обучения, результатом которого является развитие уровня организации модальностей как доминантных, так и рецессивных. Раскрыта краткая характеристика обучающихся с разными ведущими модальностями - кинестетик, аудиал, визуал, и разработана схема визуального перехода, являющаяся более полезной при полимодальном обучении учеников, чем при традиционном изложении учебного материала. Определили, что для повышения эффективности учебного процесса возможно использование опорной схемы с целью повышения индивидуальных качеств учащихся - коммуникативных навыков, психологический и личностный рост.
Ключевые слова: образование, полимодальное обучение, индивидуальные особенности учащихся, модальность восприятия, учебный процесс, познавательная активность учащихся, опорная схема, типы обучающихся по восприятию учебного материала, кинестетик, визуал, аудиал.
ORGANIZATION OF POLYMODAL TRAINING IN THE PROCESS OF STUDYING THE SCHOOL COURSE OF CHEMISTRY
© 2019
Pichugina Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Inorganic Chemistry Kaybaliev Alexander Gennadievich, student Saratov State University (410026, Russia, Saratov, Astrakhanskaya Street, 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The question of organizing the learning process on the basis of taking into account individual qualities, including the psychological factors of the learner with the aim of developing his personality, is quite relevant at present. In this regard, there is a need to reorganize the Russian education system. The most effective method is polymodal training, which takes into account the channels of perception of informational material and allows not only to influence the development of the student's personal characteristics, but also to enhance learning activities, and as a result, to improve learning, by increasing cognitive activity in students. The article presents the methodological approaches to the organization of polymodal education, the result of which is the development of the level of organization of modalities, both dominant and recessive. A brief description of students with different leading modalities — kinesthetic, audial, visual — is revealed, and a visual transition scheme is developed, which is more useful for students with polymodal training than with traditional presentation of educational material. It was determined that, in order to increase the efficiency of the educational process, it is possible to use a reference scheme in order to improve the individual qualities of students - communication skills, psychological and personal growth.
Keywords: education, polymodal training, individual characteristics of students, perception modality, educational process, cognitive activity of students, reference scheme, types of students perceiving educational material, kinesthetic, visual, audial.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обращено внимание на то, что процесс познания необходимо строить с учетом возрастных, личностных, физиологических и психологических особенностей обучающихся. В школе следует осуществлять подготовку выпускника, который должен усваивать не только теоретическую базу, но и приобретать умение объяснять процессы, происходящие в действительности с научной точки зрения [1].
Задача учителя заключается в том, чтобы развить интерес к предмету у обучающегося, активизировать учебно-познавательную активность. При методически-правильном построении уроков и при учете индивидуальных особенностей учащихся учебный процесс может стать увлекательнее. Однако на ранней стадии освоения школьного курса химии, когда учебный материал в большей степени представлен в вербальном и знаковом виде, наблюдается снижение познавательного интереса к изучаемому предмету, и как следствие, и непонимание изучаемого материала.
Для поддержания и развития интереса следует учитывать не только материал учебника, требования программы, но и психологические особенности обучающегося, последовательность поступления информации в
мозг. Отсюда использование полимодального обучения в изучении школьного курса химии является актуальным.
Термин «модальность» в современной педагогической энциклопедии и толковом психологическом словаре связан с «принадлежностью к определенной сенсорной системе, использующейся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором - адекватность раздражения определенного анализатора» [3;4].
Под модальностью понимается процесс получения информации через определенные каналы восприятия. Как человек видит, чувствует, слышит - это всё определенные виды модальностей, помогающие в последствии осмыслять и воспроизводить полученный материал окружающей действительности [5].
Полимодальное обучение в психолого-педагогической и методической литературе рассматривается как совокупность методик, опирающихся на знания и умелое использование особенностей восприятия и обработки информации разными сенсорными каналами и разными полушариями мозга. Отсюда полимодальное обучение связано с развитием мыслительной деятельности
педагогически науки
Пичугина Галина Антоновна, Кайбалиев Александр Геннадьевич ПОЛИМОДАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ...
обучающегося, с его умением работать с информацией и умело использовать ее в решении учебных задач [6]
М. А. Ахметов [7] утверждает, что цель полимодального обучения направлена на развитие в сознании учащихся большого числа образов об определенном явлении, что является основой мышления и развития понятий. Он отмечает важность формирования способности переводить один образ в другой, учебный материал из одной вида в другой. Если учащийся, который обладает такой способностью, может по рассказу учителя мысленно представить образ у себя в мозге, запоминая информацию в визуальной форме, то он сможет описывать ее словами и запоминать на длительное время.
Отсюда в процессе обучения учителю следует ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников и понимать процесс развития умственной деятельности как вследствие различных способов передачи информации. Также следует учесть воздействия, способствующие развитию умственной деятельности учащегося. И на основе психологических особенностей восприятия программного материала определить методы, способы и приемы обучения, направленные на активизацию восприятия. Целесообразно варьировать подачу учебного материала в соответствии с возможностями учащегося [8].
И. Д. Сотникова [9] в своих исследованиях приходит к выводу, что при обучении детей важно не само преобладание той или иной модальности, как уровень ее организации, а развитие у школьников ресурсных модальностей и пролификация доминирующей модальности.
Якиманская И. С. [10] отмечает, что не только обучение надлежит быть полимодальным, но также и учебные пособия, учебники. Учебники такого рода будут представлять одну и ту же информацию в разных контекстах и в различных стилях, тем самым они смогут заинтересовать различные группы учащихся. Надо обозначить работу учителя с различными учащимися с учетом типа модальностями с целью организации более эффективного обучения.
Признавая уникальность каждого индивида, школьные психологи выявили следующую типологию восприятия информации: визуально-, аудиально- и кинестетически-ориентированные индивиды, которые наиболее часто встречаются.
Учитывая психологические особенности визуалов, которые выражены забывчивостью, большей эмоциональностью, высокой фантазией, следует учебный процесс организовывать так, чтобы создать условия для проявления их индивидуальности. Для них важны процесс и форма подачи информации. Они воспринимают информацию через зрительный анализатор. Поэтому в учебном процессе учителю следует в значительной степени использовать наглядные средства обучения. Можно предложить учащимся самостоятельное создание средств наглядности (презентация, таблицы, схемы, рисунки, модели) или процесс описать ситуацию, придумать рассказ, составить задания по теме и т.д.
Аудиалы имеют острый слух и хорошую память. Опираясь на физиологические особенности, учителю следует на уроке использовать голосовое ударение, растянутость речи при объявлении наиболее значимых моментов.
Ученики-кинестетики воспринимают информацию зрительным анализатором, но в отличие от визуалов, у них не возникает внутреннего образа. Для лучшего понимания материала им необходимо приобретение собственного опыта через самостоятельное проведение эксперимента, систематическое выполнение упражнений и т.д.
При организации группового обучения более результативной вариацией является совместная работа аудиа-лов и визуалов. Учитывая особенность кинестетиков, их деятельность следует наиболее полно использовать на стадиях закрепления, обобщения и систематизации из-
учаемого материала.
Диагностическое определение по количественной наполняемости школьников в классах показало, что в основном идет преобладание визуалов (69%) и в меньшей степени представлены аудиалы (25%) и кинестети-ки (6%). Отсюда учебный процесс учителями выстраивается с ориентацией на визуалов. При этом аудиалы и кинестетики, как правило, остаются без какой-либо учительской помощи в познании учебного материала.
Большинство учителей останавливается на основных пунктах объяснения, повторяя учебный материал несколько раз иными словами, что позволяет ученикам понимать предмет обсуждения лучше. После завершения объяснения учителю желательно вернуться к главным его этапам и умозаключениям.
Возможность объяснения учителем «другими словами» позволяет учащимся полученную информацию в вербальной форме зафиксировать в сознании в различных аудиальных, визуальных и кинестетических образах (рисунок 1).
Рисунок 1- Процесс перехода информации в сознание обучающегося
Первоначальная информация, полученная учащимся с различным типом ведущей модальности, поступает в сознание через визуальный канал при прочтении или через аудиальный канал - при прослушивании. Для кинестетика возможно эффективное использование средств, вызвыющих деятельность самого учащегося с данными типом доминантной модальности. Обучающийся формирует и развивает образ в своем сознании на основе полученого учебного материала в форме картинок - для визуалов, звуков - для аудиалов, чувств - для кинестетиков и т.д. Активизация мыслительной деятельности заключается в наложении образа, который появился в сознании ученика, на жизненный опыт обучающегося, в результате чего происходит запоминание образа и усвоение нового понятия. На заключительном этапе происходит рефлексия, учащийся анализирует полученный материал с учетом усвоенных понятий и умений. Учитель возвращается к изучаемому материалу через выполнения упражнений и заданий, которые воздействовали на аудиала, кинестетика и визуала посредством полимодальных действий, повышающих эффективность усвоения учебно-программного материала.
Отмечено, что понимание происходит, когда образ, существующий в сознании учителя и переведенный в вербальную форму, накладывается с образом, который возникает в голове у обучающегося при прослушивании учебного материала [11-23]. Если образ учителя не совпал с образом ученика, то процесс понимания не происходит.
Одним из важных условий успешного усвоения учебного материала является «визуальный переход» [11] - деятельность обучающегося, при котором в его сознании картинка переходит в термин и наоборот. У учеников на раннем этапе изучения химии эта проблема является популярной, потому что они не понимают значение слов и определений, восприятия наглядного пособия и использование символики.
Для решения проблемы перевода материала из одной формы в другую используют опорные схемы, необходимые для формирования речи учащихся.
Опорная схема содержит две части:
- опорный сигнал (представляет собой картинку, за-
Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2(4)
23
Pichugina Galina Antonovna, Kaybaliev Alexander Gennadievich ORGANIZATION OF POLYMODAL TRAINING ...
pedagogical sciences
рисовку и т.д.);
- текст, применяемый для дальнейшего составления рассказа и комментирования опорного сигнала.
Опорная схема эффективна в учебном процессе при решении «визуального перехода», т.к. не все учащиеся способны ее воспроизвести. На это влияют уровень владения речью, психическое и умственное развитие, развитие восприятия и запоминания. Использование опорной схемы повышает эффективность обучения, т.к. это увеличивает познавательную активность учащихся. При составлении опорной схемы необходимо использовать знакомые ученикам рисунки, модели, ключевые слова, что делает легче пересказ и комментирование, это упрощает осуществление самоконтроля при выполнении упражнений.
На уроках небольшое количество преподавателей используют хоровое проговаривание терминов вслух. Хотя при произношении определения вслух учащийся выполняет двойную работу. Он, произнося определенный термин, запоминает его посредством движением мышц ротовой полости и дважды слышит, как во внешней среде, так и внутри.
На основе вышеизложенного приходим к выводу, что полимодальное обучение ориентировано как на более прочное обучение знаниям, так и на развитие личностных качеств учащихся.
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]: проект. — М.; Просвещение, 2008 С. 21 (Стандарты второго поколения)
2. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2 т.Т. 1. (А - О). Пер. с англ. Большой толковый психологический словарь /А. Ребер. М.: Вече, АСТ.2000. 592 с.
4. Любимов А. Присоединение к сенсорной модальности [электронный ресурс] / А. Любимов// НЛП для начинающих М.: 2015. URL: http://nlp. trenings. ru/blog/33-prisoedinenie-k-sensornoy-modalnosti (дата обращения 25.05.18)Загл. сэкрана. Яз. рус.
5. Старецкая Е. Кто такой аудиал, описание психотипа аудиала [электронный ресурс] /Е. Старецкая //BBF: саморазвитие. М.: 2015. URL: https://bbf.ru/magazine/26/6191/ (дата обращения 26.05.18) Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Кайбалиев А. Г., Пичугина Г. А. Полимодальное обучение в организации учебного процесса// Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сборник научных статей. Саратов, 2018, С. 85-88.
7. Ахметов, М. А. Индивидуально-ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе [Текст]: монография / М. А. Ахметов — Ульяновск: УИПКПРО, 2009. — 260 с.
8. Минченкова, Е. Е. Практическая дидактика. Лекция 6. Объяснение нового материала: часть 3 / Е.Е. Минченкова // Химия: методика преподавания в школе. - 2001. -№9. — С.12-16.
9. Сотникова, И. Д. Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению [электронный ресурс] / И. Д. Сотникова//педагогическая мастерская. М.: 2018URL: http://xn--i1abb-nckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D1 %8C%D0 %В8/500045/(дата обращения 29.05.18) Загл. с экрана. Яз. рус.
10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. /И. С. Якиманская — М., 1996. 96с.
11. Резник Н. А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02/Резник Наталья Александровна. - М., 1998. -38 с.
12. Прокопова А.С. Аксиологический подход к развитию визуальной культуры будущих учителей изо и его реализация в учебном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 203-207.
13. Ахметов М. А. Развитие познавательной активности учащихся в индивидуально-ориентированном обучении химии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Марат Анварович Ахметов. Ком. по высшему образованию РФ, Моск. гос. ун-т. Москва, 2009. 397с.: табл. Библиогр.: с. 357-397.
14. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.
15. Анисимова И.В., Сергиевская И.Л. Моделирование вторичного текста на иностранном языке в контексте мультимедийной презентации (на примере военно-технического вуза) // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 325-328.
16. Таненкова Т.В. Природосообразные основы дифференциации обучения студентов математике // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 283-286.
17. Исакова Ю.Б. Динамика развития креативности в старшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и
психология. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 313-316.
18. Емельянова Е. О. Развитие монологической речи учащихся при изучении первоначальных химических понятий /Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко //Химия в школе. -1996. - №4.-С. 25-30.
19. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.
20. Рахимов М.М. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 379-382.
21. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.
22. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.
23 . Соколова О. Н. О проведении уроков химии в специальных (коррекционных) классах / О. Н. Соколова // Химия в школе. - 2006. - № 10. - С. 43-47.