Научная статья на тему 'Полимерные нанокомпозиты в технологических процессах восстановления деталей подъемно-транспортирующих машин'

Полимерные нанокомпозиты в технологических процессах восстановления деталей подъемно-транспортирующих машин Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
233
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ НАНОКОМПОЗИТЫ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ / CVD-МЕТОД / НАНОПЛЕНКИ / МЕТАЛЛИЗАЦИЯ / УГЛЕРОДНЫЕ НАНОТРУБКИ / ПОЛИАМИД-66 / POLYMERIC NANOCOMPOSITES / RESTORATION OF DETAILS / A CVD-METHOD / NANOFILMS / METALLIZATION / CARBON NANOTUBES / POLYAMIDE-66

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Козырев В. В., Козырева Л. В., Чупятов Н. Н.

Козырев В.В., Козырева Л.В., Чупятов Н.Н. ПОЛИМЕРНЫЕ НАНОКОМПОЗИТЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ МАШИН. В статье представлены результаты исследования физико-механических и эксплуатационных свойств полимерных нанокомпозитов, полученных с использованием CVD-метода металлоорганических соединений и углеводородов. Обоснована целесообразность использования полимерных нанокомпозитов в процессах восстановления деталей подъемно-транспортирующих машин, эксплуатирующихся в контакте с абразивными и коррозионными средами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Козырев В. В., Козырева Л. В., Чупятов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kosyrev V.V., Kosyreva L.V., Chupyatov N.N. POLYMER NANOCOMPOSITES IN PROCESSES OF RESTORATION OF HOISTING-CONVEYING MACHINE PARTS. The report presents the results of physical-mechanical and performance properties of polymer nanocomposites produced by using CVD-metod of organometallic compounds and hydrocarbons. The expediency of using polymer nanocomposites in the process of restoration of parts of hoisting and conveying machinery, operating in contact with the abrasive and corrosive environments, is stated.

Текст научной работы на тему «Полимерные нанокомпозиты в технологических процессах восстановления деталей подъемно-транспортирующих машин»

Наноинженерия в лесном машиностроении и техническом сервисе

20% р -р БЭКК в И -20А

Рис. 3. Поляризационные кривые на стали Ст.3 под слоем: 1 - масло И-20 А; 2 - масло И-20 А+20 % БЭКК

Для выяснения характера тормозящего действия коррозионного процесса полученным ингибитором были проведены электрохимические исследования. Результаты электрохимических исследований представлены в таблице и на рис. 3.

Таким образом, по результатам электрохимических исследований можно сделать заключение, что ингибитор коррозии обладает защитным действием и является ингибитором анодного действия.

Библиографический список

1. Гайдар, С.М. Теория и практика создания ингибиторов коррозии для консервации сельскохозяйственной техники: монография / С.М. Гайдар. - М.: Росинформагротех, 2011. - 304 с.

2. Рамбиди, Н.Г. Физические и химические основы нанотехнологий / Н.Г. Рамбиди, А.В. Березин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 456 с.

3. Ингибитор атмосферной коррозии металлов: пат. 2283898 РФ: МПК C23F11/00/ С.М. Гайдар -№ 2005133751/02; заявл. 02.11.05; опубл. 20.09.06. Бюл. № 26.

ПОЛИМЕРНЫЕ НАНОКОМПОЗИТЫ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

процессах восстановления деталей подъемно-транспортирующих машин

В.В. КОЗЫРЕВ, проф. каф. технической механики ТГТУ, д-р техн. наук,

Л.В. КОЗЫРЕВА, ст. преподаватель каф. экологии и безопасности в чрезвычайных ситуациях ТГТУ, канд. техн. наук,

Н.Н. ЧУПЯТОВ, и.о. доц. каф. техническая механика ТГТУ, канд. техн. наук

kosyrew-tgsxa@rambler. ru

лее перспективных направлений развития нанотехнологий в краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие три-десять лет) является получение в промышленных масштабах различных видов наноматериалов и их использование в качестве наполнителей и модифицирующих добавок при создании полимерных нанокомпозитов (ПНК).

Благодаря разнообразию возможных вариантов сочетания компонентов ПНК можно добиться целого ряда преимуществ по сравнению с традиционными композитами, в том числе повышения механической прочности, улучшения теплостойкости и химостойкости

Повышение надежности современной техники невозможно обеспечить без применения инновационных технологий, которые необходимо использовать на всех стадиях изготовления и эксплуатации быстроизнашивающихся деталей и сборочных единиц подъемно-транспортирующих машин. Основная роль в решении проблемы создания новейших конструкционных материалов с заданными физико-механическими и эксплуатационными свойствами отводится практическому внедрению научных достижений в области нанотехнологий.

Анализ проводимых в РФ работ [1, 2] дает основания полагать, что одним из наибо-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012

143

Наноинженерия в лесном машиностроении и техническом сервисе

Рис. 1. Внешний вид объектов: а) стеклянные волокна, металлизированные разложением Ni(C5H5)2; б) поверхность порошковой частицы ПН-УС25 после металлизации и сульфидирования (площадь сканирования 25 х 20 мкм)

/

материала, снижения металлоемкости за счет применения полимерных, керамических и углеродных наноструктур, с одновременным ресурсосбережением (достижение необходимых физико-механических характеристик материала при минимальных затратах энергии и реагентов).

В настоящее время большой интерес исследователей вызывает разработка полимерных нанокомпозитов, в которых нанопленки металла (никель, медь, молибден, хром) локализованы на поверхности элементов наполнителя - порошках или волокнах. Это связано с тем, что физические свойства металлических пленок существенно изменяются при переходе к ультратонким слоям толщиной 10...500 нм. Нанопленки характеризуются чрезвычайно развитыми межфазными поверхностями и обладают избыточной по сравнению с однородными материалами энергией, вследствие чего они являются энергонасыщенными стабильными системами.

На рис. 1 представлены внешний вид металлизированных методом химического газофазного осаждения циклопентадиени-ла никеля - Ni(C5H5)2 стеклянных волокон и поверхность порошковой частицы ПГ-УС25 после металлизации и сульфидирования посредством химического газофазного осажде-

ния гексакарбонила молибдена - Мо(СО)6 в токе сероводорода - H2S.

Толщина нанопленок металла на волокне и порошковой частице не превышает 80-100 нм. Данный размер является оптимальным с точки зрения стабилизации системы в зоне межфазных границ подложка - металлическая пленка, изначально характеризующейся ростом напряжений.

Металлизацией элементов наполнителя достигается увеличение теплофизических и трибологических свойств композиционного материала. По результатам стендовых испытаний установлено, что теплопроводность композиционного материала на основе полиамида-66 по сравнению с исходным полимером увеличилась в 8.10 раз. Лучшие результаты в условиях сухого трения при скорости скольжения V = 0,786 м/с и нагрузке до 2000 Ннаблюдаются у пар, когда в качестве образца используется полиамид-66 с содержанием наполнителя в количестве 10 % по массе - К = 0,13. Износостойкость ПНК увеличивается пропорционально количеству наполнителя покрытого сульфидированной молибденовой пленкой и для высоконаполненных композитов - содержание наполнителя свыше 40 % (масс.) - достигает 3,75.

Армирование металлизированными волокнами и порошками способствует су-

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012

Наноинженерия в лесном машиностроении и техническом сервисе

Рис. 2. Детали и сборочные единицы крановой установки МТА-160К: а) подшипник INASL 045014 PPSM механизма подъема груза, восстановленный с использованием вкладыша из полиамида, наполненного металлизированными порошками ПГ-УС25; б) направляющие опоры механизма перемещения стрелы, изготовленные с использованием полиамида, наполненного металлизированными порошками ПГ-УС25

щественному повышению стойкости композиционного материала к химическому и биологическому факторам воздействия среды. В частности, при контакте с органическими средами различной кислотности (рН = 6...8) износостойкость, адгезионная сдвиговая прочность, усадка и ударная вязкость разработанных стеклопластиков изменяются в допустимых пределах, не превышая 15 % от исходных значений данных параметров [2].

Данные полимерные нанокомпозиты целесообразно применять в процессах восстановления и изготовления деталей трибосопряжений подъемно-транспортирующих машин, работающих при контакте с агрессивными средами органического происхождения в условиях несовершенной смазки.

В частности, заменой шариковых радиальных однорядных подшипников 60308 в поворотных опорах скребковых навозоуборочных транспортерах ТСН-160А на подшипники скольжения с вкладышами из полимерного нанокомпозита достигается увеличение ресурса опоры в 2,5.3 раза.

Примеры восстановленных с использованием полимерных нанокомозитов деталей и сборочных единиц представлены на рис. 2.

Технологические процессы получения нанопленок металла на подложках различной химической природы осуществляются с целью получения модифицированных элементов армирующей фазы, обладающих оп-

тимальной степенью смачиваемости в полимерной матрице и сниженной реакционной способности поверхностных образований, что способствует улучшению важнейших эксплуатационных характеристик композиции, таких как износостойкость, коэффициент трения, теплопроводность, устойчивость к действию агрессивных сред по сравнению с традиционными материалами.

Однако уменьшение структурообразующих частиц пленки до нанометрового размера изменяет исходные свойства вещества не более чем на 20.30 %. Кроме того, при получении изделий из наноматериала трудно сохранить малый размер наноструктур и, соответственно, достигнутый положительный эффект.

Это предопределяет необходимость поиска комплексного подхода к решению поставленных задач, который можно реализовать разработкой нанокомпозитов, где наряду с нанопленками, локализованными на традиционных наполнителях, дополнительно вводятся отдельные наноструктуры, выполняющие роль модифицирующих добавок [2, 3].

К наиболее универсальным наноматериалам с точки зрения разнообразия возможных областей применения принадлежат углеродные нанотрубки (УНТ). Высокие механические свойства УНТ представляют еще большую ценность, когда последние внедряются в матрицу, т.к. они не только усиливают

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012

145

Наноинженерия в лесном машиностроении и техническом сервисе

Рис. 3. а) установка роста углеродных нанотрубокСУЭотпа; б) углеродный композит, полученный на установке при температуре 700 °С, давлении 20 кПа

жесткость и упругость материала, но также повышают прочность, то есть способность к сопротивлению образования трещин.

На рис. 3 представлен внешний вид установки роста углеродных нанотрубок CVDomna, посредством которой создан углеродный композит. Каркасная структура данного наноматериала составлена углеродными нанотрубками, полученными в процессе химического газофазного осаждения этанола на поверхности окисленной сталь-

4.0

3.5

3.0

2.5

2.0

1.5

1,0

0,5

0,0

1 2 3 4 5

Рис. 4. Износостойкость материалов на основе полиамида-66: 1) ПА-66; 2) ПА-66, наполненный металлизированными стеклянными волокнами - 25 об. %; 3) ПА-66, наполненный металлизированными стеклянными волокнами - 25 об. % и модифицированный углеродными нанотрубками - 1 %(масс.); 4) ПА-66, наполненный сульфидированными порошками ПГ-УС25 - 40 % (масс.); 5) ПА-66, модифицированный углеродным наноматериалом - 1 % (масс.)

ной пластинки, выполняющей функцию катализатора.

При введении 1 % (масс.) УНТ твердость полиамида-66 достигает 160 МПа, а теплостойкость - 115 оС, что на 40-50 % выше исходных свойств полимера. При этом износостойкость образцов в парах нанокомпозит - сталь 45 составляет 3,75 (рис. 4) [2].

Разработанные полимерные нанокомпозиты по сравнению с традиционными аналогами обладают улучшенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами, такими как износостойкость, теплостойкость, устойчивость к действию агрессивных сред, что предопределяет эффективность их применения при изготовлении и восстановлении деталей подъемно-транспортирующих машин в условиях ремонтных предприятий.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.: утв. пост. Правительства РФ 02.09.07. / Матер. сайта http://fcpnano.ru/.

2. Козырева, Л.В. Ресурсосберегающие нанотехнологии на предприятиях технического сервиса: монография / Л.В. Козырева. - Тверь: ТГТУ 2010. - 188 с.

3. Козырев, В.В. Металлоорганические соединения в машиностроении и ремонтном производстве: монография / В.В. Козырев. - Тверь: Студия-С, 2003. - 160 с.

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.