Михайлова А.С.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: misuoka@gmail.com
«ПОЛИЛИНЕЙНОСТЬ» КАК ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКИ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА
В статье рассматриваются особенности представления истории дизайна в современных условиях динамичного информационного общества. Предлагается полилинейный формат для истории дизайна, базирующийся на принципах синергетического подхода к историческим и культурологическим наукам.
Ключевые слова: история дизайна, исторический метод, полилинейность, синергетика.
Искусствоведы при описании истории дизайна сегодня прибегают к инструментарию исследований, выработанному на полях истории искусств и истории архитектуры. С одной стороны, представляется совершенно разумным искать истоки дизайна, соотнося его с историей архитектуры и искусств, возникших, по мнению большинства искусствоведов, значительно раньше дизайна. С другой стороны, при детальном рассмотрении стилевых течений в живописи, декоративно-прикладном и пластических искусствах, в архитектуре и дизайне наблюдаются определенные несоответствия, которые скорее говорят не только о взаимосвязанном развитии названных видов художественной деятельности человека, но и определенном их расхождении 1. В истории искусств и архитектуры уже сложились определенные критерии, по которым проводится исследование и систематизация фактов -по авторам, по стилям, декадам, территориальному признаку. Перечисленные аспекты представляют собой яркие примеры линейного подхода к рассмотрению исторического процесса.
Линейный подход рассматривает историю как единый непрерывный процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в этом историческом процессе. Для этого подхода является характерным сопоставление исторических со-
Факты существуют только там, где отсутствуют люди.
Когда люди появляются, остаются одни интерпретации.
Станислав Лем («Расследование!»)
бытий с общими этапами развития общества. Линейный подход к изложению истории отражает идею прямолинейного общественного развития. Сама по себе прямолинейность не указывает четкого направления; возможно развитие и вперед, и назад, и даже в сторону от наметившихся тенденций [1].
До последнего времени история дизайна, как и история архитектуры и искусств, рассматривалась как линейный процесс. Обращаясь к современным изданиям по дизайну можно заметить, что у многих историков дизайна используются аналогичные упомянутым в отношении истории искусств и архитектуры классификации, а также достаточно искусственно устанавливаются рамки представления стилей и персоналий. Подход, используемый западными искусствоведами Шарлоттой и Петером Филл, Берндтом Польстером, Гансом Винглером и многими другими, позволяет рассмотреть лишь линейные развития дизайна, оставляя за кадром сложные взаимосвязи между объектами дизайна, стилями и мастерами. Определенный интерес, на наш взгляд, представляет не просто поэтапное рассмотрение истории дизайна, а с раскрытием общественно-политических, социокультурных событий, оказавших наиболее существенное влияние на эволюцию предметного окружения человека 2.
Следует также отметить, что в отличие от пластических искусств, в особенности от архи-
1 В качестве примеров можно привести стиль «хай-тек», проявившийся в архитектуре и дизайне, но не отраженный в живописи, или стиль «экспрессионизм», присутствовавший в архитектуре и живописи, но не получивший развитие в дизайне.
тектуры, процесс стилеобразования в дизайне более динамичен и характеризуется относительно меньшей продолжительностью существования художественно-стилевых течений и более локальной их направленностью. Во многом это объясняется относительно самой динамикой разработки и производства объектов дизайна и ориентацией на законы рынка, когда периодическая смена модельного ряда программируется уже на стадии проектирования. Значительное влияние на этот процесс оказывает мода, определяющая баланс спроса - предложения на изделия дизайна, их моральное устаревание, стимулируя процесс рестайлинга объектов дизайна. За 150 лет своего существования дизайн экспансировался из области бытового предметного окружения человека в дизайн архитектурной среды, медиадизайн, графический дизайн, фитодизайн, дизайн одежды - сегодня влияние дизайна ощущает на себе практически любая деятельность человека. Это сказалось на многообразии выпускаемых дизайнером предметов и разнохарактерности его проектного инструментария. В условиях постоянно растущей динамики событий в условиях современного информационного общества становится все сложнее рассматривать историю дизайна в рамках традиционного линейного подхода, который уже не в состоянии объективно раскрыть всю сложность и глубину происходящих процессов в дизайне. Все эти особенности дизайна и в первую очередь высокая динамика смены событий требуют особого его представления в процессе исторического развития, отличного от истории архитектуры и искусства - более «статичных» в своем развитии и стилеобразовании. Достаточно обратиться к истории так называемых больших художественных стилей: готика существовала примерно 4 века, барокко - 3 века, и даже относительно короткий по времени стиль модерн насчитывает порядка 20 лет своего развития. В рамках постмодерна в архитектуре исследователи насчитывают 16 стилевых тече-
ний [17]. Исследователи истории дизайна выделяют в тот же период времени порядка 45 художественно-стилевых течений [18].
Во-первых, история дизайна обладает свойством высокой и неравномерной во времени «событийной плотности» своего рассмотрения. Во-вторых, рассматриваемые историей дизайна явления очень разномасштабны - они рознятся «от иголки до самолета», от «перчаток до города». В-третьих, наблюдается значительная «разнохарактерность» областей дизайна, множество его специализаций (графика, мода, предметный ряд, среда и пр.). В-четвертых, среди ученых существует многообразие взглядов на историю дизайна, его возникновение, периодизацию развития и выбор его доминантных объектов (дизайн-икон), факторов, влияющих на возникновение доминантных явлений.
Линейность нашего восприятия связана прежде всего со временем, которое люди западной культуры склонны рассматривать именно линейно, как если бы оно была рекой, текущей из настоящего в будущее [1]. При этом ряд мыслителей считает неправомерным описание истории как линейного поступательного движения. «Линейное время по самой своей природе абстрактно, тогда как циклическое время конкретно. В первом случае развитие событий происходит на фоне времени: одни события порождаются другими, и время, как таковое, безучастно по отношению к этому процессу. В другом случае события и время оказываются взаимно связанными самым непосредственным образом: поскольку время качественно разнородно, качество времени так или иначе сказывается на происходящем, определяя конкретную реализацию событий» [19].
Развитые в ХХ веке исторические методы -системный подход, логическое моделирование, типологизация - ориентированы на идею целостности и частично преодолевают однолинейный подход. Стали развиваться концепции вариативности исторического процесса, в рамках которых
2 Берндт Польстер (Berndt Polster, дизайн Скандинавии) [2], Пенни Спарк (дизайн Великобритании) [6], Тим Элснер (Tim Elsner, дизайн США) [9], Ганс Винглер (Hans Wingler, дизайн Германии) [8], Клаудии Нойманн (Claudia Neumann, дизайн Италии) [7]. В их трудах хронологически (по десятилетиям, начиная с 1900 года) выстроен ряд событий в области дизайна конкретной страны и представлены лучшие иконические объекты, появившиеся на свет в этой стране. Известны также издания Фишера Фолькера (Fisher Volker) [11], Лакшми Бхаскаран - акцент в них смещен на современный этап истории дизайна.
Событийное (или феноменологическое) описание истории дизайна мы видим в работах Кэтрин МакДермот (Katrin McDermottl) [14], Пенни Спарк (Penny Sparke) [22], Кристины Сиверс (Christine Sievers) [15], Николауса Шредер (Nikolaus Schreder) и Рейера Краса (Reyer Kras) [5], отчасти это представлено и в трудах Михаила Тамбини, Шарлотты и Петера Филл (charlotte&Peter Fiell) [4].
признавалась возможность исторических альтернатив и разных направлений в истории, учитывающая разнообразие культур и цивилизаций. Например, как реакция на линейное понимание истории, зародившееся еще в эпоху Просвещения XVIII в., формируется нелинейный подход, основу которого составили цивилизационная и культурологическая концепции истории. Характерной чертой этого подхода является отрицание единой линии развития человечества. Однолинейности противостоит многолинейность, смене стадий развития в масштабе человечества - чередование исторических единиц (культурно-исторических типов, культур, цивилизаций и т. п.), их возникновение, расцвет и гибель. Если «линейно-стадиальные» концепции абсолютизировали непрерывность развития, то нелинейные - его прерывность. Таким образом, в рамках данного подхода большое внимание уделяется уникальности и неповторимости исторического процесса, множественности моделей развития общества. Сущность нелинейного подхода к истории состоит в том, что история человечества подразделяется на некоторое число совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий.
Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах: 1) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Э. Тоффлер); 2) как синоним культуры (А. Тойнби); 3) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер) [20]. Дизайн - продукт деятельности прежде всего Западной цивилизации, но, как ни странно, включает в себя все три названных смысла. 1) Индустриальный дизайн как переход к новому типу производства, 2) формирование нового типа культуры потребителей, 3) отражение локальных (в том числе утопических) мировоззрений стран-создателей дизайн-объектов. В этом контексте и была предложена идея многомерности в качестве одного из принципов методологии социального познания [21].
Одним из первых, кто развивал культурологическую концепцию истории был Освальд Шпенглер (1880-1936). Он рассматривал культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и
умирания, причем умирание культуры неизбежно.
Шпенглер оказал сильное влияние на Арнольда Дж. Тойнби (1889-1975), который разработал свою уникальную культурологическую концепцию истории. Согласно Тойнби, основным субъектом мировой истории является не регион, не этнос или народ, не государство, а цивилизация. Он утверждал, что каждая цивилизация проходит одинаковые фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели.
Элвин Тоффлер основывает свою научную концепцию на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна -результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешевую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам [22]. Концепция Элвина Тоффлера хорошо вписывается в современную модель развития человечества. Греческая циклическая концепция истории и культурологическая концепция истории Шпенглера, рассматривавшие развитие истории как круговое движение, позволяют увидеть цикличность определенных событий и дать объяснения различным событиям - крушениям или возрождениям. Безусловно, мы не говорим о несостоятельности линейного подхода, поскольку он незаменим в быстром поиске первопричин в конкретно заданном аспекте. Однако современный мир диктует нам необходимость использования более совершенного инструментария для описания такого современного вида деятельности, как дизайн.
Таким образом, в условиях современного общества появились новые формы мировосприятия и, в частности, постмодернистский плюрализм. Исторически сложившиеся линейные виды изложения истории искусств, архитекту-
ры и дизайна начали отставать от современного мировоззрения и мировосприятия. Особенно остро эта проблема возникает в дизайне с его динамичной сменой исторических событий. Сегодня в исторических науках наметились тенденции «нелинейного» (многоаспектного) подхода к изучению исторических явлений (процессов). Одной из них является синергетика, рассматривающая одновременно многие явления в синтетической взаимосвязи.
Говоря о междисциплинарности синергетики, Е.Н. Князева в своей статье «Синергетический вызов культуре» относит ее ориентацию на поиск универсальных паттернов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого рода, независимо от конкретной природы их элементов или подсистем. Благодаря недавним результатам в области синергетики (теории самоорганизации) начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Синергетика имеет интегративную или синтетическую ценность [23]. В дизайне таким паттерном или инвариантом, содержащим в себе информацию о его развитии, являются дизайн-иконы 3. Модель описания истории дизайна посредством дизайн-икон можно представить привычным способом на плоскости, например, в виде блок-схем, но при этом она будет поверхностной и неполной. Успешнее можно воспользоваться методом интеллект-карт 4 (ментальные карты, майндмеппинг), но пересекающиеся линии взаимосвязей могут помешать логическому восприятию структуры. Отображая все взаимосвязи появления объектов дизайна и превращения их в дизайн-иконы, взаимовлияния на локальном и мировом уровне представляют нам модель нового восприятия, созданную на первый взгляд по образу хаоса, и вместе с тем имеющую новый тип упорядоченных структур, полилинейный или полиплоскостной, многомерный.
Благодаря своему междисциплинарному характеру, теория самоорганизации (синергетика) может рассматриваться также как исходное основание для кросс-дисциплинарной, кросс-профес-сиональной и кросс-культурной коммуникаций. Обладание синергетическим знанием или, по крайней мере, синергетическим стилем мышления может быть некой платформой для открытого творческого диалога между учеными, мыслителями, деятелями искусства, имеющими различные творческие установки и взгляды на мир [23].
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. История дизайна представляет собой многоаспектный и многоуровневый конгломерат и в рамках полилинейного (синергетического) подхода рассматривается как эволюция предметов в сложных системах локального и мирового уровня. Эта система является открытой и динамику ее эволюции можно проследить по шедеврам дизайнерской деятельности - дизайн-иконам.
2. Дизайн-иконы являются носителями непрерывно развивающейся культурной составляющей окружающей среды. Они несут в себе возможное изменение представления о будущем (футурологические идеи, художественностилевое влияние на процесс предметного проектирования, временная фиксация художественного образа). В этой связи в истории дизайна актуально введение понятия аттрактора 5, выглядящего как «память о будущем». Помимо дизайн-икон, в качестве аттракторов могут выступать факторы, влияющие на формообразование объектов дизайна, также становящиеся самостоятельным объектом исторического исследования. Хаотическая система представления культурологических взаимосвязей в истории дизайна - это вывод аттракторов эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры. При наведении фокуса на определенный аспект исследования или выборе аттрактора визуализация взаимосвязей упрощается. Хаос предстает в качестве механиз-
3 Понятие «дизайн-икона» или «иконический знак» внедрено автором для обозначения объекта дизайнерского творчества,
представляющего собой значительное новаторство в художественном формообразовании и ставшего общепризнанным шедевром, который занял определенное место в истории дизайна и оказал влияние на его развитие [24].
4 Диаграмма связей (интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) - способ изображения
процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи [25].
5 Аттрактор - совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии [26].
развития дизайн-икон как на локальном, так и на мировом уровнях.
«Полилинейный (синергетический) подход», как нам представляется, может стать новым инструментом в описании (научном представлении) истории дизайна. Это будет способствовать получению узкоспециализированных знаний и по истории дизайна, с одной стороны, и более целостной и объективной картины, с другой стороны. Переход к нелинейному изучению истории дизайна представляет сложный процесс. Полилинейность может стать одним из отсутствующих звеньев в формировании комплексного многомерного знания по истории дизайна.
28.02.2012
Список литературы:
1. Тейлор, С. Покорение времени [Электронный ресурс] / Стив Тейлор. - Режим доступа : http://romankalugin.com/obzor-knigi-stiva-teylora-pokorenie-vremeni/ - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Bwdek, Bernhard E. Design : Geschichte, Theorie und Praxis der Produktgestaltung. - Koln : DuMont Buchverlag, 1991. - 392 s. : il.
3. Das Designbuch. 1 Jahrhundert - 400 Designer - 1000 Objekte / Uta Abendroth, Karin Beate Phillips, Christian Pixis, Bernd Polster, Volkard Steinbach. - Ausburg : Battenberg, 1999. - 431 s. : il.
4. Design of the 20 th Century/ Charlotte Fiell, Peter Fiell. - Koln : Taschen, 1999. - 767 s. : il.
5. Design! Das 20. Jahrhundert. - Munchen-London-New York : Prestel Verlag, 2000. - 183 s. : il.
6. Designlexikon : GroЯbritannien / Penny Sparke. - Koln : Dumont, 2000. - 383 s. : il.
7. Designlexikon : Italien / Claudia Neumann. - Koln : Dumont, 1999. - 383 s. : il.
8. Designlexikon : Deutschland / Marion Godau, Bernd Polster - Koln : Dumont, 2000. - 383 s. : il.
9. Designlexikon : USA / Bernd Polster, Tim Elsner - Koln : Dumont, 2002. - 383 s. : il.
10. Designlexikon : Skandinavien / Bernd Polster. - Koln : Dumont, 1999. - 383 s. : il.
11. Fisher Volker. Design heute. - Prestel Verlag, 1988 - 317 s. : il.
12. Industrial Design A-Z. Charlotte, Peter Fiell. - Tashen, 2000. - 767 s. : il.
13. Landmarks of Twentieth-Century Design / Kathryn B. Hiesinger and George H. Marcus. - New York : Abbeville Press Publishers, 1993. - 431s. : il.
14. McDermott, Catherine. Design A-Z : Designmuseum London. - Munchen : Ars-Ed., 1999. - 400 s. : il.
15. Sievers, C. 50 Klassiker Design des 20. Jahrhunderts / Christine Sievers, Nicolaus Schroder. - Hildesheim : Gerstenberg Verlag, 2001. - 287 s. : il.
16. Sparke, P. Design im 20. Jahrhundert. Die Eroberung des Alltags durch die Kunst / Penny Sparke. - Stuttgart : Deutsche verlags-anstalt, 2001. - 271 s. : il.
17. Маклакова, Т. Г. Архитектура двадцатого века / Т. Г. Маклакова. - М. : Издательство АСВ, 2001. - 200 с., илл.
18. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время / Лакшми Бхаскаран. - М. : Арт-Родник, 2007. - 256 с.
19. Успенский, Б. А. XXIII (1989). Линейное vs. циклическое время [Электронный ресурс] / Б. А. Успенский. - Режим доступа : http://diction.chat.ru/lin_vr.html - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
20. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://psyera.ru/lineynye-i-nelineynye-interpretacii-istoricheskogo-processa-formacionnaya-i-civilizacionnaya-1650 - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
21. Келле, В. Ж. Идея многомерности в познании социальной реальности [Электронный ресурс] / В. Ж. Келле. - Режим доступа : http://anthropology.ru/ru/texts/kelle/symp12_09.html - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
22. Элвин Тоффлер // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ru.wikipediaorg/wiki/Тоффлер, Элвин - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
23. Князева, Е. Н. Синергетический вызов культуре [Электронный ресурс] / Е. Н. Князева. - Режим доступа : http:// www.synergetic.ru/society/synergetics-challenges-the-culture.html - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
24. Михайлова, А. С. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства XX века : 1920-1980-е гг. : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Михайлова Александрина Сергеевна ; [Место защиты : Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики]. - Москва, 2009. - 180 с. : ил.
25. Диаграмма связей // Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// m.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей - свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
26. Котельников, Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика / Г. А. Котельников. - Белгород, 2000. - С. 147.
Сведения об авторе:
Михайлова Александрина Сергеевна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат искусствоведения 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1, тел. 5562935, e-mail: misuoka@gmail.com
ма выхода на большое количество структуры-аттракторы эволюции. Макроорганизация строится благодаря беспорядку, хаосу на микроуровне.
3. Согласно синергетическому подходу, существуют некоторые законы ритма, свойственные как живой, так и неживой природе, законы периодической смены состояний: подъем - спад - стагнация - подъем и т. д. Только подчиняясь этим «ритмам жизни», режимам колебаний, сложные системы могут поддерживать свою целостность и динамично развиваться. Подобную периодическую смену состояний мы наблюдаем в смене дизайн-наций на сцене дизайна, а также в процессе