Научная статья на тему 'Поликультурность как определяющая черта современного образовательного пространства'

Поликультурность как определяющая черта современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Анастасия Юрьевна

В статье обозначены ведущие характеристики современного образовательного пространства как поликультурного феномена, определены образовательные условия социализирующего развития личности в профессионально-жизненном пространстве поликультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURE AS DETERMINATIVE TRAITE OF MODERN EDUCATIONAL SPACE

Leading characteristics of modern educational space as polycultural phenomenon are stated in the article, educational terms of socializing development of personality in professional living space of polycultural interrelation are defined.

Текст научной работы на тему «Поликультурность как определяющая черта современного образовательного пространства»

УДК 37

Шевченко А.Ю.

Оренбургский государственный институт менеджмента, филиал в г. Орске E-mail: Sheva2383@rambler.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье обозначены ведущие характеристики современного образовательного пространства как поликультурного феномена, определены образовательные условия социализирующего развития личности в профессионально-жизненном пространстве поликультурного взаимодействия.

Ключевые слова: поликультурное образование, пространство поликультурного взаимодействия, общекультурные компетенции, гуманитарное развитие личности.

Глубинные социально-экономические преобразования в российском социуме, глобальное расширение международных связей, гуманитарные трансформации роли человека в системе общественно-производственных отношений актуализируют общекультурную составляющую в профессиональной подготовке будущего специалиста, усиливают социализирующую, куль-туросозидающую роль образования в компетен-тностном становлении нового облика специалиста как прежде всего человека Культуры, Творчества и Труда.

Компетентностная ориентация образовательных стандартов третьего поколения предполагает целостное формирование личности специалиста во взаимодополняющем единстве «теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности» (курсив наш -А.Ш.) [15, с. 5].

В этом отношении общекультурная компетенция, в силу пролонгированного постоянства своего жизненно-атрибутивного присутствия, выступает преобразующе-совершенствующим вектором развития профессиональных компетенций личности, источником становления активной жизненной позиции современного специалиста как созидательного субъекта индивидуально-профессиональной жизнедеятельности, продуктивной гармонизации взаимоотношений с социумом и самим собой.

О широком «жизненнотворящем» потенциале общекультурных компетенций, впервые структурно выделенных в категориально-понятийном плоскости отечественного общего образования А.В. Хуторским, свидетельствует их изначальное содержание, где круг вопросов, от-

носительно которых ученик должен быть хорошо осведомлен и обладать опытом постигаемо-присваеваемой деятельности, включает гуманитарную проблематику, явно не ограниченную в своем понимании и применении только лишь статусом выпускника общеобразовательной школы: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологический базис общественных явлений и семейных традиций, способность к организации свободного (в т. ч. досугового) времени, освоение научной картины мира, место человека в расширяющемся социуме и др. [13].

В сравнительно-подтверждающем контексте приведем содержание одной из основных общекультурных компетенций (ОК 1) нового стандарта ВПО, обладающей интегративным характером относительно компетенций, приобретаемых студентов в процессе изучения дисциплин общегуманитарного, социального и профессионального циклов. Будущий специалист, овладевший за время обучения в вузе данной компетенцией, «способен представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры», что соотносимо с компетентностным знанием самых общих положений современной естественнонаучной картины мира; моральных и этических представлений в различных современных обществах, истории их формирования, основных культурных достижений народов мира [18].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в современных условиях широкой экономической и политической интеграции, стремительного развития средств массовой, в том числе, интернет-коммуникации, а также существенного расши-

рения возможностей межкультурных личностных контактов в аспекте профессиональной и академической мобильности, общекультурная компетенция по своему субъектному смыслу выходит на межкультурный, а, в предельной динамике расширяющегося содержания, - на поликультурный уровень осуществляемой реализации, выступая значимым фактором оптимизации процессов «культурного взаимопонимания» и межкультурного взаимодействия в динамично изменяющемся современном социуме.

Кроме того, существующая номенклатура общекультурных компетенций российского ФГОС ВПО в основном соответствует европейским стандартам образования в части так называемых «общих компетенций» (generic competences) [19], что, со своей стороны, под-тверждающе указывает на обозначенный выше меж- и поликультурный характер рассматриваемого профессионально-личностного гуманитарного конструкта.

Особое значение в образовательном становлении будущего специалиста как субъекта поликультурного взаимодействия имеет характер пространственно-опосредующей факторности: согласно требованиям ФГОС высшее учебное заведение обязано «сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности» (п. 4.1.3) [18].

В теоретико-методологическом отношении значимая роль в поликультурной центрации пространства образовательного развития современного специалиста принадлежит личнос-тно-формирующему потенциалу культурологического подхода, в герменевтическом контексте которого культура понимается как специфическое единство исторически выработанных форм деятельности, отражающих не только «степень «очеловечения» природы», но и «меру саморазвития человека» [1, с. 29].

Существенное усиление процессов генерации культур в глобально расширяющемся мире переносит саморазвивающие акценты образовательного культурогенеза взрослеющего человека с «культуры ставшей» на «культуру становящуюся», полагающую своим важнейшим признаком «развитую способность к культуротворчеству, готовность открывать мир впервые» [8, с. 9].

Тем самым в рамках культурно-антропологического подхода (Б.М. Бим-Бад) делается

возможным выход на уровень «культуросооб-разности образования», обеспечивающий, наряду с «апперцептивной последовательностью усваиваемых пластов культуры», где приоритетной и исходной для поликультурного развития личности выступает культура своего народа, чрезвычайно важный в самодеятельностном аспекте становления будущего специалиста факт «совпадения образования с активностью обучаемых» [4, с. 11].

В контексте нашего рассмотрения речь может идти о гуманитарном «возвращении» широко понимаемого культурологического начала «во все виды знания и образования XXI века» [3, с. 45], провоцирующего усиление субъектности профессионального труда в содержательно-смысловой парадигме «человек - мир» [12, с. 14], способствующего повышению компетентност-ной значимости «профессионально-культурного модуса поведения студента» как развивающей сферы его профессионального становления в вузе [2, с. 9], обладающей вполне определенными, в том числе, поликультурными характеристиками образовательной пространственности.

Как отмечают исследователи, современные вузы России отличаются поликультурным статусом образовательного пространства: в них преобладает смешанный национальный состав, прежде всего, студенчества, что актуализирует проблему педагогической инструментовки процесса развития «поликультурного сознания» и «интеллекта межнациональных взаимоотношений», становления «поликультурной компетентности» и «культурного плюрализма», формирования «готовности к межкультурному диалогу», «умений жить в мире с другими», «толерантного отношения к многообразию культур как одного из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия» [7], [11], [14], [17].

Вместе с тем указания на поликультурные характеристики образовательной простран-ственности содержатся уже в известном принципе культуросообразности, сформулированном А. Дистервегом в начале XIX века. Согласно этому принципу, выступающему руководящей педагогической идеей построения пространства образовательного взаимодействия как такового, ребенок в качестве субъекта воспитания одновременно пребывает в трех культурно-жизненных сферах становящейся целос-

Шевченко А.Ю.

Поликультурность как определяющая черта современного..

тности бытия, относительно которых он понимается как: «индивид, одаренный человеческими задатками»; «индивидуум, наделенный национальными особенностями»; «представитель всего рода человеческого». Поэтому педагогика, подчеркивает А. Дистервег, «обязана каждый раз решать триединую задачу: 1. формировать индивидуума сообразно его природным особенностям; 2. делать это в соответствии со своеобразием той нации, к которой он принадлежит; 3. воспитывать взрослеющего человека согласно общечеловеческим целям и ценностям» (выделено нами - А.Ш.) [10, с. 115].

В отечественной педагогике идея поликультурной сущности образования в аспекте единства национального (народного) и общечеловеческого (сверхнационального, культурного) была обоснована С.И. Гессеном: «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое, незаменимое место в общечеловеческой культуре, т. е. становится нацией» [6, с. 343]. Вследствие чего «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства» [6, с. 354].

Поликультурная в своей основе идея о необходимости интегративно-природного сочетания в образовательном развитии личности общечеловеческой, национальной и индивидуальной составляющих получила свое дальнейшее развитие в трудах современных педагогов-исследователей. В этом отношении важнейшим

обуславливающим фактором является, прежде всего, гуманитарная целостность и цельность образовательного пространства личностного развития: «личность существует и развивается как целое, процесс ее поступательного развития целостен по природе», - отмечает Н.К. Сергеев, а потому «культурно-образовательное пространство, в котором это происходит - тоже целостность», что следует учитывать «на всех уровнях» [16, с. 93].

Гуманитарная центрация поликультурной образовательной пространственности изначально предполагает приоритетную реализацию соответствующих образовательных технологий, личностно-развивающий потенциал которых обращен к человеку, «ориентированному на культуру и личные смыслы». Именно такое, поликультурное в своей основе образование, полагает Е.В. Бондаревская, «обеспечивает личностное смысловое развитие» обучаемых, «поддерживает единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию» (курсив наш - А.Ш.) [5, с. 38].

Тем самым можно сделать вывод о том, что феномен поликультурности выступает неотъемлемой характеристикой современного пространства образовательного развития личности, социализирующая успешность профессионально-жизненного становления которой во многом определяется педагогической продуктивностью гармоничного сочетания в этом процессе общечеловеческой, национальной и индивидуальной составляющих.

23.12.2012

Список литературы:

1. Арнольдов, А. И. Национальные культуры : современное видение / А. И. Арнольдов. - М. : МГИК, 1992. - 29 с.

2. Артамонов, А. Л. Профессиональное становление специалиста гуманитарного профиля в контексте профессионально-культурного модуса поведения / А. Л. Артамонов, М. Г. Янова // Вестник Московского гос. обл. университета. Серия: Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 9-15.

3. Бенин, В. Л. Педагогическая культурология : курс лекций : учебное пособие / В. Л. Бенин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. -515 с.

4. Бим-Бад, Б. М. К вопросу о культуросообразности образования / Б. М. Бим-Бад // Новые ценности образования. Культурная парадигма. - 2007. - № 4 (34) - С. 11-14.

5. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. -С. 37-43.

6. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

7. Данилова, Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студента : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Ю. Данилова. - Оренбург, 2007. - 27 с.

8. Данилюк, А. Я. Содержание культурной парадигмы и условия ее развития в системе образования / А. Я. Данилюк // Новые ценности образования. Культурная парадигма. - 2007. - № 4 (34). - С. 3-10.

9. Дипломированный специалист [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/docs/index-129490.html?page=3

10. Дистервег, Ф. А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф. А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - М. : Гос. учебно-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР, 1956. - С. 55-212.

11. Жукова, О. Г. Развитие студента как человека культуры в условиях поликультурного воспитания в техническом вузе : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /О. Г. Жукова. - Казань, 2010. - 24 с.

12. Завалишина, Д. Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 6. - С. 5-15.

13. Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

14. Маркова, Н. Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. Г. Маркова. - Казань, 2010. - 44 с.

15. Сальников, Н. Л. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Л. Сальников, С. Б. Борухин // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 3-11.

16. Сергеев, Н. К. О целостном походе к диссертационному педагогическому исследованию : сб. науч. ст. «Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации» / Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2003. - С. 91-96.

17. Сергеева, И. В. Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Сергеева. - Чебоксары, 2011. - 21 с.

18. Федеральные государственные стандарты ВПО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/ portal/spe/3v/220207m.htm

19. Tuning Education Structures in Europe. General brochure [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.tuning.unideusto.org/tuningeu

Сведения об авторе:

Шевченко Анастасия Юрьевна, преподаватель иностранных языков филиала Оренбургского государственного института менеджмента в г. Орске, е-mail: Sheva2383@rambler.ru

UDC 37

Shevchenko A.Yu.

Orenburg state institute of management in Orsk, e-mail: Sheva2383@rambler.ru MULTICULTURE AS DETERMINATIVE TRAITE OF MODERN EDUCATIONAL SPACE

Leading characteristics of modern educational space as polycultural phenomenon are stated in the article, educational terms of socializing development of personality in professional living space of polycultural interrelation are defined.

Key words: polycultural education, space of polycultural interaction, general cultural competence, humanitarian development of personality.

Bibliography:

1. Arnoldov, A. I. National cultures : a modern vision / A. I. Arnoldov. - M. : MSIC, 1992. - 29 p.

2. Artamonov, A. L. Professional development of specialist in humanitarian profile in the context of professional and cultural mode of behavior / A. L. Artamonov, M. G. Midsummer // Bulletin of the Moscow state. reg. the university. Series : Pedagogy. - 2008. - № 1. - P. 9-15.

3. Benin, V. L. Teaching cultural studies : lectures : a manual / V. L. Benin. - Ufa : Publ. BSPU, 2004. - 515 p.

4. Bim-Bad, B. M. On cultural conformity of education / B. M. Bim-Bad // New value of education. Cultural paradigm. -2007. - № 4 (34). - P. 11-14.

5. Bondarevskaya, E. V. Pedagogical culture and personal value / E. V. Bondarevskaya // Pedagogy. - 1999. - № 3. - P. 37-43.

6. Gessen, S. I. Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy / S. I. Gessen. - M. : School Press, 1995. - 447 p.

7. Danilova, L. Yu. Formation of multicultural competence of students : author. thesis of candidate. ped. sciences : 13.00.01 / L. Yu. Danilova. - Orenburg, 2007. - 27 p.

8. Danyluk, A. Ya. The content of the cultural paradigm and the conditions of its development in the education system / A. Ya. Danyluk // New values of education. Cultural paradigm. - 2007. - № 4 (34). - P. 3-10.

9. The Graduate [Electronic resource]. - Access mode : http://rudocs.exdat.com/docs/index-129490.html?page=3

10. Diesterweg, F. A. Guide on education for the German teachers / F. A. Diesterweg // Selected pedagogical works. -Transl. educational and pedagogical. Publishing House Min. Education of the RSFSR, 1956. - P. 55-212.

11. Zhukova, O. G. The development of the student as a person of culture in conditions of multicultural education in a technical college: author. diss. ... candidate. ped. sciences : 13.00.01 / O. G. Zhukova. - Kazan, 2010. - 24 p.

12. Zavalishina, D. N. Subject-dynamic aspect of professional activity / D. N. Zavalishina // Psychological Journal. - 2003. -Vol. 24, № 6. - P. 5-15.

13. Competence in education : projecting experience: Sat. scientific. works / Ed. A. V. Hutorskoyi. - M. : Research and Innovation Enterprise «INEC», 2007. - 327 p.

14. Markova, N. G. Building a culture of relations of ethnic students in a multicultural educational environment of the university : Author. diss. dr. ... ped. sciences : 13.00.01 / N. G. Markov. - Kazan, 2010. - 44 p.

15. Salnikov, N. L. Reform of higher education : the concept of new educational models / N. L. Salnikov, S. B. Boruhin // Higher Education in Russia. - 2008. - № 2. - P. 3-11.

16. Sergeev, N. K. On the holistic approach to pedagogical scientific research : Sat. scientific. Art. «The methodology of the dissertation studies of problems of education in its modernization» / N. K. Sergeev. - Volgograd : Peremena, 2003. - P. 91-96.

17. Sergeeva, I. V. Multicultural education of university students in the process of learning foreign language: author. diss. ... candidate. ped. sciences: 13.00.01 / I. V. Sergeeva. - Cheboksary, 2011. - 21 p.

18. The federal government standards HPE [Electronic resource]. - Access mode : http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/ 220207m.htm

19. Tuning Education Structures in Europe. General brochure [Electronic resource]. - Access mode : http://www.tuning.unideu sto.org/tuningeu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.