зи с задачей всестороннего развития личности // Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности : сб. науч. тр. Волгоград : Изд-во ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1986.
13. Удачина Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике : дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1973.
Content and logic of essence cognition in personality quality
There are regarded the methodological regulations of defining the content and logic of finding the essence in personality quality in planning and realization of integral educational process.
Key words: system, whole, integral, function, structure, component, element, level, criterion.
А.Н. ЛутлЕВА (Майкоп)
поликультурноЕ
образовательное
пространство
в процессе экологической социализации личности
Современный социум представляет поликультурную среду, а школа - поликультурное образовательное пространство. В статье обсуждаются возможные проявления субъектной сущности поликультурного образовательного пространства в процессе экологической социализации личности.
Ключевые слова: экологическая социализация, поликультурное образовательное пространство.
Образовательное пространство представляет собой форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению. В.В. Сериков [1] определяет образовательное пространство как «специальным образом организованную совокупность образовательных систем, каждой из которых в его рамках отводится определенное место» [1, с. 33 - 36]. Автор выделяет нормативно -регламентирующую координату образовательного простран-
ства, характеризующую правовые и нравственные основания; перспективно-ориен-тирующую координату, которая служит ориентиром в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем; деятельностно-стимулирующую координату, которая призвана отражать специфику условий «жизнедеятельности»; коммуникативно-информационную координату, отражающую взаимосвязи между различными образовательными системами, входящими в соответствующее образовательное пространство.
В процессе гуманизации педагогической действительности очевидны две тенденции, которые, на первый взгляд, являются взаимоисключающими. С одной стороны, в условиях провозглашения демократических принципов в государственном устройстве России возросла роль этнической и культурной идентичности, а значит, произошло усиление в образовании этнокультурного фактора, обеспечивающего природосообразные и культуросообразные действия в педагогической практике. С другой - глобализация мира требует активного поиска новых путей мирного сосуществования людей, государств и т.д. Сохранение человечества не только на биологическом, но и на культурном уровнях -в создании толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам через установление диалога культур.
Окружающий социум с точки зрения его функциональности, структурированности, качественных характеристик в педагогической литературе обозначается как «культурная среда», «воспитательное пространство», «социальное пространство», «образовательное пространство», «поли-культурное образовательное пространство», «поликультурная среда». Эти пространства «создают возможность априорного влияния и на чувственное созерцание» (И. Кант). А так как пространство принципиально незамкнуто, то оно может переходить в пространство другой системы, быть многосвязанным и неисчерпаемым и может создавать дополнительные возможности для использования его влияния на развивающуюся личность. Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова рассматривают воспитательное пространство как специально
© Аутлева А.Н., 2010
организованную среду. Функциональные возможности воспитательного пространства с точки зрения проявления его субъектной сущности они связывают с включенностью школьников в конструктивную деятельность. Воспитательное пространство, будучи частью среды, где складывается определенный (педагогический) образ жизни, его функционирование во многом определяются традициями и авторитетами как информационными, так и личностными. В среде возникают непререкаемые познавательные постулаты: законы, закономерности, образцы поведения, объединяемые традициями, авторитетными людьми, на которых равняются. Воспитательное пространство предстает как «динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных объектов различного уровня (индивидуальных, коллективных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - взрослого и ребенка» [2, с. 37]. Субъекты воспитательного пространства обладают индивидуальной культурой, а их взаимодействие приводит к образованию новых культурных ценностей, установок, норм поведения, отношений и т.д. Н.М. Борытко весьма пессимистически относится к роли воспитательного пространства в становлении личности, полагая, что «идея воспитательного пространства как целостной управляемой социальной системы развития ребенка оказывается плодотворной для отдельного педагога и даже целого педагогического коллектива образовательного учреждения (как в случае с Павлышской школой). Однако за пределами школы в реальности согласовать все разнохарактерные и разноуровневые воспитательные воздействия в единое воспитательное пространство вряд ли возможно» [3, с. 65]. Вместе с тем, согласно взглядам социалогизаторов, среда воспитания - это условия жизни человека, она оценивается с точки зрения «возможности максимальной адаптации к ней человека. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди, находящиеся в этой среде» [4]. Исходя из этого, Дж. Дьюи рассматривал среду как определяющую сущность человека, а самого человека как продукт социальных обстоятельств, «стремления, взгляды, верования прививаются человеку сре-
дой. Она укрепляет одни взгляды и изменяет другие. Так создается система поведения. Среда - не только обстановка, но одно целое с деятельностью индивидуума» [4].
Экологическая социализация личности осуществляется в определенном природнокультурном контексте, который по своей сути (по отношению к человеку) имеет субъектную сущность. В основе экологической социализации лежит понимание мира как динамической, многомерной системы, где человек реализует, осознает свою ответственность сохранения окружающей природы.
Образовательное пространство, основанное на этнических, этических нормах, ценностях, взглядах, представлениях, экологических знаниях, придает содержанию бытия личности не только экологические смыслы, но и проповедует, актуализирует идеи поликультурности - партнерства, терпимости, взаимопонимания в решении экологических проблем и гармонизации системы «человек - природа». Е.В. Бонда-ревская, В.П. Борисенко, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Д. Дмитриев, В.В. Мака-ев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова трактуют поликультурную образовательную среду как «пространство личностное, поскольку основным субъектом его реализации выступает ученик; это пространство диалогическое, потому что только диалогические отношения обеспечивают полнокровное взаимодействие различных субкультур» [5].
Необходимость соблюдения принципов природосообразности и культуросо-образности в процессе экологической социализации обусловлена культурной идентичностью и природными предпосылками личности.
экологическая социализация в поли-культурном образовательном пространстве предполагает поиск нового соотношения традиции и инновации в этнических культурах при изучении проблем взаимодействия человека и природы. В этом случае в поликультурном пространстве возникает прецедент провозглашения экологических норм, принципов, новых стереотипов поведения, обычаев и традиций, соответствующих экологическим и этическим нормам. Становление нового образа жизни, где личность выбирает жизненную траекторию, основанную на экологической парадигме, является ожидаемым результатом экологической социализации. Продуктив-
ность взаимодействия субъектов поликуль-турного пространства характеризует установление диалога культур. В поликультур-ном образовательном пространстве актуализированы те «ее компоненты, возможности и свойства, которые могут эффективно внешне воздействовать, если личность их принимает, тем самым внешняя среда, воздействующая механически на личность, заставляет заговорить, т.е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей и поступающей, в том числе и “творящей” личности» [6]. Специфичным свойством образовательного пространства является насыщенность событийным ресурсом; организация социализирующих ситуаций, возможностей социализации личности становится ключевой проблемой в контексте исследований данного направления.
экологическая социализация должна в конечном счете быть направлена на формирование самоактуализирующей личности, которая, овладев экологическими нормами культуры и социальными ролями, приобретает способность к активному влиянию на социокультурную среду с точки зрения экологических императивов.
В процессе экологической социализации взаимодействие субъектов поликуль-турного пространства сводится к образованию пограничных культурных образований, которые являются следствием наложения разных культур - индивидуальной, этнической. В результате образуется точка толерантности как продукт диалога культур. Экологическая социализация в условиях поликультурного образовательного пространства представляет собой целостный процесс, учитывающий потребности общества в определенной модели человека-гражданина, способного к положительной самореализации, толерантному отношению к другим народам и культурам, приращению социальных и нравственных ценностей в процессе коэволюционного развития системы «человек - природа - общество». Становится очевидной необходимость становления культуры взаимодействия с природой на основе идей коэволюции - совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития общества и природы, выработки системы экологических ценностей, которыми необходимо руководствоваться как этической нормой в своей жизни. Механизмом создания образо-
вательного пространства «становится “событие” детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность» [2]. Согласно другой трактовке, событие воспринимается как способ совместного проживания. Педагогическое событие - «момент реальности, в котором происходит развивающая ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка» (цит. по: [2, с. 36]. В процессе социализации школьник и учитель (воспитатель) включаются в совместную деятельность на основе диалога, вырабатываются общие ценности и в результате достигаются цель, открытость обоих участников, устанавливается равноправие их отношений, возникает их готовность взаимо-обогащения и сближения участников диалогов для решения задач совместной деятельности.
Как утверждает Н.Л. Селиванова, эти «определения не противоречат друг другу, скорее взаимодополняют: взаимодействие различных профессиональных сообществ в процессе создания воспитательного пространства предполагает “со-бытие”, без которого пространство будет мертвым» [2, с. 35 - 39].
Актуализация в образе жизни этнических традиций, народных праздников, обрядов... снимает экзистенциальное напряжение, которое Дрюк называл интерсубъективностью. М.А. Дрюк ввел понятие «интерсубъективность» для обозначения единого образа социальной реальности, состоящей из множества «я», «каждое из которых не только уникально и неповторимо, но также и субъективно, своевольно и хотя бы отчасти остается тайной для другого “я”» [7]. Таким образом, интерсубъективность означает, что общество всегда находится в состоянии радикального плюрализма, множественности, где каждый пытается отстоять собственную субъективность как проявление его автономности. Это относится как к личности, так и к этнической группе, стремящихся сохранить свою языковую и культурную самобытность. Интерсубъективность, с одной стороны, представляет условия для сохранения целостности и упорядоченности в общественной жизни, с другой - обеспечивает проявление субъективности за Другим в условиях диалога. Формируемый субъект экологической социализации становится социальной единицей, транслирующей экологические ценности, этнические нор-
мы отношения к природе, экономичное поведение в природе как смысловое наполнение поликультурного образовательного пространства.
Литература
1. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование II Педагогика. 1994. №5. С. 1б - 21.
2. Селиванова HÆ Современные представления о воспитательном пространстве II Педагогика. 2000. №б. С. 37.
3. Борытко ^М. Пространство воспитания: образ бытия : монография I науч. ред. H.K. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2000.
4. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М. : Изд-во ЦК Всерос. Союза работников просвещения, 1921. С. 47.
5. Макаев В.В., Малькова 3.A., Супруно-ва Л.Л. Поликультурное образование — актуаль-
ная проблема современной школы // Педагогика. 1999. №4. С. 3 - 10.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1987.
7. Дрюк М.А. К вопросу о построении многомерной концепции человека. Модель - резонансный подход // Филос. исслед. 1998. №2.
Polycultural educational space in the process of personality ecological socialization
Modern society is polycultural environment, school is polycultural educational space. In the article there are regarded possible displays of subjective essence of polycultural educational space in the process of personality ecological socialization.
Key words: ecological socialization, polycultural educational space.