ВЕСТНИК ВолГМУ I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I4
(20) 4
2006
УДК 37И П14
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
И.С. Бессарабова
Волгоградская академия государственной службы
В статье актуализируется необходимость поликультурного подхода в образовании, обусловленная этническим, религиозным и культурным многообразием современного общества. Автором проанализированы некоторые подходы американских ученых к решению данной проблемы.
Ключевые слова: высшая школа, поликультурное образование.
MULTICULTURAL EDUCATION AS AN URGENT HIGH SCHOOL
PROBLEM
I.S. Bessarabova
Abstract. The article substantiates the need for multicultural approach in education which is stipulated by ethnic, religious and cultural diversity of modern society. Some views of American scientists to the solution of this problem are analysed.
Key words: multicultural education, high school.
Современное российское общество представляет собой своего рода мозаику, состоящую из множества народов, различных по экономическим и социальным характеристикам, уровню политической организации, языку, культуре, духовному складу, национальному характеру. Данное многообразие порождает немало проблем и конфликтов. На улицах российских городов нередки проявления враждебности к людям иных национальностей, часто имеющих трагические последствия.
Образование несет свою долю ответственности за подобные явления. Ведь именно образование предопределяет личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззрение, поведение, а следовательно, нравственный и духовный потенциалы общества. Однако такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, оно должно быть воспитано. Поликультурная среда высшего учебного заведения диктует насущную потребность в специалистах нового типа, свободных от социальных предубеждений, расизма, дискриминации, ксенофобии; способных эффективно работать с этнически многообразным составом студентов и преподавателей. Следовательно, сегодня особую актуальность для отечественной педагогики приобретает разработка вопросов поликультурного образования.
В настоящей статье, не претендуя на всесторонний анализ вышеуказанной проблемы в силу ее сложности и многоаспектности, обратимся к современному состоянию практики поликультурного образования в вузах США.
Основными источниками нижеприведенных
данных послужили материалы американской научно-педагогической печати, анализ которых свидетельствует о том, что, несмотря на многолетний опыт борьбы с этнической и расовой дискриминацией, случаи ее проявления по-прежнему распространены в американских вузах. Главная причина негативных отношений как между студентами и преподавателями, так и между самими студентами заключается в их принадлежности к разным этническим группам. По сравнению с ранее проводившимися исследованиями ученые отмечают увеличение числа случаев расовой дискриминации в вузах главным образом по отношению к афроамериканским и латиноамериканским студентам. Некоторые преподаватели, по словам самих учащихся - представителей этнических меньшинств, занижают оценку их успеваемости, намеренно создают неравные возможности на занятиях для успешного учения, демонстрируя при этом более доброжелательное отношение к белым студентам [7].
Американские психологи подчеркивают, что стереотипирование преподавателем студентов на основании их этнической принадлежности заключает в себе большую опасность, последствия которой трудно преодолеть. Расовая дискриминация нарушает гармонизацию отношений между членами общества, препятствует их мирному сотрудничеству, предоставляя преимущества в социальном и личном благополучии одним индивидам и лишая этих благ представителей иных культурных и этнических групп. Отмечается [2], что характер взаимоотношений преподавателя и студента во многом определяет отношение последнего к учебе и к будущему работодателю.
4(20) I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ВЕСТНИК ВолГМУ 2006
Стереотипирование как вид расовой дискриминации является причиной неуверенности студентов в своих силах и способностях. Результаты опроса студентов свидетельствуют, что подобное отношение преподавателя порождает страх в будущем найти хорошую работу, так как студент боится быть отвергнутым организацией, где работают белые американцы [Там же]. Более того, утверждается, что систематическое унижение учащихся преподавателем даже порождает ненависть к правительству, допускающему неравноправие граждан и неверие в государственную систему. Как следствие, это вызывает безразличие к учебе и враждебность к своему коллективу и учебному заведению, поскольку оно является неотъемлемой частью этой системы [5].
Результаты исследований А. Маккормик, проводимые в период с 1988-1998 гг., свидетельствуют, что в 80-е годы случаи дискриминации студентов в университетах по этнической принадлежности имели место, но были менее выражены. При этом отмечено, что в университетах, где основной контингент составляли белые студенты, учащиеся даже не подозревали о существовании подобной проблемы в стенах их учебного заведения. Автор подчеркивает необходимость своевременного информирования преподавателем студентов о происходящих конфликтах и противоречиях, совместного анализа подобных ситуаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию правильного подхода к ним, умения находить решение без применения силы [4].
Среди факторов, влияющих на сохранение случаев расовой дискриминации в вузах называет следующие [3]: отсутствие в уставе университета принципа многокультурности, а также положений, предусматривающих степень ответственности лиц за проявление дискриминации; низкий процент латиноамериканцев и афроамериканцев среди студентов и преподавателей. В итоге данная группа студентов и преподавателей оказывается в меньшинстве, что может привести к их психологическому дискомфорту из-за иной идентичности. По мнению автора статьи, если вузы стремятся гуманизировать отношения в своей среде, необходимо обеспечить равный доступ к обучению и преподаванию как белых американцев, так и представителей других этнических групп [Там же]. На необходимость этнического разнообразия среди профессорско-преподавательского состава указывается в статье "Вопреки традиционному подходу: успешные стратегии выбора" [6].
Конфликты были присущи всегда любому обществу, и, как справедливо отмечают вышеуказанные авторы, задача образования заключается в том, чтобы использовать подобные ситуации как возможность научить студентов нена-
сильственному разрешению проблем.
Группой ученых были проанализированы различные ситуации, характеризующиеся неприязненным отношением как преподавателей, так и студентов к учащимся - представителям этнических меньшинств [1]. Представленные результаты были получены в ходе анкетирования студентов, испытавших на себе различные проявления расовой дискриминации в вузе. При этом автором выявлены наиболее распространенные формы расовой дискриминации, такие как: унижающие достоинство человека словесные оскорбления, основанные на этнических различиях (навешивание ярлыков); остракизм, проявляющийся в постоянном исключении студента из числа участников различных мероприятий и студенческих обществ; физическое насилие. В некоторых вузах, где обучаются главным образом белые студенты, не отмечены конфликты с применением насилия, но к немногочисленным студентам с темным цветом кожи проявляется неприязнь.
Представленный обзор некоторых американских изданий по вопросам образования свидетельствует, что ученые проводят активную работу по борьбе с проявлениями расовой дискриминации в вузах. На наш взгляд, культура высшего учебного заведения призвана сближать студентов разных этнических групп для того, чтобы воспитывать учащихся в духе нравственных ценностей поликультурного общества. Несмотря на сложность и многоаспектность данной задачи, вузы могут внести существенный вклад в гармонизацию отношений между различными культурами, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму.
В заключение подчеркнем, что актуальность исследования зарубежного опыта обусловлена возможностями использования наиболее ценных достижений мировой педагогической науки и практики в становлении новой образовательной парадигмы России, нацеленной на разностороннее гармоничное развитие личности, подготовку к жизни в условиях культурного, этнического, лингвистического многообразия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bensimon E.M. // The Journal of Higher Education. - Vol. 75, № 1. - 2004. - P. 104-127.
2. Holmes D.L., Rupert P.A., Ross S.A., et al. // Ethics and Behavior. - 1999. - № 9. - P. 79-107.
3. Inkelas K.K. // The Journal of Higher Education. -
2003. - Vol. 74, № 6. - P. 601-639.
4. McCormack A.S. // College Student Journal. -1995. - № 29. - P. 150-156.
5. Oliver ML,, Rodriguez C.J., Mickelson R.A. // Urban Review. - 1985. - № 17. - P. 3-24.
6. Smith D.G. // The Journal of Higher Education. -
2004. - Vol. 75, № 2. - P. 133-160.
7. Suarez-Balcazar Y. // The Journal of Higher Education. - 2003. - Vol. 74, № 4. - P. 428-444.