Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
MULTI-CULTURAL compETENOE of A poLIOE sTuDENT of RUSSIA’S MIA HEI AS AN ELEMENT OF SOCIAL
environment
УДК 378.6
И.А. СЕЛИНА
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
I.A. SELINA
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье раскрыты особенности поликультурной компетентности сотрудника полиции, уточнены ее сущностные характеристики и приведена ее структура, а также выявлена значимость для работы в социальной среде.
Ключевые слова: поликультурная компетентность, курсант вуза МВД, социальная среда, образовательный результат.
Abstract: the article deals with the essential characteristics of multi-cultural competence of police officers; its essential and structural features are also specified as well as its significance of work in social environment.
Keywords: multi-cultural competence, MIA police student, social environment, education result.
Становление российской демократии и гражданского общества, интеграция в культурно-образовательное пространство мира, усиление борьбы с такими негативными проявлениями социальной активности, как шовинизм, расизм, этническая нетерпимость являются важнейшими общественными предпосылками становления и развития поликультурного образования сотрудников полиции. Реформирование системы правоохранительных органов требует также и новых подходов к профессиональной подготовке сотрудников полиции, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в многофакторных условиях динамично меняющейся поликультурной социальной среды.
Федеральные государственные образова-
тельные стандарты высшего профессионального образования в качестве одного из образовательных результатов определяют поликультурную компетентность сотрудника полиции как владение им совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций.
Несмотря на активное использование ком-петентностного подхода как одного из методологических оснований системы высшего профессионального образования России, его реализация сталкивается с рядом трудностей, основной из которых, на наш взгляд, является проблема разграничения понятий «результат образования», «компетенции», «компетентность». В терминологическом поле, касающемся этих феноменов, как в России, так и за рубежом, имеются взаимозаменяемые, близкие понятия.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
36
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Так, результат образования предлагается трактовать и как «ключевые компетенции» [6], и как «ключевые компетентности» [8], и как «признак готовности выпускника демонстрировать компетенции» [1, c.9]. Нам видится наиболее корректным способ описания результатов образования через призму формируемых (развиваемых) компетенций.
В работах ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов (В.И. Бай-денко, Ю.Н. Емельянов) компетентность определяется неодназначно: как степень сформированности общественно-практического опыта субъекта [3]; уровень обучаемости специальным и индивидуальным формам активности [9]; теоретико-прикладная подготовленность выпускника к реализации в деятельности знаний, умений, опыта [4, c.51]. Эти различия обусловлены особенностями структуры и функций профессиональной деятельности различных специалистов, опорой на различные теоретико-методологические подходы исследователей к проблеме.
Компетенции, в свою очередь, также понимаются по-разному. Нам в большей степени импонирует определение компетенции, данное профессором И.А. Зимней, которое подытоживает множество изысканий и коннотаций этого термина: «Компетенции - это некие внутренние потенциальные, сокрытые новообразования (знания, представления, программы ... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентности человека как актуальные деятельностные представления» [5, с.22]. Другими словами, компетентность являет собой уже актуализацию компетенций, определяющих содержание конкретной компетентности.
Применительно к исследованию феноменологии «поликультурной компетентности специалиста» педагогическая теория и практика активно используют определение этого понятия как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения деятельности в полинациональной среде, опираясь на этнонациональные особенности социума (Я.М. Хаштыров, Б.А. Тахохов); как уровень профессионализма (И.В. Васютенкова); как личностное качество, интегрирующее освоенное содержание общекультурных и профессиональных компетенций (Н.В. Янкина).
Концепция «многокультурности» Г.Д. Дмитриева [2] ограничивает понятие «поликультурный» содержанием синонимичных понятий «многокультурный» и «мультикультурный», подчеркивающим количественное отличие
от понятия «монокультурный». Необходимо выделить еще один существенный признак этой среды - качественное многообразие субъектов носителей культур, с которыми сотрудник взаимодействует в процессе профессиональной деятельности. Именно во взаимодействии проявляются значимые поликультурные факторы социальной среды.
В связи с этим необходимо отметить, что среда профессиональной деятельности сотрудника полиции не ограничивается этнокультурными различиями социальных групп, а представлена широким многообразием профессиональных, гендерных, криминально дифференцированных, досуговых и т.д. субкультур, особенности которых существенно влияют на выбор способов осуществления сотрудником профессиональных действий. Диапазон средств и способов решения профессиональных задач в такой среде определяется уровнем поликультурной компетентности сотрудника полиции, которая, в свою очередь, актуализируется посредством общекультурных и профессиональных компетенций, конкретное наполнение которых определяется функциональными особенностями профессиональной деятельности сотрудников полиции в поликультурной социальной среде.
На основе анализа особенностей профессиональной деятельности сотрудников полиции в поликультурной среде нами было выделено содержание поликультурных компетенций. Многообразие проявлений культур требует от сотрудника полиции знаний социальных, культурных ценностей, норм, тенденций, ожиданий населения и алгоритма анализа поликультурной среды; знание вербальных и невербальных кодов различных субкультур, умений выделения профессионально- и социально-значимых фактов и явлений поликультурной природы; владение способами выявления социальных позиций и ролей субъектов взаимодействия (диагностическая компетенция).
Выделяя в ситуациях социального взаимодействия значимые социо-культурные факторы, сотруднику необходимо предвидеть степень и результаты их влияния на профессиональную деятельность и с учетом этого проектировать свои действия, моделировать различные варианты развития ситуации, определять наиболее оптимальные из них по собственным критериям с учетом тенденций и факторов современного поликультурного мира, многообразия и особенностей субкультур, динамики их развития и взаимодействия (прогностическая компетенция).
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
37
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Продуктивность профессиональной деятельности сотрудника во многом зависит от знания особенностей и закономерностей внутрисредовой и интрасредовой коммуникации; знания особенностей вербальных и невербальных средств и способов сообщений в условиях межкультурной коммуникации; способности осуществлять эффективное взаимодействие с субъектами поликультурной среды на основе толерантного, ценностного отношения к инаковости проявлений различных культур (коммуникативная компетенция).
Многоаспектность, динамичность, мно-госубъектность ситуаций социального взаимодействия требует знания сущности, механизмов, приемов и способов рефлексивного анализа и контроля собственного мировоззрения, мыслей и деятельности, социальных позиций и ролевых ожиданий; умения соотносить реальность с замыслами и личностными смыслами взаимодействующих субъектов; способности выходить во внешнюю позицию по отношению к ситуации; осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя (рефлексивная компетенция).
Таким образом, компонентами поликультурной компетентности сотрудника полиции являются поликультурные компетенции: диагностическая, прогностическая, коммуникативная, рефлексивная, содержание каждой из которых составляет совокупность знаний, умений, владений способами познания и использования фактов и явлений поликультурной среды, а также значимые качества личности (соответственно - аналитическое
мышление, креативность, коммуникабельность; критичность), обеспечивающие успешность овладения этими компетенциями. Критериями сформированности поликультурной компетентности является степень овладения сотрудником этими компетенциями и уровень развития значимых качеств личностности.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать понятие поликультурной компетентности сотрудника полиции как интегральное профессионально-личностное качество, отражающее готовность и способность сотрудника осуществлять диагностику, учет и эффективное использование факторов и особенностей поликультурной среды в профессиональном взаимодействии с субъектами социума [7, с.10].
Опираясь на сущность данного понятия, мы считаем, что реализация целенаправленного процесса становления и развития интегрального профессионально-личностного качества, отражающего готовность и способность сотрудника осуществлять диагностику, учет и эффективное использование факторов и особенностей поликультурной среды в профессиональном взаимодействии с субъектами социума и выполняющего функцию когнитивного ядра развития его индивидуальной культуры в ходе социализации и овладения общекультурными ценностями, ведет к формированию определенного уровня поликультурной компетентности сотрудника полиции, трактуемого как результат образования и позволяющего успешно реализовывать его профессиональные функции в социальной среде.
Литература —
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. - М.: ИЦПКПС, 2006. С.9.
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. 208 с.
3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1991.
4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С.51.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.22.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобра РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. 2002. № 31.
7. СелинБ.Н. Формирование поликультурной компетентности сотрудника полиции в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2012. С.10.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
9. Урванцев Л.П., Яковлева Н.В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
38
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
References
1. Baidenko VJ. Determination of competences in graduates as an essential stage for new GOS VPO designing. Teachers edition. - М.: ISPKPC, 2006. P.9.
2. Dmitriev G.D. Multi-cultural education. - М.: National education, 1999. 208 p.
3. Emelyanov Yu.N. Theory of shaping and enhancement practice of communicative competence: Thesis for Doctor of Psychology degree. - L., 1991.
4. ZeerE.F, Pavlova A.M., SymanukE.E. Professional education modernization: competence-oriented approach: Teachers edition. - M.: Moscow Psychological and Social Institute, 2005. P.51.
5. Zimnyay LA. Key competences as a resulting and aiming ground of compence-oriented approach in education. Author’s version. - М.: ISPKPC, 2004. P.22.
6. The Framework for Russian education modernization until 2010: Order of the Russian Ministry of Education, 11.02.2002 № 393 // Teachers’ Gazette. 2002. № 31.
7. Selin B.N. The formation of multi-cultural competence in police students at Russia’s MIA HEI. Thesis for PhD (Education) degree. - Krasnodar, 2012. P.10.
8. The Strategy of the General education content modernization: Materials for documents designing for General education renovation. - М., 2001.
9. Urvantsev L.P., Yakovleva N.V. The formation of a medical doctor psychological competence at a medical HEI // Journal of Psychology, 1995. V. 16. № 4.
(Статья сдана в редакцию 08.07.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
39