Пермяков Юрий Витальевич ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .
УДК 331.1
ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ «ГОСУДАРСТВО - БИЗНЕС»
© 2016
Пермяков Юрий Витальевич, аспирант
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (Россия)
Аннотация. На современном этапе инноватизации и широкомасштабной информатизации всех сфер общественной жизни, в том числе системы государственного управления и регулирования функционирования и развития компаний разного масштаба и сферы деятельности, проблема повышения качества рабочей силы государственных служащих, осуществляющих коммуникации с бизне-структурами по широкому спектру направлений, является важной и актуальной. Значимость данной проблемы определяется не только перечисленными императивами макроэкономического характера, но также не соответствующей этим тенденциям информационной и компьютерной грамотностью работников госаппарата, которая тестируется реальной практикой, несмотря на некоторые позитивные тенденции. В статье специально акцентировано, что характерный для России дефицит высококвалифицированных информационно грамотных кадров в сфере взаимодействия государственных и бизнес-структур негативно сказывается на результатах указанного взаимодействия, которые проявляются как в самих органах государственного управления и в курируемых ими структурах, так и в регионе локализации их деятельности. Для решения данной проблемы предложено новое концептуальное представление компетентстного состава синтетической категории -«качество рабочей силы органов государственного управления» и показана связующая роль ее важнейшей компоненты - инфо-коммуникационной грамотности и мобильности госслужащих. Представлены и охарактеризованы основные структурно-функциональные и иерархических уровни, на которых следует проводить оценку информационно-коммуникационной компетентности работников госорганов в системе отношений «государство-бизнес».
Ключевые слова: качество рабочей силы, органы государственного управления, бизнес-структуры, система отношений «государство-бизнес», инфокоммуникационные технологии, поликомпонентность, взаимодействие, результативность и эффективность взаимодействия.
MULTICOMPONENT REPRESENTATION OF QUALITY OF LABOUR OF STATE BODIES IN THE STATE-BUSINESS SYSTEM
© 2016
Permiyakov Yury Vitalievich, post-graduate student
Southern Federal University, Rostov-on-Don (Russia)
Abstract. At the present stage of an innovatization and large-scale informatization of all spheres of public life, including system of public administration and regulation of functioning and development of the companies of different scale and a field of activity, the problem of improvement of quality of labor power of the government employees performing communications with bizne-structures on a wide range of the directions is important and actual. The importance of this problem is determined not only the listed imperatives of macroeconomic nature, but also the information and computer literacy of workers of a state machinery which is not corresponding to these tendencies which is tested by real practice, despite some positive tendencies. In article it is specially accented that deficit of highly skilled, characteristic of Russia, is information competent personnel in the sphere of interaction state and business structures negatively affects results of the specified interaction which are shown as in state bodies and in the structures supervised by them, and in the region of localization of their activities. For the solution of this problem new conceptual representation of kompetentstny structure of synthetic category - "quality of labor power of state bodies" is offered and the binding role its is shown the major components - infocommunication literacy and mobility of government employees. The main are provided and characterized structurally functional and hierarchical levels at which it is necessary to carry out an assessment of information and communication competence of employees of state agencies of system of the relations "the state - business".
Keywords: quality of labor power, state bodies, business structures, system of the relations "the state - business", info-communication technologies, a polikomponentnost, interaction, productivity and efficiency of interaction.
Императивы масштабной информатизации и инноватизации детерминируют повышенные требования к соответствующим квалификационным характеристикам работников органов государственного управления, которые призваны осуществлять функции взаимодействия с представителями бизнес-структур с целью выполнения государством управленческих, регулирующих и стимулирующих воздействий. В то же время реальной практикой тестируется факт крайне низких показателей информационной и компьютерной грамотности государственных служащих, несмотря на некоторую позитивную динамику в последние годы. Это не соответствует тенденциям развития информационного общества, в том числе, в таком аспекте проявления общих позитивных тенденций информатизации, как интенсивное наращивание информационного потенциала российских компаний, особенно драйверов экономического и инновационного роста. Совершенно очевидно, что если развитие информационных технологий и систем на микроуровне «синхронизируется с системами более высокого уровня, то можно утверждать, что с этих позиций оно будет являться эффективным» [1]. Последствия же такого несоответствия проявляются в разных сферах, в том числе в недостаточной эффективности процессов взаимодействия работников органов государственного управления и менеджмента бизнес-структур по целому спектру на-
правлений. Отметим, что руководством нашей страны и ответственными структурами за расширение процессов информатизации всех сфер общественной жизни проводится активная стимулирующая политика в данной области. Реализуемая в настоящее время государственная программа РФ «Информационное общество 2011-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р) определяет перечень мероприятий, направленных на значительное улучшение инфраструктуры российского бизнеса в информационном обществе, предусматривая, тем самым, симулирование трудового потенциала работников государственных и бизнес-структур к повышению информационной грамотности, формирование высококвалифицированного персонала в качестве активных участников процесса становления российского общества инновационного типа [2].
Особая острота данной проблемы в рамках задач развития кадрового потенциала в сфере государственного управления определяется важностью оперативной и качественной трансляции информации нормативно-законодательного, распорядительного, регулирующего и т.п. характера руководству бизнес-структур для своевременного принятия действенных управленческих решений, последствия которых могут иметь как экономическое, так и социальное значение. Несмотря на наметившиеся
Пермяков Юрий Витальевич ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ...
положительные тенденции в области информатизации данной сферы, большая часть специалистов считает, что российские госслужащие обладают недостаточным «уровнем профессиональных компетенций в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, у них не развиты навыки работы с современными программными продуктами, отсутствует мотивация к использованию достижений современной информатики и компьютеризации в своей деятельности» [3; 4; 5].
Это особенно важно в условиях интенсивного развития новых форм экономической деятельности - кластерных и сетевых компаний инновационного типа, которые приобретают статус значимых региональных структур, определяя не только экономическую, но также инновационную и информационную политику на мезоуровне. А поскольку именно региональный уровень является центральным в практической реализации государственных решений, именно на уровне отдельных регионов проявляются обозначенные выше эффекты взаимодействия государственных работников и бизнеса. Как справедливо отмечают Л.Г.Матвеева и А.Ю.Никитаева, «эффективность управления региональной экономикой как открытой социально-экономической системой напрямую корреспондирует с развитием механизма взаимодействия государства и бизнеса, обеспечивающего в процессе разработки и реализации стратегий интеграцию потенциала и объединение усилий государственных структур и коммерческих компаний для достижения целей отдельных хозяйственных подсистем и получения синергетического эффекта, положительно влияющего на региональную систему в целом» [6].
Таким образом, задача поиска новых механизмов развития качества рабочей силы в сфере государственного управления, прежде всего, на основе активного использования госслужащими в процессах взаимодействия с бизнесом самых современных инфокоммуника-ционных технологий, систем и программных продуктов, приобретает в современных условиях все более высокое теоретико-практическое значение.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать обоснованный вывод о том, что в целом вопросы повышения информационной грамотности в России, в том числе в деятельности госслужащих, наращивания их информационной компетентности рассматриваются в работах отечественных ученых, таких как Е.А.Барбашин, Д.С.Кумейко, Г.К.Селевко,С.В.Тришина, Е.С.Устинович, О.В. Чуракова, И.С.Фришман и др. [711].
Рассматривая в целом необходимость существенного наращивания обозначенной компоненты в составе интегральной характеристики качества рабочей силы органов государственного управления, перечисленные ученые большое внимание уделяют исследованию категориального аппарата данной проблемы, в частности, таким категориям, как «компетентность», «информационная компетентность», «информационная грамотность», а также конкретно - «информационная компетентность государственных служащих». Кроме того, целый ряд специалистов посвятили свои исследования проблеме оценки эффективности деятельности государственных работников: Д.А.Андреева, И.Ю.Беляева, Л.И.Воронина, Е.В.Горшкова, А.В. Данилова, А.Ю.Никитаева, Е.В.Слецова, Е.А. Шарабокова и др. [12-17].
Это позволяет говорить о наличии в целом концептуального базиса исследования проблемы повышения качественных параметров компетенций работников госорганов, наличии инструментария аттестации их потенциала и результатов деятельности, однако отсутствует теоретико-методическая платформа сопряженной оценки характеристик профессиональных качеств госслужащих и результатов их взаимодействия с работниками бизнес-сектора.
Это объясняет продолжение научной дискуссии по
данному вопросу, а также необходимость их дополнительной проработки.
В соответствии с результатами проведенного автором данной работы анализа обозначенной предметной области, осуществление действенных и эффективных коммуникаций в системе отношений «государство-бизнес» в значительной степени определяется рациональным соотношением всех компетентностных характеристик категории «качество рабочей силы органов государственного управления», которая имеет поликомпонентный характер. Основные структурно-функциональные компоненты данной категории приведены в таблице 1.
Как видно по информации, приведенной в таблице 1, многоаспектный характер осуществляемых государством в процессе взаимодействия с бизнес-структурами функций определяет соответствующие должностные обязанности работников органов государственного управления разных иерархических уровней. При этом следует отметить, что инфокоммуникационная компонента является, с одной стороны, самостоятельной частной характеристикой качества рабочей силы госорганов, с другой - своего рода средовой связующей всех остальных, поскольку, опосредуя реализацию этих качеств, определяет в итоге их результативность в профессиональной среде (рисунок 1).
Таблица 1 - Структурно-функциональное представление категории «качество рабочей силы органов государственного управления»
Компетентностные характеристики качества рабочей силы госорганов
- информационная коммуникативность;
- компьютерная грамотность;
- сетевая адаптивность;
- информационная открытость;
- гибкость в принятии решений;
- мобильность;
- инновационность;
- социальная коммуникативность;
- владение современными методами обработки больших массивов информации с использованием современных ИТ;
- владение экономико-математическим и информационно-аналитическим инструментарием оценки принятия решений;
- релевантность уровня информационно-коммуникационной компетентности поставленным задачам и целям.
Направления взаимодействия государственных и бизнес-структур
1.Нормативно-правовое регулирование, лицензирование.
2. Мониторинг, статистический учет показателей деятельности субъектов регионального бизнес-сектора.
3. Участие в подготовке кадров управления бизнес-структурами.
4. Оценка влияния деятельности бизнес- структуры на развитие территории.
5. Оказание государственных услуг бизнесу по различным направлениям.
6. Другие виды деятельности.
В соответствии с этим важнейшим требованием в дополнение и наращивание профильных знаний и умений работников системы государственного управления в рамках повышение их профессиональной компетентности становится существенное повышение информационно-коммуникационного потенциала. При этом практическое проявление данных качеств не ограничивается успешным выполнением непосредственных функциональных обязанностей, но становится своего рода «динамической» характеристикой компетенций, что означает перманентное повышение информационной и компьютерной грамотности.
Это позволит каждому отдельному работнику быть не только высококвалифицированным «проводником» государственной политики в отношении бизнес-структур, но также выступать лидером инновационных процессов непосредственно в этой сфере, а также в масштабах национальной экономики в целом.
В систематизированном виде содержание основных функций работников государственного аппарата в контексте их взаимодействия с руководством и другими представителями бизнес-структур, а также перечень требуемых для эффективной деятельности компетенций
Пермяков Юрий Витальевич экономические
ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ... науки
приведены ниже.
Рисунок 1 - Поликомпонентность категории «качество рабочей силы органов государственного управления»: информационно-коммуникационная составляющая
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности бизнес-сектора в контексте региональных детерминант, лицензирование и т.п.:
- правовая компетентность, социально-коммуникативная компетентность, экономическая грамотность, мобильность и адаптивность, инновационность мышления;
- компьютерная грамотность, навыки работы со справочными системами, базами данных, управление информационными потоками (внешними и внутренними), информационная безопасность.
2. Мониторинг, статистический учет показателей деятельности бизнес-структуры:
- математическая грамотность, аналитическое мышление, экономическая грамотность, навыки работы с большими массивами информации;
- владение модельным информационно-аналитическим инструментарием обработки больших массивов информации, способность интегрироваться в единое информационное пространство.
3. Участие в подготовке кадров управления бизнес-структуры (в том числе непосредственное компанией в качестве «государственных» директоров, когда речь идет о компаниях с государственным участием в капитале):
- владение знаниями современного менеджмента, стратегическое мышление;
- социально-коммуникативная компетентность, ин-новационность, мобильность и адаптивность, правовая компетентность;
- владение современными ИКТ как в управлении организацией, так и в целях общения, передачи опыта, сбора данных;
- использование современных технологий дистанционного обучения, он-лайн технологий для повышения собственного уровня профессиональной компетентности, а также для трансляции передового опыта.
4. Оценка влияния деятельности бизнес-структуры на развитие территории:
- экономическая грамотность, инновационное мышление, стратегическое мышление, математическая грамотность, навыки работы с большими объемами информации;
- владение модельным информационно-аналитическим инструментарием обработки больших массивов информации, способность интегрироваться в единое информационное пространство, организация обратной связи.
5. Оказание разного рода государственных услуг компаниям бизнес-сектора региона:
- правовая грамотность, экономическая грамотность, инновационность мышления;
- компьютерная грамотность, навыки работы с базами данных, информирование о результатах деятельности в глобальных сетях, организация информационного обмена, информационная открытость и пр.
Учитывая специфические характеристики взаимодействующих с государством предприятий и организа-156
ций, в частности, их отраслевые особенности, масштаб деятельности, инновационную активность, инвестиционную привлекательность и др., следует отметить важно соответствующей адаптации управленческих воздействий со стороны государства. Так, Л.Г.Матвеева и О.А.Чернова в целом ряде своих публикаций отмечают, что в настоящее время императивы модернизации российской экономики ориентируют государственную политику на стимулирование развития инновационного малого бизнеса в промышленной сфере, особенно в ее обрабатывающих и перерабатывающих секторах, как важнейшем векторе несырьевого развития государства [18; 19; 20], что предполагает усиление в отношении представителей данной сферы мер регулирующего и стимулирующего характера, в том числе в направлении скорейшей и более активной интеграции с крупным бизнесом - узловыми (опорными) элементами экономического каркаса инновационного развития региона.
В целом можно определить несколько иерархических уровней, на которых следует проводить оценку информационно-коммуникационной компетентности работников госорганов:
- базовые навыки компьютерной грамотности, владение современными ИКТ и использование этих знаний в рамках профессиональной деятельности госслужащего;
- социально-субъектный, предполагающий активное использование ИКТ для внутренних коммуникаций в рамках одной или нескольких государственных структур и ведомств;
- технологический, предполагающий расширительное использование ИКТ для повышения эффективности трудовых операций в рамках взаимодействия с бизнес-структурами, включая анализ их деятельности, участие в принятии стратегических решений по развитию бизнеса компании т др. на основе результатов обработки больших объемов информации с использованием экономико-математического инструментария и современных информационных технологий и программных средств и пр.;
- пространственный, означающий активное использование ИКТ для реализации внешних коммуникаций в едином информационном пространстве региона;
- инновационный, предполагающий перманентное наращивание компетентностных характеристик качества рабочей силы органов государственного управления.
Таким образом, в настоящей работе речь идет о «новом» качестве кадрового потенциала системы государственного управления, в наибольшей степени адаптированного к современным условиям государственности, модернизации и инноватизации национальной (и региональных) экономики, интенсификации процессов информатизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Матвеева Л.Г., Матыцын В.В. Модель системной динамики управления экономическим потенциалом регионального агропромышленного кластера//Известия ЮФУ. Технические науки.2006. №17 (72). С. 245-249.
2. Государственная программа РФ «Информационное общество 2011-2020 годы»// Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/ infobschestvo-site-dok.html.
3. Волохатых Д.С. Структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности государственных служащих // Актуальные проблемы государственных и естественных наук. 2011. №4.
4. Попов А.О. Совершенствование государственного управления экономикой на основе внедрения информационных технологий // Вестник Государственного университета управления. Серия «Развитие отраслевого и регионального управления. 2007. №10/10.
5. Сидельникова К.Н., Перова М.В. Проблемы формирования информационно-коммуникативных компе-
Пермяков Юрий Витальевич ПОЛИКОМПОНЕНТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ...
тенций государственных служащих // Государственное и муниципальное управление в ХХШ веке: теория, методология, практика. 2014. №12.
6. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода// Terra economicus. 2007. Т.5. №4-2. С.165-168.
7. Устинович Е.С., Барбашин Е.А. Информационная компетентность государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №10.
8. Кумейко Д.С. Информационно-коммуникативная компетентность государственных гражданских служащих: понятие, диагностика, развитие // Вестник Вектор науки ТГУ. 2015. №3-2 (33-2).
9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1. М., 2006.
10. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-n.htm.;
11. Чуракова О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе.-Самара: Изд-во Профи, 2002
12. Андреева Д.А. Анализ ключевых показателей результативности при оценке эффективности деятельности государственных гражданских служащих // Проблемы современной экономики. 2014. №3 (51).
13. Горшкова Е.В. Критерии эффективности труда государственных гражданских служащих// Управление персоналом. 2007. № 15.
14. Данилова О.В., Беляева И.Ю. Эффективности и результативность профессиональной служебной деятельности государственного служащего // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. №16 (103).
15. Шарабокова Е.А., Слепцова Е.В. Методы оценки работников государственной службы на основе деловых и личных качеств//Международный научный институт «Educatio». 2015.VIII (15)
16. Воронина Л.И.Эффективность и результативность государственных и муниципальных служащих. Методы оценки//Менеджмент в государственных структурах: Альманах.-М., 2010. С.47-65.
17. Никитаева А.Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2007. 352 с.
18. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Потенциал малого бизнеса в несырыьевом развитии промышленности России: модели оценки, инструменты и механизмы управления. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. 236 с.
19. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Стратегический консорциум как механизм наращивания инновационного потенциала промышленности Юга России // Journal of Economic Regulation. 2013. Т. 4. №3. С. 65-72.
20. Инструменты экономического и социального стратегирования: теория и практика / под ред. Матвеевой Л.Г., Черновой О.А. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. 290 с.