Научная статья на тему 'Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов'

Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2190
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТА / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / POLY-ART EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION / SYNTHESIS OF THE ARTS / PEDAGOGICAL INTEGRATION / CREATIVE PROJECT / METHOD OF THE PROJECT / POLY-ART APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худышкина Татьяна Владимировна

Рассматривается один из важнейших путей развития эстетического воспитания полихудожественное образование. Поднимается вопрос о возможности реализации творческих проектов при полихудожественном образовании, описывается успешный опыт автора статьи. В ходе реализации творческого проекта его руководитель организует по сути образовательный процесс для участников проекта. Даётся научное обоснование эффективности полихудожественного подхода в эстетическом воспитании и проектного метода при полихудожественном образовании. Доказывается, что посредством реализации творческих проектов осуществляется мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности в области творчества и художественной культуры, происходит обогащение творческого опыта; получают применение на практике сформированные компетенции. Новизна исследования видится в том, что до настоящего времени отсутствуют научные обоснования эффективности практики реализации творческих проектов при полихудожественном подходе. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к синтезированным жанрам искусства и возможностью их более качественной реализации при интегрированном подходе. Уделяется внимание обзору публикаций, в которых рассматриваются понятия, ключевые для данного исследования. Анализируются определения педагогической интеграции, синтеза искусств, метаметодики, педагогической интеграции в эстетическом воспитании, художественного воспитания, полихудожественного образования. Приводится перечень основных принципов полихудожественного образования. Характеризуются особенности работы с детьми в ходе реализации творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худышкина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poly-Art Education by Means of Creative Projects Realisation

One of the most important ways of development of the aesthetic education poly-art education is considered. The question about the possibility of creative projects realisation at poly-art education is raised, the successful experience of the author is described. In the course of his creative project the supervisor organises the educational process for the project participants. The scientific substantiation of efficiency of the poly-art approach in aesthetic education and project method in poly-art education is given. It is proved that through creative projects the motivation of students to learning and cognitive activity is carried in the field of creativity and artistic culture, the creative experience is enriched; the competences formed in practice get the application. The novelty of the research is seen in the fact that to date there is no scientific justification of the efficiency of creative projects practices at poly-art approach. Relevance of the study is due to the growing interest to synthesised genres of art and the possibility of their better implementation with an integrated approach. The attention is given to the review of publications which deal with key concepts for this study. The definitions of pedagogical integration, synthesis of the arts, meta-methods, pedagogical integration in aesthetic education, art education, poly-art education are analysed. A list of basic principles of poly-art education is presented. The features of work with children in creative projects are characterised.

Текст научной работы на тему «Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов»

Худышкина Т. В. Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов / Т. В. Худышкина // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35) : Психология. Педагогика. — С. 89-00.

УДК 371.398:371.383

Полихудожественное образование посредством реализации творческих проектов

Т. В. Худышкина

Рассматривается один из важнейших путей развития эстетического воспитания — полихудожественное образование. Поднимается вопрос о возможности реализации творческих проектов при полихудожественном образовании, описывается успешный опыт автора статьи. В ходе реализации творческого проекта его руководитель организует по сути образовательный процесс для участников проекта. Даётся научное обоснование эффективности полихудожественного подхода в эстетическом воспитании и проектного метода при полихудожественном образовании. Доказывается, что посредством реализации творческих проектов осуществляется мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности в области творчества и художественной культуры, происходит обогащение творческого опыта; получают применение на практике сформированные компетенции. Новизна исследования видится в том, что до настоящего времени отсутствуют научные обоснования эффективности практики реализации творческих проектов при полихудожественном подходе. Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к синтезированным жанрам искусства и возможностью их более качественной реализации при интегрированном подходе. Уделяется внимание обзору публикаций, в которых рассматриваются понятия, ключевые для данного исследования. Анализируются определения педагогической интеграции, синтеза искусств, метаметодики, педагогической интеграции в эстетическом воспитании, художественного воспитания, полихудожественного образования. Приводится перечень основных принципов полихудожественного образо-

вания. Характеризуются особенности работы с детьми в ходе реализации творческих проектов.

Ключевые слова: полихудожественное образование; эстетическое воспитание; синтез искусств; педагогическая интеграция; творческий проект; метод проекта; полихудожественный подход.

1. Вводные замечания

Возрастной диапазон современных артистов растет с каждым годом, все чаще реализуются творческие проекты, участие в которых принимают дети. Данные проекты, имеющие характер шоу и предполагающие синтезирование жанров, привлекают разновозрастную зрительскую аудиторию созданием качественно новых творческих продуктов: мюзиклов, водевилей, музыкальных спектаклей, оперетт, танцевальных спектаклей, балетов в жанре современной хореографии. Создавая такого рода творческий проект и организуя по сути образовательный процесс для участников проекта, руководитель коллектива, как правило, обращается одновременно к таким творческим направлениям, как театр, танец, музыка, декоративно-прикладное искусство. Творческие продукты, появляющиеся в ходе реализации проектов, различны по составу, роли и приоритетам художественных направлений, ресурсы которых привлекает разработчик проекта, в частности педагог, работающий с детьми. Взаимодействие различных категорий знания в едином образовательном процессе принято обозначать термином педагогическая интеграция. В данном случае категориями знания являются творческие направления, посредством которых осуществляется эстетическое воспитание.

Педагогическая интеграция в эстетическом воспитании предусматривает применение различных методов развития общекультурных компетенций. Среди них метод проекта, предъявляющий к субъектам воспитательного процесса определённые требования, связанные с характерными свойствами самого проекта. Реализация творческих проектов мотивирует учащихся к учебно-познавательной деятельности в области творчества и художественной культу-

ры, обогащает творческий опыт, позволяет на практике применить полученные компетенции. Однако на данный момент, несмотря на преимущества полихудожественного воспитания в реализации творческих проектов, научные аспекты данного вопроса недостаточно освещены.

2. Термин педагогическая интеграция в эстетическом воспитании

Итак, синтезированные жанры искусства предполагают взаимодействие внутри единого творческого продукта различных видов и направлений художественной деятельности. В процессе работы над проектом синтезированного жанра с детьми и подростками осуществляется образовательный процесс, в рамках которого взаимодействие различных областей научного знания (в том числе культурного) принято обозначать термином педагогическая интеграция.

Содержание термина педагогическая интеграция раскрыто в работах таких ученых, как В. С. Безрукова, О. С. Булатова, Н. К. Чапаев [Безрукова, 1994; Булатова, 2008; Чапаев, 2006]. Однако интеграцию в эстетическом воспитании следует рассматривать как с педагогической точки зрения (процесс воспитания), так и с точки зрения художественной эстетики, искусства (творческая деятельность).

Говоря о целостности педагогического восприятия, мы обращаемся к понятию педагогической интеграции. Если речь идёт о целостности в рамках искусства путём объединения его отдельных жанров, уместным становится определение синтеза.

Педагогическая интеграция как процесс, согласно определению, составленному В. С. Безруковой, есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом [Безрукова, 1994, с. 30]. Синтез искусств, по данным культурологического словаря, — это сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие [Кононенко, 2003]. Основываясь на вышесказанном, мы предлагаем рабочее определение педагогической

интеграции в эстетическом воспитании, это установление связей между различными направлениями искусства, отдельными разделами определённых его видов, а также внешними взаимодействиями за пределами феномена искусства, сочетающимися в единой целостной образовательной и воспитательной системе с целью оказания на обучающихся многостороннего эстетического воздействия.

Обратимся к терминологии эстетического воспитания, определённого Б. Т. Лихачевым как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, комическое, трагическое и др. [Лихачев, 2000, с. 342]. Часто термин эстетическое воспитание используется в одном ряду с термином художественное воспитание. Так в «Законе об образовании» при характеристике первой особенности реализации образовательных программ в области искусств говорится: «Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств...» (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, статья 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств»). В некоторых источниках встречается термин художественно-эстетическое воспитание [Калинина, 2013, Пермякова, 2012]. Художественное воспитание, в свою очередь, согласно энциклопедическим данным, является частью эстетического воспитания, отвечающей за формирование средствами искусства эстетического восприятия действительности и развитие художественно-творческих способностей в различных областях искусства. Имея общие задачи, термины художественное воспитание и эстетическое воспитание в некоторых случаях употребляются в качестве синонимов. Следовательно, применение

методов педагогической интеграции и синтеза искусств в эстетическом воспитании предопределяет «многохудожественный» [Горина, 1998], или «полихудожественный», подход.

3. Полихудожественное воспитание

Впервые понятие полихудожественного развития было введено Б. П. Юсовым, определившим его как формирование «способности самостоятельно прочитывать или самому составлять образы с учетом средств и особенностей разных видов искусств» [Юсов, 2004, с. 185]. По мнению Н. В. Бутенко, дефиниция «полихудожественность» связана с интеграцией различных видов искусства и сочетанием разных типов художественно-творческой деятельности [Бутенко, 2013]. Более широкое определение было дано Л. Г. Савенковой, понимающей полихудожественное образование как комплексное взаимодействие искусств в процессе общего образования и воспитания детей и молодежи, возможном при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов гуманитарно-художественного цикла в образовательном учреждении [Савенкова, 2011]. Обобщая сказанное, определим полихудожественное воспитание как комплексное взаимодействие различных видов искусства, их психолого-педагогических средств и особенностей в процессе воспитания с целью формирования всесторонне развитой творческой личности.

Развитие идей полихудожественного образования, его теоретическое и практическое обоснование — заслуга Б. П. Юсова и работавшей в 90-х годах прошлого века под его руководством лаборатории Института художественного образования Российской академии образования. Основываясь на принципе «каждый ребёнок изначально полихудожественен», коллектив разработал теоретико-методическую базу [Юсов, 2004, с. 86]. Выработанные этими учеными принципы интегративного подхода послужили фундаментом для наших научных изысканий в данном направлении

В качестве первого принципа выделено само понятие полихудожественного развития, лежащего в основе интегративного подхода. Согласно данному принципу, любой ребенок может успешно продвигаться в каждом виде художественно-творческой деятельности и искусства.

Данная гипотеза подтверждается неоднократным обращением различных исследователей к синкретичности самой природы искусства, развитию на ранних этапах своей истории в контексте синтеза, взятого за основу, например, в культуре Древней Греции с ее музыкально-драматическими действами, а также в древнехристианском искусстве, где под сводами храма соединялись музыка, живопись и архитектура. О. П. Флоренский писал: «Несмотря на коренные, по-видимому, различия, все искусства произрастают от одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно» [Флоренский, 1993, с. 115].

Вторым принципом является тесная связь и взаимозаменяемость цвета, звука, пространства, движения и формы, поскольку они служат выражению общих духовных явлений и качеств мира. Важно также на уровне творческого процесса учитывать внутренние, образные и духовные связи искусств, строго отличая их от межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого. В данном принципе даётся ясное различие между простым взаимодействием учебных предметов, естественным образом имеющим место быть на уровне подачи иллюстративного материала, обозначения границ взаимодействия научных областей знания, и педагогической интеграцией в художественно-эстетическом воспитании как основой неразрывно целостной природы творческого объекта. Данный принцип раскрывается более полно в следующей цитате: «Полихудожественный подход, интеграция, синтез художественного воздействия или интегрированное понимание данного искусства и интегрированное преподавание данного искусства — это качественно новый уровень работы с детьми. Здесь недостаточно простого

взаимного иллюстрирования и подкреплений данного искусства примерами из других областей. Интеграция — это раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность — цвета в звук, звука в пространство, пространства в мерность строки стихотворения, проведение данного искусства по всему диапазону полифонии, когда, например, пространственная мерность получает ароматический аналог» [Юсов, 2004, с. 184].

В качестве третьего принципа Б. П. Юсовым обозначен учёт географических, исторических, культурогенных факторов осознания произведений искусства в едином потоке культуры, предполагаемый интегративным подходом. Следует принять во внимание неравномерность развития искусства в различные исторические и культурологические периоды, преобладание и отсутствие отдельных его видов у тех или иных народов.

Необходимо также учитывать региональные и национальные исторические художественные традиции, ориентированные на местность, материалы, духовную устремленность народа, а также связи региональной и мировой художественной культуры, что является четвертым принципом интегративного подхода в художественном образовании. Обращение к фольклору в настоящее время популярно в отечественном дошкольном эстетическом воспитании. По мнению педагога-исследователя Е. П. Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т. д.) [Дубровская, 1998, с. 113].

Пятый принцип, актуальный при интегративном подходе, подразумевает установление связей искусства с науками и основывается на тесной взаимосвязи работы полушарий головного мозга, анализиру-

ющих тот или иной объект с точки зрения как точных знаний, так и духовно-чувственного восприятия. Кроме того, как в мире взаимодействуют свойства объекта — физические и духовные (восприятие человека относительно объекта), так и в образовании изучение того или иного объекта предполагает его физическое и чувственное изучение.

Немаловажным принципом является опора на детское художественное творчество, творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах творческой деятельности. Данного принципа придерживаются многие выдающиеся педагоги. Одной из важнейших задач методики Марии Монтессори является раскрытие творческого потенциала ребёнка с целью выполнения своей роли в «космическом плане творения». Свободное творческое развитие является также основой методики К. Орфа, где обучение происходит в действии и основано на доступности.

В соответствии с данными принципами позднее различными авторами были выделены требования, предъявляемые к реализации полихудожественных методов, обобщенные нами следующим образом:

1) активное взаимодействие и сотрудничество «внутри педагогического коллектива и между учащимися и педагогами на уровне сотворчества через искусство и на языке искусства» [Савенкова, 2011];

2) способность и готовность применять в своей профессиональной деятельности специальные и музыкальные знания, умения в едином комплексе на основе целостного представления о закономерностях, специфике различных областей искусства и культуры [Отяков-ская, 2009].

3) умение создавать интересные творческие проекты [Бутенко, 2013].

Последнее требование связано в том числе с проектной деятельностью — полихудожественными проектами, определяемыми Н. В. Бу-тенко как художественно-творческая деятельность познавательного характера, реализуемая в продуктах совместной деятельности, пред-

ставляющих сплав творческих идей в соответствии с законами гармонии и красоты [Булатова, 2008]. Реализация полихудожественных проектов рассматривается в большинстве научных источников, как правило, относительно интеграции изобразительной деятельности с прочими. Интеграция пространственно-временных искусств имеет своё отражение в реализации музыкальных представлений в практике дошкольного эстетического воспитания на плановых праздничных мероприятиях. Однако в методических разработках данные мероприятия, имеющие широкое практическое применение, не подкреплены должным научно-методическим обоснованием с точки зрения полихудожественности.

4. Музыкальный спектакль как полихудожественный проект

Рассмотрим теорию возможности реализации такого полихудожественного проекта, как музыкальный спектакль. Работа над музыкальным спектаклем как синтезированным жанром основывается на содержании и методах творческих направлений театр и музыка. Данные направления в зависимости от сложности спектакля подразделяются на поднаправления: музыка — на пение и танец (возможно, игру на музыкальных инструментах), театр — на сценическую речь и актерскую игру. Постановка музыкального спектакля подразумевает педагогическую работу, опирающуюся на взаимодействие различных методик. Диалог частных методик в педагогическом процессе, который реализуется на уровнях общности целей, близости содержания, называется метаметодикой. Метаметодический подход реализуется внутри уроков интегративного типа на самостоятельном предмете либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями, и осуществляется во взаимосвязи частных методик различных дисциплин в педагогическом взаимодействии [Афанасьева, 2008].

Музыкальный спектакль может основываться на историческом либо литературном сюжете. В таком случае будет происходить «внешняя» интеграция (см. Принцип 3). Однако для большей полноты и

глубины творческого процесса не стоит абстрагироваться от детской фантазии, напротив, следует вступать с детьми в процесс обсуждения замысла и по возможности вносить в проект некоторые детали, которые придадут непосредственность спектаклю и помогут детям осознать важность их творческого мышления. Распределение ролей в спектакле должно проводиться с учетом психофизических способностей детей, а также возможности психокоррекции через театроте-рапию. Именно от последнего необходимо отталкиваться при делении одной роли двумя или более детьми. Работа должна происходить коллективно, и каждый ребенок должен быть значимым. Педагогу стоит воздержаться от выделения лидера, поэтому более корректным будет выбор спектакля с несколькими либо неярко выраженными главными ролями. По словам Б. П. Юсова, «более успешных дети выделяют сами, делают это уважительно и объективно и нередко лучше взрослых» [Юсов, 2004, с. 186].

Могут возникнуть трудности с одаренностью детей в одном направлении и отсутствием таковой в другой, с наличием психологических комплексов и «зажимов» у детей. Кроме того, наиболее активные дети могут иметь желание проявить себя в направлении, в котором на момент постановки спектакля у них отсутствуют должные способности. В таких случаях стоит опираться на психологические знания и обращаться за консультацией к специалистам, а также мягко и плавно осуществлять развитие способностей тех или иных детей таким образом, чтобы это не вызывало дисгармонии в детском коллективе.

Работа в художественном направлении (подготовка декораций, костюмов, оформление сцены) также должна осуществляться при участии детей. Полихудожественность проявляется в том, что дети воплощают свое восприятие музыки, танца, актерской игры в декоративном материале, поэтому следует заниматься оформлением в последнюю очередь.

Показ спектакля должен завершаться обсуждением с детьми положительных и отрицательных сторон реализации спектакля, плани-

рованием последующей работы в полном детском и преподавательском коллективе.

Рассмотрение данного примера показывает, что полихудожественный подход в проектной деятельности позволяет осуществлять всестороннее комплексное развитие способностей ребёнка в социальной среде, раскрывать творческий потенциал и помогать находить «своё» творческое направление.

5. Выводы

Посредством реализации творческих проектов осуществляется мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности в области творчества и художественной культуры, происходит обогащение творческого опыта, а также получают применение на практике сформированные компетенции. Несмотря на преимущества полихудожественного воспитания в реализации творческих проектов, научные аспекты данного вопроса еще требуют обстоятельного исследования.

Опираясь на труды Б. П. Юсова, который обозначал поле своих исследований термином полихудожественное образование, и на научные публикации, авторы которых обращались к вопросам полихудожественного воспитания, или полихудожественного подхода в образовании, или одноименной деятельности, мы определили понятие «педагогическая интеграция в эстетическом воспитании».

Применение полихудожественного подхода возможно в воспитании детей различных возрастных категорий.

С учетом перечисленных принципов и особенностей полихудожественного образования возможна эффективная реализация творческих проектов, рассмотренная на примере музыкального спектакля. Работа над музыкальным спектаклем подразумевает разноплановую художественную деятельность на основе эстетики музыки (пение, игра), театра (речь, пластика) и декоративно-прикладного творчества (декорации). В процессе работы над музыкальным спектаклем осу-

ществляется комплексное эстетическое развитие детей, основанное на полихудожественном воспитании.

Литература

1. Афанасьева А. Б. Полихудожественное развитие ребенка в условиях метаметодического подхода в этнокультурном образовании / А. Б. Афанасьева // Искусство в школе. — 2008. — № 3. — С. 77-80.

2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова. — Екатеринбург : Гос. инж.-проект. ин-т, 1994. — 152 с.

3. Булатова О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. С. Булатова. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 256 с.

4. Бутенко Н. В. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребёнка / Н. В. Бутенко // Дошкольное воспитание. — 2013. — С. 35-42.

5. Горина Л. В. Подготовка студентов к проектированию урока на полихудожественной основе / Л. В. Горина // Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал — 2009. — № 8. — С. 22-24.

6. Дубровская Е. А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов : автореферат диссертации... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. А. Дубровская. — Москва, 1988. — 210 с.

7. Калинина Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю. В. Калинина, Э. В. Прудских // Педагогика : традиции и инновации : материалы IV междунар. науч. конф. (Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.

8. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс] / Б. И. Кононенко: — 2003. — Режим доступа : Ы1р:/Мс. academic.m/dic.nsf/enc_culture/2280/Синтез.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций / учебное пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. / Б. Т. Лихачев. — Москва : Юрайт, 2000. — 523 с.

10. Отяковская Ю. В. Полихудожественная компетентность педагога-музыканта / Ю. В. Отяковская // Среднее профессиональное образование. — Октябрь 2009. — № 10. - С. 15-19.

11. Пермякова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / М. Ю. Пермякова

// Педагогическое мастерство : материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 203-206

12. Савенкова Л. Г. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в педагогике / Л. Г. Савенкова // Изобразительное искусство в школе. — 2011. — № 3. - С. 44-51.

13. Флоренский П. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях : история философской мысли / П. Флоренский. — Москва : Прогресс, 1993. — 321 с.

14. Чапаев Н. К. Решение проблемы интеграции педагогики и производства в истории развития образования : на примере деятельности горнозаводских школ Урала (XYШ — нач. XX вв.) : учебное пособие для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации [Гриф УМО] / Н. К. Чапаев, А. К. Шелепов. — Екатеринбург :Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. — 170 с.

15. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / Б. П. Юсов. — Москва : Компания Спутник, 2004. - 253 с.

© Худышкина Татьяна Владимировна (2014), аспирант, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.