6. Центральная Азия. Геополитика и экономика региона. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.isoa.ru/docs/central_asia-book.pdf (Дата обращения: 20.06.2019.)
7. Рогожина Н.Г. «Конфликтный потенциал водных ресурсов Центральной Азии». Двусторонние политические и экономические отношения Казахстана и России: материалы VII научно-практической конференции КИСИ - ИМЭМО (г. Москва, 29 ноября 2013 г.) / Под общ. ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2013. - С. 99-113. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kisi.kz/uploads/1/files/9qKemwd4.pdf (Дата обращения: 03.07.2019.)
Статья написана специально для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
Бибикова О.П.,
кандидат исторических наук
(Институт востоковедения РАН)
ПОЛИГАМИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ
Б01: 10.31249Мтт/2019.03.03
Аннотация. После распада СССР в мусульманских районах СНГ и РФ произошло возвращение к старинным традициям. Среди них полигамия, которая в разных странах обусловлена различными социальными причинами.
Ключевые слова: полигамия / многоженство; демографический дисбаланс; ислам; шариат; миграция.
После провозглашения независимости странами Центральной Азии светское законодательство подверглось пересмотру. В некоторых странах из конституции исчезла статья, запрещающая многоженство. Дело в том, что в странах, где большая часть населения - мусульмане, законы шариата по-прежнему уважаемы. Многоженство на Востоке имеет глубокие корни1. Да и не только на Востоке. Многочисленные исторические документы, и прежде всего Библия, свидетельствуют о том, что полигамия существовала всегда. Народы воевали, мужчины погибали, и для восполнения
1 Напомню, что анонимный автор «Повести временных лет», рассказывая о князе Владимире, писал о нем: «Был он ненасытен в блуде». Кроме жен у него были также наложницы.
численности населения нужно было рожать как можно больше детей. Особенно мальчиков, которые, повзрослев, становились воинами. Кстати, еще в древности сложился принцип инфантицида -убиения хилых младенцев (иногда их приносили в жертву богам). Больше всего уничтожали девочек1.
Естественно, что знатные люди могли себе позволить прокормить несколько женщин. Сложилась практика выбора самых красивых пленниц, которые предназначались для вождей или на продажу. Позднее второй и третьей женой стали обзаводиться и представители менее состоятельных сословий. И если для одних полигамия была символом престижа, то в бедных слоях населения каждая жена рассматривалась как новый член трудовой ячейки.
Надо отметить, что ислам, отвергая ханжество и предубеждения, мягко относится к сексуальным потребностям мужчины. В шиитской ветви ислама мужчина, находящийся в отрыве от семьи, может оформить временный брак (сига или мута)2. На деле многие мужчины, из числа гастарбайтеров из центральноазиатских республик, уехав на заработки за границу, обзаводятся временными женами, большинство которых тоже приехали из Центральной Азии. Их поведение диктует традиция, сформированная исламом еще много веков назад.
Коран свидетельствует о том, что многоженство (Та'аддуд аз-завджат) существовало у арабов уже на раннем этапе развития ислама: «... женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех.» (аят 3, сура Ан-Ниса - Женщины). Причины, по которым мужчина может иметь больше одной жены, перечисляет исламовед А. Каримов: «Если жена не оберегает целомудрия мужа или тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка, то ему желательно (мустахабб) жениться на другой. Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды
1 По оценкам исследователей, в период палеолита на территории современных Англии и Америки убивали примерно каждую вторую девочку // Hoffer, Peter; N.E.H. Hull (1981). Murdering Mothers: Infanticide in England and America, 1558-1803 // N.Y.: New York University Press. Р. 3.
2 Такой брак заключается по взаимной договоренности на определенный срок специальным договором в присутствии имама. В нем обязательно оговаривается содержание женщины и вознаграждение при расторжении брака. В спорах с суннитами шииты обычно опираются на высказывание Пророка, приведенное в Коране (сура 4, аят 24), в котором якобы есть намек на возможность временных отношений и отсутствие отмены этого высказывания в дальнейшем. Родившегося в этом браке ребенка отец обязан содержать до совершеннолетия.
или же для увеличения почета в обществе, то в этом случае многоженство является для него нежелательным (макрух). Если мужчина беден, слаб или уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, то в этом случае многоженство для него является греховным делом»1.
Этика супружеских отношений в исламе отличается от подобных отношений у других народов. Сирийский богослов Ибн Каййим аль-Джаузийя (1292-1350) в своих работах «Путь двух переселений и врата двух счастий» и «Сад влюбленных и отдохновение увлеченных» отмечал, что интимная связь призвана сохранить здоровье, принести радость и наслаждение телу, сохранить человеческий ресурс. Российский востоковед Л. Сюкияйнен отмечает, что в исламе «строгость нравов сочетается с традицией открыто обсуждать подробности интимных отношений»2. Характерно, что эта традиция возникла еще в Средние века. Об этом свидетельствует произведение тунисского шейха Сиди Мухаммада ибн Му-хаммада ан-Нафзави «Сад Благоуханный», или «Сад услаждения душ», созданное в период между 1394 и 1433 гг. В этом собрании любовных похождений арабских правителей автор продемонстрировал знания об эротике Востока. Знакомство с этими произведениями свидетельствует о том, что люди на мусульманском Востоке многообразно умели получать наслаждение, чувствуя себя свободными и избегая всякого ханжества3. Отмечу также, что Европу с этой книгой познакомил французский писатель Ги де Мопассан, переведя ее на французский язык.
Как отмечает Л. Сюкияйнен, «с точки зрения ислама многоженство гуманно и нравственно, поскольку помогает решить проблемы женского одиночества, безотцовщины и проституции»4. Исламские богословы считают, что многоженство оберегает мужчин от прелюбодеяния, возможности заболеть венерическими болезнями, а женщинам дает статус, защиту и материнство. Кроме
1 Каримов А. Многоженство в Исламе и его мудрость // http://islamsivil.ru/ mnogozhenstvo-v-islame-i-ego-mudrost/
2 Сюкияйнен Л. Все поровну, кроме любви // Труд. 16.01.1999. (С. 7) http://mamont4.chat.ru/Statya.htm
3 «Благоуханный сад для духовных услад» ученейшего шейха Сиди Мухаммада ибн Мухаммада ан-Нафзави / Пер. с арабского и послесловие Д.В. Микульского. - М.: Таус, 2008.
4 Сюкияйнен Л. Все поровну, кроме любви // Труд. 16.01.1999. (С. 7) http://mamont4.chat.ru/Statya.htm
того, многоженство способствует увеличению потомства, что в исламе рассматривается как божественная благодать.
Действительно в современной ситуации многоженство решает ряд социальных проблем. Дагестанский имам Магомедрасул Саадуев считает, что «мужчин, которые сознательно идут на такой шаг, можно считать патриотами, поскольку они берут под опеку две, а то и три-четыре семьи. Таких мужчин надо обеспечить привилегиями»1.
Узбекистан
Многоженство в Узбекистане существовало всегда, несмотря на попытки властей его запретить. Согласно опросам, проведенным в Узбекистане, общественность республики, несмотря на законодательный запрет многоженства, считает такую форму брака возможной, ибо она позволяет решить проблему одиноких женщин. Участники дискуссии на ташкентском радио «Азатык» отмечали, что «...долгое нахождение в России трудовых мигрантов и создание ими там вторых семей ставит узбекских женщин в тяжелое положение. В Узбекистане сейчас как во времена войн, целые махалли остались без мужчин. Мужчины выехали на заработки в Россию, Южную Корею и Чехию. Мужчины, которые должны быть рядом со своими детьми, находятся за рубежом. Сейчас много женщин, которые не смогли выйти замуж, остались в старых девах...»2. Только в России, по данным на 1 февраля 2017 г., находились 1,5 млн граждан Узбекистана3. За три квартала 2018 г. в Россию выехали 3,55 млн человек. Большинство из них мужчины фертильного возраста, часть которых оставила на родине семью. Однако и до начала массовых миграций многоженство было популярно, особенно в сельской местности. Летом 2017 г. президент Мирзиёев обвинил мулл, которые проводят «никях», способствующий распространению многоженства в республике. Президент пообещал наказывать мулл, совершающих этот обряд.
В Узбекистане многоженство запрещено, на этот счет есть статья в Уголовном кодексе страны. «Многоженство, то есть
1 Дагестанский имам: Многоженцы - истинные патриоты, которых нужно холить и лелеять // https://islamnews.ru/news-462059.html
2 Трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана обзаводятся в России «вторыми женами» // https://rus.azattyk.Org/a/28108185.html
3 Ташкент - лидер по многоженству. Что изменит гнев Мирзиёева? 22.06.2017 // https://365info.kz/2017/06/uzbekskij-prezident-protiv-mnogozhenstva/
сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет», - гласит 126 статья Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Однако растущая трудовая миграция мужчин приводит к тому, что за пределами родины узбеки обзаводятся новой семьей. Социологи объясняют распространение подобных браков среди гастарабайтеров как элемент адаптации к условиям миграции и возвращением к исторической практике, характерной для мусульманского общества.
Таджикистан
Осенью 2013 г. по инициативе женских организаций в правительство было направлено письмо, в котором таджикские женщины просили вернуть на родину их мужей, уехавших на заработки в Россию. Были даже пожелания потребовать от России их депортировать. Кстати, за несколько лет до этого с аналогичной просьбой обращались к своему президенту женщины Азербайджана.
Весной 2015 г. под влиянием разразившегося экономического кризиса и вследствие принятия в России новых миграционных правил таджикские мужчины стали возвращаться, однако ситуация не стабилизировалась. Уже в 2018 г., по данным Министерства внутренних дел России, число приехавших в Россию граждан Таджикистана, которые были поставлены на миграционный учет, только за первый квартал 2018 г. составило 482 897 человек.
По подсчетам экономистов, денежные переводы трудовых мигрантов на родину составляют более 3 млрд долл. в год, что соответствует 40% ВВП Таджикистана. Для многих таджикских семей переводы из России - это единственный источник средств существования. Более того, Душанбе заинтересован в том, чтобы Россия провела миграционную амнистию для 200 тыс. таджикских гастарбайтеров, которые ожидают визу для повторного въезда в Россию1. Правительство РТ связывает этот вопрос с соглашением о пребывании российской военной базы в Таджикистане2.
1 МВД РФ: в Россию на работу приехали свыше 200 тыс. таджикистанцев // http://tajmigrant.com/mvd-rf-v-rossiyu-na-rabotu-priexali-svyshe-200-tysyach-tad-zhiki-stancev.html
2 Саркорова А. Таджикские мигранты против миграционных правил России - Русская служба Би-би-си, Душанбе. 15.05.2015 // https://www.bbc.com/ гш-sian/russia/2015/05/150514_tajik_migrants_in_russia
Отсутствие значительного числа таджикистанских мужчин на родине негативно сказывается на семейно-брачной ситуации в республике. Как и в других республиках, Уголовный кодекс Таджикистана запрещает полигамию (ст. 170). В случае нарушения закона предусмотрено наказание в виде штрафа размером в 2000 МРОТ либо в виде исправительных работ на срок до двух лет. В некоторых случаях предусмотрено ограничение свободы на срок до пяти лет.
Однако все больше представителей общественности выступают за легализацию полигамии в республике, которая, по их мнению, улучшит состояние демографической ситуации и позволит преодолеть гендерный дисбаланс, возникший в результате гражданской войны (1992-1997). Сторонники легализации многоженства аргументируют свою позицию, сравнивая нелегальную полигамию в республике с практикой «гражданских» браков в европейских странах.
Таким образом, постепенно складывается неофициальное признание параллельных браков, возникших в стране занятости. Естественно, что таджикистанский социум порицает временное сожительство. Однако в истории народов Средней Азии многоженство до конца нигде не было изжито. Это обстоятельство способствует формированию иной социально-брачной этики. В случае если мужчина, совершивший «издивоч» (брак - тадж. яз.) по исламским правилам на родине, то он может заключить гражданский брак в стране его занятости, например в России, так как в его паспорте нет записи, свидетельствующей о регистрации брака. Некоторые из них посылают домой смс-сообщение с текстом: «талок, талок, талок», смысл которого означает «развод». С. Олимова, социолог, руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане, отмечает, что «около 90% опрошенных мигрантов были женаты, но только 5% брали с собой в Россию жену»1.
С течением времени законы для таджикских гастарбайтеров ужесточились. В результате объем денежных переводов сократился в 3 раза. Однако нелегальные иммигранты по-прежнему есть, и они ждут обещанную амнистию. ФМС готовит новый закон, который должен снизить уровень преступности среди иммигрантов, повысить безопасность труда, повысить ответственность работодателя и создать систему более прозрачного присутствия ино-
1 Фасхутдинов Г. Последствия миграции: брошенные жены и разрушенные семьи // https://inosmi.ru/world/20150308/226722786.html
странных рабочих в России. Кроме того, новый закон направлен на борьбу с коррупцией и уменьшение количества нелегалов. Предполагается, что таджикские мигранты будут иметь статус рабочего, а поэтому и обладать социальным обеспечением и другими правами1.
Анализируя сложившуюся ситуацию, в результате которой происходит разрушение семьи на родине мигранта, исследователи отмечают, что одним из печальных последствий сложившейся ситуации стал женский суицид, явление не характерное для мусульманской культуры. Таджикистанская общественная организация «Перспектива плюс» констатировала рост подобных случаев. Эксперт Центра социально-экономических исследований «Стратегия» Ф. Саидов считает, что в Таджикистане сегодня живут «от 50 до 80 тыс. женщин, чьи мужья уехали в трудовую миграцию и разорвали отношения с семьей»2, часть которых оставлены без финансовой поддержки кормильца. Подобные случаи в большей степени зафиксированы в сельской местности, где брак не был официально зарегистрирован в органах ЗАГСа, а была лишь проведена религиозная церемония. В таких случаях женщинам чрезвычайно трудно доказать свои права, подтвердить отцовство, а при разводе затруднен раздел имущества и получение алиментов. Даже при наличии решения суда исполнить его очень трудно в связи с тем, что муж физически отсутствует в стране.
Киргизия
Уголовный кодекс республики запрещает полигамные браки. В июле 2008 г. министр юстиции республики Марат Кайипов предложил легализовать многоженство. По мнению министра, запрет на полигамию нарушает права детей, рожденных в никахе от вторых и третьих жен. Речь идет о том, что в таких случаях брак заключается в мечети, и никаких документов, определяющих права детей от такого брака, не существует. Его предложение не имело последствий, так как на бытовом уровне общественность понимает неизбежность полигамии в нынешних экономических условиях.
1 Новый закон для мигрантов из Таджикистана // http://migrantinform.ru/ migraciya/novyj-zakon-dlya-migrantov-iz-tadzhikistana.html
2 Фасхутдинов Г. Последствия миграции: брошенные жены и разрушенные семьи // https://inosmi.ru/world/20150308/226722786.html
В 2010 г. из новой редакции Конституции было изъято положение о том, что Киргизия является «светским государством»1. По мнению представителей женских организаций, таким образом «к легализации многоженства власти идут целенаправленно»2.
В республике складывается парадоксальная ситуация: так, возглавляющая движение «Женщины - лидеры» Г. Нурматова находит явление многоженства нормальным при условии соблюдения всех требований шариата, но одновременно выступает против легализации полигамии. По ее мнению, «те, кто требует исключить наказание за многоженство из законодательства, не до конца понимают сущности этого вопроса... Наше общество - не мусульманское, и даже многие люди, считающие себя мусульманами, не всегда понимают сути тех или иных норм шариата, - считает она. - При таких условиях, когда общество не готово понимать и выполнять требования ислама, разрешение многоженства чревато негативными последствиями»3.
Правозащитница А. Абдурасулова считает, что на эту проблему надо смотреть шире. Действительно, среди причин, побуждающих мужчин взять вторую жену, может быть состояние здоровья или бесплодие первой жены, отсутствие надежды на рождение мальчика. Однако есть опасность того, что возможность взять новую жену станет осуществлением прихоти богатых мужчин, в то время как согласиться на такой брак женщину заставляет нужда, социальная незащищенность, отсутствие перспектив найти себе подходящего спутника жизни и создать семью по любви.
На самом деле факты многоженства имеют место даже на самом высоком уровне. И это характерно практически для всех центральноазиатских государств. Мы уже отмечали, что мужчины, уехавшие на заработки за границу, нередко перестают посылать деньги оставшимся на родине семьям, вынуждая своих жен самостоятельно искать средства к существованию. Для некоторых из них статус второй жены является выходом из сложившихся обстоятельств. Естественно, что новый брак, при отсутствии в паспорте отметки о разводе, ЗАГС не зарегистрирует. В этом
1 Из новой редакции Конституции Кыргызстана исключено понятие «светское государство» 12.05.2010 // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=127 3682580
2 Мамараимов А. Многоженство в Киргизии: Законы не могут изменить реальное положение вещей // http://www.fergananews.com/articles/4993
3 Там же.
случае брак оформляют в мечети, но он не имеет правовой защиты (права на алименты и наследство).
В вопросе о полигамии общественность республики практически раскололась надвое. Одни считают полигамию не просто возможной, но и вынужденной, тем более что практически по всей стране известны случаи многоженства. Другие выступают категорически против. Ш. Хабибуллина, руководитель отделения организации «Женщины могут все» (город Ош), считает, что «исключать из законодательства страны наказание за многоженство нельзя, так как подобные браки заключаются. без обеспечения прав женщин и детей, которые страдают от этих браков в первую очередь»1.
Численность населения Киргизии (оценка на 1 января 2010 г.) составляет 6389 тыс. человек2. Налицо диспропорция, так как в категории населения после 35 лет женщин значительно больше, чем мужчин.
Практически каждый четвертый гражданин Киргизии находится на заработках в России. Миграционная служба при правительстве Киргизии сообщает, что на миграционный учет в 2018 г. в России поставлены 640 тыс. кыргызстанцев. По неофициальным данным, в РФ работает свыше 1 млн граждан Киргизии. Сколько из них создали вторую семью, будучи за пределами родины, неизвестно, однако в России растет число детей-сирот, рожденных женщинами-мигрантками.
Благодаря упрощенному для жителей Кыргызстана въезду в Россию3 сюда стремятся многие женщины республики. У многих здесь рождаются дети. В России уже функционирует правозащитный фонд «Кыргызстан аялдары» («Женщины Киргизии»), основанный Б. Тарабековой, киргизкой, живущей в России 30 лет, которая помогает женщинам-мигрантам с маленькими детьми, оставшимся без поддержки со стороны мужчины, а также без жилья и работы. Согласно российскому Закону «О гражданстве»,
1 Политический бомонд Киргизии преподнес очередной сюрприз гражданам страны // http://news.tj/ru/news/tajikistan/20070105/politicheskii-bomond-kirgizii-prepodnes-ocherednoi-syurpriz-grazhdanam-strany
2 Население Киргизии // https://ru.wikipedia.org/wiki
3 Граждане Кыргызстана имеют ряд преимуществ по сравнению с мигрантами из соседних стран. Кыргызстан входит в Европейский экономический союз, созданный в 2014 г. Это дает им преференции при устройстве на работу в странах -членах ЕЭС: кыргызстанцы не должны получать патент для работы на территории РФ.
ребенок, родившийся на территории РФ у иностранных граждан, а государство его родителей не предоставляет ребенку гражданство, становится гражданином РФ. Для молодой матери это шанс остаться в России навсегда, но получить все права чрезвычайно трудно. Хорошо, если мать находится на территории РФ легально. На самом деле число брошенных детей только киргизками и только в Москве измеряется десятками ежегодно1, а число отправленных на родину - пока единицами.
По данным Всемирного банка, Киргизия занимает первое место в мире по объему переводов на родину денег от мигрантов. За 11 месяцев 2018 г. приток денежных переводов в республику составил 2,48 млрд долл. Из этих денег 2,44 млрд долл. перевели из России2.
Туркменистан
В июне 2018 г. в семейный кодекс республики была внесена статья, запрещающая многоженство. В новом варианте нормативного документа в ст. 7 присутствует фраза «В Туркменистане не допускается многоженство». В Уголовном кодексе республики (принят в 1997 г.) есть ст. 163, согласно которой за «сожительство с двумя или несколькими женщинами при совместном ведении общего хозяйства» предусмотрен штраф в размере до 30 среднемесячных размеров оплаты труда, или два года исправительных работ.
Примеров многоженства в Туркмении - тысячи, хотя еще в 1928 г. многоженство отнесли к «бытовым преступлениям». Было принято специальное постановление, в соответствии с которым многоженство и выплата калыма были отнесены к «пережиткам». Считается, что в 1930-1940 гг. многоженство было ликвидировано, хотя в отдаленных районах сохранились полигамные семьи.
Сегодня в независимом Туркменистане исламские традиции возрождаются, как считают некоторые специалисты, благодаря
1 Шансов найти семью у брошенных детей немного: в 2011 г. из 82 117 брошенных в России было усыновлено лишь 7400. См.: АлехинаЮ. Россия превращается в роддом для гастарбайтеров // https://www.kp.ru/daily/25931/ 2880227/.
2 Инфографика: что будет с Кыргызстаном, если все трудовые мигранты вернутся на родину 01.02.2019 // https://kaktus.media/doc/386099_infografika:_chto_ bydet_s_kyrgyzstanom_esli_vse_trydovye_migranty_vernytsia_na_rodiny.html
проникшим в страну европейским ценностям, которые «позволили смелее экспериментировать с моделями семейной жизни»1. На самом деле причиной сохранения полигамного брака стала нехватка мужчин, в том числе гибнущих из-за наркотиков. Второй причиной является стремление родителей устроить будущее своих дочерей или разведенных женщин и вдов, желающих обрести кормильца.
Общественные опросы свидетельствуют, что многие разведенные женщины согласны на роль второй жены, ибо таким образом они обретают статус и защиту. Но в этом случае они могут рассчитывать только на религиозный брак (никях). Туркменистан-ский публицист Эсен Аман пишет по этому поводу: «Несмотря на запреты и негативное восприятие со стороны части общества, многоженство существует и становится довольно распространенным явлением, в связи с чем может быть будет разумным легализовать или, точнее, узаконить существующую ситуацию? Пусть это незначительный и не единственный шаг, необходимый для спасения генофонда туркменской нации, но это путь, указанный природой, и отказываться от него не имеет смысла»2. Стало традицией при общественном осуждении кого-либо из туркменских чиновников обязательно упомянуть о том, что у него не одна жена. Одновременно в республике растет число разводов. В последние годы одной из причин разводов, инициированных женщинами, стала наркомания мужчин.
Казахстан
Несколько иная ситуация с многоженством сложилась в Казахстане: здесь на одного холостого мужчину приходится восемь женщин (!)3. Женщины республики более эмансипированы по сравнению с жительницами соседних стран, поэтому при обсуж-
1 В Туркменистане запретили многоженство, узаконив его определение 19.06.2018 // http://argumentua.com/novosti/v-turkmenistane-zapretili-mnogozhenstvo-uzakoniv-ego-opredelenie
2 Аман Э. Многоженство в Туркменистане. 28.11.2006 // http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1164794640
3 Иванилова А. Многоженство - одна из любимейших тем в Казахстане // http://mk-kz.kz/articles/2017/01/18/mnogozhenstvo-odna-iz-lyubimeyshikh-tem-v-ka-zakhstane.html / В парламент было внесено предложение признать однополые браки, а в паспортные данные ввести графу о третьем поле. Узаконить многоженство в Казахстане. 1.04.2019 // https://zonakz.net/2019/04/01/uzakonit-mnogo-zhenstvo-v-kazaxstane-predlagayut-deputaty/
дении проблемы брака и семьи на первый план выдвигается вопрос о разводах. Рост их числа объясняется как раз тем, что казашки отличаются более независимым характером. В парламенте республики проблема разводов и полигамии обсуждалась неоднократно, но законодатели так и не пришли к единому мнению. Отмечалось, что разрешение полигамных браков существенно уменьшило бы число разводов, способствовало бы сокращению числа незамужних женщин, росту рождаемости, уменьшению числа брошенных детей и абортов, поскольку создание подобной семьи обычно происходит более обдуманно. Однако в случае принятия закона, разрешающего полигамию, очевидно, что международные правовые организации осудят это решение и «имидж Казахстана упадет в глазах наших зарубежных партнеров, особенно Европы»1.
Тем не менее в 1998 г. была отменена уголовная ответственность за многоженство. В 2001, 2007, 2008 гг. в парламенте страны вновь поднимался вопрос легализации полигамии. На самом деле многоженство присутствует даже в самых верхних (!) эшелонах власти2. Все попытки отдельных депутатов узаконить наличие токал (младших жен) сталкивается с сопротивлением женской части населения и блокируется на уровне парламента.
В апреле 2019 г. с призывом узаконить многоженство выступила правозащитная коалиция «Семь Я - Казахстан». Как отмечают ряд казахстанских экспертов, в пользу многоженства говорит и демографическая ситуация в стране. На 1 января 2019 г. в республике проживали 18 396 тыс. человек. Численность женщин превышает численность мужчин почти на 600 тыс. человек3.
1 Иванилова А. Многоженство - одна из любимейших тем в Казахстане // http://mk-kz.kz/articles/2017/01/18/mnogozhenstvo-odna-iz-lyubimeyshikh-tem-v-ka-zakhstane.html
2 В частных беседах казахстанские журналисты рассказывают, что некоторые чиновники и бизнесмены, перебравшиеся на работу в новую столицу Астану (ныне Нурсултан. - Авт.), не обременяя себя перевозом семьи, заводят на новом месте молодую жену, которая должна больше соответствовать новому статусу чиновника. Не последнюю роль играет и надежда на рождение сына. Возникла поговорка: в Алма-Ате - байбише, в Астане - токал. В Алма-Ате старшая жена, в Астане - младшая.
3 В Казахстане на каждые восемь женщин приходится по одному мужчине 04.03.2019 // https://factcheck.kz/glavnoe-en/lozh-v-kazaxstane-na-kazhdye-8-zhen-shhin-prixoditsya-po-odnomu-muzhchine/
Информационно-аналитический портал Quorum. kz провел опрос, который показал, что большинство казахстанцев (41%) согласны с предложением узаконить в Казахстане институт полигамии, так как это сократило бы число одиноких женщин в стране. 11% опрошенных не видят в этом смысла, ибо подобная практика существует de-facto. 26% проголосовавших высказались против и 22% - не определились1.
Азербайджан
В законодательстве Азербайджана нет запрета на многоженство. Однако 1.09.2000 г. было отменено наказание за многоженство. СМИ регулярно сообщают о случаях тайного многоженства. Здесь, так же как и в других республиках с мусульманским населением, «Кебин кесмек» - очередной брак - оформляется в мечети. По закону религиозные браки не имеют юридической силы и не создают между сторонами ни имущественного, ни наследственного обязательства, что в свою очередь является основой лишения прав женщины в случае развода. Таким образом, разведенные женщины, чей брак не был зарегистрирован в государственных органах, не могут рассчитывать на материальную поддержку от бывшего мужа.
Дискуссия вокруг полигамии выявила разные точки зрения.
Глава проиранской Исламской партии Азербайджана (ИПА) Г. Нуриев - сторонник узаконивания полигамии. Депутат азербайджанского парламента Рамиз Ахмедов с ним не согласен; по его мнению, «древний мусульманский обычай многоженства сегодня неприемлем». Такого же мнения придерживается консультант женского кризисного центра Т. Гасанова, которая считает, что уза-конивание полигамии разрушит основы азербайджанской семьи. «Этого нельзя допустить, поскольку если мужчине разрешать брать несколько жен, то это ущемит права женщин, которые и без того страдают от ярко выраженного патриархизма азербайджанского общества»2.
1 Многоженство стало в Казахстане символом престижа. 3.10.2012 // https://www.inform.kz/ru/mnogozhenstvo-stalo-v-kazahstane-simvolom-prestizha_a25 02266
2 Рауфоглу А. В Азербайджане растет число случаев и сторонников многоженства. 4.06.2005 // https://news.day.az/society/26085.html
В основном многоженство практикуется в южных районах, граничащих с Ираном. Гасанова отмечает, что «если раньше общество очень негативно относилось к таким случаям, то сейчас в регионах, откуда молодые парни эмигрируют в Россию, Турцию и другие страны в поисках работы, растет число потенциальных "старых дев". Поэтому женщины готовы на все унижения, лишь бы не терять семью и руку, дающую ей еду. И соседи, и родственники таких людей, зная общую ситуацию, стараются "с пониманием" относиться к ним и уже не возражают»! Естественно, что под влиянием Ирана религиозные деятели на юге страны поддерживают подобные браки1. Любопытно, что опрос населения выявил, что мужчины поддерживают многоженство, женщины в своем большинстве выступают против2.
Сегодня Азербайджан - это самодостаточное государство, основанное на национальных корнях, одновременно светское, многонациональное, многоконфессиональное. Страна динамично развивается. На ее территории проживают более 70 разных национальностей, сохраняющих свои традиции и обычаи. Однако, как отмечают представители общественности, от некоторых обычаев следует отказаться, ибо они не отвечают современным вызовам.
Если раньше основной проблемой семейно-брачной сферы были ранние браки, то сегодня речь идет о полигамных браках. Требуется принять меры для того, чтобы дети от вторых и третьих жен не были поражены в правах. В последние десять лет число детей, родившихся от незарегистрированных жен, возросло в 4 раза. В сельских районах снизился уровень образования и усилилась религиозная пропаганда, а мировоззрение людей поменялось. Если оставить все как есть и не обращать внимания на полигамные браки, то их число может увеличиться.
Российская Федерация
Согласно ст. 14 российского Семейного кодекса, в браке одновременно могут состоять только одна женщина и только один
1 Рауфоглу А. В Азербайджане растет число случаев и сторонников многоженства. 4.06.2005 // https://news.day.az/society/26085.html
2 В Азербайджане мужчины поддерживают многоженство, женщины против. 14.09.2018 // https://aze.az/v-azerbaydzhane-muzhchini-podderzhivayut-mnogo-zhyonstvo-zhenshini.html
мужчина. Аналогичные законодательные нормы присутствуют в законодательствах Украины, Белоруссии и Молдавии.
Неофициальные полигамные союзы не редкость среди мусульман, живущих в славянских республиках, а также в республиках Северного Кавказа, где большинство населения исповедует ислам. В середине 1990-х годов Руслан Аушев, президент Ингушетии, попытался узаконить эту практику и разрешил многоженство (тогда речь шла о второй жене). Но затем это решение было отменено президентом Б. Ельциным. В 1999 г. Р. Аушев еще раз предпринял попытку разрешить мужчинам заключать до четырех браков, но Верховный суд Ингушетии отменил и этот закон как неконституционный. Позднее, в 2006 г., лидер Чечни Рамзан Кадыров поднимал этот вопрос, ссылаясь на традиции чеченского народа и ситуацию гендерного дисбаланса, возникшего в результате двух войн. Сегодня полигамия в республике неофициально поощряется властями.
Еще с середины прошлого века в России наблюдается нарушение брачного пула, т.е. соответствие количества женихов и невест, а также увеличение числа одиноких женщин с детьми и без них. Поэтому в ряде районов России, где велико число мусульман, обращение к социокультурным нормам, характерным для мусульманского социума, т.е. к полигамной семье, имеет место. Этому способствует также то, что в мусульманской среде незамужняя женщина не является полноправным членом общества до тех пор, пока не выйдет замуж и не родит ребенка.
В мае 2015 г. уже муфтий Москвы Илдар Аляутдинов поднял этот вопрос. Он отметил, что в столице увеличилось число брачных церемоний среди мусульман. Религиозные деятели отмечали, что они не могут осуждать такого рода браки, так как возможность иметь четыре жены для верующего мусульманина зафиксирована в Коране.
Дискуссия о легализации многоженства имела место и в Татарстане. В Духовном управлении мусульман Татарстана с 2015 г. ввели правило выдавать свидетельство о религиозном браке, а также фиксировать факт его совершения в электронной базе. Характерно, что опрос посетителей сайта kazan.aif выявил, что 85% опрошенных относятся к многоженству отрицательно, 15% заявили, что это «зависит от жизненной ситуации». Никто из опрошенных предложение разрешить многоженство не поддер-
жал1. Во время встречи с иностранными журналистами Рустам Минниханов, президент РТ, на вопрос о многоженстве в Татарстане ответил: «.втихаря, конечно, есть.»2. Это высказывание свидетельствует о достаточно терпимом отношении властей к полигамным бракам. Понимание ситуации демонстрирует и высказывание Э. Мурзина, депутата Госсобрания Башкирии: «У нас нормальных мужиков-то мало, на всех дам не хватает. Оттого и рождаемость низкая - без мужа мало кто отважится ребенка растить»3. Действительно, отношение властей к полигамии напрямую связано с рождаемостью в Российской Федерации.
Так, численность населения Татарстана - 3 894 284 (2018) -по сравнению с 1959 г. увеличилась на 1 млн4, индекс рождаемости равен 2,7 на 1000 человек. Но на современные демографические процессы значительное влияние начинают оказывать последствия низкого уровня рождаемости, характерные для 1990-х годов5. Подобная ситуация существует и в других районах РФ.
Немецкая независимая неправительственная организация фонд Генриха Бёлля (Heinrich-B6ll-Stiftung) провела опрос на Северном Кавказе, в результате которого было зафиксировано, что наибольшее число моногамных браков в Ингушетии (95%), в Дагестане (94), в Кабардино-Балкарии (91), в Чечне (84%). В ходе опроса выяснилось, что наибольший процент полигамных браков присутствует в возрастной группе женщин от 17 до 30 лет (36%). Как правило, эти женщины имеют низкий уровень образования6. Исследователи отмечают значение Алата (обычного права) в Чечне. По этим нормам дети принадлежат семье мужа. В случае если муж умирает или разводится с матерью своих детей, дети остаются в семье мужа. Поэтому многие женщины не настаивают на разводе
1 АхуновА. Многоженство в Татарстане // http://www.muslim-info.com/ mnogozhenstvo-v-tatarstane.html
2 Чернобровкина Е. Есть ли многоженство в Татарстане // http://www. ansar.ru/person/est-li-mnogozhenstvo-v-tatarstane-otvechaet-prezident 14.03.2011.
3 Борисова О. Приехал ты такой в Чечню. А там многоженство. // https://www.bbc.com/russian/society/2015/05/150519_tr_russia_polygamy_discussion
4 Население Татарстана // https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Татар
стана
5 Региональные аспекты рождаемости (на примере Татарстана) // http://euroasia-science.ru/sociologicheskie-nauki/regionalnye-aspekty-rozhdaemosti-na-primere-respubliki-tatarstan/
6 Между законом и адатом: Женщины на Северном Кавказе остались практически без защиты. 15.08.2015 // https://femunity.livejournal.com/500548.html
и не возражают против второго / третьего брака своего супруга, при условии, что она остается в семье при своих детях.
Складывается впечатление, что для ликвидации «демографической ямы» власти закрывают глаза на многочисленные факты многоженства в мусульманских районах, в надежде, что рождаемость повысится, в том числе и за счет полигамных браков.
* * *
Рассматривая предпосылки для распространения полигамии, следует отметить, что сегодня это, прежде всего, численное превосходство женщин над мужчинами.
Несмотря на то что в большинстве государств полигамия под запретом, такие брачные союзы признаются в полусотне стран. В ряде случаев - как правило, в полиэтнических и поликонфессиональных обществах - этот вопрос отнесен к ведению властей провинций.
Существует и около дюжины стран мира, где полигамные браки не разрешено регистрировать, однако уже заключенные признаются и не преследуются. Кроме того, иногда полигамия находится в положении юридически допустимого, но нежелательного явления1.
Практически во всех европейских странах сложилась парадоксальная ситуация: при запрете полигамных браков их число растет, прежде всего, за счет увеличения числа иммигрантов, которые приезжают с женами, браки с которыми были заключены в других странах.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
1 Правовой статус полигамных браков в странах мира. 28.06.2011 // https://talgat-irisbaev.livejournal.com/2093.html