ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
З.к. МЕРЕГУКОВА (Майкоп)
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ сущность АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Раскрываются значимость проблемы и полифунк-циональная сущность включения обучаемых в актуализацию ранее приобретенных знаний, сущность понятия «актуализация знаний», отличительные характеристики актуализации знаний, опроса, контроля знаний; обозначается круг функций актуализации знаний.
Ключевые слова: актуализация знаний, включение обучаемых в актуализацию знаний, полифунк-циональная сущность актуализации знаний, функция, функции актуализации знаний, дидактический прием.
В педагогической науке до сих пор не определен дидактический статус понятия «актуализация знаний», более того, оно даже не упоминается при перечислении основных (общих) и частных понятий дидактики. Между тем актуализация знаний является, но нашему твердому убеждению, важнейшим звеном в системе обучения и может и должна осуществляться всеми субъектами образовательного процесса, т.е. и учителем, и учащимися. Особенно важным представляется включение последних в актуализацию ранее усвоенных знаний. А то, что учитель школы или преподаватель вуза должен систематически и целенаправленно осуществлять актуализацию ранее изученных учащимися знаний, само собой разумеется, ибо без нее реализовать дидактический принцип межпредметной и внутри-предметной связи не представляется возможным. Такой вывод позволяют сделать наши многолетние целенаправленные исследования и длительный опыт профессиональнопедагогической деятельности.
Прежде чем рассмотреть полифункцио-нальную сущность актуализации знаний и, в частности, вопрос о включении учащихся в актуализацию ранее усвоенных знаний, раскроем суть самого понятия «актуализация». В
философском энциклопедическом словаре понятие «актуализация» интерпретируется как
1) осуществление; 2) переход из состояния возможности в состояние действительности, а понятие «актуальный» - как действенный, современный, имеющий отношение к непосредственным интересам личности; насущный [7].
В словаре по социальной педагогике понятие «актуализация» определяется как действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной и кратковременной памяти с целью его последующего использования при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении [5]. Корректность данного определения нарушается, как мы полагаем, последним словом - «при воспроизведении». Ведь извлечение из памяти, о котором речь идет в определении, есть, по сути, воспроизведение. Тогда у автора такого определения получается «воспроизведение при воспроизведении», что нарушает методологические и логические нормы построения суждения. Г.М. и А.Ю. Коджаспировы определяют актуализацию как перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее [1].
Вышеобозначенные определения, с нашей точки зрения, не в полной мере отражают имманентные характеристики актуализации знаний. Да и в одной дефиниции того или иного понятия сложно отразить все его важнейшие признаки, его сущность, тем более, если последняя полифункциональна. Из-за этого мы не ставим целью дать определение понятия «актуализация знаний», хотя можно было сделать такую попытку, тем более что вопрос о корректности дефиниций понятий и их месте в профессионально-педагогической подготовке входит в область нашего научного интереса.
Итак, остановимся на сущностных характеристиках актуализации учащимися ранее приобретенных знаний, отражающих ее полифункциональность, но прежде приведем ряд определений понятия «функция». В советском энциклопедическом словаре (1982) обозначаются следующие его значения: 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее про-
© Меретукова З.К., 2012
явление свойств каких-либо в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии -роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т.д. в обществе); 3) (лингвист.) назначение, роль языковой единицы или элемента языковой структуры [6]. В философском энциклопедическом словаре функция трактуется как обязанность, круг деятельности [7]. В педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых понятие «функции педагогического процесса» трактуется как назначение, роль, ради которых возникает и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс [1]. отсюда появляется вопрос: если принять актуализацию знаний за некое звено этого целенаправленного педагогического процесса, каково же ее назначение?
Рассуждая на эту тему, вернемся к определению понятия «актуализация», предлагаемому Коджаспировыми, и рассмотрим, как следует понимать «перевод знаний в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее». В связи с этим необходимо прежде всего отметить то, что актуализация знаний в общем и целом предполагает деятельность по превращению ранее усвоенных знаний в средство для приобретения новых знаний и умений, а также для опровержения неверных суждений или для доказательства верности тех или иных точек зрения, положений, позиций, для использования приема аргументации. По своей сути актуализация знаний - это одно из важнейших человеческих интеллектуальных умений. Актуализировать ранее усвоенные знания - значит сделать их воспроизведение нужным, необходимым в данный момент для разрешения назревшего вопроса, проблемной познавательной ситуации, т.е. их трансфер, перенос.
Благодаря актуализации знание в целом приобретает разные уровневые характеристики: из знания-узнавания (самого низкого уровня) оно превращается в знание-воспроизведение, из знания-воспроизведения -в знание-применение, а последнее, в свою очередь, предполагает знание - репродуктивное применение (т.е. по образцам) и знание - творческое применение. Иными словами, актуализируемое знание приобретает разные ступени абстракции. В связи с этим необходимо осмыслить и осознать значительную разницу между пресловутым опросом обучаемых (который, кстати, тоже необходим) и включением их в актуализацию знаний. опрос, явля-
ющийся одним из средств контроля и оценки знаний и умений обучаемых и используемый активно в традиционном объяснительнорепродуктивном обучении, по своей сути автономен. Выявляемые в процессе его организации знания и умения не становятся синтетической частью учебного занятия, элементом системного знания. Часто (а может, и всегда) опрос осуществляется по части содержания знания, не имеющей никакой связи с новой темой, подлежащей обсуждению, усвоению.
Актуализация же ранее усвоенного выступает именно тем явлением, благодаря которому обеспечивается не только постоянная репродукция знаний обучаемыми и перманентность педагогического мониторинга как неотъемлемого условия объективности и эффективности педагогической диагностики, но и формирование одного из критериев творческого мышления - умения переносить знания в новую ситуацию. Более того, именно благодаря включению обучаемых в актуализацию ранее усвоенного осуществляется оперативная обратная связь. А это уже реализация одной из закономерностей обучения - взаимообусловленности частоты обратной связи и качества обучения.
Таким образом, при включении в актуализацию ранее усвоенных знаний и умений обучаемые «вынуждены» осуществлять перманентное целенаправленное извлечение из памяти и опыта знаний и воспроизводить их (как в письменной, так и в устной форме). В данном процессе в целом осуществляется не только мнемическая деятельность (что также очень важно, ибо памяти свойственно забывать), но и осмысление знаний по-новому, под другим углом зрения, в новых межпредметных и внутрипредметных связях. Все это расширяет траекторию мышления обучаемых.
При традиционном опросе и при контроле знаний и умений учащихся также осуществляется извлечение знаний из памяти и их воспроизведение. Здесь задача учителя, как правило, однозначна и «однобока» - проверка факта усвоенности знаний, даже при реализации определенных функций контроля знаний. Воспроизводимые, т.е. репродуктивные, знания не вступают при традиционном опросе, контроле в новые связи, в новые отношения с получаемыми новыми знаниями, новой информацией; они остаются «изолированными» от других знаний или, как отмечалось выше, существуют автономно, не выполняя своей основной функции - средства структурирования рассуждений, добывания новых знаний, переноса знаний в новую ситуацию, их импликации в
какие-либо суждения для построения того или иного умозаключения.
Итак, в отличие от традиционного опроса и контроля усвоенности знаний учащимися, с помощью которых тоже осуществляется обратная связь, включение обучаемых в актуализацию знаний способствует, как показывают наши исследования, решению ряда принципиальных проблем. Рассмотрим конкретные, частные функции актуализации знаний:
1) осуществляет внутрипредметную и межпредметную связи, перенос знаний (а перенос знаний в новую ситуацию является, как отмечалось выше, одним из операциональных, процессуальных характеристик и показателей творческого мышления);
2) реализует такие дидактические принципы, как прочность знаний (за счет относительной перманентности воспроизведения учащимися ранее изученного), осознанность, активность, систематичность;
3) реализует методы проблемного обучения и прежде всего частично-поисковый метод (метод эвристической беседы), без которых развитие основ творческого мышления и формирование эмоционально-ценностного отношения обучаемых к миру не представляется возможным; формирует культуру полемики, культуру дискуссий, культуру диалогического общения;
4) способствует формированию системного мышления, умения синтезировать знания;
5) содействует созданию положительного эмоционального фона занятия, формирует положительные мотивы учения и прежде всего познавательный интерес;
6) позволяет преподавателю управлять актуализацией учащимися знаний, тем самым мыслетворчеством обучаемых, а значит, обеспечивать преемственность знаний;
7) является эффективным средством организации мнемической деятельности учащихся;
8) выступает средством перманентного контроля знаний, а также мониторинга процесса усвоения учебного материала на каждой его фазе; выполняет диагностическую функцию;
9) обеспечивает диалектическое единство бинарного (двустороннего) процесса обучения - преподавания и учения;
10) реализует многие закономерности обучения, к примеру, закономерную связь между частотой обратной связи и качеством обучения.
В целом все обозначенные функции включения учащихся в актуализацию знаний вы-
полняют более целостную стратегическую функцию - развивающую. При этом под развитием понимается развитие не только умственных, интеллектуальных качеств личности, но и нравственно-духовных и эстетических характеристик.
Кроме того, с помощью актуализации прежних знаний можно обеспечить (в определенной степени) осознание обучаемыми того, каким образом наука как деятельность отражается в содержании образования. К примеру, проблемное изложение преподавателем материала, призванное демонстрировать движение мысли от постановки проблемы к результату, может стать для обучаемых образцом актуализации прежних знаний для аргументации, опровержения, доказательства верности или неверности тех или иных суждений, тезисов, положений и т.д.
По нашему мнению, включение обучаемых в актуализацию прежних знаний предполагает сформированность у учителя школы и преподавателя вуза культуры дидактического вопросополагания. Это тема отдельной статьи, однако отметим здесь, что такая культура означает умение учителя структурировать систему вопросов, доводов и контрдоводов, включающую:
- конвергентные (закрытые, информационные) вопросы, предполагающие однозначный ответ, воспроизведение однозначной информации;
- дивергентные (открытые) вопросы, предполагающие высказывание плюралистических мнений, позиций, точек зрения, подходов, т.е. вопросы, имеющие неоднозначный ответ;
- подпроблемные вопросы (приемы создания проблемной ситуации описаны достаточно широко в психолого-педагогической литературе);
- риторические вопросы;
- оценочные вопросы, требующие от обучаемых собственной оценки, выражения собственного отношения к обсуждаемым явлениям, событиям, фактам.
Кроме вышеобозначенных функций включение обучаемых в актуализацию знаний выполняет еще такую важную функцию, как обеспечение содержательной и логической связи всех этапов процесса обучения - изложения новых знаний, их закрепления и применения, а также всех фаз (звеньев) процесса усвоения: восприятия - понимания - осмысления -запоминания - применения. Особенно значимой становится роль включения учащихся в актуализацию знаний в процессе организации
вышеуказанных фаз усвоения новой информации благодаря такому психологическому феномену, как апперцепция, являющаяся, с нашей точки зрения, психологической основой актуализации знаний и закономерностью обучения. Поясним в связи с этим, что апперцепция - это процесс активного воздействия накопленного опыта, приобретенных ранее знаний на восприятие.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. В связи с вышеизложенными соображениями возникает правомерный вопрос: каким образом осуществлять включение учащихся в актуализацию ранее усвоенных знаний?
Заинтересованный читатель найдет ответы на этот вопрос в монографии автора данной статьи [4]. И все же есть резон указать на то, что среди всего педагогического инструментария (педагогических средств в широком смысле слова, есть еще понятие «средство обучения» в узком смысле) наиболее мощным инструментом, сопровождающим процесс обучения при решении любой проблемы, и даже при реализации любой педагогической теории (будь это теория методов обучения, теория содержания образования, теория принципов и закономерностей обучения, теория це-леполагания в обучении, теория форм организации деятельности обучаемых на занятиях), стало быть, и рассматриваемой нами проблемы включения учащихся в актуализацию знаний, является, с нашей точки зрения, дидактический прием. Другими словами, оказывается, что и актуализацию знаний можно трактовать как прием обучения (и преподавания, и учения), и существуют более частные приемы, способствующие включению учащихся в актуализацию знаний, т.е. существуют дидактические приемы актуализации знаний. В связи с этим укажем на то, что в дидактике понятие «прием обучения» трактуется как отдельная операция, конкретное действие в процессе реализации того или иного метода обучения. При этом выделяются следующие общие виды приемов, отражающие:
1) задания для выполнения учащимися и обозначающие разный характер их действия (выпишите слова..., продолжите рассказ, составьте конспект, проанализируйте..., постройте график, задайте вопросы друг другу по... и т.д.);
2) действия самого учителя (предъявление совокупности упражнений, задач, разных по характеру вопросов, заданий, построение рассказа без окончания и т.п.);
3) такие действия учителя, которые не предусматривают выполнения учеником ка-
ких-либо заданий, но вызывают его определенную реакцию (поощрение, юмор, замечание, риторический вопрос, выражение своего отношения к обсуждаемым проблемам, оценка тех или иных событий и т.д.) [2].
Мы полагаем, что для включения обучаемых в актуализацию знаний наиболее продуктивным из всех указанных приемов является дидактический вопрос, а если точнее, совокупность разных по характеру и структуре вопросов, направленных на организацию мыслительной деятельности обучаемых. Не случайно мы в рамках нашего научного направления одно из диссертационных исследований и одну из монографий [4] посвятили именно культуре дидактического вопросополагания. О структуре вопроса читатель может найти определенную информацию в другой нашей монографии [3].
литература
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000.
2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
3. Меретукова З.К. Основы построения учебника и учебного пособия для вузов. Майкоп : Изд-во «Глобус», 2008.
4. Меретукова З.К., Писаревская М.А. Культура дидактического вопросополагания: истоки, содержание, формирование. Майкоп : Изд-во «Мага-рин О.Г.», 2011.
5. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М. : Академия, 2002.
6. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1982.
7. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА - М., 2002.
Polyfunctional essence of pupils’ knowledge actualization
There is revealed the significance of the issue of involving the students into actualization of the knowledge, essence of the notion "actualization of knowledge", distinctive features of actualization of knowledge, test, control of knowledge; substantiated the polyfunctional essence of involving the students into actualization of knowledge, noted the functions of knowledge actualization.
Key words: actualization of knowledge, involving the students into actualization of knowledge, polyfunctional essence of knowledge actualization, function, functions of knowledge actualization, didactic method.