5-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛЕМИКА ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ
CONTROVERSY OVER THE ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER
УДК 342.95
М.Е. ТРУФАНОВ,
доктор юридических наук, профессор (Краснодарский университет МВД России, Россия, Краснодар) [email protected]
MIKHAIL E. TRUFANOV,
Doctor of Law, Professor (Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Krasnodar, Russia)
Аннотация: в данной статье на основе теоретических обобщений и практически обоснованных данных предлагается авторский взгляд на детерминацию научных взглядов отдельных специалистов о проблемах, влияющих на организацию деятельности участкового уполномоченного полиции, обусловленную факторами многозначности и поливариантности. Проводится анализ нормативно-правовой синхронизации в условиях внесения регулярных изменений в федеральную и региональную законодательную базу, которая на протяжении длительного времени оказывала негативное влияние на каждодневную работу участковых уполномоченных полиции посредством отвлечения от выполнения должностных обязанностей и не способствовала оптимизации служебного времени. При этом, учитывая разновидности форм несения службы участковым уполномоченным, обращают на себя внимание установленные критерии режима его пребывания на обслуживаемой территории, что позволяет говорить об оптимизации периода служебного времени и повышении результативности служебной деятельности.
Предлагается обратить внимание на последовательность и объективность статистического материала, который используется в исследованиях служебного функционирования участковых уполномоченных полиции, а также на аргументы, формирующие мнение о начале эксплуатации модуля «Участковый» в программном обеспечении Сервиса обеспечения охраны общественного порядка, при эффективном использовании которого должен быть достигнут оптимальный документооборот, необходимый участковому уполномоченному полиции, повышена интеграционная составляющая сотрудников с учетом использования такого информационного ресурса из иных накопителей информации правоохранительного содержания.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, служебное время, прохождение службы, профилактический обход административного участка, прием граждан, уровень образования информационно-аналитическое обеспечение.
Для цитирования: Труфанов М.Е. Полемика по вопросам организации деятельности участкового уполномоченного полиции // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. -№ 3. - С. 6-10.
Abstract: in this article, based on theoretical generalizations and practically substantiated data, the author's view is proposed on the determination of the scientific views of individual specialists on the problems affecting the organization of the activities of the district police commissioner, due to the factors of ambiguity and multivariance. The analysis of regulatory synchronization is carried out in the context of regular changes to the federal and regional legislative framework, which for a long time had a negative impact on the daily work of district police officers by distracting them from their official duties and did not contribute to the optimization of office time. At the same time, taking into account the varieties of forms of service by the district commissioner, the established criteria for the regime of his stay in the serviced territory attract attention, which allows us to talk about optimizing the period of official time and improving the effectiveness of official activities.
It is proposed to pay attention to the consistency and objectivity of statistical material used in studies of the official functioning of precinct police officers, as well as to the arguments forming the opinion about the beginning of operation of the «Precinct Officer» module in the software of the Public Order Protection Service, with the
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 3'24 ^^^^^^^^^^^^^^ 6
effective use of which the optimal document flow necessary for the precinct police commissioner should be achieved, The integration component of employees has been increased, taking into account the use of such an information resource from other law enforcement information storage devices.
Keywords: the district commissioner of the police, official time, service, preventive bypass of the administrative area, reception of citizens, the level of education, information and analytical support.
For citation: Trufanov M.E. Controversy over the organization of the activities of the district police commissioner // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 3. - P. 6-10.
Введение. Наиболее приемлемые методики организации деятельности современного участкового уполномоченного полиции в значительной степени нуждаются в обновлении правовых знаний, а также в повышении морально-нравственных устоев каждого сотрудника, что должно сопровождаться освоением новых подходов к решению служебных задач. Разносторонность и универсальность профилактического воздействия, свойственного для профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции, получает содержательную подпитку из распространяемых путем использования новейших компьютерных телекоммуникаций мнений специалистов, аналитических исследований и критических обсуждений проблемных аспектов административной деятельности подразделений полиции.
Описание исследования. Особого внимания заслуживают дискуссии по вопросам формирования необходимых для эффективной деятельности сотрудников условий службы. Изучение мнений о состоятельности позиций, заложенных в приложении № 1 к приказу МВД России от 29 марта 2019 года № 205, в котором определены разновидности форм несения службы участковым уполномоченным и установлены критерии режима его пребывания на обслуживаемой территории, позволяет отметить наряду с оптимизацией периода служебного времени повышение результативности служебной деятельности.
Обязанности начальника отдела МВД России районного уровня1, связанные с охраной правопорядка в жилом секторе, прежде всего выражаются в организационных мероприятиях, направленных на обеспечение в соответствии с утвержденным графиком принципиального присутствия участкового уполномоченного полиции непосредственно в границах административного участка. Такое состояние служебных отношений, по нашему мнению, во многом сочетается
1 Приложение № 2 к приказу МВД России № 205 «Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции».
с укреплением репутации службы участковых уполномоченных, с систематическим отслеживанием уровня доверия населения. Несомненно справедливым следует считать мнение А.М. Валиева о том, что «в деятельности участкового уполномоченного полиции, ввиду ее особой значимости, реализуется большинство задач деятельности полиции в целом и, следовательно, сосредоточены многие проблемы правоприменительной практики» [1, с. 410]. Соответственно, векторы совершенствования правовой регламентации работы участкового уполномоченного полиции нуждаются в нормативной правовой синхронизации на уровне внесения изменений в законодательную базу (федерального и регионального уровня) и ведомственные подзаконные акты [2, с. 19].
Достижение поставленной перед данной категорией должностных лиц служебной цели предполагает идеальное усвоение содержания приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 2052 и Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы3. Опубликованные результаты исследования данного вида ведомственных нормативных актов позволяют оптимизировать кадровую работу с сотрудниками, претендующими на замещение должности участковых уполномоченных полиции.
При этом необходимо учитывать, что «ни одно, даже самое глубокое и репрезентативное аналитическое исследование не в состоянии предоставить исчерпывающих данных о реальном состоянии процессов. Анализ всегда подвержен субъективизации, тенденциозности» [1, с. 410].
Как обстоятельства, типично и на протяжении длительного времени оказывающие негативное влияние на каждодневную работу участковых
2 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».
3 Приказ МВД России от 30 марта 2020 г. № 191 «Об утверждении Концепции развития службы участковых уполномо-
ченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы».
уполномоченных, принято рассматривать отвлечение от выполнения должностных обязанностей и ненормированность служебного времени. Вместе с тем правоприменительная практика последних пяти лет позволяет к таковым также отнести:
1) систематическую интенсификацию работы отдельного участкового уполномоченного;
2) полифункциональность задач, поставленных перед данной категорией сотрудников;
3) не отвечающий нуждам государственного служащего в полной мере размер заработной платы;
4) внушительный спектр выполняемых участковыми уполномоченными обязанностей.
Наряду с этим неприемлемыми для организации служебного реагирования участкового уполномоченного полиции являются следующие факторы:
1. Формальное отношение к служебным обязанностям при воплощении в действительность любой из форм, которые свойственны участковому уполномоченному полиции. Как при профилактическом обходе, так и при рассмотрении жалоб и заявлений многие недостатки обусловлены огромным количеством поступающих юрисдикционных материалов по фактам зарегистрированных дежурной частью преступлений и административных правонарушениях.
2. Низкий уровень знания особенностей обслуживаемой территории, что безусловно связано с практически полным обновлением личного состава участковых уполномоченных полиции. На сегодняшний день почти сорок восемь тысяч участковых уполномоченных уволено и переведено в иные подразделения полиции (уволено 26 642, перевелось 21 217 сотрудников)4.
3. Недостаточный уровень доверия граждан. Обретение стабильного доверия населения к подразделениям полиции обеспечивается тем, что реализуя значительный объем служебных прав и обязанностей, участковые вынуждены использовать личные профессиональные качества для оказания содействия лицам, оказавшимся в ситуации, порой выходящей за рамки их компетенции.
4. Дефицит качественного штатного состава, увеличение текучести кадров в подразделениях ОДУУП [3, с. 150]. Вакантные должности, пропорционально росту их количества, неизбежно влияют на масштабы служебной нагрузки функционирующего участкового уполномоченного полиции. В обстановке относительной стабильности численного состава, с 2017 г. их неукомплектованность упорно возрастает и по итогам
4 Письмо ГУОООП МВД России от 23 февраля 2023 г. № 12/2037 «О направлении обзора».
2022 г., по данным, представленным А.Г. Гри-шаковым, составляет «15,5% (2017 г. - 6,4%, 2018 г. - 8,8%, 2019 г. - 9,6%, 2020 г. - 9,2%, 2021 г. - 12,2%)» [4].
Дискуссия об основной цели в работе участковых уполномоченных на фоне такого комплекса препятствий во много обусловлена отсутствием ее официального определения в системе подзаконных ведомственных нормативных актов. Однако это не значит, что специалисты могут исключительно руководствоваться поверхностным теоретическим определением искомой первичной цели, такой как, например, «защита прав граждан, проживающих на административном участке» [5, с. 1].
Понятно, что в Инструкции по выполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке основная цель воплощения в практику свойственных ему полномочий не отражена, однако в авангарде деятельности всех подразделений и сотрудников полиции находится Федеральный закон «О полиции», согласно статье 2 которого участковому уполномоченному предписано использовать свои властные полномочия «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»5. При этом направления его функционирования последовательно вытекают из перечня задач, указанных в п. 9 Инструкции по выполнению служебных обязанностей на обслуживаемой территории и не нуждаются в произвольном толковании [5, с. 2]. В частности, к ним следует отнести: применение мер, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений; осуществление превентивных мер по снижению риска совершения преступлений лицами, имеющими непогашенную (не снятую) судимость; выполнение профилактического учета, конкретно определенных категорий граждан; мероприятия по приему населения и работу с поступившими обращениями.
В целях формирования необходимого уровня осведомленности следует обратить внимание на п. 10 Концепции развития службы участковых уполномоченных полиции территориальных органов МВД России на 2020-2023 годы, в содержании которого указывается аргумент о том, что с началом эксплуатации модуля «Участковый» в программном обеспечении
5 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Парламентская газета от 11 февраля 2011 г. № 7.
Сервиса обеспечения охраны общественного порядка должен быть достигнут оптимальный документооборот, необходимый участковому уполномоченному, повышена интеграционная составляющая сотрудников с учетом использования такого информационного ресурса из иных накопителей информации правоохранительного содержания [6, с. 27].
Более того по данным, представленным еще в 2018 году А.Г. Репьевым, «оснащение участковых уполномоченных полиции служебными компьютерами и оргтехникой, как компонент оперативно-служебной деятельности, серьезно укрепился. Обеспеченность в отдельных регионах 90%, а в среднем составляет 73,2%» [7, с. 242]. При этом отмечается, что «ключевое значение приобретает наличие компьютеров, подключенных к ресурсам интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы (далее - ИМТС). Средняя доля интегрированности компьютеров участковых уполномоченных полиции с ИМТС составляет 43,7%» [7, с. 242].
В соответствии с требованиями, представленными в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», участковый уполномоченный полиции должен обладать высшим образованием, что следует рассматривать как проблему. Дело в том, что согласно исследованиям С.А. Новоселова, которые были представлены в журнале «Правопорядок» в 2023 году: «около 12% сотрудников подразделений участковых уполномоченных полиции сегодня имеют высшее юридическое образование, 43% - среднее юридическое и высшее неюридическое образование и около 45% личного состава участковых уполномоченных полиции имеют среднее, среднее профессиональное образование» [8, с. 52]. По нашему мнению, следует последовательно и осторожно использовать выводы, содержащие процентные данные об обладателях высшего юридического и неюридического образования. К сожалению, огромное количество всевозможных коммерческих вузов, их филиалов и отделений еще десять лет назад и ранее оставили негативный след своей работы в системе и результатах образования. Наглядным тому подтверждением можно считать данные вышеуказанного автора о трудностях при внесении результатов профилактического обхода в модуль «Участковый» Сервиса охраны общественного порядка ИСОД МВД России.
Более 80% действующих участковых уполномоченных полиции в отведенное по графику время успевают оформить не более двух мате-
риалов об административных правонарушениях, а 15% - от трех до пяти [9, с. 45]. Это тоже в конечном счете может указывать на невысокое качество полученного образования.
Выводы. С учетом очевидных проблем организационного характера и ожидаемых населением результатов работы, выполняемой участковым уполномоченным, возможно сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации реализация его служебных полномочий в полной мере отвечает ожиданиям гражданского сообщества по уровню обеспечения общественного порядка и безопасности. Обращение к жалобам, поступившим в адрес среднестатистического участкового уполномоченного, позволяет отметить, что в 50% случаев - это неодобрительные отклики о результатах его работы. И связано это, в первую очередь, с коллизиями по принимаемым им решениям, а также с занятостью участкового уполномоченного полиции на административном участке во время планового приема граждан [4; 5].
Не надо быть специалистом в сфере организации деятельности участковых уполномоченных полиции, чтобы увидеть закономерность в претензионных отношениях с участием данного представителя правоохранительных органов. Если в семейном скандале с хулиганскими проявлениями участвует как минимум две стороны, то хотя бы одна из сторон останется несогласной с результатами применения либо использования действующего законодательства сотрудником полиции. Кроме этого, закономерным является и то, что на следующий день после возбуждения дела об административном правонарушении стороны конфликта могут примириться, солидаризироваться в негативной оценке действий участкового уполномоченного полиции. Подобные инциденты обусловлены психологическими особенностями семейных связей в такого рода случаях.
Определяясь с особенностями второй причины, есть смысл сослаться на мнение Р.Б. Гра-ницкого, которым отмечено: «Нередки случаи, когда причины обусловлены организационными условиями несения службы участковых уполномоченных полиции» [10, с. 15], а, со своей стороны, подчеркнуть, что довольно распространенной является закономерность, связанная с тем, что участковый уполномоченный полиции обслуживает более двух участков. Опять же, обращаясь к материалам исследования, отметим, что нахождение на административном участке для большинства участковых уполномоченных составляет около тринадцати часов. Такая значительность временных затрат еще раз указывает на проблему ненормированного режима несения службы.
Литература
1. Валиев А.М. Проблемы и пути решения совершенствования деятельности участкового уполномоченного полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 410-413.
2. Денисенко В.В. Административная деятельность полиции: учебник / под ред. М.Е. Труфанова и К.Д. Рыдченко. -Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2022. - 582 с.
3. Заброда Д.Г., Осяк А.Н. Основные направления совершенствования форм несения службы участковыми уполномоченными полиции // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2022. - Т. 8 (74). - № 1. - С. 149-155.
4. Гришаков А.Г. Проблемные вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: мониторинг ситуации в регионах в рамках дистанционного повышения квалификации практических сотрудников // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (44). - С. 247-252.
5. Мурузиди А.В., Исмайлов Д.А. Проблема участковых уполномоченных полиции в обеспечении общественного порядка // Национальное достояние. - 2020. - № 4 (5). - С. 1-3.
6. История большого пути (к 100-летнему юбилею со дня образования службы участковых уполномоченных полиции): учебное пособие / Е.В. Григоров, А.А. Казаков, К.В. Лен [и др.]. - Барнаул, 2023. - 63 с.
7. Репьев А.Г. Проблемы информационно-аналитического компонента в организации деятельности руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции / Конституционное и административное право: проблемы совершенствования публичной власти: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2018. - С. 238-242.
8. Новоселов С. А. Влияние условий службы участковых уполномоченных полиции на эффективность их деятельности // Правопорядок: история, теория, практика. - 2023. - № 2 (37). - С. 50-56.
9. Новоселов С.А. О востребованности службы участковых уполномоченных полиции. - Тверь: Тверской государственный университет, 2022.
10. Границкий Р. Б. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности участкового уполномоченного полиции по административным правонарушениям, совершенным в общественных местах // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - № 2 (29). - С. 14-16.
References
1. Valiev A.M. Problemy i puti reshenija sovershenstvovanija dejatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - T. 11. - № 4. - S. 410-413.
2. Denisenko V.V. Administrativnaja dejatel'nost' policii: uchebnik / pod red. M.E. Trufanova i K.D. Rydchenko. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2022. - 582 s.
3. Zabroda D.G., Osjak A.N. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija form nesenija sluzhby uchastkovymi upolnomochennymi policii // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Juridicheskie nauki. - 2022. - T. 8 (74). - № 1. - S. 149-155.
4. Grishakov A.G. Problemnye voprosy organizacii dejatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii: monitoring situacii v regionah v ramkah distancionnogo povyshenija kvalifikacii prakticheskih sotrudnikov // Vestnik Barnaul'skogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2023. - № 1 (44). - S. 247-252.
5. Muruzidi A.V., Ismajlov D.A. Problema uchastkovyh upolnomochennyh policii v obespechenii obshhestvennogo porjadka // Nacional'noe dostojanie. - 2020. - № 4 (5). - S. 1-3.
6. Istoriya bol'shogo puti (k 100-letnemu yubileyu so dnya obrazovaniya sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh policii): uchebnoe posobie / E.V. Grigorov, A.A. Kazakov, K.V. Len [i dr.]. - Barnaul, 2023. - 63 s.
7. Rep'evA.G. Problemy informacionno-analiticheskogo komponenta v organizacii dejatel'nosti rukovoditelja podrazdelenija uchastkovyh upolnomochennyh policii / Konstitucionnoe i administrativnoe pravo: problemy sovershenstvovanija publichnoj vlasti: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov-na-Donu: Rostovskij juridicheskij institut MVD Rossii, 2018. - S. 238-242.
8. Novoselov S. A. Vlijanie uslovij sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh policii na jeffektivnost' ih dejatel'nosti // Pravoporjadok: istorija, teorija, praktika. - 2023. - № 2 (37). - S. 50-56.
9. Novoselov S.A. O vostrebovannosti sluzhby uchastkovyh upolnomochennyh policii. - Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2022.
10. Granickij R. B. Problemy administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii po administrativnym pravonarushenijam, sovershennym v obshhestvennyh mestah // Vestnik Barnaul'skogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 2 (29). - S. 14-16.
(статья сдана в редакцию 05.03.2024)