Научная статья на тему 'Полемические мотивы западников и славянофилов в стихотворении А. А. Блока «Новая Америка» и в рассказе Е. И. Замятина «Русь»'

Полемические мотивы западников и славянофилов в стихотворении А. А. Блока «Новая Америка» и в рассказе Е. И. Замятина «Русь» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полемические мотивы западников и славянофилов в стихотворении А. А. Блока «Новая Америка» и в рассказе Е. И. Замятина «Русь»»

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ЗАПАДНИКОВ И СЛАВЯНОФИЛОВ В СТИХОТВОРЕНИИ А-А.БЛОКА «НОВАЯ АМЕРИКА» И В РАССКАЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «РУСЬ» И.А. Сайганова

Однажды А. Блок сказал Е. Замятину: «...вы -англичанин московский». Замятин - «московский», русский, и творчество его самобытное, русское. В полемике западников и славянофилов замятинское творчество следует отнести К ПОЗИЦИЯХ! вторых. Заметим, что этот вопрос не может решаться так однозначно.

Проблема эта трудно разрешима и в связи с творчеством А. Блока. Лирика Блока изобилует не только примерами самобытных русских стихотворных циклов, но и включает примеры «западных» произведений (в частности, драматургических). Взгляд двух художников слова на проблему западничества и славянофильства можно проследить в перекликающихся произведениях. «Руси» Замятина и «Новой Америке» Блока.

Названия произведений резко противопоставлены. Другое дело, что с первых фраз рассказа Замятина Русь предстает легендой, оставшейся в прошлохм, в будущем же только «... бритые арканзасцы будут прикидывать на ладони тяжелые, как золото, зерна...». Эта фраза - яркая перекличка с названием и сутью блоковского стихотворения Детальное текстовое рассмотрение данных произведений позволяет выявить множество совпадений, свидетельствующих об общности взглядов А. Блока и Е. Замятина.

Замятинские Фелицата (некогда Катя, Ка-тюшенька) и Дарья прочитываются в блоковских

строках. «Там прикинешься ты богомольной, / Там старушкой прикинешься ты... / Нет, не старческий лик и не постный / Под московским платочком цветным!». К тому же, «цветной московский платочек» - это так по-кустодиевски, что Блоку нельзя отказать в глубочайшем прочувствовании подлинных образов Руси. Самое замечательное совпадение - те же совсем Кустодиевские «запылавшие щеки». Замятин: «...потушить свечку - потушить запылавшие щеки». Блок: «Сквозь земные поклоны, да свечи... / ...Запылавшие щеки твои...».

Разница во времени написания произведений -десять лет («Новая Америка»- 1913 год, «Русь» -1923 год). В совпадениях - либо потрясающее чувствование авторами славянского, русского, либо преданное ученичество Замятина (которое он сам, думается, отрицать не стал бы - гак бесспорен авторитет Блока).

Другое дело, насколько прослеживается условное разделение понятий «Русь» и «Россия» в контексте исследуемых произведений. «Голос каменных песен» России (Блок) не менее трагичен «пёсьих воев» замятинского рассказа. Исторические картины в произведениях - знак предрасположенности к славянофильским идеям. Авторы здесь во многом едины.

СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА И Е. ЗАМЯТИНА

И.А. Сайганова

Есть основания говорить о том, что философская концепция Е. Замятина представляет собой результат воздействия эволюции в становлении религиозно-философских взглядов А. Блока. Религиозно-философская преемственность прослеживается в свете художественного образа Христа, несущего определенного рода идеи как в творчестве Блока, так и Замятина.

Творчество А. Блока проникнуто христианским гуманизмом. Самос яркое свидетельство этого - финал поэмы «Двенадцать», неожиданно появившийся, полный противоречивости образ Христа. Блок осознает целостность финала поэмы, но мысль о том, что место Христа в поэме должен занимать Другой, не покидает поэта, о чем свидетельствуют дневниковые записи Блока.

«Другой» трактуется литературоведами по-разному: как другой литературный образ, в масштабности не уступающий образу Христа (В. Орлов); как Антихрист (А. Якобсон); как Дух Святой, Дух истины, третья ипостась Божественной Троицы (Л. Розенблюм). Стоит обратить внимание на то, что Христос в творчестве Блока вообще необычайно очеловечен.

Думается, попытка разобраться в сущности «Другого» может быть реализована путем анализа творчества не только самого Блока, но и его современников, так или иначе попавших под влияние творчества поэта и, в частности, поэмы «Двенадцать». Одним из таких современников Блока был Е.И. Замятин, автор воспоминаний о Блоке, автор многих работ, где имя Блока было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.