СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
УДК 37.018.1
Сапоровская Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОКОЛЕНИЯ В СЕМЬЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье обсуждаются методологические, теоретические и эмпирические аспекты изучения межпоко-ленных отношений в семейной группе. Обоснована необходимость изучения заявленной проблематики в рамках социально-психологической науки. Соотнесены и определены понятия «межпоколенная связь» и «межпоколен-ные отношения». Представлены межгрупповой и межличностный аспекты МПО в семье. Описана структура и типология межпоколенных отношений в семье.
Ключевые слова: межгрупповые, межличностные отношения; межпоколенная связь, межпоколенные отношения, интеграция-дезинтеграция МПО в семье, воспроизводство-преемственность межпоколенного опыта.
Методология построения любой психологической теории задает необхо-. димость выделения и описания ее ядерных компонентов, к которым относятся центральная категория и соответствующий ей феномен. Центральная категория задает видение феномена, ей подчинен набор основных понятий (понятийный тезаурус), который в свою очередь рассматривается как специфический признак любой теории [5].
Центральной категорией социально-психологической теории межпоколенных отношений в семье является межпоколенная связь, которая понимается нами как общность, соединенность, односторонняя или взаимная зависимость представителей разных поколений в семье. Межпоко-ленная связь в семье, является результатом процесса передачи и принятия различной информации (в широком значении слова, как передаваемые сведения) и опыта от поколения к поколению. Межпоколенная связь в семье рассматривается нами в качестве предмета отношений между представителями разных поколений в семье [2]. Межпоколенные отношения в семье -центральный феномен нашей теории.
Основываясь на психологической теории отношений (Лазурский, Мясищев), мы определяем термин «межпоколенные отношения» в семье как процесс и результат индивидуального избирательного отражения субъективно переживаемых трансгенерационных и/или префигу-ративных связей между членами семейной груп-
пы как представителями разных поколений (поколенческих групп). Межпоколенные отношения в семье опосредует характер и типы взаимодействия членов семейной группы в процессе общения и их совместной деятельности [3; 4].
Межпоколенные отношения как явление связи и взаимодействия между различными поколенческими группами, не всегда взаимно направленно как процесс (реально взаимодействовать могут лишь современники), имеет сложную природу, и исследования на эту тему не слишком широко представлены в психологии. Так как поколения (в том числе и в семье) - это социальные группы, то межпоколенные отношения относятся к категории межгрупповых отношений [1; 2].
Таким образом, отличительной характеристикой межпоколенных отношений в семье, как меж-групповых отношений, является особое значение когнитивного компонента в их структуре, включающего совокупность представлений, объединенных в целое, качественно отличное от составляющих его элементов. Эта система представлений формируется на основе когнитивного процесса социальной категоризации [6; 7], предполагающего выделение наиболее существенных релевантных признаков (категорий), определяющих принадлежность субъектов к тому или иному поколению в семье - прародителей, родителей, детей, предков, потомков.
При описании природы межгрупповых отношений в социальной психологии отмечается, что люди вступают в эти отношения не как личности,
а как представители группы (поколения) [6]. Поэтому групповая (поколенная) идентичность субъектов отношений в этом контексте приобретает особое значение, она формирует поколенную идентичность как социальное своеобразие человека - представителя того или иного поколения в семье.
Поколенная идентичность является одним из условий становления и развития межпоколенных отношений в семье как межгрупповых отношений. В ее структуре выделяется три компонента:
- когнитивный - осознание принадлежности к группе (поколению в семье);
- оценочный - положительная или отрицательная оценка принадлежности к группе (поколению в семье);
- эмоциональный - переживание факта принадлежности к поколению в семье и его оценка [6].
Категоризация межпоколенных отношений в семье как межгрупповых приводит к тому, что их групповой аспект приобретает здесь особое значение, являясь оптикой для рассмотрения своеобразия и уникальности данного вида социальных отношений. Межпоколенные отношения в семье - это принципиально иные отношения, т.е. отношения между людьми, обусловленные их принадлежностью к групповому субъекту высокого уровня организации, т.е. поколению.
Межгрупповые отношения являются авансценой, на которой раскрывается узор межиндиви-дуальных отношений между представителями разных поколений в семье.
Однако, традиционно межпоколенные отношения в семье в социальной психологии изучались с позиции индивидуальной парадигмы. Субъектами этих отношений как межличностных являются члены семьи - представители разных поколений. Наиболее изученными в этом контексте, являются отношения в системе «родитель -ребенок» (М.А. Абалкина, В.С. Агеев, Ю.Е. Алёшина, А.А. Бодалев, А.В. Гумницкая, В.Н. Дружинин, И.А. Иванчикова, М.Н. Кириленко, С.В. Ковалев, Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, М.В. Полевая, И.Н. Рахманина, Л.А. Регуш, Л.К. Рубченко, Ю.О. Севостьянов, Г.Г. Семенова-Поляк, В.Л. Ситников, М.В. Соколова, А.С. Спи-ваковская, В.В. Столин, А.В. Толстых, Е.В. Трифонова, О.А. Шаграева, Э.Г. Эйдемиллер, Дж. Тернер, Р Браун, 1977 и др.). Детско-родительские отношения в социальной психологии рассматриваются главным образом как процесс и результат
индивидуального избирательного отражение семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а так же переживания родителей и детей в их совместной деятельности. Детско-родительские отношения связаны с непосредственным взаимодействием родителей и детей, в них ярко проявляются социально-психологические закономерности. Детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с другой опосредуют развитие личности субъектов отношений. Эти отношения в индивидуальном опыте проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, стиле общения между родителями и детьми, поведенческих стереотипах, практикуемых в этом общении. Категоризация детско-родительских и прародительско-детских отношений как межличностных приводит к тому, что личностный контекст здесь является преобладающим, а эмоционально-чувственный компонент в их структуре - доминирующим.
Мы пытаемся понять и описать феномен меж-поколенных отношений в семье через призму межличностных и межгрупповых отношений. Эти отношения дихотомически по характеру, они реализуются не только как межиндивидуальное, но и как межгрупповое взаимодействие.
Мы исходим из того, что межпоколенные отношения в семье интегрируют релевантные признаки межгрупповых и межличностных отношений, что определяет специфику их структурной организации. Следуя традиции, мы выделяем когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты в их структуре [4].
Однако, по нашему убеждению, в данном случае когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты являются равнозначными для порождения тех социально-психологических явлений, которые характеризую качество этих отношений (например, межпоколенный конфликт, преемственность поколений и т.д.).
Когнитивный компонент МПО в семье включает в себя две составляющие: знания и социальные представления о релевантных характеристиках «Своего» и «Другого» поколений в семье, что обеспечивает особенности понимания друг друга представителями не только разных поколений, но и одного поколения.
При этом знание представляет собой совокупность информации (например, возраст, социальный статус большинства представителей поко-
Педагогика. Психология. ^диальная работа. Ювенология. Cоциокинeтика ♦ № 1
171
ления, значимые события и т.д.). Социальные представления - репрезентации, сформированные в условиях социального взаимодействия (например, индивидуализм/коллективизм, дружелюбие, отзывчивость, инициативность, инфантилизм и др.).
Здесь следует подчеркнуть, что в качестве релевантных характеристик поколений, скорее всего, выделяются те, которые вызывают наиболее сильный эмоциональный отклик у субъектов межпоколенных отношений в семье.
Эмоционально-оценочная компонента включает положительную или отрицательную оценку релевантных характеристик «Своего» и «Другого» поколений в семье, а так же эмоциональные переживания субъектов, соотнесенные с опытом проявления этих характеристик в межпоко-ленном взаимодействии.
Между когнитивным и эмоционально-оценочным компонентами существует взаимонаправ-ленная связь, которая обуславливает процесс и результат межгруппового сравнения.
Так, например, выраженная тенденция к завышению оценки релевантных характеристик «Своего» поколения при тенденции к занижению оценки релевантных характеристик «Другого» поколения в семье в своих крайних проявлениях может приводить к возникновению напряженности и враждебности, к ослаблению или разрыву межпоколенной связи в семье.
Другая тенденция, связанная с занижением оценки релевантных характеристик «Своего» по-
коления при завышении оценки релевантных характеристик «Другого» поколения в семье может приводить к чрезмерно сильной «симбиотической» межпоколенной связи.
Поведенческий компонент включает непосредственное взаимодействие между членами семьи, систему вербальных и невербальных поведенческих актов относительно друг друга.
Основанием для выделения и описания типов межпоколенных отношений в семье в нашей теории является межпоколенная связь. Важными здесь являются динамические (сила - слабость) и содержательные (предметность) ее показатели. К динамическим показателям связи между поколениями относятся Интеграция /Дезинтеграция, а к содержательным показателям - Воспроизводство /Преемственность. При этом интеграция (от лат. integrum целое) указывает на силу межпоколенной связи, сплоченность, объединен-ность, общность, целостность представителей разных поколений в семье. Дезинтеграция (приставка Де от лат. - отсутствие, отмена, устранение) - это разобщенность, разъединенность, отсутствие целостности и единства между членами семьи. Воспроизводство, отражая содержательный аспект межпоколенной связи, предполагает воссоздание, повторение (как правило, бессознательное) одним поколением опыта (в широком значении слова) другого поколения. Преемственность поколений - это передача и усвоение одним поколением наиболее ценных и полезных
Интеграция
Отношения, основанные на
«прямом» воспроизводстве а Отношения, основанные на
г I й преемственности поколений
| Воспроизводство Преемственность
1 1 1 Отношения, основанные на
1 «обратном» воспроизводстве Отношение к умершему (или
отсутствующему) значимому
предку, основанное на
преемственности его опыта
Дезинтеграция
Рис. 1. Соотношение динамических и содержательных характеристик межпоколенной связи в семье
элементов опыта другого поколения. Соотношение динамических и содержательных характеристик межпоколенных связей можно представить как противоположные полюса двух векторов -сила межпоколенной связи и ее содержание (предметность). Каждая область в этой системе координат характеризует тип межпоколенных отношений в семье основанный на специфике связи между членами семьи как представителями разных поколений в семье (рис. 1).
Это позволяет нам выделить и описать четыре основных типа межпоколенных отношений в семье.
1 тип - Межпоколенные отношения идентификации, основанные на «прямом» воспроизводстве элементов опыта одного поколения другим поколением.
При условии наличия между членами семьи сильной межпоколенной связи и отсутствии или незавершенности процесса сепарации (от лат. separatio - отделение) между членами семьи преобладают идентификационные отношения. Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм определяющий бытие личности, имеет амбивалентное воздействие на развитие человека. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных форм психической активности, формирует способность к установлению эмпатических связей между людьми, ведет к развитию определенных личностных качеств. Идентификационные отношения способствуют развитию семейной идентичности, включающую осознание человеком принадлежности к семейной группе, обладающей значимыми (релевантными) признаками; переживание своей принадлежности к группе в форме различных чувств (любви или ненависти, гордости или стыда и т.д.). Под влиянием групповой идентичности формируется чувства «Мы» и образ «Мы» (как групповое представление о своей семейной группе).
С другой стороны, идентификация может привести к «растворению» одного человека в другом, к потере или невозможности обретения своего «Я». Таким образом, в семьях с идентификационными отношениями между представителями разных поколений в семье, прослеживается явное преобладание чувства семейного «Мы» при ослабленном или несформированным «Я».
Именно поэтому, становиться возможным повторение одним поколением элементов не только конструктивного, но деструктивного опыта
другого поколения. Здесь исключается или ослабляется компонент осознанности, что делает человека не субъектом, а объектом процесса межпо-коленного воспроизводства. Кроме того, явное преобладание группового над индивидуальным, что проявляется в различных аспектах жизнедеятельности семьи и ее членов, неизбежно приводит нарастанию, усилению чувства неудовлетворенности семейными отношениями. При этом, это чувство, как правило, приобретает форму «тлеющей» (плохо осознаваемой) неудовлетворенности. Это становится фактором риска в возникновении напряжения, противоречий, конфликта и конфликтных отношений между членами семьи.
2 тип - Межпоколенные отношения отчуждения, основанные на «обратном» воспроизводстве одним поколением опыта другого поколения.
Ключевым в формировании данного типа межпоколенных отношений в семье становиться эмоционально-оценочный компонент семейной идентичности, который проявляется в сильных негативных переживаниях человека относительно своей принадлежности к семейной группе. Стыд, неприязнь, ненависть приводят к крайней степени обособления человека от семьи - отчуждению, как выражению негативного отношения к семье и ее членам.
В данном случае происходит обесценивание всего опыта представителей другого поколения, включая как его деструктивные, так и конструктивные элементы. При этом опыт другого поколения все равно остается образцом, моделью, он воспроизводится, но только в противоположных проявлениях.
Вообще, отсутствие общности, целостности, единства, разъединенность (дезинтеграция) меж-поколенных связей приводит к сильным негативным, травмирующим переживаниями, т.к. в данном случае фрустрируются важные (базовые) потребности человека принятии и аффилиации. При этом фрустратор по-прежнему остается значимым человеком, именно с ним связывается возможность удовлетворения актуальных потребностей, что, собственно, и обеспечивает межпо-коленное воспроизводство. Такой тип межпоко-ленных отношений с наибольшей вероятностью может привести к ослаблению и даже разрыву связей между членами семьи.
3 тип - Межпоколенные отношения, основанные на преемственности поколений.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
173
Такой тип межпоколенных отношений возможен при условии наличия умеренно сильной связи между поколениями в семье, их общностью, интегрированностью, не препятствующей, однако, формированию и укреплению собственной идентичности членов семейной группы. Связь между поколениями, семейная идентичность становятся условиями формирования индивидуального «Я». Можно сказать, что в таких семьях прослеживается баланс между семейным «Мы» и индивидуальным «Я».
«Я очень хочу быть похожей на свою бабушку. Она была очень настойчивой, имела бойцовский характер, в стрессовых ситуациях проявляла невероятное хладнокровие (...) Я уверена, что хотя бы часть бабушкиной уверенности, смелости и решительности передалась мне!»
«Мне говорят, да я знаю сам, что очень похож на своего отца. Он такой человек, на которого можно во всем положиться, он всегда сильнее и выносливее других людей, которые окружают его. При этом обычно он в центре любой компании, он весельчак и балагур, никогда не унывает, вообще, умеет радоваться жизни. А вот это по-настоящему ценное и очень важное качество. Надеюсь, что я тоже стану таким...»
Отрывки из сочинений на тему «Как они выживали»
4 тип - Отношение к умершему (или отсутствующему), но значимому предку, основанное на преемственности его опыта.
Это особый тип отношений, которые характерны именно для семьи, в другом социальном контексте их не встретишь. Этот тип отношения потомка к предку так же основывается на идентификации и проявляется в преемственности ценного и полезного опыта. Знание об этом ценном опыте передается из поколения в поколение. Поэтому, даже не имея непосредственного контакта с предком, потомок не только знает о нем, его жизни и поступках, но оценивает, испытывает целую палитру чувств по отношению к этому человеку [2].
Мы считаем, что тот или иной тип межпоко-ленных отношений в семье может быть вполне устойчивым и сохранятся на протяжении многих лет, хотя это, безусловно, не исключает наличие динамики и изменение некоторых паттернов и характеристик, но лишь в пределах заданных усло-
вий. Однако тип межпоколенных отношений может быть динамической характеристикой, направленность этих изменений может быть разнообразной, а именно:
- от идентификационных отношений к отношениям преемственности;
- от отношений преемственности к особым отношениям сохранения «семейной памяти»;
- от отношений «прямого» воспроизводства к отношениям «обратного» воспроизводства;
- от отношений «обратного» воспроизводства к разрыву семейных связей и отношений.
Рассмотрение динамики развития межпоко-ленных отношений в семье требует не просто учета совокупности факторов, но и изучение их взаимодействия и взаимовлияния, что, безусловно, отражает дальнейшие перспективы исследований в данном проблемном поле.
Библиографический список
1. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Гущина Т.В. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова; Duisburg: Verlag des PIB, 2009.
2. Сапоровкая М.В. Межпоколенная трансгенерация паттернов совладающего поведения // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте: Коллективная монография / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 185-201.
3. Сапоровская М.В. Межпоколенные связи и отношения в семье в системе факторов совлада-ющего поведения субъекта // Вестник Орловского государственного университета - 2011. - N° 2. -С. 132-135.
4. Сапоровская М.В. Психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
5. Юревич А.В. Методология и социология психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
6. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. - Cambridge, Paris, 1982.
7. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social psychology of intergroup relations. -Monterrey, Calif., 1979.