Научная статья на тему '"ПОКОЛЕНИЕ Z": ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ'

"ПОКОЛЕНИЕ Z": ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / "ПОКОЛЕНИЕ Z" / СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ИНТУИТИВНОЕ МОРАЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кривых Елена Георгиевна

Многомерность и противоречивость интерпретаций нравственных ценностей в современном обществе рассматривается применительно к конкретной социальной группе, получившей в социологии обозначение «поколение Z». Автор использует классический поколенческий подход, сложившийся в гуманитарных науках. Анализ массива опубликованных эмпирических социологических исследований позволяет определить особенности формирования этой поколенческой общности: сетевая коммуникация, спонтанная социализация, возникновение цифровой личности. Вместе с тем важно показать, как новые ценности выражаются в поведении людей. Категории свободы и ответственности выступают как основополагающие для определения социального действия личности. В переосмыслении базисных нравственных ценностей «поколению Z» присущ прагматичный подход в трактовке свободы, прежде всего, как действия, практически обусловленной реакции. В условиях развитой коммуникации, потребления массива информации это действие часто выступает как имитация деятельности. Обращено внимание на преобладание интуитивных механизмов морального выбора, что показывает снижение уровня рефлексивности в нравственных поступках в целом и является отражением общей социальной нестабильности. Свобода и ответственность в моральном сознании «поколения Z» трактуются преимущественно в аспекте самореализации, в значительной степени, в индивидуалистическом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION Z: ETHICAL VALUES IN THE PROBLEMATIC FIELD OF DIGITALIZATION OF CULTURE

The multidimensionality and inconsistency of interpretations of moral values in modern society is considered in relation to a specific social group, which has received the designation Generation Z in sociology. The author uses the classic generational approach that has developed in the humanities. An analysis of the array of published empirical sociological studies allows us to determine the features of the formation of this generational community: network communication, spontaneous socialization, the emergence of a digital personality. At the same time, it is important to show how new values are expressed in people's behavior. The categories of freedom and responsibility act as fundamental for determining the social action of the individual. In rethinking the basic moral values, generation Z is characterized by a pragmatic approach in interpreting freedom primarily as an action, a practically conditioned reaction. In conditions of developed communication, consumption of an array of information, this action often serves as an imitation of activity. Attention is drawn to the predominance of intuitive mechanisms of moral choice, which shows a decrease in the overall level of reflexivity in moral actions and is a reflection of general social instability. Freedom and responsibility in the moral consciousness of generation Z are interpreted mainly in the aspect of self-realization, to a large extent, in an individualistic context.

Текст научной работы на тему «"ПОКОЛЕНИЕ Z": ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ»

SOCIOLOGY

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 28-32. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 7. P. 28-32.

Научная статья УДК 316.75

https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.3

«Поколение Z»: этические ценности в проблемном поле цифровизации культуры Елена Георгиевна Кривых

Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия, preciso@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-5339-2410

Аннотация. Многомерность и противоречивость интерпретаций нравственных ценностей в современном обществе рассматривается применительно к конкретной социальной группе, получившей в социологии обозначение «поколение Z». Автор использует классический поколенческий подход, сложившийся в гуманитарных науках. Анализ массива опубликованных эмпирических социологических исследований позволяет определить особенности формирования этой поколенческой общности: сетевая коммуникация, спонтанная социализация, возникновение цифровой личности. Вместе с тем важно показать, как новые ценности выражаются в поведении людей. Категории свободы и ответственности выступают как основополагающие для определения социального действия личности. В переосмыслении базисных нравственных ценностей «поколению Z» присущ прагматичный подход в трактовке свободы, прежде всего, как действия, практически обусловленной реакции. В условиях развитой коммуникации, потребления массива информации это действие часто выступает как имитация деятельности. Обращено внимание на преобладание интуитивных механизмов морального выбора, что показывает снижение уровня рефлексивности в нравственных поступках в целом и является отражением общей социальной нестабильности. Свобода и ответственность в моральном сознании «поколения Z» трактуются преимущественно в аспекте самореализации, в значительной степени, в индивидуалистическом контексте.

Ключевые слова: цифровизация, этические ценности, «поколение Z», свобода и ответственность, практическая этика, интуитивное моральное суждение

Для цитирования: Кривых Е.Г. «Поколение Z»: этические ценности в проблемном поле цифровизации культуры // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 28-32. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.3.

Original article

Generation Z: Ethical Values in the Problematic Field of Digitalization of Culture Elena G. Krivykh

National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia, preciso@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-5339-2410

Abstract. The multidimensionality and inconsistency of interpretations of moral values in modern society is considered in relation to a specific social group, which has received the designation Generation Z in sociology. The author uses the classic generational approach that has developed in the humanities. An analysis of the array of published empirical sociological studies allows us to determine the features of the formation of this generational community: network communication, spontaneous socialization, the emergence of a digital personality. At the same time, it is important to show how new values are expressed in people's behavior. The categories of freedom and responsibility act as fundamental for determining the social action of the individual. In rethinking the basic moral values, generation Z is characterized by a pragmatic approach in interpreting freedom primarily as an action, a practically conditioned reaction. In conditions of developed communication, consumption of an array of information, this action often serves as an imitation of activity. Attention is drawn to the predominance of intuitive mechanisms of moral choice, which shows a decrease in the overall level of reflexivity in moral actions and is a reflection of general social instability. Freedom and responsibility in the moral consciousness of generation Z are interpreted mainly in the aspect of self-realization, to a large extent, in an individualistic context.

Keywords: digitalization, ethical values, Generation Z, freedom and responsibility, practical ethics, intuitive moral judgment

For citation: Krivykh, E.G. (2022) Generation Z: Ethical Values in the Problematic Field of Digitalization of Culture. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 28-32. Available from: doi:10.24158/spp.2022.7.3 (In Russian).

© Кривых Е.Г., 2022

Высокие темпы социальных изменений, технологизация культурного пространства меняют систему формирования культурного опыта, социальные практики взаимодействия. Мораль выполняет регулятивные функции в обществе, выступая системообразующим фактором общественной жизни. Традиционная схема в рамках аналоговой культуры предполагает трансляцию ценностей от поколения к поколению и подтверждение их с отсылками к неким метафизическим обоснованиям. В современном обществе исследователи констатируют «неупорядоченное многообразие морали», результатом является утрата непреложности и безличности функционирования этических норм и традиций.

В этической сфере, т. е. в сфере философского осмысления морали, вопрос о прогрессе в силу специфики морального регулирования межличностных отношений не ставится. Но появление новых отношений в социальной реальности, потребность их осознания обусловливают необходимость трансформации моральных регуляторов, ценностных установок. Исследование нового культурного пространства и морально-нравственного его наполнения представляет исследовательский интерес с точки зрения прагматического решения стоящих перед обществом проблем: понимания особенностей социализации новых поколений, трансляции позитивных ценностей, стабилизации поведения социальных групп, реформирования системы образования.

В качестве референтной группы рассматривается так называемое поколение Z, даты рождения которого условно обозначают 2003-2004 гг.1 (Howe, Strauss, 1991; Радаев, 2018). Содержание понятия «поколение Z» пока недостаточно четко определено с точки зрения научной рациональности, поскольку само поколение находится в процессе становления. Американские ученые Н. Хоув и У. Штраус, впервые представившие повторяющиеся поколенческие циклы, определяли основу дифференциации поколений через сходную возрастную идентичность, а также базовые установки по отношению к культуре, семье, обществу. Российские исследователи Е. Ша-мис и Е. Никонов в рамках проекта «RuGenerations» обосновали необходимость не просто выявлять ценности поколений, но объяснять, как эти ценности выражаются в поведении людей. Поколение, таким образом, - это группа людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями.

Опыт социологического анализа поколений связан с выявлением важных исторических событий и различий в системе ценностей с предыдущими поколениями. В последние десятилетия значительный объем эмпирических социологических исследований посвящен рассмотрению взаимодействия историко-социального контекста и ценностей «поколения Z»2 (Дутко, 2020; Яницкий и др., 2019). В изучении проблемы оформляются новые подходы, связанные с вниманием к особенностям проживания разными поколенческими группами национального культурно-исторического опыта в формативный период. Сущность данного подхода «заключается в фиксации доминирующих дискурсов и семантики опыта информантов, проявляющихся в процессе описания своего поколения» (Петрунина, 2022). Для рассматриваемой социальной общности эти практики лишь ожидаемы.

«Поколение Z» оказалось в фокусе наиболее значимых изменений, обусловленных цифро-визацией общества. Центениалов называют цифровыми аборигенами, поскольку они уже не застали мир без компьютеров и гаджетов, источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций для них являются социальные сети. Поколенческая идентичность формируется из локального опыта через повседневность и относительно глобальной социальной реальности.

Методы исследования определены заявленной темой, особенностью которой является комплексный характер, что обусловливает необходимость системного подхода. Различные аспекты проблемы (технологический, этический, социокультурный, коммуникативный) образуют целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Предпринята попытка обнаружить системообразующие связи и конкретные механизмы взаимодействия внутри этого процесса. Автор опирается на метод социально-философского анализа, социологические методы, поскольку материал для анализа проблемы представлен в используемых публикациях и получен с помощью методов анкетирования, тестов, социометрических методик. Предыдущие публикации автора также связаны с анализом процесса адаптации человека к новым формам коммуникации, ценностных трансформаций в образовательном пространстве и во многом основаны на личном опыте преподавания, что подразумевает опору на принципы феноменологического метода (Кривых, 2022; Krivykh, 2020).

1 Теория поколений в России [Электронный ресурс]. URL: http://rugenerations.su/ (дата обращения: 20.07.2022).

2 Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения: коллективная монография / общ. ред. Шайхисламова Р.Б. Уфа, 2021. 228 с.

ЭОСЮЬООУ

Цифровизация подразумевает использование новейших технологий для лучшего и более быстрого выполнения различных операций и позволяет использовать технологии для тех видов деятельности, в которых ранее они не проявлялись. Молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации норм, традиций, именно она быстрее других воспринимает новые ценностные ориентации. «Поколение Z» включается в процесс цифровой социализации, которая представляется как «спонтанная социализированное^», обусловленная взаимодействием на платформе социальных медиа. Для этих процессов характерен режим свободной коммуникации с самонаправляемыми возможностями, доминируют коллективные идентичности, характеризующиеся постоянной изменчивостью, Исследователями в онлайн-коммуникации отмечаются быстрая смена системы оценок, отсутствие рефлексии, приветствуется социальная раскрепощенность.

В связи с выяснением специфики «поколения 2» актуализировано понятие цифровой личности как части реальной личности, которая сохраняет и развивает особенности оригинальной личности-прототипа, исходя из своего цифрового профиля. Цифровая личность раскрывается через тождественность с миром цифровых технологий, представляет «целенаправленность действия и умение полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождающиеся формированием новых смыслов деятельности» (Шнейдер, Сыманюк, 2017). Возникает вопрос, насколько «цифровая личность» ориентирована на восприятие традиционных моделей культуры, включая понятия свободы и ответственности?

В условиях нестабильности современного мира проявляется плюрализация этических норм, происходит изменение структуры и иерархии этических ценностей, отмечается сужение ценностного смысла моральных категорий. Расширение доступа ко всем видам информации, появление новых форм социального взаимодействия обусловливает переосмысление базисных нравственных ценностей в новом социокультурном контексте. Мораль исторически формировалась как результат развития определенных видов коммуникации, сохраняя некоторые устойчивые константы, определяющие саму возможность коммуницирования (Авдеева, 2017). В условиях сетевой коммуникации возникают специфические цифровые риски. К наиболее важным из них относятся рост неопределенности в понимании основных базисных ценностей человеческой жизни - «жизнь как будто нет культурных ресурсов» (Кравченко, 2019). Одной из важных особенностей сознания молодых людей, взаимодействующих в рамках сетевой логики, является «экономия психоэмоциональных ресурсов», снижение эмпатии, сопереживания, так как в цифровой коммуникации отсутствуют невербальные эмоционально подкрепленные личностные моменты диалога. Переизбыток вариантов выбора, ограниченность времени для принятия решений актуализируют внимание на взаимосвязи свободы и ответственности в действиях личности.

В классической этической теории свобода реализуется через возможность выбора, который в свою очередь связан с волей и разумом человека. Для человека эпохи цифровых трансформаций свобода в значительной степени осознается в форме эмоционального переживания, возникающего в условиях своеобразного «сжатия» социального времени и пространства, короткой дистанции планирования жизненных циклов, что обусловлено высокими темпами социальных изменений. Акт коммуникации ориентирован на достижение понимания: информация - сообщение - понимание. В условиях спонтанного взаимодействия, меняющейся цифровой идентичности ситуация понимания представляется идеальным и не всегда достижимым вариантом, проявлением формальной свободы «без цели и содержания». Акцент в понимании сущности свободы смещается на ее понимание как действия без соотнесения с идеальным планом понимания диалектики свободы и ответственности. Особенностями морального сознания «поколения 2», на которую обращают внимание многие исследователи, являются отчетливо выраженная индивидуальная мотивация, активность без осознания ответственности, «шаблонизация опыта» (Перов, 2018).

Прагматичный аспект осмысления и апробации действий личности в рамках сопряженности свободы и ответственности проявляется в необходимости «встраиваться» в новую инновационную среду, быстро включаться в систему социокультурных, профессиональных запросов, в целом в открытости опыта развития личности. Понятия свободы и ответственности конкретизируются как эмоционально переживаемые представления о «поле возможностей» самореализации, об осознанном распределении своих ресурсов, о включении в социально значимую деятельность.

Академик А.А.Гусейнов отмечает расширение «нейтрально нравственной зоны, стремление к освобождению от мировоззренческих оснований». Проявился феномен, который является весьма показательным для понимания сущностных оснований трансформации поведения личности. Укажем на распространенную ситуацию сферы повседневности, связанную с тем, что человек приобретает не продукты, которыми он может владеть, распоряжаться и пользоваться, а лишь право пользования ими. Отказываясь от права владения собственностью и заменяя его правом пользования, потребитель теряет ощущение независимости, чувство самостоятельности

и свободы принятий решений, осознание, что он сам определяет свои предпочтения. Регулятивная функция морали, таким образом, сводится к этике правил, ориентируясь и закрепляя поведенческие стереотипы. Это также можно рассматривать как «бегство от свободы» в новом явлении цифровой экономики. Ситуация типичная, тем более, что в массовом сознании очевиден сдвиг мотивов в сторону потребления. Исследователи справедливо отмечают, что в сфере культуры это может привести к серьезным социальным и этическим последствиям: нивелируется чувство ответственности по отношению к предметам, которыми мы пользуемся, но не являемся их ответственными собственниками1.

В контексте рассмотрения актуальных этических проблем на первый план выдвигается практическая этика, содержанием которой выступают «практические моральные проблемы, имеющие пограничный и открытый характер». Ее задачей является осмысление с позиций принципов, наработанных классической этикой, новых стратегий, тактик и методов, проявляющихся в действительности. Практическая этика действует там, где возникают конкретные ситуации, определяемые особыми условиями, и возникает необходимость принятия неформатных решений. Метафизически ориентированные этические теории в силу предельной абстрактности суждений не обладают достаточным конкретным объяснительным потенциалом применительно к ситуациям современного морального выбора, не являются притягательными с позиций прагматически ориентированного мышления. Именно в области практической этики, профессиональных проблем большое значение приобретает интуитивное моральное суждение. Проблема обоснованности моральной интуиции - одна из самых обсуждаемых в современной этической теории, психологии и социологии. Возрастание внимания к интуитивным механизмам морального выбора, несомненно, связано с неопределенностью и непредсказуемостью современной реальности, что воспринимается «поколением Z» как данность (Разин, 2021). Интуитивное моральное суждение реализуется как практически детерминированная эмоциональная реакция, которая культурно обусловлена и в этом смысле вариативна, т. е. фундирована социальным капиталом личности.

Следует отметить определенную технологическую предзаданность действий представителя этой молодежной группы, что обусловливает формирование определенного типа мышления. При этом часто проявляется «теневая» сторона развитой коммуникативности, которая выступает как имитация деятельности, стимулирование поведения субъекта при реальном отсутствии социальной активности. Такие действия могут быть охарактеризованы как бессодержательная свобода, проявляющаяся в виде имитации действий.

Полагаем, что свобода и ответственность конкретизируются в моральном сознании «поколения Z» как эмоционально переживаемые представления о «поле возможностей» самореализации, об осознанном участии в распределении своих ресурсов, в социально значимой деятельности, то есть в значительной степени, в индивидуалистическом контексте. В условиях информационной перегруженности, развитой коммуникативности, распространенности игрового взаимодействия в сообществах сетевого типа одним из важных способов развития морального чувства является интуитивное моральное суждение. Рефлексия о ценностном значении понятий свободы и ответственности осуществляется преимущественно в прагматическом контексте в коротких циклах жизненного планирования.

В целом понимание свободы и ответственности как ценностей гуманистической культуры не находится в центре внимания, хотя, как отмечают исследователи, есть запрос на определенный моральный пафос.

Список источников:

Авдеева И.А. Мораль и коммуникативное действие в эпоху трансформации социальных практик // Философия и общество. 2017. Вып.4 (85). С. 58-69.

Дутко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. №4. С. 28-37. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-4-28-37.

Кравченко А.С. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции в молодежной среде // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 48-57. https://doi.org/10.31857/S013216250006186-7.

Кривых Е.Г. Социальные практики в умном городе: перспективные тенденции // Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 46-50. https://doi.org/10.24158/fik.2022.4.6.

Перов В.Ю. «Новая этика» для общества новых технологий? // X межд. конф. «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы. СПбГУ. Этика: переосмысление. Материалы конференции. СПб., 2018. С. 117-118.

Петрунина Д.С. «Переходное поколение»: поколенческая идентичность миллениалов // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 57-64. https://doi.org/10.31857/S013216250018036-2.

Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029.

1 Тутов Л.А., Рогожникова В.Н. Бегство от свободы в цифровой экономике [Электронный ресурс] // Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=75167&p=attachment (дата обращения: 20.07.2022).

SOCIOLOGY

Разин А. В. Специфика процесса образования моральных понятий // Философия и общество. 2021. № 2 (99). С. 57-80. Шнейдер, Л., & Сыманюк, В. (2017). Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Т.10. №52. https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392

Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В. и др. Система ценностных ориентаций "поколения Z": социальные, культурные и демографические детерминанты// Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3.

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y., 1991. 538 p.

Krivykh E.G. "Smart environment": problems of social identity. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 775 012023. 2020.

References:

Avdeeva, I.A. (2017) Moral' i kommunikativnoye deystviye v epokhu transformatsii sotsial'nykh praktik [Morality and communicative action in the era of transformation of social practices]. Philosophy and Society. (4). 58-69. (In Russian)

Dutko, J.A. (2020) Generation Z: basic concepts, characteristics and current research. Problems of Modern Education. (4). 28-37. Available from: doi:10.31862/2218-8711-2020-4-28-37. (In Russian)

Howe N., Strauss W. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company. Kravchenko, S.A. (2019) Digital risks, metamorphoses and centrifugal trends among the young people. Sotsiologicheskie issledovaniya. (10). 48-57. Available from: doi:10.31857/S013216250006186-7. (In Russian)

Krivykh E.G. (2022) Social practices in a smart city: promising trends // Society: Philosophy, History, Culture. (4), 46-50. Available from: doi:10.24158/fik.2022.4.6. (In Russian)

Krivykh, E.G. (2020) "Smart environment": problems of social identity. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 775 012023. Perov, V.Yu. (2018) «Novaya etika» dlya obshchestva novykh tekhnologiy? [A "new ethic" for a society of new technologies?]. In: 10th International Conference Theoretical and Applied Ethics: Traditions and Prospects - 2018 Rethinking Ethics. St. Petersburg. Pp. 117-118. (In Russian)

Petrunina, D.S. (2022) "Transitional Generation": understanding of the own generation by Russian millennials. Sotsiologicheskie issledovaniya. (2), 57-64. Available from: doi:10.31857/S013216250018036-2. (In Russian)

Radaev, V.V. (2018) Millennials Compared to Previous Generations: an Empirical Analysis. Sotsiologicheskie issledovaniya. (3), 15-33. Available from: doi:10.31857/S013216250018036-2. (In Russian)

Razin, A.V. (2021) Spetsifika protsessa obrazovaniya moral'nykh ponyatiy [Specificity of the process of moral concepts formation]. Philosophy and Society. (2), 57-80. (In Russian)

Shneider, L.B., Symanyuk, V.V. (2017) User in information environment: digital identity today. Psychological studies. (10:52). (In Russian)

Yanitskij, M.S., Seryj, A.V., Braun, O.A., Pelekh, Yu.V., Maslova, O.V. et al. (2019) The Value Orientations System of Generation Z: Social, Cultural and Demographic Determinants. Siberian Journal of Psychology. (72), 46-67. Available from: doi:10.17223/17267080/72/3 (In Russian)

Информация об авторе Е.Г. Кривых - кандидат философских наук, доцент, доцент, Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=656643.

Information about the author E.G. Krivykh - PhD, Associate Professor, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=656643.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.