тл
ПРАКТИКА I Из зарубежных источников
Чтобы понять, какое будущее уготовано провайдерам услуг по всему миру, достаточно приглядеться к тинейджерам с их «айподами» (1РОР), микронаушниками, сотовыми телефонами, игровыми приставками и микрокомпьютерами. Предыдущее поколение пользователей довольствовалось теми телекоммуникационными приложениями, которые были в моде в их еще достаточно благоразумной среде. Они ограничивались аудиозаписями на плееры 1РОР, телефонными переговорами и передачей ЭМБ-сообще-ний по сотовым телефонам, а также передачей данных с ноутбуков. Новое поколение, названное «двухтысячниками» (т|1!епп1-аЬ) и родившееся незадолго до смены тысячелетий (в основном после 1980 г.), претендует на удовлетворение двух важнейших по их представлениям телекоммуникационных требований, выполнение которых может быть полностью обеспечено современными технологиями. Как показывают исследования, только интеграция сетей и межсетевое оперативное взаимодействие могут побудить их платить за новые виды услуг
отличие от предыдущих по-
|колений молодежи, поколению «двухтысячников» характерен активный подход к технологиям. Они хотят иметь возможность добавлять, исключать и изменять ключевые элементы технологий, а также выявлять и формировать новые варианты использования своих электронных устройств и пользовательского оконечного оборудования для достижения разнообразных профессиональных и чисто индивидуальных целей. Они ожидают, что в результате самых последних технологических достижений они смогут с помощью своих мобильных телефонов, ноутбуков и даже музыкальных плееров, передавать и распределять данные и другие виды информации. Такая возможность как раз и обеспечивается межсетевым оперативным взаимодействием. Нынешняя молодежь оценит по достоинству любого игрока на
рынке, который сможет обеспечить комплексное использование и управление всем разнообразным в технологическом отношении парком оконечного инфокоммуникационного оборудования с помощью одной централизованной платформы. Такая возможность обеспечивается вторым условием - интеграцией.
«Двухтысячники» - поколение прирожденных технологов, желающих создавать свой собственный набор услуг, обеспечивающий им необходимый формат общения друг с другом. Будучи некой социальной группой, они интересуются теми поставщиками телекоммуникационных и информационных сервисов, которые обеспечивают их технологическим оснащением, позволяющим, с одной стороны, быстро выполнять повседневные задания, а, с другой - получать доступ к узкоиндивидуальным
развлечениям. На этом основании поколению «двухтысячников» иногда дают прозвище «snack», что в русском варианте могло бы звучать как поколение «торопыг» - за их пристрастие работать недолго и наспех, участвуя во всякого рода быстротечных и динамичных мероприятиях. Поэтому новое поколение - весьма своеобразный тип пользователей, и это создает благоприятные возможности для поставщика услуг, желающего или вынужденного переходить от бизнеса, основанного на услугах с поминутной моделью учета стоимости, к более экономически эффективным услугам с высокой добавленной стоимостью. Для успешной работы в будущем провайдерам необходимо обеспечить формирование услуг с добавленной стоимостью и их продвижение на рынок, а также разработать систему учета их стоимости, исходя из интересов всех участников рынка.
Перспективы развития рынка
Точка зрения различных сообществ поколения «двухтысячников» в отношении товаров и услуг настоящего и будущего, особенно продуктов и услуг сферы телекоммуникаций, достаточно однородна. Лояльность к операторскому и провайдерскому бренду для этого рынка едва ли имеет значение. Согласно исследованиям, проведенным летом 2007 г. компанией Survey U, решение типичного представителя купить «хиповый» iPhon было принято в результате анализа потребительских свойств (92%), цены (93%) и простоты использования (92%). Удивительно, но бренд компании-производителя, согласно опросу, расценивался как наименее важный фактор (47%). Тем не менее поколение «двухтысячников», более чем другие сектора потребителей, высказывались за iPhone (Интернет-телефон). Согласно данным компании iSuppli, к апрелю 2007 г. 57% покупателей Интернет-телефонов были моложе 35 лет.
Как показывают упомянутые выше исследования и большой рыночный успех IP-телефонов, «двухтысячники» хотят иметь продукты, которые будут одновременно работать с различными типами медийной информации (речь, данные, видео) и средами передачи (проводные, беспроводные), чтобы поддерживать свой образ жизни и интерактивное взаимодействие с друзьями, семьей и сотрудниками по работе.
Итак, что все это означает для провайдеров услуг?
Прежде всего, это предполагает, что успех бизнеса в будущем будет зависеть от способности провайдера соответствовать запросам и стилю жизни поколения «двухтысячни-ков» за счет предоставления им контента, услуг связи и мультимедий-
Июль 2008 г.
39
с с с
It
ПРАКТИКА I Из зарубежных источников
гтт
де
ных приложений в любое место в любое время и на любое абонентское устройство.
Специалисты ведущих фирм-про-изводителей, в частности компании Alcatel-Lucent, уверены, что увлечение молодежи абонентскими устройствами, связными функциями и мультимедийными опциями будет усиливаться и еще больше активизирует растущий рынок услуг так называемого «пакетного стиля жизни». Эти услуги формируются путем бесшовной комбинации элементов существующих сервисных продуктов с новыми сервисами, ориентированными на конкретный пользовательский сегмент.
Специалисты компании Alcatel-Lucent считают, что их вывод является императивом для провайдеров услуг в кратчайшие сроки создавать новые бизнес-модели, которые позволяют предлагать максимально персонифицированные сервисные продукты и в коммерчески выигрышной форме. Это важно, поскольку уже установлены некоторые особенности общения между собой представителей рассматриваемой молодежной группы. В частности, когда эти молодые люди ищут что-либо, они оповещают о своих намерениях широкий круг корреспондентов. Например, как показывают наблюдения, «двухтысячни-ки» поддерживают связь с помощью IM-сообщений по длинному списку корреспондентов, содержащему в среднем 37 адресов (в сравнении с 17 корреспондентами у всех остальных секторов пользователей). Точно так же, когда «двухтысячники» ищут какое-нибудь интересное телевизионное шоу, Web-сайт, который их интересует, или телефон, который им хочется иметь, они контактируют в среднем с 18 корреспондентами по сравнению с 10 - у других возрастных групп.
Согласно наблюдениям, «двухты-сячники» при посещении какого-либо сайта в графе «форма общения» указывают цифровую устную речь.
За «двухтысячниками» -будущее
Исследования, впервые проведенные компанией Alcatel-Lucent, определили возрастную группу, которая сформирует спрос на рынке телекоммуникационных услуг. Она состоит из молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. Таких представителей молодежи в США - 55 млн, в западной Европе -51 млн, в Азии (Япония, Китай, Корея) - 99 млн. Кроме количественных показателей необходимо учитывать, что запросы поколения «двухтысяч-ников» качественно полностью отличаются от запросов предыдущих поколений, и это прямой результат того, как годы, сформировавшие это поколение, повлияли на их мировос-
Век Качества N° 4
приятие и на ту роль, которую они играют в мире. Эта общественная группа приобрела опыт и знания в области новейших технологий и создала собственный потребительский рынок. Исследования и эксперименты, проведенные компанией Alcatel-Lucent в ее среде, позволяют сделать некоторые выводы.
1. Появление новой глобальной культуры и круглосуточной индустрии потребления услуг связи и мультимедиа становится возможным благодаря Интернету и цифровым технологиям, которые обеспечивают молодым пользователям поиск информации для выполнения их учебных заданий при посещении сайтов глобальной библиотеки виртуальных знаний.
2. Социальный образ жизни «двухтысячников» становится более структурированным и планируемым с существенной долей подготовительной деятельности, осуществляемой как в реальном мире, так и в мире виртуальном, доступ к которому осуществляется в режиме он-лайн.
3. Авторы указанных выше исследований считают, что у нового поколения молодежи наблюдается отход от индивидуализма в сторону семьи и общества, поскольку социальное, семейное и общественное взаимодействие эффективно и легко реализуется в интересном для них виртуальном формате.
4. Для «духтысячников» в большей степени характерен доступ к широкополосным услугам связи, а также к технологиям, которые обеспечивают глобальную немедленную связь, предоставляемую в любой момент времени.
Поколение «двухтысячников» -основа спроса на широкополосные услуги
Упомянутые выше важные эксперименты и исследования показывают, насколько изменились взгляды «двухтысячников» на отношения с друзьями и семьей. Они стали часто и совершенно спонтанно осуществлять соединения с членами своей семьи, друзьями и коллегами по работе через любую телекоммуникационную службу и любым способом.
Бизнес должен обеспечить каждому индивидууму этой социальной группы пользователей единственный в своем роде пакет услуг связи, который формирует и укрепляет покупательскую лояльность как самих «двухтысяч-ников», так и их друзей и членов семей. Последние также представляют собой среду влияния со стороны бизнеса, поскольку им приходится адаптироваться к новым услугам связи.
С самого начала сети связи отдельных социальных групп пользователей формировались и развивались таким образом, чтобы иметь
возможность включать в них друзей и коллег по работе, находящихся территориально в любом месте мира. При этом члены такой социальной группы должны иметь возможность взаимодействовать с помощью персонального или офисного средства связи, используя базисную инфраструктуру на принципе «по запросу».
Кроме того, при переходе на сети 30-40 важно учесть увлечение «двухтысячников» созданием собственного пользовательского контента и компьютерными играми с многими удаленными друг от друга участниками, а также привычку активно делиться своими мыслями и пристрастиями. Исследования, проведенные компанией Бе1оШ;е, показали, что 62% «двухтысячников» смотрят сайты потокового видео, а 46% из них вообще рассматривают свой мобильный телефон, прежде всего, как игровое устройство.
Тенденция создавать собственный контент
«Двухтысячники» оказывают большое влияние на адаптацию всего общества к новым услугам. В частности, они внимательно следят за миром вокруг них, получают необходимую им информацию быстрее и раньше, чем она появляется в официальных сводках средств массовой информации. Согласно данным аналитической компании Сотэсоге, в мае 2007 г. около 75% пользователей Интернета в США просматривали видеопрограммы в среднем 158 минут в течение месяца.
Кроме того, «двухтысячники» все чаще сами становятся создателями собственного контента и потребителями персонального контента, публикуемого другими пользователями.
Новое поколение пользователей выбирает онлайновые источники информации и использует онлайновые виртуальные «места сбора», чтобы обмениваться мнениями по поводу новостей, информационных продуктов и услуг. Для этого они пользуются виртуальной сетью своей социальной группы, которая работает независимо и вне сайтов компаний, имеющих официальное разрешение на оперативную деятельность. Этот пользовательский ШеЪ-сайт, часто называемый «устное слово», может создавать и уничтожать продукт или услугу в течение тех нескольких дней, пока он выставлен. Таким образом, создана совершенно новая маркетинговая категория, которую можно отнести к так называемому позвоночному маркетингу, то есть маркетингу, при котором информация о продуктах и услугах передается «из уст в уста». Если участники маркетинга такого типа имеют недостаточные знания по какой-либо проблеме, они
тл
ПРАКТИКА I Из зарубежных источников
все равно не откажутся от попытки убедиться, что у других участников процесса обмена информацией аналогичный или более высокий уровень информированности по этой же проблеме. Точно так же и хороший опыт работы на рынке, и высокий уровень информированности о продуктах и услугах очень скоро ретранслируется по сети таким образом, что любой участник процесса обмена в ней оказывается на таком же высоком уровне информированности.
Безоговорочная вера «двухты-сячников» в онлайновую информацию и безграничные возможности сетевых технологий приводит к росту спроса на организацию ШеЪ-сооб-ществ, виртуальных сетей и служб, которые облегчают сотрудничество и распределение информации среди членов таких сообществ и пользователей таких служб.
Поколение «двухтысячников» предпочитает, чтобы их коммуникационные возможности были максимально разнообразными, «переносимыми» (то есть обеспечивались с одного терминального устройства), и чтобы они могли загружать в такие устройства музыку и видео, посылать с их помощью текстовые сообщения, организовывать видеоконференции с коллегами и друзьями, обмениваться фотографиями или видеоматериалами и т.д. При перемещениях они не хотят ограничивать себя в удовольствии постоянно общаться или попадать в какие-либо зоны недоступности. По представлениям поколения «двухтысячников», новые услуги и приложения телекоммуникаций должны выполнять для них следующие функции:
^ облегчать установление контактов и обеспечивать распределение информации между членами сообщества;
^ обеспечивать четкую и понятную калькуляцию цен для каждого элемента их «пакетного» стиля жизни, принимая во внимание, что базовая услуга должна иметь или плоский тариф или, если она предоставляется через ШеЪ-сеть, она должна быть бесплатной;
^ облегчать поддержание баланса между работой и остальной жизнью и обеспечивать контроль и приоритетное управление рабочего и нерабочего времени;
SS предоставлять возможность работать где угодно и когда угодно, а также получать быстро выполнимую работу и обеспечивать доступ к узкосегментированным развлечениям.
«Двухтысячники» ожидают, что конвергированные услуги станут неотъемлемой составляющей любого пакета коммуникационных сервисов, используемого как частным, так и деловым сектором пользователей.
«Двухтысячники» обеспечат новый богатый источник прибыли
Предварительные результаты исследований, проведенных компанией Alcatel-Lucent, показывают, что конечные пользователи в рассматриваемых социальных группах проявляют большой интерес к пакетным, абонентоцентрическим услугам. Однако провайдеры услуг зачастую отрицают как сам интерес к таким услугам, так и желание конечных пользователей всех возрастных категорий платить за них, что, по их мнению, не позволит вернуть вложенные в новый телекоммуникационный сервис инвестиции. Тем не менее упомянутые исследования показали, что пользователи из сообщества «двухтысячников» все же готовы платить, но именно за определенное сочетание услуг.
Потенциальные возможности рынка пакетных услуг во всех странах, рассмотренных в процессе проведения исследований (Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания), таковы, что к 2011 г. можно ожидать суммарного объема прибыли порядка 2,8 млрд долл. и около 2,1 млн абонентов. Похожие результаты получены для Северной Америки, где ожидаемые размеры прибыли от поколения «двухтысяч-ников» оцениваются в 1,1 млрд долл., и для Азии (Китай, Япония, Корея) - 6,1 млрд долл. (см. таблицу).
Результаты исследований компании Alcatel-Lucent, экстраполированные на все страны мира, показывают, что совокупный объем рынка для исследуемого сегмента пользователей должен достичь к 2011 г. 10 млрд долл., а абонентская база «двухтысяч-ников» будет насчитывать более 200 млн пользователей. Таким образом,
даже при наличии к указанному сроку соответствующей сетевой инфраструктуры и сервисного контента, провайдеры услуг должны обеспечить необходимый персонал и подготовить технические решения по пакетированию таких услуг, которые отвечают ожидаемому молодежному спросу на телекоммуникации и мультимедиа. Причем как сетевая, так и сервисная инфраструктуры должны обеспечивать передачу самих услуг и процесс их «замешивания» на определенном участке сети, подобно тому, как это делается при организации служб triple play. В пакетах может присутствовать высококачественное видео- и игровой контент, высокоскоростные данные и речь, а сами пакеты должны передаваться как по фиксированной, так и по мобильной инфраструктуре с высоким уровнем надежности, высокой, «бесшовной прозрачностью» и оперативностью.
Заключение
Провайдеры услуг, не уделяющие должного внимания новым моделям спроса на услуги связи и мультимедиа, которые возникают в результате бурной деятельности поколения «двухтысячников», подвергают свой бизнес большому риску.
Поколение «двухтысячников» ожидает от провайдеров услуг адаптации технологий и сервисов к их непосредственным потребностям, привычкам и к их образу жизни в целом. Как показали специальные исследования данного пользовательского сегмента, других путей к эффективному взаимодействию с ним у телекоммуникационного и медийного бизнеса не существует.
«Двухтысячники» хотят, чтобы предоставляемые им услуги были бы максимально персонифицированными и гибкими. Им также хотелось бы иметь возможность создавать, совмещать и сочетать интересный для них контент и приложения. Провайдеры услуг, которые, стремясь удовлетворить запросы «двухтысячников», надеются на успех и процветание своего бизнеса, должны иметь возможность вносить серьезные изменения в свою технологическую инфраструктуру и в бизнес-модели.
По материалам журнала «An Alcatel-Lucent publications»
Ожидаемые размеры прибыли от поколения «двухтысячников»
Регион Абонентская база (млн) Общий доход (млрд долл.)
Северная Америка 1,5. 1,1
(США, Канада)
Западная Европа (Франция, Германия, Италия, Испания, 2,1 2,8
Великобритания)
Азиатско-Тихоокеанский (Япония, Китай, Корея) 5,1 6,1