Принцип творческого начала. Способствует формированию у детей различных вариантов реагирования на заданную ситуацию, развивает механизмы их социальной адаптации,
Следствием реализации данных принципов при организации музыкально-педагогического процесса в социальном учреждении является инновационный подход к применению и сочетанию методик психолого-педгогического воздействия. Вместе с традиционными
педагогическими и психологическими методами активно применяются музыкатерапевтические, арт-терапевтические, вокалотерапевтические и др. методики, способствующие успешной реализации основных принципов инноваций в музыкальном образовании детей-сирот а также оптимизации процесса социализации личности.
А.А.Комарова
Показатели саморазвития будущего педагога в процессе компьютерного обучения
В последние годы просматривается доминирование ориентации образовательного процесса на саморазвитие студентов. Будущий специалист, не проявляющий постоянного желания к саморазвитию, теряет возможность чувствовать себя комфортно в современном мире. Особенно это касается будущих учителей -студентов педагогических вузов: от стремления к саморазвитию будущего педагога напрямую зависит продуктивность его дальнейшей педагогической деятельности.
Проблема саморазвития рассматривается достаточно давно и подробно. Многие уисследователи изучают данный процесс в связи с конкретными условиями. Мы занимались активизацией саморазвития будущего педагога в рамках компьютерного обучения.
Саморазвитие будущего педагога в ходе компьютерного обучения мы рассматриваем как непрерывный процесс работы студента над собой, заключающийся в циклическом чередовании самопознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, самореабилитации, направленных на познание, определение и дальнейшее совершенствование своих профессионально-педагогических качеств, собственной компьютерной грамотности и информационной культуры.
Из вышесказанного следует, что в структуру саморазвития мы включаем следующие компоненты:
- самопознание,
- самоопределение,
- самореализация,
- саморегуляция,
- самореабилитация.
Очевидно, что активность саморазвития студента напрямую зависит от степени его включенности в процессы, являющиеся его структурными компонентами. Чем активнее и продуктивнее протекают процессы
самопознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, самореабилитации, тем выше уровень самого саморазвития и наоборот. Поэтому процессы, являющиеся структурными компонентами саморазвития, можно одновременно рассматривать и его показателями.
Таким образом, показателями саморазвития выступают:
- самопознание, включающее умение анализировать свои знания, умения, навыки в области информационных технологий и выделять те, которые требуют совершенствования, а также умение реально оценивать свои силы по применению компьютера и информационных технологий в педагогической деятельности;
- самоопределение, т.е, планирование деятельности, выбор путей, методов и средств достижения цели, приближающей студента к совершенному знанию персонального компьютера и разноплановому применению его в педагогической деятельности;
- самореализация на занятиях компьютерного цикла, подразумевающая умение реализовывать свой потенциал в учебных заданиях, действовать в соответствии с намеченным планом;
- саморегуляция на занятиях компьютерного цикла, подразумевающая наличие умения анализировать выполнение плана, вносить своевременные корректировки, оценивать достигнутые результаты;
- самореабилитация, подразумевающая наличие умения планировать и правильно организовывать свой отдых, умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Рассмотренные показатели процесса саморазвития в ходе компьютерного обучения позволяют нам определить первоначальный уровень саморазвития и проследить его изменение.
ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006
71