УДК 378.14.013:316.48
Т.А. Баранова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ПОКАЗАТЕЛИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
В статье представлен результат исследования степени выраженности показателей самоактуализирующейся личности у студентов 4-го курса гуманитарного и технического профилей. Раскрыта специфика понятия «самоактуализация». Выявлены и проанализированы особенности самоактуализации у студентов разной профессиональной направленности на современном этапе, а также на основе полученных данных при исследовании общей выборки испытуемых составлен усредненный профиль личности студента гуманитарного и технического направлений.
Ключевые слова: современный студент; самоактуализация; самореализация; самосознание; саморазвитие; самость; самоактуализированная личность; концепция самоактуализации; самоактуализационный тест; усредненный профиль личности.
В последние десятилетия российская система образования характеризуется изменением представлений о личности студента, которая выступает в качестве субъекта образовательного процесса с индивидуальными личностными свойствами, определяющими ее самостоятельность, ответственность, независимость, способность к саморегуляции, саморазвитию, самореализации, самоактуализации. Иначе говоря, основной акцент делается на способности студентов самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей, а самоактуализация является как раз тем механизмом, который стимулирует саморазвитие и делает его потребностью к максимальному познанию своих возможностей, максимальной реализации этих возможностей, а значит, основополагающей жизненной стратегией.
Научные источники трактуют самоактулизацию (self-actualization) как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала [16:510].
В психологии понятие самоактуализации появилось благодаря работам одного из ведущих американских психологов Абрахама Маслоу. А.Маслоу вкладывал в определение самоактуализации множество смыслов, но наиболее значимым для нас является следующее: самоактуализация -стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Иначе говоря, А.Маслоу рассматривал самоактуализацию человека как постоянный процесс развития его потенциала. «Создается впечатление, - пишет А.Маслоу, - как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия,
креативность, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализаций потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [21:153].
А.Маслоу выделил два типа потребностей, которые лежат в основе развития личности: потребности нужды (дефицита), прекращающиеся после их удовлетворения, и потребности развития (самоактуализации), которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Следовательно, согласно А.Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:
1. Физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма.
2. Потребность в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности.
3. Потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности.
4. Потребность в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, компетентности, в желании иметь определенную компетенцию, призвание, достоинство.
5. Потребность в самоактуализации [20:38].
Наиболее важной, как полагал А.Маслоу, для человека является потребность в самоактуализации, но она становится первостепенной тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.
Следует обратить внимание на отличительные особенности (показатели) самоактуализирующейся личности, предложенные А.Маслоу: способность принимать жизнь такой, какая она есть; конструктивный подход к жизни и неудачам; способность принимать людей такими, какие они есть, не критикуя и не осуждая их; доброжелательное сотрудничество с людьми; чувство собственного достоинства и самоуважения; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; зрелость чувств; автономия и способность противостоять социальному натиску; более постоянное стремление к самосовершенствованию, повышению знаний, умений, способов взаимодействия с людьми, улучшению своего характера и т.п.; творческий подход к любому делу, открытость объективная система оценок; новому опыту, то есть усиление креативности; конгруэнтность, т.е. созвучие, совпадение мыслей, слов, действий, желаний человека [13:108-117; 14:118; 19].
«Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что просто иногда кажется, что это люди другой породы» [21:71].
Однако, как замечал А.Маслоу, самоактуализированные люди - это нормальные люди со своими слабостями и недостатками, которые не застрахованы от тщеславия, гордости, пристрастности, они тоже подвержены вспышкам гнева и раздражительности. Самоактуализированные личности не свободны от внутренних конфликтов. Таким образом, ни о какой идеализации этих людей не может быть и речи.
Э.Шострому принадлежит исследование психологического времени у самоактуализирующихся людей - самоактуализирующиеся люди в большой степени, чем другие, ориентированы на настоящее, с чем связана их большая опора на себя, а также склонность к самовыражению. Вместе с тем, прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим [22:210].
В своих работах Маслоу также акцентирует внимание на том, что более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью [20:178-179].
Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «я», его «самости», и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты, и составляют суть человеческой личности.
А.Маслоу задает самость как внутреннюю природу индивидуума, то есть его собственные вкусы, ценности и цели. При этом понимание собственной внутренней природы существенно для актуализации самости. А. Маслоу не рассматривает специально самость как специфическую структуру в личности.
Итак, концепция самоактуализации определяет наличие у человека самости (человеческого потенциала), которая актуализируется через определенный вид работы над собой в процессе общественно значимой деятельности.
Е.Е. Вахромов видит принципиальную новизну концепции самоактуализации по сравнению с другими концепциями развития человека в следующем:
• в психодинамических и экзистенциональных теориях предполагается, что толчком к развитию и росту человека непременно является тот или иной глубокий кризис, который может носить форму психического расстройства или невроза. Деятельность человека, направленная на самоактуализацию, не предусматривает такого рода «предварительных условий» и может осуществляться как при наличии конфликтов (в форме продуктивного их разрешения), так и в их отсутствие.
• самоактуализация - это деятельность, которая осуществляется субъектом, обладающим рациональным типом мышления по отношению к самому себе как объекту. Следовательно, под определение самоактуализации не попадает деятельность, направленная на революционное преобразование общества [6].
Мы полностью разделяем вышеизложенную точку зрения и будем считать, что концепция самоактуализации - это одна самых из рациональных, результативных концепций развития личности студента, которая предполагает максимально эффективное использование всех своих способностей, навыков, сил для достижения внешней и внутренней синергии.
Согласно А.Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, что является стремлением человека постоянно воплощать, реализовывать свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержанием потребности в деятельности является потребность в самореализации. Потребность в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности [4:199-212]. Для самореализации личности всегда характерна ситуация, когда личность становится субъектом собственного развития, что подтверждается мнением Ф.Баррона, полагающего, что способность проектировать себя является главной функцией личности, осуществляемой посредством творчества [2].
Следовательно, самоактуализация и самореализация являются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса роста и развития, итогом которого является человек, раскрывшийся в максимальной степени и использующий весь свой потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Саморазвитие - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием саморазвития является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов [9: 132].
Самосознание представлено внутренним пониманием и оценкой своего психического состояния, когда в фокусе внимания субъекта располагается его внутренний мир (И.С.Кон [10:96]); более высоким уровнем, по сравнению с сознанием, процесса осознанного психического отображения действительности (Б.Ф.Ломов, К.Роджерс [11:106]); необходимыми условиями сохранения здоровья, принятием социальной роли и учетом реагирования других (Э.Эриксон [18:123]); поиском и познанием личностью своей «Я-концепции» и идентичности (Л.С.Выготский [8:66]); поиском своего предназначения, где главную роль играют высшие ценности, морально-нравственная целостность и стабильность (А.Маслоу [12]; Б.С.Братусь [5:34]); процессом сознательных изменений в себе и регуляцией поведения в социуме (В.В.Столин [17:64-68]; М.Вебер [7]).
К.А.Абульханова-Славская рассматривает процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни [1:145].
А.А.Реан подчеркивает, что потребность в самоактуализации является условием личностной зрелости и одновременно условием ее достижения [3:143], которая, согласно В.М.Русалову, характеризуется достижением психических образований своего наивысшего значения, обеспечивающих человеку личностный рост, наивысшие уровни его развития [15:87].
Таким образом, в структуре личностной зрелости студента самоактуализация связана с потребностью в самореализации и развертывании потенциалов личности, в осмыслении и осуществлении своего Я. Овладение профессиональной культурой является формой самоактуализации через элементы образовательного процесса в вузе.
48
Для определения степени выраженности показателей самоактуализации в студенческом возрасте нами были обследованы 156 студентов 4-го курса Санкт-Петербургского государственного политехнического университета гуманитарного и технического профилей. Средний возраст респондентов составляет 20,5 лет. Диагностирование проводилось посредством Самоактуализационного Теста (Personal Orientation Inventory, POI) Э.Шострома. Опросник разрабатывался на основе теории самоактуализации А.Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф.Перзла и Р.Мэя, идей К.Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Измерение проходит по 2 базовым и 12 дополнительным шкалам, авторами и разработчиками которых являются Л.Я.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская.
Рассмотрим подробно каждый из представленных ниже показателей самоактуализации личности.
Шкала ориентации во времени. Включает в себя 17 вопросов. Результаты респондентов из гуманитарного института варьируются от 8 до 11 баллов и являются высокими по данной шкале. Баллы, набранные опрошенными из технического института, варьируются от 7 до 9, но средний балл также является высоким показателем. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о том, что личность может жить настоящим, переживать текущий момент жизни во всей её полноте, а также ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, что позволяет личности видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение и психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Вторая основная шкала - шкала поддержки, которая включает 91 вопрос. Шкала измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Анализируя результаты, полученные студентами, следует сказать, что средний балл опрошенных из гуманитарного института составляет 52 балла. Средний результат респондентов из технического института составляет 50 баллов. Можно сделать вывод о том, что респонденты с разной профессиональной направленностью имеют высокий балл по данной шкале. Это означает, что личность относительно независима в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, принципами и установками. Личность свободна в выборе и не подвержена внешнему влиянию. Подводя итог, следует отметить, что высокий балл по данной шкале характеризует высокую степень самоактуализации личности, следовательно, студенты как технических, так и гуманитарных направлений имеют высокую степень самоактуализации.
Шкала креативности включает в себя 14 вопросов. Изучив результаты, заметим, что ни один из опрошенных из разных институтов не набрал максимальное количество баллов. У представителей из обоих институтов результаты варьируются от 6 до 9 баллов. Средний балл для двух институтов составляет 8 баллов. Однако в целом показатели для респондентов из обоих
49
институтов являются высокими, что характеризует выраженность творческой направленности личности.
Шкала ценностной ориентации состоит из 20 вопросов. Она измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности, и руководствуется ими. Средний балл по данной шкале для гуманитарного института составляет 11 баллов, для технического института -это 13 баллов. Это свидетельствует о том, что человек придерживается тех идеалов и ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности. Высокий балл по данной шкале показывает наличие высокого уровня самоактуализации, что характерно для всех респондентов.
Шкала гибкости поведения включает в себя 24 вопроса. Шкала характеризует гибкость субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость поведения в различных ситуациях, гибкость применения стандартных оценок, принципов. Анализируя полученные результаты, следует отметить, что средний балл по данной шкале для респондентов с техническим направлением составляет 12 баллов, в то время как для студентов с гуманитарным направлением - 11 баллов. Таким образом, студенты гуманитарного института имеют низкий уровень самоактуализации, согласно данной шкале. Это означает, что личность очень жестко придерживается общих принципов. Респонденты технического института, напротив, имеют высокий уровень самоактуализации. Это свидетельствует о том, что личность может быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость, разумность в применении некоторых стандартных принципов.
Шкала сензитивности содержит 13 вопросов и определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает их. Респонденты из обоих институтов имеют высокий уровень по данной шкале. Средний балл для гуманитарного института составляет 9 баллов, для технического института - 10 баллов. Это означает высокую чувствительность к собственным переживаниям и потребностям.
Шкала спонтанности включает 14 вопросов и измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Средний балл для респондентов с техническим направлением составляет 6 баллов, что является низким по данной шкале. Это говорит о том, что человек опасается открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Гуманитарный институт, напротив, имеет высокий балл по данной шкале - 8 баллов. Это не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, это лишь свидетельствует о возможности не рассчитанного заранее способа поведения и о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкала самоуважения состоит из 15 вопросов, которые определяют способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них и за свою силу. Для студентов гуманитарного
50
института средний балл составляет 10 баллов, для респондентов технического института - 9 баллов. Для обоих институтов это высокий показатель, что означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, какая она есть — со всеми своими недостатками и слабостями.
Шкала самопринятия включает 21 вопрос и определяет степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним и своей слабости. Респонденты технического направления имеют низкий балл (9 баллов), в то время как опрошенные из гуманитарного института имеют высокий балл (12 баллов). Также как и предыдущая шкала, высокая оценка означает, что самоактуализирующаяся личность принимает себя такой, как она есть, со всеми своими недостатками и слабостями.
Шкала представлений о природе человека состоит из 10 пунктов. Шкала оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности. Анализируя результаты, следует сказать, что средний балл для гуманитарного направления составляет 4 балла, для технического направления - 6 баллов, это свидетельствует о высоком уровне по данной шкале, а тем самым о высоком уровне самоактуализации. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную. Самоактуализирующаяся личность считает, что в природе человека торжествует добро, хотя ей свойственны такие противоположности, как добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, бесчувственность и чувствительность. Низкий балл по этой шкале означает, что субъект считает человека в сущности плохим, что зло — самое характерное для природы человека.
Шкала синергии включает в себя 7 вопросов. Шкала измеряет способность к целостному восприятию мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, эгоизм и бескорыстие, телесное и духовное и др. не являются антагонистическими. Средний балл по данной шкале для двух направлений составляет 3 балла, что является низким. Низкий результат означает, что жизненные противоречия воспринимаются личностью как антагонистические.
Шкала принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Шкала измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство. Средний балл для гуманитарного института составляет 8 баллов, для технического института - 7 баллов. Для двух направлений этот показатель является низким.
Шкала контактности содержит 20 вопросов и характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми. Для гуманитарного института средний показатель является высоким - 10 баллов. Для технического института средний балл составляет 8 баллов и является низким. Самоактуализирующаяся личность (высокий балл) может легко и быстро вступать в контакт, но ее отношения с людьми не являются поверхностными,
51
она играет значимую роль в жизни своих друзей и близких, ее отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. Низкий балл означает, что личность имеет трудности в общении.
Шкала познавательных потребностей включает в себя 11 баллов. Она определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Средний балл для респондентов с техническим направлением составляет 9 баллов, для гуманитарного направления - 7 баллов. Оба показателя являются высокими. Высокий балл предполагает, что у самоактуализирующейся личности развиты такая направленность и соответствующие способности. На основе полученных результатов при исследовании общей выборки испытуемых был составлен усредненный профиль личности студента гуманитарного и технического профилей.
График 1
Усредненный профиль личности студента
л ш
60 50 40 30 20 10 0
Х-*4 # Х-*4 Х-*4 ^ # # <&>•
У V*/ ° ° ° >
ск
Л'
¿г ^
<ч°
-Ф— Гуманитарное направление -■—Техническое направление
Графически изображенный усредненный профиль личности студента как гуманитарного, так и технического направлений демонстрирует высокий уровень самоактуализации у респондентов, а также отсутствие существенной разницы в результатах по всем шкалам.
Для более объективной оценки, по нашему мнению, следует проанализировать некоторые спорные вопросы опросника, которые вызвали наибольшие расхождения в ответах респондентов гуманитарного и технического профилей. Большинство студентов (70%) технического института считают, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется, в то время как студенты гуманитарного института (85%) полагают наоборот, что человек имеет мало шансов на это (вопрос относится к шкалам
поддержки и гибкости поведения). Следует предположить, что респонденты гуманитарного направления больше подвержены жизненным стереотипам и думают, что в жизни все решается за них.
Следующий спорный вопрос касается преодоления жизненных трудностей (шкала поддержки). Больше половины респондентов (63%) из гуманитарного института ответили, что у них всегда есть силы на преодоление, а опрошенные (74%) из технического института утверждают, что у них не всегда находятся силы. Возможно, это связано с возрастом респондентов, так как некоторые могут быть морально готовы к самостоятельной жизни и к тому, что им придется решать жизненные проблемы, а некоторые ещё не достигли данной ступени в жизни.
Анализируя вопрос, сможет ли личность отложить на завтра то, что нужно сделать сегодня (шкала поддержки, гибкости поведения), респонденты (86%) из гуманитарного института ответили, что смогут без всяких угрызений совести, в то время как студенты (81%) технического института, напротив, смогут отложить, но их будут мучить угрызения совести. Можно сделать вывод, что испытуемые технического направления относятся к своей работе более серьезно.
Вопрос, результаты которого показали полностью противоположные мнения, касается честности человека (шкала поддержки, гибкости поведения). Большинство опрошенных (92%) из гуманитарного института сказали, что человек должен оставаться честным во всем и всегда, в то время как респонденты (71%) из технического института ответили, что иногда человек имеет право быть нечестным. По данному вопросу можно судить о восприятии личностью жизни и, возможно, даже о воспитании. Если в детстве личности позволялось говорить неправду без наказаний, то и во взрослой жизни личность будет иметь адекватное отношение ко лжи.
Вопрос, в котором мнения двух институтов расходятся, предлагает участникам опроса подумать о любознательности ребенка (шкала познавательных потребностей). Большинство респондентов (96%) из технического института ответили на данный вопрос следующим образом: взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если это будет иметь негативные последствия. В то время как большая часть опрошенных (69%) из гуманитарного института считают, что не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка. Возможно, такие противоположные результаты обусловлены воспоминаниями о собственном детстве респондентов. Кому-то родители позволяли быть излишне любопытным, а для кого-то даже малейшая любознательность имела неблагоприятные последствия.
Студенты (89%) гуманитарного института единогласно ответили, что они всячески стараются избегать огорчений, а респонденты (78%) из технического института, напротив, не считают нужным для себя избегать их (вопрос относится к шкалам поддержки, спонтанности, принятия агрессии). Можно предположить, что респонденты гуманитарных направлений
полагают, что это поможет им приобрести жизненный опыт, и, возможно, придерживаются принципа «что не убивает нас, делает нас сильнее».
Говоря о будущем, студены (90%) технического института ответили, что они часто испытывают чувство беспокойства о будущем, в отличие от респондентов (87%) с гуманитарного факультета, которые редко беспокоятся о будущем (шкала ориентации во времени). Таким образом, студенты гуманитарного профиля не задумываются о будущем и живут настоящим, что не характерно для респондентов технического профиля. Последние стараются просчитать все возможное варианты для обеспечения наилучшего будущего для них.
Респонденты (99%) из гуманитарного института единогласно считают, что любой человек способен преодолевать все трудности, которые ставит перед ним жизнь, в то время как большинство опрошенных (87%) из технического института ответили, что не каждый человек способен преодолеть такие трудности (шкала поддержки, самоуважения, представлений о природе человека). Можно сделать вывод, что испытуемые с гуманитарным уклоном более устойчивы к жизни и готовы принять те трудности, с которыми они столкнутся.
Опрошенные (68%) из технического института признают, что помощь друзей поможет им в будущем в осуществлении планов (шкала поддержки, ценностной ориентации, самоуважения, принятия агрессии). А студенты (74%) гуманитарного института не надеются на помощь друзей и рассчитывают только на себя.
Также спорным является вопрос о жизненных ценностях (шкала креативности). Респонденты (86%) из гуманитарного института уверены, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь, а большинство студентов (89%) технического института думают, что любимая работа представляет наибольшую ценность в жизни.
Анализируя ответы, следует упомянуть, что студенты (97%) с техническим уклоном считают, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики, которые должны пригодиться им в течение жизни. Респонденты гуманитарного профиля имеют противоположное мнение: многие люди могут обойтись без этого (вопрос относится к шкале познавательных потребностей).
Сопоставляя результаты, следует отметить, что студенты (78%) гуманитарного института на вопрос, увлечены ли Вы своей работой (шкала поддержки, ценностной ориентации, креативности), ответили отрицательно, что может говорить об их незаинтересованности в своей деятельности на данном этапе жизни. Возможно, некоторые из них осознают, что сделали неправильный выбор профессии. Студенты (89%) технического института ответили, что они очень заинтересованы в своей работе.
Респонденты (85%) гуманитарного направления уверены, что излишнее самокопание имеет дурные последствия, и познание себя никак не поможет личности в решении проблем или поиске решения (шкала поддержки, самоуважения, представлений о природе человека, познавательных
54
потребностей). В то время как студенты (78%) технического направления, наоборот, уверены, что интерес к самому себе всегда необходим человеку.
Спорным является вопрос - позволяете ли Вы себе быть «белой вороной» (шкала поддержки, гибкости поведения, спонтанности, контактности). Опрошенные (84%) из гуманитарного института ответили, что они стараются никогда не быть «белой вороной», а наоборот пытаются познавать что-то новое, чтобы в любом обществе суметь высказать обоснованную точку зрения и дать понять, что они разбираются в данной теме. Респонденты (58%) технического института позволяют себе иногда быть «белой вороной» и считают, что лучше быть профессионалом в одной области, чем знать понемногу в разных областях.
Респонденты (86%) из гуманитарного института твердо уверены, что их прошлое тесно связано с будущим и в значительной степени определяет его (шкала ориентации во времени). Студенты (76%) технического института имеют противоположное мнение. Они считают, что их прошлое почти не влияет на будущее.
Опрошенные студенты (68%) гуманитарного направления не доверяют решениям, которые были приняты спонтанно (шкала поддержки, ценностной ориентации, спонтанности), предпочитая сначала всё тщательно обдумать, а затем принять решение, в отличие от студентов (74%) технического направления, доверяющих тем решениям, которые принимают спонтанно.
Анализируя результаты вопросов, можно сделать вывод, что респонденты из технического института любят рисковать, так как большинство (85%) из них ответило, что они легко принимают рискованные решения (шкала креативности). Студенты (88%) гуманитарного института, наоборот, обычно трудно принимают рискованные решения и предпочитают всё делать взвешенно и обдуманно.
Студенты (92%) технической направленности утверждают, что они всегда могут положиться на свои способности ориентироваться в ситуации, в то время как студенты (79%) другого института, напротив, не всегда доверяют своим способностям (шкала поддержки, самоуважения).
Выбирая для себя какое-то занятие, респонденты (86%) из гуманитарного института считают, что личность должна считаться с тем, насколько это ей необходимо (шкала познавательных потребностей). Если данный вид деятельности не пригодится личности в жизни, то этому не стоит уделять внимания. Респонденты (73%) из технического института предпочитают заниматься только тем, что им нравится.
Опрошенные (98%) из технического института единогласно ответили, что на данном этапе жизни у них не хватает времени следить за новыми событиями в мире искусства и литературы (шкала познавательных потребностей). Они полностью отдают все время учебной деятельности. В то время как респонденты (87%) из гуманитарного института постоянно следят за новыми событиями и хотят иметь широкий кругозор.
Таким образом, несмотря на то, что респонденты имеют порой совершенно противоположные мнения по некоторым вопросам, все
55
испытуемые студенты 4-го курса как гуманитарного, так и технического направлений характеризуются высоким уровнем самоактуализации, а, следовательно, представляется очевидным факт наличия высокой степени выраженности показателей самоактуализирующейся личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человека человеком самого себя // Вопросы психологии. - 1990. -№2. - С.153-159.
3. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах. - М: МПСИ, 2006. - 312 с.
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. - М. - Ростов н/Д, 1999. -560 с.
5. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. -М: Изд. «Знание», 1977. - 64 с.
6. Вахромов Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме. - М.: ПИРАО, 2002. - С.147 - 164.
7. Вебер М. Основные социологические понятия. //Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990. - С. 602-643.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений. - М., 1983. - Т.3. - С.6-326.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ.высш. и сред. пед. уч. заведений/Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - 2-е изд. - М.: Изд.центр «Академия», 2005. - 176 с.
10. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
11. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. - 1980. -Т.1. - №1. - С. 8-20.
12. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: изд. МГУ, 1982. - 282 с.
13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М.: изд. МГУ, 1982. - 282 с.
14. Маслоу А. Теория самоактуализации / А.Маслоу // Психология личности. Хрестоматия. - Самара, 2006. - Т.1 - С.383-386.
15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 1994. - 216 с.
16. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Е.С.Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720с.
17. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд. Московского Университета, 1983. -284 с.
18. Эриксон Э.Г. Юность: кризис идентичности / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 342 с.
19. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970. XXX + 369 p.
20. Maslow A.H. Motivation and personality. 2-nd ed. N.Y.: Harper and Row, 1970. XXX + 369 p.
21. Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2-nd ed. N.Y.: Van Nostrand, 1968. XVI +240 p.
22. Shostrom E.L. Time as integrating factor// Buhler Ch.Massarik F. (eds.) The course of human life/ N.Y., Springer, 1968.