ДЕМОГРАФИЯ
В.И. Харченко, Е.А. Кошкина, М.М. Вирин, В.М. Ундрицов, Б. Г. Потиевский
ПОКАЗАТЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ
В статье приведено международное сравнение уровня потребления алкоголя за последние четыре десятилетия. Показан значительный рост и высокое потребление алкоголя в России в сравнении с экономически развитыми странами.
Объективные данные о современной алкогольной ситуации в России, оценки руководителей Минздравсоцразвития России[1], наркологов [2-4], социологов, занимающихся алкогольной проблемой [5], а также Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации [6] позволяют считать ее чрезвычайной. Наряду с высоким уровнем потребления алкогольных напитков в России в сравнении с другими странами серьезной проблемой стала фальсификация качества значительной их части.
Уровень потребления алкоголя в России. Динамика реального потребления алкоголя в России в ХХ в. показывает, что в течение первой его половины уровень потребления был стабильным - примерно 3 л: 1900-1905 гг. - 2,65 л; 1914 г. - 3,5 л; 1922-1953 гг. - 2-3 л. [2-4]. Во второй половине века он увеличивался, особенно в конце 90-х годов, причем в большей мере это касалось не учтенного, нестандартного алкоголя (табл. 1).
Таблица 1
Потребление алкоголя в России в 1956-2001 гг., л на человека в год
Год Регистрируемый алкоголь Средние данные реального потребления чистого алкоголя по расчетам А.В. Немцова [2-4] На человека старше 15 лет
1956 - 3,8 -
1968 - 5,7 -
1970 8,3 12,0 -
1980 10,5 13,8 17,6
1984 10,5 14,2 18,3
1985 8,8 13,0 16,8
1986 5,2 10,5 13,6
1987 3,9 10,6 13,8
1988 4,4 11,4 14,8
1989 5,3 11,9 15,3
1990 5,6 12,0 15,6
1992 5,0 13,5 17,9
1993 5,0 14,2 18,6
1994 6,8 (6,8)* 14,6 19,0
1995 6,5 (9,3) 14,1 -
1997 (7,5) 12,3 -
2000 (8,1) 14,1 -
2001 (8,3) 15,0 -
* В скобках: регистрируемый алкоголь, определяемый по новой методике как объем продаж.
По данным Госкомстата России, продажа алкогольных напитков и пива в литрах абсолютного алкоголя с 1992 по 1995 г. возросла на 88%! Это произошло в условиях отмены государственной монополии в стране на алкоголь и в основном из-за роста продаж суррогатов и фальсификатов алкоголя. В 1997 г. по сравнению с 1995 г. продажа алкоголя в стране сократилась на 19,4%, а после 1998 г. душевое потребление алкоголя в стране росло ежегодно. Прирост продаж на душу населения с 1999 по 2002 г. составил в среднем 3,4% в год, а в 2002 г. - уже 4,7%. Данные официальной статистики показывают, что потребление алкоголя в пересчете на абсолютный спирт в России растет быстрее, чем в других странах. Темпы роста потребления алкоголя в стране в 18 раз превышают производство муки и хлеба и в 37,5 раз - темпы роста населения страны [7].
По данным А.В. Немцова, общее потребление алкоголя (более чем на 80% за счет алкоголя крепостью 40° и более), включая самогон и суррогаты алкоголя, составило в 1970 г. 12,0 л на человека в год; в период 1980-1984 гг. рост его потребления прекратился и произошла некоторая его стабилизация на очень высоком уровне (госпродажа - 10,1-10,5 л, реальное потребление, по разным оценкам - 13,114,8 л).
С начала 80-х годов Госкомстат СССР и Госкомстат РСФСР рассчитывали производство самогона на основе семейных бюджетных обследований и закупок сахара населением. В соответствии с этими данными, в РСФСР в 1981-1984 гг. доля алкоголя-самогона составляла 30,2% объема государственных продаж (для сравнения в Финляндии - 12% в 1984 г. [2-4]) при суммарном потреблении 13,8 л, что превратило Россию в лидера потребления алкоголя в Европе (в том же году во Франции - 13,5 л). Накануне антиалкогольной кампании потребление алкоголя на душу населения в России составляло 14,2 л, из которых 3,8 л (26%) приходилось на самогон.
Розничная продажа водки и ликероводочных изделий с 2000 по 2003 г. выросла на 13,0%, коньяка - 32,5, виноградного вина - 15,1, шампанского - уменьшилась на 6,0%, розничная продажа пива в стране за очень короткий период (с 2000 по
2001 г.) возросла в 2 раза, а в 2003 г. превысила показатель 2000 г. в 2,7 раза [8]. Неучтенная продукция составляет 30% общих продаж алкогольной продукции в Москве; в определенном количестве потребляются внутрь спиртсодержащие жидкости для бытовых нужд [9]. За год в столице выпивается около 20 млн. дкл слабоалкогольных напитков в банках и пластиковых бутылках, нередко содержащих низкокачественный спирт («Джин с тоником», «Сидр» и др.), которые играют пагубную роль в высокой степени приобщения к алкоголю молодежи, в том числе девушек.
В структуре потребляемых спиртных напитков самое весомое место занимают водка и ликероводочные изделия. В 1999 г. они составляли 80,7% всех продаж алкоголя, пиво - 9,8, вино - 6,6, шампанское - 1,6 и коньяк - 1,3% (табл. 2) [10]. В 2001 г. структура потребления алкогольных напитков несколько изменилась. Продажи водки и ликероводочных изделий составили примерно 70% всего продаваемого алкоголя за счет того, что доля пива повысилась в 2 раза, достигнув 20,5%. При этом доля вин и шампанского осталась на том же уровне - немногим более 8%. В то же время слабоалкогольные напитки стали нередко употребляться в виде коктейлей с крепкими.
Россия традиционно относится к поясу стран с потреблением крепких спиртных напитков, охватывающему северозападную Европу, Прибалтику, Польшу и др. [8]. Однако за последние 100 лет в большинстве стран «пояса крепкого алкоголя» в результате целенаправленной государственной политики
произошли значительные изменения в структуре потребления алкогольных напитков. Доля потребления крепких алкогольных напитков в странах, расположенных на нашей широте, в 1997 г. составляла:
Объем потребления алкоголя, %
Финляндия 29,0
Канада 28,7
США 27,3
Швеция 23,8
Германия 21,4
Норвегия 20,5
Великобритания 18,3
В то же время в бывших республиках СССР сравниваемый показатель остается существенно более высоким: Белоруссия - 79,7%; Эстония - 72,4; Украина -70,6; Латвия - 65,7; Литва - 56,8% [11].
Пиво не вытеснило крепких алкогольных напитков из продажи, рост которых лишь увеличивается, а расширило возможности потребления токсичных водочнопивных коктейлей (табл. 2), возросла заболеваемость пивным алкоголизмом в России.
Таблица 2
Продажа алкогольных напитков и пива в Российской Федерации
Вид напитка 1999 г. 2000 г. 2001 г.
абс. % абс. % абс. %
Алкогольные напитки и пиво: в абсолютном алкоголе всего, млн. дкл На душу населения, л В натуральном выражении, млн. дкл водка и ликероводочные изделия виноградные и плодовые вина коньяки шампанские и игристые вина пиво 115.1 7,87 223,5 50,2 3,6 16,4 451.1 100,0 80,7 6,6 1,3 1,6 9,8 117.5 8,07 214.6 52.3 4,1 18.3 524.6 100,0 76.0 6.7 1,5 1.8 14.0 120,3 8,31 209,1 56,1 4,5 18,5 634,6 100,0 69,6 6.7 1,5 1.7 20,5
Неблагоприятная структура потребления алкогольных напитков имеет серьезные медицинские и социальные последствия. В рассматриваемые 1999-2001 гг. происходил интенсивный рост заболеваемости алкогольными психозами (на 52,9%) и алкоголизмом (на 30,1%). Среди подростков заболеваемость алкоголизмом возросла на 17,3%, при этом абсолютное число алкогольных психозов увеличилось вдвое. Заболеваемость алкоголизмом среди женщин возросла на 34,1%. За последние два года отмечалось значительное увеличение числа госпитализаций заболевших как алкоголизмом (на 21,6%), так и алкогольными психозами (на 40,9%). Перечисленные факты могут свидетельствовать об увеличении масштабов злоупотребления алкоголем в стране, в том числе и об интенсивном росте алкоголизма среди населения в целом, а также женщин и подростков. Отмечается также высокая смертность по причинам, непосредственно связанным с употреблением алкоголя [10].
Клинический опыт и особенно антиалкогольная кампания показали, что изменить характер потребления алкоголя, переориентировав население с потребления в основном крепких алкогольных напитков на преимущественно сухие вина или только на пиво в масштабах страны нелегко. В случае ограничения доступности водки потребляют водку с пивом, водку с сухим вином. Кроме того,
неограниченное распространение продажи пива и его интенсивная реклама способствовали приобщению молодежи к алкоголю^
Усугубление алкогольной ситуации в стране, рост числа алкогольных психозов, параллельный росту потребления пива при огромном потреблении водки, связаны с тем, что, во-первых, к потреблению крепких алкогольных напитков добавился алкоголь пива, и, во-вторых, что особенно неблагоприятно для здоровья, водку стали потреблять более широко вместе с пивом. Такое сочетание напитков сопровождается состоянием очень тяжелого опьянения и столь же тяжелого похмельного синдрома с последующими осложнениями со стороны психики, нарушениями сердечного ритма, гипертоническими кризами и т. п. Именно потребление пива, водки в наибольшей степени и в наиболее короткие сроки ведет к поражению печени, а также к алкогольной патологии других жизненно важных органов: в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой систем.
Не менее трети алкогольных напитков, потребляемых в современной России, составляет самогон самого различного качества [2-4, 12]. Наряду с самогоном из сахара более-менее удовлетворительного качества изготавливается самогон из различного некачественного сырья, в который для усиления одурманивающего эффекта добавляется деготь, шифер, махорка, димедрол.
Большой проблемой для России является проблема массовых отравлений так называемыми суррогатами алкоголя: спиртосодержащими бытовыми жидкостями. Причины отравлений алкоголем связаны с увеличением объемов подпольного производства водки из некачественных спиртов. Одновременно возрос неконтролируемый импорт фальсифицированной водки и ликероводочных изделий. Самое большое количество низкокачественной алкогольной продукции было забраковано на территории Республики Татарстан, Ленинградской, Владимирской, Московской и Ростовской областей.
Уровень контроля качества алкогольной продукции часто не соответствует современным требованиям. Особенно затруднен контроль на мелких быстроорганизуемых предприятиях. Сложилась парадоксальная ситуация: все лекарственные средства и пищевые добавки, обладающие лечебными или профилактическими свойствами, подлежат жесткому контролю на безопасность. Эти средства применяются в строго ограниченных дозах и обычно под контролем врача. Алкогольные напитки, превосходящие по токсичности многие лекарства и пищевые добавки, содержащие широкий спектр биологически активных соединений и употребляемые населением в огромных дозах, остаются под недостаточным контролем [13].
Оценка токсичности спиртов, традиционно проводимая в Московском НИИгигиены им. Ф.Ф. Эрисмана по ускоренной схеме, не находит различий в токсичности этиловых спиртов из непищевого и пищевого сырья, а Госсанэпиднадзор на основании этого выдает гигиенический сертификат, позволяющий использовать гидролизный и синтетический спирт при производстве алкогольных напитков.
Врачи санитарно-эпидемиологической службы, понимая абсурдность этой ситуации, в последнее время пытаются оценивать безопасность алкогольных напитков по их соответствию ГОСТам. Однако ГОСТы плохо справляются с задачей регламентации технологического процесса и выявления фальсифицированной продукции [13]. Давно устаревшие критерии и методы (газохроматографический и органолептический) не позволяют, например, отличить синтетический спирт,
1 Автор (В.И. Харченко) в преддверии наступления этой ситуации выступил на одной из конференций по алкогольной политике в России еще в 1997 г.
очищенный в соответствии с ГОСТом на пищевой спирт, от спирта, произведенного из пшеницы, патоки или свеклы. Они совершенно непригодны для идентификации подлинности вин и ликероводочных изделий, в состав которых входят десятки различных компонентов.
В странах Европейского Союза и Северной Америки для сертификации и идентификации алкогольной продукции, фруктовых соков, других пищевых и душистых веществ на протяжении более чем 10 лет используют метод магнитнорезонансной спектроскопии. Этот метод позволяет объективно установить, из какого сырья изготовлен напиток (разновидность этилового спирта или частичная замена продекларированного спирта), в каком географическом районе было выращено сельскохозяйственное сырье, а также соответствует или не соответствует каждый конкретный напиток исходному образцу.
В России после 2000 г. ситуация с качеством алкогольной продукции постепенно начинает выправляться. Есть успехи в пресечении контрабанды алкогольных напитков. Приняты законодательные акты, направленные на ограничение рекламы пива и повышающие меру ответственности за пьянство за рулем. Однако душевое потребление алкоголя остается на уровне, угрожающем здоровью значительной части населения.
Динамика и структура потребления алкоголя в зарубежных странах. Одна из особенностей потребления алкоголя в крупнейших регионах мира заключается в том, что к середине 90-х годов наиболее высокий уровень душевого потребления алкоголя сложился в европейском регионе - 8,6 л (с колебаниями в разных странах региона от 0,85 до 15,1 л); несколько ниже - в американском регионе - 7 л (с колебаниями в разных странах региона от 1,7 до 14 л); в восточном регионе - 5,5 л (с колебаниями потребления в разных странах от 0,3 до 18 л). В африканском и юго-восточном регионах потребление алкоголя составляет менее 2 л на человека в год, а в восточно-средиземноморском регионе - в среднем 0,3 л в год, правда, с большими колебаниями показателя: от 0,05 до 10,0 л.
Другой особенностью, четко видимой на рис. 1, является понижательная динамика рассматриваемого показателя в развитой части мира с общим наиболее высоким уровнем потребления алкоголя и повышательная - в развивающемся мире с ранее весьма низким показателем.
л
Рис. 1. Динамика душевого потребления алкоголя в крупнейших регионах мира в 1 970-1996 гг.:
Европейский 0 Американский
й Восточный --0^—Африканский
------Юго-восточный ......Восточно-средиземноморский
Представлены регионы: Африканский — страны Африки южнее Сахары, англоязычная Африка; Американский; Восточно-средиземноморский — северо-восточная Африка, Саудовская Аравия, Сирия, Ирак, Иран, Афганистан и др.; Европейский (включая бывший СССР); Юго-восточный — Индия, Таиланд, Индонезия и др); Восточный — Монголия, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия и др.
Потребление алкоголя в европейском регионе с 1970 по 1996 г. в среднем снизилось примерно на 2 л, в американском - примерно на 1 л. В восточном регионе произошел рост с 1,8 л в 1970 г. до примерно 5,5 л в 1996 г. Если принять 1980 г. за 100%, то снижение потребления в европейском регионе в 1996 г. составило 35%, или в среднем на 22% в год. По сравнению с 1980 г. в американском регионе показатель снизился в 1998 г. до 19,2%, или в среднем на 1,2% в год. В странах восточного региона прирост потребления в 1996 г. по сравнению с 1980 г. составил 50%, или 3,1% в год.
Период наивысшего потребления алкоголя в США пришелся на 1980 г. В этом году потребление чистого алкоголя в США составляло примерно 2,8 галлона, или 10,64 л на человека в год. В 1960 г. потребление всего алкоголя было ниже, чем в 1980 г. на 26,2%; пива - на 43,7%; крепких алкогольных напитков примерно таким же, потребление вина было ниже на 28,6%. С 1980 г. в США происходит снижение потребления всех видов алкогольных напитков. В 1996 г. по сравнению с 1980 г. снижение составило: всего алкоголя - на 23,1%, пива - на 12,5, крепких спиртных напитков - на 47,25, потребление вина за этот период времени осталось практически неизменным.
Таким образом, в европейском и американском регионах с 1960 по 1980 г. происходил рост потребления всех видов алкоголя, а с 1980 по 1996 г. - их снижение, причем темп снижения потребления крепких спиртных напитков был опережающим. В странах Дальнего Востока наблюдался обратный процесс: рост потребления алкоголя примерно на 3,12% в год.
Поскольку в послевоенные 50-е и 60-е годы в мире происходил небывалый рост потребления алкоголя, особенно в таких странах, как Франция, Италия, Финляндия, Германия, Польша, для преодоления этой тенденции был принят в 70х годах Европейский план действий в отношении алкоголя, основной задачей которого провозглашалось уменьшение потребления алкоголя с 1980 по 2000 г. на
25% [14-15]. В результате проводимых государствами мероприятий примерно в половине европейских стран в последнее время наметилась тенденция к снижению потребления алкоголя (табл. 3) [11].
В наибольшей степени снизилось за анализируемый период потребление алкоголя в Испании (до 11,4 л), Франции (14), Чили (7,5), Аргентине и Италии (9,7), Югославии (11,3 ), Португалии (13,4), Швейцарии (11,5), Германии (до 11,9 л) (табл. 3). Больше, чем в России, если сравнивать официальный показатель продаж, потребляли в основном в виде сухих вин алкоголь (в абсолютном выражении) только в винодельческих странах Юга Европы: Франции, Италии, Испании, Югославии, а также Аргентине и Чили. В странах Северной и Южной Америки в последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к снижению потребления алкоголя.
Значительно возросло потребление алкоголя за рассматриваемые годы только в странах третьего мира. Наибольший рост этого показателя за последние четверть века был в Китае: с весьма низкого уровня 1,03 л на взрослого человека в год в 1970-1972 гг. до 5,17 л в 1994-1996 гг., что примерно вдвое ниже, чем в среднем в европейских странах и в США.
Если сравнивать структуру потребления алкогольных напитков в разных странах, то она более благоприятна в тех из них, где общий уровень потребления алкоголя наивысший - в них значительно ниже, чем в России, доля ликероводочных изделий и выше доля пива и вина. Так, в десятке стран - лидеров общего потребления алкоголя на человека старше 15 лет (табл. 3) в 1997 г. в среднем его уровень составил 13,7 л в год, в том числе на пиво приходилось (в чистом алкоголе) 38% (5,2 л), вино - 39% (5,3 л).
Преимущественное потребление пива на взрослого человека (в абсолютном алкоголе) в 1997 г. составило: в Чехии 9,8 л, Ирландии - 9,3, Германии - 8,0, Дании - 7,2, Великобритании - 6,3, Словакии - 5,8, США - 5,4, Нидерландах и Финляндии - 5,1, Венгрии - 4,8 л. В большинстве названных стран пиво занимает подавляющий удельный вес в общем потреблении чистого алкоголя. Так, в Чехии, Германии, Великобритании, Ирландии на него приходится свыше двух третей общего показателя; в Дании, Финляндии, США - примерно 60%.
Таблица 3
Динамика потребления алкоголя в некоторых странах мира в 1970-1972 и 1994-1996 гг.; потребление разных видов алкогольных напитков в 1997 г., в расчете на человека старше 15 лет, л
Регион, страна* Общее потребление в абсолютном алкоголе Потребление в абсолютном алкоголе в 1997 г.
1970-1972 гг. 1994-1996 гг. Изменения в всего в том числе
среднем за год, % пива вина
Европейский регион Кипр 5,02 10,37 4,3 10,0 3,40 (34,1)** 2,05 (20,5)
Финляндия 6,19 8,27 1,3 8,26 5,06 (61,3) 1,12 (13,6)
Ирландия 9,11 11,82 1,2 11,90 9,32 (78,3) 2,30 (19,3)
Великобритания 7,35 9,25 1,0 9,41 6,34 (67,3) 1,94 (20,6)
Дания 9,42 12,08 1,1 12,15 7,15 (58,8) 4,13 (34,0)
Румыния 8,25 10,14 0,9 10,88 2,37 (21,8) 3,49 (32,1)
Нидерланды 8,53 9,75 0,6 9,80 5,13 (52,3) 2,51 (25,6)
Болгария 9,13 9,81 0,3 9,52 3,25 (34,1) 3,18 (33,4)
Польша 8,04 8,16 < 0,1 7,93 2,62 (33,0) 1,06 (13,4)
Венгрия 13,11 13,09 < -0,1 12,85 4,83 (34,1) 4,38 (34,1)
Норвегия 4,94 4,84 < -0,1 4,97 3,27 (65,8) 1,13 (22,7)
Чехия 14,63 14,28 - 0,1 14,35 9,83 (68,5) 2,49 (17,4)
Исландия 4,94 4,75 <- 0,1 4,88 2,14 (43,9) 0,81 (16,6)
Бельгия 11,92 11,07 < -0,3 10,94 6,20 (56,7) 3,65 (33,4)
Словакия 13,75 12,37 -0,4 13,00 5,79 (45,9) 2,07 (15,9)
Швеция 7,33 6,36 -0,5 6,04 3,64 (60,3) 1,97 (32,6)
Германия 13,81 11,88 -0,6 11,67 8,01 (68,6) 3,26 (27,9)
Швейцария 14,13 11,46 -0,8 11,27 3,67 (32,6) 6,30 (55,9)
Португалия 16,77 13,37 -0,8 13,57 3,75 (27,6) 8,81 (64,9)
Испания 16,42 11,40 -1,2 11,09 3,86 (34,8) 4,34 (39,1)
Франция 21,37 14,02 -1,4 13,74 2,45 (17,8) 8,91 (64,8)
Италия 18,08 9,72 -1,8 9,62 1,41 (14,7) 7,74 (80,5)
Югославия 23,28 11,26 -2,1 13,17 3,48 (26,4) 5,12 (38,9)
Американский регион
США 9,92 8,98 -0,4 8,90 5,36 (60,0) 1,12 (12,6)
Канада 9,16 7,62 -0,7 7,52 4,23 (56,3) 1,19 (15,8)
Чили 13,01 7,46 -1,7 7,06 2,40 (34,0) 2,68 (38,0)
Аргентина 17,52 9,73 -1,8 9,58 2,05 (21,4) 7,11 (74,2)
Восточный регион
Китай 1,03 5,17 16,1 5,39 0,95 (17,6) 0,06 (1,1)
Республика
Корея 5,23 14,4 7,0 14,40 2,41 (16,7) 0,02 (0,1)
Япония 6,1 7,88 1,2 7,85 3,21 (40,9) 0,14 (0,2)
Австралия 11,44 9,68 -0,6 9,55 6,07 (63,6) 2,78 (29,1)
Юго-восточный регион
Таиланд 1,93 8,37 13,3 8,64 0,88 (10,2) 0,02 (0,1)
Филиппины 2,44 6,94 7,4 6,77 1,51 (22,3) 0,01 (0,1)
Восточно- средиземно- морский
Израиль 2,48 1,72 -1,2 1,75 0,81 (46,3) 0,52 (29,7)
Объед. Араб.
эмираты 10,61 3,79 -2,57 3,06 1,20 (39,2) 0,16 (5,2)
Африканский регион
Южная Африка 5,07 7,69 2,6 7,72 4,42 (57,3) 1,72 (22,3)
* Страны расположены по регионам в порядке снижения среднегодового показателя общего потребления алкоголя с 1970 по 1996 г. (графа 4).
**В скобках — в процентах к общему потреблению алкоголя.
Наибольшее потребление вина (в чистом алкоголе) характерно для Франции -8,9 л, Португалии - 8,8, Люксембурга - 8,5, Италии - 7,7, Аргентины - 7,1, Швейцарии - 6,3. При этом в Италии оно занимает 80% общего потребления алкоголя, в Аргентине - 74, во Франции и Португалии - более двух третей, в Швейцарии - более половины, в Югославии - около 40%.
Тенденции снижения общего потребления алкоголя при улучшении его структуры за счет поддержания значительного удельного веса вина и пива связывают с продуманной и целенаправленной политикой государства по данному вопросу, изменением системы ценностей и ростом общей культуры. Существует и иная точка зрения, согласно которой снижение потребления алкоголя не столько зависит от действий государства, сколько от изменения социокультурных факторов и нивелирования условий жизни населения разных стран, прежде всего европейских
[11, 13].
Однако современная ситуация в Финляндии показала важность мер именно государства. После вступления страны в Евросоюз целенаправленная политика ограничения потребления алкоголя через цены на водку, которые в Финляндии были примерно в 1,5 раза выше, чем в странах Евросоюза, потерпела фиаско, и в 2004 г. произошел всплеск алкоголизма.
Показателен пример настойчивой политики снижения уровня и изменения структуры потребления алкоголя в Норвегии. За последние полвека в Норвегии в отличие от России изменилось алкогольное поведение населения: основным
алкогольным напитком стало пиво (около двух третей общего потребления), доля крепких алкогольных напитков снизилась до 20%, а потребление вина растет (см. табл.
3).
Общее количество продаж алкоголя в Норвегии в расчете на каждого жителя старше 15 лет существенно ниже, чем во многих других европейских странах. Уровень продаж крепких спиртных напитков заметно снизился с 1980 г., в то время как уровень продаж вина и пива увеличивался (рис. 2) [16].
л
О-—'<ЧС0^1Л'01>00<^0-—'<ЧС0^1Л'0 1><^0 Год
сосососососососососослслслслслслслслсло СЛСЛ СЛ СЛ СЛСЛ СЛСЛСЛСЛСЛ СЛСЛ о
Рис. 2. Ежегодный уровень продаж алкоголя на одного жителя старше 15 лет в Норвегии в 1980-2000 гг. -♦- всего; -□- спирт; -д- вино; -о- пиво
В Норвегии считается, что показатель общего объема продаж следует увеличить на 25-30% за счет нерегистрируемого потребления алкоголя: контрабанды, домашнего производства вина, туристического импорта [17].
Продажи алкоголя в стране контролируются государственной монополией, зависят от лицензий, выдаваемых местными властями. В качестве главных инструментов регулирования уровня потребления алкоголя используются налоги и ценовая политика. Ни одна страна не имеет таких высоких налогов на водку, как Норвегия (рис. 3). В 2000 г. такой налог был выше, чем эквивалентный налог в Г ермании, в
6,5 раз, в Италии - в 13 раз, в Швеции - на 50%, в Финляндии - на 70%, в Дании - на 130%. На вино и пиво общий налог составляет 50% розничной цены. Цена алкоголя в расчете на чистый спирт в Норвегии составляет примерно 85 евро/л, тогда как во многих странах колеблется от 20 до 10 евро/л (рис. 3).
Евро/л
Страна
Рис. 3. Цены на алкоголь в 2000 г. в некоторых европейских странах
В то же время высказываются мнения, что фактически ни одна страна, даже из наиболее развитых и экономически благополучных, не реализовала такой модели алкогольной политики, которая могла бы считаться более или менее образцовой [15].
Несмотря на многолетние усилия, направленные на снижение потребления, в Норвегии, например, в настоящее время не менее трети сверхрегистрируемой продажи алкогольных напитков потребляется в обход государственного контроля, и только 9% мужчин полностью воздерживаются от употребления алкоголя, а 3% пьют ежедневно. В Швеции воздерживаются от алкоголя 7% мужчин, а пьют ежедневно 5%.
Финляндия прошла этап полного запрета на алкоголь (1919-1932 гг.), значительного ограничения его доступности (1932-1968 гг.) и последующего смягчения ограничений. К 90-м годам потребление алкоголя удвоилось по сравнению с 60-ми, приблизившись к среднедушевому потреблению в Великобритании, где подобная борьба на протяжении всего этого периода фактически не велась [14-15].
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что тенденция к снижению потребления алкоголя особенно отчетливо проявилась там, где увеличился оборот наркотиков (по определению ВОЗ, алкоголь также является наркотиком, хотя и слабым). Исходя из этого следует, что снижение потребления алкоголя должно затронуть прежде всего молодежную среду. Одно из косвенных подтверждений этого предположения - снижение, например, во Франции среди молодых людей в возрасте 12-18 лет частоты употребления вина, пива и крепких алкогольных напитков с 1983 по 1991 г. соответственно на 17, 25 и 22% [13-14]. Вполне очевидно, что после перехода в более старшую возрастную группу подавляющее большинство молодых людей покидают зону наркотического риска и переходят на потребление алкоголя. Следует также учитывать, что более позднее приобщение к алкоголю в условиях нарастающего негативного отношения к нему со стороны общества приводит к тому, что частота и объемы употребления алкогольных напитков остаются на относительно низком уровне. По всей вероятности, глобальная тенденция к снижению потребления алкоголя в немалой степени связана со сменой доминирующих приоритетов среди младших возрастных групп населения.
* * *
Таким образом, алкогольная ситуация в современной России характеризуется высоким за всю историю России потреблением алкоголя населением в течение более чем 20 лет (14-15 л на душу населения в год, или около 20 л на лиц старше 15 лет). Если в ряде развитых стран потребление алкоголя ежегодно снижалось в среднем на 1,2-1,3%, то в России прирост продаж на душу населения с 1999 по
2002 г. составил в среднем 3,4% в год. Возросло потребление пива молодежью и подростками. 70% продаваемого в России алкоголя, включая самогон, относятся к напиткам крепостью 40° и выше. Значительная часть алкогольных напитков -неудовлетворительного качества: эффективный контроль качества алкогольной продукции в стране не налажен.
Длительное и высокое потребление алкоголя привело к росту заболеваемости алкоголизмом, особенно алкогольными психозами, к вовлечению в пьянство женщин и молодежи. Увеличилась смертность от связанных с алкоголем причин: от внешних причин (убийств, самоубийств, случайных отравлений алкоголем, дорожнотранспортных происшествий, утоплений и др.), от болезней системы кровообращения.
Сложившаяся в стране алкогольная ситуация требует незамедлительной реакции со стороны руководства страны и принятия адекватных решений в антиалкогольной политике.
Мировой опыт имеет серьезные достижения в рассматриваемой сфере: во-первых, в снижении потребления алкоголя (причем в первую очередь крепкого) на душу населения в течение последних десятилетий, во-вторых, в изменении структуры потребления, при которой наибольший удельный вес занимают слабоалкогольные напитки, в-третьих, в применении эффективного контроля за качеством алкогольной продукции. Этот опыт свидетельствует о том, что целенаправленная государственная политика способствует устойчивым улучшениям в этой сфере.
Литература
1. Онищенко Г.Г., Егоров В.Ф. Алкогольная ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации // Наркология. 2002. № 1.
2. Немцов А.В. Алкогольная ситуация в России. Сер. докладов, «Здоровье для всех — все для здоровья в России» // Под ред. А.К. Демина. № 2. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, Центр алкогольной политики. 1995.
3. Немцов А.В. Алкогольная смертность в России. 1980-90-е годы. М., 2001.
4. Немцов А.В. Тенденции потребления алкоголя и обусловленные алкоголем потери здоровья и жизни в России. 1946-1996. // Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000 // Под ред. А.К. Демина. М.: Российская ассоциация общественного здоровья. 1998.
5. Левин Б.М. Социальные факторы потребления алкогольных напитков / В кн.: Алкоголь и здоровье населения России. М.: Российская ассоциация общественного здоровья. 1998.
6. Немцов А.В. О некоторых важных направлениях антиалкогольной политики в России. В кн.: Охрана здоровья населения России. Вып. 1. Материалы 0-92 Межведомственной комиссии Совета
безопасности РФ по охране здоровья населения (март 1994 — декабрь 1994). М.: Юрид. лит.1995.
7. Ребриков В.А. О влиянии законодательства на потребление алкоголя в России // Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000. М.: Российская ассоциация общественного здоровья. 1998.
8. Алкогольная политика в России и в Норвегии. Изд. 81Яи8 Норвежский институт наркологии, Университет. Осло, Центр медицинских исследований, Москва. 2000.
9. Беликов Д., Туманова М. //Московский комсомолец, 19 июня 2003 г.
10. Кошкина Е.А. Киржанова В.В., Гуртовенко ВМ. Оценка распространенности употребления психоактивных веществ в различных регионах Российской Федерации. М.: Аналитический обзор. Национальный научный центр наркологии Минздрава России. 2002.
11 Global Status Report on Alcohol / World Health Organization. Geneva, 1999.
12. Нужный В.П. Современные аспекты проблемы токсичности алкогольной продукции: мифы и реалии / Материалы конференции «Новейшие технологии и современное оборудование — важнейшие составляющие успеха экономического развития» 24 апреля 2003 г.
13. Нужный В.П. Качество и токсичность алкогольных напитков // В кн.: Алкоголь и здоровье населения России, 1900-2000 / Под ред. Демина А.К. М.: Российская ассоциация общественного здоровья. 1998.
14. Пелипас В.Е., Мирошниченко, Цетлин М.Г. Вопросы алкогольной политики // В кн.: «.Руководство по наркологии» Т. 11 // Под ред. НН. Иванца. М.: ИД Медпрактика, 2002.
15. Пелипас В., Мирошниченко Л. Алкогольная политика в России // В кн.: Алкогольная политика в России и в Норвегии. Изд. SIRUS Норвежский институт наркологии, Университет Осло, Центр медицинских исследований, Москва. 2000.
16. Bye E. Характер и тенденции потребления алкоголя: некоторые характеристики потребления алкоголя в Норвегии за период 1973-1999 гг. // В кн.: Алкогольная политика в России и в Норвегии. Изд. SIRUS Норвежский институт наркологии, Университет Осло, Центр медицинских исследований, Москва. 2000.
17. Horverak O. Применение механизма ценообразования — налоги и акцизные сборы на алкоголь // В кн.: Алкогольная политика в России и в Норвегии. Изд. SIRUS Норвежский институт наркологии, Университет Осло, Центр медицинских исследований, Москва. 2000.