Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ'

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ»

источник не может привести к существенному загрязнению местности даже в течение длительных сроков работы предприятий.

Нами дана лишь ориентировочная оценка уровней загрязнения местности I128 и произведена оценка биологической опасности этого радионуклида. Для более обоснованной оценки необходимы данные прямых определений величин выброса, а также содержания I129 в природных средах. Нужно исследовать закономерности метаболизма и миграции I129 в биосфере, а также уточнить параметры обмена I129, так как при попадании в организм существующих допустимых уровней поступления этого изотопа в организм ежедневно будут поступать весомые количества йода (0,11 мг в день), которые могут повлиять на уровень отложения изотопа в щитовидной железе и скорость выведения его из организма. Ранее было показано, что с увеличением содержания стабильного йода в диете с 50 до 300 мкг доля отложения йода в щитовидной железе понижается с 0,57 до 0,17, а биологический период полувыведения сокращается со 138 до 95 сут. Все это свидетельствует о том, что при хроническом поступлении I129 параметры обмена его могут отличаться от других короткоживущих изотопов йода, что, однако, необходимо проверить в экспериментах.

ЛИТЕРАТУРА. КлассовскийЮ. А., Василенко И. Я., Tepe х о в Н. Ф. В кн.: Радиобиологический эксперимент и человек. М., 1970, с. 155. — Ильина Л. А., Москалев Ю. И. (Ред.). Распределение, кинетика обмена и биологическое действие радиоактивных изотопов йода. М., 1970. — Стасилевич Д. С. БСЭ. М., 1972, т. 10, с. 367. — Тур киа А. Д. Дозиметрия радиоактивных газов. М., 1973. — Brauner F. Р. et al. Natural Iodine and Iodin-129 in Mammalian. Washington, 1973.

Поступила 20/1V 1974 г.

За рубежом

УДК «12.821.1-052.63:378

Канд. мед. наук Б. Стефанов, К. Петрова

ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ

Медияинская академия, Варна

С целью изучения изменений процессов переработки информации и сердечно-сосудистой деятельности у студентов во время учебных занятий и экзаменов определяли частоту пульса, артериальное давление, скорость и точность переработки информации, устойчивость внимания. При помощи первых 2 показателей вычисляли индекс Кердо (ИК) и индекс Шапталы (ИШ) по формулам:

/ ДД\ ПД-МДД — 50)-ЧП

ик = (1 — щг)-10°; иш= ^ — '

100

где ДД •— диастолическое давление; ПД >— пульсовое давление; ЧП -— частота пульса.

Показатели переработки информации определяли при помощи корректурных таблиц с кольцами Ландольта по формулам Хартриджа и Уипла (Е. И. Степанова). Исследования проподили в начале и конце практических занятий по гигиене, до практического экзамена, между практическим

ч о

>х в

£ К

I

а а £ О.

I

«

О* &

м У

СО СЧ ' +

2?5 ++

^ о

+1 +1

Г~- -Г

о

+1 II

СО ст>

ю •— оо оо

7?

■ч" о

II +1

оо со

3-

о

II +1

С005 юсо~

+

юсо СО см* +:

ю о

+1 +1 ст>

оо ю о

+1 +1

— СО оо со

г- ю О!-"

г о.

_ X X н

N

.л ___.

® о. 17

я

О. щ я

3 по

5 ¡2

|о §

СО

»1

¡паи

о о

и теоретическим экзаменом и после теоретического экзамена по гигиене (экзамены проводятся непосредственно один за другим).

Результаты исследования во время практических занятий представлены в табл. 1. Пульс в 3 группах студентов в конце занятия снижается, а скорость и точность переработки информации увеличиваются. Аналогично изменяется и устойчивость внимания, что в наибольшей степени наблюдается во 2-й группе (+57,8 %).

Во время экзаменов пульс вначале значительно повышен •— свыше 100 в минуту (табл. 2). В динамике'—от начала практического до конца теоретического экзамена'—он снижается на 12,5% в 1-й группе, на 8,8% во 2-й и на 4,7% в 3-й группе. Систолическое давление также понижается. Наибольшая разница для 1-й и 3-й групп определяется между вторым и третьим исследованием, а для 2-й группы •— между первым и вторым исследованием. Та же тенденция характерна и для изменения диастолического давления. Исключение наблюдается в 3-й группе; после теоретического экзамена здесь диа-столическое давление увеличивается. ИК во всех исследованиях положительный, что свидетельствует о преимущественной деятельности симпатической нервной системы. ИШ отражает закономерное снижение динамики названных выше показателей. Снижение ИШ (на 21,3 и 18,4 %) наиболее заметно в 1-й и 2-й группах (летняя сессия), в 3-й группе (осенняя сессия) оно составило 3,3%. Между экзаменами скорость переработки информации выше исходной. После экзаменов ее абсолютная значимость незначительно увеличивается в 1-й и 2-й группах, а в 3-й группе снижается, но величина скорости остается выше исходной. Коэффициент точности невелик, т. е. отмечается большое число ошибок (от 18 до 31). Во всех группах максимальные величины определяются между 2 экзаменами. Наибольшие вариации этого коэффициента отмечаются во время осенней сессии. Устойчивость внимания у студентов 1-й группы между экзаменами и после них повышена по сравнению с исходной. У студентов 2-й и 3-й групп максимальные величины определяются во втором исследовании, т. е. между экзаменами. Наибольшая устойчивость внимания наблюдается в 1-й группе, меньшая •— во 2-й, минимальная •— во время осенней сессии.

Урежение пульса у студентов во время практических занятий, вероятно, связано с относительной гиподинамией и отсутствием интенсивной умственной деятельности и эмоционального напряжения. Аналогичные изменения наблюдали А. 3. Белоусов и соавт., Т. С. Криворучко и др. Улучшение показателей, которые характеризуют состояние психических процессов у студентов, в конце занятий, очевидно, связано с концентрацией возбудительных процессов в коре головного мозга и мобилизацией профессионально значимых качеств '— приема и переработки информации, концентрации и устойчивости внимания (Л. С. Бо-гаченко). Резкое повышение скорости переработки информации и улучшение точности в конце учебного дня являются следствием перевозбуждения коры и развития утомления.

Пульс у студентов непосредственно перед экзаменами очень высокий. Если принять за основу величину пульса, определяемую во время практических занятий утром, то перед первым и вторым экзаменами пульс у них на 42% чаще, перед третьим и четвертым экзаменами •— на 35 %, перед экзаменами осенью'— на 24 %. Так как в этот момент у студентов нет физического напряжения, учащение пульса можно объяснить только эмоциональным фактором. Косвенно об этом свидетельствует максимальная разница пульса перед первым и вторым, а минимальная •— осенью. Наблюдаемая у студентов тахикардия в корреляции с интеллектуальным напряжением и эмоциональным возбуждением может быть связана с ослаблением центрального тонуса вагуса; о том же сообщает П. В. Симонов. По-видимому, причиной отмеченного воздействия служит более активная деятельность симпатической нервной системы. Это подтверждают положительный И К и его большие абсолютные величины.

я я к о

б,

£ =

5

к о С

00 Ч

см"—" см

+1 +1 +1

ОО г- о

Й

«<»>5

СЧСЧ Д

_ ГГ) С7)

+5

Г4- о> О о

+1+1 I 5 §--

— 00 "Г

см см

+1 +1

(О ю

+1 Ч"

«о 5

010

со ем

+1 +1 ч- —

77 N

Д ~ооД ©«О

"Ч со см ем Е2 см 00 -I- ^ г- ~ —

со со СО см*

+1 +1 «о —

+1

а>

+ ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО см со см"

+1 +1 — СО

о> о о ем

+1

со

8

чо

СО Ю 1 + к

оо_<о

ем" см"

+1 +1 -г о

-.О»?

Ч- СО Д м см 2"

+ 5

ем со со" со"

и

со ем" о см

ю см" +1

см со £2

+ 5

оо со ч-со +1 +1

«О ем" +1

со ч- "

2й г

К

V

Я

I

4

(- г

>>2

2 Л

а 4

2 О о. * то и

л

"Г" 4) ' I- О I О йс <

а 7. ^ 2 О -с

ч § = В 2 а 2

о Л Ш а

>. х = >>

СО с( с

ь ов >8 =2 я ^ О С. О ь

О.Н ь а а а а

а <о И ^

£ а 3 а

■ЬеГЭ § § о о

ЗХсЗ хх:

Артериальное давление у обследованных изменяется в той же направленности, как и пульс. ИШ показывает «мобилизационную готовность» (С. М. Рашман) сердечно-сосудистой системы перед экзаменами и последующую тенденцию к нормализации ее деятельности.

Эмоциональная перестройка и преобладание возбудительных процессов в коре головного мозга после экзаменов приводят к повышению скорости переработки информации. Вследствие большого и длительного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения при последнем исследовании определяются некоторые признаки утомления — пониженная точность при исполнении корректурного теста, снижение устойчивости внимания. У студентов осенью определяются более низкие абсолютные величины психологических показателей.

Труд студентов по тяжести как во время практических занятий, так и при экзаменах можно охарактеризовать как легкий (Е. И. Марченко и соавт.). Мощность физической работы незначительна, преобладает статическая нагрузка в свободной позе на стационарном рабочем месте. Во время занятий студенты работают по установленному графику, решают преимущественно альтернативные задачи по инструкции, их активные действия не превышают 50% общего времени; отсутствует эмоциональное и большое интеллектуальное напряжение. Это определяет студенческий труд как мало или умеренно напряженный (I«—II степень). Данные физиологических исследований, которые сравнивались нами с классификациями Н. Цаневой и А. О. Навакатикяна, подтверждают этот вывод. Во время экзаменов требования к оперативной памяти и вниманию возрастают, увеличивается интеллектуальное и возникает эмоциональное напряжение. Пульс учащается до 115 в минуту. Это повышает степень напряженности труда до III'—IV степени (напряженный'—очень напряженный).

Выводы

1. В конце учебного дня у студентов наблюдаются элементы перевозбуждения коры головного мозга и ослабление мобилизации внимания, что, очевидно, связано с развитием их утомления.

2. Умственное и нервно-эмоциональное напряжение во время экзаменов вызывает большую и длительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.

3. Психологические показатели у студентов осенью имеют более низкие абсолютные величины. Во время осенней сессии наблюдается пониженная работоспособность, меньшая устойчивость внимания и точность работы, что, вероятно, объясняется понижением тонуса и демобилизацией во время летних каникул.

4. По тяжести труд студентов легкий (I степень). По напряженности он варьирует от I степени (во время учебных занятий) до IV степени (во время экзаменационных сессий).

ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3. и др. Гиг. и сан., 1971, № 1, с. 46. — БогаченкоЛ. С. Изв. Академии педагогических наук РСФСР, 1953, в. 47, с. 181. — Криворучко Т. С. Гиг. и сан., 1968, № 11, с. 105. — МарченкоЕ. Н. и др. Гиг. труда, 1972. № 3, с. 4. — Н а в а к а т и к я н А. О. Там же, 1971, № 7, с. 3. — Рашман С. М. Гиг. и сан., 1973, № 2, с. 105. — Симонов П. В. (ред.) Нервное напряжение и деятельность сердца. М., 1969.—Степанова Е. И. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1970, № 2, с. 147. — X а р т -р и д ж Г. Современные успехи физиологии зрения. М., 1952. — Цанева Н. Психофи-зиологични проблем и на НОТ. София. 1971.

Поступило II/II 1974 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.