источник не может привести к существенному загрязнению местности даже в течение длительных сроков работы предприятий.
Нами дана лишь ориентировочная оценка уровней загрязнения местности I128 и произведена оценка биологической опасности этого радионуклида. Для более обоснованной оценки необходимы данные прямых определений величин выброса, а также содержания I129 в природных средах. Нужно исследовать закономерности метаболизма и миграции I129 в биосфере, а также уточнить параметры обмена I129, так как при попадании в организм существующих допустимых уровней поступления этого изотопа в организм ежедневно будут поступать весомые количества йода (0,11 мг в день), которые могут повлиять на уровень отложения изотопа в щитовидной железе и скорость выведения его из организма. Ранее было показано, что с увеличением содержания стабильного йода в диете с 50 до 300 мкг доля отложения йода в щитовидной железе понижается с 0,57 до 0,17, а биологический период полувыведения сокращается со 138 до 95 сут. Все это свидетельствует о том, что при хроническом поступлении I129 параметры обмена его могут отличаться от других короткоживущих изотопов йода, что, однако, необходимо проверить в экспериментах.
ЛИТЕРАТУРА. КлассовскийЮ. А., Василенко И. Я., Tepe х о в Н. Ф. В кн.: Радиобиологический эксперимент и человек. М., 1970, с. 155. — Ильина Л. А., Москалев Ю. И. (Ред.). Распределение, кинетика обмена и биологическое действие радиоактивных изотопов йода. М., 1970. — Стасилевич Д. С. БСЭ. М., 1972, т. 10, с. 367. — Тур киа А. Д. Дозиметрия радиоактивных газов. М., 1973. — Brauner F. Р. et al. Natural Iodine and Iodin-129 in Mammalian. Washington, 1973.
Поступила 20/1V 1974 г.
За рубежом
УДК «12.821.1-052.63:378
Канд. мед. наук Б. Стефанов, К. Петрова
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКЗАМЕНОВ
Медияинская академия, Варна
С целью изучения изменений процессов переработки информации и сердечно-сосудистой деятельности у студентов во время учебных занятий и экзаменов определяли частоту пульса, артериальное давление, скорость и точность переработки информации, устойчивость внимания. При помощи первых 2 показателей вычисляли индекс Кердо (ИК) и индекс Шапталы (ИШ) по формулам:
/ ДД\ ПД-МДД — 50)-ЧП
ик = (1 — щг)-10°; иш= ^ — '
100
где ДД •— диастолическое давление; ПД >— пульсовое давление; ЧП -— частота пульса.
Показатели переработки информации определяли при помощи корректурных таблиц с кольцами Ландольта по формулам Хартриджа и Уипла (Е. И. Степанова). Исследования проподили в начале и конце практических занятий по гигиене, до практического экзамена, между практическим
ч о
>х в
£ К
I
а а £ О.
I
«
О* &
м У
СО СЧ ' +
2?5 ++
^ о
+1 +1
Г~- -Г
о
+1 II
СО ст>
ю •— оо оо
7?
■ч" о
II +1
оо со
3-
о
II +1
С005 юсо~
+
юсо СО см* +:
ю о
+1 +1 ст>
оо ю о
+1 +1
— СО оо со
г- ю О!-"
г о.
_ X X н
N
.л ___.
® о. 17
я
О. щ я
3 по
5 ¡2
|о §
СО
»1
¡паи
о о
и теоретическим экзаменом и после теоретического экзамена по гигиене (экзамены проводятся непосредственно один за другим).
Результаты исследования во время практических занятий представлены в табл. 1. Пульс в 3 группах студентов в конце занятия снижается, а скорость и точность переработки информации увеличиваются. Аналогично изменяется и устойчивость внимания, что в наибольшей степени наблюдается во 2-й группе (+57,8 %).
Во время экзаменов пульс вначале значительно повышен •— свыше 100 в минуту (табл. 2). В динамике'—от начала практического до конца теоретического экзамена'—он снижается на 12,5% в 1-й группе, на 8,8% во 2-й и на 4,7% в 3-й группе. Систолическое давление также понижается. Наибольшая разница для 1-й и 3-й групп определяется между вторым и третьим исследованием, а для 2-й группы •— между первым и вторым исследованием. Та же тенденция характерна и для изменения диастолического давления. Исключение наблюдается в 3-й группе; после теоретического экзамена здесь диа-столическое давление увеличивается. ИК во всех исследованиях положительный, что свидетельствует о преимущественной деятельности симпатической нервной системы. ИШ отражает закономерное снижение динамики названных выше показателей. Снижение ИШ (на 21,3 и 18,4 %) наиболее заметно в 1-й и 2-й группах (летняя сессия), в 3-й группе (осенняя сессия) оно составило 3,3%. Между экзаменами скорость переработки информации выше исходной. После экзаменов ее абсолютная значимость незначительно увеличивается в 1-й и 2-й группах, а в 3-й группе снижается, но величина скорости остается выше исходной. Коэффициент точности невелик, т. е. отмечается большое число ошибок (от 18 до 31). Во всех группах максимальные величины определяются между 2 экзаменами. Наибольшие вариации этого коэффициента отмечаются во время осенней сессии. Устойчивость внимания у студентов 1-й группы между экзаменами и после них повышена по сравнению с исходной. У студентов 2-й и 3-й групп максимальные величины определяются во втором исследовании, т. е. между экзаменами. Наибольшая устойчивость внимания наблюдается в 1-й группе, меньшая •— во 2-й, минимальная •— во время осенней сессии.
Урежение пульса у студентов во время практических занятий, вероятно, связано с относительной гиподинамией и отсутствием интенсивной умственной деятельности и эмоционального напряжения. Аналогичные изменения наблюдали А. 3. Белоусов и соавт., Т. С. Криворучко и др. Улучшение показателей, которые характеризуют состояние психических процессов у студентов, в конце занятий, очевидно, связано с концентрацией возбудительных процессов в коре головного мозга и мобилизацией профессионально значимых качеств '— приема и переработки информации, концентрации и устойчивости внимания (Л. С. Бо-гаченко). Резкое повышение скорости переработки информации и улучшение точности в конце учебного дня являются следствием перевозбуждения коры и развития утомления.
Пульс у студентов непосредственно перед экзаменами очень высокий. Если принять за основу величину пульса, определяемую во время практических занятий утром, то перед первым и вторым экзаменами пульс у них на 42% чаще, перед третьим и четвертым экзаменами •— на 35 %, перед экзаменами осенью'— на 24 %. Так как в этот момент у студентов нет физического напряжения, учащение пульса можно объяснить только эмоциональным фактором. Косвенно об этом свидетельствует максимальная разница пульса перед первым и вторым, а минимальная •— осенью. Наблюдаемая у студентов тахикардия в корреляции с интеллектуальным напряжением и эмоциональным возбуждением может быть связана с ослаблением центрального тонуса вагуса; о том же сообщает П. В. Симонов. По-видимому, причиной отмеченного воздействия служит более активная деятельность симпатической нервной системы. Это подтверждают положительный И К и его большие абсолютные величины.
я я к о
б,
£ =
5
к о С
00 Ч
см"—" см
+1 +1 +1
ОО г- о
Й
«<»>5
СЧСЧ Д
_ ГГ) С7)
+5
Г4- о> О о
+1+1 I 5 §--
— 00 "Г
см см
+1 +1
(О ю
+1 Ч"
«о 5
010
со ем
+1 +1 ч- —
77 N
Д ~ооД ©«О
"Ч со см ем Е2 см 00 -I- ^ г- ~ —
со со СО см*
+1 +1 «о —
+1
а>
+ ^
СО см со см"
+1 +1 — СО
о> о о ем
+1
со
8
чо
СО Ю 1 + к
оо_<о
ем" см"
+1 +1 -г о
-.О»?
Ч- СО Д м см 2"
+ 5
ем со со" со"
и
со ем" о см
ю см" +1
см со £2
+ 5
оо со ч-со +1 +1
«О ем" +1
со ч- "
2й г
К
V
Я
I
4
(- г
>>2
2 Л
а 4
2 О о. * то и
л
"Г" 4) ' I- О I О йс <
а 7. ^ 2 О -с
ч § = В 2 а 2
о Л Ш а
>. х = >>
СО с( с
ь ов >8 =2 я ^ О С. О ь
О.Н ь а а а а
а <о И ^
£ а 3 а
■ЬеГЭ § § о о
ЗХсЗ хх:
Артериальное давление у обследованных изменяется в той же направленности, как и пульс. ИШ показывает «мобилизационную готовность» (С. М. Рашман) сердечно-сосудистой системы перед экзаменами и последующую тенденцию к нормализации ее деятельности.
Эмоциональная перестройка и преобладание возбудительных процессов в коре головного мозга после экзаменов приводят к повышению скорости переработки информации. Вследствие большого и длительного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения при последнем исследовании определяются некоторые признаки утомления — пониженная точность при исполнении корректурного теста, снижение устойчивости внимания. У студентов осенью определяются более низкие абсолютные величины психологических показателей.
Труд студентов по тяжести как во время практических занятий, так и при экзаменах можно охарактеризовать как легкий (Е. И. Марченко и соавт.). Мощность физической работы незначительна, преобладает статическая нагрузка в свободной позе на стационарном рабочем месте. Во время занятий студенты работают по установленному графику, решают преимущественно альтернативные задачи по инструкции, их активные действия не превышают 50% общего времени; отсутствует эмоциональное и большое интеллектуальное напряжение. Это определяет студенческий труд как мало или умеренно напряженный (I«—II степень). Данные физиологических исследований, которые сравнивались нами с классификациями Н. Цаневой и А. О. Навакатикяна, подтверждают этот вывод. Во время экзаменов требования к оперативной памяти и вниманию возрастают, увеличивается интеллектуальное и возникает эмоциональное напряжение. Пульс учащается до 115 в минуту. Это повышает степень напряженности труда до III'—IV степени (напряженный'—очень напряженный).
Выводы
1. В конце учебного дня у студентов наблюдаются элементы перевозбуждения коры головного мозга и ослабление мобилизации внимания, что, очевидно, связано с развитием их утомления.
2. Умственное и нервно-эмоциональное напряжение во время экзаменов вызывает большую и длительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
3. Психологические показатели у студентов осенью имеют более низкие абсолютные величины. Во время осенней сессии наблюдается пониженная работоспособность, меньшая устойчивость внимания и точность работы, что, вероятно, объясняется понижением тонуса и демобилизацией во время летних каникул.
4. По тяжести труд студентов легкий (I степень). По напряженности он варьирует от I степени (во время учебных занятий) до IV степени (во время экзаменационных сессий).
ЛИТЕРАТУРА. Белоусов А. 3. и др. Гиг. и сан., 1971, № 1, с. 46. — БогаченкоЛ. С. Изв. Академии педагогических наук РСФСР, 1953, в. 47, с. 181. — Криворучко Т. С. Гиг. и сан., 1968, № 11, с. 105. — МарченкоЕ. Н. и др. Гиг. труда, 1972. № 3, с. 4. — Н а в а к а т и к я н А. О. Там же, 1971, № 7, с. 3. — Рашман С. М. Гиг. и сан., 1973, № 2, с. 105. — Симонов П. В. (ред.) Нервное напряжение и деятельность сердца. М., 1969.—Степанова Е. И. В кн.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1970, № 2, с. 147. — X а р т -р и д ж Г. Современные успехи физиологии зрения. М., 1952. — Цанева Н. Психофи-зиологични проблем и на НОТ. София. 1971.
Поступило II/II 1974 г.