УДК 616.31:614.255.5-085.
ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ И ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ БОЛЬНЫХ
М.А. Иванова1 Т.А. Соколовская1
Анализ обращаемости населения за стоматологической помощью на примере одного из ведомственных учреждении Минобороны России показал, что среди негативных тенденций в стоматологическом здоровье обслуживаемого контингента следует отметить увеличение вторичной обращаемости за ортопедической помощью (+61,8%) на фоне снижения обращаемости в терапевтическое отделение (40,0%), что свидетельствует о запущенности патологических процессов. Превалирование лиц пред- и пенсионного возраста требует усиления профилактических мер по раннему выявлению стоматологической патологии.
С.А. Куликова2 Л.М. Алиева1
1) Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава, г. Москва
2) ФГУ «2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Министерства обороны России», г. Москва
Ключевые слова: контингент, структура, обращаемость, стоматологическая деятельность, терапевтическая, ортопедическая, профилактика.
e-mail: [email protected]
Актуальность. Социально-экономические изменения в обществе влекут за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и здравоохранении. Весьма актуальной также становится диагностика социально -экономических последствий [3]. В современных условиях необходимость укрепления материально -технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является одним их основных направлений Программы модернизации здравоохранения [1]. В государственных учреждениях преобладают специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, что создает высокую загруженность специалистов и необоснованные очереди [2]. В связи с высокой загруженностью специалистов данного профиля и нередко отсутствием современного технического оснащения в государственной сети, стоматология стала одним из наиболее прогрессивных направлений платных медицинских услуг, что обосновывает актуальность данного направления здравоохранения.
Материал и методы: проведен анализ мониторинга больных, обратившихся за стоматологической помощью в отделения стоматологии ЛДЦ «ФГУ 2 ЦВКГ им. П.В. Мадрыка Минобороны России» за интервалы времени от 1994 до 2004 гг. и от 2004 до 2011 гг.
Цель: оценить деятельность стоматологической помощи на примере обращаемости в отделения стоматологии ЛДЦ «ФГУ 2 ЦВКГ им. П.В. Мадрыка Минобороны России».
Результаты и обсуждение. Известно, что мощность любого лечебнопрофилактического учреждения оценивается по обращаемости населения за медицинской помощью. От числа обращений и ситуации по отдельным нозологическим формам заболеваемости зависит и планирование подготовки кадров. Стоматологическая помощь является одной из наиболее востребованных в системе здравоохранения и представляет особый интерес в развитии коммерческого направления [4].
В настоящее время стоматология может являться конкурентоспособной в таких направлениях, как косметология и пластическая хирургия. В этой связи представляет интерес изучение современного состояния обращаемости в некоммерческую систему оказания медицинской помощи [5].
Нами проведен анализ обращаемости населения за стоматологической помощью на примере одного из ведомственных учреждении Минобороны России. В структуру отделения стоматологии ЛДЦ ФГУ «2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобо-
роны России» входят ортопедическое, терапевтическое и хирургическое отделения, кабинет ортодонтии. Врачебный состав представлен 10 врачами ортопедами, 20 врачами терапевтами, 3 хирургами и 1 ортодонтом.
Количество прикрепленного контингента к данному учреждению составляет 50000 человек.
Обращает внимание, что среди первичных больных, как в конце XX, так и в начале XXI века, наиболее многочисленной является возрастная группа 50-70 лет (рис. 1).
30-40 лет 40-50 лет 50-70 лет
Рис. 1. Распределение первичных больных по возрастным группам за периоды 1994-2004 гг. и 2004-2011 гг., %
Это является вполне закономерным, так как, во-первых, с возрастом происходят дегенеративные изменения в зубочелюстной системе (ее изнашивание, разрушение, формирование хронических очагов инфекции и т.д.) и как следствие — рост первичных обращений; во-вторых — отмечается увеличение доли долгожителей, нуждающихся в квалифицированной медицинской помощи [6].
За последние 8 лет их доля возросла на 57,6%, в то время как доля лиц активного трудоспособного возраста (30-40 лет) за этот же период снизилась в 2 раза. Это может быть связано с широкомасштабной пропагандой здорового образа жизни и, в частности, гигиенических основ ухода за ротовой полостью, и усилением профилактической составляющей в виде ежегодных диспансеризаций работающего населения и периодических профосмотров, а также более высокой информированностью населения [7].
Что же касается структуры первичных больных в данном отделении, то наибольшую долю среди них занимают военнослужащие (рис. 2).
Однако, по сравнению с периодом 1994-2004 гг., в 2004-2011 гг. их доля уменьшилась в 1,1 раз (-7,3%), в то время как число первичных больных среди офицеров запаса возросло на +6,5%. Такая тенденция может быть связана с реформами, проведенными в армии и органах МВД, вследствие чего значительно сократился действующий численный состав.
Также обращает на себя внимание снижение доли первичных больных среди членов семей (на -21,4% за анализируемые периоды) и увеличение доли договорных пациентов (на +28,6%). Учитывая, что из-за сокращений миграционные оттоки военнослужащих могут увеличиваться, а платные услуги приобретают все более широкое распространение, такое распределение возможно.
При рассмотрении деятельности работы различных отделений, оказывающих стоматологическую помощь в ЛДЦ ФГУ «2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобороны России», проведен сравнительный анализ числа погодовых обращений первичных и повторных больных за период 2006-2010 гг.
1994-2004 гг.
2004-2011 гг.
31,0% 33,0%
Ц — военнослужащие □—офицеры запаса
□ — договорные пациенты □ — члены семей
Рис. 2. Структура первичных больных по категориям обслуживаемого контингента за периоды 1994-2004 гг. и 2004-2011 гг., %
Результаты исследования показывают, что за анализируемый период значительно сократилось число первичных и повторных обращений в терапевтическое отделение (-40,0% в обоих случаях) (табл. 1).
Таблица 1
Число обращений в терапевтическое отделение за 2006-2010 гг.
Год Первичные больные Повторные больные
2006 10 000 65 000
2007 9 000 54 000
2008 10 000 60 000
2009 8 000 48 000
2010 6 000 39 000
Поскольку терапевтическое лечение направленно на сохранение зубного аппарата (лечение резорциновых зубов, галитоза, заболеваний слизистой оболочки полости рта и корневых каналов; пломбирование и микропротезирование) и исправление его эстетических дефектов, то его своевременное начало во многом определяет дальнейшую тактику ведения пациентов [8].
Так, за анализируемый период снизилось число первичных (-25,4%) и увеличилось число повторных (+61,8%) обращений в ортопедическое отделение (табл. 2).
Таблица2
Число обращений в ортопедическое отделение за 2006-2010 гг.
Год Первичные больные Повторные больные
2006 2 950 6 800
2007 3 200 9 500
2008 2 500 12 000
2009 2 000 13 000
2010 2 200 11 000
Помимо вышесказанного, увеличение числа именно повторных больных обусловлено плановой заменой конструкций у пациентов по причине освоения новых технологий и использования более современных стоматологический материалов; также последние годы за ортопедическим лечением обращается все большее количество пациентов с тяжелыми функциональными нарушениями зубочелюстного аппарата, протезирование которых является поэтапным и длительным процессом.
А так как в терапевтическое отделение обращается все меньше пациентов, о чем было сказано выше, то данный рост закономерен (рис. 3).
Что же касается хирургического отделения, то и там число первичных и повторных обращений снижается. Исключение составил 2010 г., в котором, наоборот, отмечался их рост (+9,1 и +60,0%, соответственно) (табл. 3).
Таблица 3
Число обращений в хирургическое отделение за 2006-2010гг.
Год Первичные больные Повторные больные
2006 1400 4300
2007 1500 4500
2008 1000 3100
2009 1100 2000
2010 1200 3200
Хотя хирургическое лечение в современной стоматологии является комплексным, это радикальный метод терапии. Однако рост количества обращений в 2010 году обусловлен введением в прейскуранте ЛДЦ такой услуги, как имплантация зубов, которая позволяет в ряде случаев отказаться от протезирования пациента съемной ортопедической конструкцией. Это говорит как о востребованности предоставляемой услуги, так и является благоприятным прогностическим признаком, свидетельствующим об улучшении стоматологического здоровья наблюдаемого контингента.
□ терапевтическое отделение (число первичных обращений)
-10,0%
12000 10000 -8000 - ' 6000 -4000 -2000 -0
2006
2007
2008
2009
2010
□ терапевтическое отделение (число вторичных обращений)
-16,9%
70000 60000 50000 40000 -30000 -20000 -10000 -0
2006 2007 2008 2009 2010
-21,9%
IV
2000 -1500 -1000 -500 -0
2006 2007 2008 2009 2010
ортопедическое отделение (число вторичных обращений)
14000 -12000 -10000 -8000 -6000 -4000 -2000 -0
+26,3% +8,3% -15,4%
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 3. Темпы погодового роста и снижения числа обращений пациентов в терапевтическое и ортопедическое отделения в 2006-2010 гг.
Таким образом, результаты анализа показали, что отделение стоматологии ЛДЦ ФГУ «2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка Минобороны России» укомплектовано всеми необходимыми специалистами стоматологического профиля и обслуживает 50 000 человек. Среди первичных больных преобладают 50-70-летние (52,0% в 2004-2011 гг.), а в их структуре лидирующие позиции занимают военнослужащие (38,0%, соответственно). Однако отмечается увеличение доли первичных больных среди офицеров запаса и договорных пациентов (+6,5 и +28,6%, соответственно), что может быть связано с социально-экономическими реформами. При наличии негативных тенденций в состоянии здоровья прикрепленного контингента по причине превалирования лиц пред- и
пенсионного возраста требуется усиление профилактических мер по раннему выявле- нию стоматологической патологии среди активного трудоспособного возраста.
Литератур
а
1. Голикова, Т.А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения / Т.А. Голикова // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социаль- ного развития. — 2009. — №5. — С. 4-10.
2. Иванова, М.А. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем : автореф. дис. д-ра мед. наук / М.А. Иванова. — М., 2007. — 42 с.
3. Стародубов, В.И. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие обще- ства / В.И. Стародубов (и др.) ; под ред. А.И. Татаркина. — М. : Форт Диалог-Исеть ; Екатерин- бург, 2006. — 380 с.
4. Димарчук, В.А. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности ведомственной стоматологической службы в современных условиях : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В.А. Димарчук. — М., 2004.
5. Димарчук, В.А. Организационные аспекты совершенствования деятельности ведом- ственных стоматологических учреждений / В.А. Димарчук, С.Л. Панасенко // Проблемы терри- ториального здравоохранения : сб. науч. трудов. — М., 2003. — Вып. 5. — С. .51-55.
6. Денисенко, Ю.А. Организация и методы работы военной стоматологической поли- клиники в мирное время в современных хозяйственных условиях / Ю.А. Денисенко. — СПб.: Во- ен.-мед. акад., 1996. — С.23.
7. Полянская, В.А. Концепция оказания стоматологической помощи в гарнизоне В.А. Полянская // Мор. мед. журн. — 2001. — №2. — С. 42-42.
8. Герасимчук, А.А. Организацимя стоматологической помощи в воинских частях и учреждениях Министерства обороны в мирное время / А.А. Герасимчук. — Минск, 2000. — 66.с.
INDICATORS OF NEGOTIABILITY OF THE POPULATION BEHI ND THE STOMATOLOGIC HELP AND AGE OF PATIENTS
M.A. Ivanova1 T.A. Sokolovskaya1 C.A. Kulikova2 L.M. Alieva1
1 The central scientific research institute of organisation and information of public health services of Ministry of Health Care and Social development the Russian Federation, Moscow
The central hospital of Ministry of Health of Russia, Moscow
e-mail: maisa96l @mail.ru
The analysis of negotiability of the population behind the stomatologic help on an example of one of departmental establishment of the Minister of Defence of Russia shows that among negative tendencies in stomatologic health of a served contingent it is necessary to notice increase in second- ary negotiability behind the orthopedic help (+61,8 %) against decrease in negotiability to therapeutic branch (-40,0 %) that testifies to neglect of pathological processes. A preva- lence of persons pre- and pension age, strengthening of preventive measures on early revealing of a stomatologic pathology is demanded.
Key words: a contingent, structure, negotiability, sto- matologic, activity, therapeutic, opTogegn^ecKaa, preventive maintenance.