Показатели конкурентоспособности автосервисных
предпринимательских структур Autoservicebusinessstructurescompetitivenessindicators
Бурылов Василий Сергеевич
стажер,кафедра Коммерции, Санкт-Петербургский государственный экономический университет e-mail: [email protected] BurylovVasilySergeyevich Intern, Department of Commerce, St. Petersburg State University of Economics e-mail: [email protected]
Аннотация.Разработана комплексная система экономических и производственных показателей конкурентоспособности автосервисных предпринимательских структур. Сделан вывод о том, что автосервисные предпринимательские структуры должны ориентироваться на определенные группы клиентов.
Показананеобходимостьприменениясистемногоподходаиэкспертныхоценок.
Abstract. Thecomplexsystemofeconomicandoperationalindicatorsofautoservice busineesstructurescompetitivenessisdeveloped. The conclusion that autoservice business structures have to be guided by certain groups of clients is drawn. Need of application of system approach and expert estimates is shown.
Ключевыеслова:предпринимательские структуры, конкурентоспособность, автосервис
Key words:business structures, competitiveness, car service Анализконкурентоспособности автосервисных предпринимательских структур достаточно сложен,так как требуется учитывать достаточно большое количество как количественных так и качественных показателей.
В первую очередь, следует дать определение конкурентоспособности автосервисных предпринимательских структур.
Подконкурентоспособностьюавтосервисных предпринимательских
структур следует понимать такое экономическое их состояние, которое позволяет предприятию успешно функционировать и развиваться в условиях конкурентного рынка автосервисных услуг и работ, обуславливающееся финансовым состоянием автосервисных предпринимательских структур, уровнем организации ремонтного производства, состоянием предпринимательской и маркетинговой деятельности, технологическим уровнем производства, местом расположения предприятия, возможностями к расширению, профессионализмом сотрудников и предприимчивостью руководства, организационно-правовой формой, налоговой политикой, а также качеством работ и услуг (виды, стоимость, качество, время выполнения работ, режим работы предприятия и др.).
Учитывая данное определение, разработанную нами методику [1], основанную на системном анализе и имитационном математическом моделировании, а такжепрактические рекомендации в сфере автосервиса [2] была разработана сбалансированная система показателей конкурентоспособности автосервисных предпринимательских структур, представленная в табл. 1.
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности автосервисных предпринимательских
структур
Группа показателей Показатели
Финансовые Чистая прибыль - ЧП Рентабельность -Р
Качества услуг Общая удовлетворенность клиентов - Уд Количество зарегистрированных жалоб - Кжал
Финансовой устойчивости Коэффициенты ликвидности,
коэффициенты автономии, финансовой зависимости, обеспечения собственными оборотными средствами, маневренности собственных оборотных средств Доли крупных клиентов в прибыли
Производственные Трудовой потенциал Доля современного оборудования
Маркетинговые Расположение предприятия Известность предприятия у потенциальных клиентов
Для более полного анализа следует разделить предприятие автосервиса на несколько частей (рис.1.): обычно это мойка, цех технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) и цех восстановительного ремонта (чаще применяют название кузовной цех), иногда отдельно выделяют еще и пост диагностики, а также пост установки дополнительного оборудования. Кроме того в большинстве автосервисов существует служба снабжения или магазин автозапчастей. Понятно, что не у всех автосервисов или небольших автосервисных предприятий есть все эти части, тем проще будет производить этот анализ в дальнейшем, просто исключив часть неиспользуемых параметров
Рис. 1. Типовая производственная структура автосервиса
Чистая прибыль в укрупненном виде рассчитывается по формуле: ЧП = В + Плкм + П маг - З (1)
где:
В - выработка всех цехов;
Плкм - прибыль от лакокрасочных материалов;
Пмаг - прибыль магазина или службы снабжения;
З - затраты, здесь имеются в виду все виды затрат.
Типовая производственная структура автосервиса представлена на рис. 1.
Под выработкой понимается сумма всех произведенных коммерческих работ без запчастей и расходных материалов выраженная в рублях.
В = Вм + Вто + Ввос (2)
где:
Вм - выработка мойки;
Вто - выработка цеха технического обслуживания и ремонта (ТО и Р);
Ввос - выработка цеха восстановительного ремонта.
Под прибылью магазина следует понимать наценку (разницу между закупочной и продажной стоимостью реализованных товаров).
Отдельно стоит рассмотреть затраты. Следует понимать, что в зависимости от системы налогообложения, часть налогов, например ЕНВД и УСН, платятся ежеквартально, но для более четкого анализа, рекомендуется производить подсчет предполагаемых налоговых выплат ежемесячно и включать их в ежемесячные затраты. Также следует поступать и с затратами на обслуживание оборудования, эти затраты следует разбивать на срок планового обслуживания каждого вида оборудования, в частности если взять для примера покрасочно-сушильную камеру, использующуюся в цехе восстановительного ремонта, то периодически в ней следует производить замену угольных фильтров, стоимость этих фильтров может доходить до нескольких сот тысяч рублей, такие затраты не позволят правильно провести анализ деятельности за данный месяц и даже квартал.
Вторым финансовым показателем является рентабельность, она рассчитывается как отношение ЧП к затратам.
Общая удовлетворенность клиентов включает в себя такие параметры как: удовлетворенность стоимостью работ, качеством работ, временем выполнения работ, видами работ, удобством времени работы предприятия, наличием очередей, наличием мест ожидания во время ремонта, включая наличие кофейных автоматов, кафе, предоставления бесплатного доступа в интернет, внешний вид помещений, приветливость и профессионализм сотрудников, их внешний вид, наличие эвакуатора, возможности выезда специалистов, доставки клиента до дома или работы, возможности оплаты банковскими картами, наличие персональных скидок, времени отсрочки платежа.
В результате опросов клиентов был сделан вывод о том, что автосервисные предпринимательские структуры в крупных городах, где существует большая конкуренция, не могут ориентироваться на всех клиентов сразу, они должны выбрать только часть из них и делать упор именно на этой части, так как пожелания различных групп клиентов сильно различаются (табл. 2).
Таблица 2
Важность показателей по раз личным группам клиентов
Привилегированные Среднего класса Экономные
ф.л. ю.л. ф.л. ю.л. ф.л. ю.л.
Цена услуг ** *** ** *** *** ***
Время ожидания *** *** ** *** ** **
Время выполнения работ ** ** *** *** ** **
Качество работ *** *** *** *** ** **
Время работы ** ** *** *** ** **
Общения с мастером *** *** *** *** ** **
Общение с сотрудниками приемки *** ** *** *** ** **
Наличие эвакуатора ** ** *** ** * *
Возможность выезда специалистов *** ** ** * * *
Внешний вид сотрудников *** *** ** ** * *
Внешний вид станции *** *** ** ** * *
Наличие накидок на сиденья и руль *** *** ** ** * *
Наличие мест ожидания (есть ли кафе, интернет, телевизор) *** ** *** * ** *
Персонализация клиента (есть ли в базе, персональные скидки) *** *** ** ** * *
Доставка клиента до дома или работы *** ** ** * * *
Возможность оплаты банковскими картами *** *** *
Возможность отсрочки платежа - *** - *** - ***
Где:
ф.л. - физические лица;
ю.л. - юридические лица;
* - не очень важно;
** - важно;
*** - очень важно.
Общая удовлетворенность клиентов строится на основе опросов клиентов, насколько они удовлетворены качеством услуг, в балах от 1 до 10.
Одним из важных параметров является количество зарегистрированных жалоб. Сюда входят: жалобы из книги отзывов и предложений, жалобы размещенные в сети интернет, а также возможное наличие судебных дел. Часто именно эти факторы определяют первое представление вероятных клиентов о предприятии, стоит ли производить ремонт.
Показатель финансовой устойчивости рекомендуется также формировать с помощью мнения экспертов в балах от 1 до 10 на основе предлагаемых коэффициентов и доли крупных клиентов в прибыли, с учетом вида этих клиентов (частные или государственные и муниципальные), экономической ситуацией в стране.
Трудовой потенциал [3] = Штат производственных рабочих в смене (обычно равен количеству постов) * Количество рабочих дней * Количество рабочих часов в день * Коэффициент продуктивности рабочего времени * Коэффициент эффективности использования рабочего времени
Коэффициент продуктивности рабочего времени - отношение доли времени работы исполнителей по заказам ко времени присутствия на работе.
Коэффициент продуктивности рабочего времени = Фактические производительные затраты времени / Время присутствия на работе
Маркетинговые показатели также предлагается оценивать в балах от 1 до 10 с помощью мнения экспертов. Информацию об известности предприятия можно получить с помощью телефонных опросов, а также при проведении различных маркетинговых акций, в том числе на автомобильных выставках.
Определение конкурентоспособности следует производить с помощью ранжировок по каждой из приведенных ранее в табл.1 группе показателей, учитывая на какие группы клиентов ориентируются автосервисные предпринимательские структуры.
Для согласования мнения экспертов предлагается использовать [4] медиану Кемени.
Медианой Кемени является:
s
A = ArgA minX d(Ap, A) (3)
p=\
где d (Ap, A) - расстояние Кемени. Элементы Аср = аср (i, j)
s s
удовлетворяют условию: аср(i, j) = 1, если Xap(i,j) , и аср(i,j) = 0, если
p=i 2
s s
X ap (i, j) —. Следовательно, при нечетном количестве объектов s, групповое
p=i 2
мнение Acp определяется однозначно. При четном s однозначность возникает в
s s
случае X ар (i, j) = — . Тогда медиана Кемени Acp - не одна матрица отношений,
p=i 2
а множество, при этом минимум суммы расстояний достигается и при аср(i, j) = 1, и при аср(i, j) = 0 .
Медиана Кемени определяет ранжировку, которая находится на наименьшем расстоянии от объективного мнения большинства экспертов.
Достаточно важным моментом является разделение цеха технического облуживания и ремонта и цеха восстановительного ремонта. Бывает, данные цеха работают практически автономно и представляют собой два предприятия в одном, ориентируясь на разных клиентов. В таком случае, иногда можно считать конкурентоспособность непосредственно по каждому цеху отдельно, что обычно сложно, особенно в части деления затрат.
В целом следует сказать, что руководители автосервисных предпринимательских структур очень внимательно должны относиться ко всем показателям конкурентоспособности, а не только к финансовым (как это часто случается). Все показатели очень сильно взаимосвязаны, и недостаточное внимание к одним показателям, в конечно счете, может привести к резкому снижению других, вплоть до полной неконкурентоспособности всей автосервисной предпринимательской структуры. Литература
1. Бурылов В.С., Виноградов Л.В. Семенов В.П. Экономико-математические методы в управлении качеством. Монография. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
2. Волгин В.В. Автосервис. Управление рисками М. : Дашков и К., 2013. 380 с.
3. Волгин В.В. Автосервис. Маркетинг и анализ М.: Дашков и К., 2005. 496с.
4. Бурылов В.С. Виноградов Л.В. Семенов В.П. Назаров Р.О. Современные методы оценки и согласования результатов экспертных исследований качества // Управление качеством: проблемы, исследования, опыт, 2011.
: Сборник научных трудов выпуск 7/ В.С. Бурылови др. - СПб.: СПбГИЭУ
References
1. Burylov V.S.Vinogradov L.V. Semenov V.P.Economic-mathematical methods in quality management. Monograph. - SPb .: SPbGIEU 2011.
2. Volgin V.V. Auto repair. RiskmanagementMoscow: Dashkov K., 2013. 380 p.
3. Volgin V.V. Auto repair. Marketingandanalysis M .: Dashkov K., 2005. 496 p.
4. BurylovV.S. Vinogradov L.V. Semenov V.P. Nazarov R.O. Modern methods of review and approval of the results of expert research quality // Quality Management: Problems, Studies and experience: Proceedings of the issue 7 / V.S.Burylov et al. - SPb.: SPbGIEU 2011.