© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 616-053.2:373.3]:312.6(470.57)
Гатиятуллина Л.Р.1, Малиевский В.А.1, Винярская И.В.2, Коновалова Г.М.1
показатели качества жизни детей младшего школьного возраста
в республике Башкортостан
'Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России, 45000, Уфа, ул. В.И. Ленина, 3; 2Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1
Представлены региональные показатели качества жизни детей препубертатного возраста, что позволяет сравнивать показатели качества жизни детей в Республике Башкортостан и других регионах России. Дети и их родители практически одинаково оценивали уровень качества жизни, что свидетельствовало о сопоставимости восприятия вопросов и оценки большинства аспектов жизнедеятельности родителями и детьми. Наиболее высокие показатели имели шкалы «физическое функционирование», «социальное функционирование», более низкие - «эмоциональное функционирование», «жизнь в школе», «психосоциальное здоровье». Показатели качества жизни детей с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) отличались более низкими показателями по всем шкалам в сравнении с показателями у здоровых детей.
Ключевые слова: дети; качество жизни; препубертатный возраст; здоровье детей. Gatiyatullina L.R.', Malievskiy V.A.', Vinyarskaya I.V.2, Konovalova G.M.'
LIFE QUALITY INDICES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN 1Bashkir State medical University, 3, Lenina Str., Ufa, Russian Federation, 450077
2Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991
There are presented regional life quality (LQ) indices in prepubertal children that allows us to compare the LQ indices in children in the Republic of Bashkortostan and other regions of Russia. Children and their parents almost equally evaluated the level of LQ level, that indicated to the compossibility of the perception of questions and evaluation of most aspects of life activities by parents and children. The highest rates were found on such scales, as "Physical functioning", "Social functioning", more lower - "Emotionalfunctioning", "Life in the School", "Psychosocial health". LQ indices in children with chronic diseases (III health group) differed by lower scores on all scales in comparison with healthy children.
Key words: children, quality of life, prepubescent age, children's health.
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
настоящее время состояние здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, социально значимой патологии и болезней, связанных с поведенческими факторами риска, что в большей части обусловлено действием социальных условий и поведенческими факторами риска, т. е. образом жизни ребенка и его семьи [1, 2]. Изучение показателей, характеризующих здоровье детей, является одной из основных задач системы здравоохранения, а исследования закономерностей формирования здоровья и жизнедеятельности детей являются приоритетными направлениями научных исследований в педиатрии [3-6]. Разработка мероприятий по укреплению здоровья и качества жизни (КЖ) является одним из основных направлений социальной педиатрии [7]. Установлено, что здоровье детей определяется не
Для корреспонденции (Correspondence to): Малиевский Виктор Артурович, доктор мед. наук, проф., проф. каф. госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, e-mail: vmalievsky@ mail.ru
только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей [8, 9].
В последнее десятилетие отмечается ухудшение показателей здоровья, КЖ, что связывают с такими факторами, как урбанизация, информационный взрыв, ограничения двигательной активности, нарушения режима, воспитание в условиях однодет-ной, неполной или неблагополучной семьи [10-14]. Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании хронической патологии [4, 9, 12, 15, 16].
Понятие «качество жизни» в педиатрии отличается от такового у взрослых, что обусловлено зависимостью детей от родителей, ровесников, одноклассников, развитием, демографическими факторами, различиями систем медицинского обслуживания [17].
Гатиятуллина Л.Р, Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М.
Возрастная детерминированность основных составляющих КЖ ребенка связана с тем, что если у взрослых показателями физической и социальной активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста - уровень игровой активности, общение с детьми. В школьном возрасте социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка к школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости [5, 18].
Особый интерес отечественных педиатров вызывает разработка стандартов КЖ детей с учетом демографических и медико-биологических показателей, определение региональных показателей КЖ, оценка КЖ детей из разных социальных групп, эффективности лечебно-профилактических мероприятий [16, 19, 20]. Перспективными и необходимыми являются исследования в различных регионах с целью разработки региональных программ медицинской профилактики [21]. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение показателей КЖ детей младшего школьного возраста в Республике Башкортостан.
Материалы и методы
Было анкетировано 898 детей - 405 мальчиков (45,1%) и 493 девочки (54,9%) в возрасте 7-11 лет и их родителей. В 6 городах (Уфа, Белебей, Учалы, Октябрьский, Ишимбай, Туймазы) проживало 611 детей (68%), в 6 сельских районах (Ишимбайский, Туймазинский, Белебеевский, Миякинский, Бака-линский, и Баймакский районы) - 287 детей (32%). Анкетирование детей проводилось непосредственно в школе, родителям анкеты раздавались во время родительских собраний.
Оценку состояния здоровья детей проводили на основании результатов массовых профилактических осмотров в соответствии с приказом Минздрава России от 30.12.03 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» с учетом наличия или отсутствия функциональных нарушений и/или хронических заболеваний, уровня функционального состояния и уровня и гармоничности физического развития [22].
К I группе здоровья (нормальные показатели физического и нервно-психического здоровья, отсутствие функциональных нарушений и хронических заболеваний) отнесены 274 (32,5%) детей. У 484 (44,2%) детей имелись различные функциональные и морфофункциональные нарушения (II группа здоровья). Хронические заболевания (III группа здоровья) установлены у 140 (23,3%) детей. В городах удельный вес практически здоровых детей оказался выше, чем в сельской местности (соответственно 33,5 и 24%, р = 0,025). Различия удельного веса детей II и III групп здоровья оказались статистически незначимыми. У детей 11-12 лет удельный вес практически здоровых оказался меньше, чем у детей 8-10 лет (соответственно 2,49 и 32,5%, р = 0,016). Соответственно среди детей 11-12 лет несколько увеличился удельный вес детей II и III групп здоровья, однако эти различия оказались статистически незначимыми.
Для исследования КЖ был применен международный опросник PedsQL 4.0 - Pediatric Quality of Life Inventory [23]. Данный опросник включает ответы на 23 вопроса, которые позволяют оценить КЖ по четырем шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное (ЭФ), социальное функционирование (СФ), жизнь в школе (ЖШ), на основании которых рассчитывается суммарный балл (СБ). Кроме того, три последних шкалы формируют показатель психического здоровья (ПЗ). Вопросы опросника затрагивают отношения со сверстниками, повседневную деятельность, эмоциональное состояние, школьную успеваемость. Использовали варианты опросника для родителей и детей 8-12 лет.
Для ответов использована 5-балльная шкала Ли-керта, при этом количество баллов варьирует от 0 («никогда нет проблем») до 4 («почти всегда трудно»). Полученные ответы подвергались процедуре перекодирования по разработанному авторами алгоритму в 100-балльной системе, при этом уровень КЖ находится в прямой зависимости от величины набранных баллов.
Опросник прошел мультицентровые исследования в разных странах мира и доказал свою высокую информативность и чувствительность, что говорит о его надежности и достоверности для оценки КЖ детей младшего школьного возраста [15, 24].
До проведения статистического анализа нами был оценен характер распределения каждого показателя с помощью вычисления критерия Шапиро-Уилса. В связи с тем что все показатели имели характер распределения, отличный от нормального, для оценки достоверности полученных результатов анкетирования мы использовали методы непараметрической статистики. При описании количественных данных в качестве меры центральной тенденции указывалась медиана (Me) - значение, соответствующее середине ряда упорядоченных от минимальной до максимальной величин, в качестве меры рассеяния - интерквар-тильный размах: значения 25-го и 75-го квартилей (Q25 и Q75). Достоверность различий количественных показателей между двумя группами оценивали по критерию Манна-Уитни, а при наличии трех групп и более - по критерию Крускала-Уоллиса. Различия считались статистически значимыми при уровне р < 0,05 [15].
Результаты и обсуждение
Показатели КЖ по результатам анкетирования детей младшего школьного возраста и их родителей представлены в табл. 1.
Как показано, дети младшего школьного возраста и их родители практически одинаково оценили уровень КЖ (СБ - 77 по оценке родителей, 78 - по самооценке; р > 0,05). Практически по всем шкалам, кроме шкалы ФФ, отсутствуют значимые различия между показателями одноименных шкал родительских и детских форм опросника. Полученные результаты могут свидетельствовать о сопоставимости восприятия вопросов и оценки большинства аспектов жизнедеятельности родителями и детьми.
Таблица 1 Показатели КЖ (в баллах) детей препубертат-ного возраста в Республике Башкортостан (Ме, Q25-Q75)
Шкала По оценке родителей (п = 898) По самооценке (п = 898) Р
ФФ 81(69-91) 84 (72-84) 0,001
ЭФ 75(61-90) 75 (60-85) > 0,05
СФ 85(70-93) 85 (70-95) > 0,05
ШФ 70 (56-80) 70 (60-80) > 0,05
ПЗ 75 (67-85) 77 (67-83) > 0,05
СБ 77 (70-86) 78 (70-86) > 0,05
Таблица 2
Показатели КЖ (в баллах) детей младшего школьного возраста различного пола (Ме, Q25-Q75)
Шкала Мальчики (п = 405) Девочки (п = 493) Р
По оценке родителей:
ФФ 84 (72-94) 81(69-91) 0,007
ЭФ 75 (65-90) 75 (60-90) > 0,05
СФ 85 (70-90) 85 (70-95) > 0,05
ШФ 65 (55-80) 70 (60-80) 0,002
ПЗ 75 (67-83) 77 (65-87) > 0,05
СБ 77 (70-85) 77 (68-87) > 0,05
По самооценке:
ФФ 88 (76-84) 81 (69-83) 0,001
ЭФ 75 (65-90) 75 (60-85) > 0,05
СФ 80 (70-90) 85 (70-95) > 0,05
ШФ 70 (60-80) 70 (60-85) 0,002
ПЗ 75 (67-83) 77 (65-85) > 0,05
СБ 78(71-85) 78 (68-86) > 0,05
По мнению родителей, большинство детей не испытывали проблем в процессе межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, о чем свидетельствуют высокие показатели шкалы СФ (85 баллов). ФФ также находилось на достаточно высоком уровне: по мнению родителей, большинство детей не испытывали затруднений при выполнении повседневной обыденной физической нагрузки (ходьба пешком, бег, выполнение домашних обязанностей, самообслуживание). При этом дети более высоко, чем родители, оценивали свой уровень ФФ, что, по нашему мнению, может быть обусловлено как завышенной самооценкой своих физических способностей, так и повышенными требованиями к ребенку со стороны родителей.
Наиболее низкие оценки при анкетировании родителей были получены по шкале ЖШ (70 баллов), что может отражать наличие проблем в школе (пропуски занятий по состоянию здоровья, а также забывчивость, невнимательность, затруднения при выполнении заданий и усвоении школьной программы).
Показатели по шкалам ЭФ (75 баллов) и ПЗ (75 баллов) свидетельствуют о наличии у ряда детей таких психоэмоциональных реакций, как чувство страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Более низкие показатели 25-го и 75-го квартилей распределения по шкале ЭФ детского опросника по сравнению с таковыми в родительском опроснике свидетельствуют о недостаточно адекватном представлении родителей об эмоциональном благополучии собственных детей по сравнению с их субъективной самооценкой. При анализе КЖ детей, проживающих в городской и сельской местностях, значимых различий не выявлено. Установлены различия в оценке КЖ детьми разного пола, а также их родителями (табл. 2).
Мальчики по сравнению с девочками отмечали более высокий уровень ФФ, зато девочки имели более высокие показатели по ШФ, т. е. они более адаптированы в микросоциальной среде. Выявлены также некоторые различия в КЖ детей в зависимости от возраста (табл. 3). При этом были определены значимые различия в оценки КЖ по шкале СФ: дети 10-11 лет и их родители имеют более высокий уровень оценки КЖ, чем дети 7-9 лет и их родители (соответственно по шкале СФ 85 и 90 баллов), что может быть обусловлено большим опытом межличностного обще-
Таблица 3 Показатели КЖ (в баллах) детей в зависимости от возраста (Ме, Q25-Q75)
Шкала Возраст Р
7-9 лет (п = 657) 10-11 лет (п = 241)
По оценке родителей:
ФФ 81(69-91) 81 (72-94) > 0,05
ЭФ 75 (61-90) 80 (65-90) > 0,05
СФ 85 (70-93) 90 (70-95) 0,008
ШФ 70 (60-80) 70 (55-85) > 0,05
ПЗ 75 (67-83) 77 (67-88) > 0,05
СБ 77 (68-85) 78 (70-88) > 0,05
По самооценке:
ФФ 84 (72-84) 84 (75-94) > 0,05
ЭФ 75 (65-90) 75 (65-90) > 0,05
СФ 85 (75-95) 85 (75-95) 0,013
ШФ 70 (55-80) 70 (55-80) > 0,05
ПЗ 77 (67-83) 77 (67-87) > 0,05
СБ 77 (69-85) 79 (70-88) > 0,05
Гатиятуллина Л.Р, Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М.
Таблица 4
Показатели Кж (в баллах) детей в зависимости от группы здоровья
Шкала Группа здоровья
I (п = 274) II (п = 484) III (п = 140) Р:-п Р:-ш Рп-ш
По оценке родителей:
ФФ 84 (75-93) 81(69-91) 75 (63-87) > 0,05 < 0,001 < 0,001
ЭФ 80 (65-90) 75 (65-85) 70 (60-85) > 0,05 0,014 > 0,05
СФ 85 (75-95) 85 (70-95) 80 (65-90) > 0,05 0,001 0,014
ШФ 70 (56-80) 70 (60-80) 65 (52-75) > 0,05 0,002 0,005
ПЗ 77 (68-87) 75 (66-83) 68 (61-82) > 0,05 < 0,001 0,012
СБ 78 (71-88) 77 (70-85) 73 (63-83) > 0,05 < 0,001 0,002
По самооценке:
ФФ 87 (75-94) 84(72-94) 78 (63-90) > 0,05 < 0,001 0,002
ЭФ 80 (65-85) 75 (65-85) 70 (55-80) > 0,05 0,004 0,008
СФ 85 (70-95) 85 (70-95) 80 (65-90) > 0,05 0,018 0,002
ШФ 70 (60-85) 70 (60-80) 70 (55-80) > 0,05 0,022 0,029
ПЗ 76 (67-86) 77 (67-83) 72 (62-80) > 0,05 0,003 0,001
ния и лучшей сформированностью интеллектуальной сферы у детей старшего возраста.
Нами было изучено также влияние на КЖ детей младшего школьного возраста группы здоровья (табл. 4). Показатели КЖ у детей в I группе здоровья существенно не различались. Наличие морфофункцио-нальных отклонений (II группа здоровья) и хронических заболеваний (III группа здоровья) прямо влияло на все сферы деятельности ребенка как по оценке детей, так и их родителей. Дети II и III групп здоровья по сравнению со здоровыми имели более низкое качество жизни. Дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) отличались от детей I и II групп здоровья более низким уровнем качества жизни (73 балла). Несмотря на компенсацию функциональных возможностей и клиническую ремиссию, у больных детей выявлялось снижение физических возможностей не только при беге, участии в спортивных играх и подъеме тяжестей, но и при выполнении повседневной нагрузки, что проявлялось более низкими показателями по шкале ФФ (75 баллов). Наличие хронической патологии оказало влияние и на психоэмоциональный статус в виде снижения настроения, повышенной тревожности и напряженности, что подтверждается более низкими показателями по шкалам ЭФ (70 баллов) и ПЗ (68 баллов). Пропуски занятий по состоянию здоровья в связи с необходимостью обследования и лечения привели детей к затруднениям при выполнении школьных заданий (65 баллов) по оценкам родителей, дети оценивали свое состояние чуть выше, но показатели были достоверно ниже, чем в других группах здоровья.
Таким образом, полученные данные могут быть использованы для оценки эффективности профилактических, лечебных, образовательных и реаби-
литационных программ, разработки обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы медико-социальной помощи детям. Показатели КЖ практически здоровых детей могут быть использованы для оценки влияния различных форм патологии на жизнедеятельность ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояния здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4-9.
2. Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 7-12.
3. Баранов А.А., Баранова-Намазова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижение, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов. Вестник РаАМН. 2011; 5: 6-11.
5. Каганова Т.И., Кучумова О.В. Факторы риска задержки физического развития у детей. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (2): 128-30.
6. Козлов В.К. Здоровье детей и подростков Сибири и Дальнего Востока - вклад в будущее России. Бюллетень Сибирского отделения Российской академии наук. 2012; 1: 99-106.
7. Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 4-9.
8. Монахов М.В. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей. Российский вестник перинатоло-гии и педиатрии. 2008; 1: 77-82.
9. Новик А.А. Исследования качества жизни педиатрии. Шевченко Ю.Л., ред. М.: Издание Российской академии естественных наук; 2008.
10. Баранов А.А. Смертность детского населения России (тенденции и пути снижения). М.: Союз педиатров России. 2009.
11. Бобрецова С.В. Здоровый образ жизни: теория и практика. Медицинская сестра. 2010; 7: 31-3.
12. Тимофеева А.Г. Исследование качества жизни у детей с хроническими заболеваниями. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (6): 28-9.
13. Хажамия Р.К. Качество жизни и организация дородовой подготовки беременных: монография. СПб.; 2009.
14. Юрьев В.К. Оценка динамики качества жизни детей как критерий эффективности стационарного лечения. Вопросы современной педиатрии. 2009; 6: 7-11.
15. Байтурина А.Т., Малиевский В.А., Валиуллина С.А., Виняр-ская И.В. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан. Российский педиатрический журнал. 2007; 6: 51-4.
16. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии. Вопросы современной педиатрии. 2007; 6 (3): 6-8.
17. Christakis D.A., Johnston B.D., Connell F.A. Methodological issues in pediatric outcomes research. Ambul. Pediatr. 2001; 1: 59-62.
18. Винярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий (комплексное медико-социальное исследование): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2008.
19. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Возможности использования качества жизни для оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2007; 5: 54-5.
20. Самодова И.Л., Лучкевич В.С. Мариничева Г.Н., Абумус-лимова Е.А., Шакиров А.М. Влияние медицинской и социальной реабилитации на качество жизни детей группы медико-социального риска. Российский педиатрический журнал. 2013; 1: 60-3.
21. Модестов А.А., Косова С.А., Бондарь В.И., Неволин Ю.С., Федоткина С.А. Состояние здоровья детского населения как основа разработки региональных программ медицинской профилактики. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 53-7.
22. Васильев А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. М.: Стандарты и качество; 2003.
23. Varni J.W., Katz E.R., Seid M., Knight T.S. The PedsQL 4.0 Generic Core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision - making. J. Behav. Med. 2010; 25 (2): 175-93.
24. Varni J.W., Katz E.R., Seid M., Quiggins D.J, Friedman-Bender A., Castro C.M. The Pediatric cancer quality of life inventory (PCQL). I. Instrument development, descriptive statistics, and cross-informant variance. J. Behav. Med. 1998; 21 (2): 179-204.
REFERENCES
1. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. The morbidity trends and health of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 4-9. (in Russian)
2. Baranov A.A., Il'in A.G. Actual problems of preservation and strengthening of health in the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 4: 7-12. (in Russian)
3. Baranov A.A., Baranova-Namazova L.S., Il'in A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Research in pediatrics: directions, achievement, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)
4. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu, Vinyarskaya I.V. The state of health of children and adolescents, and the role of medical-social factors. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2005; 4 (2): 7-12. (in Russian)
5. Kaganova T.I., Kuchumova O.V. Risk factors for delay of physical development in children. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2008; 7 (2): 128-130. (in Russian)
6. Kozlov V.K. The health of children and adolescents Siberia and the Far East - contribution to the future of Russia. Byulleten' Sibirskogo
otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. 2012; 1: 99-106. (in Russian)
7. Al'bitskiy V.Yu. Social Pediatrics as an area of scientific knowledge, practical steps, and the subject of teaching. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 1: 4-9. (in Russian)
8. Monakhov M.V. Social characteristics of families in contemporary Russia and the health of children . Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii. 2008; 1: 77-82. (in Russian)
9. Novik A.A. Research of quality of life of Pediatrics. Shevchenko Yu.L., ed. Moscow: Izdanie Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk; 2008. (in Russian)
10. Baranov A.A. Mortality of children of the Russian (population trends and ways of reducing). Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2009; 392. (in Russian)
11. Bobretsova S.V. Healthy lifestyle: theory and practice. Meditsinskaya sestra. 2010; 7: 31-3. (in Russian)
12. Timofeeva A.G. Study of the quality of life in children with chronic diseases. Voprosy .sovremennoy pediatrii. 2008; 7 (6): 28-9. (in Russian)
13. Khazhamiya R.K. The quality of life and the organization of prenatal pregnant: monografiya. St.-Petersburg; 2009. (in Russian)
14. Yur'ev V.K. Assessing the dynamics of quality of life of children as a criterion of efficiency of inpatient treatment. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2009; 6: 7-11. (in Russian)
15. Bayturina A.T. State of health and quality of life of children of teenage age in the Republic of Bashkortostan: Diss. Moscow; 2008. (in Russian)
16. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu. Results, problems and prospects of the study of life quality in the national pediatrics. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2007; 6 (3): 6-8. (in Russian)
17. Christakis D.A., Johnston B.D., Connell F.A. Methodological issues in pediatric outcomes research. Ambul. Pediatr. 2001; 1: 59-62.
18. Vinyarskaya I.V. The quality of life of children as a criterion of evaluation of health status and effectiveness of health technologies (integrated medical-social research): Diss. Moscow; 2008. (in Russian)
19. Al'bitskiy V.Yu., Vinyarskaya I.V. The possibility of using the quality of life for assessing the state of children's health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2007; 5: 54-5. (in Russian)
20. Samodova I.L., Luchkevich V.S., Marinicheva G.N., Abumuslimova E.A., Shakirov A.M. The impact of medical and social rehabilitation on the quality of life of children of the group of medical-social risk. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 1: 60-3. (in Russian)
21. Modestov A.A., Kosova S.A., Bondar' V.I., Nevolin Yu.S., Fedotkina S.A. The health condition of the child population as a basis for the development of regional programs of medical prevention. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 53-7. (in Russian)
22. Vasil'ev A.L. Russia in the XXI century. The quality of life and standardization. Moscow: Standarty i kachestvo; 2003. (in Russian)
23. Varni J.W., Katz E.R., Seid M., Knight T.S. The PedsQL 4.0 Generic core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision - making. J. Behav. Med. 2010; 25 (2): 175-93.
24. Varni J.W., Katz E.R., Seid M., Quiggins D.J, Friedman-Bender A., Castro C.M. The Pediatric cancer quality of life inventory (PcQL). I. Instrument development, descriptive statistics, and cross-informant variance. J. Behav. Med. 1998; 21 (2): 179-204.
Поступила 04.07.14 Received 04.07.14
Сведения об авторах:
Гатиятуллина Ляйсан Радиковна, аспирант каф. госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России; Винярская Ирина Валериевна, доктор мед. наук, руководитель лаб. проблем медицинского обеспечения и качества жизни детского населения, ФГБНУ НЦЗД; Коновалова Галина Михайловна, канд. мед. наук, доцент, доцент каф. поликлинической и неотложной педиатрии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России