© В.С. Квагинидзе, А.А. Водолазский, 2003
УДК 66.232.8.004.12+ 658.382 (043.3)
В.С. Квагинидзе, А.А. Водолазский ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БУЛЬДОЗЕРОВ НА
ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ
На россыпных месторождениях Южной Якутии используются бульдозеры как импортного, так и отечественного производства: Т-500 (ДЗ-141ХЛ), ДЭТ-250 (ДЗ-34С), Т-130 (ДЗ-27С).
Тяжелые бульдозеры Т-500 применяются здесь в большинстве случаев на работах по разупрочнению мерзлых и скальных пород. Рыхление применяется при вскрышных работах, проходке дренажных и других канав, при добычных работах для интенсификации естественного оттаивания, при задирке плотика, а также на горно-подготови-тельных работах при формировании зумпфов и других горнотехнических сооружений. Кроме этого, тяжелая техника применяется при уборке оттаявших на достаточную глубину или разрыхленных вскрышных пород и на выкучивании песков. В случае использования высокопроизводительных промывочных приборов с использованием мощных землесосов и гидроэлеваторов эти бульдозеры используются и на промывке песков.
Бульдозеры среднего тягового класса ДЭТ-250 применяются как на вскрышных, так и на добычных работах для перемещения талых или разупроч-ненных пород. Эти бульдозеры имеют достаточно высокую скорость откатки, поэтому часто применяются на подаче песков в бункер промывочной установки.
Бульдозеры малой мощности Т-130 применяются в основном при промывочных работах на подаче песков в бункер-питатель промывочного прибора и на разваловке хвостов промывки. Эти бульдозеры также широко применяются при производстве горно-
подготовительных и вспомогательных работ. В зимне-весенний и осеннезимний период эти бульдозеры используют на вскрышных работах для уборки
Рис. 1. Динамика изменения коэффициента использования техники во времени в течении рабочего сезона
разрыхленной горной массы. По результатам исследований был произведен анализ полученных данных, рассчитаны коэффициент использования оборудования во времени и доля каждого вида простоев в структуре календарного времени работы техники. Полученные результаты показали, что коэффициент использования. техники в течении рабочего сезона по видам бульдозеров в среднем составляет 0.35-0.58. Изменение его по месяцам показано на рис. 1. Доля плановых и неплановых простоев в структуре календарного времени работы бульдозеров показана в процентном отношении на рис. 2.
Из рис. 1 видно, что максимальных значений коэффициент использования достигает во время промывочных работ в связи с интенсивной эксплуатацией оборудования, а минимальных в начале рабочего сезона, что связано с проведением плановых капитальных ремонтов, и в конце сезона, что обусловлено износом оборудования. Такая динамика эксплуатации оборудования создается, можно сказать, искусственно в целях обеспечения запланированных объемов добычи полезного ископаемого. Однако поддержание оборудования в работе путем несоблюдения системы ППР приводит к аварийным остановкам оборудования. Из рис. 2 видно, что неплановые простои составили 17.6-41.6% от календарного времени работы оборудования. А простои вообще занимают 42.1-64.7%
календарного времени. На рис. 3 видно, что аварийные простои составляют 30.7-48.2% от общего времени простоев техники.
Структура аварийных простоев отображена на рис. 4. К организационным причинам относятся простои оборудования из-за отсутствия запасных частей, отсутствия фронта работ, некомплекта экипажей и т.д. Основной объем простоев по организационным причинам занимают простои из-за отсутствия или несвоевременной поставки запасных частей и материалов. Основная часть аварийных простоев приходится на восстановление механической части бульдозера. Как видно из рис. 4 на механическую часть у бульдозеров Т-500 и Т-130 приходится соответственно 76.8 и 81.4% всех аварийных ремонтов.
Наибольшее число отказов приходится на ходовую часть бульдозера. Большое, количество аварийных простоев связано с ремонтом двигателя, коробки передач, муфты сцепления, бортовых редукторов. Достаточное количество отказов приходится на радиатор, рессоры, навесное оборудование. При производстве аварийных ремонтов производится достаточно большое количество сварочных работ. Это вызвано интенсивным абразивным износом ходовой части и рабочего оборудования, разрушением рам, изломом различных узлов вследствие знакопеременных ударных нагрузок, вибрации и усталостного износа. Итак, в структуре ремонтов механической части бульдозеров основное место занимают ремонты, связанные с восстановлением ходовой части рабочего оборудования, двигателей внутреннего сгорания, коробки передач, муфты сцепления и бортовых редукторов. Аварийные простои дизель-электрического бульдозера ДЭТ-250 имеют несколько иную структуру. Наряду с механической частью (44,6%), большое количество времени расходу-
10 0% 50% 0%
17.6% 41.6% 2 0.4%
2 7.3% 21.7%
5 5.1% 2 3.1% 5 7.9%
3 5.3%
ДЭТ-250
I время работы В плановые простои
«неплановые простои
100%
50%
0%
30.7% 16.1% 48.2% 7.0% і 41.4%
60.8% 35.7% 51.6%
Т-500
ДЭТ-250
Т-130
□ плановые простои □аварийные простои
□ организационные причины
100%
80%
60%
40%
20%
0%
14.8% 52.2% 12.4%
76.8% 81.4%
44.6%
ДЭТ-250
□ Механическая часть □ Электрическая часть □ Гидравлическая часть
Т-500
Т-130
Т-500
Т-130
ется на восстановление электрической части бульдозера (52,2%). Это связано с тем, что на нем применяется электромеханическая трансмиссия.
Длительные аварийные простои бульдозеров объясняются несовершенством системы ППР, часто несоблюдением этой системы, слабой ремонтной базой, нестабильностью материальнотехнического снабжения, иногда недостаточной квалификацией машинистов и слесарей, недостаточной эксплуатационной и ремонтной технологичностью, низким качеством запасных частей, а также большой интенсивностью использования бульдозеров и жесткими условиями эксплуатации. Кроме этого
на количество и длительность аварийных остановок, конечно, влияет срок эксплуатации горной машины, который, как правило, велик из-за недостаточно благоприятного финансового положения золотодобывающих предприятий. На длительность простоев влияет также несоблюдение сроков остановки машин на ремонт, несвоевременность наладки параметров электрооборудования (ДЭТ-250), несвоевременные осмотры и ремонты двигателей внутреннего сгорания и т.д.
Ремонт бульдозеров, применяемых при разработке россыпей в условиях Севера имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планирова-
Рис. 2. Структура календарного времени работы бульдозеров
Рис. 3. Структура всех простоев бульдозеров Рис. 4. Структура аварийных простоев
нии и организации ремонтных работ. Во-первых, аварийные ремонты планировать заранее невозможно, они выполняются по потребности. При аварийном выходе бульдозера из строя, когда утеряны его функции движения, ремонты, как правило, производятся прямо на полигоне. В некоторых случаях возможно транспортирование его на ремонтную площадку с помощью другого бульдозера. В связи с большой массой агрегатов и узлов (особенно у тяжелой техники) требуется применение грузоподъемных средств. Во-вторых, как указывалось выше, обычно капитальные и текущие ремонты бульдозеров выпадают на холодный период года (март-апрель, октябрь-ноябрь). Низкие температуры негативно влияют на качество и продолжительность ремонтных работ при производстве их на открытом воздухе. Низкие температуры особенно негативно влияют на производство сварочных работ. При большом перепаде температур в металле возникают термические напряжения, усиливается хрупкость, что не обеспечивает надежной работы отремонтированных деталей. При некачественном выполнении ремонтных работ и преждевременном выходе из строя деталей и узлов требуется выполнение больших объемов дополнительных сбо-рочно-разборочных и восстановительных работ, что требует значительных затрат времени и средств на их выполнение.
Кроме этого, на длительность ремонтов в холодное время на открытом воздухе влияют факторы организационного характера, проявляющиеся в нарушении ритмичности работы под влиянием неблагоприятного воздействия климатических факторов на обслуживающий персонал.