19. Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2016. - № 2. - С. 8-15.
20. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
- № 56-6. - С. 39-47.
21. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Шамгуллин А.З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. - С. 383-387.
23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014
24. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
25. Зорин С.Д., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Применение бригадных форм работы тренеров в управлении многолетней спортивной подготовкой учащихся детско-юношеских спортивных школ: монография. - Чебоксары, 2014.
26. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2.
- С. 46.
27. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: монография. - Чебоксары, 2014.
28. Краевский В.В. Воспитание или образование // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 5.
29. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2014. - № 4. - С. 100-105.
30. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 392-394.
31. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 602 с.
32. Софронов И.Л., Драндров Г.Л., Бурцев В.А. Формирование спортивно культуры студентов на основе спортивных игр // Педагогика и психология образования. - 2012. - № 1. - С. 79-87.
Педагогика
УДК: 796.011.3-057.87
кандидат педагогических наук, доцент Дюкина Лариса Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Игнатьев Сергей Викторович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены показатели физического развития студентов за четыре года обучения, выявлен уровень физической подготовленности студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, студенты, тестирование.
Annotation. The article discusses the indicators of physical development of students for four years of study, revealed the level of physical fitness of students in the learning process in higher education. Keywords: physical development, physical training, physical fitness, students, testing.
Введение. Сегодня в век бурного развития нанотехнологий занятия физической культурой или спортом являются самым эффективным способом реализации физиологических потребностей организма человека, потребности в движении.
Создание благоприятных условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных задач стоящих перед государством.
Достижения науки внесли в повседневную жизнь человека вместе с современными технологиями, целый ряд неблагоприятных факторов. К ним, прежде всего, относятся гиподинамия и гипокинезия, физические и нервные перегрузки, стрессы бытового и профессионального характера. Все вышеперечисленные факторы негативно сказываются на здоровье молодых людей. У студентов наблюдается нарушение обмена веществ в организме, избыточная масса тела и т. п. Влияние негативных факторов на состояние здоровья молодого организма до такой степени велико и объемно, что внутренние защитные функции самого организма уже не в состоянии с ними справиться.
Несоответствующее возрастным нормам физическое развитие студентов многие объясняют ненадлежащим медикаментозным обеспечением населения, не обращая внимание на то, что важнейшим фактором укрепления здоровья является двигательная активность человека.
Двигательная активность успешно решает вопросы: укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, улучшения функционального состояния организма человека.
Одной из основных задач высшего образования является сохранение и укрепление здоровья студентов, т. е. их физическое, психическое и социальное благополучие. Для решения данной задачи высшие учебные заведения создают благоприятные условия для всестороннего физического совершенствования студентов.
В тоже время, как показывают результаты ранее проведенных исследований, для очень многих студентов характерно пассивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, хотя их значимость и ценность, пусть и опосредовано, но признаются большинством из них.
Проблема физического развития молодежи сегодня справедливо рассматривается в качестве одной из приоритетных социально педагогических задач.
Таким образом, уровень физического развития студентов является одним из показателей их здоровья. В вузы поступают ребята уже с имеющимся уровнем физического развития, и одной из основных задач стоящих перед преподавателями вуза - это совершенствовать данные показатели. Поэтому так важно при планировании физических нагрузок учитывать исходный уровень физического развития и физической подготовленности студентов, чтобы не привести к ухудшению имеющегося состояния здоровья и снижению уровня развития физических качеств.
Изложение основного материала статьи. Проведенная опытно - исследовательская работа была направлена на выявление динамики показателей физического развития и физической подготовленности студентов факультета физической культуры.
Физическое развитие студентов оценивали по параметрам роста, массы тела, окружности грудной клетки, степени развития функциональных способностей организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук).
1. Рост (см) измерялся ростомером.
2. Вес (кг) измерялся при помощи весов.
3. ОГК, (см) сантиметровой лентой.
4. ЖЕЛ (мл) это показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания, измерялся с помощью спирометра. Чтобы оценить полученную величину ЖЕЛ сравниваем её с должной величиной ЖЕЛ, Рассчитанную по формуле Людвига:
ЖЕЛ для мужчин = 40*рост (см)+30*вес (кг)-4400;
В норме у здоровых людей ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15 процентов (оценивается ЖЕЛ из соотношения ЖЕЛ факт/ЖЕЛ должн).
У хорошо подготовленных молодых людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от специфики двигательной деятельности.
5. Сила кисти (кг) измерялась при помощи кистевого динамометра. Средние показатели уровня развития силы правой кисти (если человек правша) у мужчин составляет 35 - 50 кг. Средние показатели уровня развития силы левой кисти обычно на 5 - 10 кг меньше, чем показатели правой кисти.
Показатель силы взаимосвязан с объемом мышечной массы. В связи с чем, при оценке результатов динамометрии важно учитывать и основную абсолютную силу, и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин составляют 60 - 70% массы тела.
Физическая подготовленность студентов оценивалась по уровню развития физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств. Для выявления уровня развития физических качеств были взяты следующие тестовые упражнения [1].
1. Развитие быстроты определялось по результатам в беге на 100 м (с),
2. Для выявления уровня развития гибкости применялся тест наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см).
3. Уровень сформированности скоростно-силовых качеств определялся по результатам, показанным в тесте прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).
4. Уровень силовых способностей выявлялся по результатам, полученным в тесте подтягивание из виса на высокой перекладине (раз).
5. Скоростно-силовые качества определялись по результатам, полученным в тесте поднимание туловища из положения лежа на спине за минуту (раз).
6. Уровень развития выносливости определяли по результатам, полученным в тесте бег 3000 м (с).
Исследование студентов проводилось на базе факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Чувашский
государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева».
В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» в количестве 28 человек. На факультете обучаются как юноши, так и девушки, но анализируя динамику физического развития и физической подготовленности студентов выяснилось, что из девушек во всех испытаниях приняли участие 4 человека. Для подсчета и анализа этого количества недостаточно. Исследование динамики физического развития и физической подготовленности было проведено по результатам, полученным в тестировании у юношей.
Все испытуемые не имели медицинских противопоказаний к систематическим занятиям физическими упражнениями. Наблюдение за результатами студентов проводилось с первого по четвертый курс.
Исследование уровня физического развития и уровня физической подготовленности у студентов факультета физической культуры позволило нам получить следующие результаты.
Полученные результаты за период с 2015 по 2018 годы представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Показатели физического развития студентов ФФК с 1 по 4 курсы, юноши
Показатели Рост, см Вес, кг ОГК, см ЖЕЛ, мл Кистевая динамометрия, кг
х о д т х о д ы т й з у а с я и с а & с к т Правой кисти я т с и и =я о в е ^
2015 173,11± 1,03 63,18± 0,72 92,1± 0,30 81,0± 0,24 89,2± 0,4 5,63± 0,3 3985,6± 31,98 41,1± 0,26 38,1± 0,34
2016 174,61± 1,12 65,32± 0,81 94,2± 0,24 83,1± 0,28 90,5± 0,33 6,25± 0,2 4415,6± 24,87 44,3± 0,28 41,9± 0,27
2017 175,20± 1,08 68,32± 0,73 96,1± 0,23 84,3± 0,3 91,2± 0,4 7,7± 0,55 4847,1± 20,42 47,2± 0,34 44,3± 0,25
2018 176,39± 1,0 68,96± 0,83 98,2± 0,32 86,3± 0,33 93,2± 0,44 7,82± 0,21 5087,7± 33,41 49,5± 0,44 45,5± 0,27
Анализ результатов представленных в таблице показывает, что показатели роста и веса у студентов факультета физической культуры соответствует нормативным показателям.
Отсутствие изменений в росте на четвертом курсе свидетельствует о достижении своих максимальных показателей в этом тесте согласно биологическому развитию молодого организма. Жизненная емкость легких находится на должном уровне и соответствует росту и весу испытуемых. Кистевая динамометрия, как видно из полученных результатов также соответствует нормативным требованиям для данного возраста.
Следовательно, можно сделать вывод, что результаты исследования, полученные за четыре года, показали, что испытуемые имеют хороший уровень физического развития, соответствующий нормативам.
На практических занятиях студенты факультета физической культуры имели возможность совершенствовать и развивать все жизненно необходимые качества.
Преподавателями на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам, а также на занятиях в группах повышения спортивного мастерства применялись различные сочетания средств и методов для оптимального физического развития и совершенствования физических качеств студентов.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности студентов ФФК с 1 по 4 курсы, юноши
№ № Тесты 2015 2016 2017 2018
1. Бег 100м (с) 14,25±0,20 13,74±0,17 13,31±0,14 13,09±0,21
2. Бег 3000 м (с) 776±0,27 721±0,20 716±0,11 672±0,13
3. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 11,71±1,13 15,18±1,16 17,39±0,81 20,50±1,36
4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 220,57±3,72 224,46±8,13 235,32±3,93 241,54±4,12
5. Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) 11,21±1,21 12,29±1,02 15,93±1,22 20,50±1,41
6. Поднимание туловища из положения лежа на спине за минуту (раз) 41,82±1,6 46,71±3,13 48,18±2,43 52,96±2,29
Полученные результаты физической подготовленности студентов факультета физической культуры показывают, что на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении у испытуемых наблюдается положительная динамика развития всех физических качеств.
Показатели развития быстроты имеют прирост в результатах на протяжении всего обучения с 14,25 с до 13,09 с.
В тесте на гибкость также наблюдается прирост в результатах на протяжении четырех лет с 11,71 см до 20,5 см, хотя в исследовании приняли участие только юноши.
Уровень сформированности выносливости у испытуемых повышается от курса к курсу и составляет 776 с на первом курсе до 672 с на четвертом курсе.
Развитие скоростно-силовых качеств, как видно из результатов в тестах также имеет положительную динамику: прыжок в длину с места увеличился с 220,57 см до 241,54 см, в тесте поднимание туловища из положения лежа на спине за одну минуту результат с 41,82 раза увеличился до 52,96 раз.
Особенно значительный прирост в результатах наблюдается в тестовом упражнении подтягивание из виса на высокой перекладине. Полученные данные выявили, что уровень развития силовых способностей увеличился с 11,21 раза до 20,5 раз в 2018 году.
Выводы. Проведенное исследование выявило, что у студентов факультета физической культуры в процессе обучения в вузе наблюдается положительная динамика и в физическом развитии и в физической подготовленности.
На протяжении четырех лет обучения в вузе студенты незначительно, но из года в год улучшали свои результаты, в выбранных тестовых упражнениях. Данный вывод подтверждается результатами проведенного исследования.
Полученные показатели физического развития соответствуют возрастным нормативам и имеют положительную динамику.
Физическая подготовленность у студентов на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении улучшается.
Образовательный процесс на факультете физической культуры организован и проводится с учетом требований государственного федерального стандарта по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль Физическая культура.
Полученные данные физического развития и показатели физической подготовки студентов соответствуют нормативным требованиям развития молодежного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что студенты вуза имеют благоприятные условия для совершенствования физических качеств, и возможности оптимального физического развития.
Литература:
1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Еремеева Светлана Павловна
ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск); доктор педагогических наук, профессор Карпова Ольга Леонидовна
Уральский социально-экономический институт (филиал)
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (г. Челябинск)
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлено обоснование проектной технологии как приоритетного средства развития самообразовательной деятельности обучающихся. Раскрываются этапы и методы реализации проектной технологии. Каждый из представленных этапов рассматривается как часть образовательного процесса (модуль) по развитию самообразовательной деятельности студентов, где помимо разработки готового проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются знания, умения, навыки и способности самообразования.
Ключевые слова: проект, проектная технология, средство, развитие, самообразовательная деятельность.
Annotation. The article presents the rationale of the project technology as a priority means of developing self-education activities of students. The stages and methods of implementation of the project technology are disclosed. Each of the presented stages is considered as part of the educational process (module) for the development of students' self-education activities, where, in addition to developing a finished design product, not only diagnostically manifests, but also knowledge, skills, abilities and abilities of self-education are formed.
Keywords: project, project technology, tool, development, self-education activity.
Введение. Значение развития самообразовательной деятельности студентов обусловлено сегодня рядом причин (факторов), среди которых: стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий; быстрое «устаревание» знаний; значительное сокращение учебной нагрузки в вузах и, как следствие, смещение весомой доли учебной деятельности в сторону самостоятельной работы обучающихся и многие другие. Наш опыт показывает, что в сложившихся условиях обучающиеся сталкиваются с целым рядом трудностей (барьеров), препятствующих их качественной профессиональной подготовке: трудности в самостоятельном добывании знаний; недостаточно развиты умения анализировать, синтезировать и обобщать массив информации; отсутствие техники самообразования; трудности в самоорганизации и самоконтроле и др. Указанное позволяет в качестве приоритетного условия качественной подготовки студентов и их конкурентоспособности на рынке труда определить развитие самообразовательной деятельности обучающихся.
Формулировка цели статьи. Раскрыть основные этапы и методы проектной технологии как эффективного инновационного средства практической реализации идеи развития самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза.
Изложение основного материала статьи. Исследование теоретико-методологических основ изучаемой нами проблемы развития самообразовательной деятельности обучающихся базируется на следующих идеях и концепциях: теории развития личности как субъекта деятельности, саморазвития личности на основе единства общего профессионального и социокультурного образования (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фельдштейн); идеи о сознательно-рефлексивном отношении личности к окружающему миру, о самоопределении субъекта в условиях смены ценностей и развития им своего «Я», творческого потенциала (Н. Г. Алексеев, О. С. Анисимов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.); интегративно-развивающий подход (А. Я. Найн, Л. А. Шипилина); технология проектного обучения (В. С. Лазарев, Е. С. Полат, Г. К. Селевко); научные положения теории управления социальными и образовательными процессами (М. С. Каган, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, А. В. Мудрик и др.); основы педагогической прогностики и педагогического проектирования образовательного процесса (В. И. Загвязинский, Е. С. Заир-Бек, А. П. Беляева, Л. М. Кустов, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин и др.); использование возможностей интеграции в профессиональной подготовке специалистов (Г. В. Абросимова, С. И. Архангельский, Ю. А. Ганин,